Представлена модель исследования психологического благополучия личности с точки зрения развитийного аспекта, а также реализация этой модели в исследовании, направленном на выявление условий, способствующих становлению психологического благополучия и позитивного развития личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах. Показано, что учет совокупности как общих, так и возрастно-специфических условий создает предпосылки для содействия психологическому благополучию и позитивному развитию личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах
On construction of research model to study personal well-being: developmental, psychological and pedagogical aspects.pdf Проблема психологического благополучия лично-сти является одной из фундаментальных в филосо-фии, медицине, психологии. В каждой науке сущест-вует свое понимание и содержательное наполнениеданного понятия. Философский смысл проблемы пси-хологического благополучия связан с двумя направ-лениями этики - гедонизмом и эвдемонизмом. В ме-дицине психологическое благополучие связывается стакими составляющими здоровья, как качество жизни,психическое здоровье. В последние десятилетия про-блема психологического благополучия все чаще ста-новится предметом внимания психологов. Это вызва-но необходимостью понять, какие механизмы лежат воснове психологического благополучия, каким обра-зом они участвуют в регуляции поведения, как этоотражается на отношениях с окружающими и в выбо-ре адекватных жизненных стратегий. Проблема пси-хологического благополучия, таким образом, непо-средственно связана с проблемой позитивного разви-тия. Без учета развитийного аспекта становится не-возможным процесс оптимизации психологическогоблагополучия.Исторически основной акцент в изучении развитияличности фокусировался на различных поведенческихпроблемах и трудностях развития. Понятно, что опи-сать трудности развития гораздо проще, чем конеч-ную цель позитивного развития. Как отмечают из-вестные зарубежные исследователи [1], чтобы изучатьуспешное развитие, нужно прежде всего подумать отех жизненных циклах, внутри которых это развитиепроисходит, и оценить, каким образом осуществляют-ся адаптационные процессы. Авторы выделяют триосновных подхода к этой концептуальной проблеме:модели роста (А. Maslow, Е.H. Erikson, J. Loevinger,G. Labouvie-Vief, D.J. Levinson и др.), модели жизнен-ного цикла (P.B. Baltes, J. Heckhausen, J. Brandtstadterи др.) и модели течения жизни (G.H. Elder, R. Helson идр.) [1]. Каждый из этих трех социально-развитийныхподходов обеспечивает схему для понимания разви-тия личности. Модели развития личности базируютсяна различных традициях и концептуальных основани-ях, описывая пути к успешному развитию личности ироль, которую играют в этом процессе различныефакторы, такие как темперамент и социализация(M.K. Rothbart, S.P. Putnam), эмоциональная регуля-ция и социальная компетентность (N. Eisenberg,R.A. Fabes, I.K. Guthrie, M. Reiser), этническая иден-тичность (B. Laursen, V. Williams), особенности исто-рического времени (R.K. Silbereisen, M. Reitzle,L. Juang), переходы (кризисы) в течение жизни (J. Heckhausen,A. Caspi, C.D. Ryff, B.H. Singer, M. Seltzer),индивидуальные и личностные особенности (L. Pulkkinen,J-E. Nurmi, K. Kokko) и др.Интерес к проблеме психологического благополу-чия со стороны отечественных исследователей вомногом обусловлен тенденциями, происходящими внашем обществе. По данным Института мозга челове-ка РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют15% детей, 25% подростков и до 40% призывников.Каждый третий взрослый нуждается в психологиче-ской поддержке, чтобы противостоять стрессу. Свыше70% населения России живет в состоянии затяжногопсихоэмоционального стресса, вызывающего ростдепрессий, реактивных психозов [2].В настоящее время активно изучается связь психо-логического благополучия с различными особенно-стями личности (смысложизненными ориентациями,суверенностью психологического пространства, стра-тегиями жизни и т.д.) и ее социальными характери-стиками; разрабатывается валидный и надежный ин-струментарий для измерения психологического бла-гополучия, происходит уточнение и операционализа-ция самого понятия; исследуется влияние разнообраз-ных объективных и субъективных факторов на психо-логическое благополучие личности (Н.К. Бахарева,М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева,А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С.Ширяева и др.).Однако исследований, посвященных психологиче-скому благополучию в подростковом и юношескомвозрасте, пока еще недостаточно. Совершенно оче-видно, что благополучие детей, их развитие, своевре-менное и полноценное включение в жизнь обществаопределяют будущее любой страны. Чем ниже каче-ство жизни юных граждан, тем выше риск увеличениямасштабов бедности, ухудшения показателей здоро-вья, социальной напряженности и экономической не-стабильности.