Моделирование вариантов сюжета-архетипа о блудном сыне авторским сознанием А.С. Пушкина и Л.Н. Андреева в диалоге эпох | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.

Моделирование вариантов сюжета-архетипа о блудном сыне авторским сознанием А.С. Пушкина и Л.Н. Андреева в диалоге эпох

Представлены модификации сюжета-архетипа о блудном сыне как результат моделирования индивидуально-авторским сознанием писателей разных эпох. Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказ Л.Н. Андреева «Молчание», благодаря сверхличностной памяти литературного процесса, образуют типологическое схождение. Мотив «отцы - дети» передал актуальным сюжетам конфликтность взаимоотношений поколений. Его тематическая концепция соединила тексты в единое смысловое пространство и осуществила связь веков.

The archetypical plot about the prodigal son and the authors' consciousness in the dialogue of epochs (based on A.S. Pushkin's and L.N. Andreev's stories).pdf Текстуальные совпадения произведений, написан-ных в разные исторические эпохи, без прямого заимст-вования осуществляются благодаря явлениям сверх-личностной памяти литературного процесса, образую-щим широчайшую область разного рода перекличек впроизведениях многих авторов. Переклички на уровнесюжетов, мотивов и образов мы отмечаем в повестиА.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказеЛ.Н. Андреева «Молчание». Оба сюжета восходят кархетипическому сюжету о блудном сыне и являютсобой примеры моделирования индивидуальным ав-торским сознанием актуальных сюжетов и варианты«отдаления» от идеальности в разрешении извечногоконфликта поколений. Повествования построены наколлизии несогласия воли детей с авторитетом отцов,что ведет к сотворению собственной биографии.Мифологическая модель взаимоотношений поколе-ний с волеизъявлением, странствованием и страдания-ми в чужом мире Сына, смирением и всепрощениемОтца концептуально универсальна, заключает в себезакодированные смыслы в системе высказываний идействий. Это первичный объект, подлежащий моде-лирующей деятельности. Созданные (авторские) моде-ли возвращают нам «мир уже не в том виде, в каком онбыл ей изначально дан» [1. С. 259].Мифологический сюжет по своему главному семан-тическому значению можно обозначить как сюжет-макрособытие, оказывающий оплодотворяющее влияниена всю последующую культуру и русскую литературу вчастности. Тема «отцы и дети» и ее художественное во-площение расширяют границы конкретных культурныхи исторических обстоятельств. «Высшая тема» объясня-ет скрытый смысл любого земного события - встречи сБогом в самом себе и его мудрости. Распознавание ду-ховных смыслов человеческой жизни - задача, решаемаячерез библейские философские истории. Человечествовсегда, во все времена проецирует свои судьбы на одини тот же вечный сюжет, постоянно соизмеряя свое на-стоящее с евангельским прошлым, каждый раз по-новому осмысляя то и другое.Заключенный в библейском сюжете код для дешиф-ровки индивидуальным художественным и нехудоже-ственным сознаниями, адресованный настоящему ибудущему, дает мощный культурный импульс художе-ственной вариативности, сохраняя всегда главный«ген» этого сюжета - мотив «отцы - дети», передаю-щий актуальным сюжетам конфликтность взаимоот-ношений поколений, выраженную в тексте явно либоподразумеваемую в подтексте, информацию которогопредстоит распознать читательскому сознанию. Благо-даря регулярной повторяемости одной и той же едини-цы, произведение предстает как законченное целое,наделенное новым смыслом.Смысловой инвариант в памяти культуры живетсвоей собственной жизнью, развивается, генерируетсмыслы в новых структурных вариантах, рождая темсамым разнообразные модификации формы и произво-дя индивидуально-авторские трансформации первона-чального содержания. При этом автор - производительсмыслов, стремящийся «не к исчерпанию смысловогосодержания» первообраза, а к «осуществлению тогоакта, посредством которого производятся все эти исто-рически возможные, изменчивые смыслы» [1. С. 259].Мотив «отцы - дети» - один из наиболее репрезента-тивных в плане онтологии - разнообразен в своих семан-тических проявлениях, если рассматривать его в относи-тельно широком ряду его повествовательных реализаций.