Изображение умерших в традиционной культуре обских угров: вещность и знаковость | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.

Изображение умерших в традиционной культуре обских угров: вещность и знаковость

Автор анализирует изображения умерших (иттэрма) у коренных народов Западной Сибири  обских угров. На основе письменных и вещественных источников прослежена эволюция материалов, используемых для изготовления данных изображений, выявлены сроки и места их хранения, дана характеристика с точки зрения вещности и знаковости. С точки зрения знаковости иттэрма интерпретируется в статье как маркер промежуточного состояния человека, нахождения в потустороннем мире, когда актуализируется духовное начало. С точки зрения вещности в иттэрма подчеркивается видимая материальная субстанция человека. Таким образом, через иттэрма в традиционной культуре обских угров раскрывается идея психосоматического единства человека.

Images of dead people in traditional culture of the Ob-Ugric peoples: material and symbols.pdf Коренные народы Западной Сибири, населяющиебассейн Оби, именуются на основе территориально-языковой характеристики обскими уграми или хантамии манси. Их обычай изготавливать изображение умер-шего (иттэрма) после смерти человека и хранить егоопределенное время в доме не раз освещался в этно-графической литературе. Несмотря на обширную исто-риографию, некоторые вопросы до сих пор остаютсянеисследованными. В данной работе прослежена эво-люция материалов, используемых для изготовленияиттэрма, выявлены их функции и символика.Иттэрма - это вместилище реинкарнирующейсядуши «лили». У обских угров она ассоциируется с ды-ханием, а местом ее обитания считаются волосы. Изго-товление иттэрма связано с представлениями о способ-ности души вселяться в изображение человека послеего физической смерти [1. С. 137]. В течение 4-5 лет(по сакральному счету) или 2-2,5 лет (по действитель-ному) реинкарнирующаяся душа должна возродиться вноворожденном [2. С. 144]. Таким образом, изображе-ние умершего является временным пристанищем души,пока она не возродится.Первое упоминание об изображениях умерших ухантов встречается в описании остяцкого народа, сде-ланном миссионером Г. Новицким в 1715 г. Согласноему «женщина берет одежду умершего мужа, вырезаетиз дерева человекоподобного кумира - изображениесупруга, одевает на него одежду покойного; затем са-дит на то место, где любил сидеть умерший; готовитдля него пищу, которую любил при жизни супруг. Онаверит, что умерший все это видит и что его душа пере-ходит в изображение. Год или более она хранит этоизображение, затем куклу хоронит в земле и оплакива-ет ее со слезами причитания» [3. С. 52].В сочинениях М.А. Кастрена - финского лингвиста,посетившего Сибирь в 1841-1844 гг. с целью изучениядиалектов самодийского населения, - встречается сле-дующая информация: «Умирает человек старейший,пользующийся большим почетом, ближайшие родст-венники делают его изображение, которое хранят вюрте покойного, и оказывают ему такой же почет, ка-ким он пользовался при жизни. При каждом обеде ста-вят кушанье и этому изображению, вечером раздеваюти кладут в постель, по утру одевают и снова ставят наместо, которое обыкновенно занимал покойный. Этопродолжается три года, по истечении которых изобра-жение зарывается в могилу покойного» [4. С. 224].Выпускник Московского университета Н.Л. Гон-датти, командированный в Сибирь в 1885 г. Импера-торским обществом любителей естествознания, антро-пологии и этнографии для ознакомления с антрополо-гическим типом населения и собирания коллекций, далтакое описание иттэрма: «Жены после смерти мужейделали из бересты, дерева или шкурок куклы, которыедолжны были олицетворять покойника, и в продолже-ние шести месяцев клали ее с собой спать, угощалиедой, если этого не делать, тень умершего будетмстить. Кукла эта помещалась всегда в почетном месте,которое при жизни составляло принадлежность хозяи-на. Одежда и украшения на куклу делались подобнонастоящим» [5. С. 43].Как видим, изучением обских угров в XVIII - вто-рой половине XIX в. занимались представители разныхсфер деятельности, давшие лишь общую информациюоб иттэрма, из которой можно заключить, что изобра-жение умершего человека представляло собой антро-поморфную фигуру, сделанную женой после смертимужа или ближайшими родственниками после смертиуважаемого человека. Изготавливалось оно из дерева,бересты или шкурок, одевалось в одежду покойногоили ее точную копию. Изображение хранилось дома отшести месяцев до трех лет, затем хоронилось в землеили могиле покойного.