На основе воспоминаний рассматриваются проблемы влияния повседневности на жизнь, быт и интеллектуальное развитие Ф.А. Степуна в период с 1917 по 1922 г. Изучен опыт адаптации российского интеллигента к экстремальным условиям социально-экономического кризиса и Гражданской войны. Благодаря мемуарам современников, проанализированы жилищные условия, денежные и продовольственные трудности, изменения сферы деятельности.
Daily life of an intellectual: experience of survival in the period of revolutionary transformation (early 1920s).pdf В отечественной историографии проблемы повсе-дневности стали активно осваиваться с конца ХХ в. [1.С. 22] Следует отметить, что внимание исследователейпреимущественно направлено на переосмысление жиз-ни и быта людей в переломные периоды истории Рос-сии, другой вектор ориентирован на изучение отдель-ных социальных групп. Вместе с тем на сегодняшнийдень остаются недостаточно разработанными в россий-ской историографии проблемы жизнедеятельностипредставителей интеллигенции начала 1920-х гг.В данной статье для реконструкции жизни Ф.А. Степу-на были привлечены его мемуары, а также воспомина-ния, публицистические статьи единомышленников иколлег. С их помощью стало возможным воссоздатькультурно-бытовой колорит, интеллектуальные (эмо-циональные) переживания героя, увидеть и понять раз-витие его мировоззрения и взглядов на российскуюреволюцию, Гражданскую войну (1917-1922 гг.) и бу-дущее страны.Итак, чтобы рассмотреть механизм приспособленияотдельной личности к реалиям послереволюционноговремени, автор обратился к анализу опыта жизниФ.А. Степуна (1884-1965 гг.). Он был одним из типич-ных представителей интеллигентской субкультуры на-чала ХХ в. Будущий мыслитель - выходец из поме-щичьего сословия. Он получил основательное образо-вание: сначала реальное училище в Москве, позднее -классическое философское в Гейдельбергском универ-ситете, владел несколькими иностранными языками. В1910 г. вернулся в Россию, где активно включился вжизнь столичных религиозно-философских кружков.Один из участников международного журнала «Логос».В качестве лектора объездил ряд городов европейскойРоссии. Очевидец и участник Первой мировой войны.К моменту Февральской революции 1917 г.Ф.А. Степун находился на фронте. Революция, по егомнению, стала логичным завершением кризиса староймонархической власти. Следует отметить, что в на-следство от монархической власти большевистскаяполучила целый ворох нерешенных задач: на фоневнутренних проблем формировались проблемы внеш-ние, вызванные к жизни последствиями Первой миро-вой войны, позднее - Гражданской. Философ оказалсяодним из членов Временного правительства. Поддер-жав его, он включился, как тогда ему казалось, в про-цесс формирования демократического государства.Ф.А. Степун стал правой рукой Б.В. Савинкова, в кон-це июля 1917 г. заняв должность руководителя Поли-тического отделения Военного министерства Времен-ного правительства. Деятельность мыслителя была на-сыщенной: он принимал фронтовые делегации, прово-дил переговоры с представителями партий, боролся сминистерством за расширение бюджета, вел перегово-ры с авторами по созданию новой по духу и стилю аги-тационно-просветительной литературы, высказывалсяза арест большевиков, выступал за решительные дейст-вия, подчеркивая, что в условиях военного временивведение смертной казни является оправданной мерой.В конце августа Ф.А. Степун ушел в отставку. Итогомего деятельности в управлении стало подписание уве-систого тома «Положения о новых правах и обязанно-стях солдат». Как представляется, мыслитель разочаро-вался в новой власти, в неспособности Временногоправительства решать назревающие проблемы.Октябрьскую революцию он считал переворотом, врезультате которого власть захватили большевики.Мыслитель не принял новую власть, считая ее неза-конной. 24 октября 1917 г. Ф.А. Степуна арестовали.Ему повезло, так как при аресте он был одет в светло-серую английскую шубу в косую черную полосу (а невоенную форму министерства); вскоре солдаты егоотпустили. В воспоминаниях Ф.А. Степун отмечал, чтопо городу ходили страшные слухи, везде стреляли.