«Куриная война» между США и ЕЭС (1962-1964 гг.)
Рассматривается один из первых торговых конфликтов между США и Европейским экономическим сообществом, предпринимается попытка выявить причины и характер конфликта, а также его влияние на состояние трансатлантических отношений в первой половине 1960-х гг.
Chicken War between the US and EEC (1962-1964).pdf В январе 1958 г. Римские договоры о создании Евро-пейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратомавступили в силу. В соответствии с договором о созданииЕЭС его участники обязались создать в течение 12-15 лет свободный от таможенных пошлин и количест-венных ограничений Общий рынок с введением единоготаможенного тарифа и общей торговой политики в от-ношении третьих стран. Договор предусматривал учре-ждение Общей сельскохозяйственной политики сообще-ства, сближение законодательств стран-членов в тоймере, в какой это было необходимо для функционирова-ния Общего рынка, и ассоциацию с заморскими страна-ми и территориями с целью увеличения торговли и со-действия экономическому и социальному развитию дан-ных стран (ст. 3). Отмена пошлин и ограничений должнабыла производиться тремя этапами, каждый из которыхподразделялся на несколько промежуточных ступеней(ст. 8) [1. C. 100-102].Первое снижение таможенных пошлин и ограниче-ний во взаимной торговле стран - членов ЕЭС должнобыло состояться через год после вступления договора всилу и составить 10% от базовой пошлины (базовойпошлиной являлась пошлина, взимавшаяся на 1 января1957 г.), второе - через 18 месяцев после первого итретье - в конце первого этапа. Остальные снижениядолжны были осуществляться в течение второго итретьего этапов. Сокращение пошлин должно былосоставить к концу первого этапа не менее 25% базовойпошлины, к концу второго этапа - не менее 50%(ст. 14). Римский договор предусматривал установле-ние единого внешнего тарифа к концу переходногопериода путем постепенного снижения или повышенияставок национальных тарифов. Основатели Общегорынка полагали, что равные условия конкуренциивнутри экономического союза невозможно создать безвведения единого внешнего тарифа ЕЭС, так как раз-ница стоимости импортируемого сырья и полуфабри-катов создавала неравные условия конкуренции. Еди-ный тариф являлся также символом готовности «шес-терки» действовать как единое целое в своих отноше-ниях с третьими странами. В конце первого этападолжны были состояться первые мероприятия посближению национальных пошлин с уровнем единоговнешнего тарифа ЕЭС, который должен был исчис-ляться на среднеарифметическом уровне пошлин, при-меняемых в странах сообщества (ст. 19) [1. C. 110-112].Создание таможенного союза происходило болеебыстрыми темпами, чем это предусматривалось Рим-ским договором. 31 декабря 1961 г. сообщество завер-шило первый этап переходного периода. К этому вре-мени тарифы во внутренней торговле были сокращенына 40%, состоялось первое сближение национальныхтарифов отдельных стран-членов с намеченным уров-нем единого внешнего тарифа ЕЭС. В отличие от соз-дания таможенного союза, формирование Общей сель-скохозяйственной политики (ОСП) происходило гораз-до более медленными темпами. Так как в большинствестран ЕЭС издержки производства и цены на сельско-хозяйственные продукты на внутреннем рынке быливыше, чем международные, государства широко прак-тиковали систему протекционизма и субсидированиясельскохозяйственного производства для поддержанияуровня жизни фермеров, которые во Франции и Италиисоставляли 25% населения. Существующая в каждойстране особая национальная организация сельскохо-зяйственных рынков не могла быть устранена столь жебыстро, как таможенные барьеры.Общая сельскохозяйственная политика ЕЭС явля-лась предметом жесткого торга между индустриальнойФРГ с ее большим сельскохозяйственным импортом изстран, не входящих в ЕЭС (США, Канада, Аргентина),и странами с преобладанием сельскохозяйственногосектора экономики. Страны-экспортеры сельскохозяй-ственной продукции (Франция, Италия, Голландия)были заинтересованы в расширении сбыта внутри со-общества за счет свертывания неконкурентоспособногопроизводства других участников Общего рынка иограничения импорта. Франция обусловила начало вто-рого этапа переходного периода в ЕЭС установлениемоснов единой политики в области сельского хозяйства[2. С. 172]. В июле 1958 г. была проведена конферен-ция в Стрезе, посвященная сравнительному анализуаграрной политики стран - членов ЕЭС, оценке их ре-сурсов и нужд. Сделанные ею заключения легли в ос-нову предложений об осуществлении ОСП.