Проблема лидерства в Израиле
Статья посвящена проблеме лидерства в Израиле. Выделяются три этапа становления лидерства и констатируется переход к эпохе лидеров-технократов. В свою очередь переход к так называемому «рационально-легальному типу» лидерства и массовому появлению политиков-технократов в стране с западной демократией, но находящейся в чрезвычайно сложных геополитических и внутриполитических обстоятельствах, может приобрести угрожающий характер не только для стабильности в Государстве Израиль, но и во всем Ближневосточном регионе.
The problem of political leadership in Israel.pdf Проблема политического лидерства является однойиз наиболее актуальных тем политической науки. Ис-следование политической элиты важно с точки зренияпринятия государственных решений, а также прогно-зирования наиболее вероятных сценариев развитиястраны. В этой связи рассмотрение израильского поли-тического лидерства представляется важным с точкизрения внешнеполитического сотрудничества Россий-ской Федерации и Израиля как одного из партнеров наБлижнем Востоке, а также взаимоотношений Израилясо странами региона, что особенно актуально в контек-сте проблемы ближневосточного урегулирования. Не-маловажным является еще и тот факт, что Израилювсегда были необходимы сильные политики с яркимилидерскими качествами, способные объединить вокругсебя чрезвычайно неоднородное общество.В данной статье сделана попытка проследить этапыстановления лидерства в Израиле, предложена периоди-зация этого процесса и рассмотрен каждый из этапов.Представляется возможным выделить следующие этапыстановления лидерства в Израиле: 1) эпоха харизматиче-ских лидеров (конец ХІХ в. - начало 1980-х гг. ); 2) пере-ходный период - время поиска лидеров нового поколения(начало 1980-х - конец 1990-х гг.); 3) эпоха лидеров-технократов (с начала XXI в. до настоящего времени).Харизматические лидеры строили государство и управля-ли им в первые десятилетия, это Давид Бен-Гурион, Ме-нахем Бегин, Голда Меир. Стиль этих политиков характе-ризовался авторитарным типом управления.К примеру, Менахем Бегин создал партию Херут,где был абсолютным лидером и где его авторитет былоснован на его военных заслугах. Херут - движение,основанное в июле 1 948 членами организации Эцель сцелью превратить Эцель из подпольной боевой органи-зации в парламентскую партию. Партия правого поли-тического спектра с октября 1948 г. Стиль руководстваможно считать директивным. Когда в партии возника-ли противоречия, Бегин либо прибегал к помощи такназываемой «старой гвардии» - соратников по военно-му подполью или к шантажу, предлагая либо признатьего точку зрения, либо отправить его в отставку с посталидера партии [1. C. 96-123]. Бегин намеренно сохра-нял «раздутый» Центральный комитет (500 человек),тем самым снижая его реальную власть до минимума.Когда же ему предложили сократить Центральный ко-митет до 27 человек, Бегин отверг это предложение[1. C. 98].Стиль «левых лидеров», таких как Давид Бен-Гурион и Голда Меир, был также довольно жестким.Они опирались на небольшой круг приближенных, од-нако решения, которые принимались ими, требовалинеординарных лидерских качеств. Ярким примеромздесь может служить решение Бен-Гуриона о расстрелекорабля «Альталена» с Бегином на борту. Судно «Аль-талена» шло с грузом оружия из Европы. РуководствоЭцеля было готово передать большую часть груза Ар-мии обороны Израиля, оставив за собой лишь пятуючасть, которая была необходима для отрядов, сражав-шихся в Иерусалиме. Однако израильское правитель-ство во главе с Д. Бен-Гурионом не приняло это усло-вие и потребовало передать ему весь груз. Эцель отка-зался, и Бен-Гурион отдал приказ обстрелять и пото-пить «Альталену». Корабль, на который поднялся Бе-гин, был потоплен у тель-авивского берега. Эта акциягрозила взрывом гражданской войны.