Представлена модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре. Проектирование модели осуществлялось на основе системного анализа структуры, содержания и процесса функционирования физкультурно-рекреационной деятельности будущих бакалавров по физической культуре. Практическая ценность такой модели видится нам в адекватности и полноте отражения основных требований, предъявляемых к современному специалисту (бакалавру) по ФК в части его рекреационной компетентности.
Model of professional competence formation in the recreational activity of future specialistsin physical culture.pdf Образование, профессионализм и здоровый стильжизни в XXI в., видимо, будут доминировать в числеважных факторов обеспечения достижений в социаль-но значимых видах деятельности, в жизни каждого че-ловека [1. С. 47]. В настоящее время, когда главнойзадачей высшего профессионального образования ста-новится реализация потребностей личности и обществав профессиональном, личностном, культурном разви-тии и формировании конкурентоспособного специали-ста на современном рынке труда, от высшей школытребуется улучшение качества подготовки и более бы-строе реагирование на нужды общества. В связи с этимнеобходимы существенные преобразования качествавысшего профессионального образования.Эти преобразования, как нам видится, должны кос-нуться структуры, принципов, организации, содержа-ния, форм и методов учебного процесса. Поэтому обу-чение в университете должно предполагать не толькопередачу общепрофессиональных знаний, но и форми-рование уже на этом этапе специальных профессио-нальных компетенций, которые необходимы будущимспециалистам в их последующей профессиональнойдеятельности.В последнее десятилетие в значительной мере воз-росла заинтересованность многих людей в собственномздоровье, причем не только физическом, но и психиче-ском. Наблюдается активный поиск наиболее эффек-тивных форм и методов укрепления здоровья средст-вами физической культуры, в частности двигательнойрекреации, т.е. использования различных традицион-ных и нетрадиционных физических упражнений с це-лью получения удовольствия от двигательной активно-сти в интересах здоровья человека.Возникает противоречие между потребностью раз-вивающегося общества в специалисте по физическойкультуре, владеющем профессиональной компетентно-стью в рекреационной деятельности, умеющем ставитьи решать профессиональные задачи в рекреационнойдеятельности, и возможностями системы высшего пе-дагогического образования подготовить такого специа-листа, отсутствием в вузах научно обоснованной тех-нологии формирования названной компетенции.Для решения данной проблемы нами предпринятапопытка моделирования процесса формирования про-фессиональной компетентности в рекреационной дея-тельности будущих специалистов (бакалавров) по фи-зической культуре (ФК). Модель разрабатывалась каксовокупность определенных компонентов и в обоб-щенном виде представлена на рис. 1.Структурно модель представлена тремя укрупнен-ными блоками: мотивационно-целевой, содержательно-организационный и оценочно-результативный.Моделирование создает возможность более глубо-кого проникновения в сущность объекта исследования.Специфическими особенностями моделирования какметода являются: целостность изучения процесса(можно увидеть не только элементы, но и связи междуними); возможность изучения процесса до его осуще-ствления (возможность выявить отрицательные по-следствия и ликвидировать или ослабить их до реаль-ного проявления) [2. С. 22].Проектирование модели осуществлялось на основесистемного анализа структуры, содержания и процессафункционирования физкультурно-рекреационной дея-тельности будущих специалистов (бакалавров) по ФК.Практическая ценность такой модели видится нам вадекватности и полноте отражения основных требова-ний, предъявляемых к современному специалисту (ба-калавру) по ФК в части его рекреационной компетент-ности.При разработке модели мы, прежде всего, руковод-ствовались следующим:- квалификационными требованиями к современ-ному бакалавру в области ФК, обусловленными соци-альным заказом;- содержанием Федерального государственного об-разовательного стандарта высшего профессиональногообразования по направлению подготовки 034300 «Фи-зическая культура»;- образовательным стандартом национально-регионального (вузовского) компонента и учебнымпланом по направлению подготовки 034300 «Физиче-ская культура».