Рассматриваются вопросы применения социометрической методики оценки групповой сплоченности с целью совершенствования тренировочного процесса студентов в игровых видах спорта.
The comparative analysis of group unity and physical readiness in team sports (by example of football and volleyball).pdf Создать хороший социально-психологический кли-мат в спортивном коллективе, подобрать команду так,чтобы все ее члены не только успешно взаимодейство-вали на поле, площадке, но и гармонировали междусобой как личности, построить правильные взаимоот-ношения в коллективе - большое искусство и большойпедагогический труд [1, 2].В процессе становления и развития спортивнаягруппа приобретает такое групповое качество, каксплоченность. Если она имеет положительную направ-ленность, то это благоприятно влияет на эффектив-ность спортивной деятельности. Любая команда начи-нается с учебно-тренировочной группы. И если в нейсоздается атмосфера заинтересованности и удовлетво-рения, то в дальнейшем в этой спортивной группе ко-мандный образ будет наиболее эффективным. Бездружбы и сплоченности спортивного коллектива не-мыслимы достижения в спорте [3].Целью исследования являлось определение разли-чий в групповой сплоченности и физической подготов-ленности в сборных командах по футболу и волейболу.Исследование выполнялось на кафедре физическоговоспитания факультета физической культуры Томскогогосударственного университета в период c 2010 по2011 г. В педагогическом эксперименте принималиучастие 28 студентов. Были сформированы две экспе-риментальные группы: первую группу составили сту-денты, занимавшиеся на курсе спортивного совершен-ствования по волейболу, вторую - студенты, занимав-шиеся на курсе спортивного совершенствования пофутболу.Методами исследования являлись анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирова-ние, педагогический эксперимент, психологическоеанкетирование, социометрическая методика, методыматематической статистики.На начальном этапе исследования по методике Си-шора уровень групповой сплоченности студентов-волейболистов был выше среднего. При проведениидиагностики эмоциональных связей, т.е. взаимныхсимпатий между членами спортивной команды, былапостроена социограмма - рисунок, на котором игрокиизображаются в виде либо точек, либо каких-либо гео-метрических фигур. Социограмма делает возможнымнаглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени». Каждая окружность в социограмме имеетсвое значение, а именно условное деление: первыйкруг - «звезды», второй круг - «предпочитаемые», тре-тий круг - «пренебрегаемые», четвертый круг - «изо-лированные», при этом игрок с наивысшим социомет-рическим статусом - это неформальный лидер коллек-тива, «предпочитаемые» - уважаемые члены коллекти-ва, с которыми предпочитают общаться не только поучебным вопросам, но и вне занятий. На основе социо-граммы взаимных симпатий волейболистов можно ут-верждать, что на начальном этапе исследования«звезд» в сборной команде по волейболу две - студен-ты № 7 и 11. «Предпочитаемые» - студенты № 5 и 4,№ 8 и 9. «Пренебрегаемые» - студенты № 1, 2, 3, 6, 1214. «Изолированными» оказались два игрока - студен-ты № 10 и 13.В сборной команде по футболу на начальном этапеисследования после применения методики Сишорауровень групповой сплоченности студентов являлсятакже выше среднего. Результаты диагностики эмо-циональных связей футболистов на начальном этапенаблюдения, выявленные с помощью социометриче-ской методики, показали что, «звезд» в сборной коман-де по футболу три: студенты № 7, 10 и 11. «Предпочи-таемые» - студенты № 2, 6, 12 и 14. «Пренебрегае-мые» - студенты № 1, 4, 5, 8, 9 и 13. «Изолированным»оказался 1 студент - № 3.При интерпретации полученных показателей можносделать вывод о том, что исследуемые спортивные ко-манды не являются однородными и сплоченными, ониделятся на некоторое количество микрогрупп, которыев свою очередь состоят из «предпочитаемых» и «пре-небрегаемых» игроков. В сборной по футболу присут-ствовали три неформальных лидера («звезд»), в сбор-ной по волейболу - два. Неформальные лидеры обеихкоманд не совпадают с формальными лидерами (капи-танами). «Изолированных» игроков меньше у футболи-стов, чем у волейболистов.На основании результатов исследования групповойсплоченности по социометрической методике были раз-работаны психолого-педагогические рекомендации тре-нерскому штабу сборных команд по футболу и волейболудля формирования командных взаимодействий игроков.При разработке средств и методов тренировки ко-мандных действий с учетом необходимости содейство-вать формированию определяющих успех компонентовинтеграции команды, использовались данные спортив-ных психологов и ведущих тренеров [4-6].При этом был сформулирован ряд ведущих мето-дических принципов и подходов (табл. 1).После применения психолого-педагогических ре-комендаций тренерским штабом сборных команд пофутболу и волейболу в мае 2011 г. была проведена по-вторная оценка групповой сплоченности с помощьюсоциометрической методики.