Религиозная тематика в деятельности Томского областного краеведческого музея | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.

Религиозная тематика в деятельности Томского областного краеведческого музея

Из общего собрания Томского областного краеведческого музея выделяются и характеризуются комплексы предметов по религиозной тематике. Рассматриваются этапы комплектования собраний по указанной тематике, их презентация в экспозиционной деятельности музея.

Religious theme in the activities of Tomsk museum of regional studies (TMORS).pdf В фондах Томского областного краеведческого му-зея (ТОКМ) хранятся предметы, которые документи-руют различные стороны жизни, включая и религиоз-ную сферу жизни края. Определим место материаловпо религиозной тематике в общем собрании музея.Общепринятым является разделение музейных собра-ний на две основные группы: фонд музейных предме-тов, или основной фонд, и фонд научно-вспомогательных материалов [1]. К основному фондуотносятся предметы, которые обладают свойствамимузейных предметов - выразительностью, аттрактив-ностью, экспрессивностью - и соответствуют профилюмузея. Научно-вспомогательный фонд включает науч-но-вспомогательные материалы [2. С. 292]. Указанноеделение является основополагающим и в структуресобраний ТОКМ. Основной структурной единицей му-зейных собраний выступает фонд, а классификацион-ными признаками при его создании служат материализготовления, тип источника, в некоторых случаяхучитывается тематическая принадлежность. Помимофондового разделения в структуре собраний ТОКМсуществуют отдельные коллекции, которые не входят всостав какого-либо из фондов. Данные собрания сло-жились исторически и имеют определенную тематику.Из всего собрания ТОКМ по религиозной тематике вкачестве самостоятельной структурной единицы выде-ляется только «Православная коллекция» [3]. На основеанализа документов учета и научно-справочного аппара-та музейных фондов, данных научного архива ТОКМбыло выяснено, что интересующие нас предметы хра-нятся в составе «Восточной коллекции», в фондах ткани,кожи и меха; дерева, бересты и картона; металла и пла-стмассы; керамики и стекла; фонде письменных источ-ников; фото-, фоно- и видеоматериалов и фонде изобра-зительных источников. Все выявленные предметыТОКМ по религиозной тематике систематизированыавтором по типу музейных предметов, или источников:вещественные, или вещевые, письменные, изобрази-тельные и фотоисточники. С учетом содержащейся висточниках информации выделены комплексы - сово-купности музейных предметов, относящиеся к разнымтипам источников и характеризующие определеннуюконфессию. Всего выделено шесть комплексов.Первый комплекс представляет православие. Егоосновой послужила «Православная коллекция», атри-буты культа также хранятся в коллекциях «Предметыбыта, собранные Мартемьяновым И.К.» [4] и «Этно-графическая коллекция материальной и духовной куль-туры населения Причулымского района Томской об-ласти» [5]. Это скульптурные изображения распятийХриста, складни и составляющие их части, элементыодежды духовенства и необходимые предметы для ли-тургии; иконы с изображением Иисуса Христа, Бого-матери и святых. Остальные предметы рассматривае-мой группы поступали единично и распределены посоответствующим фондам на основе материала изго-товления. В единичных экземплярах представлены та-кие предметы, как бархатные поручи (ТОКМ 6093/1, 2),принадлежащие дьякону Гермогену, священный сосуд«панихидочная» (ТОКМ 6094), воздух (ТОКМ 6585).Письменные источники православного комплексавключают книги различного характера: Святое писа-ние, богослужебную литературу, издания по историиправославной церкви. К фотоисточникам относятсяизображения томских православных храмов, а в неко-торых случаях - их интерьеров, фотопортреты служи-телей православной церкви, фотографии, связанные сличностью старца Фёдора Кузьмича. К изобразитель-ным источникам по православию относятся некоторыеживописные картины на библейские сюжеты, напри-мер картина «Млекопитательница» (ТОКМ 6581), и др.