Статья посвящена историческому аспекту проблемы культурной политики, который рассматривается на примере деятельности Императорского русского музыкального общества во второй половине XIX в. Анализируются вопросы соотношения частной инициативы и государственной стратегии в области музыкальной культуры, рассматриваются основные направления ее развития - концертная практика, система музыкального образования.
From the history of cultural policy in pre-revolutionary Russia: Russian musical society in second half of 19 century.pdf Актуальность проблем культурной политики в со-временных условиях российской действительности невызывает сомнения. Разработка теории культурной по-литики, ее ценностно-смысловая концептуализация,обоснование социально-культурных технологий ее осу-ществления - лишь некоторые направления научнойразработки в этой сфере. В связи с этим немаловажнуюроль может иметь обобщение исторического опыта, вчастности в области художественной практики.О целенаправленной культурной политике государ-ства в сфере искусства принято говорить в связи с со-ветским этапом отечественной истории. Однако совре-менные исследователи считают, что «государства, бо-лее или менее осознанно не проводившего ту или инуюкультурную политику, в истории человечества не су-ществовало» [1. С. 64]. Думается, что применительно кдореволюционному периоду этот вопрос требует сво-его научного осмысления, выдвигая ряд аспектов: ре-гулирование социокультурных процессов, используе-мый для этого инструментарий, результативность про-водимых мероприятий. Так, в частности, при поверх-ностном взгляде на данную проблему анализ соотно-шения официально-государственной и частно иниции-рованной составляющих в художественной практикеимператорской России решается в пользу последнего.Общеизвестно, что искусства лишь в особых случаяхпользовались государственной поддержкой. СтоличныеИмператорские театры, например, субсидировались поособой статье государственного бюджета; в иных слу-чаях предполагались соответствующие субсидии гу-бернскими ведомствами, как это имело место в Одессе,где городской бюджет выделял определенную суммуна содержание итальянской оперной труппы. Болеешироко была распространена практика, когда офици-альные лица (члены императорской фамилии, губерна-торы, видные сановники) выступали как частные по-кровители искусств - театральной труппы (вариант -крепостной / усадебный театр), филармонического об-щества, выставки, публикации определенного издания.Именно такая ситуация определяла деятельность Рус-ского музыкального общества (РМО) на этапе его фор-мирования.Образованное в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубин-штейна и других музыкально-общественных деятелей(Мат.Ю. Виельгорского, В.А. Кологривова, Д.В. Ста-сова и др.) РМО изначально мыслилось как важныйкультурно-стратегический проект, имевший целью ши-рокое, поистине всероссийское развитие новых форммузыкальной практики, подъем музыкальной культурыв масштабе всей страны.Известно, что становление светской музыкальнойкультуры шло в России замедленно. В отличие от мно-говековых традиций в организации церковно-певческого дела, в Российской империи долгое времяне было специальных музыкальных учебных заведенийдля обучения светскому искусству инструментальногоисполнительства (игре на инструментах учили приАкадемии художеств, Придворной певческой капелле,в закрытых сословных учебных заведениях). Не суще-ствовало также государственных учреждений для про-ведения симфонических и камерных концертов. Имев-шиеся частные ансамбли и оркестры, как и недолго-временно существовавшие частные музыкальные шко-лы, не могли решить данную проблему.А.Г. Рубинштейн, вернувшийся в Россию послетриумфальных европейских гастролей 1854-1858 гг.,опубликовал в петербургском журнале «Век» статью«О музыке в России», в которой подверг обоснованнойкритике дилетантизм отечественной музыкальной жиз-ни и наметил основные направления «культурной мо-дернизации». В частности, недостаточный уровень раз-вития профессиональных форм художественной прак-тики в сфере музыки, отчетливо выступающий на фонедругих видов русского искусства этого времени, Ру-бинштейн объясняет отсутствием должного вниманиясо стороны государства. Музыкант пишет: «Музыкаль-ное искусство покамест слишком плохо привилось вРоссии и держится на слишком нетвердой и невозде-ланной почве. По странному стечению обстоя-тельств в России почти нет артистов-музыкантов вобыкновенном значении этого слова. Это