Определена степень соответствия педагогических кадров общеобразовательных школ Западной Сибири новому подходу к содержанию образования в исторический период 30-х гг. XX в. Выделены и сгруппированы требования к педагогическим кадрам. Определены их уровень образования, мероприятия, повышающие общеобразовательную и профессиональную подготовку учителей. Выявлены недостатки в подготовке учителей для школ. Определена специфика кадрового обеспечения общеобразовательных учебных заведений Западной Сибири.
HR provision of secondary schools in Western Siberia in 1930s (historical and pedagogical aspects).pdf В современных условиях модернизации российскогообразования перед школой поставлены задачи формиро-вания целостной системы научных знаний, умений, на-выков учащихся, обогащения опыта их самостоятельнойтворческой деятельности и личной ответственности, т.е.ключевых компетенций, определяющих качество обра-зования. Между тем перегруженное содержание учеб-ных программ общеобразовательных школ, отсутствиепрактической ориентации в общем образовании, недос-таточное внимание развитию мыслительных способно-стей и креативного потенциала учащихся, воспитаниюнравственных качеств личности не способствуют реше-нию вышеперечисленных задач. Данное обстоятельстводетерминирует не только решение проблемы обновле-ния содержания общего образования, ориентированногона интегративный сплав принципов науки и учебногопредмета, теории и практической деятельности, обуче-ния и развития мыслительных способностей, воспитанияличностных качеств и реализации их в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учеб-ных заведений, обеспечивающих целостность образова-ния учащихся, но и разработку эффективной системыподготовки, повышения квалификации и переподготов-ки кадрового обеспечения школ.Особую актуальность в этой связи имеет период30-х гг. прошлого столетия. Данный временной отрезокхарактеризуется как историческая параллель, так какобнаруживаются сходные ситуации, связанные с выяв-лением и решением проблем в подготовке педагогиче-ских кадров общеобразовательных учебных заведений,переходящих на новые принципы организации обуче-ния учащихся.Важнейшей задачей обучения в начальных, непол-ных средних и средних школах в 30-е гг. XX в. явля-лось обеспечение всестороннего гармонического раз-вития личности каждого ученика. В этой связи теоре-тиками народного образования, такими как Н.К. Круп-ская [1], П.П. Блонский [2], В.Н. Верховский [3] и др.был предложен целостный подход к содержанию обра-зования, предполагающий:- отбор и систематизацию учебного материала подисциплинам естественно-математического и гумани-тарного циклов диалектическим методом: выделениеосновных разделов и тем каждого школьного предметаи установление между ними внутрипредметных связей;освещение основных разделов и тем учебных дисцип-лин гуманитарного цикла историческими экскурсами исравнениями; соотношение теории и практики в учеб-но-воспитательном процессе; реализация интегратив-ных связей;- учет возрастных, тендерных, индивидуальныхособенностей и интересов учащихся школ;- развитие мыслительных способностей, креативно-го потенциала школьников;- соотношение принципов обучения и воспитания.Именно от реализации целостного подхода в учеб-но-воспитательном процессе общеобразовательныхшкол СССР, в том числе и Западной Сибири, в 30-е гг.XX в. зависело качество образования.Поэтому в реформировании системы образованиятого времени решающая роль отводилась педагогиче-ским кадрам. От их позиции и подготовленности зави-сел успех модернизации образования.Анализ Постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа1931 г. «О начальной и средней школе» [4], осмыслениевзглядов теоретиков, методистов, практиков и руково-дящих работников народного образования 30-х гг. ХХ в.,таких, как Н.К. Крупская [1], А.Г. Калашников [5],С.Т. Шацкий [6], А.Я. Вышинский [7], П.Н. Груздев [8],позволяет выделить и сгруппировать следующие требо-вания к педагогическим кадрам, способным внедритьновые принципы в систему образования:1. Мотивация к педагогической деятельности.2. Педагогическое образование:- специальная подготовка (глубокие знания перечняпреподаваемых дисциплин или учебного предмета иродственной группы научных дисциплин, позволяю-щие овладеть методическим расположением учебногоматериала этих дисциплин в современной программе идающие прочную базу к дальнейшей методическойэволюции);- педолого-педагогическая подготовка, включаю-щая знание возрастных, психических, краевых и инди-видуальных особенностей учащихся школ, умение вы-являть их склонности и интересы к определенным ви-дам деятельности;- общественно-педагогическая подготовка, котораядавала бы будущему педагогу навыки общественнойработы в области краеведения, различных областейсоветского строительства и пр.3. Рациональная организация учебно-воспитатель-ного процесса:- доступное изложение учебного материала;- соотношение принципов обучения и воспитания;- сочетание интересов класса с интересами и воз-можностями каждого ученика;- развитие мыслительных способностей по законамдиалектической логики (т.