В Неву вошел крейсер «Аврора». Все эти факторы спо-собствовали нагнетанию обстановки в городе, «нарас-тало всеобщее беспокойство за личную безопасность,безопасность своих жилищ» [2. C. 175]. В Петроградеувеличилось количество грабежей. Обитатели домовстали организовывать самооборону.Через некоторое время философ с женой отправи-лись в Москву, там царила тишина и безлюдье: не былосолдат и постов, повсеместной проверки документов.Ученый тогда наивно полагал, что вскоре восстановит-ся привычная мирная жизнь, стал помогать «Союзузащиты родины и свободы», заведовал культурно-философским отделом эсеровской газеты «Возрожде-ние» (май-июнь 1918 г.). Мыслитель отмечал, что срадостью включился в работу издания, так как «идтина службу в какое-нибудь большевистское учреждениебыло неприемлемо» [3. C. 471]. Следует отметить, чтов статьях события никак им не оценивались.Литературная деятельность приносила весьмаскромный доход. Обыденными явлениями стали голод,борьба за выживание в условиях разрухи, перебои впоставках продуктов питания. Большинство промыш-ленных предприятий Москвы прекратило работу.Ф.А. Степун указывал, что люди думали о хлебе и спа-сении жизни.Частично справиться с тотальным дефицитом по-зволял Сухаревский рынок, здесь можно было достатьпрактически все. Власть вынуждена была мириться сосложившейся системой «черного» рынка. Несмотря наупразднение товарно-денежных отношений и запретсвободной продажи товаров широкого потребления,нелегальная рыночная торговля продолжала существо-вать. Ф.А. Степун отмечал, что на рынке спекулирова-ли валютой, драгоценными камнями и опиумом. Егосемье пришлось продать драгоценности, чтобы приоб-рести лошадь для хозяйства. Новые властители жизни сжадностью осматривали и ощупывали принесеннуюроскошь. Случалось, что господа вынуждены былиотдавать богатства за бесценок или выменивать напродукты. Ситуация вынуждала прибегать к услугамспекулянтов. В современных исследованиях отмечено,что на вольных рынках население приобретало от 70 до90% необходимого продовольствия и товаров.Столкнулся философ в повседневной жизни и с ме-шочниками - нелегальными продавцами продовольст-вия. Чаще всего «крепкие, физически развитые, обла-давшие безграничным терпением, умевшие обращатьсяс оружием, находчивые и отчаянно смелые» [4. C. 43],они умудрялись откупаться от милиционеров и боль-шевистских агентов, использовали ящики и чемоданы сдвойным дном, надевали брюки-галифе, нашивали до-полнительные карманы. Ф.А. Степун с благодарностьювспоминал их деятельность. Однако указывал, что «счувством стыда, злобы и страха подымался на глазах уподкупленных милиционеров с пудом пшена и муки вчемодане вверх по откосу к дожидавшемуся… непода-леку извозчику» [3. C. 492]. Приобретенную ценностьмогли отобрать по дороге домой. Случалось, что «сна-чала милиционеры брали вторую взятку, а потом отби-рали провиант, да еще с угрозою отправить на Лубянкуза попытку подкупить неподкупную пролетарскуювласть…» [Там же]. Все это рождало чувство неуве-ренности и страха. Власть активно насаждала испытан-ные в ходе войны методы (убрать, ликвидировать), но истарые традиции довлели над обществом.С началом Гражданской войны большевики объя-вили о мобилизации. Философ был признан пригоднымк несению фронтовой службы. В это время Ф.А. Сте-пун с товарищами задумал организацию нового театра.Возможность воевать против белой армии представля-лась ему худшим вариантом: их идеология вызывалаантипатию и сомнения. Молодые люди отправились наприем к комиссару народного просвещения А.В. Луна-чарскому, который поддержал начинание. Так, фило-соф в мобилизационном порядке стал идейным руко-водителем Государственного Показательного театра (сноября 1919 по октябрь 1920 г.). Он вспоминал, чтонесмотря на ежедневные трудности, они играли с увле-чением, шутили и веселились. Однако выплата ассиг-нований на художественные нужды постоянно запаз-дывала. Жалованье задерживалось, а ввиду возрастаю-щей инфляции уменьшалось каждый раз. Коллективсуществовал практически на собственном иждивении.Через некоторое время философ ушел из театра. Онбыл подвергнут критике со стороны В.