В настоящее время психологическое благополучиеимеет немаловажное значение и для развития лично-сти в зрелом возрасте. Переход от одной обществен-но-экономической системы к другой всегда связан сбольшими трудностями. Возникающие при этом про-блемы не могут не отразиться на психологическомсостоянии человека, во многих случаях приводя кпсихологическому неблагополучию личности.Одной из основных составляющих современногообразования является создание условий для овладенияобучающимися психологическими навыками и уме-ниями, позволяющими личности сохранять позитив-ное направление развития в условиях динамичности,непредсказуемости, информационной насыщенности,противоречивости современного мира.Нетрудно предположить, что для людей, находя-щихся на разных стадиях онтогенетического процес-са, связь таких параметров, как личностные особенно-сти, уровень самоактуализации обучающегося и каче-ство профессиональной подготовки, должна быть раз-личной. По мнению большинства как отечественных,так и зарубежных авторов, чем раньше начнется на-правленное личностное и профессиональное развитиечеловека, тем в большей степени можно прогнозиро-вать психологическое благополучие, удовлетворен-ность жизнью и личностный рост каждого субъекта всовременном меняющемся мире.Исходя из вышеизложенного, мы поставили цельспланировать и провести исследование, направленное,с одной стороны, на построение модели исследованияпсихологического благополучия личности на разныхстадиях онтогенеза, а с другой - на выявление усло-вий, способствующих становлению психологическогоблагополучия и позитивного развития личности вподростковом, юношеском и зрелом возрастах.Гипотеза исследования: существуют психологиче-ские условия, имеющие общий характер и способст-вующие или препятствующие позитивному развитиюличности и психологическому благополучию на раз-личных этапах онтогенеза. К их числу относятся эмо-циональное благополучие, индивидуально-типологи-ческие и личностные особенности, механизмы психо-логической защиты. Эти общие условия имеют возрас-тно-специфическую конкретизацию. Учет совокупно-сти как общих, так и возрастно-специфических условийсоздает предпосылки для содействия психологическо-му благополучию и позитивному развитию личности вподростковом, юношеском и зрелом возрастах.В нашей работе одной из главных задач было по-строение модели исследования психологического бла-гополучия личности с целью выявления факторов,способствующих или препятствующих позитивномуразвитию личности в подростковом, юношеском изрелом возрастах в современных условиях.Проведенный теоретический обзор как зарубеж-ных, так и отечественных исследований позволяетувидеть, что в основе психологического благополучияличности лежит субъективная эмоциональная оценкачеловеком себя и собственной жизни, процесс само-актуализации и личностного роста (Э. Динер, Р. Эм-монс, Д. Канеман, Н. Брэдберн, К. Рифф и др.). Наи-более удачно эти два аспекта синтезированы в шести-компонентной теории психологического благополу-чия К. Рифф [3-5]. Каждый из шести компонентовуказанной теории (самопринятие, позитивное отно-шение с окружающими, автономия, управление окру-жающей средой, цель в жизни, личностный рост), яв-ляясь показателем позитивного функционированияличности, может достигать разной степени выражен-ности, тем самым определяя структуру и интеграль-ный показатель психологического благополучия лич-ности.А. Маслоу, характеризуя самоактуализирующуюсяличность, говорил о необходимости свободы от за-щит, так как, с одной стороны, они отделяют человекаот его сущности, собственных мыслей, чувств, пере-живаний, а с другой - несмотря на свою основопола-гающую неконструктивность, в ряде случаев защитыдаже необходимы, играя роль действенных механиз-мов самопомощи. При отказе от самоактуализации учеловека, по мнению А. Маслоу, развивается невроз,поддерживающийся отдельными защитными меха-низмами, который иногда даже позволяет расти в на-правлении высших потребностей (псевдорост), однакоцена такого компенсаторного поведения высока [6].Психологические защитные механизмы, как счи-тают практически все исследователи данной пробле-мы, развиваются в онтогенезе как средства адаптациии разрешения конфликтов, а наиболее мощным крите-рием эффективности действия является ликвидациятревоги. В детстве защитные механизмы служат пре-вентивными мерами купирования остроты психотрав-мирующего конфликтного переживания. Однако даль-нейшее обращение к ним - показатель того, что лич-ность так и не сумела дифференцировать и расширитьформы связей с миром, стать субъектом своего пове-дения и переживаний. Такой точки зрения придержи-ваются К. Роджерс [7], К. Хорни [8], а также совре-менные отечественные психологи Э.