Этот мотив имеет сюжетообразующий потенциал и со-держит в себе возможность развития, осложнения побоч-ными мотивами. Тематическая концепция мотива (кон-фликт поколений) представляет разнообразную интертек-стуальную трактовку, соединяя различные тексты в еди-ное смысловое пространство. Такое единое смысловоепространство мы обнаружили на примерах пушкинскойповести и рассказа Л.Н. Андреева.Связь веков осуществилась благодаря использова-нию художниками мотива «отцы - дети» как микро-сюжета. Эта общность отчетливо прослежена, но ос-мыслена и преподнесена читателю по-разному. Неиз-менный мотив «отцы - дети» как «костяк», который«дает форму целому и ясно проглядывает из-под под-робностей» [2. С. 303], в разных эпохах лишь приобрелновые воплощения, в чем-то трансформировавшись иусложнившись. Художественный эффект достигнут нев результате следования канонической норме, а вслед-ствие ее нарушения, авторы выразили свою позицию нев повторении известных схем, а в создании оригиналь-ного, не похожего на другие сюжета.Сюжет-архетип блудного сына - идеальный наборпотенций человеческого существования и выстраива-ния взаимоотношений поколений, поведенческий вы-бор в котором обусловлен индивидуальным сознанием.Предложенный человечеству идеал определяет способмышления и регулирует жизнь. Литература и жизньчеловека «выдают» новый комплекс идей, разные путираспоряжения или нераспоряжения потенциалом дей-ствий, что мы и наблюдаем в названных произведенияхПушкина и Андреева.При акте сравнения произведений сходное можетбыть сведено к словесной формуле: конфликт «отцов»и «детей». Кроме этого, в самой общей формулировкесходны сюжеты, скрытым эпиграфом к которым явля-ется библейская притча о блудном сыне (скрытый эпи-граф присутствует в «Станционном смотрителе» и от-сутствует в «Молчании»); очевидны и сюжетные расхо-ждения. Вариативность актуальных сюжетов определенакоординатами смыслового пространства инварианта иобъясняется их потенциальными интерпретациями. Этотак называемые «отправные точки смыслообразова-ния»: 1) Конфликт поколений: а) явный; б) скрытый(внутренний); в) мнимый (отражающий разное воспри-ятие); 2) «Отец - сын» (главный ген сюжета, сохраняю-щийся во времени, свидетельствующий о бесконечностипродолжения человеческой жизни): а) родственная,кровная связь; б) иерархическая связь; в) духовная связь;3) «Блудный»: а) блуждающий (странствующий);б) блудливый (совершающий грех); в) соединение пер-вых двух значений; г) заблуждающийся; 4) «Сын - сы-новья»: а) сын, единственный сын; б) не сын;в) младший сын; г) грешный; д) праведный; е) дочь;5) Ситуация выбора; 6) Диалог: а) состоявшийся; б) не-состоявшийся; 7) Возвращение в отчий дом: а) возвра-щение; б) не-возвращение, гибель; 8) Дом Отца/матери:а) дом; б) монастырь; в) другая обитель; 9) Вопрос веры:а) есть Бог, обретение Бога внутри себя (символическоевозрождение/воскрешение); б) нет Бога, невозможностьобретения Бога внутри себя; 10) Покаяние: а) покаяние;б) не-покаяние; 11) Прощение: а) прощение; б) не-прощение; 12) Земля: а) родная земля; б) чужая земля.Сознательное или бессознательное моделированиеавторами мотивного комплекса сюжета-инвариантапорождает парадигму типологически разнообразныхмодификаций одной и той же основы. Первоначальныйтекст в них не стерся, не потерял содержащуюся в неминформацию, а, подобно зерну, сохранил в себе про-грамму будущего развития, не застывшую неподвиж-но, не равную неизменно самой себе данность, как со-держание-память. Евангельская притча чаще всего ак-туализируется «в читательском сознании без воспроиз-ведения ее сюжета в тексте» [3. C. 5] и представляетобщечеловеческую норму жизни, а актуальные автор-ские сюжеты - конкретную коллизию конкретного ис-торического времени и отход от этой нормы.Творчество Пушкина преломляется в жизни и образахXX в. Ценным мемуарным свидетельством отношенияЛ. Андреева к Пушкину является статья выдающегосясоветского литературоведа Л.