Анализируются личностные особенности молодых людей, представителей двух молодежных субкультур, в контексте той деятельности, которой они увлекаются. Делается вывод о том, что вовлечение юношей и девушек в личностно значимую деятельность, в которой они получают объективную оценку окружающих, оказывается важным условием устранения у них иллюзий о природе мира и других людей, становления адекватной картины мира и адекватной Я-концепции.
Personality features of kvn-players and people fond of japanese cartoons watching.pdf В российском обществе за последние двадцать летпроизошло множество изменений, повлиявших на со-временное молодое поколение, которое формировалосьв условиях ценностного кризиса и гласности. В на-стоящее время в России молодежь является не целост-ной монолитной общностью, имевшей место быть присоветской власти (хотя в этом есть огромная доля про-пагандистского мифа), а как некоторое количество«разношерстных» группировок, являющихся носите-лями соответствующих молодежных субкультур [1].В возникшей социальной реальности важно оценитьпсихологическое своеобразие сложившихся молодеж-ных групп и, в частности, ответить на вопросы относи-тельно того, оказывает ли членство в этих группах по-ложительное или отрицательное влияние на личност-ное развитие юношей и девушек, открывает ли передними новые возможности или замыкает их в мире соб-ственных страхов и иллюзий [2].В данной статье представлены результаты изученияличностных переменных, которые являются составляю-щими психологического благополучия, у представителейдвух молодежных субкультур. Теоретическую базу фе-номена психологического благополучия заложили иссле-дования Н. Брэдбёрна, Э. Динера, Д. Кайнемена, А.С. Во-термена, К. Рифф [3]. В данной работе в пониманиипсихологического благополучия делается акцент насубъективной эмоциональной оценке человеком себя исобственной жизни, а также на аспектах самоактуали-зации и личностного роста. Психологическое благопо-лучие связано с базовыми человеческими ценностями,а также с такими обыденными понятиями, как счастье,счастливая жизнь и др. Для оценки степени выражен-ности психологического благополучия у юношей и де-вушек в исследовании была применена «Шкала психо-логического благополучия» (ШПБ, автор К. Рифф), всостав которой входят такие субшкалы, как «самопри-нятие», «позитивные отношения с другими», «автоно-мия», «управление окружающей средой», «цель в жиз-ни» и «личностный рост» [4].Кроме того, нами была использована Шкала базисныхубеждений (ШБУ, автор Р. Янофф-Бульман), позволяю-щая оценить у участников исследования 8 базисных убе-ждений о природе мира, о себе и собственных возможно-стях в мире [5, 6]. Все полученные результаты тестирова-ния были организованы в базу данных и обработаны ста-тистически с помощью программы «Statistica 9». Для вы-явления межгрупповых различий использовался диспер-сионный анализ ANOVA-MANOVA.В рамках исследования были сопоставлены лично-стные показатели 35 представителей аниме-субкульту-ры, увлекающихся в течение нескольких лет (от 1 годадо 7 лет) просмотром японских мультипликационныхфильмов (далее - анимешники), и 22 игрока Клуба ве-селых и находчивых (далее - игроки), выступающихнесколько лет (от 2 до 6 лет) в открытой городской ли-ге КВН в командах различных городов Кузбасса и Том-ской области. Возраст всех участников исследованиясоставил от 16 до 25 лет. Следует учитывать, что одиниз авторов статьи имел опыт «погружения» в аниме-субкультуру и КВН-субкультуру и возможность изнут-ри наблюдать психологическую специфику представи-телей этих субкультур. Нами учитывались также пси-хологические показатели группы сравнения, котораябыла составлена из студентов вуза, не входивших ни вкакие молодежные объединения (83 человека). Этагруппа была максимально уравновешена по полу, воз-расту и образованию с представителями КВН-субку-льтуры и аниме-субкультуры.Следует отметить, что в отличие от анимации евро-пейских стран, предназначенной в основном для про-смотра детьми, большая часть выпускаемого японского«аниме» рассчитана на подростковую и взрослуюаудитории. Поэтому в ней зачастую содержится боль-шое количество сцен насилия и эротики. Исследуемыенами респонденты первой группы - анимешники, бака-лавры и магистры вузов, - получив доступ к какому-либо интересному для них аниме, буквально погружа-ются в процесс просмотра мультипликационного се-риала до тех пор, пока не узнают его развязку. Такоепогружение происходит индивидуально и можетдлиться несколько суток, с краткими перерывами навыполнение каких-либо формальных обязанностей.Основной особенностью молодых людей второйгруппы является желание играть в КВН в свободноевремя (т.