И. Киршбаум,А.И. Еремеева, В.В. Столин [9, 10], которые видят виспользовании защит фактор дезадаптации, непродук-тивное средство решения конфликта, ограничениесобственной активности, выхода на новый уровеньобщения с миром, т.е. их использование свидетельст-вует об ограничении творческого потенциала лично-сти, лишает ее возможности развития и самоактуали-зации.Иной точки зрения, признающей в использованиизащит личностью как негативные, так и позитивныестороны (с учетом адекватности применения их в тойили иной ситуации и зрелости применяемых механиз-мов), придерживаются Л.И. Анцыферова [11],Ф.В. Бассин [12], Ф.Б. Березин [13], Р.М. Грановская,Ю.С. Крижанская [14], А.А. Налчаджян [15], Е.С. Ро-манова, Л.Р. Гребенников [16], А.Н. Михайлов,В.С. Ротенберг [17] и др.Движущей силой процессов развития, в том числеи процесса самоактуализации, является не потреб-ность в равновесии, а напротив, сопротивление рав-новесию, постоянный рост и приобретение новых ка-честв, реализация потенциальных возможностей лич-ности, преобразование себя и мира, т.е. не столькоподдержание физического и душевного равновесия,сколько достижение конкретных материальных, иде-альных результатов своей деятельности. При этомочень важным представляется рассмотрение тех каче-ственных особенностей личности, которые либо бла-гоприятствуют, либо препятствуют реализации лич-ностного потенциала.В отечественной психологии личности первым, ктозаострил внимание на рассмотрении динамическихаспектов поведения человека, был А.Ф. Лазурский.Исходя из понимания того, что человек обладает оп-ределенным количеством нервно-психической энер-гии, распределяющейся между элементами психики,он придавал энергетизму, принципу активного при-способления, очень большое значение в пониманиипсихического. По мнению ученого, лица на самомвысоком уровне адаптации становятся менее зависи-мыми от среды и, более того, даже начинают изменятьэту среду. А.Ф. Лазурский, отождествляя темпераменти характер, подчеркивал важность активного приспо-собления человека к среде, энергетизма [18].Современные подходы к данной проблеме носяткомплексный характер, отражают функционированиеразличных уровней индивидуальности (В.В. Белоус,Е.П. Ильин, А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов и др.) и рас-сматривают поведение человека как целостный, опре-деленным образом организованный процесс, направ-ленный на адаптацию организма к среде и на активноеее преобразование, актуализацию потенциальных воз-можностей.Другой не менее важной характеристикой, тесносвязанной с общей психической активностью, являет-ся эмоциональность. По мнению А.Г. Маклакова [19],именно эмоции обеспечивают взаимосвязь системфизиологического и психологического уровней адап-тации, нормальное функционирование которых влия-ет на ее успешность. Сам же процесс адаптации рас-сматривается сегодня практически всеми исследова-телями, как не только приспособительный, но и раз-вивающий процесс.Л.Н. Собчик, автор теории ведущих тенденций,рассматривает личность как «открытую внешнемуопыту саморегулирующуюся систему, включающую всвою структуру такие подструктуры, как мотивацион-ная направленность, эмоциональная сфера (стиль пе-реживания), стиль мышления (интеллектуальные спо-собности, способ переработки и воспроизведения ин-формации), способ общения с окружающими (инди-видуальный стиль межличностного поведения» [20.С. 23]. Автор, базируясь на том, что биологическийфактор преломляется определенным образом не толь-ко в поведении и способе переживания человека, но ив его социальных установках (т.е. его физиология яв-ляется базой, условием формирования и проявленияличности на всех этапах человеческой жизни), вводитпонятие «ведущая тенденция». Ведущая тенденцияпронизывает все уровни личности и определяет на-правление их трансформации в разные периоды жиз-ни и на разных уровнях самосознания.Таким образом, активность личности в направлениисвоего развития связана как с динамическими, так и ссодержательными характеристиками личности, однаконе всегда ясны характер и направление данной связи, атакже условия, при которых будет проявляться даннаясвязь в позитивном или негативном вариантах.Б.С. Братусь в своей гипотезе об уровнях психиче-ского здоровья говорит о разных уровнях психическо-го аппарата: 1-й уровень - собственно личностный,или личностно-смысловой, отвечающий за производ-ство смысловых ориентаций, общего смысла и назна-чения своей жизни, отношений к другим людям и ксебе; 2-й уровень - индивидуально-исполнительский,или индивидуально-психологический, соответственно,организованная активность человека, его деятель-ность, несущая на себе печать всех его индивидуаль-ных особенностей, реализующая, овеществляющая,опредмечивающая отношения человека с миром; 3-йуровень - психофизиологический - нейрофизиологи-ческая база, которая обусловливает как саму возмож-ность функционирования процессов психическогоотражения, так и существенные особенности строенияи динамики этого функционирования. В соответствиис таким подходом автор создает представление о пси-хическом здоровье, отмечая при этом, что возможнысамые различные варианты развитости уровней, сте-пени и качества их здоровья [21].