Ситуация начинает меняться лишь в 1980-х гг. В ис-тории Израиля этот период связывают с кризисом де-мократии, характеризуемой отказом от политическойтерпимости и появлением радикальных групп [2.C. 121-128]. Однако именно в это время в Израиле на-чинается своего рода «революция менеджеров» в поли-тике. В партийных структурах появляется институтсоветников, каждый из которых отвечает за свой «уча-сток», обладая при этом существенным влиянием наполитику партии [3]. Впоследствии крупнейшие пар-тии израильской партийной системы правый Ликуд илевая партия Авода переходят к новой системе выбо-ров, при которой список кандидатов в Кнессет форми-руется всеми членами партии, а не только Централь-ными комитетами [4. C. 126].Иначе говоря, в политической системе происходитперераспределение власти. Начинается «переходныйэтап» - попытка поиска «новых лидеров», когда куправлению страной приходит новое поколение поли-тиков (Бени Бегин, Дан Меридор, Рони Мило, ЛиморЛивнат и др.), чьи отцы были основателями движенияХерут, министрами, членами Кнессета, видными поли-тическими деятелями. К этому же поколению относят-ся такие политики, как Эхуд Ольмерт и Узи Ландау.Имея громкие фамилии, новые лидеры, тем не менее,не обладали харизмой и лидерскими качествами «от-цов». Они были прозваны «принцами», а некотороевремя спустя попытка привлечь «молодую кровь» былапризнана провальной и у руля вновь встали представи-тели старшего поколения. В 2001 г. к власти приходитпредставитель «старой гвардии», обладавший исклю-чительными лидерскими качествами, военный, опыт-ный политик Ариэль Шарон.С начала XXI в. Израиль сотрясают скандал заскандалом, связанные с политическими лидерами.2005 г. запомнился делом против сына премьер-министра Омри Шарона, разбирательство не могло неотразиться на рейтинге самого Ариэля Шарона (ОмриШарон был осужден по обвинению в незаконном сборесредств на электоральную кампанию отца и подделкебанковской документации). Показательными стали иитоги выборов в Кнессет 2006 г., которые продемонст-рировали недоверие граждан ведущим партиям страныи их политике. Впервые крупнейшие партии, которыепринято называть «национальными» по проводимойими политике и широте электората, потерпели сокру-шительное поражение. Авода получила 19 мест в Кнес-сете (из 120); Ликуд - лишь 12 мандатов, разделивтретье-четвертое места с праворадикальной партией«Наш дом Израиль» (НДИ). На выборы пришло ре-кордно малое количество избирателей (лишь 67,3%),что в том числе связывают с тем, что партии и их лиде-ры потеряли доверие ввиду того, что их политика сталарезко расходиться с предвыборными платформами.Так, в предвыборной платформе Ликуда 2003 г. не бы-ло ничего о возможности ухода израильских сил изСектора Газа и о демонтаже поселений на этой терри-тории. Это не помешало Ариэлю Шарону, лидеру пар-тии Ликуд, реализовать свой «План одностороннегоотмежевания» вразрез партийной политике и решениюобщепартийного голосования.В 2006 г. Израиль потряс скандал, который ещенесколько лет назад был бы немыслимым. ПрезидентГосударства Израиль Моше Кацав был обвинен в сек-суальных домогательствах и впоследствии был выну-жден уйти в отставку. Президент в Израиле хоть и необладает значительными полномочиями и выполняет,по большей части, представительские функции, новсегда являлся чрезвычайно уважаемой фигурой, кчьим словам традиционно прислушивались. Крометого, в отличие, например, от любого другого полити-ка, пресса всегда воздерживалась от нелицеприятныхэпитетов по отношению к президенту страны. Гром-кое дело о противоправных действиях «символа госу-дарства», таким образом, нанесло значительный уронпо лидерству в Израиле. Бывший президент был при-знан виновным в нескольких «эпизодах», и его ждетуголовное наказание.