Германские школы за рубежом как инструмент внешней культурной политики ФРГ
Обеспечение школьного обучения за рубежом рассматривается в Министерстве иностранных дел ФРГ как одно из основных направлений внешней политики в области культуры и образования страны, благодаря которому реализуется стратегия по распространению за рубежом знаний о немецком языке, немецкой культуре, поддержке соотечественников и укреплению позитивного имиджа Германии. В работе анализируется система среднего образования Германии за рубежом, в том числе с точки зрения ее институционального оформления и исторической перспективы
German schools abroad as an instrument of German foreign cultural and education policy.pdf «Cтатус и условия деятельности зарубежных школФРГ различны, но всех их объединяет общая цель -цель служения внешней политике страны. Есть и дру-гой, не менее важный, аспект: поскольку большая частьучащихся этих школ является иностранными гражда-нами, образовательный процесс оказывает непосредст-венное влияние на восприятие ими образа Германии.Германские школы за рубежом уже более ста лет яв-ляются опорным пунктом немецкой культуры» [1.С. 7]. Этими словами бывший министр иностранныхдел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер в 2006 г. дал старт инициа-тиве МИД ФРГ «Германские школы за рубежом - мес-та встреч и межкультурного диалога», обратив тем са-мым внимание политиков и общественности на инсти-туты, дефицит информации о которых отнюдь не соот-ветствует их весьма солидному значению для герман-ской внешней политики.Согласно мнению бывшего госминистра в МИДФРГ О. Бёлитца «под германской зарубежной школойпонимается учебное учреждение, основанное гражда-нами Германии или немецкоязычным меньшинством виностранном государстве с целью преподавания в немнемецкого языка, традиций и культуры их детям. Та-ким образом, она всегда «остается школой меньшинст-ва, противостоящего попыткам культурной ассимиля-ции со стороны других этнических групп» [2. С. 2]. Внастоящее время германские школы за рубежом можноклассифицировать по следующим категориям: билин-гвальные немецкие школы; германские школы с не-мецким языком обучения; европейские школы; школыс углубленным преподаванием немецкого языка; шко-лы выходного дня и курсы немецкого языка.В билингвальных немецких школах преподаваниеосуществляется на двух языках - немецком и страны-партнера, а учащимся представляется возможность поокончании учебы получить аттестат зрелости, призна-ваемый в обеих странах. Эти школы, как правило, соз-даются в тех государствах, где проживает немецкоя-зычное население, а также имеется спрос на знаниенемецкого языка со стороны титульной нации. Наи-большее развитие такая категория школ получила встранах Латинской Америки (Чили, Аргентина).Германские школы с немецким языком обучения,ранее называвшиеся МИД ФРГ «экспертными школа-ми», отличаются от билингвальных прежде всего посвоему правовому статусу - они создавались герман-ским государством в третьих странах для обучениядетей дипломатов, представителей экономики и инду-стрии. По сути, этот тип учебных заведений не отлича-ется от среднеобразовательных школ, действующих натерритории Германии. Немецким детям предоставляет-ся возможность обучаться согласно немецким образо-вательным стандартам с возможностью продолжитьпроцесс обучения в любой момент на территории ФРГ.Изначально они были закрыты для детей-граждан третьихстран. Однако к началу 90-х гг. ХХ в. в МИД ФРГ при-шли к пониманию, что германские зарубежные школыдолжны «стремиться к межкультурному диалогу, а непревращаться в своего рода гетто» [3. С. 8], и сделаливозможным поступление в них на коммерческой основедетей школьного возраста из стран-партнеров.Создание европейских школ стало непосредствен-ным следствием развития процесса европейской инте-грации. Первая школа такого рода была создана в1953 г. в Брюсселе как межгосударственное образова-ние для детей европейских чиновников после подписа-ния Договора о создании европейского сообществаугля и стали. В настоящее время насчитывается 14 та-ких школ (три наиболее крупных находятся в Брюссе-ле), контроль за деятельностью которых осуществляетВерховный совет Комиссии ЕС [4. С. 87]. Школами суглубленным преподаванием немецкого языка обычностановились бывшие билингвальные школы, вынуж-денные перестраивать процесс обучения на язык стра-ны-партнера ввиду резкого сокращения немецкоязыч-ных школьников в связи с их эмиграцией в Германию(характерно для стран ЦВЕ и СНГ в 90-е гг. XX в.).