е. обучение методам сравнения,анализа, синтеза, индукции, дедукции) и креативного по-тенциала учащихся средних учебных заведений;- оказание дополнительной помощи ученикам,имеющим склонности к определенным видам деятель-ности;- руководство внеклассной и внешкольной работойучащихся по технике; создание условий, стимулирую-щих развитие их креативного потенциала.4. Участие в многогранной общественной деятельности.5. Овладение педагогическим мастерством.В этой связи возникают вопросы: Достаточно либыло квалифицированных педагогических кадров взападносибирских общеобразовательных учебных за-ведениях 30-х гг. XX в.? Все ли педагоги школ былизнакомы с современными основами производства исистематически повышали свою квалификацию, чтобыреализовать целостный подход в образовании?Большое количество учителей в начале 30-х гг.XX в. не имели достаточного образования и стажа пе-дагогической работы. Так, в Западно-Сибирском краесреди 25 тыс. учителей начальной школы и 6 тыс. сред-ней наблюдался большой процент как с низкой квали-фикацией, так и без квалификации. По начальной шко-ле в 1932/33 учебном году учителей с высшим образо-ванием было 0,3%, среднее и незаконченное высшееимели 30,8%, низшее - 67,9%. По средней школе: свысшим образованием - 4,3 %, со средним и незакон-ченным высшим - 72,7%, с низшим - 23%. Анализ со-става учителей по стажу их педагогической работыпозволяет сделать вывод о том, что большая часть учи-телей - педагогическая молодежь. Например, по на-чальной школе со стажем до года - 32%, от года дотрех лет - 41,5%, от 4 до 10 лет - 16,4% и свыше10 лет - 10,1%. По средней школе - соответственно18,6; 29,7; 26 и 25,6% [9].Из сказанного следует, что общеобразовательныеучебные заведения Западно-Сибирского края в началеисследуемого периода не имели достаточного количе-ства квалифицированных педагогических кадров, об-ладающих достаточной технологией и методологиейдля реализации нового подхода в образовании.В этой связи органами народного образования в тегоды была проведена система мероприятий по подго-товке и повышению квалификации учителей:- Районные и межрайонные курсы-практикумы икурсы-конференции по подготовке учителей для на-чальных школ (двухмесячные, трехмесячные, пятимеЗ7 -сячные; двухгодичные и трехгодичные; дневные и ве-черние). С 1933 по 1936 г. в Западной Сибири черезкурсовую систему было обучено 2 890 учителей.- Групповые и индивидуальные консультации и кус-товые совещания (учебно-методический сектор крайоно в1932 г. организовал консультационное бюро, куда школь-ные работники обращались за разъяснением по интере-сующим их вопросам обучения и воспитания учащихсяначальных, неполных средних и средних школ).- Прикрепление к молодым учителям опытных, ко-торые помогали: планировать работу по выполнениюзаданий, полученных на курсах, давали советы о по-рядке их выполнения; выбирать нужную литературу,проверяли выполнение работы; оказывали помощь впланировании и организации учебно-воспитательногопроцесса, школьной работы, в разработке планов иконспектов занятий.- Расширение системы средних и высших педагоги-ческих учебных заведений с дневным, вечерним, дис-танционным и заочным обучением. (Так, в 1933 г. вЗападной Сибири действовали уже 28 педагогическихтехникумов и 3 педагогических института: Томский,Омский и Тюменский. Позднее педагогические вузыпоявились в Омске, Тюмени, Кемерове и Красноярске,Барнауле, Тобольске и Енисейске, Бийске и Абакане,Горно-Алтайске и Кызыле. С 1934 г. для подготовкиучительских кадров 5-7-х классов создавались двухго-дичные учительские институты. К 1934 г. в Западно-Сибирском крае было 20 вузов с общим количествомстудентов в 13 097 человек.)- Организация показательных уроков для массовогопросвещенца [10].Таким образом, молодые учителя и работники школ,не имеющие семилетнего образования, были охваченыразными формами повышения квалификации: курсовы-ми мероприятиями, экстернатом, групповыми и индиви-дуальными консультациями. А педагоги, имеющие об-щее среднее образование, - дневным, вечерним, заоч-ным и дистанционным обучением в педагогических тех-никумах и высших учебных заведениях, что позволялоповысить качество их педагогического труда.