Предыдущая каденция была окрашена скандалом,связанным с целым рядом уголовных дел, среди кото-рых особенно выделялся лидер правящей партии Ка-дима премьер-министр Эхуд Ольмерт, который фигу-рировал сразу в шести уголовных делах, в том числеобвинялся в мошенничестве и коррупции. Кадима -центристская партия в Израиле. Была создана Ари-элем Шароном в 2005 г. после раскола в партии Ликудпо вопросу о реализации «Плана одностороннего от-межевания». На выборах 2006 г. получила 29 местизраильского Кнессета, что дало возможность сфор-мировать правительство. Рейтинги Э. Ольмерта упалиеще в результате провальной Ливанской кампании2006 г. Публикация результатов комиссии по резуль-татам военных действий и публикация «громких дел»вынудили Ольмерта подать в отставку и назначитьвнеочередные выборы.Израильская пресса и сегодня наводнена обвине-ниями в отношении чиновников различных рангов, втом числе министра иностранных дел (один из цен-тральных постов в израильской политической системе)Авигдора Либермана. Эти и другие скандалы указыва-ют на кризис власти в Израиле в целом и кризис лидер-ства в частности. Он связан с переходом от периодагосподства политиков с ярко выраженной харизмой кновому типу, который известный социолог Макс Веберназывал «рационально-легальный тип лидерства» [5.С. 139]. С исчезновением харизматичных лидеров вполитике на переходном этапе также можно наблюдатьрост роли экономической элиты в глазах общественно-го мнения (примером может служить неожиданная по-пулярность Аркадия Гайдамака). Ситуация с отсутст-вием ярких политиков и приходом к власти так назы-ваемых технократов типична не только для Израиля. Сэтой тенденцией столкнулся весь западный мир во вто-рой половине двадцатого столетия. В Израиле послеухода с политической арены Ариэля Шарона лидеровстарого типа практически не осталось, а лидеры «ново-го» типа, политики-технократы, еще не получили дос-таточно доверия и опыта.Один из признаков перехода к лидерству «новоготипа» - более заметная роль женщин во власти. Времяот времени в прессе появляется тема женщин в поли-тике. С некоторых пор тема стала не такой уж бесплод-ной. Женщины занимают все более влиятельные постыв различных западных странах. Канцлер Германии Ан-гела Меркель, президент Финляндии Тарья Халонен,президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, президентБразилии Дилма Ванна, бывший и нынешний Государ-ственный секретарь Соединенных Штатов АмерикиКандолиза Райс и Хилари Клинтон, военный министрЯпонии Юрико Коикэ - вот далеко не полный списокженщин, занимающих или еще недавно занимавшихключевые посты в разных странах мира.Традиционно у женщин-политиков искали мужскиечерты, так, Маргарет Тетчер прозвали «железной ле-ди», Индиру Ганди всегда представляли «бесстраш-ной», а Голду Меир «сильной». Тем не менее долгоевремя женщины-политики в мировой практике былискорее исключением. Нынешние леди в политике -неизбежность. В Израиле женщина в политике никогдане была исключением. Несмотря на сопротивление ре-лигиозных кругов, женщины с момента создания Госу-дарства Израиль получили право выбирать и быть из-бранными. В Кнессете первого созыва (1949 г.) жен-щины составили 14,4%, абсолютное большинство изних представляли левые партии. В первом правитель-стве депутат-женщина Голда Меир возглавила Мини-стерство труда и социального развития. Подобная си-туация сохранялась до 1969 г., когда все та же ГолдаМеир возглавила правительство.