Рассматриваются предпосылки и целесообразность кодификации всех имеющихся на сегодняшний день норм российскогоправа, касающихся правового статуса несовершеннолетних, путем разработки и издания комплексного нормативного акта. Автор указывает на необходимость дискуссии по целому ряду принципиальных вопросов: о месте будущего Детского кодекса в системе российского законодательства, а также в системе семейного законодательства.
On urgency of creation of the Childrens Code in Russia.pdf Формирование личности ребенка определяетсяпрежде всего объективными закономерностями жизнивсего человечества, а гарантом прав ребенка всегдавыступает государство. И в настоящее время в Россииправовой статус личности ребенка нуждается во внут-ригосударственном юридическом механизме обеспече-ния и защиты, для чего необходимо разработать систе-му норм внутреннего права, которая имела бы реаль-ную возможность обеспечить комплекс юридических,социальных и экономических гарантий несовершенно-летних.Заслуживает пристального внимания историческийаспект изучения указанной проблематики ввиду необ-ходимости комплексного рассмотрения проблем се-мейного права. Изучение правовых проблем в сфересемьи и детства под углом истории позволит предло-жить их конструктивные решения. Необходимо ис-пользовать потенциал российского и международногоправа, а категорию правового статуса ребенка в Рос-сийской Федерации следует рассматривать с позицийисторико-теоретического подхода, отмечая приоритет-ность международного права при формировании госу-дарством правовой политики в области охраны мате-ринства, отцовства и детства.Анализ и использование научных знаний предыду-щих поколений являются отправной точкой для движе-ния дальше. Особую актуальность это приобретает впериод проведения реформ, в том числе в области пра-ва, когда у государства и общества возникает остраянеобходимость в новых знаниях, позволяющих болеечетко регулировать отношения в сфере защиты прав иинтересов ребенка.Многие представители старшего поколения ещепомнят фразу «Спасибо товарищу Сталину за нашесчастливое детство!». «Счастье» было довольно услов-ным у детей 1920-1940-х гг., учитывая репрессии ихродителей, поскольку этим детям в будущем невоз-можно было реализовывать в полной мере конституци-онные и гражданские права (учеба, карьера, и пр.). Напервое место выходил вопрос о классовой принадлеж-ности родителей и, как следствие, ребенка, а не граж-данско-правовой статус человека в социалистическомобществе. О детях просто забыли на начальных этапахпостроения светлого будущего для них же, ограничи-ваясь лишь лозунгами и девизами о светлом будущемсоветских детей. В 1924 г. в России была издана книгаМ.Н. Гернета «Социально-правовая охрана детства заграницей и в России», в которой он указывал на неот-ложную необходимость создания Детского кодекса вРоссии [1. С. 33]: «Из европейских стран ранее другихвступила на путь такой законодательной деятельностиАнглия. Здесь 21 декабря 1908 г. был издан Закон одетях, поставивший своей задачей собрать воедино иулучшить законоположения относительно защиты де-тей и молодежи, воспитательных и исправительныхучреждений и юных правонарушителей» [1. С. 32].В 1912 г. в Бельгии вышел подобного рода закон.В 1914 г. «Детский Кодекс» был принят в Италии [Тамже. С. 37]. В других странах также обсуждался вопросо принятии детских кодексов. В законодательной пала-те штата Нью-Йорк была создана комиссия по выра-ботке детского уложения, приступившая к работе сконца 1920 г. Аналогичная работа велась и в Бразилии[Там же. С. 41-42]. Во второй половине 1922 г. вышлов свет издание «Охрана детства: сборник: официальныеи методологические материалы по вопросам социально-правовой охраны детства». Гернет указывал: «Давноощущается величайшая нужда в издании "Детского ко-декса" в Москве. Создание "Детского кодекса" требует унас громадной работы, так как у нас область защитыдетства намечена в таких широких границах, которые неизвестны другим странам» [Там же. С. 42-43].В период с 1920 по 1921 г. профессор Н.