Второй комплекс характеризует старообрядчество.Вещевые источники представлены культовыми пред-метами прежде всего «Тиуновской коллекции» [6], на-званной по фамилии владельца Тиунова. Данная кол-лекция характеризует практически все стороны закры-той жизни старообрядческого поселения. Конфессио-нальная сфера коллекции отражена предметами культа:лестовка (ТОКМ 7075), кресты, восковая свеча (ТОКМ8621/1051), священные сосуды и др., и культового об-лачения: нательный крест (ТОКМ 8621/955) и пояс(ТОКМ 8621/1019), являющиеся обязательными эле-ментами при богослужении и в повседневной жизнистарообрядцев [7. С. 126-127]. Интересны предметы,объединенные в группу «костюм старообрядца Васи-лия Даниловича Михайлова»,  молельный халат и по-яс к нему (ТОКМ 6096/1, 2), холщовая лестовка (ТОКМ6096/3). Письменные источники данного комплексапредставлены выписками из канонических или чем-топонравившихся произведений, молитвами, памятками,хранившимися в общинной библиотеке и входящими в«Тиуновскую коллекцию» [8. С. 141]. К ней же относят-ся рукописные и старопечатные книги. Собрание книгстарообрядческого начетчика А.Н. Нифантова содержитредкие памятники отечественной книжности до Церков-ного раскола XVII в. и после. Библиотека ТомскогоАлексеевского реального училища, хранящаяся вТОКМ, включает небольшой комплекс по богословию, втом числе труды по истории русского раскола, его исто-кам и последствиям. Фотоисточники, входящие в ком-плекс по старообрядчеству, представлены фотография-ми, иллюстрирующими экспедицию сотрудников ТОКМв район Еланского озера (Верхнекетский район), откудабыла привезена «Тиуновская коллекция».Третий комплекс невелик и связан с католическимвероисповеданием. Предметов выявлено немного. Изписьменных источников - молитвенник на польскомязыке (ТОКМ 6464/100) и нескольких священных книг.Изобразительные источники включают скульптурныеизображения Богородицы с младенцем и апостолов.Фотоисточники содержат изображения Римско-католической церкви в Томске.В четвертом комплексе представлен буддизм. Ос-нову вещевых источников составляет собрание пред-метов по культуре и буддизму Юго-Восточной Азии,входящее в состав главным образом «Восточной кол-лекции». Собрание именуется в документах учета«Буддийская культовая коллекция». Сюда входят куль-товая пластика, «танки», или буддийские иконы, куль-товые музыкальные инструменты, молитвенные мель-ницы «хурдэ», ритуальная чаша «габала» (ТОКМ3114/251) [9]. Вещевые источники по буддизму ламаи-стского толка у бурят Забайкалья содержит коллекция«Ламаистский буддизм». Сувениры и предметы буд-дийского культа входят и в коллекции, привезенные изГималаев [10]. Имеются немногочисленные книги поистории буддийского искусства и фотоисточники.Предметы, образующие пятый комплекс, характе-ризуют иудаизм. Вещевые источники по иудаизму со-ставили предметы, которые служат его общепринятойсимволикой: мужской головной убор - кипа (ТОКМ11908), мезуза (ТОКМ 12197/1, 2) - футляр с фрагмен-тами из Торы, который прикрепляют на дверной косякв охранительных целях, «семисвечник» (ТОКМ 12196),тфилины (филактерии) на руку и голову (ТОКМ12707/87, 89) - коробочки, содержащие написанные напергаменте отрывки из Торы и одеваемые во времямолитвы, мешочек для талита (ТОКМ 13350) - молит-венного покрывала для мужчин-иудеев. Письменныеисточники включают в себя Талмуды разного временииздания, Пятикнижие Моисея (Тора), сборники молитв.Фотоисточники содержат изображение Томской хо-ральной синагоги (ТОКМ. ФФ 3347).