П. Гроссмана (1888-1965)«Беседы с Леонидом Андреевым» [4. С. 267-280], в кото-рой содержится, в частности, отзыв Л. Андреева о пуш-кинских «Египетских ночах». Очевидный интерес писа-теля к наследию Пушкина и модель сюжета, представ-ленная в рассказе «Молчание», свидетельствуют как опроявлении сверхличностной памяти литературноготворчества, так и об индивидуальной памяти автора. Насхождение художественных миров Пушкина и Андрееваобратила внимание Л.А. Смирнова: «Заживо проглочен-ными воспринимаются Петька и Сашка, а их чувства,мечты - не рожденными. Такое страшное продолжениеполучает в творчестве Андреева мотив гибели мечты ма-ленького человека, широко развитый в русской классикеот «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина до многихрассказов А.П. Чехова Разрыв естественных связейдетей и родителей - мрачный мотив - оттенен уже в ран-них рассказах Андреева» [5. С. 8].Сюжеты названных произведений Пушкина и Анд-реева, в которых представлен разрыв связей между по-колениями, дают читателю и исследователю возмож-ность проникнуть в процессы художественного иссле-дования тайн человеческой индивидуальности и явля-ют собой «эпизоды» литературной жизни сюжета-архетипа. С точки зрения структурной соотнесенности«переплетение» двух текстов произошло как на уровнемотивов ухода, падения и возвращения «блудных» до-черей, так и на уровне мотива блудного сына, «прочи-тываемого» читательским сознанием. Оживляя са-кральный смысл притчи - неизбежность возвращения кистоку через падение, искупление, - Пушкин убеждаетчитателя в неизменности и неотвратимости нравствен-ного закона и указывает верный, спасительный путь кдуховности и Богу. Андреев же в рассказе представляетобостренное осознание необходимости возвращения иодновременно невозможность его осуществления. Не-возможным становится внутреннее (психологическое)возвращение его героини к истоку.Однако внимание авторов в большей степени сосре-доточено на образах отцов - Вырине и о. Игнатии, чьиистории также проходят по канве притчи, с ней не сли-ваясь, представляя собой психологически более слож-ные варианты. Эти герои так или иначе тоже оказывают-ся в состоянии блудных сыновей (в прямом и метафори-ческом смыслах). Под мнимой благочестивостью отцовраспознается немудрость, убогость сознания и односто-ронняя подражательность нравоучительным библейскимисториям, усугубляющие конфликтность.Конфликт отцов и детей связан с проявлением своево-лия последних и выбором пути. В «Станционном смотри-теле» выбор как проявление своеволия обусловлен жиз-нью героини при дороге, встречами и расставаниями, тя-гой молодости в большой мир; в «Молчании» - внутрен-ней отгороженностью персонажей друг от друга, одино-чеством, уединенностью сознания героини, отсутствиемдуховного родства. Волевое устремление (принцип суще-ствования личности) пресекается реальностью. Однакопроявление воли пушкинской «блудной» дочери перерас-тает в обретение собственной идиллии, личного счастья, аее грехопадение (с точки зрения религиозного сознанияВырина) трансформируется в праведность. В рассказеЛ.Н. Андреева ситуация иная: уход из отчего дома, тай-ное грехопадение, возвращение, потребность в межлич-ностных связях, подкрепленных духовным единением, иих отсутствие, сознательное уединение как выбор и про-явление своеволия приводят «блудную» Веру в состояниеабсолютного одиночества. Происходит «перерастание»воли в горькую долю, закончившуюся гибелью. В судьбегероини Л.Н. Андреева художественно реализуется про-рочество пушкинского Самсона Вырина о горькой судьбе(доле) дочери.Логика библейского текста утверждает ценностьсвободного выбора человеческой личности, в свободе-воле которой для Пушкина заключается идеал поведения.Но проекция идеала в реальную жизнь порождает проти-воречие и разрыв с отцом, сознание которого транслируетбезотрадные мысли: «Всяко случается. Не ее первую, неее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержалда и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур,сегодня в атласе и бархате, а завтра, поглядишь, метутулицу вместе с голью кабацкою» [6. С. 401]. Общеизвест-ное место, прокомментированное многими исследовате-лями [7. С. 19; 8. С. 97; 9. С. 143; 10. С. 42]. Главный ис-точник конфликта - неверие Самсона Вырина в благопо-лучное устройство дочери в Петербурге, обусловленноетипичностью трагического исхода подобной ситуации вреалиях XIX в. Мысль о печальной участи дочери, потеряродственных связей, ощущение брошенности, потерясмысла жизни подводят его к гибели.