Рассматривается актуальная многоаспектная проблема создания привлекательного имиджа Сибирского региона на российском и мировом уровнях. Впервые c учетом историко-этнографической и социологической оценки образа Сибири, результатов практической деятельности (информационной, коммуникативной) сибирских музеев, современных способов их взаимодействия с местным сообществом показана значимая роль и высокий потенциал музеев в формировании и трансляции позитивного имиджа Сибирского региона. Организация интеграционно-сетевого Музея Сибири явится новационным шагом в этом направлении
Museums in shaping and transmitting positive image of Siberian region.pdf В настоящее время создание позитивного имиджаСибири, стратегически важного образа макрорегионаРоссии [1. Т. 3. С. 99-100], является актуальной теоре-тической и практической задачей для науки, власти,бизнеса и общества. Об этом свидетельствуют, в част-ности, материалы круглого стола «Имиджи Сибири»,состоявшегося в июне 2010 г. под эгидой Фонда социо-прогностических исследований «Тренды» совместно сжурналом «Эксперт-Сибирь» [2]. Для формированиясовременного адекватного, обращенного в будущееимиджа Сибирского региона как в российском, так и вмировом пространстве, необходима выработка концеп-ции c учетом ретроспективной историко-этнографи-ческой оценки образа Сибири, а также современныхдостижений в культурологии и музееведении, направ-ленных на формирование современной региональнойкультурной политики, способствующей активизациироли музеев в формировании позитивного имиджа ре-гионов. Современные историко-этнографические и эт-носоциологические исследования Сибири, ее образа взначительной мере соотносятся с проблемами регио-нальной идентичности. Н.В. Сверкунова, в частности,подчеркивает, что «сегодня необходимо обращение крегиональной сибирской идентичности и как к факторукультурной политики» [3. C. 180-181]. Это актуализи-рует положительные социально-психологические чер-ты, духовный настрой, который был свойствен населе-нию Сибири.Образ Сибири - богатейшего края, ресурсной кла-довой империи - существовал в общественном мнениии массовом сознании россиян, как минимум, с концаXVIII в. Примечательно, что в Сибири в этот период поинициативе губернатора Н.Ф. Клички был создан «Ир-кутский музеум» (1782) - первый провинциальный му-зей в России. В начале XIX столетия в творчестве де-кабристов появился образ Сибири как «крестьянскогоЭльдорадо». Образ Сибири, места чиновничьего произ-вола, «страны бесправия и бессудия», каторги, страныизгнания, тиражировался всеми журналами. Образ да-лекой холодной страны, населенной другими / чужиминародами доминировал в учебной, справочной и худо-жественной литературе, на страницах консервативнойи либеральной печати. В 1880-1890-е гг. под влиянием«моды на Сибирь» она активно номинируется как «од-на из многих местностей нашей империи», сохраняетсяпредставление о Сибири как «другой России». Коллек-тивные представления о Сибири в общественном мне-нии пореформенной эпохи, по оценке Н.Н. Родигиной,прошли следующие этапы эволюции: 1850-1870-е гг.,когда Сибирь воспринималась как далекая, суроваяэкзотическая страна с неопределенным статусом коло-нии / окраины, в большей степени «чужая», чем «своя»,территория, имевшая больше отличий, чем общих ха-рактеристик, с центром / метрополией; 1880-е - начало1890-х гг. ознаменовались активной «интеллектуаль-ной экспансии» в регион, вызванной публицистическойи исследовательской деятельностью ссыльных народни-ков, а также ростом переселенческого движения. В этотпериод важное значение для образованных россиян имеетобраз малоизвестной Сибири, terra incognita, притяги-вающей молодых целеустремленных россиян, мечтаю-щих о славе и общественном признании [4. C. 97-99].Показательно, что именно в это время, с последнейтрети XIX в., активно идет процесс организации музеевв Сибири с учетом специфики ее социально-экономического, социокультурного и геополитическогоположения. Активная деятельность по созданию музеевв 1870-1890-х гг., обусловленная в том числе и стремле-нием представить освоенные районы Сибири лучшимобразом, привела к появлению на территории региона16 публичных музеев в Енисейской (4), Иркутской (2),Тобольской (2), Томской (1) губерниях; Забайкальской(2), Якутской (1) областях; в Степном крае (2); Алтай-ском (1), Нерчинском (1) горных округах. На данномэтапе музеи осуществляли прежде всего информацион-ную функцию создания имиджа региона: расширялипредставления о природе, географии, истории, экономи-ческом, культурном и административном развитии ре-гиона, составе и численности населения Сибири, осо-бенностях его культуры и образа жизни [5. C. 217-223].