Как отмечает Д.И. Фельдштейн, «до сих пор несуществует общепсихологической теории личностно-го развития как непрерывного целостного процесса ссоответствующей стадиальной характеристикой от-дельных его этапов, при выделении общих и специ-фических особенностей проявления сущностных ос-нований этого развития - от рождения до распадаличности» [22. С. 7].Проведенный нами теоретический обзор позволяетвыдвинуть предположение, что психологическое бла-гополучие личности - это функционально-динамичес-кое образование, понимание которого и проектирова-ние путей позитивного воздействия на него предпола-гает:1. Рассмотрение развивающейся личности на пси-хофизиологическом, индивидуально-психологическоми ценностно-смысловом уровнях.2. Анализ специфической для каждого возрастасоциальной ситуации развития, характеризующейся:а) наличием или недостаточным развитием психоло-гических новообразований, соответствующих возрас-ту, а также характерной для данного возраста ведущейдеятельности; б) тем или иным характером опосредо-вания определенных индивидуально-типологическихособенностей, эмоционального состояния и механиз-мов психологической защиты.Выполнение условий развития личности: решениезадач развития, т.е. приобретение психологическихновообразований, соответствующих требованиямопределенного возрастного этапа в результате воз-никновения и развития ведущей деятельности, бла-гоприятной социальной ситуации развития; отсутст-вие эмоционального неблагополучия, приводящего кснижению адаптационных ресурсов (высокая тре-вожность и депрессивность), и напряженности меха-низмов психологической защиты, - позволит осуще-ствить полноценную реализацию жизненных смы-слов с помощью активности человека, обусловлен-ной его индивидуальными особенностями. На рис. 1схематически представлена предлагаемая нами мо-дель исследования психологического благополучияличности, в которой отражены общие психологиче-ские условия, способствующие или препятствующиепозитивному развитию и психологическому благо-получию личности на различных этапах онтогенезаначиная с подросткового возраста. К их числу отно-сятся, с одной стороны, общие характеристики соци-альной ситуации развития (возрастно-специфическиепсихологические новообразования и особенностиведущей деятельности), а с другой - индивидуально-типологические и личностные особенности, характе-ристики эмоционального благополучия, интенсив-ность механизмов психологических защит. Данныепсихологические условия могут или способствоватьпозитивному развитию и психологическому благо-получию, или выступать барьерами на пути этогопроцесса, приводя к психологическому неблагополу-чию личности.Рис. 1. Модель исследования психологического благополучия личностиЭти общие условия конкретизируются в возрастно-специфических особенностях, характеризующих связьспособствующих или препятствующих психологиче-скому благополучию личности обстоятельств. С од-ной стороны, для каждого возраста есть свой наборподобных условий, отображающих современную спе-цифику социальной ситуации развития в данном воз-расте. С другой стороны, одни и те же условия могутиграть для разных возрастных категорий различную идаже противоположную роль, создавая предпосылки водном случае для психологического благополучия, а вдругом - для психологического неблагополучия лич-ности.1. Исследование психологического благополучияподростковЧто касается подросткового возраста, то ведущееместо среди психологических условий, с нашей точкизрения, занимает эмоциональное неблагополучие под-ростка (тревожность, депрессивность), являющеесяпоказателем того, насколько объективные условиясоциальной ситуации развития вступают в противоре-чие с ценностями и интересами подростка.Как показывают современные исследования [23],наиболее значимыми жизненными ценностями дляподростков в настоящее время являются семья, роди-тели, друзья, образование. Они занимают первые трипозиции в рейтинге. Далее идет любовь как отноше-ния с противоположным полом, а такие абстрактныеценности, как жизнь, свобода, независимость, матери-альное благополучие, карьера, работа, здоровье, врейтинге важных жизненных ценностей занимаютпоследние места. Любая ситуация воспринимаетсяподростком сквозь призму его личностных особенно-стей и установок. В подростковом возрасте, как и влюбом кризисном периоде, дальнейшее развитие не-возможно без пересмотра отношений в рамках соци-альной ситуации развития [24]. Нас интересует, какиеособенности подобных отношений приводят к разви-тию эмоционального неблагополучия, какие жизнен-ные события являются наиболее стрессогенными дляподростка.