Уголовно-правовой анализ мотивации преступления в этнорелигиозном терроризме | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Уголовно-правовой анализ мотивации преступления в этнорелигиозном терроризме

Рассматривается специфика мотивации совершения террористических преступлений членами радикальных исламистских группировок, характеризующей субъективную сторону преступлений в сегменте этнорелигиозного терроризма, получившего в современном мире наибольшее распространение. Обосновывается гипотеза выбора двух основных мотивов преступной деятельности террористов под лозунгами ислама - догматико-правовой легитимации террора с позиции религии и корпоративного поощрения террористической деятельности.

Ethnoreligious terrorism: criminal analysis of crime motivation.pdf Согласно современной уголовно-правовой стати-стике в структуре преступлений против общественнойбезопасности на первый взгляд невелико «…количес-тво таких особо опасных преступлений, как террори-стический акт (0,15%); бандитизм (0,2%); захват за-ложника (0,01%); организация преступного сообщества(0,05%) либо незаконного вооруженного формирования(0,08%); вандализм (0,28%); нарушение различныхправил безопасности (0,3%)…» [1. С. 100]. Тем не ме-нее за каждым выявленным фактом упомянутых пре-ступлений скрыты человеческие жертвы, нанесенныйгражданам и государству значительный материальныйущерб, глубокие психологические травмы пострадав-ших и массовые фобии в обществе.Если в январе-декабре 2010 г. органами внутреннихдел Российской Федерации было зарегистрировано581 преступление террористического характера(11,2% от общего числа преступлений, совершенных в2010 г.) и 656 преступлений экстремистской направ-ленности (+19,7%), то за период с января по июль2011 г. уже зарегистрировано 411 преступлений терро-ристического характера (+26,5%) и 388 преступленийэкстремистской направленности (6,0%). Организован-ными группами или преступными сообществами со-вершено 10,5 тыс. тяжких и особо тяжких преступле-ний (29,5% от общего числа преступлений, совершен-ных за указанный период 2011 г.). Количество выяв-ленных преступлений, связанных с незаконным оборо-том оружия, составило 18,7 тыс., а количество выяв-ленных фактов хищения и вымогательства оружия,боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных уст-ройств - 840 фактов. С использованием оружия совер-шено 4 тыс. преступлений (8,7%). Наибольшее количе-ство зарегистрированных преступлений данной катего-рии отмечается в Республике Дагестан (396), Свердлов-ской области (322), г. Санкт-Петербурге (196), Ставро-польском (132) и Красноярском (132) краях [2]. В силуобозначенного на первое место выходят вопросы уго-ловно-правовой квалификации терроризма как преступ-ления против мира и безопасности человечества.Современный терроризм в значительной степениобусловлен социальными, политическими, экономиче-скими, духовными противоречиями, существующими вобществе, а его масштабы и тяжесть последствий де-терминируют серьезную общественную опасность.Данное обстоятельство предопределяет большую зна-чимость глубокого криминологического анализа тер-роризма.Одной из криминологических характеристик совре-менного терроризма является его глобальность, угрозымеждународной безопасности со стороны целого ряданациональных террористических организаций, возрас-тание масштабности ущерба от террористических ак-ций. Об этом свидетельствует возрастающее числофактов международной террористической деятельно-сти в странах Европы, Азии, Америки, а также в Рос-сии. Особенную тревогу вызывают как рост в 2000-х гг.числа и масштабности террористических актов, совер-шаемых российскими и иностранными гражданами натерритории Российской Федерации, так и интеграцияна основе террористических группировок разнообраз-ных видов терроризма (политического, государствен-ного, международного, этнорелигиозного, национали-стического, корыстного, внутрикриминального и т.п.).Крупнейший отечественный терролог Ю.М. Анто-нян справедливо подчеркнул в своей работе «Этноре-лигиозный терроризм»: «…необходимо решительноотказаться от мнения, что террористы якобы не имеютни национальности, ни религиозной принадлежности.