Э. Мейерхольдаза «реакционную идеологию и эклектически-упадочный репертуар». Ему вменялось в вину, что онне понимал смысла «пролетарской культуры». Фило-соф же откровенно говорил, что у пролетариата естьтолько идеология. Ф.А. Степун читал историю и фило-софию театра в ряде театральных студий и школ. Емудовелось выступать на заводах и фабриках с речами оновых задачах театра, но вместе с тем приходилосьпроизносить чужие мысли. Это было ему не по душе.Однако в голодное время казенный паек, по признаниюмыслителя, был их единственным спасением.Ученый столкнулся с жилищной проблемой. В свя-зи с острой нехваткой жилплощади в городе произво-дилось «уплотнение буржуазии». Согласно решениюПетросовета «буржуям» оставляли по 1 комнате навзрослого человека и столько же на всех детей [5.C. 23]. Конфискация и муниципализация жилья прово-дилась стихийно [6. C. 201]. Комнаты в квартире Сте-пуна со всевозможными ордерами заполнили «неиз-вестно что собою представляющие жильцы», чуждыедруг другу люди. Они чувствовали себя, по упомина-нию ученого, хозяевами не только квартиры, но и всейРоссии.Философ писал, что в период зимы 1918-1919 гг.Москва являла собой нелицеприятную картину. В го-роде креп террор, практически без разбора расстрели-вали целые группы граждан. Людей преследовали нетолько за действия и мысли, но и за бездейственность.Жители Москвы постоянно сталкивались с нехваткойпродуктов первой необходимости. Санитарно-гигиени-ческое состояние городов оставляло желать лучшего.Практически по всей России население тысячами уми-рало от тифа, испанки, холеры, дезинтерии и другихнедугов. Ф.А. Степун отмечал, что «очереди на гробыбыли так же длинны, как на хлеб» [3. C. 461].Философ стал приезжать в столицу только для чте-ния лекций. Остальное время он проводил в подмос-ковном имении. Добираться до города всегда былотрудно. Поезда опаздывали, иногда на неопределенноевремя отменялось пассажирское движение. Приходи-лось с нечеловеческими усилиями, под ругань и на-смешки «товарищей» втаскивать пожитки в высокий,нетопленый товарный вагон без ступенек, рискуя зара-зиться тифом или набраться вшей. 30 верст до Москвыприходилось ехать два-три часа.Весной 1919 г. Ф.А. Степун с женой окончательноперебрались в подмосковное имение - деревню Ива-новка. По закону им удалось сохранить за собой поме-щичью усадьбу, где они организовали трудовую ар-тель. На 11 душ они получили 14 десятин земли,35 десятин леса отошла государству, 40 десятин пахот-ной земли и лугов - крестьянам. По советской консти-туции земля предоставлялась в пользование на 99 лет.Для этого времени характерен рост читательскогоинтереса со стороны крестьянской публики. Из газетони узнавали последние новости. Жители посещалидеревенские сходки, где обсуждали прочитанное. Дан-ный факт подтверждают воспоминания философа. Так,для интересующихся он читал доклады о Соловьеве иТолстом. Сообщения вызвали горячие споры, деревнябудто проснулась, активизировалась навстречу новому.В Ивановке у Ф.А. Степуна подобралась труппа. Мыс-лителя поражала легкость, с которой его подопечныевходили в роль. Они не умели грамотно прочесть текст,не владели дыханием, голосом, но растворялись в соз-данных образах.Интересными для данной статьи оказались сведения,почерпнутые из мемуаров философа, о специфике функ-ционирования трудовой артели. Объединение представ-ляло собой коллектив с общим имуществом, ответствен-ность распределялась между членами артели поровну(круговая порука). Так, «к обеду каждому из нашей"трудовой" семьи в 10 человек полагалось по тарелке"брандахлысту" (суп из свекольной ботвы), по пяти кар-тошек без соли и по три овсяных лепешки пополам скрапивой. Улучшалось питание только тогда, когда вхозяйстве случалось несчастье» [7. C. 254]. Они забыливкус настоящего черного хлеба. Вместо привычногокофе заваривали свекольный, который подавался на зав-трак с кусочком хлеба. Видимо, Ф.А. Степун ошибался,так как в работе Л.В. Лебедевой упоминается, что изсвеклы (и других овощей) заваривали чай, а суррогат-ный кофе готовили из ржи, риса и пшеницы [8. C. 66].Следует отметить, что проблема голода была связана нес хозяйственной неопытностью артели, а с правительст-венными поборами.