Н. Полян-ский собрал материал по детскому законодательству,но этот систематизированный сборник документов таки не был своевременно опубликован. Он «включал всебя следующие разделы:1) органы общего попечения о несовершеннолет-них;2) охрана материнства и младенчества;3) акты гражданского состояния, права и обязанно-сти несовершеннолетних и других лиц по отношению кним;4) воспитание и обучение несовершеннолетних, ох-рана их здоровья (физическое воспитание);5) обеспечение и имущественные льготы несовер-шеннолетних;6) охрана труда несовершеннолетних;7) передвижение несовершеннолетних;8) меры борьбы с беспризорностью несовершеннолет-них, их правонарушения и правонарушения против них;9) гражданское совершеннолетие;10) различные постановления, касающиеся несо-вершеннолетних, не вошедшие в предшествующие от-делы» [Там же. С. 43].Правительство молодой Советской Республикипроигнорировало эту работу, и законодательство о де-тях десятилетиями представляло собой множество раз-розненных и разного уровня нормативных актов. Осно-вой оставался «Кодекс законов о браке, семье и опеке».Разумеется, формирование Детского кодекса следу-ет начинать исходя из действующего российского за-конодательства и реалий нашего общества, что потре-бует, несомненно, определенного времени. Однако не-обходима дискуссия по целому ряду принципиальныхвопросов: о месте будущего Детского кодекса в систе-ме российского законодательства, а также в системесемейного законодательства, в частности о его соотно-шении с Семейным кодексом; о структуре и содержа-нии этого акта.Можно предполагать, что это будет комплексныйнормативный акт, содержащий общую и особеннуючасти. Он не должен дублировать известные нормывышеупомянутых кодексов и иных нормативно-правовых актов; в центре внимания должен бытьсквозной субъект - несовершеннолетний гражданин -как носитель специального правового статуса. Для это-го следует:1) изучить и обобщить законодательство и юриди-ческую литературу, имеющуюся по проблематике пра-вового положения несовершеннолетнего в различныепериоды российской истории;2) изучить историю развития защиты прав и закон-ных интересов детей в России;3) определить место и степень использования меж-дународного опыта в сфере защиты прав ребенка рос-сийским законодательством.Следует обратить особое внимание на общепри-знанные принципы и нормы международного права какна основу развития отечественного законодательства одетях. Очень важно уточнить и, может быть, обогатитьпонятийный аппарат отрасли семейного права, основы-ваясь на взглядах русских юристов, для чего раскрытьсодержание и объем таких понятий, как «правовой ста-тус несовершеннолетнего», «интересы ребенка», «ро-дительская власть», «семья», «родство» и др.Ребенка следует рассматривать как самостоятельно-го субъекта права, а не как зависимый объект властиродителей, в отличие от римского права, где ребенокявлялся собственностью родителей и на которого без-раздельно распространялась родительская власть. Со-ответствующие нормы СК РФ исходят из основопола-гающего принципа: правовое положение ребенка в се-мье определяется с позиции интересов ребенка (а неправ и обязанностей родителей). Легальное определе-ние понятия «ребенок» дается в ст. 1 Конвенции ООН«О правах ребенка» и в СК РФ. Согласно п. 1 ст. 54 СКРФ ребенком признается лицо, не достигшее возраставосемнадцати лет (совершеннолетия).Способность ребенка иметь права, предусмотрен-ные семейным законодательством, возникает с моментарождения. Дееспособность ребенка определяется граж-данским законодательством (ст. 21, 26-28 ГК РФ) исоответствующими статьями Семейного кодекса РФ.Приобретение ребенком полной гражданской дееспо-собности до достижения совершеннолетия (вступлениев брак - п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация - ст. 27 ГК РФ)не означает, что его нельзя более рассматривать в каче-стве ребенка, за исключением случаев, указанных взаконе (например, п. 2 ст. 120 СК РФ).Возникает вопрос: являются ли применяемые в СКРФ и ГК РФ термины «ребенок», «дети», «несовершен-нолетний» синонимами, а понятие, обозначенное этимитерминами, - единым? В семейном законодательствезакреплены лишь основные права ребенка: жить и вос-питываться в семье (в родной или приемной), знатьсвоих родителей (насколько это возможно); выражатьсвое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни(ст. 57 СК РФ); права на заботу и на воспитание своимиродителями, на обеспечение его интересов, всесторон-нее развитие и уважение его человеческого достоинст-ва (ст. 54 СК РФ); на общение с обоими родителями идругими родственниками (ст. 55 СК РФ); право на со-вместное проживание с родителями и лицами, их заме-няющими (ст. 54, 148 СК); право ребенка на имя, фа-милию, отчество (ст. 58 СК РФ) и др.