Т а б л и ц а 1Методические принципы и подходы к формированию командных взаимодействий игроков командыПовышение мотивации игроков команды Повышение осмысленностивыполняемых заданийПовышение адекватности тренировочныхи соревновательных условийПоложительные эмоции на тренировке Преемственность в подборе упражнений Моделирование игровых ситуацийОценка личного вклада в команднуюдеятельность Самостоятельность мышления Состязательность тренировочных заданийКоличественные игровые цели Идеомоторная тренировка Оптимальная трудность тренировочныхзаданийВ сборной ТГУ по футболу, согласно методике Си-шора, после применения психолого-педагогическихрекомендаций групповая сплоченность соответствова-ла высокому уровню. Распределение взаимных симпа-тий между членами сборной команды по футболу по-сле внедрения в команду психолого-педагогическихрекомендаций игрокам со стороны тренерского штабапоказало, что «звезд» в этом коллективе две - студенты№ 7 и 10. «Предпочитаемые» - студенты № 2, 3, 4, 6, 9,11, 12 и 14. «Пренебрегаемые» - студенты № 1, 5, 8 и13. «Изолированные» игроки в команде отсутствуют.Уровень групповой сплоченности в сборной командепо волейболу по методике Сишора после примененияигроками в команде психолого-педагогических реко-мендаций составил выше среднего. Распределение вза-имных симпатий между членами сборной команды поволейболу на основании данных социограммы послеприменения психолого-педагогических рекомендацийвыявило, что «звезд» в этой команде две - студенты № 7и № 11. «Предпочитаемые» - студенты № 4, 5 и 9. «Пре-небрегаемые» - студенты № 1, 2, 6, 8, 10 и 12. «Изоли-рованными» оказались три студента - № 3, 13 и 14.Анализируя результаты исследования, можно за-ключить, что в сборной команде по футболу количе-ство «звезд» сократилось до двух, увеличилось коли-чество «предпочитаемых», уменьшилось число «пре-небрегаемых», отсутствует «изолированный» игрок. Вкоманде по волейболу количество «звезд» осталосьпрежним, уменьшилось количество «предпочитае-мых», увеличилось число «пренебрегаемых» и «изо-лированных».Для оценки эффективности применяемой социомет-рической методики в тренировочном процессе в концевторого семестра 2009/2010 учебного года и в концевторого семестра 2010/2011 учебного года проводилсясравнительный анализ физической подготовленностистудентов, занимающихся на курсе спортивного со-вершенствования по волейболу и футболу (табл. 2).Т а б л и ц а 2Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов,занимающихся в сборных командах по волейболу и футболу№ п/п Показатель Группы X ± G pдо эксперимента послеэксперимента до эксперимента послеВолейбол эксперимента1 Бег на 100 м, с 13,7 ± 0,78 13,5 ± 0,75Футбол 13,8 ± 1,16 11,2 ± 0,62> 0,050,09< 0,050,002 Бег на 3000 м, м ВФолуетйббоолл 1111,,96 ±± 00,,7535 1120,,39 ±± 10,,1029> 0,050,15< 0,050,043 Прыжок в длину Волейбол 237,5 ± 20,2 237,8 ± 17,1с места, см Футбол 232,6 ± 12,6 235,0 ± 11,9> 0,050,58< 0,050,02Сборная команда по футболу в начале учебного го-да статистически существенно не отличалась (p >> 0,05) от соответствующей сборной команды по во-лейболу по всем измеряемым показателям, оцениваю-щим физическую подготовленность. Сравнительныйанализ двигательной подготовленности студентов по-сле педагогического эксперимента занимающихся всборных командах по волейболу и футболу позволяетсделать вывод о достоверности различий (p < 0,05) вэтих командах по скоростным, скоростно-силовым по-казателям и выносливости.Таким образом, полученные результаты свидетельст-вуют об эффективности применяемой социометрическойметодики в тренировочном процессе игровых видов спор-та. Предложенные тренерскому корпусу психолого-педагогические рекомендации содержат оригинальныеподходы по формированию командных взаимодействийигроков, заключающиеся в принципах повышения моти-вации, осмысленности выполняемых заданий, адекватно-сти тренировочных и соревновательных условий, что по-вышает уровень групповой сплоченности, с одной сторо-ны, и уровень физической подготовленности - с другой.
Иноземцева Елена Сейтхановна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта факультета физической культуры | 260812@sibmail.com |
Матросова Татьяна Сергеевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | аспирант кафедры физического воспитания факультета физической культуры | tata-20@sibmail.com |
Попов А.Л. Психология спорта. М., 2009. 152 с.
Немов Р.С., Шестаков А.Г. Сплоченность как фактор групповой эффективности // Вопросы психологии. 2001. № 3. 113 с.
Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 2001. 240 с.
Загайнов Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена : статьи и тезисы. М. : Советский спорт, 2006. 106 с.
Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск : СГИФК, 1987. 81 с.
Гомельский А.Я. Докажи правоту победой: воспоминания тренера по баскетболу. М. : Советская Россия, 1987. 154 с.