Системный подход при построении данной моделиобеспечивает целостность учебно-воспитательногопроцесса, способствуя тем самым его оптимизации, ипозволяет рассматривать процесс профессиональнойподготовки будущих специалистов в области физиче-ской культуры и спорта как единую систему с много-образными внутренними преемственными связями.Конкретные виды профессиональной деятельности,к которым в основном готовится бакалавр, определя-ются высшим учебным заведением совместно с обу-чающимися, научно-педагогическими работникамивысшего учебного заведения и объединениями работо-дателей.В требованиях Государственного образовательногостандарта определено, что бакалавр по направлениюподготовки 034300 «Физическая культура» долженобладать профессиональными компетенциями в рек-реационной деятельности и решать следующие про-фессиональные задачи:- привлекать население к рекреационной деятель-ности как фактору здорового образа жизни;- реализовывать программы, режимы занятий подвигательной рекреации населения на региональном иместном уровнях в соответствии с потребностями на-селения;- подбирать адекватные поставленным задачамсредства, методы и формы рекреационной деятельно-сти по циклам занятий различной продолжительности;- обеспечивать уровень двигательной активности,соответствующий состоянию и потребностям зани-мающихся;- способствовать осознанному использованиюсредств физической культуры как средства восстанов-ления и укрепления здоровья, приобщения к здоровомуобразу жизни [3].Компетентностный подход к профессиональной под-готовке специалистов в высшей школе, как представля-ется, заметно облегчит профессиональную и социаль-ную адаптацию выпускника к рынку труда. Перед со-временной высшей школой стоит задача подготовкивысококвалифицированных конкурентоспособных спе-циалистов, готовых к работе в условиях рыночной эко-номики. Профессиональное образование призвано зало-жить основы профессиональной конкурентоспособностичеловека на рынке труда, рынке специалистов, основыего профессиональной и социальной мобильности [4].При этом товаром становится способность личностиудовлетворять потребности рынка труда в определен-ных компетенциях, необходимых для данного видадеятельности. На рынке труда специалисты, по сути,продают готовность к профессиональной деятельности,конкурируя между собой за рабочие места. Что же ка-сается требований, предъявляемых к выпускнику приприеме на работу, то они стали более жесткими: рабо-тодатели ожидают специалистов, уже готовых к вы-полнению профессиональных обязанностей. Поэтомусистема высшего профессионального образования при-звана обеспечить условия для подготовки специалистовновой формации. Для них установка на саморазвитие ипрофессиональная компетентность, т.е. владение про-фессиональными компетенциями, выступают приори-тетными жизненными стратегиями.Для выполнения своих функциональных обязанно-стей специалист (бакалавр) по ФК должен обладать оп-ределенными умениями, знаниями, навыками, личност-ными качествами и нравственными ценностями, боль-шинство из которых он приобретает в процессе подго-товки к своей будущей профессиональной деятельности.Иными словами, специалист (бакалавр) по ФК долженобладать определенным уровнем компетентности, кото-рый позволит ему эффективно осуществлять свою дея-тельность, поэтому в процессе организации процессапрофессиональной подготовки бакалавра по ФК мы ис-пользовали компетентностный подход.Как известно, системообразующей характеристикойлюбой деятельности является ее цель. Основная цельпрофессиональной подготовки бакалавров по ФК врекреационной деятельности - формирование профес-сиональной компетентности в области рекреационнойдеятельности студентов ФФК, обучающихся по на-правлению подготовки 034300 «Физическая культура».Достижению этой цели подчинены все компонентымодели процесса формирования профессиональнойкомпетентности в области рекреационной деятельностибудущих бакалавров по ФК.На достижение цели направлено решение задач поформированию профессиональной компетентности в рек-реационной деятельности будущих бакалавров по ФК:- формирование системы знаний о способах и фор-мах физической рекреации, ее влиянии на участниковфизкультурно-рекреационной деятельности и способахповышения эффективности физкультурно-рекреацион-ной деятельности;- формирование умений эффективного общениямежду участниками физкультурно-рекреационной дея-тельности;- формирование навыков перспективного планиро-вания стратегических, тактических, оперативных задач,связанных с организацией активного отдыха разныхгрупп населения; построения содержания физкультур-но-рекреационной деятельности;- формирование готовности к реализации физкуль-турно-рекреационных технологий.