Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.

Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий

Показано, что включение в программу физического воспитания студентов экспедиционных и полевых профессий разработанных комплексов способствует формированию специальных двигательных навыков. В экспериментальной группе зафиксирован достоверно более высокий прирост результатов тестирования в сравнении с контролем. Выраженное преимущество отмечено в развитии ловкости, дисциплинированности, коллективизма и в формировании навыков по ориентированию на местности и в преодолении естественных препятствий. На основании полученных результатов можно заключить, что включение в программу по физическому воспитанию для студентов геолого-географического факультета разработанных комплексов будет способствовать формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности.

Development of special motor skills of students of expeditionary professions.pdf Введение. Как было показано ранее, к студентам про-фессиональных групп, деятельность которых связана сэкспедиционными и полевыми работами, предъявляютсяособые требования к развитию определенных двигатель-ных и личностных качеств, а также умений и навыковпередвижения по пересеченной местности на лыжах ибез, ориентирования на местности и преодоления естест-венных препятствий [1]. Выпускники, обладающие опти-мальным уровнем развития общей выносливости, силы,быстроты, ловкости, в условиях, связанных с большимифизическими нагрузками и нервно-психическими напря-жениями, значительно превосходят по объективным по-казателям профессиональной работоспособности специа-листов с недостаточным уровнем их развития; у них го-раздо быстрее идет формирование других компетенций иболее успешно формируются прикладные двигательныенавыки. И, наконец, физически разносторонне подготов-ленные специалисты в меньшей степени подвержены воз-действию неблагоприятных и отрицательных факторовпрофессиональной деятельности [2-4].Целью исследования была разработка комплексовспециальных упражнений для формирования специ-альных двигательных навыков у студентов экспедици-онных профессий и оценка их эффективности.Методы и организация исследования. В педагоги-ческом эксперименте участвовало 50 студентов, из них23 девушки и 27 юношей, обучающихся на геолого-географическом факультете (возраст от 17 до 20 лет).Все обследуемые входили в основную медицинскуюгруппу. Было сформировано две группы - контрольная(КГ, n = 25; 11 юношей и 14 девушек) и эксперимен-тальная (ЭГ, n = 25; 15 юношей и 10 девушек). Кон-трольная группа занималась по традиционной методике,а студенты экспериментальной группы во второй поло-вине каждого занятия выполняли разработанные намикомплексы специальных упражнений.Т а б л и ц а 1Средства формирования и тестирования специальных двигательных качествКачества и навыки Комплексы для формирования качеств Тесты для оценки качествКомплекс на лыжах с отягощением (рюкзак Выносливость 10-15 кг)Комплекс на лыжах с буксировкой грузаЖенщины - бег 1 800 м, мин;мужчины - бег 2 600 м, минКомплекс с эспандерамиКомплекс с отягощениями (камни, бутылки с песком, диски)Комплекс имитационно-силовойСилаКомплекс на лыжах силовойМужчины - подтягивание на перекладине, раз;женщины - сгибание и разгибание рукв упоре лежа, разЛовкость, преодоление естествен-ных препятствий Комплекс преодоление полосы препятствий Преодоление полосы препятствий, минДисциплинированность,коллективизм Комплекс групповой - преодоление полосы препятствий Преодоление полосы препятствий группой(зачет по последнему участнику), минОриентирование на местности Комплекс по спортивному ориентированиюКомплекс на лыжах по спортивному ориентированиюПрохождение дистанции с 5 КП, минПередвижение на лыжах по пере- Комплекс на лыжах - прохождение полосы препятствийсеченной местности Комплекс скоростно-силовойЖенщины - лыжная гонка 3 км, мин;мужчины - лыжная гонка 5 км, минДля оценки двигательных качеств и умений студентовв передвижениях по различной местности в наблюдениибыла использована система тестов (табл. 1), основу кото-рой составили контрольные упражнения по оценке вы-носливости, силы, координации и умений в передвиже-нии и ориентировании по различной местности на лыжахи без. Предложенные нами тесты разработаны и апроби-рованы в соответствии с требованиями, предъявляемымик степени их валидности и воспроизводимости [5].Результаты и обсуждение. Для формирования про-фессиональных компетенций в области физической куль-туры у выпускников геолого-географических специально-стей мы разработали комплексы упражнений, развиваю-щие силу, выносливость и координацию студентов, а такжеумения и навыки в лыжном спорте, туризме и спортивномориентировании. Было составлено 6 комплексов для осен-не-весеннего периода занятий и 5 комплексов на лыжахдля зимнего периода занятий (см. табл. 1).На каждом занятии должен выполняться опреде-ленный комплекс, который нужно проводить в концеосновной части урока. Продолжительность выполнениякомплекса составляет 15-20 мин.Следующим этапом эксперимента стала оценка эффек-тивности предложенных комплексов развития профессио-нально значимых качеств. Для этого дважды - в начале иконце семестра - было проведено тестирование студентовобеих групп. Результаты представлены в табл. 2.Если при первом тестировании различий междугруппами не было выявлено ни в одном тесте, то в кон-це семестра при повторном тестировании результатывсех тестов были достоверно лучше в эксперименталь-ной группе по сравнению с контрольной.Т а б л и ц а 2Сравнительные результаты тестирования (Хср m)Результаты в начале семестра Результаты в конце семестра Прирост результатов Наименование теста ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ абс.К, %Г1. Кросс, мин 11,120,28 11,130,25 10,300,19р2

Ключевые слова

специальные двигательные навыки, экспедиционные профессии, метод тестирования, special motor skills, expedition profession, testing method

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Соловьёва Анастасия ЛеонидовнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической культурыsport@rk.tusur.ru
Капилевич Леонид ВладимировичТомский государственный университетдоктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культурыkapil@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Соловьева А.Л., Осокина О.С. Оценка профессионально значимых двигательных и личностных качеств для студентов геолого- географического профиля // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 24-27.
Болотин А.Э., Сильчук С.М., Сильчук А.М., Щедрин Ю.Н. Спортивное ориентирование в системе физической подготовки студентов. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009. 89 с.
Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Смирнов В.С. и др. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно- ориентированных форм физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 29-31.
Капилевич Л.В., Сурков Д.А. Формирование профессионально значимых физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 27-30.
Гагин Ю.А. Метод оценки эффективности физических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1971. № 8. С. 50-57.
 Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.

Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.

Полнотекстовая версия