Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 351.

Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве

Рассматриваются современные направления исследования креативности в мире. Представлены зарубежные подходы к определению понятий «креативность», «творческий потенциал». Показана значимость креативности участников образовательного процесса как необходимого условия успешного развития отдельной личности и государства в целом.

The problem of creativity development in the world education system.pdf Из тех, кто внимательно следит за изменениями,происходящими сегодня в мире, уже мало сомневаю-щихся в том, что творческий потенциал человека -один из главных двигателей развития экономики и ис-точник социальных изменений. Как справедливо заме-тила И.В. Дубровина, одной из задач, стоящих передсовременным обществом сегодня, является формиро-вание у личности активной позитивной жизненной по-зиции, личностного смысла, оптимизма, умения сохра-нять свою индивидуальность. По ее мнению, совре-менный человек должен быть готов адаптироваться кменяющимся социокультурным условиям, самореали-зовываться в них, принимать на себя ответственностьза сложные решения в проблемных ситуациях [1]. Од-ним из факторов, способствующих решению даннойзадачи, по мнению А.А. Калмыковой, является разви-тие рефлексивно-творческой активности личности [2].Исследованием способов развития творческого началаличности в условиях образовательной деятельностизанимаются ученые многих стран мира (США, Англии,Польши, Китая и др.). В рамках университетских обра-зовательных программ особое внимание уделяется темпрограммам, которые кроме фундаментальных знанийпозволяют создавать условия для проявления творче-ского, инновационного потенциала студентов. Такогорода программы уже в полной мере реализуются в кон-тексте гуманитарных и естественнонаучных специаль-ностей в зарубежных университетах, таких как Поли-технический университет Ренселаер, Стэнфордскийуниверситет (США), Университет Гонконга (Китай),Университет Варшавы (Польша) и др.Получив поддержку со стороны научного мировогосообщества, проблема развития креативности пока ещене стала важной задачей для педагогов на местах.Ю. Плукер и Р. Бегетто попытались обосновать ситуа-цию, характерную для современной педагогики, сфор-мулировав несколько мифов о проблеме развития креа-тивности, которые не позволяют педагогам и школьнымпсихологам воспринимать ее всерьез [3]. Первый мифоснован на мнении, что креативность - это врожденноеобразование. Другими словами, идея о необходимостиразвития креативности становится бессмысленной ввидутого, что не имеет никакого смысла развивать творче-ские навыки, если от рождения человек ими не одарен.Второй миф связывает творческую одаренность детей иподростков с их ненормативным поведением, т.е. чемодареннее ребенок, тем больше вероятность отклоне-ний в его поведении, нарушений им дисциплины, вы-деления его из толпы сверстников, что присваиваеттворческой одаренности негативный оттенок [3].В нашей работе мы попытались раскрыть содержа-ние проблемы креативности и методов, используемыхдля ее развития педагогами и психологами в разныхстранах мира. Начнем с рассмотрения содержания по-нятия «креативность». В большом психологическомсловаре креативность рассматривается как творческиевозможности человека, проявляющиеся в мышлении,чувствах, общении, отдельных видах деятельности,характеризующие личность в целом и/или ее отдельныестороны, продукты деятельности, процесс их создания[4]. Ф. Вильямс определяет креативность как способ-ность порождать необычные идеи, отклоняться в мыш-лении от традиционных схем, быстро разрешать про-блемные ситуации [5]. У Э. Фромма креативность - этоспособность удивляться и познавать, находить решенияв нестандартных ситуациях [6].Исследователь Т. Любарт [7] отмечает, что понятие«креативность» несет в себе идею экспериментирова-ния с новыми, полученными в процессе творчестварезультатами. «Креативность - это способность гене-рировать новые результаты в рамках тематики. Этирезультаты должны быть новыми в том смысле, чтоони должны выходить за рамки копирования того, чтоуже существует» [8. С. 340]. Д. Леонард и В. Свэп го-ворят, что креативность - это процесс развития и вы-ражения новых идей, которые также могут быть полез-ными. Они считают, что креативность не является та-лантом, поэтому может быть рассмотрена как целена-правленный процесс, для организации которого требу-ется подход, позволяющий максимизировать индиви-дуальную одаренность, опыт и квалификацию [9].В свою очередь, Дж. Геладе отмечает многоаспект-ный характер креативности, на который могут оказы-вать влияние множество факторов социального проис-хождения, таких как культура или язык [10]. М. Чик-сентмихайи говорит, что креативность может быть рас-смотрена как форма социального или культурного фе-номена, а не только форма ментального процесса [11].Х. Ли и Х. Ким считают, что культура может оказыватьвлияние как на уровень креативности, так и на способыее изучения и измерения. Кроме того, они утверждают,что креативное поведение также зависит и от индиви-дуальных факторов [12].Интересные результаты исследований в областикреативности были получены двумя группами азиат-ских ученых [14, 13]. Исследователи обнаружиликросс-культурные различия между американскими иазиатскими студентами в представлениях креативности.К примеру, «при изучении креативности американскиестуденты показывают свое превосходство во флекси-бильности (способность менять, гибко работать с раз-ными идеями), азиатские же студенты превосходят их всовершенствовании и усложнении идей» [13. С. 56].М. Киртон считает, что креативность может бытьрассмотрена как континуум стилей, от адаптивныхпредпочтений в принятии решений до инновативныхстратегий в решении проблем. Причем разница междуэтими двумя подходами в следующем: роль адаптаторазаключается в том, чтобы улучшить, а роль инновато-ра - сделать совсем по-другому. Поэтому первые гене-рируют идеи в рамках существующей парадигмы, аинноваторы нацелены на те идеи, которые бросаютвызов устоявшимся парадигмам [15].