Небольшая группа источников составляет шестойкомплекс по исламу. Среди коллекции «Татарских ук-рашений, бытовых и культовых предметов» есть пред-меты, используемые при богослужении и в охрани-тельных целях [11]. Их дополняют кумган - кувшиндля омовения (ТОКМ 11661) и молитвенный коврикнамазлык (ТОКМ 12872/68). Коран М. Казимирскогона французском языке (Париж, 1862) относится кписьменным источникам. Фотоисточники содержатфотографии, иллюстрирующие традиционный для дан-ной конфессии обряд имянаречения.В истории формирования описанных коллекций ипредметов по религиозной тематике прослеживаетсятри основных этапа. Первый этап продолжался с1919 г. по 1930-е гг. Несмотря на то что музей открыл-ся в 1922 г., предметы для него начали собирать рань-ше. Для указанного времени характерно пополнениефондов в результате конфискации памятников культу-ры у частных владельцев и упраздненных советскойвластью учреждений. Данные действия совершалисьсогласно декрету Губисполкома от 28 апреля 1918 г. онационализации памятников искусства и старины [12.Л. 2]. За это время сформировались два наиболее круп-ных религиоведческих собрания. Одной из первых вмузее появилась «Православная коллекция», котораясоставила основу комплекса по православию. «Восточ-ная коллекция», куда входит собрание предметов побуддизму, была сформирована в 1905-1914 гг. подпол-ковником Заамурского военного округа М.А. Полу-мордвиновым и также поступила в фонды музея в пер-вые годы его существования. В это время появилисьотдельные предметы по католицизму и письменныеисточники по старообрядчеству и православию.Второй этап в формировании коллекций религиоз-ного характера приходится на 1970-1980-е гг. Научныесотрудники музея предприняли пять этнографическихэкспедиций, в результате которых в фонды музея по-ступила старообрядческая «Тиуновская коллекция».Коллекции «Предметы быта, собранные Мартемьяно-вым И.К.» и «Этнографическая коллекция материаль-ной и духовной культуры населения Причулымскогорайона Томской области» пополнили комплекс по пра-вославию. В указанный период происходит пополнениефондов предметами религиозного значения и посред-ством закупки предметов у населения, таким образомувеличивался комплекс по православию.Третий этап в комплектовании фондов ТОКМпредметами религиозного назначения обозначился спервой половины 1990-х гг. и продолжился в первоедесятилетие 2000-х гг. Благодаря передаче в дар от ча-стных лиц в это время в собраниях музея появляютсяпредметы по иудаизму и исламу. Буддийский комплекспополнился предметами двух коллекций: «Сувениры,собранные членами экспедиции «Томск - Гималаи,2002 г.» и «Третья комплексная экспедиция «Томск -Гималаи», 2003 г.». Основной формой популяризации исвоеобразной научной публикацией музейных предме-тов является выставка. Развитие выставочной работыТОКМ позволяет проследить архивные документы му-зея и печатные издания в виде публикаций научныхсотрудников и каталогов выставок. Следует отметить,что не всегда документация, связанная c организациейи работой выставки, сдавалась в архив.Согласно архивным данным, историю выставоккраеведческого музея, посвященных религии, следуетначинать с 1927 г., когда «музеем была устроена боль-шая выставка предметов буддийского искусства». Навыставке были представлены культовая живопись искульптура из бронзы, фарфора и дерева, атрибуты бо-гослужения. Организацией выставки занимался со-трудник музея И.М. Мягков [13. С. 96]. В 1937 г. в по-мещении музея совместно с Томским государственнымуниверситетом была организована «общегородскаяантирелигиозная выставка» [14. Л. 32]. Подобные вы-ставки устраивались музеями в связи с проводимой встране антирелигиозной политикой. Следующие сведе-ния относятся уже к 1965 г. В Томске открылась тема-тическая передвижная выставка «Что такое религия?».Выставку привезли из Государственного музея историирелигии и атеизма [15. Л. 31].