Правовые основы комплектования Красной армии в 20-е гг. XX в.
Приводится анализ эволюции основных нормативно-правовых актов, регулировавших комплектование Вооруженных сил Советского государства в ходе военной реформы 20-х гг. ХХ в.
Legal basis of manning the Red Army in 1920s.pdf После окончания Гражданской войны военная по-литика Советского государства определялась сложными противоречивым комплексом внутри- и внешнеполи-тических факторов.Среди первых ведущее место занимали, с однойстороны, военно-политические последствия победыСоветской власти как над внутренними, так и надвнешними противниками, а с другой - хозяйственнаяразруха, усталость народа от многолетней войны, со-хранение опасности новых антиправительственныхвыступлений различных оппозиционных групп.Международное положение пролетарского госу-дарства стабилизировалось и имело тенденцию к ук-реплению. Шел процесс его признания другими стра-нами не только де-факто, но и де-юре. Опасностьмасштабного военного противостояния на ближайшиегоды утратила свою остроту, так как основные про-тивники были заняты преодолением последствий ми-ровой войны. Вместе с тем угроза новой интервенциине исчезла, а на различных участках границы посто-янно возникали вооруженные конфликты малой ин-тенсивности.Под влиянием этих условий вырабатывались и реа-лизовывались новые подходы к организации комплек-тования Рабоче-крестьянской Красной армии и прохо-ждению военной службы: классовый принцип и мили-ционно-территориальная система. В то же время про-слеживается определенная преемственность с дорево-люционным периодом, в частности при определениисистемы отсрочек от призыва. Показателем степенивнимания руководства страны к данной проблеме явля-ется большое число нормативно-правовых актов.В период, предшествовавший военной реформе, по-рядок комплектования армии и флота и прохожденияслужбы регулировался декретом «Об обязательнойвоинской повинности граждан РСФСР» от 28 сентября1922 г. [1]. Действие этого декрета распространялосьна все советские республики.Обязанности по военной службе возлагались им навсех граждан мужского пола, достигших 20-летнеговозраста, однако защита отечества с оружием в рукахдоверялась только трудящимся. В силу этого нетрудо-вые и вообще все лишенные политических прав эле-менты в армию не допускались и отбывали службу вособом порядке, регулируемом специальным законо-дательством.Обязательная военная служба слагалась из действи-тельной военной службы в кадровых войсках и состоя-ния в запасе.Декрет допускал временное освобождение от воен-ной службы граждан тех народностей, которые по сво-ему культурному уровню и бытовым особенностям ещене могли дать вполне годных воинов для Красной ар-мии. Предусмотрены были отсрочки призыва по не-возмужалости (малый рост или вес призывника), поболезни и для завершения образования.На действительную военную службу призывалисьграждане, которым к 1 января года призыва исполни-лось 20 лет. Призыв проходил в феврале - марте, а самадействительная служба исчислялась с 1 апреля годапризыва. Были установлены следующие сроки дейст-вительной военной службы: в пехоте и артиллерии -полтора года; в кавалерии, конной артиллерии и техни-ческих войсках - два с половиной года; в воздушномфлоте - три с половиной года; в морском флоте - четы-ре с половиной года; в военно-учебных заведениях -согласно положениям об этих заведениях. Увольнениеокончивших действительную военную службу из ар-мии в запас проводилось осенью, по окончании лагер-ных сборов и морских кампаний.Декретом предусматривались льготы призываемымв Красную армию по семейно-имущественному поло-жению. Льготы эти заключались в сокращении срокадействительной военной службы: льготники поступалив войска в период с 15 августа до 15 сентября, когдауже заканчивались главные уборочные работы на по-лях, и служили всего шесть месяцев. Срок их службыисчислялся с 1 октября. Необеспеченные семьи при-званных в армию, согласно декрету, имели право наполучение государственной помощи.Окончившие действительную военную службуувольнялись в бессрочный отпуск и зачислялись в за-пас, в котором состояли до 40-летнего возраста. Из за-паса они могли призываться только в случае переводаармии на военное положение. С истечением срока пре-бывания в запасе состоявшие в нем граждане снима-лись с учета военнообязанных, после чего привлечениеих к исполнению воинских обязанностей могло иметьместо только в случае крайней необходимости по осо-бому постановлению ВЦИК.В армию и флот принимались добровольцы, в томчисле и иностранцы, удовлетворявшие всем требовани-ям для поступления на военную службу. Прием добро-вольцев регулировался особыми правилами.Воинская обязанность являлась всеобщей, и всякоеуклонение от учета и призыва на военную службу пре-следовалось в уголовном порядке.В 1923-1924 гг. был издан ряд новых законодатель-ных актов по вопросам комплектования армии и флотаи прохождения службы, существенно изменявших идополнявших закон 1922 г.