В период военного коммунизма советской властьюбыла введена всеобщая трудовая повинность. Населе-ние в возрасте от 16 до 50 лет привлекалось к выполне-нию различных работ (лесозаготовительные, дорож-ные, строительные). Ивановская артель должна былазаготавливать дрова для местного Совета. Ф.А. Степунвспоминал, что они не имели ни удобной одежды, ниподходящих инструментов [3. C. 560].Жители артели вынуждены были искать альтерна-тивные способы получения денег. Практически в каж-дой семье существовали свои «специалисты»: портни-хи, прачки, репетиторы. Эта «нелегальная деятельностьтщательно скрывалась от соседей и фининспекции» [9.C. 364]. В частности, Ф.А. Степуну удалось продатьГосиздату роман, за который был выплачен аванс.Женщины шили кукол, которых продавали. Выращи-ваемые яблоки выменивали на хлеб и масло. Мужчиныуезжали в город, где обменивали одежду и продукты.Примечательно, что в быт прочно вошел исключитель-но натуральный обмен. Он был обусловлен страхомочередного обесценивания денежных знаков, инфляци-ей. Так, вышедшие в 1918 г. «совзнаки» уже былиобесцененными, «керенки» обесценились к 1919 г.Семейство Степунов сохранило традиции проведе-ния праздников, которые отмечали до революции (Ро-ждество, Пасха, Новый год). Проходили они скромно.Как правило, сопровождались застольем, настолькообильным, насколько позволяла ситуация. Из нового -привычка длительного чаепития. Случалось, что уст-раивались домашние концерты, на которых пели и тан-цевали, читали стихи.Труднее всего жителям пришлось во время голода1921 г. Мыслитель отмечал, что это был результат аг-рарной политики большевиков. С одной стороны,сильная засуха, а с другой - конфискация властью из-лишков зерна поставили население Поволжья на граньвымирания. Но советское правительство делало вид,что «нулевой урожай в Поволжье компенсирует пре-красный урожай на Украине» [10. C. 472]. Голод прак-тически не коснулся ивановской жизни, но действи-тельность у них была, по свидетельству Ф.А. Степуна,«очень страшна, голодна и холодна» [3. C. 543].Вместе с тем из советской действительности вышлии благополучно приспособившиеся слои населения.В частности, в Ивановке, несмотря на образованныекомитеты бедноты, местные богачи жили лучше своихклассовых врагов. Время прививало такие качества, какизворотливость и хитрость. Ф.А. Степуна поражала ихкипучая энергия, мужество и смекалка, они играючисправлялись со своей трудной жизнью. В частности,одному из местных жителей, несмотря на ревизию,удавалось «как из-под земли» доставать новых лоша-дей. В трактире Лукина всегда в наличии имелся само-гон, водка и вина. Двойственность прочно вошла вобиход советских граждан. Власть, с одной стороны,вела борьбу с пьянством, а с другой - поощряла про-дажу спиртного. Как представляется, для большинстваэто была возможность ухода от повседневных проблем.И как следствие - увеличение количества самоубийств.Следует обратить внимание на то, что был и положитель-ный момент: доходы от продажи спиртных напитков шлина нужды промышленного производства [11. C. 290]. Со-ветская повседневность вынуждала человека, попавшегов экстремальные условия начала 1920-х гг., искать другиемодели поведения. Не у всех попытка «вклиниться»проходила гладко: у одних она проявлялась в виде по-терянности и социальной незащищенности, у других -в чувстве озлобленности [12. C. 17]. Ф.А. Степун отме-чал, что эпоха породила авантюристов, стремившихся какможно скорее сорвать куш, побыстрее израсходовать инаконец-то пожить в свое удовольствие.С установлением большевистской власти политиче-ские учреждения заполнили новые люди. Многое сталозависеть от личных качеств обремененных властью.Философ констатировал, что никого ничем нельзя уди-вить и даже шокировать. Произвол вышестоящих при-вивал населению чувства безнаказанности и вседозво-ленности. Ф.А. Степун писал, что не собирался оспа-ривать совершенных народом жестокостей. Им, к сча-стью, не пришлось столкнуться с разрушительной сто-роной стихии русского народа.