В соответствии с приведенной моделью нами былопроведено исследование психологического благопо-лучия подростков, включающее диагностическую иформирующую части.Полученные нами эмпирические данные нагляднопоказывают, что наиболее значимыми для подростковоказываются определенные характеристики воспри-нимаемых детско-родительских отношений, доброже-лательность, последовательность в отношениях. Су-щественно, что сами по себе экономические характе-ристики семейного благополучия не оказывают како-го-либо значимого влияния на психоэмоциональноенеблагополучие подростков. Полученные эмпириче-ские данные легли в основу разработки формирую-щих процедур.Исследование «Пути повышения психоэмоцио-нального благополучия современных подростков»[25] наряду с получением целого ряда интересныхнаучно-практических результатов позволило выявитьи существующие проблемы как в плане фундамен-тального психологического знания (прежде всего ка-сающиеся дальнейшей конкретизации представленийо социальной ситуации развития подросткового воз-раста и взаимоотношений порождаемых ею детерми-нант психического, в частности психоэмоционально-го, развития подростков), так и в отношении практи-ческого применения научных наработок, возможно-стей их широкого использования в практике школьно-го, внешкольного и семейного обучения и воспитания.Какие бы значительные позитивные психологиче-ские изменения ни происходили в результате кор-рекционной работы, они имеют значение только приусловии их переноса в реальную жизненную ситуа-цию. Никакие позитивные достижения коррекциитревожных и депрессивных проявлений у подросткане могут быть устойчивыми, если изменения в пове-дении, установках, эмоциональном состоянии не на-ходят понимания и отклика у его ближайшего соци-ального окружения (значимые для ребенка близкиевзрослые, сверстники).2. Исследование психологического благополучияв юношеском возрастеВедущее место среди психологических условий вюношеском возрасте, как и в подростковом, с нашейточки зрения, занимает эмоциональное благополучие.Однако, в отличие от подросткового, эмоциональноенеблагополучие в юношеском возрасте является пока-зателем не только того, насколько объективные усло-вия социальной ситуации развития вступают в проти-воречие с ценностями и интересами индивида, но итого, насколько в позднем юношеском возрасте сфор-мированы психологические новообразования, необхо-димые для успешной адаптации к меняющимся внеш-ним и внутренним условиям в период поздней юностии готовности перейти в следующий возрастной этапразвития - зрелость. При условии их отсутствия адап-тация будет направлена на защиту собственного «Я»от травмирующих влияний среды. В детском и подро-стковом возрасте защитные механизмы служат в каче-стве превентивных мер купирования остроты психо-травмирующего конфликтного переживания. Однакодальнейшее обращение к ним - показатель того, чтоличность так и не сумела дифференцировать и расши-рить формы связей с миром, стать субъектом своегоповедения и переживаний. В данном случае нас инте-ресует степень интенсивности защитных механизмов.Показателем психологического благополучия вданный возрастной период мы считаем процесс само-актуализации. В юности происходит формированиенравственного сознания, ценностных ориентаций иидеалов, устойчивого мировоззрения, гражданскойпозиции. Формирование мировоззрения связано с ре-шением так называемых смысложизненных проблем(Л.С. Выготский, С.К. Бондырева, Л.Б. Шнейдер,В.С. Мухина, Е.Е. Сапогова, И.Ю. Кулагина, В.Н. Ко-люцкий и др.). Период юности характеризуется в пер-вую очередь тем, что юношам и девушкам предстоитв данном возрасте определить свое место в обществе.Назовем важнейшие личностные факторы, обеспечи-вающие готовность юношества к вступлению во взрос-лую жизнь: 1) потребность в общении и овладение спо-собами его построения, в сотрудничестве с окружаю-щими людьми, построении интимно-личностных отно-шений с некоторыми людьми; 2) умение ориентировать-ся в различных формах теоретического познания (науч-ном, художественном, этическом, правовом), котороеформирует основы научного и гражданского мировоз-зрения; 3) рефлексия, с помощью которой обеспечивает-ся осознанное и критическое отношение к себе; 4) по-требность в труде (самовыражение в труде), овладениетрудовыми навыками, позволяющими включиться впрофессиональную деятельность, осуществляя ее натворческих началах [26-29].