Истина и для Самсона Вырина, и для о. Игнатия,предпринявшего попытку понять причины трагическихсобытий, остается «закрытой», не узнанной. Однако то,что скрыто от отцов, известно дочерям. Но если чита-тель Пушкина с помощью рассказчика может «реконст-руировать» судьбу Дуни, то у Андреева тайное остаетсятаковым до конца. И в молчании героини Андреева, ееуходе из жизни - вызов несовершенному миру. Трагиче-ский конфликт хрупкого и нестабильного сознания ге-роев и действительности оказывается неразрешимым.Еще одна точка схождения текстов связана с фак-том создания (или его попыткой) точек привязки, чтороднит и одновременно отличает сопоставляемые про-изведения. Точка эмоциональной привязки и расшире-ние собственной бытийности для пушкинской героинисопряжены с реальными ротмистром Минским и ре-альным пространством Петербурга. Попытка созданияновой точки привязки андреевской героиней успехомне увенчалась. А так как в начальной бытийности (вдоме отца Игнатия) отсутствует духовная компонента исвязь поколений, героиня, лишенная их и не обретшая,отказывается от бытийности в таком варианте совсем.В освоении пушкинских традиций изображения инди-видуальности в ее трагическом выражении (несходстволичности и социального типа, несогласие с миром безве-рия) и реализма как ведущего художественного методаXIX в. Л.Н. Андреев утверждает новые принципы иссле-дования внутреннего мира человека. Именно символизмподводит писателя к пониманию пограничных со смер-тью состояний. В отличие от А.С. Пушкина, ориенти-рующего внимание читателя на сознание героя, который«не в силах повлиять на ход событий, но прежде чемсклониться перед судьбой, пытается повернуть историювспять» [11. С. 107], Л.Н. Андреев разгадки трагическихсобытий «связывает» с подсознанием, которое остаетсядля читателя тайной. Притча о блудном сыне реализуетсяв его произведении как тайное событие прошлого, послед-ствия которого - в настоящем. Закрытость сознания Верыпо возвращении из Петербурга как следствие сложногопсихологического состояния, эмоциональной отчужденно-сти в семье - безысходный выбор героини, исключающийвозможность восстановления духовного единения. Чело-век, переживающий экзистенциальный вакуум, относится кокружающему миру как к разрушительному, а к себе - какк социально пассивному субъекту.Мотив тайны, являющийся конструктивным в ос-мыслении идейно-художественного содержания произ-ведений, сопряжен с городом, «подтолкнувшим» геро-ев к гибели. Петербург, куда отправляются героини впоисках счастья, становится местом их «падения», ме-няет жизнь их близких. Схожие пространственныедоминанты «город» - «дом» - «вечный дом» (кладби-ще) выстраиваются в парадигму, несмотря на то чтосемантика образов дома и Петербурга противоположна,так как дом изначально связывается с гармонией, семь-ей, «внутренним храмом», идиллией, а Петербург - сбесчеловечностью, страданием и символизирует зло ипорок. Миф о Петербурге как городе, равнодушном клюдским страданиям, является «формирующим» соз-нание героев и несет смыслообразующую функцию.Под действием города в обоих произведениях происхо-дит разрушение дома-идиллии, образ которого транс-формируется в образ утраченного дома. Дом без души,без продолжения рода, без женского тепла, без разумаблизок к месту вечного покоя мертвых. Значения утра-ты дома-идиллии и обретения покоя в «вечном доме»сближают образы дома и кладбища - последнего при-станища человека. Локус кладбища как места снятияконфликта поколений, разрешения кризиса сознания,приобщения к вечности, как святыни, сопряженной спамятью и сближающей живых и мертвых, - очереднаяточка схождения двух текстов.