Образовательная деятельность городской и рабочей потребительской кооперации в начале ХХ в. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.

Образовательная деятельность городской и рабочей потребительской кооперации в начале ХХ в.

Рассматривается деятельность городской и рабочей потребительской кооперации Сибири по содействию народному образованию в начале XX в. Роль кооперативов в устройстве школ, училищ, учреждений высшего образования показана в контексте идеи о принадлежности кооперативных форм социально-экономической деятельности к сфере гражданского общества, важным критерием которого является способность граждан к самоорганизации на демократических началах.

Educational activities of the city and working consumer cooperation in Siberia of early 20th century.pdf В начале XX в. значительное внимание образован-ная часть российского общества уделяла просвещениюмалообеспеченных демократических слоёв населения -крестьянства, ремесленников и рабочих, которым былонедоступно законченное школьное образование. Какправило, они получали лишь начальное образование и с13-15 лет, а зачастую и раньше, начинали зарабатыватьфизическим трудом. Такое положение было характерноне только для России, но и для Западной Европы. Од-нако в Российской империи начальных школ не хвата-ло в гораздо большей степени, да и курс обучения вних был вдвое короче. Самодеятельные мероприятиякооператоров по содействию народному образованиюбыли призваны исправить это положение.Просветительная и образовательная деятельностькооперации имела определённую, но недостаточнопрочную законодательную основу. В первом параграфенормального устава потребительного общества от1897 г. отмечалось лишь, что «…при потребительномобществе могут быть, с надлежащего разрешения и ссоблюдением действующих постановлений, органи-зуемы учреждения, имеющие целью различными спо-собами улучшить материальные и нравственные усло-вия жизни членов общества» [1. С. 1]. В 1913 г. на Вто-ром Всероссийском кооперативном съезде в Киевеподчеркивалось, что «необходимо уделение возможнобольшего количества сил и средств на поднятие народ-ного образования». В конце XIX - начале XX в. потре-бительская кооперация заняла экономическую нишуслаборазвитой системы розничной торговли и получи-ла широкое развитие в городах и рабочих поселках Си-бири в форме общегражданских всесословных, корпо-ративных, независимых и зависимых рабочих коопера-тивов. Успешную деятельность вели такие кооперати-вы, как «Деятель» (Томск), «Экономия» (Новоникола-евск, Верхнеудинск), Омское и Нарымское городскиепотребительные общества, «Самодеятельность» (Крас-ноярск), «Самосознание» (Тобольск), «Труженик» и«Кооператор» (Иркутск), «Самопомощь» (Минусинск),«Сотрудник» (Барнаул), рабочие кооперативы на стан-циях Томской и Забайкальской железных дорог и ка-менноугольных копях и др., - всего насчитывалось бо-лее ста кооперативных начинаний.Крупные городские и рабочие кооперативы Сибириимели разветвленную сеть складов, магазинов, произ-водственных предприятий легкой и пищевой промыш-ленности, заграничных контор, участвовали в созданиисоюзной кооперативной сети во главе с общесибир-ским Закупсбытом. Являясь институционализациейхозяйственных интересов и нормативно-регулятивнымсредством адаптации населения к условиям рыночнойэкономики, потребительская кооперация существеннооблегчала жизнь пайщиков. Она охватывала своимвлиянием до трети городского населения - пайщиковвместе с членами их семей, а также посторонних, надолю которых приходилось более половины товаро-оборота. В периоды продовольственных кризисов коо-перативы развертывали систему карточного снабжениявсего городского населения товарами первой необхо-димости. Из всех видов кооперативных учреждений вначале ХХ в. потребительская кооперация являласьсамой независимой, наиболее полно реализуя на прак-тике общие для всего мира принципы кооперативногостроительства, действуя на частноправовой основе,представляя внегосударственную сферу общественнойдеятельности. В целом сегодня для исследователейстало характерным утверждение взгляда на коопера-цию начала ХХ в. как на социокультурное явление рос-сийской жизни, своим влиянием выходящее за рамкикооперативных организаций. С методологической точ-ки зрения её изучение ведётся в русле исследователь-ской гипотезы о принадлежности кооперативных формсоциально-экономической деятельности к сфере граж-данского общества, важным критерием которого явля-ется способность граждан к самоорганизации на демо-кратических началах. В основе кооперативной дея-тельности лежали принципы добровольности, открыто-сти, демократичности управления, равноправия всехего участников. Следование им создавало возможностьдля развития общественной самодеятельности, само-стоятельности, самоуправления. Проходя эту «школуобщественности», участники движения учились диало-гу, умению выражать свое мнение, принимать согласо-ванные решения и нести ответственность за них, осоз-навать свои интересы и отстаивать их, в том числе пе-ред властью. Заинтересованность и личное участие вразвитии дела как необходимые составляющие коопе-ративной практики способствовали развитию их актив-ной жизненной позиции.