е. игра КВН еще не стала для них постояннымсредством заработка, шоу-бизнесом). Однако следуетучитывать, что подготовка к игре занимает значитель-ное время, которое тратится не только на репетицииотдельных номеров, но и на продумывание будущихсценок, поиск тем выступлений и шуток; такой процесспоиска является для игроков непрерывным в реальныхжизненных ситуациях. Другими словами, игроки ока-зываются постоянно погруженными в творческий про-цесс. При этом в ходе игры на сцене участники разныхкоманд КВН, иногда жестко конкурируя между собой,получают реальную оценку результатов своей творче-ской деятельности со стороны членов жюри и зрителей.Поэтому проигрыш в игре ее участниками часто ощу-щается как обидное указание на творческую несостоя-тельность, заурядность и стереотипность.В ходе статистической обработки результатов психо-логического тестирования было обнаружено, что показа-тели Шкалы базисных убеждений в группе анимешниковзначительно ниже, чем в группе сравнения (рис. 1, 2). На-пример, средние значения показателя «благосклонностьмира» составили у анимешников 3,77±1,07 балла (здесь идалее: среднее и среднеквадратичное отклонение), а вгруппе сравнения - 4,61±2,45 балла (межгрупповое раз-личие достоверно при p = 0,0000). Средние значения по-казателя «доброта людей» в группе анимешников и вгруппе сравнения составили 3,62±0,94 и 4,42±2,77 балла,соответственно (p = 0,0000).0123456Благосклонность мира Доброта людей Справедливость мира КонтролируемостьмираСлучайность какпринципраспределенияпроисходящих событийБаллыквн-щикигруппасравненияанимешникиРис. 1. Средние значения показателей Шкалы базисных убеждений в группе игроков,группе анимешников и в группе сравнения. Межгрупповые различия достоверны при p = 0,000Рис. 2. Средние значения показателей Шкалы базисных убеждений в группе игроков,группе анимешников и в группе сравнения. Межгрупповые различия достоверны при p = 0,000Важно отметить, что анимешники оценивают мир ипроисходящие вокруг события, как несправедливые. Наэто указывает их показатель «справедливость мира»ШБУ, который составил в среднем 3,15±0,98 балла (этониже нижней границы нормы). Этот же показатель вгруппе сравнения был равен 4,19±2,21 балла (p == 0,0000). Можно сделать заключение о том, что моло-дые люди, увлекающиеся аниме, не верят в справедли-вость устройства окружающего их мира и предпочита-ют выдуманный мир миру реальному.Также в этой группе молодых людей обращают на се-бя внимание низкие баллы по шкалам «ценность собст-венного «Я» (3,86±1,11 против 4,89±3,11 балла в группесравнения) и «степень удачи, или везения» (3,65±1,07против 4,42±2,49 балла в группе сравнения, межгруппо-вые различия достоверны, см. рис. 2). Это означает, чтоюноши и девушки, увлекающиеся просмотром аниме, неценят себя как личность. Возможно, это связано с тем, чтоони «сливаются» с мультипликационным миром и начи-нают жить им, теряя свою индивидуальность. Ее потеря,вероятно, приводит к тому, что молодые люди не в пол-ной мере осознают себя, у них низкая осмысленностьжизни, это видно в результатах ШПБ, и нет ценностиличных убеждений, представлений, мировоззрения.Кроме того, просмотр аниме занимает так много време-ни, что молодые люди мало обращаются к другим видамдеятельности, более связанным с окружающей действи-тельностью, вследствие чего не имеют возможности оце-нить свои собственные силы. Сниженное представление остепени своей удачи во многом иллюзорно. Дело в том, чтомногие аниме-фильмы имеют «плохой» конец, главныйгерой или близкий ему человек часто умирают. Одна изидей, проходящая сквозным мотивом через эти фильмы, -все имеет свою цену и за все нужно платить. На этом фонеанимешники оценивают себя как людей со средней удачей,но это, очевидно, не собственно их сформированное пред-ставление о себе, а идея, которую они ассимилировали втечение длительного просмотра аниме-фильмов.На основе полученных данных можно сделать выводо том, что представители анимешников не доверяютокружающему миру, оценивают его как несправедливыйи потенциально опасный для них. Вероятно, субкульту-ра аниме, полная сюжетов насилия, «проецируется» мо-лодыми людьми на окружающую их реальность, кото-рая, как следствие, воспринимается угрожающе. Ани-мешники, по-видимому, насыщают свое восприятие об-разами насилия и начинают «различать» их вокруг себя.Вследствие этого вся окружающая действительность вих представлении принимает пугающие и враждебнонастроенные формы. Постепенно их субъективный мир,по-видимому, становится все более иллюзорным, онсужается до компьютера и сети Интернет, где можнополучить очередной сериал, и до нескольких знакомых,с которыми можно будет его обсудить. Следствием это-го оказывается низкая социальная активность анимеш-ников, отсутствие у них склонности к взаимодействию сдругими людьми и даже нежелание покидать свой дом.