Знаменателен факт исповеди-покаяния отца Игнатияв комнате и на могиле дочери, ассоциативно воссоз-дающий в читательском сознании финал повести «Стан-ционный смотритель»: возвращение Дуни Выриной,которая на могиле отца «легла и лежала долго», - актвнутреннего покаяния. Пушкинская и андреевская сце-ны на кладбище - свидетельство трагической невозмож-ности восстановления родственных связей и неизбывно-сти вины перед близким человеком. Мотив вины в пол-ной степени отражает момент схождения образов Сам-сона Вырина и о. Игнатия [11. С. 107]: «Герой осмысля-ет происшедшее и… сходит в могилу от бессильногосознания собственной вины и непоправимости беды».А понимание собственного бессилия в разрешении се-мейной проблемы выплескивается у о. Игнатия в психо-логическую реакцию иронии и смеха, на чем не раз де-лает акцент автор, и к концу перерастает в отчаянноерыдание («И он бился головой о край стола и рыдалбурно, мучительно…» [12. С. 77]). Однако вина отцовразная: в «Станционном смотрителе» груз ответственно-сти за произошедшее все же ложится на плечи дочери иею осознается, в «Молчании» двойная вина на отце Игна-тии - человеке, не сумевшем защитить свое дитя от опас-ности и подарить душевную теплоту, и священнослужи-теле, не ставшем носителем слова Божьего, проводникоммежду Богом и человеком, как того требует сан.Финал рассказа Андреева весьма символичен. Се-мантика кладбищенских ворот, сквозь которые прохо-дит о. Игнатий, направляясь к могиле дочери, в Библиисвязана со смертью как преддверием Страшного суда итемой вины. Образ ворот символизирует своеобразныйфильтр, отсеивающий грешников, критерий котороголежит в сфере морали. Чувство вины, истинное пони-мание утраты и проснувшееся человеческое началоприводят о. Игнатия на кладбище. Дважды автор гово-рит о священнике как о человеке, запутавшемся «вузеньких тропинках» и в конце концов «потерявшемдорогу». «Заблудился! - усмехается о. Игнатий и оста-навливается на разветвлении тропинок» [12. С. 77] (вы-делено нами. - Э.Р.). Мотив потерянностинившая мироощущение и способ мышления, не пред-лагает альтернативы и в духовной сфере бытия. Свойпуть предстоит определить самому человеку. И «под-гоняет» это сделать олицетворенное говорящее молча-ние как оппозиция невысказанному слову / высказанно-му слишком поздно. Так, образ о. Игнатия, человекаблуждающего, находящегося в состоянии поискасмысла жизни, также «приравнивается» к библейскомуобразу блудного сына. Пустота как духовное состояниечеловека вне своего творца в Евангелии (Лк., XI, 24-25;Мф., XII, 43-45) выражена через символ пустого дома.В своем страшном выборе вечное успокоение исмирение с собой и с природой обретает Вера; в гор-дыне, несогласии с жизнью, в абсолютном одиночест-ве, наполняющем молчаливый темный опустевшийдом, остается о. Игнатий, духовный мир которого пре-образило дыхание смерти и «приобщило его к болеевысокому пониманию смысла бытия» [13. С. 148].Библейская притча о блудном сыне с ситуацией воз-вращения, покаяния и всепрощения содержит образецдиалога Бога и человека, диалога сознаний отца и сына,диалога, восстанавливающего гармонию. С точки зре-ния «Станционного смотрителя» возвращение к истокуневозможно (оно временно), ибо ТАМ - дом, муж, де-ти - то, что держит героиню и связывает крепче, чемдорожная станция. Но ТАМ и осознание вины, ощуще-ние тяжести, неисполненного долга. С точки зрения«Молчания» кризис бытия исключает возможностьсветлого будущего, лишает человека Дома и надежды,усиливает трагизм. Так в произведениях воплощаетсямотив прижизненного возвращения на время и мотивневозможности возвращения.Исторические контексты произведений также оказы-ваются созвучными. Разным эпохам создания текстовсвойствен катастрофизм социальной действительности.«Станционный смотритель» был написан в разгарэпидемии холеры и вынужденной изоляции автора вБолдино. Но жизнь все же предлагала Пушкину идил-лию, в которой сохранялось понятие Дома, семьи и гар-монии (предстоящая женитьба на Н.Н. Гончаровой) ивозможность творчества, утверждающего эту гармонию.Кризисность пушкинской эпохи отчасти созвучнаисторическому времени рубежа XIX-XX вв., отмечен-ному брожениями в обществе, процессами возрожденияв культуре, социальной активностью и предчувствиемкатастроф. Космизм катастрофичности исключал аль-тернативную идиллию, усиливая трагичность бытия.Кризис жизни, несомненно, нашел свое выражение вкризисе сознания героев произведений Л.