Германский МИД реагировал быстро, настояв на том,чтобы сделать немецкий язык профилирующим в такихшколах и обеспечить направление туда преподавате-лей-лингвистов из Германии [5. С. 173]. Однако кампа-ния МИД ФРГ по увеличению числа изучающих не-мецкий язык в зарубежных школах выходитобразовательных учреждений, получающих поддержкуМИД ФРГ, несомненно, объясняет ту неясность в оп-ределении, с которой сталкиваешься при их более де-тальном рассмотрении. Зачастую под «германской за-рубежной школой» понимают среднее образовательноеучреждение, в которое командируются преподавателииз Германии. При этом стоит отметить, что данное оп-ределение не запатентовано и, по сути, его могут ис-пользовать любые инициативы и организации. Авторрассматривает только те школы, которые получаютгосударственное финансирование ФРГ и, таким обра-зом, вовлечены в систему германской внешней полити-ки в области культуры и образования.Для того чтобы рассмотреть значение германскихшкол для внешней политики в области культуры и об-разования, необходимо обратить внимание на историюих становления, которая во многом укладывается вканву истории внешней политики ФРГ. Так, первойгерманской школой за рубежом называют Церковнуюшколу в Ревале, основанную в 1348 г., а также еванге-лические школы в Стокгольме, Копенгагене и Москве,возникшие в XVI-XVII вв. [5. С. 174]. Массовая эмиг-рация немцев в США и страны Латинской Америки вXIX в. привела к созданию в этих регионах сети гер-манских учреждений среднего образования. Они нача-ли называть себя «центрами немецкого сообщества» зарубежом, зачастую выступая за сохранение традиций икультуры немецкоязычного населения в зарубежныхстранах. Историческое значение этого процесса наибо-лее ярко может быть проиллюстрировано на примереЧили. «Не успела нога немцев ступить на новую зем-лю, как сразу же они начали обустраиваться на ней поправилам, привычным у себя на старой родине. 26 ян-варя 1846 г. они создали «германскую школу», состоя-щую поначалу из одного класса», - так чилийскийшкольный инспектор описывал инициативу немецкихмигрантов и, стоит заметить, в Чили это не был единич-ный случай [6. С. 14]. Показательный характер школнемецких переселенцев способствовал тому, что чилий-ское государство направило в 1884 г. делегацию в Гер-манию для сбора сведений по организации школьногообразования и подготовке преподавательских кадров.Результатом этой поездки стало открытие в 1889 г. вЧили педагогического института, преподаватели которо-го по большей части набирались в Германии [7. С. 37].Уже на начальном этапе становления системы не-мецких школ за рубежом со всей очевидностью прояв-ляется структурирующая сила, оказавшая влияние навсе ее дальнейшее развитие - создание единого гер-манского государства при канцлере Отто фон Бисмарке(1871 г.), стремящегося склонить на сторону своих ин-тересов немцев, проживающих за рубежом. В 70-е гг.XIX в. происходит стремительное увеличение числанемецких школ прежде всего за счет введения системыих государственного финансирования. В 1878 г. созда-ется так называемый «школьный фонд рейха», проис-ходит постепенный рост его бюджета. Если, начинаясвою деятельность, Фонд располагал лишь суммой в75 тыс. рейхсмарок, то в 1892 г. она возросла до100 тыс., а в 1914 г. - до 1 млн золотых марок. Числонемецких школ и курсов, получающих финансовуюподдержку по линии Фонда, возросло с 15 в 1878 г. до900 в 1914 г. [8. С. 175]. Сам институт немецких школза рубежом становится, по сути, идеальным средствомтак называемого народного влияния на проживающихза рубежом лиц немецкого происхождения. «Немецкийдух, немецкий образ мыслей, немецкий способ чувст-вовать и жить - все эти составляющие ребенок впиты-вает в процессе школьного обучения и переносит ихнеосознанно на семейное окружение и друзей» [5.С. 508]. Разумеется, нельзя обосновывать заинтересо-ванность Германии в расширении сети своих школ зарубежом исключительно экспансионистскими убежде-ниями. Она диктовалась преимущественно спросом нанемецкое образование со стороны третьих стран. Ктому же, как отмечают немецкие историки, немецкоеобразование начинает обретать «экономическую, мо-нетную ценность» [5. С. 38]. Так, с подачи немецкихпромышленников, начиная с 1907 г., растет число не-мецких школ на Ближнем Востоке и в Китае. Внешняяполитика в области культуры уже в то время становит-ся опорой политической и экономической составляю-щих отношений между германским государством итретьими странами.С приходом к власти в Германии национал-социалистов внешняя культурная политика страныстановится строго подчиненной политическим задачам.