Концепция педагогической технологии формирова-ния у будущих бакалавров по ФК профессиональнойкомпетентности в области рекреационной деятельностиразрабатывалась нами с опорой на общедидактическиепринципы: принцип гуманитаризации и гуманизации,доступности и научности, принцип профессиональнойнаправленности, принцип воспитывающего обучения,принцип наглядности, принцип индивидуального под-хода. Общедидактические принципы влияют на фор-мирование содержания обучения.Для успешного функционирования модели былиопределены ведущие условия: организационные, пси-хологические, педагогические и методические.Организационные условия функционированиямодели:1. Осуществление постоянной взаимосвязи с обра-зовательным комплексом с целью совершенствованияпрофессиональной подготовки бакалавров по направ-лению подготовки 034300 «Физическая культура».2. Гибкое реагирование на изменяющиеся требова-ния к бакалаврам по направлению подготовки 034300«Физическая культура» со стороны социума (отслежи-вание социального заказа).3. Разработка и совершенствование образовательно-го стандарта национально-регионального (вузовского)компонента, учебного плана по направлению подго-товки 034300 «Физическая культура» в соответствии сизменяющимися требованиями к специалистам данно-го профиля.4. Разработка и внедрение элективных курсов, на-правленных на знакомство студентов с физкультурно-рекреационными технологиями и формирование про-фессиональных умений их реализации.Таким образом, организационные условия функ-ционирования модели должны способствовать направ-ленности всех элементов, а также всех субъектов учеб-но-воспитательного процесса на формирование у бу-дущих бакалавров по ФК знаний, умений и навыков вобласти физкультурно-рекреационной деятельности.Во вторую группу вошли психологические усло-вия, способствующие формированию у студентов:- готовности реализовывать физкультурно-рекреа-ционные технологии;- мотивационно-ценностного отношения к будущейпрофессиональной деятельности в части ее рекреаци-онной составляющей;- активной жизненной позиции;- профессионально значимых личностных качеств.Методические условия нашей модели представленысистемой дидактических средств - традиционных и инно-вационных. Большое внимание уделяется использованиюинформационных технологий в учебно-воспитательномпроцессе. При этом формируется информационная куль-тура будущих специалистов, без которой невозможносформировать специалиста нового типа в любой области,в том числе и в области физкультурной рекреации.В совокупности методические условия должныобеспечивать:- выбор форм, методов и средств обучения, позво-ляющих сформировать профессиональную мыследея-тельность будущих бакалавров по ФК;- реализацию личностно-деятельностного, синерге-тического подхода в обучении;- направленность учебно-воспитательного процессана раскрытие, дальнейшее развитие и совершенствова-ние способностей и личностных качеств студентов.Педагогические условия выражаются в практиче-ской реализации современных принципов организацииучебно-воспитательного процесса в высшей школе,включающих:1. Соотнесение содержания профессиональногообучения с основными особенностями профессиональ-ной деятельности.2. Оптимальное сочетание фронтальных, групповыхи индивидуальных форм организации учебного про-цесса в вузе, создание условий для самостоятельнойработы студентов.3. Рациональное применение инновационных мето-дов и средств обучения на различных этапах профес-сиональной подготовки.4. Соотнесение результатов подготовки специали-стов с требованиями социального заказа к качествуподготовки специалистов данного профиля.5. Формирование у студентов знаний и умений,личностных качеств, необходимых для реализациифизкультурно-рекреационных технологий [5].Таким образом, лишь при комплексной практиче-ской реализации выделенных условий можно решитьпроблему подготовки бакалавра по ФК, компетентногов области физкультурной рекреации.