Радикальные изменения в порядок комплектованияРККА были внесены Постановлением ЦИК и СНКСССР от 8 августа 1923 г. «Об организации территори-альных войсковых частей и проведении военной под-готовки трудящихся» [2]. Оно предписывало организа-цию наряду с существовавшими кадровыми частямитерриториальных войсковых частей, состоящих из не-большого кадра (15-20%) и переменного состава.В отличие от кадра, комплектуемого экстерриториаль-но и находившегося в частях непрерывно весь установ-ленный срок пребывания в армии, переменный составкомплектовался по территориальному принципу и про-ходил службу в порядке краткосрочных учебных сбо-ров в течение четырех лет.Декрет привлекал к обязательному военному обу-чению и тех граждан призывного возраста, которые покаким-либо причинам не проходили действительнуювоенную службу или военную подготовку. Их обуче-ние проводилось в порядке краткосрочных учебныхсборов в течение пяти лет при войсковых частях иливневойсковым порядком.Вводилась предварительная допризывная военнаяподготовка молодежи, как составная часть и перваяступень обязательной военной службы. Наконец, былосущественно изменено положение граждан, состояв-ших в запасе армии и флота: теперь они за время пре-бывания в запасе привлекались в обязательном порядкедо трех раз к повторному военному обучению на спе-циальных сборах.5 марта 1924 г. были утверждены новые правила ольготах по семейному положению для призывников[3]. Согласно этим правилам призывники, имевшиеправо на льготу по семейному положению, освобожда-лись от действительной военной службы в кадровыхвойсках и проходили военное обучение вневойсковымпорядком по месту жительства. В связи с введениемэтих правил был отменен сокращенный шестимесяч-ный срок действительной службы в кадрах, применяв-шийся в виде льготы по семейно-иму-щественномуположению по закону 1922 г.Очень важное значение имели изменение срока дей-ствительной военной службы в кадровых войсках иперенесение времени проведения призыва с весны наосень, узаконенные постановлением ЦИК и СНК СССРот 21 марта 1924 г. «О сроках службы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Рабоче-КрестьянскомКрасном Флоте и войсках Объединенного Государст-венного Политического Управления» [4]. Многообра-зие сроков действительной военной службы, установ-ленное законом 1922 г., неодновременность проведе-ния призывов и увольнений из армии (призыв прохо-дил в феврале - марте, а увольнение - осенью) вместе спродолжавшейся до 1924 г. демобилизацией и неодно-кратными сокращениями в войсках по другим причи-нам держали армию в состоянии непрерывной текуче-сти кадров, что, по словам М.В. Фрунзе, было злом,которое «разъедало весь организм армии, срывая вся-кую возможность планомерной работы» [5. С. 187].Вышеуказанным Постановлением утверждались трисрока действительной военной службы в кадровых час-тях: для морского флота и морских частей ОГПУ -4 года; для специалистов воздушного флота, а такжедля ковочных кузнецов и переписчиков, прошедшихспециальные курсы, - 3 года; для всех прочих частей,штабов, управлений, учреждений и заведений - 2 года.Призыв должен был проводиться один раз в год - осе-нью. Декрет повысил возраст для призываемых в ар-мию с 20 до 21 года на 1 июля года призыва (с 9 мая1925 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об изме-нении призывного возраста» призывной возраст рас-считывался на 1 января года призыва).Во изменение и дополнение этого постановления25 сентября 1924 г. было принято «Временное положе-ние о прохождении действительной военной службы вРабоче-Крестьянской Красной Армии гражданами,окончившими рабочие факультеты, школы 2 ступени ивысшие учебные заведения» [6]. Они подлежали при-зыву на общих основаниях в год окончания учебногозаведения, но не пользовались правами на льготы посемейному положению и не участвовали в общей же-ребьевке при призыве на действительную военнуюслужбу. Срок состояния на действительной военнойслужбе для указанной категории военнообязанных, занезначительными изъятиями, устанавливался в одингод. Все они ввиду низкого образовательного уровняподавляющего большинства призывников предназна-чались на должности командного состава. По истече-нии двухмесячного срока пребывания в части войскрядовыми красноармейцами они направлялись в пол-ковые школы младшего комсостава и по окончаниишестимесячного курса полковой школы назначались насоответствующие должности. После года службы ука-занные лица обязаны были пройти экзамен по военнымпредметам по сокращенной программе для лиц среднегокомандного состава. Успешно сдавшие его зачислялисьв переменный состав территориальных дивизий по мес-ту избранного жительства или службы и дальнейшуюслужбу проходили на общих основаниях с переменнымсоставом среднего командного состава территориальныхчастей. Не сдавшие экзамен через два месяца могли по-вторить попытку. В случае повторного провала онидолжны были дослуживать полный срок, установленныйдля данной части.Эти и другие мероприятия по военному строитель-ству после 1922 г. подготовили издание нового законаоб обязательной военной службе, который был утвер-жден и опубликован 18 сентября 1925 г. [7].По сравнению с законом 1922 г. он более подробнорегламентировал порядок комплектования Краснойармии и прохождения военной службы и закреплял тоновое в этой области, что внесла военная реформа.