В зарубежных школах ведется пропаганда национал-социалистических ценностей, что, следует отметить,находит позитивный резонанс в среде зарубежныхнемцев, многим из которых была «чужда политическислабая Веймарская республика, не имевшая ничего об-щего с их ностальгией по прежнему Отечеству» [8.С. 279]. Первые шаги, предпринятые гитлеровской Гер-манией по возрождению политического и экономиче-ского потенциала страны, напомнили многим из них«старую прусскую Родину» и стали способствоватьсплоченности немцев. Таким образом, зарубежное отде-ление НСДПГ («Gau Ausland», создано в 1931 г.) ужеопиралось на благоприятные условия для будущей про-паганды, поскольку «сильней рациональных убежденийбыла вера зарубежных немцев в то, что новая властьвозродит ту великую Германию, воспоминания о кото-рой сохранились в памяти их предков» [9. С. 279].К началу Второй мировой войны германские школыза рубежом полностью были подчинены цели пропа-ганды действий правительства А. Гитлера. Так, про-фильное издание для преподавателей «Германскаяшкола за рубежом» в те годы пишет: «Нам - зарубеж-ным педагогам - доверена высокая задача - воспитатьтысячи проживающих за границей молодых людей вдухе любви к Отечеству, взрастить в них объединяю-щие с нашей Родиной и фюрером такие качества, какрешимость и мужество духа. Наши слова предназнача-ются также иностранцам, направляющим детей в нашишколы: они должны будут убедиться в доброй воленемецкого народа» [5. С. 176].Новое качество школьной работы германского го-сударства за рубежом после окончания Второй миро-вой войны опять же как нельзя лучше отражают словаодного из преподавателей созданной в то время Орга-низации немецких преподавателей за рубежом:«Внешняя политика ФРГ в области культуры извлеклаиз исторического опыта итогов политики культурнойпропаганды и самоизоляции кайзеровской Германии иТретьего рейха необходимость укрепить симпатии кнашей молодой демократии в мире, открыться по от-ношению к другим нациям. Это, при строгом соблюде-нии принципов равенства всех культур, неизбежноприведет к необходимости культурного обмена и со-трудничества с другими государствами» [10. С. 9].В ГДР инициативы в области внешней культурнойполитики осуществлялись иными средствами. Школь-ному образованию за рубежом придавалось меньшеезначение: его задачи обеспечивались исключительношколами при посольствах ГДР для обучения детей со-трудников загранпредставительств. Установление бо-лее тесных отношений с европейскими странами «со-циалистического блока» происходило в образователь-ной сфере путем предоставления учебной литературыили командированием преподавательских кадров. Та-ким образом, основной чертой внешней культурнойполитики ГДР было то, что ее деятельность осуществ-лялась не через посреднические организации, а путемпредоставления стипендий и командировок ученых ипреподавателей. Так, к моменту объединения Германиив ГДР находилось 11 тыс. иностранных студентов,4 тыс. восточных немцев получали образование за ру-бежом, прежде всего в России [11. С. 14].Число зарубежных школ, получивших уже к 1956 г.поддержку ФРГ, выросло до 246. При этом каких-либоосновополагающих документов в этой области принятоне было. В 1970 г. МИДом ФРГ был одобрен документпод названием «Основные направления внешней куль-турной политики», в 1978 г. - план «Внешняя культур-ная политика в области школьного образования за ру-бежом», в котором были определены четыре основныецели:1. Обеспечение учебного процесса для находящихсяза рубежом детей граждан Германии.2. Дальнейшее развитие сети билингвальных не-мецких школ.3. Популяризация немецкого языка в средних обра-зовательных учреждениях зарубежных стран.4. Усиление двустороннего и многостороннего сотруд-ничества в области школьного образования [12. С. 18].В это время МИД ФРГ сталкивается с трудностьюпри институциональном оформлении нового внешне-политического направления из-за того, что с закрепле-нием в Основном законе страны федеративного уст-ройства культурные вопросы оказались в ведении зе-мель. В 1968 г. в Кельне при МВД ФРГ и под эгидойгерманского МИД создается федеральное учрежде-ние - Центр школьного образования за рубежом (пер-воначальное название - 6-е отделение Федеральногоадминистративного ведомства для организации и обес-печения работы германских школ за рубежом), дейст-вующий по настоящее время. К основным задачамЦентра относятся: административное управление зару-бежными школами, финансирование их деятельности,подбор, подготовка и командирование преподаватель-ских кадров, проведение экзаменов на знание немецко-го языка. Центр координирует работу германских школза рубежом (140 в 68 странах, количество учащихся -100 тыс. чел.), а также около 500 школ так называемойнемецкой направленности, в частности с углубленнымизучением немецкого языка. В 2009-2010 гг. за рубе-жом работали 1 950 командированных по линии Цен-тра преподавателей (436 из них - в странах ЦВЕ иСНГ), 6 039 человек было принято на местах (обяза-тельное условие - свободное владение немецким язы-ком) [13].