При этом молодые люди довольно низко оценивают исвои собственные возможности - не верят в свою удачуи не ценят себя. У молодых людей сформировано пред-ставление «мир плохой, и я плохой».На рис. 1 наглядно видно, что показатели базисныхубеждений игроков выше, чем в группе анимешников,но ниже показателей группы сравнения. При этом всепоказатели ШБУ в группе игроков находятся в преде-лах нормативных значений, т.е. больше 3,5 балла [5].Так, среднее значение по шкале «справедливость мира»у игроков составило 3,80±0,95 балла, а в группе срав-нения 4,19±2,21 балла; «контролируемость мира» -3,90±0,96 и 4,40±2,48 балла соответственно; «ценностьсобственного "Я" (рис. 2) - 4,30±0,88 и 4,80±3,12 балласоответственно. Некоторое занижение наблюдается уигроков по шкале «случайность как принцип распреде-ления происходящих событий».Напомним, что молодые люди данной группы посто-янно видят результат своей работы в условиях конкурс-ного выступления на сцене. При этом каждое их высту-пление оценивается со стороны жюри и зрителей. По-этому игроки в «реальном» времени постоянно могутосуществлять мониторинг качества выступлений своейкоманды и способны убедиться, что все происходящие сними события закономерны, а не случайны («как подго-товились, таков и результат»). Правила проведения игрКВН не оставляют места случайности, нет места слу-чайности и внутри отдельно взятой игры. Если молодыелюди хорошо подготовлены, то они успешно выступа-ют. Слабая подготовленность команды, как и их полнаяготовность, обязательно будет видна в конкурентнойборьбе с соперниками, когда их будут сравнивать и оце-нивать члены жюри и зрители. Если команда успешновыступила, то ее приглашают на следующую игру и т.д.Команду не могут случайно пригласить на выступление.Поэтому молодые люди, увлеченные этой игрой, несклонны верить в случайность происходящего.Размышляя над возможными причинами выявленныхмежгрупповых различий, мы предположили, что в группесравнения показатели базисных убеждений несколькозавышены. Это может быть обусловлено тем, что у пред-ставителей группы сравнения, составленной из относи-тельно благополучных вузовских студентов, личнаяжизнь в основном связана только с пассивным получени-ем теоретических знаний в рамках учебной деятельности.Студенческий мир оказывается как бы ограниченнымвузовскими аудиториями с преподавателями, библиоте-кой и общением с такими же студентами, как они. Притаком образе жизни, очевидно, возникают и поддержива-ются иллюзии о доброжелательном отношении мира илюдей, иллюзии по поводу того, что результаты жизнен-ных событий случайны, так как в вакуумном пространст-ве учебной деятельности студенты не имеют возможно-сти отследить полную цепочку развития событий от при-чины их появления до формирования конечных результа-тов. Мы предполагаем, что лишь включенность в дея-тельность, ориентированную на достижение важногопрактического результата, может способствовать избав-лению от подобных иллюзий и формированию более реа-листичных представлений о мире и других людях.Это мы можем наблюдать на примере игроков, стал-кивающихся с проблемами и трудностями, возникающи-ми не только в вузовской учебной среде, но и по ходу ихподготовки к выступлениям и в процессе командных со-ревнований, результаты которых непредвзято оценивают-ся критичным жюри и строгими зрителями. Такая дея-тельность с большим количеством внешних препятствий,очевидно, устраняет все иллюзии по поводу чрезмернойдоброжелательности мира и других людей, по поводувлияния случая на жизненные события. Представляетсяочевидным, что практическая деятельность (пусть этоКВН-игра, но она организована по определенным прави-лам и подразумевает получение результата - победы вкомандном соревновании) формирует их систему убеж-дений, в которой мир предстает не таким уж иллюзорнодоброжелательным, справедливым и контролируемым.В этой связи группу игроков, показатели ШБУ ко-торой находятся в пределах нормативных значений,следовало бы рассматривать в качестве «настоящей»группы сравнения, тогда как группу вузовских студен-тов следовало бы воспринимать как склонную к иллю-зиям о мире, о себе и о роли случая в жизни.