В конце XIX в. информация об иттэрма в трудах ис-следователей становится более детальной. В журнале«Живая старина» за 1895 г. встречаем следующее опи-сание, сделанное В.В. Бартеневым: «…до выноса гробаиз дома на память о покойном женщины делают куклуиз прутьев, вместо головы берется пуговица. Одевают посезону: летом легко, зимой в меховой наряд - ягушку,которую шьют совершенно такую же, как и настоящую,только в миниатюре. Каждое утро куклу одевают, даютпищи. Это продолжается пять лет (год равен нашемуполугоду), если покойник мужчина, и четыре года - еслиженщина. По истечении этого срока куклу бросают подамбарчик, где находилось тело покойного» [6. С. 491].На рубеже XIX-XX вв. финский этнограф К.Ф. Ка-рьялайнен приводит такие сведения об иттэрма: на рекеКазым изображение делается неродственником из тка-ни, в которую вставляют волосы покойного. Его хранитв жилище в сундучке кто-нибудь из близких родствен-ниц. Срок хранения составляет пятьдесят дней длямужчины и сорок для женщины. По истечении этогосрока изображение сжигают. Когда реки покрытыльдом, сжигать нельзя. Если человек умер поздней осе-нью, то изображение сжигают только следующей вес-ной. В районе Обдорска изображение делают из дереваи сажают на видном месте. Если фигурка представляетмужчину, держат ее пять дней, а если женщину - четы-ре. По прошествии этого срока изображение кладут вмогилу умершего, а выше по Оби изображение кладутв сундучок и хранят дома, как идола [7. С. 110].Таким образом, к началу ХХ в., согласно приведен-ным описаниям, изображение умершего изготавливалипосле смерти любого члена семьи. Оно представлялособой антропоморфное изображение, сделанное жен-щинами или любым другим человеком, в том числе инеродственником, из куска дерева, прутьев или ткани.Голову имитировала пуговица или пучок волос. Одеж-да повторяла взрослую и соответствовала сезону. Хра-нилась иттэрма, если умирал мужчина, пять, пятьдесятдней или пять лет (по сакральному счету), если жен-щина - четыре, сорок дней или четыре года. Послеокончания этого срока изображение хранили дома,клали в могилу умершего, под амбарчик, где находи-лось тело покойного, сжигали.В ХХ в. изображения умерших у обских угров былиподробно рассмотрены крупнейшим этнографом-сибиреведом З.П. Соколовой. На основе ее полевыхматериалов можно выделить три вида изображенийумерших:1. С деревянной основой, процарапанными чертамилица или монетой вместо лица [2. С. 145-146].2. С металлической основой и намеченными черта-ми лица [8. С. 614].3. Без жесткой основы: иттэрма образовывалиуменьшенные копии летней и зимней одежды, лицоимитировала монета или оно вообще отсутствовало [9.С. 5960].Одежда на изображениях умерших мужчин состоя-ла из рубашек, малиц, совиков; женщин - из платьев,шуб [2. С. 144-147]. После окончания срока хранения вдоме изображения умерших зарывали в землю, выбра-сывали или вешали на дерево в лесу, хранили в амбар-чике, в доме на чердаке или вместе с изображениямидомашних духов-покровителей [Там же. С. 160-161].По материалам И.Н. Гемуева, иттэрма у мансипредставляли собой мужские и женские антропоморф-ные изображения. Женские изображения умерших из-готавливались из ткани (без черт лица или с монетойвместо него), дерева (с намеченными лунками глазами,ртом, прямым носом; с вогнутыми щеками, Т-образнойлинией бровей и носа; с монетой вместо лица). У неко-торых женских изображений имелись косы и бусы.Одежда состояла из нескольких нательных рубах,платьев, сака. Только на одном изображении умершейженщины были кофта, платье-халат, халат, шапка иобувь. Имелось несколько иттэрма, одетых в платье имужскую зимнюю одежду - малицу. Мужские изобра-жения умерших также состояли из дерева (без чертлица; с намеченными углублениями глазами и ртом; свогнутыми щеками, плоским, нависающим лбом, Т-образными бровями, широким прямым носом; с моне-той вместо лица), ткани (без черт лица или с монетойвместо него). Их одежда состояла из нескольких рубах,малицы, совика. На груди у некоторых деревянныхиттэрма имелись монеты. Хранились фигурки в домена чердаке, на полке в дальнем левом углу, в сундукеили мешке. Интересно изображение женщины-са-моубийцы: оно не отличалось от обычных, состояло издерева, имело вырезанные глаза, рот, монету на груди,было одето в несколько платьев и сак. Не отличалосьот обычных и изображение умершей девочки, пред-ставлявшее собой деревянную фигурку с вогнутымищеками, прямым носом, покатыми плечами, монетойна груди, одетое в восемь платьев и малицу [10. С. 37-38, 43-45, 54-55, 60-66, 80, 93-101].