Несмотря на критику немецкой школьной системыв самой стране, особенно в связи с публикацией ре-зультатов международного образовательного опросаPISA, начиная с 2006 г. деятельность немецких школ зарубежом по-прежнему находит положительную оценкусо стороны иностранных государств. Так, в 2006 г. послучаю «Всемирного конгресса немецких школ за ру-бежом» в Кейптауне министр образования ЮАР особоотметила в своей речи позитивные результаты деятель-ности германских школ, высокую подготовку их пре-подавателей, вклад в развитие местной образователь-ной системы [14. С. 12].В целом и сегодня цели германской образователь-ной политики за рубежом остаются прежними - обес-печение образовательного процесса для находящихсяза рубежом детей немецких граждан и укреплениесимпатий к немецкому языку и культуре среди ино-странного населения. При этом в официальных доку-ментах все чаще используется термин «взаимодейст-вие». Так, в отчете германского бундестага по зару-бежной образовательной работе отмечалось: «Герман-ский бундестаг побуждает федеральное правительствоинтенсивнее, чем прежде, способствовать взаимодей-ствию зарубежных школ с окружающей средой… Приэтом речь должна идти о понятии «взаимодействие» вшироком смысле этого слова… о взаимодействии, нетолько между людьми, но также культурами, тради-циями, общественными организациями с учетом цен-ностей свободы и демократии» [15. С. 3]. В 1998 г.бывший министр иностранных дел ФРГ Й. Фишер оха-рактеризовал принципы равенства прав и свобод, зало-женные в ст. 1 «Всеобщей декларации прав человека»основными, которыми должны руководствоваться всвоей работе германские школы за рубежом и культур-ные институты ФРГ. «Они должны стать местамивстреч и взаимодействия всех тех граждан, которыеуважают человеческое достоинство, принципы демо-кратии и равноправия» [16. С. 22].В 2008 г. в соответствии с запросом фракцииХДС/ХСС германский бундестаг предоставил отчет одеятельности германских зарубежных школ, вызвав-ший дискуссии среди политических и общественныхдеятелей страны и определивший цель этих учрежде-ний как «необходимость представлять за границей со-временную Германию, пользующуюся авторитетом намеждународной арене» [17. С. 2]. Для ее достижения,согласно документу, «необходимо вступить в длитель-ный культурный диалог со страной пребывания. Наи-более эффективным он является в тех странах, гдефункционируют германские зарубежные школы. Реа-лизацию данной инициативы по заданию МИД ФРГосуществляют Институт им. Гете и Центр школьногообразования за рубежом.В этот же период с новой, нацеленной на укрепле-ние роли зарубежных школ, инициативой «Школы -партнеры будущего» выступил министр иностранныхдел Ф.-В. Штайнмайер [18]. Данная инициатива, на кото-рую МИД ФРГ выделил 44,8 млн евро, предусматриваетукрепление материально-технической базы германскихшкол за рубежом и зарубежных школ с интенсивнымпреподаванием немецкого языка, а также активное разви-тие межшкольных кооперационных отношений. Именнона школьном уровне, по мнению вдохновителей этойидеи, дети интенсивно овладевают немецким языком,знакомятся с немецкой культурой, выстраивая первыенезримые контакты с Германией, которые сохраняются навсю жизнь. Созданная таким образом международнаякорреспондентская сеть увеличилась за три года сущест-вования программы с 600 до 1000 партнерских связей[18]. С точки зрения географии упор в последний год де-лается на быстро развивающиеся в экономическом планестраны Азии и Персидского залива.В целом стоит отметить, что образование являетсяодним из основных столпов внешней культурной поли-тики ФРГ, базовым элементом которого было, есть ибудет школьное обучение за рубежом. В начале XX в. вкайзеровской Германии получение школьного образо-вания за рубежом представляло собой, по словамФ.-В. Штайнмайера, «зародышевую клетку» герман-ской политики в области культуры и образования. Попрошествии ста лет ФРГ направляет на поддержку сво-их зарубежных школ одну треть своего «культурногобюджета». Таким образом, четверть миллиона школь-ников по всему миру может получать в настоящей не-мецкой школе образование, которое рассматривается вГермании как серьезная инвестиция в будущее и вкладв укрепление авторитета страны на международнойарене.