Регулярно сведения о выставочной деятельностиТОКМ начинают фиксироваться лишь с 1990-х гг. Вэто время на основе музейных предметов, коллекций иисследований сотрудниками музея регулярно разраба-тывались и экспонировались выставки по религиознойтематике, а также выставки, включавшие в себя данныйаспект. «Заисточье» и «Картинки из жизни слободы» так назывались выставки по истории томских татар(авторы Т.Р. Самойлис, Н.Л. Сенюкова, Л.В. Нощина)[16, 17]. Местом сосредоточения духовной, культурнойи образовательной жизни татар, которые по своемувероисповеданию являются мусульманами, выступаетмечеть, поэтому в экспозиционных комплексах присут-ствовали фотографии мечетей в их прошлом и настоя-щем состоянии [16. Л. 7; 17. Л. 6-7].С «Буддийской коллекцией Томского краеведческо-го музея» в 1993 г. зрителей знакомила выставкаМ.В. Ефремовой [18]. На выставке экспонировалисьатрибуты культа  предметы богослужения, храмовыеукрашения, скульптурные изображения Будды и дру-гих божеств буддийского пантеона. Из сопроводитель-ного текста к экскурсии следует, что на выставке под-робно рассказывалось об истории возникновения и раз-вития буддизма, культовой практике и пантеоне богов[18. Л. 1-44].«Град небесный на земле», «Душа моя, голубка» сразу две выставки, посвященные жизни старообрядче-ской общины, подготовила в 1997 г. Л.Н. Приль [19]. Ксожалению, документация сохранилась только по пер-вой выставке. Из тематико-экспозиционного плана вы-ставки следует, что один из тематических комплексовбыл посвящен богослужению. В комплексе были пред-ставлены молельный костюм, предметы культа. На вы-ставке рассказывали об истории появления старооб-рядческой коллекции в ТОКМ, об устройстве быта идуховной жизни общины [19. Л. 1-34].В 1999 г., с 19 января по 18 марта, Музей историирелигии г. Санкт-Петербурга предоставил ТОКМ вы-ставку икон и декоративно-прикладного творчества«Святая Русь». В экспозиции освящались следующиетемы: «Храм и храмовое пространство», «Иконогра-фия», «Православные праздники», «Монастыри и мона-шество», «Раскол русской церкви». Экспонатами высту-пили церковная утварь, иконы, картины [20. Л. 1-5].В первое десятилетие 2000-х гг. череда выставок порелигиозной тематике была продолжена. В 2000 г. вмузее демонстрировалась выставка «Дочери Сарры»,рассказывающая о мире женщины в еврейской культу-ре (автор Т.Ю. Назаренко) [21]. Раскрывая тему, авто-ры стремились проследить жизнь еврейской женщиныот рождения до старости, показать особенности ее ре-лигиозно-правового положения в традиционной еврей-ской культуре. В выставку гармонично вписались ци-таты из Торы, Талмуда, поучений мудрецов, относя-щиеся к тому или иному периоду жизни женщины.Выставка «Слов драгоценные клады» представля-лась в 2004 г. и была приурочена ко Дню славянскойписьменности и культуры. Подготовили выставку со-трудники музея В.А. Муравская, О.С. Морозова,Л.Ю. Исаева и служители Томской епархии Русскойправославной церкви. Основными экспонатами сталирукописные и старопечатные книги, датированныеконцом XV - XVIII вв. Церковная литература подраз-делялась на богослужебную, житийную и учебную.В сотрудничестве с Томской епархией Русской право-славной церкви музеем создавалась и выставка «Бого-родице-Алексиевский монастырь. 400 лет истории».Она проходила с 3 ноября 2005 г. по 2 апреля 2007 г.Авторство выставки принадлежит Е.Р. Фендель. Вы-ставка включала в себя разделы по темам основаниямонастыря на Томской земле в период освоения Сиби-ри; монастыря как центра духовной и миссионерскойжизни региона; третий раздел был посвящен старцуФедору Томскому. В заключительной части выставкиговорилось о возрождении и современном состояниимонастырской традиции [22. С. 2].С 19 сентября по 18 декабря 2006 г. ТОКМ принялвыставку Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова«Мистерия Цам. Буддийские ритуальные танцы». На нейбыли представлены костюмы, маски и ритуальныепредметы персонажей мистерии. Видеофильм о мисте-рии Цам являлся дополнением к предметному ряду [23].