Изображения умерших у северных манси в концеХХ в. были подробно исследованы Е.Г. Федоровой [11.С. 316]: «Изображения умерших делают женщины -близкие родственницы покойника. Обязательной дета-лью иттэрма у обских манси являются волосы. Их за-ворачивают в лоскуток ткани таким образом, что полу-чается подобие фигурки. После окончания срока траура(40/50 дней) изображение сжигают. Изображениеумершего у нижнесосьвинских манси также делаетсяиз волос, при этом используются волосы женщин -членов семьи. Пучок волос перехватывают ниткой та-ким образом, что получается подобие головы. Послеокончания траура уносят в лес и оставляют около кед-ра. Когда прилетят утки, изображение сжигают. У дру-гих групп манси изображения умерших выполняют издерева, ткани, металла».В работе этнографа-угроведа Н.М. Талигинойвстречается следующая информация об изображенияхумерших у хантов: «Пожилая женщина в кусочке дере-ва для дымокура вырезала углубление наподобие чело-веческой фигуры длиной 4-5 см, плавила свинец накостре в жестяной банке и заливала его в углубление.Затем все женщины начинали шить одежду для иттэр-ма: малицу (для мужчины) или халат-сак (для женщи-ны). После окончания периода траура (40/50 дней) изо-бражение помещали к домашним духам-покровителям»[12. С. 136-137, 147]. Изготовление иттэрма из свинцау обских угров подтверждает А.В. Бауло [13. С. 93]:«Часть свинцовых изображений выполнена в виде бюс-та, часть - в виде фигурки с руками и ногами. В обоихслучаях глаза и рот вырезаются с помощью ножа».Одежда иттэрма состояла из платья, шубы у женщины,малицы - у мужчины [14. С. 18].Таким образом, изображения умерших, по описани-ям исследователей ХХ в., представляли собой антро-поморфные фигурки из дерева, металла, ткани, изго-товленные женщинами после смерти человека. Чертылица у деревянных изображений либо отсутствовали,либо были лишь намечены, либо четко вырезаны, ино-гда лицо заменяла монета. На груди у некоторых дере-вянных иттэрма также имелась монета. У металличе-ских иттэрма черты лица обозначались. У тканевыхизображений они отсутствовали, иногда лицо маркиро-вала монета, особенностью данных иттэрма у северныхманси являлось изготовление головы из волос покой-ного или членов его семьи. Зафиксированы также изо-бражения без твердой основы, состоящие только изодежды. Мужской комплект одежды включал рубаху,малицу, совик, женский - нательную рубаху, платье,халат-сак, шубу. После окончания срока хранения изо-бражения умерших сжигали, зарывали в землю, выбра-сывали или вешали на дерево в лесу, хранили в амбар-чике, в доме на чердаке или вместе с изображениямидомашних духов-покровителей.В условиях значительной трансформации совре-менной этнической культуры хантов и манси особоезначение в плане изучения традиционных ритуальныхизображений имеют музейные коллекции. Автор ста-тьи подробно изучила коллекционные описи и отдель-ные предметы из собраний Российского этнографиче-ского музея (РЭМ) и Государственного учреждения«Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочныйкомплекс им. И.С. Шемановского» г. Салехарда (авторвыражает благодарность сотруднику музея К.А. Шуль-жицкой за предоставленные материалы), что позволилополучить новые материалы для анализа. Приведем их.В 1910 г. во время экспедиции в Березовский уездсотрудник этнографического отдела Русского музеяС.И. Руденко собрал 930 хантыйских предметов (Колл.№ 1711), среди них нами выделено двенадцать изобра-жений умерших, выполненных из дерева. На основеанализа музейных предметов было установлено сле-дующее. По оформлению лица выделяются четыре ва-рианта. Во-первых, фигурки с хорошо обозначеннымчеловеческим лицом (1711-461, 462, 513). Во-вторых, снамеченными в виде точек глазами и ртом (1711-458).В-третьих, изображения с медной круглой бляхой(1711-441, 444, 447), медной и оловянной пластиной(1711-449), медной пуговицей (1711-454, 457, 463) вме-сто лица. В-четвертых, иттэрма, голова которых покрыташапочкой (1711-452), тряпочкой (1711-458). Одежда наизображениях изготовлена из сукна (1711-441, 444, 449,454, 458) или меха (1711-447, 452, 457, 513), иногдавключает головной убор - шапку (1711-452, 457). Изо-бражения хранились в избушке (1711-441, 444, 447, 449,452, 454, 457), чуме (1711-458), находились в могиле(1711-463) [15. С. 172-178, 513-514].