Н. Андреева.Авторы по-разному воспринимали бытие: А.С. Пу-шкин, отталкиваясь от неоднозначности историческоговремени, все же тяготел к гармонии, Л.Н. Андреев какписатель пессимистического толка дисгармоничностьсвоей эпохи и своей личности отражал в дисгармониибытия своего художественного мира, что не позволилописателю привести своих героев к обретению дома,счастья, идиллии. Несмотря на это, художественныемиры авторов в указанных произведениях во многомсошлись. Точками пересечения стали: традиционнаядля русской классики и для творчества Пушкина темамаленького человека (гуманистическая направленностьтворчества Андреева - в сочувствии и сострадании ма-ленькому человеку); единство проблематики (конфликтотцов и детей), уходящей своими корнями в мифоло-гию; во многом совпадающие мотивные комплексы;актуализация единой идейной основы; топика произве-дений.Таким образом, можно говорить о схождениях двухтекстов как на уровне мотивов («отцы - дети», уход,возвращение, покаяние, блуждание, вина, тайна), про-странственных доминант (город - дом - кладбище),так и на уровне перекрестного функционального созву-чия образов: Дуня - Вера («блудные» дочери с точкизрения сознания их отцов, мотив грехопадения), Дуня -о. Игнатий (сцены покаяния-исповеди на могилах, мо-тив вины), Самсон Вырин - Вера (пророчество о горь-кой судьбе, доле, мотив гибели), Самсон Вырин -о. Игнатий (пустой дом, пустота духовная, мотив оди-ночества, потери родственных связей). Сходное в не-сходном выявилось и благодаря общему ощущениюгероями богооставленности, несмотря на то что Выриннесет в себе христианские нормы морали и истины (вотличие от о. Игнатия), а Дуня проходит «духовныйпуть» в своем покаянии и возвращении. Идея жертвен-ности, свойственная русскому сознанию еще со време-ни святых Бориса и Глеба, художественно реализуетсяв обоих произведениях и сопряжена с мотивом вины.Интертекстуальная перекличка библейского и акту-альных сюжетов убеждает в прочности христианскогофундамента всей культурной традиции. Тексты перекли-каются между собой, несмотря на временную бездну иминуя сознание их носителей, представляя собой в типо-логическом смысле вариативные модели сюжета-архети-па и своеобразно осуществляя тем самым диалог эпох.

Ключевые слова

сюжет-архетип, мотив, моделирование, инвариант, вариант, plot-archetype, motive, modelling, invariant, variant

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Радь Эльза АнисовнаСтерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан)доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературыelza_rad@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Тюпа В.И., Ромодановская Е.К. Словарь мотивов как научная проблема // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: от сюжета к мотиву / под ред. В.И. Тюпы. Новосибирск, 1996.
Гроссман Л.П. Беседы с Леонидом Андреевым // Борьба за стиль. Опыты по критике и поэтике. 2-е изд. М., 1929.
Смирнова Л.А. Творчество Л.Н. Андреева. Проблемы художественного метода и стиля : учеб. пособие. М., 1986.
Пушкин А.С. Станционный смотритель // Пушкин А.С. Избранные произведения : в 2 т. М., 1978. Т. 2.
Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. Москва ; Ленинград, 1966.
Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. Томск, 1997.
Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М., 2001.
Буслакова Т.П. Как анализировать эпическое произведение : учеб. пособие. М., 2004.
Петрунина Н.М. Проза Пушкина (Пути эволюции). Л. : Наука, 1987.
Андреев Л.Н. Избранное автором. Повести и рассказы (1899-1907) / вступ. ст., сост., подгот. текста и ком. А. Руднева, В. Чувакова. М., 2001.
Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX - XX века (проблематика и поэтика жанра). Л., 1979.
 Моделирование вариантов сюжета-архетипа о блудном сыне авторским сознанием А.С. Пушкина и Л.Н. Андреева в диалоге эпох | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.

Моделирование вариантов сюжета-архетипа о блудном сыне авторским сознанием А.С. Пушкина и Л.Н. Андреева в диалоге эпох | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.

Полнотекстовая версия