В июне 1960 г. Комиссия ЕЭС представила так на-зываемый план Мансхолта, названный по имени вице-председателя Комиссии ЕЭС, отвечающего за вопросысельского хозяйства, голландца С. Мансхолта. Данныйплан конкретизировал достаточно общие положенияРимского договора о единой сельскохозяйственнойполитике сообщества. Его суть заключалась в форси-ровании темпов создания единого сельскохозяйствен-ного рынка и единой аграрной политики, перехода кунифицированным ценам на важнейшие продовольст-венные товары. Он предполагал постепенное в течениешести лет приведение сельскохозяйственных цен вЕЭС к единому уровню, стоящему выше мировых цен,и объединение всех национальных фондов, финанси-рующих поддержку и организацию рынков, в единыйЕвропейский сельскохозяйственный фонд ориентациии гарантии. Одна из целей ОСП заключалась в умень-шении разрыва в доходах между сельскохозяйствен-ным и несельскохозяйственным секторами экономикии таким образом приближении уровня жизни фермеровк уровню жизни городского населения [3. C. 80, 129-131]. В январе 1962 г. Совет министров ЕЭС принялрешение о распространении положений Общего рынкана продукцию сельского хозяйства [4. С. 290]. Тамо-женные тарифы на сельскохозяйственную продукциювнутри ЕЭС были снижены на 30-35%. Срок созданияединого сельскохозяйственного рынка устанавливалсяв 7,5 лет. В течение этого срока внутренние цены, по-степенно сближая, следовало привести к единой обще-европейской цене.Аграрная политика Общего рынка была рассчитанана стимулирование производства в странах ЕЭС рядаважных сельскохозяйственных продуктов путем уста-новления высоких цен, что влекло за собой сокращениесоответствующего импорта извне. Дискриминационноедействие аграрного протекционизма Общего рынкаглавным образом было направлено против стран, экс-портирующих сельскохозяйственные продукты уме-ренной зоны (США, страны ЕАСТ, Новой Зеландии,Австралии) и неассоциированных развивающихсястран. Брюссельские соглашения заменили прежнююсистему постоянных таможенных пошлин протекцио-нистской системой компенсационных импортных сбо-ров, направленных на повышение цен на товары, по-ступающие с мирового рынка на внутренний рынокЕЭС, до уровня цен Общего рынка. Такая система по-зволяла обеспечивать поддержание на определенномстабильном уровне цен в странах сообщества и устра-нять отрицательное воздействие падения цен мировогорынка на национальную рыночную конъюнктуру. Ееособенностью было введение подвижных импортныхсборов, которые являлись разницей между ценой Об-щего рынка и импортной ценой и добавлялись к стои-мости импортируемой продукции, чтобы поддержатьпроизводство внутри ЕЭС [3. C. 132-133, 141-142].При этом значительная часть американского сельско-хозяйственного экспорта в страны Западной Европыпопадала под действие системы подвижных импортныхпошлин.Госдепартамент США оценивал формирование Об-щей сельскохозяйственной политики ЕЭС как важнуюсоставную часть развития сообщества, без которой не-возможно было построение экономического союзастран «шестерки». С другой стороны, как отмечалось вгодовом отчете Госдепартамента за 1962 г., посвящен-ном вопросам европейской интеграции, существовалаопасность реализации ОСП на протекционистской ос-нове, в результате чего мог пострадать экспорт амери-канской сельскохозяйственной продукции в Европу.Степень ущерба зависела от уровня внутренних цен насельскохозяйственную продукцию, установленную вЕЭС [5]. На проходившем в 1960-1962 гг. в Женевеочередном раунде переговоров в ГАТТ страны ЕЭС,добиваясь признания своей экономической группиров-ки, предоставили односторонние уступки другим чле-нам ГАТТ, чтобы компенсировать ущерб от введенияединого внешнего тарифа ЕЭС.В апреле 1961 г. американская делегация потребо-вала от ЕЭС уступок не только по промышленным то-варам, но и по сельскохозяйственной продукции. Стра-ны Общего рынка, однако, были не готовы к тому, что-бы включить вопросы сельского хозяйства в обсужде-ния ввиду отсутствия проработанных положений обОбщей сельскохозяйственной политике сообщества.В итоге стороны только зафиксировали в специальномсоглашении наличие неразрешенных претензий попшенице, кукурузе, сорго, рису и куриному мясу и за-морозили тарифы на существующем уровне [6. С. 960].