В 1959 г. по поручению Государственного музея эт-нографии народов СССР (ГМЭ) А.М. Гындыбина при-обрела 36 мансийских предметов (Колл. № 7195), срединих автором статьи выявлено одно изображение умер-шей (7195-35) с головой из стеклянной болванки, повя-занной цветными платками, одетое в женскую меховуюодежду [16. С. 13-14].В Государственном учреждении «Ямало-ненецкийокружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Ше-мановского» г. Салехарда хранятся два изображенияумерших, принятые от северных хантов на постоянноехранение в 2001 г. Основу первого составляет прямо-угольный лоскут черного сукна, отороченный по пери-метру лисьим мехом. По центру его пришита полоскатого же меха. Изображение одето в рубашку из корич-невого ситца с узором, завернуто с головой в неболь-шой коричневый платок, перевязанный двумя светлы-ми тесемками [17. Л. 1]. Основа второго изображения -оранжевый прямоугольный лоскут сукна, окаймленныйлисьим мехом, по центру которого нашита длиннаяполоска того же меха. Одето оно в глухой черный каф-тан из хлопчатобумажной материи с воротом, обшитымполосой черного сукна. Кафтан перевязан тремя поя-сами: красным шерстяным шнуром, сложенной вдвоеоранжевой тряпичной лентой и бордовой суконнойполоской. На каждом из поясов имеется по металличе-скому кольцу [18. Л. 1].Как видим, иттэрма, по музейным источникам, - этофигурки с основой из дерева или ткани. Их голова при-крыта круглой медной бляхой, медной пуговицей, тря-почкой, иногда оформлена в виде стеклянной болван-ки. На лице намечены глаза и рот, или черты лица от-сутствуют. Одеты фигурки в суконную или меховуюодежду, меховую шапку, платок. Хранились они в из-бушке, чуме или находились в могиле.Приведенные из разных источников материалысвидетельствуют, что первоначально изображенияумерших изготавливали жены после смерти мужей ли-бо близкие родственники после смерти уважаемогочеловека. В ХХ в. иттэрма делали уже для всех умер-ших независимо от статуса и пола. Различались и срокихранения изображений в доме, и использование их по-сле этого срока. В XVIII-XIX вв. иттэрма хранили вдоме от 6 месяцев до 3 лет, затем хоронили в земле илимогиле покойного. На рубеже XIX-XX вв. сроки раз-личались в зависимости от половой принадлежности:если умирал мужчина - пять, пятьдесят дней или пятьлет, если женщина - четыре, сорок дней или четырегода. После окончания этого срока изображение по-прежнему хранили в доме или клали в могилу умерше-го, под амбарчик, где находилось тело покойного, либосжигали. В ХХ в. сроки и места хранения по сравнениюс описанными не изменились.Вопрос о наиболее архаичном материале для изго-товления иттэрма сегодня нельзя решить однозначно.З.П. Соколова отдает приоритет металлу, а появлениедеревянных фигурок объясняет нехваткой материала[19. С. 41]. Приведенные нами материалы свидетельст-вуют о том, что в качестве основы для фигурок в XVIII-XX вв. использовалось дерево. В XIX в. основу иттэрмасоставляли также береста, прутья, шкурки. В началеXX в. еще одним материалом для изготовления изобра-жений умерших стала ткань, иногда с использованиемволос покойного или его родственников. В ХХ в. изо-бражения делали из металла или вообще без основы,используя только одежду. Следовательно, архаичнымматериалом для изготовления иттэрма следует считатьдерево. В целом эволюция изображений, изготовленныхиз дерева, выглядит следующим образом: деревянныеизображения без черт лица с пуговицей или монетойвместо них - изображения с намеченными чертами лица- изображения с вырезанными глазами, носом и ртом.Одежда на них присутствовала всегда. Изображения измягких материалов первоначально зафиксированы изго-товленными из ткани и волос, без одежды, затем в одеж-де, а в ХХ в. они состояли только из одежды. Из металлаиттэрма стали изготавливать в ХХ в. Первоначально онипредставляли собой изображения с намеченными черта-ми лица, затем - с вырезанными.Информация об оформлении лица, к сожалению,содержится далеко не во всех источниках. На основепредставленных материалов можно заключить, что вконце XIX в. лицо у деревянных изображений чащевсего имитировала пуговица, в ХХ в. - монета, меднаябляха, черты лица также могли быть четко вырезаныили едва намечены. У тканевых изображений концаXIX-ХХ вв. лицо имитировала монета, голова снабжа-лась волосами. У металлических изображений чертылица тщательно вырезались. Как видим, в оформлениилица не выработался единый обско-угорский канон.