происходит,конечно, оттого, что правительство наше не дает пока-мест музыкальному искусству тех же привилегий, ко-торыми пользуются другие искусства, как то живопись,скульптура и прочие, то есть не дает тому, кто им за-нимается, звания художника. музыкой в Россиизанимаются только любители. Грустно становит-ся, когда видишь такой порядок в стране, где музыкамогла бы достигнуть до высокой степени совершенст-ва, потому что никто не станет спорить, что русскийнарод одарен, несомненно, способностью к этому ис-кусству. Собственный опыт уверил нас в недостаткехороших начал и, вместе с тем, что много хорошеговышло бы, если бы правительство захотело извлечь этоискусство из забвения, в котором оно оставляло его досих пор. Чем же помочь этому печальному поло-жению? Отвечаем: единственно учреждением консер-ватории» [2. C. 46-47, 52-53]. Таким образом, налажи-вание системы подготовки профессиональных музы-кальных кадров, организация музыкальных учебныхзаведений рассматривались как важный инструмента-рий реформирования художественной практики. А са-мо направление деятельности требовало государствен-ного уровня решений.Следует отметить, что по сути общенациональномупо масштабу развертывания деятельности РМО харак-теру способствовала широкая и постоянная поддержкаего членами императорской семьи. Мало того, именнов салоне Великой княгини Елены Павловны, вдовыВеликого князя Михаила Павловича, младшего сынаПавла I, возникла сама идея создания музыкальногообщества всероссийского масштаба.Великая княгиня Елена Павловна, урожденнаяпринцесса Вюртембергская, поощряя развитие класси-ческого музыкального искусства на своей новой роди-не, способствовала привнесению в Россию традицийнемецких музыкально-общественных и образователь-ных структур. Зал Михайловского дворца (ныне зданиеРусского музея) она предоставила для проведения кон-цертов камерной музыки возникшего общества. Здесьже первое время проводились занятия студентовоткрывшейся в 1862 г. первой русской консерватории.В официальной речи по случаю ее открытия 8 сентября1862 г. А.Г. Рубинштейн так охарактеризовал вкладЕлены Павловны в развитие русского музыкальногоискусства: «Три года тому назад в Санкт-Петербургеосуществилось Русское музыкальное общество подпокровительством государыни Великой княгини ЕленыПавловны; главной целью этого общества было разви-тие музыкального искусства в России. Учрежде-ние музыкального училища (консерватории), котороепредоставило бы права гражданства лицам, желающимпосвятить себя исключительно музыке, было постоян-ною заботою Дирекции общества. Предоставле-нием этих прав мы значительно обязаны ходатайствунашей высокой покровительнице, которая оказала намсодействие и во многих других случаях. Но недоста-точно было бы высказать только благодарность, а нуж-но и оправдать это доверие, оказанное нам Правитель-ством, и эти благодеяния нашей покровительницы оп-равдать тем, что мы употребим все наши силы на раз-витие нашего предприятия» [3. C. 53-54].Эти «другие случаи» прежде всего касались мате-риального положения РМО, которое долгое время оп-ределялось частными пожертвованиями, в том числе ичленов императорской фамилии. «Великая княгиняЕлена Павловна на первых же порах пожаловала обще-ству 1 000 руб. Покойный Государь Император [Алек-сандр II] приказал отпускать в пользу общества изсумм кабинета Его Величества ежегодно 500 руб. По-койная Государыня Императрица Мария Александров-на пожаловала в дар обществу 150 руб. в год… Покро-вительница общества Великая княгиня Елена Павловнаскончалась 9 сентября 1873 г. Именно она исходатай-ствовала для общества ежегодное пособие от прави-тельства в 15 тысяч рублей» [4. C. 35-35]. С 1869 г. былутвержден официальный статус РМО, которое сталоименоваться «Императорское русское музыкальноеобщество» (ИРМО).После 1873 г. во главе ИРМО в разное время стоялиВеликий князь Константин Николаевич (второй сынНиколая I), затем его супруга Великая княгиня Алек-сандра Иосифовна, урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская, а функции вице-председателя испол-нял ее сын, Великий князь Константин Константино-вич (пианист-любитель, известный поэт, подписывав-ший свои стихи инициалами К.Р. - К. Романов). Средипочетных членов общества были Великая княгиня Ека-терина Михайловна, дочь Елены Павловны, и ее муж,герцог Георг-Август Мекленбург-Стрелицкий, а такжемосковский генерал-губернатор, Великий князь СергейАлександрович (сын Александра II).Современное понимание культурной политики как«осмысленной корректировки общего содержания оте-чественной культуры» (А.