Однако общее количество женщин в Кнессете до1999 г. колебалось от 10,8% (9 мандатов) до 16,8%(14 мандатов). В Кнессете же пятнадцатого созыва ко-личество женщин составило 20,4%, в 2003 г. - 30% [6]от общего состава Кнессета. Много ли это? Количест-венно это не много и соответствует средним показате-лям в европейских странах, но в сравнении с предыду-щими 50 годами количество женщин в Кнессете увели-чилось на 2,5 раза, а количество женщин-министров - в6-8 раз [6]. За последние восемь лет резко возрослоколичество женщин, представляющих правые партии ипартии центра. Еще недавно Далия Ицик исполнялаобязанности Президента Государства Израиль (сегодняона является председателем Кнессета), в 2006 г. АннаАзари возглавила Посольство Государства Израиль вРоссии, с сентября 2010 г. на этот пост назначена такжеженщина - Доррит Голендер. Не так давно одно изключевых министерств - министерство иностранныхдел, возглавляла женщина - Ципи Ливни, которая од-новременно является лидером крупнейшей по резуль-татам выборов 2009 г. партии Кадима.Ципи Ливни в 1999 г. была избрана депутатомКнессета от партии Ликуд. Была членом комитета поконституции, праву и юстиции, комитета по проблемамстатуса женщин, возглавляла подкомитет по подготов-ке закона о предотвращении отмывания денег.В 2001 г. в первом правительстве Ариэля Шарона по-лучила пост министра регионального сотрудничества,министра без портфеля, затем министра сельского хо-зяйства. Во втором правительстве Шарона в 2003 г.была назначена министром абсорбции иммигрантов, в2004 г. - министром строительства и в 2005 г. - мини-стром юстиции. В конце 2005 г. она покинула партиюЛикуд и примкнула к созданной Шароном партии Ка-дима. 18 января 2006 г. исполняющий обязанностипремьера Эхуд Ольмерт назначил Ливни министроминостранных дел. Позже госпожа Ливни занимала по-сты вице-премьера и министра иностранных дел. Вначале мая 2007 г. министр иностранных дел ИзраиляЦипи Ливни заявила о том, что глава правительстваЭхуд Ольмерт должен уйти в отставку, и о своей го-товности баллотироваться на пост главы партии Кади-ма на внутрипартийных выборах. Заявления госпожиЛивни были подкреплены опросами, в соответствии скоторыми, с одной стороны, 65% опрошенных выска-зывались о том, что Ольмерт должен немедленно уйтив отставку, с другой стороны, по мнению 32% опро-шенных, Ципи Ливни должна была занять пост пре-мьер-министра [7]. В итоге после отставки Ольмертаона стала председателем партии Кадима и сегодня воз-главляет партию.Тем не менее следует заметить, что ни Ципи Лив-ни, ни ее коллеги-мужчины не соответствуют образухаризматического лидера периода становления госу-дарства. Однако можно сказать, что женщины вовласти есть еще один признак перехода к новомутипу лидерства. Если для харизматического лидераважны такие детали, как военная карьера (скажем, вполитическом портрете Шарля де Голля имела нема-ловажное значение его роль в деле Сопротивления, адля Менахема Бегина - его участие в деятельностиподполья), то для рационально-легального типа ли-дерства не столь важны военные заслуги. И в этомслучае пол политика имеет весьма небольшое значе-ние. Важнее профессионализм, опыт работы и каче-ства управленца.Еще одним ярким примером перехода к новому эта-пу главенства политиков-профессионалов, чья властьосновывается на «рационально-легальном» типе лидер-ства, стал массовый переход израильских чиновников кзанятию политической карьерой. На выборах 1999 г. вКнессет четырнадцатого созыва был избран целый рядновых депутатов, в недавнем или давнем прошлом за-нимавших высокие государственные посты: от ИсраэльАхат («Единый Израиль» - блок левых партий Израи-ля, во главе с Рабочей партией Авода, созданный передвыборами в Кнессет 1999 г.) - генерал запаса МатанВильнаи (до 1998 г. - заместитель начальника Геншта-ба), от Ликуда - Дани Навэ (до конца 1998 г. - секре-тарь правительства) и Ципи Ливни (до февраля1999 г. - начальник Управления государственных ком-паний), от Мифлегет Мерказ («Партия центра» - цен-тристская партия, основанная в 1995 г.). В партию во-шли выходцы из почти всего израильского политиче-ского спектра, по разным причинам оставившие своипартии, - бригадный генерал запаса Амнон Липкин-Шахак (раматкаль до конца 1998 г.) и многие другие [8.