Говоря о развитии креативности, исследователичасто обращаются к смежной проблеме раскрытиякреативного потенциала личности. Слово «потенциал»является производным от слова «потенция». Под по-тенциалом понимается «скрытая возможность, способ-ность, которая может проявиться при известных усло-виях» [16. С. 948]. Понятие «потенциал» в данном слу-чае определяется как средство, запас, источник, воз-можность, которые имеются в наличии и могут бытьмобилизованы, использованы для решения какой-либозадачи, достижения определенной цели [16]. Исходя изэтих определений, можно сказать, что творческий по-тенциал - это запас, источник идей и возможностей,которые могут быть мобилизованы и направлены нарешение какой-либо задачи, достижения цели новыми,не существовавшими ранее эффективными способами.Творческий же человек - это тот, кто постоянно ищетдля себя новые сферы развития, проводит новые на-блюдения, высказывает новые предположения и пред-лагает новые знания. Хилгард и Аткинс считают, чтопроцесс креативности достаточно сложен и проходитчетыре этапа: подготовка, инкубация (зарождение),просвещение и одобрение (цит. по: [17]).Период подготовки включает систематическое и ло-гическое приближение человека к проблеме. Инкубаци-онный период следует за периодом подготовки, и здеськреативные идеи начинают появляться за счет отсутст-вия концентрации внимания на конкретной проблеме.Период просвещения - время, в течение которого чело-век проводит синтез информации, которую он получилв предыдущий период, и находит новые пути ее реше-ния. Одобрение результатов - в высшей степени созна-тельный и логический этап. На этом этапе уже найденывсе возможные ловушки и трудности в путях решенияпроблемы, рассмотрена их серьезность и проведенакорректировка [17]. Важную роль в эффективностипрохождения по данным этапам имеет сам педагог.В исследовании, проведенном ученым Д. Озцан,была показана значимость профессиональной позициипреподавателя в развитии креативности учеников. Внем приняли участие 110 английских учителей началь-ной, средней и старшей школ. Критериями анализа ра-боты учителей выступили: умение их учеников незави-симо и самостоятельно решать задачи, принимать ре-шения, нести за них ответственность, применять не-стандартные способы решения задач. Были полученырезультаты, которые продемонстрировали, что степеньразвития творческих способностей учеников находитсяв прямой зависимости от стажа работы учителя в шко-ле. Было показано, что учителя, работающие в школепервые десять лет, обеспечивают большие вклады вразвитие творческих способностей, чем учителя, про-работавшие длительное время, к примеру 20 лет. Этотфакт объясняется Д. Озцаном тем, что учителя с невы-соким стажем работы в школе более склонны применятьноваторские идеи, готовы к переменам и экспериментам.Кроме того, исследователь отмечает, что большее влия-ние на развитие креативности учеников оказывают теучителя, которые работают над какой-либо дополни-тельной темой или проектом, кроме своей основной ра-боты. По мнению Д. Озцан, это связано с тем, что люди,работающие в разных областях, являются успешнее вгенерировании креативных идей [Там же].Свой опыт в развитии креативности накопили педа-гоги и психологи Польши. Здесь работа по развитиютворческого потенциала ведется лишь вне стен школыи лишь негосударственными образовательными учреж-дениями. В настоящее время реализуется ряд экспери-ментов, в рамках которых начались попытки введенияв образовательные программы государственных школзанятий, направленных на развитие творческого потен-циала детей. В связи с этим учреждения высшего обра-зования (например, Варшавская академия профессио-нального образования) начали готовить педагогов спе-циально для того, чтобы создавать собственные обра-зовательные программы и с их помощью участвовать вразвитии творческого потенциала школьников. Про-грамма подготовки педагогов направлена на решениеими таких проблем, как разработка методов стимулиро-вания творческих способностей и их эффективности,восприятие творческих людей, развитие творческоговоображения, индивидуальности, создание творческойатмосферы, развитие интуиции, различных типов твор-ческого потенциала и чувства успеха [20].Представители Великобритании также обращают напроблему развития креативности особое внимание [18,19]. Интересным, с нашей точки зрения, является ис-пользование ими такого способа развития креативно-сти учеников, как творческий танец. Во многих облас-тях творческий танец - часть учебного плана физкуль-туры. Сторонники этой идеи рассматривают творче-ский танец не только как наличие потенциала для того,чтобы развить моторные навыки или эстетическуючувствительность, но и как средство улучшить самопо-нимание студентов и как ценный компонент интегри-рованного учебного плана. Творческий танец являетсяособой формой танца. Эта форма, как правило, препо-дается в начальных школах, потому что в отличие отдругих форм танца не требует долгого обучения. В ос-новном в творческом танце используются элементыдвижения для выражения мыслей и чувств. Педагогиотмечают положительную динамику влияния такоготанца на творческую активность ребят [2].Анализ литературных источников по проблематикеразвития креативности в мировом образовательномпространстве показал ряд основных направлений, врамках которых ведется данная работа в мировом ас-пекте, а именно: признание на уровне государства про-блемы развития креативности как важного условияразвития современного общества; понимание культур-ной и социальной обусловленности проблемы развитиякреативности; разработка современных методов иформ, позволяющих осуществлять работу по развитиюкреативного потенцила личности и внедрять их в учеб-ный процесс; формирование грамотной профессио-нальной позиции педагога как полноценного участникакреативного процесса.