Философ отмечал, что менталитет населения претер-пел значительные трансформации. В советской Москвестал господствовать «тленный дух лицемерия и преда-тельства своих убеждений, всюду игра в поддавки с ци-ничной улыбкой и камнем за пазухой» [3. C. 584]. Какуже было указано, исчезла пассивность в общественнойжизни. Если говорить о крестьянском корпоративизме,то он имел противоречивые черты: шел процесс наслаи-вания нового образа мышления и поведения на общин-ные традиции. Народные массы верили, что стоит толь-ко взяться всем миром (присущий им коллективизм) иоткроется возможность преобразования мира. Социали-стическая форма устройства им импонировала, так как вих понимании справедливость ассоциировалась с поня-тием всеобщего равенства. Для молодежи, например,было характерно убеждение в том, что строительствосоциалистического мира вполне реально осуществить.На первый план выходили классовые интересы.Мыслитель в воспоминаниях признавался, что всвободное время брался за привычные дела: занималсяфилософией, писал статьи и т.д. Но отмечал, что пере-живал за собственную жизнь и жизнь близких.В Ивановке он писал роман «Николай Переслегин».Думается, в трудные минуты он целенаправленно ухо-дил от повседневности.Таким образом, повседневность Советской Россиистала настоящим испытанием для философа. Ему при-шлось приспосабливаться к новым условиям жизни. Онполучил опыт на политическом поприще, приняв уча-стие в формировании демократической государствен-ности в 1917 г. Испытывая громадные политическиетрудности, предпочел покинуть Политическое управ-ление Военного министерства Временного правитель-ства. Ф.А. Степун разочаровался в социальной пользесвоей работы. На первый план вышел вопрос физиче-ского выживания и социальной адаптации. Октябрь-ский переворот окончательно отвернул его от участия вполитической деятельности. Философ попробовал себяв роли театрального режиссера, преподавал в актерскихшколах. Однако ситуация безысходности вынудилаФ.А. Степуна покинуть сначала Петроград, а затем иМоскву. Ученый перебрался в деревню, где вынужденбыл вести простую крестьянскую жизнь, дававшуюпропитание. Он мешочничал, торговал на Сухаревке,помогал в ведении общего хозяйства трудовой артели.Следует обратить внимание на то, что мемуарыФ.А. Степуна представляют типичный опыт представи-теля мыслящей интеллигенции в период Гражданскойвойны. Полученный им опыт стал материалом для вы-работки собственных взглядов. Впоследствии сформи-ровалась его концепция России, центральное место вкоторой занял анализ внутренних причин и особенно-стей российской революции.
Пушкарева Н.Л. История повседневности: предмет и методы // Социальная история. Ежегодник, 2007. М. : РОССПЭН, 2008.
Аксенов В.Б. Слухи и страхи петроградцев и москвичей в 1917 г. // Социальная история. Ежегодник, 2007. М. : РОССПЭН, 2008.
Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся / послесл. Р. Гергеля. 2-е изд., испр. СПб. : Алетейя, 2000.
Давыдов А.Ю. Мешочничество и советская продовольственная диктатура. 1918-1922 гг. // Вопросы истории. 1994. № 3.
Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб. : Дмитрий Буланин, 2003.
Смирнова Т.М. Классовая борьба на «жилищном фронте»: особенности жилищной политики советской власти в 1917 - начале 1920-х гг. // Социальная история. Ежегодник, 2007. М. : РОССПЭН, 2008.
Степун Ф.А. Мысли о России. Очерк I // Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Избранные статьи. М. : Астрель, 2009.
Лебедева Л.В. Повседневная жизнь пензенской деревни в 1920-е гг.: традиции и перемены. М. : РОССПЭН, 2009.
Осокина Е.А. Советская повседневность: обыденность приключения, привычность риска. На примере истории Торгсина и ОГПУ // Социальная история. Ежегодник, 2007. М. : РОССПЭН, 2008.
Орлов И.Б. Между «Царь-голодом» и «Товарищем Урожаем (1921-1922 гг.)» // Социальная история. Ежегодник, 2001/2002. М. : РОССПЭН, 2004.
Журавлев С.В., Соколов А.К. Повседневная жизнь советских людей в 1920-е гг. // Социальная история. Ежегодник, 1997. М. : РОССПЭН, 1998.
Шевелев Д.Н. Мир повседневности сибирского города в годы Гражданской войны на страницах периодической печати // Историческое знание и интеллектуальная культура : материалы науч. конф. : в 2 ч. М. : б.и., 2001.