Именно эта сторона кооперации позволила рассмат-ривать кооперацию в контексте идеи гражданского об-щества, характеризующегося высоким уровнем само-организации народа. Проблемы образования в этомплане неизбежно выходили на одно из первых мест.Особенно остро это ощущалось в нестабильные перио-ды социально-экономических и политических кризи-сов. В годы Первой мировой войны успех кооператив-ного строительства объяснялся в большой мере безвы-ходностью положения потребителей и теми относи-тельными удобствами, какие давали кооперативныезакупка и сбыт даже при посредственной их организа-ции. Кооперативные руководители были обеспокоенынаплывом в потребительные общества «сахарных»,«мучных» и т.п. кооператоров-поневоле и видели вэтом опасность для движения. «Сплошь и рядом, - пи-сал сибирский корреспондент в 1915 г. в журнал "Союзпотребителей", - встречаешь членов кооператива, неимеющих ни малейшего представления о кооперации.А на общих собраниях, опираясь на таких вот членов,можно принимать самые нелепые постановления»[2. С. 1195]. Однако, как говорили кооператоры, кош-мар войны заставил взглянуть на свою жизнь, и, как этони странно, в такие периоды ассигнования на культур-но-просветительные цели легко проходили на общихсобраниях. В 1918 г. журнал «Союз потребителей» пи-сал: «Теперь, когда расшатаны почти все устои жиз-ни… культурно-просветительная работа приобретаетособенную ценность… Члены стали понимать, что беззнания, без книги, газеты жить трудно, как трудно житьслепому человеку» [3. С. 19].В целом, уже к 1917 г., как отмечала газета «Сибир-ская жизнь», сибирская кооперация «пережила началь-ную стадию чисто хозяйственного приложения сил ипошла правильным, но ещё не очень широким путёмразвития культурно-просветительной деятельности»[4. 24 сент.]. Кооператоры выводили необходимостьнеторговых мероприятий из факта культурной отстало-сти населения и отсутствия в Сибири земства.Д. Илимский писал: «Культурная отсталость населенияи отсутствие земского самоуправления выдвигают ещёодну задачу, взятую на свои плечи кооперативами, -культурно-просветительной работы» [5. С. 40]. Начав свыписки кооперативных газет, кооператоры постепен-но пришли к мысли о школьном и внешкольном обра-зовании. «Внешкольное образование лежит на обязан-ности наших кооперативов», - писал в 1916 г. журнал«Кооперативное слово» [6. С. 27]. Организация вне-школьного образования отвечала насущным интересаммалоимущих слоёв населения, среди которых быломного безграмотных и малограмотных. Кооператоры«Трудового союза» писали из Читы: «С открытиемвинной монополии среди рабочих читинских мастер-ских стало наблюдаться стремление к образованию.Стали больше посещать библиотеку, читальни. Неко-торые рабочие группами и поодиночке проходят у раз-ных читинских преподавателей всевозможные предме-ты» [7. 6 янв.].Сибирские кооператоры считали, что города со сво-ей широко развитой сетью городских начальных учи-лищ нуждаются тем не менее в учреждениях внешколь-ного образования для детей и взрослых, так как эле-ментарное образование, получаемое в начальной шко-ле, нуждается в дальнейшем дополнении. «Немногие изсчастливчиков, кончающие ее, попадают в высшие на-чальные училища, большинство выходит в жизнь с ог-раниченным кругозором, обыкновенной грамотностью,с ней живет и умирает, - писали кооператоры в журнал«Сибирская школа». - Воскресные курсы, библиотеки,читальни для того, чтобы напитать городское населе-ние, нуждающееся в них, рвущееся к свету, должныбыть приближены к населению, брошены на городскиеокраины. Нам недостает еще учреждений внешкольно-го образования для детей - библиотек, клубов для под-ростков на окраинах» [8. C. 109].