Однако помимо прав, которые предоставляет зако-нодатель ребенку, можно сказать, что в семейном зако-нодательстве закрепляется лишь часть этих прав и кор-респондирующих им обязанностей со стороны иныхсубъектов семейного права. В связи с этим встает зако-номерный вопрос в определении содержания граждан-ско-правового статуса ребенка, в котором были быуточнены и расставлены по приоритетам права, закон-ные интересы, обязанности ребенка во всех тех отрас-лях права, в которых он является сквозным субъектомправа. На наш взгляд, следует начинать с классифика-ции детей (ребенка), поскольку ни для кого не являетсясекретом, что до сих пор общая классификация отсут-ствует и нет единого критерия, по которому она моглаи должна быть построена.Как «сквозной субъект» права ребенок «вычленяет-ся» во всей системе сложных отраслевых взаимосвязей.Так, ребенка мы различаем по состоянию здоровья (ин-валиды с детства, дети, страдающие церебральным па-раличом, дети-инвалиды I, II, III групп и т.д.); ребенкамы также выделяем непосредственно из семьи любоймодели (семьи полной, неполной, приемных семей;детских домов семейного типа; детских учреждений, вкоторых находится ребенок на воспитании и т.п.); ре-бенок присутствует в административных и уголовныхправоотношениях (малолетние правонарушители ипреступники); ребенок участвует в трудовых отноше-ниях с работодателем. Таким образом, наблюдаетсяприсутствие и участие детей (ребенка) в различных посвоей отраслевой природе правоотношениях. И если всемейные правоотношения ребенок вступает с рожде-ния, то в многообразных гражданско-правовых отно-шениях он может участвовать с момента фактическоговселения - по жилищному законодательству; в деликт-ных правоотношениях ребенок как будущий субъектучитывается еще до рождения (ст. 1088 ГК РФ); в на-следственных правоотношениях он участвует и до, ипосле рождения (п. 1 ст. 116 ГК РФ). В уголовных иадминистративных отношениях ребенок участвует всвязи с совершением им или в отношении него престу-пления или правонарушения.В связи с вышесказанным можно сделать вывод, чтомы наблюдаем пробелы правового регулирования уча-стия детей в семейных правоотношениях, так как по-мимо норм семейного права применяются нормы граж-данского, административного, уголовного, трудовогоправа. Выход видится в кодифицировании имеющихсяна сегодняшний день норм российского права, касаю-щихся правового статуса несовершеннолетних, путемразработки комплексного нормативного акта, первона-чальное название которого «Детский кодекс» дал всвоем труде профессор М.Н. Гернет.В данном межотраслевом комплексном акте можнобыло бы условно выделить блок гражданско-правовыхотношений с участием несовершеннолетнего, а за единыйкритерий классификации в этом блоке взять, например,возрастной «ценз». Это может послужить теоретическойбазой (основой) для введения общей нормы права о дее-способности, в которой были бы упомянуты и иные кате-гории детей, исходя, например, из состояния их здоровьяи т.д. Эта норма могла бы стать универсальной и учиты-ваться в последующем всегда и везде во всех иных клас-сификациях, касающихся участия ребенка (детей).Именно поэтому неслучайным является выступ-ление 28 января 2010 г. на заседании Государ-ственной Думы РФ депутата Нины Останиной:«Закон слишком неконкретен и не ставит передсобой глобальных целей по защите прав ребенка.Необходимо принять основополагающий государ-ственный документ - Детский кодекс, которыйгарантировал бы каждому российскому ребенкуправо на достойную жизнь, воспитание в семье,бесплатное образование» [2. С. 1].Следует оптимизировать законодательную базу одетях путем создания единого кодифицированногоисточника права - Детского кодекса.
Гернет М.Н. Социально-правовая охрана детства за границей и в России. М. : Право и жизнь, 1924. 75 с.