Ключевые слова

креативность, потенциал, инновационный потенциал, креативный потенциал, мировое образовательное пространство, creativity, potential, creative potential, innovative potential, world education system

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зуева Дина ЕвгеньевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка факультета психологииdinaz91@mail.ru
Ваулина Татьяна АнатольевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологииvaulina@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Дубровина И.В. Психология. М., 2003.
Калмыкова А.А. Проблема развития креативности в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 8.
Plucker J., Beghetto R. Why creativity is domain general, why it looks domain specific, and why the distinction does not matter // Who is creative? Washington, D.C. : American Psychological Association, 2010. Р. 153-167.
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М. : Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса. СПб., 2003.
Одаренные дети / Пер. с англ., общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М. : Прогресс, 1991. 376 с.
Lubart T. Creativity across cultures // Handbook of creativity. N.Y. : Cambridge University Press, 1999. Р. 339-350.
Lubart T., Pacteau C., Jacque A.Y., Caroff X. Children's creative potential: an empirical study of measurement issues // Learning and Individual Differences. 2010. № 20. Р. 388-392.
Leonard D., Swap W. Forstering creativity: expert solutions to everyday challenge. Harvard University Press, 2010.
Gelade G.A. Creativity style, personality, and artistic endeavor // Genetic, Social, and General Psychology Monograph. 2002. № 128. Р. 213-234.
Csikszentmihalyi M. Implications of a systems perspective for the study of creativity // Handbook of creativity. N.Y. : Cambridge University Press, 1999. Р. 313-335.
Lee H., Kim H.K. Relationships Between Bilingualism and Adaptive Creative Style, Innovative Creative Style, and Creative Strengths among Korean American Students // Creativity Research Journal. 2010. № 22(4). Р. 402-407.
Ogawa D., Kuehn-Ebert C., DeVito A. A differences in creative thinking between Japaneese and American fifth-grade children // Ibaraki University Faculty of Education Bulletin. 1991. № 40. Р. 53-59.
Saeki N., Fan X., Van Dusen L. A comparative study of creative thinking of American and Japaneese college students // Journal of Creative Behavior. 2001. № 26. Р. 242-254.
Kirton M. Kirton Adaptation-Innovation Inventory feedback booklet. Berkhamsted, UK : Occupation Research Center, 1999.
Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия, 2000.
Ozcan D. Contributions of English teachers' behaviours on students' creative thinking abilities // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2, is. 2. P. 5850-5854.
McTague M. Tapping creative potential // ProQuest Education Journals. 1989. Vol. 43. P. 36.
Pilar Matud. M., Rodriguez C., Grande J. Gender differences in creative thinking // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43. P. 1137- 1147.
Karwowski M., Gralewski J., Lebuda I. Creative teaching of creativity teachers: Polish perspective // Thinking Skills and Creativity. 2007. Vol. 2. P. 57-61.
 Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 351.

Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 351.

Полнотекстовая версия