С идеей внешкольного образования была тесно свя-зана идея создания сети народных домов как центровкультурной и кооперативной жизни. Покрыть край се-тью народных домов, а также сетью школ - начальныхи воскресных - являлось целью кооператоров. «Страна,имеющая лучшие школы в достаточном количестве, -писал журнал «Кооперативное слово», - непременносделается не только в культурном, но и в экономиче-ском отношении первенствующей страной в мире»[9. С. 10]. В этом вопросе потребители сотрудничали сгородскими управами и городскими обществами част-ной инициативы. Возможности для ведения коопера-тивной неторговой деятельности возрастали по мерероста торговых оборотов и прибыли. Кооперативыпроизводили как разовые целевые, так и процентныеотчисления в культурно-просветительный фонд. Так,красноярская «Самодеятельность» направляла на куль-турные цели всю прибыль от посторонних и половинудивидендов пайщиков [10. С. 99]. Это составляло вну-шительную сумму, так как с посторонними обществосовершало более половины оборота. Высокий процентотчислений позволил этому кооперативу вести обшир-ную неторговую деятельность. Верхнеудинская «Эко-номия» всю прибыль от посторонних перечисляла вкультурный фонд - на создание Народного дома, а за-тем и в пользу предполагаемого Народного универси-тета Восточной Сибири [11. С. 13]. Общество потреби-телей служащих и рабочих Забайкальской железнойдороги в 1913 г. постановило отчислять 10% прибыли вкультурно-просветительный фонд. В связи с тем, чтоадминистративная зависимость общества сдерживаларазвитие его неторговой деятельности, общество имеловозможность оказывать лишь материальную помощь вшкольном деле. Не участвуя в делах школьных сове-тов, оно направляло им средства, которые шли на со-держание школ и училищ, школьных и училищныхобщежитий, стипендии, теплую одежду, учебники. По-сле перестройки на демократической основе в ходеФевральской революции Забайкальский кооперативполучил прямую возможность содействовать расшире-нию школьной сети и в 1917 г. открыл 16 высших иначальных училищ [12. С. 30-31].Общество потребителей в Татарске Томской губер-нии положило начало своей неторговой деятельности в1916 г. тем, что отчислило на культурные цели 38%прибыли (1137 руб.), из которых 100 руб. пошли наустройство Народного дома [13. Л. 4 об.; 7. 8 февр.].Кооператоры Нарыма из 2967 руб. прибыли за 1915 г.большую часть отчислили на культурные цели, в томчисле на приобретение помещения, в котором предпо-лагалось устроить не только контору общества, но иНародный дом. «Это будет первый в Нарымском краеНародный дом, - писала "Сибирская жизнь", - затеп-лится огонёк культурной жизни» [14. Л. 7; 4. 25 нояб.].Рабочий кооператив на станции Тайга Томской желез-ной дороги из прибыли за 1916 г., равной 13 442 руб.,на культурные цели определил 5 280 руб. - чуть мень-ше половины [15. Л. 7; 16. 1916. 19 окт., 3 дек.].Курганское городское общество потребителей всмету на 1917 г. включило большое пожертвование настроительство Народного дома [17. Л. 3; 7. 24 февр.].Тобольский кооператив «Самосознание» в смете на1917 г. определил на культурные цели более 1 300 руб.[17. Л. 7; 18. 13 дек.]. В Омском городском потреби-тельном обществе было решено 10% от прибыли от-числять в культурный фонд. В феврале 1917 г. коопе-раторы постановили надбавлять при продаже 1% впользу Народного университета, что в среднем должнобыло дать за год 10-12 тыс. руб. [19. 25 мая; 20. 13,18 февр.]. Всю прибыль от посторонних в 1915 г. пере-числяла в культурный фонд на создание Народногодома верхнеудинская «Экономия» [21. С. 13]. Читин-ский «Трудовой союз» из чистой прибыли 1914 г., ко-торая составила 1 116 руб., на Народный дом опреде-лил 550 руб. и еще 184 руб. на эти цели было вырученоот любительского спектакля в железнодорожном соб-рании [22. Л. 11]. В 1916 г. выделили 200 руб. на На-родный дом кооператоры Нижнеудинска. Также реше-нием общего собрания весь дивиденд, получаемыйчленами общества, направлялся в пользу Народногодома [23. 28 авг.]. Рабочий кооператив в Тайге в 1915 г.сделал отчисления на Народный дом, ремонт училища,кооперативную школу в Мариинске, воскресную шко-лу для взрослых и обучение бедных учеников началь-ной школы [24. Л. 43].В Чите кооператоры давно строили планы по созда-нию среднего учебного заведения для демократическо-го населения, решив, что это будет гимназия. От коо-ператоров Читы посылался делегат на съезд по вне-школьному образованию в Томск, который получил, посообщению агентуры департамента полиции, наказрадикального содержания [16. Л. 7; 6. С. 27]. Коопера-торы новониколаевской «Экономии» в 1916 г. совмест-но с обществом попечения о народном образованииорганизовали и финансировали воскресную школу длявзрослых. Запись проводилась в лавках «Экономии», азанятия - в двух городских школах. До организациивоскресной школы общество потребителей финансиро-вало из расчёта 50 руб. в месяц бесплатные народныечтения, которые устраивало общество попечения о на-родном образовании [23. 