Особая роль в подготовке учительских кадров отво-дилась образцовым школам. Квалифицированные педа-гогические кадры этих учебных заведений участвовалив проведении курсовых мероприятий, организовывалигрупповые и индивидуальные консультации для учите-лей массовых средних учебных заведений, проводиликонференции и работу по организации на местах дис-танционного обучения, устанавливали регулярнуюписьменную связь с обучающимися учителями, оказы-вая им практическую помощь в работе над новымипрограммами и учебниками, а также в организациипедагогического процесса [Там же].Итак, вышеперечисленные мероприятия по подготов-ке и повышению квалификации учителей позволяли:- оказать учителю необходимую помощь в работепо новым программам и учебникам;- получить ценный материал по методической работедля оптимальной организации учебно-воспитательногопроцесса в средних учебных заведениях;- овладеть методикой и технологией реализациицелостного подхода в содержании школьного образо-вания.Такая подготовка учительских кадров для общеоб-разовательных школ в определенной степени создавалапредпосылки к реализации целостного подхода в со-держании образования. Однако глубокую профессио-нальную подготовку в организации учебно-воспита-тельного процесса по новым программам могли дать вте годы высшие учебные заведения, поэтому в 30-е гг.XX в. они ежегодно открывались, росло количествостудентов.Вместе с тем в работе по повышению квалификацииучителей имелись существенные недостатки:- отдельные виды мероприятий не имели опреде-ленной последовательности и не были взаимосвязанымежду собой;- часто просвещенцы, командированные на курсы,два года подряд прорабатывали один и тот же матери-ал, иногда с теми же лекторами и по тем же учебнымпособиям; задания для самостоятельной работы в меж-курсовые периоды просвещенцы не получали;- содержание работы по повышению квалификацииучителей не дифференцировалось в зависимости от ихобщеобразовательной и специально-педагогическойподготовки;- планы по повышению квалификации учителейбыли ориентированы на среднего просвещенца;- не был налажен учет работы по повышению ква-лификации и продвижению учителя по ступеням обще-образовательной и специальной подготовки.Следовательно, организация учета и работы по по-вышению квалификации учителей была недостаточнопродумана.Поэтому общеобразовательный уровень западноси-бирских педагогических кадров поднимался оченьмедленно. Достаточно сказать о том, что в Новосибир-ской области в 1940/41 учебном году с высшим образо-ванием было только 9% учителей, со средним - 40%, снезаконченным средним - 51%. В начальной школелишь 20% учителей имели среднее образование, а втаких районах, как Усть-Тарский, Пышкино-Троицкий,Пихтовский, не было ни одного учителя с законченнымвысшим образованием. В Омской области с высшимобразованием работало 4% учителей, с незаконченнымвысшим - 7,5%, со средним - 47% и незаконченнымсредним - 41,5% [12]. В этой связи целостный подходне мог быть реализован в общеобразовательных учеб-ных заведениях 30-х гг. XX в. в масштабе всего региона.Тем не менее в некоторых школах Западной Сибирибыли учителя, которые, соответствуя вышеперечислен-ным представлениям теоретиков педагогической мысли,реализовывали новые принципы в учебно-воспита-тельном процессе общеобразовательных школ. В ихчисле: П.А. Кичигина, А.А. Красновская, А.М. Храмова,Е.С. Шепель (Омская область); С.А. Алексеев,П.И. Гринько, Ю.П. Пасечникова, Е.Г. Пегова, Ю.С. Фи-липпова, М. Хасенов (Алтайский край); К.М. Вахрина,Ф.М. Кожухова, М.М. Куприна, А.М. Сахаров,М.И. Таныгина, А.И. Чирышева, учитель Сахаров изСузунского района, учитель Легостаевской среднейшколы Сергеев, И. Скоп (Новосибирская область) [Тамже. С. 248]; М.А. Михайлова, С.С. Беляева, В.Е. Шад-рин, С.Г. Судаков, Е.С. Букарина, А.С. Борисов,А.С. Андреева, Е.А. Шавалгина, Ф.Д. Баклашов,К.В. Чадова, К.П. Багаева, Е.Н. Коновалова, Н.В. Попо-ва, А.Н. Тихомирова, А.А. Игнатов, В.Г. Звонацкий,Н.Т. Сапранков, А.Е. Докшин, О.А. Киселева, А.К. Попо-ва, К.Г. Малева, А.А. Иванова, Т.А. Плескач, М.Ф. Бело-копытов, Ф.С. Свечникова (Томская область) [13, 14].Эти учителя добились в те годы прекрасных резуль-татов в обучении и воспитании учащихся начальных,неполных средних и средних учебных заведений. При-чем многие из них не имели высшего образования ибольшого стажа педагогической работы. Так, напри-мер, учитель Тайгинского района Яков АлександровичСопин, заведующий образцовой школой Новосибир-ской области И. Скоп, учитель начальных классовАчинской городской семилетки № 1 Феокиста Семе-новна Свечникова, систематически повышая свою ква-лификацию, добивались прочных знаний своих подо-печных, применяя на уроках разнообразные методы иприемы обучения и воспитания в различных сочетани-ях. Они разрабатывали задания не только репродуктив-ного (на закрепление теоретических знаний через прак-тическую деятельность учащихся школ), но и аналити-ческого типа. Основную форму организации обучениядополняли внеурочными (кружковыми) занятиями сцелью развития креативного потенциала школьников.