С. 41]. По израильскому закону лица, находящиеся нагосударственной службе в Израиле, строго ограниченыв праве занятия политической деятельностью. Стро-гость ограничений зависит от положения чиновника вгосударственной иерархии. Так, например, практиче-ски всем чиновникам госаппарата, если они состоят вЦК какой-либо партии, запрещено принимать участие вголосовании, определяющем состав списка партии навыборах в Кнессет [8. C. 40].Таким образом, менее чем за шестьдесят лет в руко-водстве страны произошел переход от лидеров хариз-матического типа к политикам-профессионалам, необладающим характеристиками своих ярких предшест-венников. Возникает вопрос, если, как было указановыше, отсутствие ярких политиков и приход к властитехнократов, типична не только для Израиля, и с этимзападные страны столкнулись уже несколько десятиле-тий назад, то что же может вызывать обеспокоенностьв связи с изменением ситуации в Израиле? Разница втом, что Ближневосточный регион остается чрезвычай-но взрывоопасным. От того, кто стоит во главе одногоиз ближневосточных государств, может зависеть бу-дущее Ближневосточного урегулирования. Не секрет,что подписание египетско-израильского мира 1979 г.было не только заслугой международной дипломатии,но и в большой части принципиальным решением Бе-гина и Садата и основывался на усилиях дипломатаКиссинджера. С другой стороны, от того, кто стоит уруля власти в Израиле, зависит будущее самой страны.Израильское общество имеет много внутренних проти-воречий и проблем: социальные противоречия, этниче-ское и субэтническое многообразие, конфликт светскихи секулярных кругов и т.д. Таким образом, пройдя попути западных стран, Израиль встал перед проблемойвнутригражданского раскола, что в свою очередь мо-жет усугубить и общую обстановку в регионе.Стиль руководства, который взял на вооружениепремьер-министр Бинджамин Нетаньяху (пришедший квласти в Израиле в результате выборов 2009 г.) стре-мится к авторитарности «отцов». Глава партии Ликуднеоднократно обвинялся в том, что формирование осо-бого «ближнего круга» в правительстве и давление навнутрипартийный суд противоречат демократическимпринципам власти. Однако личность главы правитель-ства далека от тех примеров израильской политики,которые стояли во главе государства на этапе его ста-новления и раннего развития.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 268
Ключевые слова
Израиль, лидерство, Кнессет, женщины в политике, выборы, Israel, leadership, Knesset, women in politics, electionАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Баулина Ирина Михайловна | Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва) | менеджер академических проектов Русского общества друзей Еврейского университета в Иерусалиме, преподаватель | Baulina@alefgroup.ru |
Ссылки
The road to power. Herut Party in Israel. Yonathan Shapiro. State University of New York Press, Albany, 1991.
Нойбергер Бениамин. Истоки израильской демократии и этапы ее развития / Пер. с иврита С. Фролова; под ред. В. Ханина // Курс «Власть и политика в Государстве Израиль». Кн. 2. Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 1998. С. 121-128.
Интервью автора с советником премьер-министра Б. Нетаньяху в 1996-1999 гг. Зеевом Гейзелем. 10.08.2007.
Arian Asher. Politics in Israel. The Second Republic. CQ Press, 2005.
Вебер М. Харизматическое лидерство // Социологические исследования. 1988. № 5.
Официальный сайт Кнессета. URL: http://www.knesset.gov.il/
URL: http://www.ynetnews.com/Ext/Comp/ArticleLayout/CdaArticlePrintPreview/1,2506,L-3394599,00.html
Гейзель Зеев. Политические структуры Государства Израиль. М.: ИИИиБВ, 2001.