12, 14, 18, 19 окт., 9, 15 нояб.,11, 30 дек.]. В 1916 г. организовало вечерние общеоб-разовательные курсы для взрослых городское потреби-тельное общество в Енисейске, производили отчисле-ния из прибыли 1915 г. на воскресную школу и на обу-чение бедных учеников начальной школы кооператорыобщества «Работник» в Боготоле [4. 4 окт.]. В 1915 г.решили заняться устройством школы для детей коопе-раторы Анжерских копей. «В нашем поселке при насе-лении более 10000 человек существует только двешколы - двухклассная и одноклассная, - писали рабо-чие копи. - Их, безусловно, недостаточно, ибо ежегод-но много детей школьного возраста остаются вне шко-лы. Администрация копи ничего не делала для устра-нения этой ненормальности. Дети рабочих и мелкихслужащих вырастали малограмотными и даже не гра-мотными» [25. 10 окт.].Кооператоры Анжерского общества потребителейрешили оборудовать школу на деньги из собственнойприбыли, отчислив на приобретение учебных пособийи содержание учительницы в 1915 г. 600 руб. Приприеме отдавалось предпочтение детям кооператоров.Заведование школой поручалось Анжерскому школь-ному комитету с условием, чтобы в нем находилсяпредставитель общества потребителей. «Так коопера-торы решили помочь общей беде», - писали рабочие[25. 10 окт.]. Общество потребления на Судженскихкопях Томской губернии в 1915 г. выделило 600 руб. научреждение двух стипендий имени общества для детейкооператоров, обучающихся в средних учебных заве-дениях [25. 3 дек.].Важным достижением кооперации в области народ-ного образования явилось открытие Мариинской коо-перативной школы. В марте 1917 г. на собрании упол-номоченных Мариинского союза кооперативов Том-ской губернии было «выражено категорическое поже-лание» развивать энергичную работу по распростране-нию просвещения в деревне. Через несколько месяцев,в октябре 1917 г., Мариинским союзом кооперативов исоюзом кредитных и ссудо-сберегательных товари-ществ была учреждена школа для детей членов потре-бительных обществ. Школа, устроенная в г. Мариин-ске, должна была равномерно обслуживать все потре-бительские кооперативы Мариинского уезда и поддер-живать тесную связь с деревней. Пятилетнее (впослед-ствии шестилетнее) обучение давало детям в возрастеот 12 до 18 лет, окончивших начальное сельское учи-лище, полный курс высшего начального училища ивозможность непосредственного1918 гг. содержат материал о множестве культурно-просветительных и образовательных начинаний коопе-рации в Омске, Акмолинской области и других городахСибири - это группы и кружки по изучению различныхпредметов, библиотеки, чтения, лекции, детские празд-ники, экскурсии, школы, народные дома, гимназии,курсы.На съезде союза западносибирских кооперативов вОмске 18-23 марта 1918 г. много говорилось об орга-низации библиотек-читален, лекций, необходимостиширокого распространения воскресных школ, устрой-стве книжного склада для сельского потребителя.«Принимая во внимание, что для образования широкихнародных масс недостаточно одной начальной школы,союзу необходимо стремиться к созданию высшей кре-стьянской школы для взрослых обоего пола с широкойпрограммой, куда бы входило изучение природоведе-ния, истории русской культуры, обществознания икооперации», - говорилось на съезде [28. С. 35]. Былавыдвинута программа по обследованию вместе с сою-зами учителей и другими общественными организа-циями положения, в котором находилось начальноеобразование в районах деятельности местных союзовкооперативов. В тех местностях, где нет школ, где онивынуждены работать без учителей, учебных пособий,средств на отопление, неторговый отдел союза долженбыл принять меры к открытию школ, ходатайствуя пе-ред властью или организовывая их силами союза накооперативные средства.Съездом были также отпущены средства Омскомуполитехническому институту и средне-сельскохозяй-ственному училищу. Осенью 1917 г. в Омске силамиобщественных организаций при участии кооперациибыл учрежден Омский коммерческий институт, позд-нее преобразованный в политехнический, состоящий изэкономического, механического, химического, инже-нерно-строительного, физического факультетов иимеющий кафедру кооперации. Помощь кооперациивыражалась в сумме, равной полпроценту с каждогорубля годового оборота [29. С. 31]. В апреле 1918 г. вомногих городах Сибири, были организованы шестиме-сячные курсы по подготовке счетоводов и бухгалтеровдля кооперативных