Страны ЕЭС обещали, что не будут менять свои на-циональные сельскохозяйственные тарифы в сторонуих ужесточения вплоть до разработки ОСП, а послевступления в силу Общей сельскохозяйственной поли-тики сообщества готовы вступить в переговоры с СШАотносительно экспорта данных продуктов.В январе 1962 г. Совет министров ЕЭС принял ре-шение о введении новых пошлин на сельскохозяйст-венную продукцию, которые должны были вступить всилу с 1 августа 1962 г. Введение Общим рынком но-вых пошлин привело к обострению торговых противо-речий между США и ЕЭС, кульминацией которогостала «куриная война» 1962-1964 гг. В результате вве-дения новых тарифов в ноябре 1963 г. пошлины на ку-риное мясо выросли с 4,5 до 12,5 цента за один англо-фунт. В итоге экспорт американского куриного мяса вФРГ, которая экспортировала 95% этого продукта отобщего импорта стран ЕЭС, сократился в 3 раза [7.С. 213]. В результате роста жизненного уровня населе-ния Западной Германии в 1950-е гг. курица из воскрес-ного праздничного блюда превратилась в повседнев-ную еду. С момента первых поставок куриного мяса вФРГ в 1956 г. экспорт данной продукции ежегодноувеличивался. В 1959 г. правительство ФРГ отменилоквоты на поставки куриных продуктов из США. В на-чале 1960-х гг. США контролировали 1/4 куриногорынка ФРГ. Благодаря использованию новых техноло-гий, американские куриные продукты были значитель-но дешевле европейских. Экспорт куриного мяса в За-падную Германию составлял 56% от общего американ-ского экспорта данной продукции и 87% от экспорта вЕвропу. Другими потребителями американского кури-ного мяса в Европе были Нидерланды, Дания и Швей-цария [8].Помимо ощутимого материального ущерба от со-кращения экспорта куриного мяса, в США опасались,что подвижные импортные пошлины будут распро-странены на другие товары: пшеницу, муку, корма.В отличие от куриного мяса данные наименования со-ставляли большую долю в американском экспорте и задоллары экспортировались только в Европу (остальныестраны покупали их за местную валюту или путем бар-терных соглашений). Таким образом, США теряливажный экспортный рынок для американских сельско-хозяйственных излишков (куриная отрасль также по-глощала часть избыточного зерна), что усугублялопроблему платежного дефицита и уменьшения золото-го запаса страны. Соединенные Штаты заявили, чтоновые пошлины противоречат подписанному в рамкахГАТТ соглашению между США и ЕЭС от 7 марта1962 г. Американские фермеры из штатов, являющихсяосновными производителями куриного мяса (Алабама,Арканзас, Виргиния, Делавэр, Джорджия, Калифорния,Миссисипи, Мэн, Северная Каролина и Техас), требо-вали от правительства оказать давление на ЕЭС и кри-тиковали Госдепартамент США за недостаточную за-щиту американских торговых интересов [9]. Кампаниюпротеста против пошлин ЕЭС в Конгрессе США воз-главил сенатор У. Фулбрайт [10]. В течение года пре-зидент, госсекретарь Д. Раск, специальный представи-тель президента по торговым переговорам К. Гертер,министр сельского хозяйства О. Фримэн и другие вы-сокопоставленные американские чиновники оказывалидавление на европейцев, включая комиссионера ЕЭСпо вопросам сельского хозяйства С. Мансхолта, пыта-ясь добиться снижения пошлин и увеличения квот наэкспорт куриного мяса в Европу [11].Весной 1963 г. Комиссия ЕЭС предложила снизитьпошлины на 1,8 цента за фунт, что, впрочем, не былодостаточной уступкой интересам США. Во время пере-говоров с вице-президентом Комиссии ЕЭС С. Манс-холтом 9 апреля 1963 г. министр сельского хозяйстваСША О. Фримэн предложил сократить пошлины с 13до 8 центов за один англо-фунт и поднять квоты накуриные продукты с 50 до 70 тыс. тонн в год [12]. Со-вет министров ЕЭС отверг предложение Комиссии.25 июня 1963 г. в Женеве начались переговоры междуСША и ЕЭС по двустороннему соглашению от 7 марта1962 г. Перед американскими представителями былапоставлена задача добиться восстановления экспортаамериканского куриного мяса либо получения компен-сационных уступок от ЕЭС по другим статьям амери-канского сельскохозяйственного экспорта. В случаеотказа представителей ЕЭС от данных предложенийСоединенные Штаты были готовы применить ответныевозмездные меры против импорта из стран Общегорынка [13]. Сама «куриная война» рассматриваласьадминистрацией США как тест готовности Общегорынка обсуждать вопросы снижения пошлин на про-дукты сельского хозяйства на новых переговорах вГАТТ. Американские эксперты считали, что, если «ку-риная проблема» не будет решена, то вряд ли стоитожидать каких-либо результатов по сельскому хозяйст-ву в ходе предстоящего «раунда Кеннеди» [14].