Наибольшее значение имели следующие нововведения:установление в связи с Постановлением от 8 августа1923 г. двух новых видов прохождения действительнойвоенной службы - службы в переменном составе тер-риториальных частей и службы, отбываемой вневой-сковым порядком; введение допризывной подготовкимолодежи в качестве первой ступени обязательной во-енной службы и установление в связи с этим призыв-ного возраста не с 20 лет, а с 21 года; максимальноесокращение и частичная унификация сроков пребыва-нии в армии при кадровой службе; введение обязатель-ных поверочных сборов для военнообязанных запаса;расширение льгот и отсрочек по призыву в соответст-вии с возможностями и хозяйственно-культурныминуждами страны в рассматриваемый период; установ-ление особого вида допризывной подготовки для уча-щихся высших и средних специальных учебных заве-дений и особого порядка прохождения действительнойслужбы для окончивших их; введение института сверх-срочной службы в качестве особого вида добровольнойвоенной службы; освобождение отдельных групп гра-ждан от службы в армии по религиозным убеждениям;установление конкретных форм отправления военныхобязанностей нетрудовыми элементами (служба в ты-ловом ополчении) и др.В течение последующих трех лет в ходе военной ре-формы был издан ряд законодательных актов, изменяв-ших и дополнявших отдельные положения закона1925 г. В связи с этим в 1928 г. закон об обязательнойвоенной службе получил новую редакцию, приведеннуюв соответствие с указанными дополнениями и измене-ниями [8]. Отсрочки от призыва были предоставленыучителям школ первой ступени, школ-семилеток и школкрестьянской молодежи, находящихся в сельской мест-ности и в местечках Украинской и Белорусской ССР, -на все время состояния их в данной должности; препо-давателям и другим научным работникам высших учеб-ных заведений, Академии наук СССР и Академии наукУкраинской ССР - на срок, не превышавший достиже-ния ими 30-летнего возраста. Редакция закона от 1928 г.разрешала народному комиссару по военным и морскимделам предоставлять отсрочки по призыву и другим ка-тегориям граждан, а также отдельным гражданам походатайству соответствующих организаций. В то жевремя Народный Комиссар по Военным и Морским Де-лам получил право в необходимых случаях аннулиро-вать отсрочки отдельных граждан или целых категорийграждан и призывать их на действительную службу наобщих основаниях.Из всего вышеизложенного можно сделать ряд вы-водов. В 20-е гг. прошлого века руководство Советско-го государства смогло выработать и реализовать доста-точно эффективную политику в области военногостроительства, обеспечившую поступательный ростбоевого потенциала Вооруженных сил в сложных со-циально-экономических и военно-политических усло-виях. В эволюции системы комплектования армии ифлота и прохождения военной службы можно выде-лить пять ключевых моментов, связанных с принятиемсоответствующих нормативно-правовых актов: декрета«Об обязательной воинской повинности гражданРСФСР» от 28 сентября 1922 г.; декрета «Об организа-ции территориальных войсковых частей и проведениивоенной подготовки трудящихся» от 8 августа 1923 г.;постановлений ЦИК и СНК 1924 г.; закона об обяза-тельной военной службе от 18 сентября 1925 г. и егоновой редакции 1928 г.Они позволили создать достаточно стройную и сба-лансированную систему комплектования ВооруженныхСил советского государства. Эта система не толькодала возможность поднять боеготовность армии и фло-та в условиях острого дефицита финансовых и матери-альных ресурсов, но и способствовала кардинальномуизменению отношения к армейской службе в массахтрудящегося населения, а также позволяла решать за-дачи его общего и политического просвещения. Уда-лось добиться баланса противоречивых принципов,положенных в основу комплектования армии и флота:всеобщая воинская повинность и классовый характерзащиты социалистического Отечества; социальнаясправедливость и учет особых личных условий при-зывников при предоставлении отсрочек.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 342
Ключевые слова
Рабоче-крестьянская Красная армия, военная реформа, воинская повинность, комплектование, Workers' and Peasants' Red Army, military reform, recruitmentАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Шагаев Виктор Алексеевич | Военно-технический университет при Спецстрое России (г. Балашиха, Московская область) | доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права | vashagaev55@mail.ru |
Ссылки
Собрание узаконений РСФСР. 1922. Ст. 786.
Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 92. Ст. 915.
Постановление СТО СССР «О льготах для призываемых для предварительного военного обучения и зачисления в переменный состав территориальных частей рабочих и служащих, сверстники коих призваны на действительную военную службу» // Собрание законов СССР. 1925.
Собрание узаконений РСФСР. 1924. № 45. Ст. 423.
Фрунзе М.В. Избранные произведения. М., 1934.
Вестник ЦИК, СНК и СТО. 1924. № 4. Ст. 116.
Собрание законов СССР. 1925. № 62. Ст. 483.
Собрание законов СССР. 1928. № 51. Ст. 449.