Содержательный компонент модели направлен наотбор и структурирование содержания учебного мате-риала, создание программного и учебно-методическогообеспечения для подготовки будущих бакалавров поФК к решению задач рекреационной деятельности иформирования специальных профессиональных компе-тенций:- гностических (обогащение собственных знаний оспособах и формах физической рекреации, о ее влия-нии на участников рекреационной деятельности, о спо-собах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности);- коммуникативных (установление конструктивныхвзаимоотношений между участниками физкультурно-рекреационной деятельности, создание благоприятногомикроклимата, мотивация положительного отношенияразных групп населения к активному отдыху, органи-зация взаимодействия между различными физкультур-но-спортивными организациями);- конструктивных (отбор и композиционное по-строение содержания физкультурно-рекреационнойдеятельности, выбор конкретных видов и форм органи-зации активного отдыха для разных групп населения взависимости от пола, возраста, места жительства, инте-ресов, состояния здоровья, способов и методов пропа-ганды физической культуры и активного отдыха);- проектировочных (перспективное планированиестратегических, тактических оперативных задач, свя-занных с организацией досуга школьников и проведе-нием внеклассной и внешкольной физкультурной рабо-ты, организацией активного отдыха разных групп насе-ления, организацией массовых физкультурно-спортив-ных мероприятий, а также определение способа реше-ния физкультурно-рекреационных задач);- организаторских (непосредственная реализацияфизкультурно-рекреационных замыслов) [6].Профессионально-ориентированная педагогическаятехнология формирования профессиональной компе-тентности в области рекреационной деятельности бу-дущих бакалавров по ФК может быть определена каксовокупность целей, подходов, принципов, функций,методов обучения, а также мониторинга сформирован-ности знаний, умений, навыков на основе выделенныхкритериев и показателей для достижения готовностибудущих бакалавров по ФК к компетентному осущест-влению профессиональной деятельности с практиче-ским использованием сформированных компетенций вусловиях современного рынка труда.Организационный компонент предусматривает ориен-тацию форм, методов и средств обучения на активноеобучение, на освоение системы профессиональных цен-ностей студентами. Формы обучения: групповые, инди-видуальные, фронтальные, самостоятельная работа сту-дентов. Средства обучения: визуальные (зрительные) (сиспользованием полекционной системы презентаций,меловой технологии); аудиовизуальные (зрительно-слуховые), практические. Методы: репродуктивный, про-блемного изложения, эвристический, исследовательский.В качестве критериев и показателей сформирован-ности профессиональной компетентности в областирекреационной деятельности были выделены: мотива-ционно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, личностный.В мотивационно-ценностный компонент вошлиследующие критерии:- сформированность профессионального мотива;- понимание необходимости рекреационной дея-тельности;- сформированность учебного мотива.Социальный заказ: подготовка специалиста по ФК,обладающего рекреационной компетентностьюПрофессиональныйинтерес личностиТребования: Государственного образовательного стандарта к функциональным обязанностям специалиста (бакалавра) в сферерекреационной деятельностиЦель: формирование профессиональной компетентности в рекреационной деятельностиЗадачи:- формирование системы знаний о способах и формах физической рекреации, ее влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности и способах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности;- формирование умений эффективного общения между участниками физкультурно-рекреационной деятельности;- формирование навыков перспективного планирования стратегических, тактических, оперативных задач, связанных сорганизацией активного отдыха разных групп населения; построения содержания физкультурно-рекреационной дея-тельности;- формирование готовности к реализации физкультурно-рекреационных технологийМотивационно-целевой блокПринципы: гуманитаризации и гуманизации, доступности и научности, профессиональной направленности,воспитывающего обучения, наглядности, индивидуального подходаКомпетентностныйподходПедагогические условия:организационные, психологические, педагогические, методическиеСодержательный компонент Организационный компонентОриентация форм, методов и средств обучения на активное обучение, наосвоение системы профессиональных ценностейФормы обучения:- групповые,- индивидуальные,- фронтальные,- самостоятельная работа студентаМетоды:- репродуктивный,- проблемного изложения,- эвристический, исследователь-скийСодержательно-организационныйблокПедагогическая