При анализе данных, полученных с помощью «Шкалыпсихологического благополучия», было установлено, чтопоказатели этой шкалы у «анимешников» оказались ни-же, чем в группе студентов. Так, показатель «личностныйрост» составил 60,5±9,62 балла (в группе студентов -65,83±7,24 балла), «цели в жизни» - 57,6±11,75 (в группесравнения - 64,4±8,63 балла), «самопринятие» -53,2±11,17 балла (в группе сравнения - 59,9±9,75 балла,p = 0,0000, рис. 3). Это обозначает, что анимешники вмалой степени испытывают переживание своего личност-ного роста, жизнь кажется им однообразной и «серой»,они не склонны «принимать себя такими, какие они есть»,им в малой степени свойственна целеустремленность. Этивыявленные особенности свидетельствуют в пользу того,что юноши и девушки, представители аниме-субкульту-ры, разочарованы в жизни и склонны оценивать своюжизнь как бессмысленную, не ожидая каких-либо пози-тивных перемен в будущем. У анимешников, которыеотличаются негативными базисными убеждениями о ми-ре и о себе, наблюдается тенденция к отсутствию пережи-вания психологического благополучия.010203040506070ПозитивныеотношенияАвтономия Компетентность ЛичностныйростНаличие целей Самопринятие БлагополучиеБаллыКВНщикистудентыанимешникиРис. 3. Средние значения показателей Шкалы психологического благополучия в группе игроков,группе анимешников и в группе сравнения. Межгрупповые различия достоверны при p = 0,000Значения показателей ШПБ в группе игроков оказа-лись близкими к показателям «студентов» по шкалам«позитивные отношения с окружающими», «автоно-мия», «компетентность» и «самопринятие». Однако вгруппе игроков наблюдались более низкие, чем в группестудентов, значения показателей по шкале «личностныйрост» (61,38±11,05 и 65,8±7,24 балла соответственно) и«наличие целей» (60,9±11,6 и 64,4±8,63). Это, по нашемумнению, характеризует любителей игры КВН как обла-дающих некоторой критикой по отношению к собствен-ным достижениям, в отличие от группы сравнения, где устудентов, скорее всего, субъективно завышены пред-ставления о своем личностном росте. Это отражается ина их представлениях относительно «наличия целей»:студенты из группы сравнения декларируют чрезмерноеих количество, которое не ограничено их действитель-ностью. Они верят в себя и свои силы, при этом не стал-киваясь с препятствиями реального мира, оказываютсяне в состоянии рассчитать свои возможности, поэтому,вероятно, склонны формулировать большое количествожизненных планов. Очевидно, что большинство из этихпланов столкнется с реальными жизненными препятст-виями и едва ли будет реализовано. Такое большое чис-ло жизненных целей, по нашему мнению, свидетельст-вует о низкой осмысленности жизни, нереалистичностипланов студентов, объединенных в группе сравнения.В противоположность этому игроки позитивно оцени-вают свои возможности в мире и при построении плановна будущее ориентируются на свои реальные возможно-сти. Поэтому их значения по шкале «наличие целей»находятся в пределах нормы, но несколько ниже по от-ношению к группе сравнения.Итак, несмотря на то что у игроков достоверно нижепоказатели базисных убеждений, чем у группы сравне-ния, тем не менее они не отличаются от своих сверстни-ков-студентов по параметрам психологического благопо-лучия. Следовательно, личностное развитие у них проте-кает в одном темпе. Другими словами, юноши и девушки,увлеченно играющие в КВН, не отстают в своем личност-ном развитии. При этом игроки, на наш взгляд, более реа-листичны, чем обычные студенты.Можно предположить, что такими игроков «делает»практическая деятельность, в которую они вовлекают-ся. В итоге, с одной стороны, они - люди оптимистич-ные и жизнерадостные и реализуют свой потенциал,опираясь на представление о благосклонности, спра-ведливости и контролируемости мира, с другой сторо-ны, они далеки от иллюзий и более реалистично оце-нивают свои личные возможности.В отличие от них представители аниме-субкультурыимеют негативное базисное представление о мире, недоверяют окружающим и считают устройство мира не-справедливым. Вследствие этого они не испытываютчувство психологического благополучия и личностногороста, им не свойственна целеустремленность, они оце-нивают себя как неспособных управлять жизненнымисобытиями. Анимешники не верят в свои силы и стара-ются не решать проблемы, а ждут, когда они разрешатсясами собой со временем. По-видимому, это связано сотсутствием у обследуемой группы ощущения безопас-ности, которое мы рассматриваем в качестве важногоусловия личностного развития [7, 8].