Я. Флиер), как «особого ин-струмента стратегического управления страны, обеспе-чивающего ее целостность и раскрывающего перспек-тивы ее социокультурного развития» (О.Н. Астафьева),позволяет транслировать это определение на деятель-ность ИРМО в контексте культурной ситуации середи-ны XIX в. Частная инициатива русских общественныхдеятелей (не только музыкантов, но и просвещенныхмеломанов-любителей, ценителей-меценатов), наце-ленная на подъем музыкальной культуры России, на-шла поддержку на государственном уровне. Поистинеобщенациональный подход к решению поставленныхзадач определялся в уставных документах образовав-шегося общества, в его структурно-институциональнойорганизации.Устав ИРМО определял основные направления дея-тельности общества в общероссийском масштабе:«Императорское Русское Музыкальное Общество име-ет целью содействовать распространению музыкально-го образования в России, способствовать развитиювсех отраслей музыкального искусства и поощрятьспособных русских художников (сочинителей и испол-нителей) и преподавателей музыкальных предметов.Для достижения означенной цели общество имеет пра-во: учреждать в разных городах России музыкальныеклассы, музыкальные училища и консерватории»1.Для этого были созданы местные дирекции (обычноиз трех-пяти человек), которые соотносились с Главнойдирекцией, находящейся в Санкт-Петербурге, но действо-вали достаточно самостоятельно, в соответствии с мест-ными условиями. С 1865 г. такие периферийные музы-кальные общества получили название «отделений РМО».До 1873 г., за годы попечительства РМО Великойкнягини Елены Павловны, были открыты отделения вМоскве (1860), Киеве (1861), Казани (1864), Харькове(1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873).До начала 1880-х гг., за время президентства Великогокнязя Константина Николаевича, сформировались пер-вые отделения в Сибири - Омске (1876), Тобольске(1878), Томске (1879). В течение 1880-1890-х гг. в Рос-сии существовало более 20 отделений ИРМО - в ос-новном в центральных и южных губерниях, на Кавказе.В начале ХХ в. деятельность РМО распространилась наВосточную Сибирь (в 1901 г. открылось отделение вИркутске) и на Урал (в 1908 г. в Перми). В целом к1917 г. в России было уже около 70 отделений, причембольшинство из них - в европейской части страны.Местные отделения РМО патронировали высшиедолжностные лица губерний, наиболее состоятельныеи уважаемые члены местного общества2.Во всех городах отделения ИРМО открывались по ини-циативе местных музыкантов и любителей музыки, в от-дельных случаях на базе многолетнего существования соб-ственных музыкальных кружков. Их реорганизация и пре-вращение в подразделения всероссийской музыкально-общественной и образовательной системы РМО повышалаофициальный статус и профессиональный уровень про-винциальных музыкальных объединений, а следовательно,общий уровень музыкальной культуры провинции.Важный инструмент осуществления всякой куль-турной стратегии - образование. Обычно первой акци-ей возникающих региональных отделений РМО былаорганизация музыкальных классов, а публичная музы-кальная практика развивалась в союзе с музыкальнымпросвещением. Н.Д. Кашкин, признанный столичныймузыкальный критик и педагог, так описывал этот про-цесс: «Русское музыкальное общество при самом воз-никновении своем поставило себе целью развитие му-зыкального образования в России. Дело это, совершен-но новое, пришлось начинать при особенных условияххудожественного развития русского общества. Музы-кальное общество своими концертами сначала ознако-мило публику с высшими произведениями музыкаль-ной литературы отечественной и западной, а потомуже, пробудив к делу интерес в публике и образовавзначительный контингент сочувствующих ему лиц,Общество получило возможность открывать училища,задачей которых было подготовление деятелей ко всемотраслям музыкального искусства. Таков был посте-пенный ход развития деятельности отделений общест-ва в различных городах России» [6. С. 2].Постепенно увеличивалось количество учеников иучителей, вводились новые музыкальные специально-сти - исполнительские и теоретические, разрабатыва-лись программы общеобразовательных предметов, шлоделение на младшие и старшие классы, повышался уро-вень требования к ученикам и квалификации выпуск-ников. Одновременно рос социальный престиж уча-щихся консерваторий и ее профессоров.