В этот период были заложены основы для реализа-ции миссии музеев по формированию и трансляции си-бирской региональной идентичности. Во второй поло-вине XIX в. Сибирь, Алтай и Дальний Восток по числумузеев (23 и 17 из них комплексные) занимали второеместо в России, к семи наиболее значимым российскимфондовым собраниям, накопленным к началу ХХ в.,относились четыре, сосредоточенные в сибирских - Ми-нусинском, Иркутском, Читинском, Кяхтинском - музе-ях [6. C. 170]. Минусинский музей считался классиче-ским образцом музея местного края. О нем заграничнаяпечать говорила с удивлением, изумляясь, что на такойдалекой глухой окраине «струится умственная жизнь ипробивает так настойчиво дорогу к свету» [7. C. 25].«Когда будут во многих, если не в большей части нашихуездных городов подобные (Минусинскому. - О.Ш.)музеи, только тогда будем мы вправе считать наше Оте-чество вполне просвещенным и благоустроенным», -подчеркивалось в «Восточном обозрении» [Там же.C. 34].Культурные границы региона, его презентация су-щественно расширялись посредством участия сибир-ских музеев в ряде тематических и универсальных вы-ставок разных уровней: сельскохозяйственной (Иркут-ске, 1868), археологической (Казань, 1877), антрополо-гической (Москва, 1879); II Международном съездеориенталистов (Петербург, 1876); Всероссийской вы-ставке в Нижнем Новгороде (1896), подводящей итогидостигнутого прогресса в масштабах империи; Все-мирной выставке в Париже (1900) [8. C. 116-118].В период с начала 1890-х по 1904 г. под влияниемстроительства Транссибирской железной дороги, орга-низации массового переселения в регион, ускоренияего хозяйственного развития, включения местной ин-теллигенции в имперское коммуникативное простран-ство, реформирования регионального управления Си-бирь стала рассматриваться как одна из многих про-винций Российской империи, не лишенная в то же вре-мя исторического, этнографического, экономическогосвоеобразия [4. C. 101-102]. Тобольский музей с 1893по 1918 г. издавал собственный «Ежегодник», печа-тавший материалы различных исследований, посвя-щенных вопросам сибирской географии, истории, про-мышленности, сельского хозяйства, народного образо-вания; статистические данные; отчеты и результатыэкспедиций. «Ежегодник» стал шагом вперед не тольков музейном строительстве, но и в культурном развитииСибирского региона в целом. Он явился первым рос-сийским специализированным музейным изданиемнаучно-популярного характера [9. C. 14], инструмен-том формирования региональной идентичности, воспи-тания интереса к изучению родного края, осмыслениюего «местных» интересов и потребностей; созданиюпозитивного имиджа Сибири.В 1920-е гг., «золотое десятилетие краеведения», ин-теграция местных музеев в краеведческое движение подруководством Академии наук позволило им приобрестиимидж «провинциальных академий наук», «живых эн-циклопедий края» [10. С. 33]. В соответствии с требова-ниями времени музеи должны были стать базами массо-вой краеведческой работы, аппаратом, демонстрирую-щим и пропагандирующим народно-хозяйственное исоциально-культурное развитие, активно участвующимв строительстве социализма. Новосибирский музей от-разил основные социально-экономические проблемыЗападно-Сибирского края: сельскохозяйственную, энер-гетическую, Урало-Кузбасскую. В послевоенный периодинтенсивного промышленного освоения территорииСибири ее образ как богатейшего ресурсного регионаРоссии находит отражение в специально созданных те-матических музеях: Нижневартовском музее историиосвоения Среднего Приобья, Музее истории строитель-ства БАМа (г. Северобайкальск), Государственном музееистории освоения и развития Норильского промышлен-ного района, Музее истории освоения нефтегазовогокомплекса (г. Стрежевой Томской области), а также вМузее истории сибирской соли (г. Усолье-СибирскоеИркутской области), Государственном музее леса(г. Лесосибирск-7 Красноярского края), Музее геологиинефти и газа (г. Тюмень) [11. Т. 2. С. 392].Некоторые составляющие образа Сибири, появив-шиеся на этапе ее заселения и освоения, сохраняются всознании современной молодежи. Так, по данным оп-роса студентов Омского государственного университе-та, проведенного М.