Основополагающей для гуманистического на-правления в психологии и педагогике является идеяо том, что осознанное стремление к максимальновозможному раскрытию своего человеческого по-тенциала и его реализации в практической жизнедея-тельности на благо общества путем самоактуализа-ции является необходимым фактором полноценногоразвития человека.В соответствии с приведенной на рис. 1 модельюнами было проведено эмпирическое исследованиепсихологического благополучия в юношеском возрас-те. Испытуемыми являлись студенты в возрасте от 20до 21 года. Полученные нами данные позволяютпредположить, что значительная часть студентов,хронологически прошедших возрастной этап юностии стоящих на пороге зрелости, не продемонстрирова-ли достаточной сформированности главных психоло-гических новообразований юношеского возраста(рефлексии; осознание собственной индивидуально-сти; сформированность конкретных жизненных пла-нов; установка на сознательное построение собствен-ной жизни; активное развитие самосознания и собст-венного мировоззрения) [30]. Выявленные неблаго-приятные тенденции в психологическом благополу-чии личности студентов делают особо актуальнымвопрос совершенствования психолого-педагоги-ческого сопровождения вузовского обучения и нахо-ждения путей и методов преодоления выявленныхтрудностей.В отношении психологического благополучия сту-дентов нами определены психолого-педагогическиеусловия их позитивного развития в условиях вузов-ского образования. Мы считаем, что значительнымивозможностями в этом отношении обладают учебныедисциплины, в частности, курс «Психология здоро-вья». Практика преподавания данного курса позволяетсделать оптимистические выводы о верности выбран-ных нами методологических основ построения этогокурса [31].3. Исследование психологического благополучияв зрелом возрастеПрофессиональное развитие личности неотделимоот личностного развития - в основе и того и другоголежит принцип саморазвития, детерминирующий спо-собность личности превращать собственную жизне-деятельность в предмет практического преобразова-ния, приводящий к высшей форме жизнедеятельностиличности - творческой самореализации [32. С. 29].Современная жизнь выстраивает значительное коли-чество препятствий на пути самореализации и самоак-туализации человека, что приводит к напряжению егоадаптационных возможностей, появлению эмоциональ-ного неблагополучия, тревожности, изменению функ-ционального состояния. Опираясь на идеи Л.С. Вы-готского и Л.И. Божович [33-34], касающиеся роли «пе-реживания» в психическом развитии ребенка, можноэтот же подход применить в отношении личностногоразвития в зрелом возрасте. Переживание ситуации не-удовлетворения потребности в профессиональной дея-тельности сопровождается ростом тревожности и каксостояния, и как устойчивого личностного образования.Однако влияние тревожности на самоактуализацию какусловие психологического благополучия в зрелом воз-расте, как показало наше исследование, неоднозначно.При неудовлетворении актуальных потребностей,но сохранении профессиональной деятельности тре-вожность не ведет к значительному напряжению адап-тационных ресурсов, а высокие показатели тревожно-сти приводят к снижению рефлексии в отношении сво-их потребностей и чувств; умению вести себя непо-средственно, не опираясь в своих поступках на стерео-типы; способности к целостному восприятию мира.При неудовлетворении актуальных потребностей иотсутствии профессиональной деятельности менеешести месяцев переживание данной ситуации приво-дит к значительному напряжению адаптационных ре-сурсов в основном за счет тревожности как устойчи-вого личностного образования, что приводит к повы-шению уровня самоактуализации практически по всемшкалам, кроме шкал «Сензитивность к себе», «Само-уважение», «Синергия», «Познавательные потребно-сти» и «Креативность». Видимо, недостаточная реф-лексия, снижение способности к целостному воспри-ятию и познанию окружающего мира и творческомуего преобразованию не позволяют человеку при высо-ком напряжении адаптационных ресурсов решить за-дачу удовлетворения актуальных потребностей впрофессиональной деятельности.При неудовлетворении актуальных потребностей иотсутствии профессиональной деятельности более6 месяцев переживание данной ситуации приводит кзначительному напряжению адаптационных ресурсов восновном за счет тревожности как состояния, снижаяспособность принимать и актуализировать ценности,присущие самоактуализирующейся личности; быстрореагировать на изменяющуюся ситуацию, активно реа-лизовывать в поведении свои установки, цели, ценно-сти, убеждения; вести себя раскованно и естественно всоответствии со своими чувствами и эмоциями.Как показало наше исследование, связь эмоцио-нального неблагополучия и хронического утомления спроцессом самоактуализации устойчива во времени ив целом имеет отрицательную направленность. Ус-тойчивость во времени связи самоактуализации с тре-вожностью и хроническим утомлением говорит о воз-можной зависимости процесса самоактуализации оттревожности и хронического утомления (и наоборот).