Всеми процессами организации музыкального обра-зования на рубеже XIX-XX вв. руководили съездыИРМО. Семь съездов, прошедших с 1895 по 1917 г.,рассматривали проблемы улучшения образовательногопроцесса в учебных заведениях РМО - 5 консерватори-ях, 25 училищах, 23 музыкальных классах (по даннымна 1917 г.). Более всего уделялось внимание анализупрограмм художественных предметов, требований вы-пускных экзаменов. Как ведущие профессиональные иметодические инстанции съезды вырабатывали едино-образные требования, необходимые для унификациисистемы музыкального образования в столичных ипровинциальных учебных заведениях, установленияпреемственности между различными уровнями обуче-ния. Следя за тем, чтобы в подведомственных учебныхзаведениях соблюдалась определенная функциональнаяиерархия (как правило, сначала открывались музы-кальные классы, на их базе - училища, и только послемногочисленных инспекций на основе училищ - кон-серватории), РМО создавало почву для формированиябудущей системы музыкального образования.Все это способствовало активному взаимообмену му-зыкально-педагогических и исполнительских кадров ме-жду центром и регионами: с одной стороны, открывалсяпуть для обучения в столичных консерваториях выпуск-ников региональных отделений РМО, с другой - в про-винцию направлялись дипломированные специалисты -«свободные художники». Характеризуя ситуацию в му-зыкальной культуре начала ХХ в., Н.Д. Кашкин отмечал:«В обеих столицах и провинции существует множествочастных музыкальных школ, с более или менее обширнойпрограммой, во главе которых стоят почти исключитель-но окончившие курс в консерваториях или училищахРМО» [7. С. 207]. Росту авторитета вновь образованныхмузыкальных учебных заведений способствовала мис-сионерская деятельность выпускников Московской кон-серватории А.Ф. Арендса в Орле, М.С. Старикова в Там-бове, выпускника Санкт-Петербургской консерваторииА.М. Абазы в Курске и т.д.В результате такой целенаправленной работы инте-рес к музыкальным занятиям настолько возрос, чтоавторитетный музыкальный педагог и композиторС.М. Майкапар, имевший собственный педагогическийопыт работы и в столице, и в провинции, констатиро-вал ситуацию начала XX в.: «Изучение музыки везденастолько развито, что редко встретишь дом, где бы небрали уроков; занятие музыкой … чуть лине обязательным для каждого семейства с средним идаже малым достатком» [8. С. 154].Деятельность местных отделений РМО способство-вала не только развитию музыкального образованиярегионов, но и значительно активизировала художест-венную жизнь столиц и провинциальных городов. По-казательно следующее сравнение ситуации в столицах.К моменту открытия Московского отделения ИРМО в1860 г. состояние музыкальной практики, по мнениюсовременников, оставляло желать лучшего. «Общест-венной музыкальной жизни совсем не было. Для кон-цертов, в силу монополии императорских театров, от-веден был великий пост. Симфонических концертовсовсем не существовало, за исключением концертов сживыми картинами, которые давались по воскресеньямвеликим постом в Большом театре. Существовали,правда, еще университетские концерты, где оркестр со-ставлялся преимущественно из студентов, но они уст-раивались очень редко, а исполнением в них не моглибы удовлетвориться в настоящее время самые снисходи-тельные слушатели» [9. С. 9-10]. Когда же в 1909 г. вовсех отделениях ИРМО отмечались торжественные ме-роприятия, посвященные 50-летию общества, историкрусской музыки Н. Финдейзен в специальном очерке,опубликованном к юбилею, назвал внушительную циф-ру симфонических и камерных концертов, проведенныхтолько одним Петербургским отделением общества запятьдесят лет, - более девятисот [10. С. 102, 109].Столь же позитивными были и сдвиги в художест-венной практике губернских и уездных городов. Из-вестно, что музыкант в провинции всегда выполнялмногообразные функции - не только педагога, но ипросветителя, направляющего свою исполнительскуюдеятельность на формирование художественного вкусапублики. Среди музыкальных педагогов, просветите-лей, организаторов концертной жизни провинциальныхроссийских городов во второй половине XIX - началеXX в. были выпускники Петербургской, Московской,зарубежных консерваторий. Выпускник Московскойконсерватории М.Л. Пресман, ставший во главе откры-того в 1900 г. Ростовского музыкального училища, ста-вил силами ученического хора и оркестра оперы «Винд-зорские кумушки» Николаи, «Фауст» Гуно. Возглав-лявший Томское отделение В.А. Цветков в начале ХХ в.