А. Жигуновой, среди ассоциаций,возникающих при слове «Сибирь», по частоте упоми-нания лидировали следующие: холод (47,7%), снег(30,6%), Ермак (22,4%), обширная территория (20%),тайга (20%), лес (20%), медведи (20%), ссылка (18,8%),зима (17,6%), Родина (15,3%). По степени значимостивыделялось пять блоков:1. Природно-климатические ассоциации - 49,9%(суровый климат, красивая природа, реки, нефть, газ,соболь, медведь, комары, морошка, ледяные горки,лыжи, санки и др.).2. Личностно-психологические ассоциации - 19%(Родина, родной край, дом, моя жизнь, спокойствие, ро-мантика, таинственность, вечность, свобода, выносли-вость, крепость духа, твердый и спокойный характер,энергия, бодрость, друзья, любовь, хорошие люди и др.).3. Географические ассоциации - 13,8% (обширнаятерритория, часть Азии, часть России, глубинка, окраина,Западно-Сибирская низменность / равнина, Транссиб,Обь, Енисей, Иртыш, Омск, Томск, Новосибирск) и др.4. Исторические ассоциации - 8,9% (ссылка, тюрь-ма, острог, лагеря, каторга и каторжники, покорениеСибири, Ермак, казаки, военные заводы, привезенныеиз-за Урала).5. Этнокультурные ассоциации - 8,4% (различныенароды, населяющие территорию Сибири, и особенно-сти их культуры).В целом Сибирь воспринимается большинством еежителей как особая территория с характерными при-родно-климатическими условиями, психологическими,историческими и этнокультурными особенностями.Современные образы Сибири и сибиряков преимущест-венно являются положительными, наибольшее значениепридается природно-климатическому фактору [12.С. 36-37, 40]. В региональной музейной сети выделяют-ся музеи, монографически представляющие эту опреде-ляющую грань образа Сибири. Так, в 1983 г. на базе от-дела природы краеведческого музея им. М.Н. Хангалова(г. Улан-Удэ) открыт и до настоящего времени успеш-но работает Музей природы Бурятии. Главное направ-ление научно-исследовательской, собирательской иэкспозиционной деятельности музея - изучение бай-кальской экологии, проблемы взаимодействия человекаи природной среды. В пяти залах экспозиции (750 м2)биосфера и биогеоценоз представлены на основе ланд-шафтного метода показа с выделением антропогенногофактора; отражены вопросы охраны природы. В музееэкспонируется коллекция полезных ископаемых Буря-тии, демонстрируются диорамы с муляжно-натурнымпередним планом и живописным фоном, крупномас-штабными фотографиями («Восточный Саян», «Гор-ные леса», «Лежбище нерп», «Природный мир Байка-ла»). Организуются тематические выставки: «Эколо-гия», «Тибетская медицина на службе здоровья челове-ка», «Самоцветы Бурятии» «Водоплавающие птицыБайкала» и др. Экспонаты музея были представлены навыставках в Сирии, Японии, Монголии, Франции [13.Т. 1. С. 86].На базе Ханты-Мансийского окружного краеведче-ского музея в 1998 г. был создан Государственный му-зей Природы и Человека. В нем демонстрируется по-стоянная экспозиция нового типа, единственная в Рос-сии, представляющая (с использованием техническихсредств) проблемы взаимодействия природы и человекана разных этапах развития. Она состоит из историческо-го - «Связь времен» (археология, история, мифологиче-ские материалы о развитии народов Севера) - и приро-доведческого - «Ритмы биосферы» (палеонтология, био-разнообразие, взаимодействие человека и природы) раз-делов [14. Т. 1. С. 427].При формировании позитивного образа Сибири му-зейными средствами следует также учитывать, что Си-бирский регион относится к зонам активных межэтни-ческих контактов (кроме русских, здесь проживаютпредставители более ста национальностей). Продук-тивный обмен культурными ценностями играл важнуюроль в адаптационных процессах, а полиэтническаясреда способствовала выработке у сибиряков толе-рантности. Культурная адаптация может рассматри-ваться как первый шаг к региональной, а затем и мно-жественной идентичности [15. С. 12]. Региональнаяидентичность, по мнению В.А. Тишкова, «призванаобнаружить тесные связи, укореняющие местные со-общества и отдельных людей, процедуры самоиденти-фикации, в которых образ региона может предстать какобразы населяющих эту территорию людей» [16.С. 10]. В настоящее время важную роль в формирова-нии и трансляции региональной идентичности, социо-культурной адаптации населения в полиэтническомобществе играют средовые (доминирующим типомхранимых и актуализируемых объектов которых явля-ются недвижимые объекты, среда, ландшафт, немате-риальные формы наследия), в комплексе представляю-щие образ отдельных территорий (в Кемеровской об-ласти их доля в музейной сети составляет около 25%)[17. С. 10] и Сибирского региона в целом.Практически все музеи Российской Федерации, свя-занные с сохранением самобытности, культуры малыхнародов, сосредоточены в Сибири. В 1989 г. открытХанты-Мансийский окружной этнографический музей-заповедник «Торум Маа», находящийся в ведении Ко-митета по делам малочисленных народов Севера (с1992 г.). В его становлении и развитии важную роль сыг-рала обско-угорская интеллигенция. Заповедник распо-ложен в уникальном природном ландшафте, включаеткультовый комплекс (священный лабаз и семь идолов,выполненных художником Г.