Раздуванию очередного конфликта способствовалакак европейская, так и американская пресса. Амери-канские газеты прогнозировали ухудшение ситуации, врезультате чего потери США от ограничения экспортамогли составить 40 млн долларов в год [15], и предска-зывали новые торговые войны (рис, сталь, вино) междуСША и ЕЭС вплоть до «трансатлантической продукто-вой войны» [16]. «Объем торговли куриным мясом мал,но он может оказаться только "верхушкой айсберга"[17], - писала «Нью-Йорк таймс». Американская прес-са призывала к возмездным мерам в отношении ЕЭС.Так, «Чикаго трибьюн» называла вино «слабым местомв линии Мажино Общего рынка» и подчеркивала, что«подняв пошлины на вино европейского происхожде-ния, Соединенные Штаты могут заставить Общий ры-нок подумать дважды, чем замораживать импорт аме-риканского куриного мяса» [18]. В то же время, помнению «Уол стрит жоурнал», в результате «спираливозмездия и контрвозмездия» ущерб для США мог со-ставить 1,2 млрд долларов в год [19], а американскиепроизводители получить меньше дохода, чем в годыВеликой депрессии [20]. «"Куриная война", - писалиамериканские газеты, - означает большую долю про-текционизма в политике ЕЭС, чем официально заявля-ют европейские чиновники [21], она вряд ли можетбыть хорошей прелюдией для «раунда Кеннеди» [22].Обе стороны опасались, что результатом «куринойвойны» может стать ухудшение экономических и поли-тических отношений между США и странами ЗападнойЕвропы [23].Так как переговоры в Женеве закончились прова-лом, 6 августа К. Гертер заявил о том, что Соединен-ные Штаты готовы применить ответные меры в отно-шении Общего рынка и на основании соответствующейпроцедуры и в соответствии с правилами ГАТТ в одно-стороннем порядке взять обратно сделанные тарифныеуступки на ряд товаров, общая сумма экспорта которыхсоставляет 46 млн долларов [24]. В то же время адми-нистрация Дж. Кеннеди старалась дать понять странамЕЭС, что «куриная проблема» никак не снижает заин-тересованность США в успешном ходе переговоров оснижении тарифов на промышленные товары в рамкахподготовки к «раунду Кеннеди» [7. С. 214-215]. Осе-нью 1963 г. Комиссия ЕЭС в связи с повышением ми-ровых цен сократила пошлину на куриное мясо на 1,3цента. Данная мера, однако, не могла удовлетворитьСоединенные Штаты, которые решили обратиться законсультацией в ГАТТ.Американские требования о компенсации вызваливозмущение европейцев, которые оценивали ущерб,нанесенный Соединенным Штатам в связи с повыше-нием пошлин на куриное мясо, в размере 19 млн дол-ларов. 16 октября конфликтующие стороны обратилисьв ГАТТ с просьбой учредить экспертную комиссию по«куриной проблеме». Комиссия в составе пяти человекво главе с исполнительным директором ГАТТЭ.У. Уайтом была учреждена 29 октября. В ноябре1963 г. эксперты, оценив сумму причиненного ущербав 26 млн долларов, рекомендовали ограничить экспортевропейских товаров в США на данную сумму, чтоудовлетворило обе стороны как наиболее простой спо-соб разрешения «куриной проблемы». Решение комис-сии ГАТТ не имело обязывающего характера. В то жевремя джентльменское соглашение, которое обе сторо-ны обязались выполнять, гарантировало, что Общийрынок не применит возмездные меры против повыше-ния тарифов Соединенными Штатами. Таким образом,стороны могли остановить «спираль возмездия и контр-возмездия». Однако, как писала газета «Нью-ЙоркТаймс», сами по себе возмездные меры не меняли про-текционистского характера Общей сельскохозяйствен-ной политики ЕЭС, не вырабатывали удовлетворитель-ную формулу решения других торговых конфликтов, неспособствовали экспансии мировой торговли [25].Смерть президента Кеннеди временно отложилаприменение возмездных мер против стран Общегорынка, но уже в декабре 1963 г. новая администрацияЛ. Джонсона объявила о вступлении в силу с 7 января1964 г. новых пошлин. Дополнительные сборы былиустановлены на импортируемые из стран Общего рын-ка в США коньяк, грузовые автомобили, декстрин икрахмал [7. С. 217-218]. Пошлины на грузовики вы-росли с 8,5 до 25% от стоимости, на бренди - с 1,25 до5 долларов за галлон, на декстрин - с 1,125 до 3 центовза фунт, на крахмал - с 1 до 2,5 центов за фунт [26].