тех-нология формирова-ния рекреационныхкомпетенций:гностических,коммуникативныхконструктивных;проектировочных;организаторскихОтбор и сруктури-рование содержания,создание программ-ного и учебно-методическогообеспеченияСредства обучения:- визуальные (зрительные) (с использованием полекционной системыпрезентаций, меловой технологии);- аудио-визуальные (зрительно-слуховые);- практическиеКритерии сформированности профессиональной компетентности в области рекреационной деятельностиМотивационно-ценностный Когнитивный Операционно-деятельностный Личностный- сформированность про-фессионального мотива;- понимание необходимо-сти рекреационной дея-тельности;- сформированность учеб-ного мотива- объем, системность зна-ний в области физкультур-ной рекреации;- устойчивость знаний;- сформированность по-знавательной активностипредметно-профессиональный компонент:- готовность к практическому применениюполученных знаний;коммуникативный компонент:- способность осуществлять общение эффек-тивно;аналитико-рефлексивный компонент:- способность анализировать тренировочнуюдеятельность занимающихся, вносить необ-ходимые коррективы, соотносить цели ирезультатысформированность про-фессионально значимыхкачеств личностиУровни освоения: низкий, допустимый, средний, высокийОценочно-результативный блокКонечный результат - сформированность у студентов ФФК - будущих бакалавров по ФКпрофессиональной компетентности в рекреационной деятельностиРис. 1. Модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущего специалиста по ФККогнитивный компонент представлен системойзнаний о способах и формах физической рекреации, оее влиянии на участников рекреационной деятельно-сти, о способах повышения эффективности физкуль-турно-рекреационной деятельности:- объем, системность знаний в области физкультур-ной рекреации;- устойчивость знаний;- сформированность познавательной активности.Операционно-деятельностный компонент включает:- предметно-профессиональный компонент (го-товность к практическому применению полученныхзнаний);- коммуникативный компонент (способность уста-навливать контакт и осуществлять общение эффективно);- аналитико-рефлексивный компонент (способ-ность анализировать тренировочную деятельность за-нимающихся, вносить необходимые коррективы, соот-носить цели и результаты).Личностный компонент представлен сформированно-стью профессионально значимых качеств личности, не-обходимых специалисту в рекреационной деятельности.Следует отметить, что данные критериальные пока-затели не исчерпывают всего многообразия качествен-ных характеристик профессиональной компетентностибудущего бакалавра по ФК, но в контексте проблема-тики нашего исследования являются наиболее значи-мыми.Для анализа сформированности профессиональнойкомпетентности в области рекреационной деятельностинами разработаны и обоснованы четыре уровня: низ-кий, допустимый, средний и высокий.Для эффективной подготовки бакалавров по ФКв рассматриваемой нами области необходимо, что-бы каждая дисциплина, каждая форма работы состудентами была направлена на решение этой про-блемы. Лишь в этом случае можно достигнуть ко-нечного результата: сформированности у будущихспециалистов (бакалавров) по ФК профессиональ-ной компетентности в области рекреационной дея-тельности.Представленная модель рассматривается как эффек-тивный инструментарий организации процесса форми-рования профессиональной компетентности в областирекреационной деятельности будущих специалистов(бакалавров) по ФК. Модель носит открытый характер,постоянно развивается и при необходимости можетпополниться новыми компонентами.
Железняк Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования = Training of Specialists in Physical Culture and Sports in System of Pedagogical Education // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 5. С. 47-53
Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Стандарты и мониторинг. 2002. № 4. С. 22-26.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г.
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru.jornal/2005/0910-12.htm
Магин В.А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий = Model of System of Professional Training of Specialists In Physical Culture and Sports On Basis of Innovational Technol
Хазова С.А. Конкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре и спорту // Интернет-журнал «Эйдос». 2009. 9 октября. URL: http://www.eidos.ru.jornal/2009/1009-2.htm