С. Райшевым), а такжекомплекс с летними юртами, бревенчатым домом, чува-лом, хозяйственными лабазами, коптильней, лодкамипод навесом и пр. В фондах имеется около 2 тыс. единицхранения, в том числе фото- и видеоматериал, богатаяколлекция женской и детской одежды, изделия из бисе-ра, бересты и меха. Музей координирует научную и экс-педиционную работу в округе, организует передвижныевыставки, ведет просветительскую и образовательнуюдеятельность, направленную на консолидацию корен-ных народов Ханты-Мансийского автономного округа,возрождение народных праздников и традиций. В рам-ках празднования Дней коренных народов мира в 1999 г.в «Торум Маа» прошел семинар по изготовлению бере-стяных изделий. Налажены связи с Венгрией, Финлян-дией [18. Т. 3. С. 281].В местах компактного проживания аборигенов Си-бири в Притомье создана и успешно функционируетсеть экомузеев, каждый из которых выделяется своейэтнокультурной спецификой: шорский «Тазгол», теле-утский «Чолкой», татарский «Калмаки», русско-сибир-ский «Село Ишим» [19]. Например, основой «Тюльбер-ского городка» является уникальный подлинный па-леоэтнографический памятник - средневековое риту-альное городище тюркоязычных притомских тюльбе-ров начала II тыс. н.э. Он состоит из:1) археологической экспозиции, включающей сред-невековое ритуальное городище, средневековые поры-ваевские курганы, святилища и погребальные соору-жения народов Сибири, поселения раннего железноговека народа терсь;2) архитектурно-этнографической экспозиции стюльберско-телеутский улусом и оборонительными,общественными и жилыми сооружениями, создающи-ми зрительный образ казачьего сибирского острогаXVII-XVIII вв. вписанного в исторический ландшафт.Экологическая экспозиция зон охраны - естествен-но-природный ландшафт (грибной лес, живописныескалы, река и пр.).В экомузее-заповеднике познавательный отдых со-четается с участием в легендарных событиях древнихэпох. Отмечаются народные календарные праздники иторжества, связанные с именами святых земли русской,в честь которых реконструированы четыре деревянныеоборонительные башни: Борисо-Глебовская, Георгиев-ская, Никольская, Александровская (в честь Александ-ра Невского). Созданы условия для проведения совре-менных профессиональных праздников, фестивалей,семейных торжеств. На территории музея с 1998 г. рас-положен учебно-научный центр Кемеровского госу-дарственного университета, созданный для осуществ-ления мониторинга социокультурной и природной сре-ды, проведения комплексных этноэкологических экс-педиций по выявлению и исследованию памятниковисторико-культурного и природного наследия. Эколо-гическая деятельность музея направлена на выделениезон и режимов охраны, сохранение природного окру-жения, туристско-экскурсионную деятельность с уче-том приема и обслуживания посетителей и в другихэкомузеях Кемеровской области [20. С. 220-234, 250-251, 263-265]. В целом в экомузеях Притомья актуали-зируется этнокультурное освоение пространства, со-здаются нетрадиционные формы интерпретации этно-графических источников. Местные жители вовлекают-ся в работу по творческой переоценке настоящего ипрогнозированию будущего; готовятся специалисты покомплексному сохранению местного наследия. Этопозволяет не утратить этническую специфику и интег-рировать ее в современную среду [20].Несомненно, важную роль в отражении этнокуль-турной специфики Сибири, позитивного опыта взаимо-действия населения играет один из крупнейших в Рос-сии музеев под открытым небом. Этнографическиймузей-заповедник народов Забайкалья, открытый в1973 г. по инициативе академика А.П. Окладникова,археологов, этнографов, буддологов Бурятии, зареги-стрирован как объект культурного наследия федераль-ного значения. Научная программа деятельности этогомузея и его структура отражают сложный процессформирования и сосуществования коренных этниче-ских групп (бурят, эвенков) и русского населения, ихнациональную самобытность. На площади в 37 га вразные периоды были воссозданы экспозиционныекомплексы, построенные по тематико-хронологичес-кому принципу с учетом природных факторов: архео-логический, историко-этнографические (эвенкийский,бурятский забайкальский и бурятский предбайкаль-ский, русский старожильческий (казачий), старообряд-ческий («семейские»), промыслово-ремесленный, го-родской (старый Верхнеудинск)); разрабатывается сой-отский комплекс. Выполняя