руководил экзаменационными постановками опер «Сынмандарина» Кюи, «Рафаэль» Аренского. В условияхпровинциальных городов, в которых отсутствовала по-стоянная оперная труппа, эти ученические постановкистановились значительным культурным явлением.Важным результатом просветительской деятельно-сти ИРМО стало кардинальное изменение роли музы-кальной культуры в общественной жизни, о чем свиде-тельствовали не только заметки современников, но иофициальные документы. Так, опубликованный в1890 г. «Общий план музыкального преподавания винститутах Ведомства учреждений императрицы Ма-рии»3, составленный профессорами Петербургскойконсерватории (И.В. Риба, С.И. Габельт, А.И. Рубец идр.), констатировал: «Музыка перестала быть в Россиизабавою, средством для развлечения высших и состоя-тельных лиц нашего общества, а сделалась для его ин-теллигентной части положительною потребностью,высшим художественным наслаждением, действую-щим на духовную, нравственную сторону обществен-ной жизни» [11. С. 183].Культурная политика ИРМО имела огромное зна-чение и для развития отечественной композиторской иисполнительской школы. Как отмечал в 1909 г. вице-председатель общества князь А.Д. Оболенский в тор-жественной речи по случаю 50-летия ИРМО, если«прежде на музыкальном поприще в России подвиза-лись исключительно иностранцы… ИРМО образовалосвоих музыкальных деятелей и композиторов, капель-мейстеров и оперных исполнителей - певцов, руково-дителей оркестровых музыкантов (в данное время око-ло 70% в Императорских оркестрах) и русских музы-кальных педагогов…» [12. С. 18].Таким образом, история Императорского русскогомузыкального общества наглядно демонстрирует, какцеленаправленная культурная стратегия, определив-шаяся в совокупности ясно поставленных целей на мо-дернизацию художественной жизни страны (развитиесветских форм музыкальной жизни, расширение про-свещенной аудитории) и практических мероприятий поих осуществлению (регулирование тенденций, направ-ленных на формирование системы музыкального обра-зования, подготовки профессиональных исполнитель-ских кадров), в конечном счете привела к значительнойактивизации роли музыкальной культуры в жизни об-щества, росту престижа музыкальной деятельности и вцелом к развитию духовно-ценностных аспектов обще-ственного бытия музыки.ПРИМЕЧАНИЯ1 Устав ИРМО в редакции 1885 г. [5. C. 77].2 Следует, однако, признать, что за такими солидными цифрами скрывалась весьма пестрая картина жизнедеятельности губернских отделенийобщества. Одни процветали, разворачивали активную и разнообразную музыкальную деятельность, пользовались финансовой поддержкойместных благотворителей и Главной дирекции. Неоднократно столичная пресса («Русский музыкальный вестник», «Новое время», «Искусст-во») отмечала работу отделений в Харькове, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже. В других же работа осуществлялась со значитель-ными трудностями, приводящими порой к закрытию или временному перерыву в работе отделений. По данным столичных газет и журналов,это имело место в 1880-х гг. в отделениях РМО Тамбова, Саратова, Орла.3 Ведомство имело разветвленную сеть закрытых женских учебных заведений по всей России. К началу ХХ в. насчитывалось 34 женских ин-ститута, половина из них находилась в провинциальных городах.
Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. М. : Академический проект, 2001. 592 с.
Рубинштейн А.Г. О музыке в России // Рубинштейн А.Г. Литературное наследие : в 3 т. Т. 1: Статьи. Книги. Докладные записки. Речи. М. : Музыка, 1983. С. 46-53.
Рубинштейн А.Г. Речь на открытии Петербургской консерватории // Рубинштейн А.Г. Там же. С. 53-54.
Краткий исторический обзор деятельности ИРМО // Русский музыкальный вестник. Петербург, 1888. № 31.
Куперт Т. Музыкальное прошлое Томска (в письмах к А.Г. Рубинштейну). Томск, 2006. 787 с.
Кашкин Н.Д. Первое 25-летие Московской консерватории: Исторический очерк. М., 1891. 81 с.
Кашкин Н.Д. Очерк истории русской музыки. М., 1908. 223 с.
Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. Пг., 1915. 233 с.
Кашкин Н.Д. Московское отделение Императорского русского музыкального общества: Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910. М., 1910.
Финдейзен Н.Ф. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества (1859-1909). По случаю исполнившегося 50-летия. СПб., 1909. 119 с.
Адищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX - начала XX: теория, концепции, практика. М. : Музыка, 2007. 340 с.
Оболенский А.Д. Речь на акте по случаю 50-летия Императорского русского музыкального общества. СПб., 1909. 20 с.