З.П. Соколова объясняет это тем, что изготовление иттэрмаи почитание его как предка-покровителя было делом каж-дой отдельной семьи [2. С. 159]. Приведенные материалыпозволяют указать и на другое обстоятельство. Согласнотрадиционному мировоззрению хантов и манси, душа все-ляется только в изображение с лицом, из чего следует, чтолицо - это знак души. Поскольку лицо у деревянных изо-бражений заменяли пуговицы, монеты, у изображений изткани - монеты, волосы, указанные предметы также мыс-лились знаками души. Возможно, набор знаков, выражаю-щих идею человеческой души, отражал сложность и неод-нозначность самих представлений о духовной субстанциичеловека, свойственных обским уграм.При всех различиях в материале и оформлении лицанепременным атрибутом изображений умерших слу-жила одежда. Из всего комплекта традиционного кос-тюма использовалась наплечная, нательная и верхняяодежда. У женщин это платье, сак, шуба; у мужчин -рубаха, малица, совик. Большое внимание, уделяемоеодежде, представляется неслучайным. Особенно тес-ные отношения в рамках мифологического сознаниясвязывали человека с одеждой. Одежда оказываласьсемантически эквивалентной таким понятиям, как ко-жа, шкура. В более широком смысле одежда являласьвоплощением внешнего материализованного образачеловека [20. С. 134]. На основании этого можно сде-лать вывод о том, что в иттэрма также подчеркивалосьматериальное начало в человеке.Итак, иттэрма как знак промежуточного состояния,которое мыслилось в форме инобытия, или пребыванияв потустороннем мире, и прерывалось возрождением вреальном мире, выражало идею психосоматическогоединства человека в традиционном мировоззрении об-ских угров.

Ключевые слова

изображения умерших (иттэрма), материал, символика, images of dead people (ittarmas), material, symbols

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Золотарева Наталья ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследияNatashik@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров // Труды Института этнографии, нов. серия. Т. 51: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959. С. 114156.
Соколова З.П. Изображения умерших у хантов и манси // Шаманизм и ранние религиозные представления. М., 1995. С. 143173.
Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком 1715 г. Новосибирск, 1941. 107 с.
Кастрен М.А. Сочинения : в 2 т. Т. 1: Лапландия. Карелия. Россия. Тюмень, 1999. 256 с.
Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. М., 1888. 91 с.
Бартенев В.В. Погребальные обычаи Обдорских остяков // Живая старина. Вып. III-IV. Отдел IV. СПб., 1895. С. 487492.
Карьялайнен К.Ф. Религия Югорских народов. Томск, 1994. Т. 1. 152 с.
Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. М., 2009. 756 с.
Соколова З.П. Иттерма // Мифология манси. Новосибирск, 2001. С. 5960.
Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: дом и космос. Новосибирск, 1990. 230 с.
Федорова Е.Г. Изображения умерших у современных северных манси // Культура как система в историческом контексте: Опыт Западно- Сибирских археологических совещаний : материалы XV Междунар. Зап.-Сиб. археол.-этнограф. конф. Томск, 2010. С. 315317.
Талигина Н.М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. Томск, 2005. 176 с.
Бауло А.В. Атрибут и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск, 2004. 158 с.
Бауло А.В. Культовая атрибутика Березовских хантов. Новосибирск, 2002. 92 с.
Российский этнографический музей. Коллекционная опись № 141. Ханты. Селькупы. 216 c.
Российский этнографический музей. Коллекционная опись № 116. Манси. 41 с.
Государственное учреждение «Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского» г. Салехард. Фонд «Этнография». Учетная карточка НВФ-3904.
Государственное учреждение «Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского» г. Салехард. Фонд «Этнография». Учетная карточка НВФ-3905.
Соколова З.П. Использование металла в культовой практике обских угров // Этнографическое обозрение. 2000. № 6. С. 30f 0.0009 T45.
Рындина О.М. «Философия вещей» как универсалия традиционного мировоззрения // Традиционное сознание: проблемы реконструкции. Томск, 2004. С. 127-139.
 Изображение умерших в традиционной культуре обских угров: вещность и знаковость | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.

Изображение умерших в традиционной культуре обских угров: вещность и знаковость | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.

Полнотекстовая версия