важную функцию форми-рования в социальном пространстве толерантного от-ношения к соседним культурам и поддержания интере-са современного поколения к собственной этническойистории и культурным ценностям, заповедник демон-стрирует многовековую мудрость и простоту жизниэтноса через музейные коллекции и воссозданную ис-торико-культурную среду [21. С. 144]. На территориизаповедника проводят соответствующие праздникисельскохозяйственного цикла: бурятский - стрижкаовец; русский - праздник уборки хлеба; эвенкийский -ритуально-обрядовый охотничий праздник, посвящен-ный медведю. Составляется календарный годовой планмероприятий с учетом распределения их по историко-этнографическим комплексам. Круглогодично во всехкомплексах проводят «Ярмарку забав» и «Праздникдобрых соседей». Значительное место в деятельностимузея занимает воссоздание народных обрядов, орга-низация фольклорных праздников, театрализованныхпредставлений, играющих важную роль в межпоколен-ной передаче традиций [22. С. 40-43]. В современнойсоциокультурной ситуации к решению задач, связан-ных с формированием положительного имиджа регио-на, музеи могут подходить с учетом трех типов регио-нальной идентичности, названных В. Дукельским:идентичность, обращенная в прошлое (по наследию иистории); идентичность живая, обыденная, представ-ляющая собой рефлексию образа жизни и актуальныхкультурных практик; проектируемая идентичность,предъявляющая будущее региона [15. С. 17].Сибирский культурный регион формировался вXIX-XX вв. во взаимодействии природной и культур-но-исторической среды с социокультурной практикойпри активном участии музеев [23. С. 15].В конце XX - начале XXI в. культура стала рас-сматриваться как «локомотив территории», а музей -как существенный фактор регионального развития,включенный в социально-экономические и социокуль-турные процессы, обеспечивающий соединение куль-турной политики с региональной спецификой. Каждыйместный музей содержит в своем названии имя регионаили города, выражающее главное направление дея-тельности, и в значительной степени является его яв-ным или потенциальным брендом. Приоритетной ста-новится тенденция позиционирования музеев как пре-стижных объектов, своеобразных «визитных карточек»территорий, полноправных партнеров при разработкерегиональных стратегий культурного развития. Совре-менную культурную политику, с учетом последнихдостижений российских культурологов [15, 24, 25],можно рассматривать как совокупность стратегическихнаправлений и практик проектно-инновационного ха-рактера, изменяющих институции, среду и сознаниелюдей на основе выявления и использования гумани-тарных ресурсов, стимулирования актуального (на базетрадиционного) для развития региональной идентично-сти определения уникального места территорий на гло-бальной культурной карте в условиях динамичных гео-политических, экономических и социокультурных про-цессов.В предварительной рабочей классификации В. Суп-руна в первое десятилетие XXI в. выделяются следую-щие ассоциативные имиджи Сибири: исторический(дружина Ермака и каторжники, переселенцы эпохиСтолыпина и вольница сибирского крестьянства, бро-дяги и золотодобытчики, ссыльные и охотники); гео-графический (бескрайние просторы, бесконечная зимас лютыми морозами, снег, тайга с медведями, могучиереки с жемчужным Байкалом и супермарафонская дис-танция в тысячу километров как дорога к океану); ин-дустриальный (бездонные запасы сырья: нефти, угля,золота; шахты и комбинаты, ГЭС, Транссиб, Турксиб,промышленно-развитые города и… загрязнение девст-венной природы); модернистский (вполне современ-ный регион с развитой наукой и передовыми техноло-гиями, качественным образованием и высоким уровнемкультуры (это связано преимущественно с Новосибир-ском и Томском)). Согласно классификации по базис-ному элементу выделяется энергетическая мощь, повектору развития - транспорт, коммуникации, по эмо-ционально-образному восприятию - страна холода,мерзлоты и каторжников [2].Музеи могут сыграть значительную роль в форми-ровании и трансляции положительного имиджа Сиби-ри, выполняя информационные и коммуникативныефункции, а также путем взаимодействия с местнымсообществом. С учетом структурирования моделейвзаимодействия музеев и местных сообществ, прове-денного В. Лобановой [25. С. 107-139], и спецификиразвития регионального музейного дела в Сибири пер-вым рассмотрим блок 1: «Музей и развитие террито-рии». Приведем его составляющие и наиболее харак-терные примеры:1.1. Музей как инициатор развития территории.