Остается неясным, объединяются ли юноши и де-вушки в аниме-субкультуре по причине сходства их кар-тины мира и сходной Я-концепции, либо они становятсяпсихологически похожими вследствие систематическогопросмотра аниме-фильмов. Скорее всего, по нашемумнению, картина выглядит следующим образом. В силусвоих убеждений или обстоятельств внешнего мира мо-лодые люди начинают увлекаться просмотром аниме-фильмов. И определенная их часть ограничивается не-большим количеством сериалов или полнометражныхфильмов и останавливается на этом. Другие встречаютсреди персонажей аниме идентичных себе, находят мираниме более интересным, захватывающим, чем окру-жающая реальность. Они настолько увлекаются этим,что постепенно досуговое время просмотра аниме ста-новится основным в их жизни, занимая практически всевремя, отодвигая на «второй план» работу, сон, прогул-ки с друзьями и др. Вероятно, со временем их убежде-ния «кристаллизуются» под влиянием общего коммуни-кативного пространства, возникающего на основе про-смотра и обсуждения фильмов, которые построены поопределенной «субкультурной матрице».Поскольку у представителей группы «аниме» воз-никает специфическая (неадекватная) субъективнаясистема убеждений относительно мира и собственныхвозможностей в этом мире, то, с нашей точки зрения,анимешникам и другим молодым людям, входящим вподобные группировки, следует оказывать своевремен-ную психологическую поддержку, по возможности во-влекая их в тренинги (например, личностного роста) [9].Как известно, большинству людей свойственно«строить» позитивные иллюзии относительно мира исебя в нем, переоценивая вероятность возникновенияположительных ситуаций в жизни и недооценивая ве-роятность отрицательных [10]. Нам представляетсяочевидным, что только практическая деятельность,даже если она формально носит игровой характер, ноона личностно значима и сопровождается элементамисоревновательности и конкуренции, может способство-вать формированию реалистичной системы убежденийо природе мира и о самом себе. Мы это склонны видетьна примере игроков, особенности деятельности кото-рых способствуют устранению подобных иллюзий.В качестве подтверждения этого мы рассматриваемрезультаты сравнения психологических показателейигроков и группы студентов [11]. Интересно отметить,что схожие результаты были получены нами в ходепсихологического исследования туристов-экстремалов.Их спортивная деятельность, связанная с преодолениемситуаций, угрожающих жизни, также способствуетустранению иллюзий по поводу мира и себя в нем иформированию более реалистичной, чем у студентов,системы убеждений [12, 13].Таким образом, результаты проведенных исследова-ний и их интерпретация приводят нас к важному заклю-чению: вовлечение юношей и девушек в личностно зна-чимую деятельность, когда их оценивают «по гамбург-скому счету», становится важным условием устранения уних иллюзий о природе мира и других людей, становле-ния адекватной картины мира и адекватной Я-концепции.
Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск : Томский государственный университет, 2005. 399 с.
Богомаз С.А., Козлова Н.В. Модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безопасности в условиях трансформации российского общества // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 14-19.
Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-130.
Абдразякова А.М. Адаптация методики измерения психологического благополучия. М. : Ф-т психологии МГУ, 2002. 58 с.
Падун М.А., Котелыгакова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 98-106.
Богомаз С.А., Гладких А.Г. Психологическая безопасность и ее измерение с помощью Шкалы базисных убеждений // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318. С. 191-194.
Богомаз С.А. Психологическая безопасность как условие личностного развития // 4-я международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов : в 2 т. Томск : Томский государственный университет, 2010. Т. 1. С. 177-179.
Будакова А.В., Сметанова Ю.В., Богомаз С.А. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 338. С. 156-159.
Чикурова Е.И. Личностные особенности и убеждения группы людей, увлекающейся просмотром японских мультипликационных фильмов // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И.А. Алешковский,
Taylor S.E. Adjustment to threatening events. A theory of cognitive adaptation // American psychologist. November, 1983. № 38. Р. 1161-1173.
Чикурова Е.И. Чувство психологической безопасности участников игр КВН // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. М. : МАКС Пресс, 2010. 1 электрон. оп
Карева Е.М. Особенности психологического благополучия людей, занимающихся экстремальными видами спорта // Инновационный личностный потенциал современной молодежи в развивающейся России: Сборник материалов II Молодежного сибирского психологического форума
Чикурова Е.И. Личностные особенности и убеждения группы лиц, предпочитающих экстремальный летний отдых // Материалы XLVII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» : дополнительный сборник. Новосибирск, 2009. С