Восточную тематику в экспозиционной деятельно-сти продолжил 2008 г. С 16 октября по 16 ноября в му-зее работала передвижная выставка буддийского ис-кусства «Сокровища Тибета. Бесстрашие. Радость. Со-чувствие». Организатором выставки выступал Буддий-ский центр Алмазного пути школы карма-кагьюг. Томска. Цель выставки состояла в том, чтобы позна-комить томичей с искусством буддизма и его главнымиособенностями. Сотрудники ТОКМ не принимали уча-стия в работе над организацией выставки. В данномслучае музей лишь предоставил залы для проведенияданной выставки.«Неизвестное старообрядчество» - так называласьэкспозиция, подготовленная силами специалистовТОКМ, духовенства и прихожан Томской старообряд-ческой общины. Она проходила с 16 декабря 2008 г. по31 января 2009 г. Целью выставки стало ознакомлениепосетителей с историей старообрядчества в Сибири. Вэкспозиции были представлены церковная утварь, об-лачение духовенства и богослужебные книги, певче-ские рукописи, репродукции икон, личные вещи епи-скопа Томско-Алтайской епархии Тихона, одежда ста-рообрядцев для обряда венчания. Предметный ряд былдополнен научно-вспомогательным материалом - ин-формационными стендами, которые являлись экскур-сом в историю старообрядчества.С мая 2009 г. и по настоящий день экспонируетсявыставка «Легенды города. Старец Федор Томский».Выставка под авторством Л.Ю. Исаевой подготовленасотрудниками ТОКМ совместно с представителямиТомской епархии Русской православной церкви и Том-ского Богородице-Алексиевского мужского монастыря.Выставка посвящена личности легендарного старцаФеодора Томского. Затрагивается неоднозначный во-прос идентичности старца и императора Александра I.На выставке представлены репродукции фотографийкельи старца и его личных вещей, фотоальбом о старцеФеодоре фотографа А. Мосолова. Письменные источни-ки, Псалтирь, Евангелие XVIII-XIX вв. и др., включен-ные в экспозицию, могли находиться в келье старца.Как видим, конфессиональная сфера жизни, превра-тившаяся в 1990-е гг. в ее полноценную составляю-щую, оказалась достойно представленной в выставоч-ной деятельности ТОКМ. В разной степени в ней на-шли отражение все мировые религии. В большей сте-пени выставки знакомили с традициями христианства вформе православия и старообрядчества и буддизмом.Темы ислама и иудаизма затрагивались в формате вы-ставок, посвященных народам, которые исповедуютданные религии.Итак, собрание предметов по религиозной тема-тике выявлено автором из общего фонда ТОКМ исистематизировано по комплексам исходя из темати-ческой направленности материала и с учетом типо-логии музейных источников. В результате выделеношесть комплексов  по православию, старообрядче-ству, католицизму, буддизму, исламу и иудаизму.Наибольшим количеством предметов, разнообраз-ными по типу источниками представлено правосла-вие. Вторую по репрезентативности позицию зани-мает буддизм, среди источников преобладают веще-вые. Старообрядчество характеризуют в наибольшейстепени письменные источники, а также небольшоесобрание вещевых источников. Ислам, иудаизм икатолицизм представлены небольшим количествомразных по типу источников. Комплектование пред-метов по религиозной тематике в собрании ТОКМпроисходило различными путями. В результате кон-фискации имущества у частных лиц и упраздненныхорганизаций, закупки, приема предметов в дар и эт-нографических экспедиций фонды ТОКМ пополни-лись предметами, которые характеризуют ту илииную конфессию.В истории формирования религиоведческих кол-лекций ТОКМ автором выделены три этапа. Первый итретий этапы ознаменованы формированием музей-ных собраний, сопряженных с различными религия-ми. На втором этапе происходило преимущественноепополнение коллекций по старообрядчеству и право-славию. Возможности музея в презентации имеющих-ся материалов получили воплощение лишь в два по-следних десятилетия. Они отмечены регулярно про-водимыми выставками на религиозную тематику.