Концепция развития Тобольского историко-архитек-турного музея-заповедника (ТГИАМЗ), первого на си-бирской территории, созданного в 1961 г. на базе То-больского музея, была направлена на комплексное ре-шение проблем по охране и использованию историко-культурного и природного наследия всей территории(18 га) и превращению музейного ансамбля (33 памят-ника федерального значения) в многофункциональныйнаучный и культурно-хозяйственный комплекс, приактивном участии межрегиональных и межведомст-венных структур. Музей располагает широким спек-тром сервисных услуг, осуществляет экологический исоциокультурный мониторинг, наблюдение за жизне-деятельностью населения и его отношением к охран-ной территории. В 2002-2003 гг. количество посетите-лей, в том числе туристов, превысило численность на-селения г. Тобольска в 2 раза и составило ≈ 230 тыс.человек в год. В ТГИАМЗ реализовывались интеграци-онные музейные проекты - «Сибирский симпозиум»,«Школа в музее», «Тобольский музей встречает дру-зей», - осуществляемые совместно с социальными ин-ститутами культуры, власти, гражданского общества,образования. В настоящее время ТГИАМЗ являетсяодним из научных центров Западной Сибири [26.С. 260-261; 27].1.2. Музей как инструмент формирования миро-вых, региональных и локальных брендов. В 1995 г.дебютировал уникальный проект Красноярского му-зейного центра Международная красноярская музейнаябиеннале «Прошлое и будущее в музее». Ее миссиябыла определена так: открыть музей, представляющий-ся в массовом сознании оплотом традиционной куль-туры для современного общества, подготовить его кдиалогу с постоянно меняющимся миром. Она функ-ционировала как форум музейщиков для полученияэкспертной оценки работ, опыта презентаций и дискус-сий, что было весьма актуально в новых социокультур-ных условиях. Красноярскую международную музей-ную биеннале по масштабу деятельности (несколькодесятков музеев Красноярска, Красноярского края, атакже других регионов России), концептуальной про-блематике (2001 г. - «Искусство памяти»; 2003 - «Вы-мысел истории»; 2005 г. - «Перемещение ценностей.Ценность перемещений»; 2007 г. - «Чертеж Сибири»),интеграции художников и сотрудников музеев в кон-тексте культурной памяти и поисков пространственнойидентичности, уровню коммуникации можно рассмат-ривать как гиперинновационную адаптацию музеев кусловиям глобализации. Тема и формат проекта 2009 г.«Даль» были нацелены на развитие креативной средыКрасноярска и края, продвижение его творческого по-тенциала в международный контекст, придание про-странству смыслового измерения, развитие способностидальновидения [28]. Красноярская музейная биенналестала брендом территории, моделирующим его специ-фику и транслирующим многогранный образ Сибири врегиональном и мировом музейном пространстве.К новационной форме презентации и брендирова-ния мирового и регионального историко-культурного иприродного наследия в форме исторического паркамогут быть отнесены организация и современное раз-витие историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская писаница». Он был создан в1988 г. в 55 км от г. Кемерово на базе памятника миро-вой истории и культуры «Писаные скалы» - комплексанаскальных рисунков (около 300), относящихся к III-I тыс. до н.э., - и лесопарковой зоны. В 1995 г. при«Томской писанице» открыта самостоятельная экспо-зиция - Музей петроглифов Азии. Музей-заповедниксостоит из 8 археологических и этнографических ком-плексов, в том числе археодрома - реконструкций жи-лищ древнего человека, архитектурно-этнографическогокомплекса «Шорский улус Кезек», Музея естественнойистории, «Славянского мифологического леса», экспо-зиций «Календари», «Монгольская юрта», минизоопарк.В музее организована интерактивная зона, проводятсякалендарные праздники, театральные действия по моти-вам древних мифов и преданий. В фондах музея свыше6,3 тыс. единиц хранения. В 2006 г. музей посетили58 тыс. человек, в 2007 г. - 74,3 тыс. человек [29].1.3. Музей как творец новых ценностей. С этойточки зрения показательна инновационная и интегра-ционная деятельность и имиджинговая политика Бай-кальского музея - одного из трех существующих нынев мире музеев озер. Он создан в 1993 г., с 2009 г. явля-ется единственным самостоятельным музейным науч-ным учреждением в СО РАН. Выполняет фундамен-тальные научные исследования и прикладные разра-ботки, связанные с особенностями эволюции оз. Бай-кал, формированием научных фондовых коллекций ибанка данных байкальской экосистемы, просвещениеми образованием широких слоев населения. Общая пло-щадь музея - 1 939 м.. Фонды насчитывают около17 тыс. единиц хранения (2009 г.), коллекции -5 899 