Увязывали общеобразовательные знания с воспитани-ем молодых строителей бесклассового социалистиче-ского общества. Эти учителя не только обучали уча-щихся, развивали их креативный потенциал, но и вос-питывали любовь к нашей стране, своей культуре.Сравнительный анализ кадрового обеспечения об-щеобразовательных учебных заведений Западной Си-бири с общероссийскими показателями позволил обна-ружить такую специфику:- Увеличение учебной нагрузки учителей западно-сибирских школ к началу 1931 г. в связи с недостаточ-ным количеством квалифицированных педагогическихкадров в сравнении с другими районами СССР.- В Западную Сибирь высылалось много учителейиз центра, которых руководство страны не считало спо-собными реализовывать новую концепцию общего по-литехнического образования. Многие из них владелинесколькими языками, поддерживали связь с зарубеж-ными педагогами.- Год работы учителей в Сибири (особенно в отда-ленных районах) приравнивался к 1 году 2 месяцам илик 1 году 8 месяцам.- Ориентация учителей Сибири на опыт коллег изевропейской части России. В Западной Сибири немно-го позднее (к 1939 г.), проводились научно-практические конференции (на Алтае, в Новосибирске,в Омской области), чем в центральной части России.- Подготовка западносибирских педагогическихкадров для общеобразовательных учебных заведенийосуществлялась в основном через краткосрочную кур-совую сеть, так как педагогические учебные заведенияоткрылись значительно позже, чем в европейской частиРоссии.- До 1940 г. практика подготовки педагогическихкадров для дальних областей Сибири существовалатолько в центральных областях. После 1940 г. практикаосуществлялась на местах.Решение проблем, лежащих в основе определениятехнологий подготовки, повышения квалификации ипереподготовки педагогических кадров к реализациицелостного подхода в образовании в 30-е гг. XX в. ак-туально и для современной педагогической практики.В настоящее время в осуществлении перехода об-щеобразовательных учебных заведений к реализациифедеральных государственных стандартов второго по-коления ключевая роль отводится педагогическим кад-рам. В этой связи использование определенных техно-логий подготовки педагогических кадров 30-х гг.XX в., переходящих на новые принципы организацииобучения учащихся, актуально и в условиях переподго-товки учителей современных школ к работе по новымстандартам. В новых условиях необходимо одновре-менно решать вопросы тщательного отбора студентов впедагогические вузы; определения последовательностив прохождении курсовой системы подготовки; усиле-ния дифференцированного подхода в содержании ра-боты по повышению квалификации учителей школ.Недостаточно продуманный и налаженный учет повы-шения квалификации и переподготовки педагогическихкадров, ориентация планов по подготовке кадровогообеспечения школ на среднестатистические показателизатруднят реализацию новых стандартов.Некоторые методические разработки учителей школ30-х гг. XX в., стремившихся к реализации новыхпринципов в учебно-воспитательном процессе учащих-ся общеобразовательных школ, с положительным педа-гогическим эффектом реализуются в практике препо-давания специфических учебных заведений (Институтесоциальной реабилитации Новосибирского государст-венного технического университета).
Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин // На путях к новой школе. 1933. № 1. С. 12.
Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. С. 291-299.
Верховский В.Н. Методика преподавания химии в средней школе: Учеб. пособие для учителей. M.; Л.: Учпедгиз, 1936. С. 36-38.
Народное образование в СССР: Сб. документов. 1917-1977 гг. М., 1974. С. 159-164.
Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. М., 1930. Т. 3. С. 233.
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1965. Т. 4. С. 127.
Вышинский А.Я. Речь на Всероссийском совещании актива учителей и руководящих работников народного образования // Народный учитель. 1939. № 1. С. 29.
Груздев П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. M.; Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1949. С. 26-37.
Легченко И. Настойчиво вести борьбу за ленинское отношение к учителю // Просвещение Сибири. 1933. № 8. С. 9.
Как организовать помощь молодому учителю в повышении квалификации и текущей школьной работе // Просвещение Сибири. 1933. № 6. С. 25-28.
Шамахов Ф.Ф. Школа Сибири за 60 лет советской власти. Барнаул, 1982. С. 247-248.
Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 588. Л. 1-7.
ГАТО. Ф. р.-591. Оп. 1. Ед. хр. 110. Л. 8-14, 16, 98, 125-126.