Ключевые слова
МИД ФРГ,
внешняя политика в области культуры и образования,
германские школы за рубежом,
популяризация немецкого языка,
Foreign Ministry of the Federal Republic of Germany,
German foreign cultural and education policy,
German schools abroad,
the German language popularisation,
contribution to the positive image of GermanyАвторы
Огнева Александра Викторовна | Дипломатическая академия МИД России (г. Железнодорожный) | аспирант, 3-й секретарь 3-го Европейского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации | ognyova_av@yahoo.com |
Всего: 1
Ссылки
Zentralstelle fur das Auslandsschulwesen, Deutsche Auslandsschularbeit. Herausforderungen - Konzeptionen-Kooperationen. Koln, 2006. 172 s.
Boelitz Otto. Wesen und Bedeutung der deutschen Auslandsschule // Die deutsche Auslandsschule. Beitrage zur Erkenntnis ihres Wesens und ihrer Aufgaben, Langensalza : Beltz, 1929. S. 1-16.
Schwerpunktheft des Auswartigen Amtes «Deutschsprachige Auslandsschulen». Begegnung, 1994. H. 1.
Opitz Wilfried. Europadagogik - die Europaischen Schulen // Wolfgang Hammer. Baltmannsweiler : Schneider, 1990. S. 85-102.
Winter Klaus, Ein Erfolgsmodell - Deutsche Schulen im Ausland // Kultur und Au.enpolitik. Handbuch fur Studium und Praxis. Baden-Baden : Nomos Verlagsgesellschaft, 2009. 500 s.
Zajadacz Friederich. 100 Jahre Deutsche Schule zu Osorno.1854-1954. Valparaiso : Victoria, 1954. 143 s.
Schmidt Franz. Grundlinien der geschichtlichen Entwicklung der deutschen Bildungsarbeit im Auslande // Aus deutscher Bildungsarbeit im Auslande. Erlebnisse und Erfahrungen in Selbstzeugnissen aus aller Welt. Langensalza : Beltz, 1927. Bd 1. S. 16-35.
Bundesregierung. Auswartige Kulturpolitik. Antwort der Bundesregierung auf die Gro.e Anfrage der Abgeordneten Dr. Uschi Eid… und der Fraktion Bundnis 90/Die Grunen, Bundestagsdrucksache 16/4024. Koln : Bundesanzeiger, 2007. 99 s.
Lutge Wilhelm (Hg.). Deutsche in Argentinien 1520-1980. 2. Aufl. Buenos Aires : Deutscher Club Buenos Aires, 1981. 388 s.
Becker Hans-Georg. Zur Organisation des deutschen Auslandsschulwesens // Wolfgang Hammer (Hg.), Deutsche Lehrer in aller Welt. Baltmannsweiler : Schneider, 1990. S. 2-38.
Witte Barthold C. Die Auswartige Kulturpolitik des vereinten Deutschlands // Zeitschrift fur Kulturaustausch (Stuttgart). 1992. Jg. 42, H. 1. S. 12-20.
Wir uber uns. Zentrum fur Auslandsschulwesen. URL: www.auslandsschulwesen.de (abgerufen am 15.01.2011).
Auswartiges Amt. Auswartige Kulturpolitik im Schulwesen. Rahmenplan fur Auslandsschulen, Sprachforderung und internationale Zusammenarbeit. 2 Aufl. Bonn, 1980. 67 s.
Deutscher Bundestag. Bericht der Bundesregierung uber Stand und Entwicklung der deutschen Schulen im Ausland. Beschlussempfehlung und Bericht des Auswartigen Ausschusses, Bundestagsdrucksache 11/6478. Bonn, 1990. 9 s.
Fischer Joschka. Trendwende in der Auswartigen Kulturpolitik. Interview mit Bundesau.enminister Joschka Fischer // Zeitschrift fur Kulturaustausch (Stuttgart). 1998. Jg. 48, H. 4. S. 22-25.
Deutscher Bundestag. Deutsches Auslandsschulwesen starken und entwickeln. Antrag. Bundestagsdrucksache 16/9303. Berlin, 2008. 5 s.
Deutscher Bundestag. Plenarprotokoll 16/164 vom 30. Mai 2008. Berlin, 2008. 92 s.
Schule - Partner der Zukunft. Informationen des Auswartigen Amtes. URL: http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/KulturDialog/ SchulenJugend/PASH/Uebersicht_node.html