видов. Музей выступает как важнейший элементсистемы формирования и трансляции научных знанийо Байкальском регионе посредством традиционных иновационных экспозиций. Создана единственная в ми-ре экспозиция, состоящая из 11 аквариумов (объемом5-37 м3) и являющаяся одновременно частью природ-ного водоема с живыми представителями байкальскойфауны - от губок до млекопитающих. Формируетсяживая экспозиция уникальных ландшафтов Байкаль-ского региона «Дендропарк» (4 га). На основе исполь-зования информационных технологий функционируютинтерактивные экспозиции «Батискаф», «Удаленныймониторинг байкальских организмов в режиме реаль-ного времени». Совместно с институтами ИНЦ СОРАН и Иркутским государственным университетоморганизован центр коллективного пользования по экс-периментальной биологии водных организмов. В музееоткрыт Экологический образовательный центр, в кото-ром проводятся научно-практические конференции, лет-ние школы и олимпиады по байкаловедению. В 2008 г.посещаемость составила 142 497 человек, проведено7,5 тыс. экскурсий. На базе музея планируется созданиеНационального Байкальского музея-аквариума (2015 г.),превращение Байкальского музея в Музей естественнойистории [30. С. 142-146], что существенно повысит пре-стиж Иркутской области и Сибирского региона в целом.1.4. Музей как площадка для культурных ини-циатив. В качестве одной из инициатив, получившихроссийскую известность, можно назвать организациюкультурно-коммуникационного центра «Сургут на ру-беже тысячелетий» в Сургутском краеведческом музее,включающего, помимо современной экспозиции, ком-пьютерный класс, несколько площадок для обществен-ных мероприятий с целью демонстрации и мотивациигородских инициатив, ориентированных на интегриро-вание Сургута в различные деятельные контекстымежрегионального масштаба. Проект «Музей - террито-рия равных: от стиляг до эмо» (2009 г.), направленныйна привлечение молодежных субкультур (с 1960-х гг. донаших дней) через искусство (музыка, костюм, фото-графия, живопись и сленг), предлагается сделать по-стоянно действующим. Таким образом живая совре-менная городская культура может стать частью музей-ного пространства [25. C. 125-126].Рассматривая блок взаимодействия музея с мест-ным сообществом (2: «Музей как системообразующеепредприятие: 2.1. Музей как главный работодатель;2.2. Музей как точка реализации местных товаров иуслуг; 2.3. Музей как эталон жизненных стандар-тов), следует обратить внимание на историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»,основу которого составляет сохранившаяся архитек-турно-пространственная среда центральной части этогосибирского села конца XIX - начала XX в. Объект до-кументирования - крестьянство. Всего на музейнойтерритории в 6,6 га расположено 29 крестьянских уса-деб (с домами, амбарами, хлевами, банями, колодцами,воротами), волостное правление с тюрьмой, торговаялавка, питейное заведение, кузница (около 200 постро-ек). Весной на приусадебных участках высеваютсясельскохозяйственные культуры, выращивавшиеся вконце XIX в. К работе в музее привлечены местныежители. В 2003 г. насчитывалось свыше 74 тыс. единицхранения: преимущественно памятники материальнойи духовной культуры сибиряков рубежа XIX-ХХ вв.;произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптура, сувениры Шушен-ской фабрики. Часть собрания полотенец, рукотертовдемонстрировалась на III Красноярской биеннале впроекте «Красное и белое» (II место в конкурсе экспо-зиций 1999 г.), а также в Германии в проекте «Сибирьне так холодна» (г. Штутгарт, 2000 г.).Изучение и возрождение традиционных ремесел,умений и навыков сибиряков является важным направ-лением развития музея-заповедника. Функционируютмастерские: гончарная, резьбы по дереву, бондарная.Производятся сувениры, народные костюмы. Во времятеатрализованных экскурсий и музейных праздниковмастера демонстрируют процессы производства и го-товые изделия. На базе музея проходят краевые и рес-публиканские научно-практические конференции исеминары, практикуются студенты сибирских вузов,функционируют Детский музейный центр, фольклор-ный ансамбль «Плетень» (из числа сотрудников музея),музейный кукольный театр «Сундучок». В заповедникена Масленицу, Троицу, в День знаний, День поселкаорганизуют массовые гуляния. Популярный у отечест-венных и зарубежных туристов, местных жителей объ-ект в 2001 г. посетили 0269свыше
Шиловский М.В. Сибирь // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2010. Т. 3. С. 99-100.
Далеко не потерянная Сибирь. URL: http://expert.ru/siberia/2006/30/obraz_sibiri/ (дата обращения: 01.06.2011).