Товары были тщательно отобраны так, чтобы не навре-дить странам-экспортерам, не входящим в ЕЭС (Вели-кобритания, Канада, Япония). Повышение пошлин за-тронуло интересы не только Западной Германии, кудав основном экспортировалась американская птица, нотакже Голландии и Франции. Таким образом, как сама«куриная война», так и принятые ответные меры рас-сматривались администрацией США в контексте взаи-моотношений с Общим рынком как единым экономи-ческим целым. Новые пошлины задевали интересыФРГ (основной поставщик грузовиков), Франции(крупный поставщик бренди), Голландии (поставщикдекстрина и крахмала), Бельгии и Люксембурга, а так-же Италии. Одновременно с введением новых пошлинК. Гертер заявил, что Соединенные Штаты рассматри-вают повышение тарифов в качестве временной меры иготовы отменить новые пошлины в любое время, когдаОбщий рынок будет готов пересмотреть свои тарифына поставки куриного мяса из США [27].«Куриная война» доказала, что «США и Общий рынокнамерены защищать своих фермеров даже ценой бесполез-ной тарифной войны». В то же время, несмотря на торго-вые конфликты, американский экспорт в Западную Европув 1963 г. вырос на 2,6 млрд долларов по сравнению с1962 г. [28]. Администрация США надеялась, что пробле-мы американского сельскохозяйственного экспорта в Ев-ропу удастся решить в ходе предстоящих переговоров вГАТТ. Интересно отметить, что лучший способ решенияторговых споров не найден вплоть до настоящего времени.Большинство современных торговых конфликтов междуСША и Европейским союзом решается через обращениесторон во Всемирную торговую организацию. Выигравшаясторона получает право на торговые уступки или возмезд-ную компенсацию, часто в форме повышения пошлин.
Ключевые слова
европейская интеграция,
ЕЭС,
Общая сельскохозяйственная политика,
Общий рынок,
торговые конфликты,
трансатлантические отношения,
Common agricultural policy,
Common Market,
EEC,
European integration,
trade conflicts,
transatlantic relationsАвторы
Лекаренко Оксана Геннадьевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультета | olekarenko@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Договор об учреждении Европейского экономического сообщества // Европейский союз: Прошлое, настоящее, будущее. Т. 1: Документы Европейского союза. М., 1994.
Голль Ш. Мемуары надежд. 1958-1962. М., 2000.
Европейская аграрная интеграция. М., 1967.
Клепацкий З. Западноевропейские международные организации. М., 1973.
Year-End Review «European Integration Affairs», December 6, 1962 // National Archive (NA). RG 59. Records Relating to UK Negotiations for Membership in the EEC, 1961-1962. Box 4. Folder L5.
Trade: Corn, Sorghum, Ordinary Wheat, Rice and Poultry. Agreement signed at Geneva. March 7, 1962 // United States Treaties and Other International Agreements. 1962. Vol. 13, рt. 1. Wash., 1962.
FRUS. 1961-1963. Vol. 13. Western Europe and Canada. Wash., 1994.
US Poultry Exports to EEC. May 3, 1963 // NA. RG 59. Box 6. Folder F1b.
Washington Post. January 25, 1963.
Washington Post. April 9, 1963.
Recent Developments Concerning United States Poultry Exports to the EEC. March 10, 1963 // NA. RG 59. Box 6. Folder F1b.
Memorandum of Conversation between President Kennedy and Sicco Mansholt, April 9, 1963 // Declassified Documents Reference System, Document Number: CK3100014635.
Position Paper for Poultry Negotiations. June 13, 1963 // NA. RG 59. Box 6. Folder F1b.
Wall Street Journal. September 25, 1963.
Washington Post. June 7, 1962.
Chicago Tribune. August 18, 1963.
New York Times. December 9, 1963.
Chicago Tribune. August 18, 1963.
Wall Street Journal. August 8, 1963.
Wall Street Journal. August 12, 1963.
Wall Street Journal. September 23, 1963.
Chicago Tribune. November 22, 1963.
New York Times. August 1, 1963.
Statement by Christian A. Herter, Special Representative for Trade Negotiations, on Measures to Restore a Balance of Concessions in Trade between the United States and the European Economic Community. August 6, 1963 // NA. RG 59. Box 6. Folder F1b.
New York Times. September 8, 1963.
New York Times. December 5, 1963.
Wall Street Journal. December 5, 1963.
New York Times. December 9, 1963.