Ключевые слова

мировые религии, музейные фонды, тип источника, экспозиции, world religions, museum funds, source type, expositions

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Малахатько Ульяна ВасильевнаТомский государственный университетаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследияuljana1999@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Министерство культуры СССР. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, 1985 г. // Предпринимательское право. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_33809.html. Дата обращения: 19.01.11.
Финягина Н.П. Фонды музея // Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001. Т. 2.
Коллекционные описи Томского областного краеведческого музея (ТОКМ): № 1 «Предметы культа православной церкви» ТОКМ 3333/1-10; № 2 «Культовые принадлежности церкви». ТОКМ 2820/1-84, 110; № 4 «Иконы православной церкви» ТОКМ 2818/1-106.
Коллекционная опись ТОКМ: № 233 «Предметы быта, собранные Мартемьяновым И.К.» ТОКМ 6464/1-206.
Коллекционная опись ТОКМ: № 341 «Этнографическая коллекция материальной и духовной культуры населения Причулымского района Томской области» ТОКМ 10400/1-137.
Коллекционная опись ТОКМ № 221а «Тиуновская коллекция». ТОКМ 8621/1-581; 582/1335.
Приль Л.Н. Старообрядческие общины Прикетья и Причулымья в конце XIX - 80-х гг. XX века (опыт реконструкции жизнедеятельности): Дис. … канд. ист. наук. Томск, 2002. С. 126-127.
Бахтина О.Н. Сибирская крестьянская библиотека. Новые поступления Томского областного краеведческого музея // Русская книга в дореволюционной Сибири: Государственные и частные библиотеки. Новосибирск, 1987.
Коллекционные описи ТОКМ: № 5 «Буддийская культовая коллекция» ТОКМ 3114/1-342; № 6 «Буддийская культовая коллекция» ТОКМ 3134/1-165.
Коллекционные описи ТОКМ: № 823 «Сувениры, собранные членами экспедиции «Томск - Гималаи, 2002 г.» в рамках проекта «Сибирь - Гималаи» на плотах с Эвереста 2001-2004 гг.» ТОКМ 13058/1-15. № 910 «Третья комплексная экспедиция «Томск - Гималаи», 2003 г.» ТО
Коллекционная опись ТОКМ № 586 «Коллекция татарских украшений, бытовых и культовых предметов». ТОКМ 11736/1-12.
Материалы о приобретении экспонатов, коллекций для музея (акты, договоры, описи) 1920-1949 гг. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1.
Шатилов М.Б. Обзор деятельности Томского краевого музея (1927-1928 гг.) // Труды Томского краевого музея. Томск: Красное знамя, 1929. Т. 2. С. 92-104.
Акты на списание, прием и передачу экспонатов 1938-1941 гг. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 38.
Материалы по научно-атеистической пропаганде в Томской области (письма, брошюры, лекции, фотографии) июль 1973 г. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 622.
Самойлис Т.Р. Материалы к выставке по «Заисточью» // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 842.
Сенюкова Н.Л., Ношина Л.В. Сопроводительный текст к выставке «Картинки из жизни слободы» 1991 г. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 910.
Ефремова М.В. Тематико-экспозиционный план выставки «Буддийская коллекция Томского краеведческого музея» // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 847.
Приль Л.Н. Град небесный на земле. Материалы выставки, 1997 г. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 287.
Соловьева Л.В. Методическая разработка к экскурсии по выставке икон и ДПИ «Святая Русь» (из собраний Музея истории и религии г. СПб) // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 620.
Выставка «Дочери Сарры»: Каталог / Сост. Т.Ю. Назаренко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 102 с.
Веснина Т.Л. Око церковное не дремлет // Томский вестник. 3 ноября 2005.
Сайт Томского областного краеведческого музея; раздел «Выставки», далее «Архив» - выставка «Мистерия Цам. Буддийские ритуальные танцы». URL: http://www.museum.trecom.tomsk.ru. Дата обращения: 12.06.2010.
 Религиозная тематика в деятельности Томского областного краеведческого музея | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.

Религиозная тематика в деятельности Томского областного краеведческого музея | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.

Полнотекстовая версия