Сверкунова Н.В. Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования. СПб. : НИИ Химии СПбГУ, 2002. 192 с.
Родигина Н.Н. Образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начала XX в.: основные итоги изучения // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII - начала XXI в. : материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. И.В. Остр
Равикович Д.А. Из истории организации сибирских музеев в XIX веке // История музейного дела в СССР. М., 1957. С. 159-191.
Равикович Д.А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале ХХ в. // История музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2. С. 145-215.
Шелегина О.Н. Развитие музейного дела в Сибири во второй половине XIX в. (по материалам периодической печати) // Проблемы музееведения и народная культура. Новосибирск, 1999. C. 24-35.
Шелегина О.Н. Сибирские музеи как социокультурные точки пересечения прошлого, настоящего и будущего // Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири : учеб. пособие. М., 2002. Вып. 2. С. 96-133.
Трофимова В.И. Тобольскому государственному историко-архитектурному музею-заповеднику 100 лет // Материалы научной конференции, посвященной 110-летию Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Свердловск, 1975. С. 14.
Музейное дело России. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. М.Е. Каулен (отв. ред.), И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. М. : ВК, 2010. 676 с.
Шелегина О.Н. Музейная сеть Сибири и Дальнего Востока // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2010. Т. 2. С. 392.
Жигунова М.А. Образы Сибири и сибиряков по данным этносоциологических исследований конца XX - начала XXI в. // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII - начала XXI в. : материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. И.В. Островского
Имыхелова Ц.-Д.Ц. Бурятии музей природы // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1. С. 86.
Шелегина О.Н. Государственный окружной музей Природы и Человека // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2010. Т. 1. С. 427.
Дукельский В. Региональная культурная политика: в поисках оснований // Музей и регион / отв. ред. А.В. Лебедев ; сост. В.Ю. Дукельский. М., 2011. С. 11-35.
Три карты: физическая, административно-государственная и этническая // VIII Конгресс этнографов и антропологов России : тез. докл. / редкол.: В.А. Тишков [и др.]. Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2009. С. 5-14.
Сундиева А.А., Каулен М Е., Чувилова И.В. Деятельность музеев: Музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетий (Аналитический обзор). М., 2001. 46 с.
Клименкова Т.А. Ханты-Мансийский окружной этнографический музей-заповедник «Торум Маа» // Югория. Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 2000. Т. 3. С. 281.
Кимеев В.М., Афанасьев А.Г. Экомузеология: национальные экомузеи Кузбасса. Кемерово, 1996. 135 с.
Кимеев В.М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. 452 с.
Шагланова О.А. Этнографический музей народов Забайкалья как модель сохранения этнокультурного наследия автохтонных этносов и этнических групп Байкальского региона // Музеи и этнокультурный туризм : сборник материалов III ежегодного Междунар. симпозиума Ко
Нагайцева Н.Д., Гусейнова Т.Н. Музейная педагогика: музейные праздники. Технология подготовки и проведения : учеб. пособие. Улан- Удэ, 2005. Ч. 1. 78 с.
Акулич Е.М. Музей как социальный институт : автореф. дис. … д-ра соц. наук. Тюмень, 2004. 52 c.
Зеленцова Е. Пермский проект // Музей и регион / отв. ред. А.В. Лебедев ; сост. В.Ю. Дукельский. М., 2011. С. 55-87.
Лобанова В. Музей как фактор развития территории // Музей и регион / отв. ред. А.В. Лебедев ; сост. В.Ю. Дукельский2_0 1 Tf 0. М., 2011. С. 105- 156.
Шелегина О.Н. Тобольский государственный историко-архитетурный музей-заповедник // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2010. Т. 2. С. 260-261.
Культура регионов России. URL: http://www.culturemap.ru (дата обращения: 01.06.2011).
Красноярские музейные биеннале. URL: http://www.biennale.ru (дата обращения: 01.06.2011).
Томская писаница. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 01.06.2011).
Фиалков В.А., Галкина В.И., Вотякова Н.Е. Байкальский музей Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН: история, современность, будущее // Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев : сб. науч. тр. / отв. ред. Н.М.
Шелегина О.Н. Шушенское // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2010. Т. 3. С. 552.
Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское». URL: http://www.shush.ru (дата обращения: 28.05.2011).
Музей и регион / отв. ред. А.В. Лебедев ; сост. В.Ю. Дукельский. М., 2011. 336 с.
Асеев А.Л. Без науки нет Сибири, без Сибири нет России. URL: www.sbras.ru; www.СОРАН.Info (дата обращения: 01. 06. 2011).