Ключевые слова

потребительное общество, кооператив, школа, образование, consumers' societies, cooperatives, school, education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Запорожченко Галина МихайловнаИнститут истории СО РАН (г. Новосибирск)кандидат исторических наук, старший научный сотрудникmuseum@sbras.nsc.ru
Всего: 1

Ссылки

Закон «Положение о кооперативных товариществах и их союзах». М., 1917.
Союз потребителей. 1915. № 33.
Союз потребителей. 1918. № 17.
Сибирская жизнь. 1916.
Илимский Д. Кооперативные союзы в Сибири (1908-1917 гг.). М., 1919.
Кооперативное слово (Чита). 1916. № 1.
Сибирская жизнь. 1917.
Сибирская школа. 1916. № 2.
Кооперативное слово (Новониколаевск). 1918. № 3.
Плотников Ю.П. Из истории борьбы большевиков за легальные опорные пункты партийной работы (рабочий кооператив «Самодеятельность») // Из истории Красноярской партийной организации. Красноярск, 1971. Вып. 3.
Объединение. 1915. № 7.
Общество служащих и рабочих Забайкальской железной дороги (исторический очерк) // Продпуть. 1918. № 2.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 40. Д. 2.
ГАТО. Ф. 196. Оп. 7. Д. 99.
ГАТО. Ф. 196. Оп. 7. Д. 87.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. ОО. 1915. Д. 5 ч. 26 лит. Б.
ТФ ГАТО. Ф. 154. Оп. 18. Д. 204.
Сибирский листок. 1916.
Омский телеграф. 1916.
Степной край. 1916.
Объединение. 1917. № 7.
ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1915. Д. 5 ч. 25 лит. Б.
Голос Сибири. 1916.
ГАТО. Ф. 196. Оп. 7. Д. 86.
Сибирская жизнь. 1915.
Союз потребителей. 1918. № 18.
Сибирская деревня. 1917. № 1-2.
Союз потребителей. 1918. № 16.
Кооперативное слово (Новониколаевск). 1918. № 4.
Союз потребителей. 1918. № 3-4.
 Образовательная деятельность городской и рабочей потребительской кооперации в начале ХХ в. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.

Образовательная деятельность городской и рабочей потребительской кооперации в начале ХХ в. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.

Полнотекстовая версия