Снижение уровня тревожности и хронического утом-ления сопровождается повышением показателей са-моактуализации, следовательно, процессом самоак-туализации можно управлять путем снижения уровнятревожности и восстановления адаптационных ресур-сов человека [35].Полученные результаты явились основой для по-строения коррекционной программы при оказаниипсихологической помощи работающим и высокообра-зованным безработным гражданам [36].Выводы:1. Существуют психологические условия, имею-щие общий характер и способствующие или препят-ствующие позитивному развитию личности и психо-логическому благополучию на различных этапах он-тогенеза. К их числу относят эмоциональное благопо-лучие, индивидуально-типологические и личностныеособенности, механизмы психологических защит.2. Эти общие условия имеют возрастно-специфи-ческую конкретизацию.3. Учет совокупности как общих, так и возрастно-специфических условий создает предпосылки для со-действия психологическому благополучию и пози-тивному развитию личности в подростковом, юноше-ском и зрелом возрастах.
Pulkkinen L., Caspi A. (Eds) Paths to Successful Development Personality in the Life Course. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. Р. 1-16.
Римашевская Н.М., Будилова Е.В., Мигранова Л.А., Терехин А.Т. Новое исследование проблем здоровья населения // Народонаселение. 2006. № 4. С. 23-36.
Ryff C.D. Happiness is everything of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 59. Р. 1069-1081.
Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. № 4. Р. 99-104.
Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 69. Р. 719-727.
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 288 с.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс ; Универс, 1994. 480 с.
Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию. М. : Академический Проект, 2008. 400 с.
Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. М. : Смысл, 2000. 181 с.
Столин В.В. Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-17.
Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. М. : Медицина, 1968. 468 с.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. : Наука, 1988. 270 с.
Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. : ОМS, 1994. 192 с.
Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегии. Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1988. 263 с.
Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи : Талант, 1996. 144 с.
Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 107-112.
Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. М. : Наука, 1995. 123 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2000. 582 с.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М. : Ин-т прикладной психологии, 1998. 512 с.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1980. 301 с.
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды : в 2 т. Москва : Изд-во МПСИ ; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2009. Т. 1. 600 с.
Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология негативных зависимостей. Самара : Универс-групп, 2003. 251 с.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : ЭКСМО, 2003. 615 с.
Идобаева О.А., Подольский А.И. Пути повышения психоэмоционального благополучия современных подростков // Психология и психотехника. 2010. № 6. С. 72-78.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М. : Академия, 2007. 240 с.
Климов Е.А. Психология профессионала. Москва : Ин-т практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. 400 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 430 с.
Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения : учеб. пособие. М. : МГППИ, 1999. 108 с.
Идобаева О.А. Связь индивидуально-типологических свойств с самоактуализацией личности студентов // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психол. науки. 2010. № 1. С. 31-41.
Идобаева О.А., Подольский А.И. О концептуальных вопросах построения учебного курса «Психология здоровья» // Вестник МГПУ. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 17-23.
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 29-39.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений : в 6 т. М. : Педагогика, 1984. Т. 4. С. 244-268.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М. : Международная педагогическая академия, 1996. 212 с.
Идобаева О.А. Психологическое сопровождение развития личности на различных этапах профессионализации. М. : ИПК Госслужбы, 2011. 166 с.
Идобаева О.А., Подольский А.И. О психологической поддержке высокообразованных и высококвалифицированных безработных // Служба занятости. 2005. № 5. С. 75-81.