Такое утверждение равносильно мнению, что у терро-ристов нет возраста или пола… Проблема причин тер-роризма всегда будет принадлежать к числу самых ак-туальных, поскольку сам терроризм - в тех или иныхформах - вечен. Этнорелигиозный - лишь одна из егоразновидностей, поэтому необходимо искать и иссле-довать причины именно этнорелигиозного терроризма,а не какого-нибудь иного, всегда обязательно учитываяего характер, конкретные проявления, конкретных лю-дей, особенно лидеров, конкретные условия, в которыхон реализуется. По сравнению с другими видамиэтнорелигиозный терроризм сейчас получил в миренаибольшее распространение» [3. С. 52].Известный отечественный криминолог М.И. Лаза-рев считает, что любой вид терроризма как преступле-ния должен быть квалифицирован с четырех сторон:субъекта, субъективной стороны (вина), объекта, объ-ективной стороны (действие, бездействие, противо-правность, причинно-следственная связь) [4. С. 52].К криминологическим особенностям этнорелигиоз-ного терроризма можно отнести особый спектр моти-вов участников террористических действий.В настоящей статье автор ставит целью анализ не-которых наиболее важных элементов субъективнойстороны данного преступления. Известно, что содер-жание субъективной стороны любого преступленияраскрывается с помощью таких юридических призна-ков, как вина, мотив и цель. Применительно к рассмат-риваемому преступлению очевидно, что все акты тер-роризма совершаются физическими лицами с прямымумыслом. При совершении преступления лицо осозна-ет общественную, а в большинстве случаев междуна-родную опасность своего деяния, предвидит и желаетнаступления определенного преступного результата.При этом правильная оценка любого поведения, в томчисле преступного, невозможна без учета его мотивови целей. Мотив и цель - это психические явления, ко-торые вместе с виной образуют субъективную сторонупреступления [5. С. 52].Мотивы, которыми руководствуются преступникипри совершении акций этнорелигиозного терроризма,могут носить довольно разнообразный характер. Пре-ступление может быть совершено из политических со-ображений и даже из мести [6. С. 64-65]. В настоящеевремя наряду с политическими и националистическимипобуждениями лиц, осуществляющих приготовление иреализацию террористических актов, широкое распро-странение в мотивации приобретают и погоня за де-нежным вознаграждением, и настроения мести, в томчисле этнорегиональной обусловленности, межклано-вая конкуренция за экономическое и политическоегосподство, криминальное самоутверждение и пр. Зна-чительную угрозу обществу несёт слияние политиче-ского и националистического терроризма с общеуго-ловной преступностью, существование своеобразногоуголовного терроризма. Такое слияние осуществляетсяв основном в рамках общих экономико-финансовыхстратегий структур экстремистского толка и организо-ванной региональной преступности.В настоящее время криминологическая характери-стика этнорелигиозного терроризма как одного из са-мых общественно опасных преступных деяний можетбыть поверхностной без анализа мотивации личностно-го преступного умысла террориста или организованнойгруппы лиц, участвующих в подготовке и осуществле-нии террористического акта. Несомненно, большинст-ву лиц, совершающих террористические преступления,присущи умышленный характер деяния, применениенасилия как способа совершения общественно опасно-го деяния, а также использование в качестве орудияпреступления либо объекта посягательства предметов,являющихся источником повышенной опасности (ору-жие, взрывные устройства, взрывчатые, радиоактивныематериалы и т.п.). Одной из важнейших черт, характе-ризующих личность террориста, на наш взгляд, являет-ся религиозный либо националистический фанатизм.Специалисты нередко высказывают мнение, чтоличности террориста присущи черты насильственногопреступника с эгоистическим превалированием собст-венного значения, с пренебрежением к иным людям, ихправам и законным интересам. Мотивами их поведенияслужат корысть, месть, несогласие с политическимирешениями, общепризнанными духовными установле-ниями общества, а в отдельных случаях - даже моло-дежная романтика.Особым психопатологическим мотивом террори-стических актов иногда является желание собственнойгибели. Так, описывая Сулятицкого, одного из членовсвоей боевой группы, Б. Савинков отметил: «…в немгармонично сочетались две основные черты психоло-гии каждого террориста. В нем в одинаковой степенижили два желания: желание победы и желание смертиво имя революции. Он не представлял себе своего уча-стия в терроре иначе, как со смертным концом, болеетого, он хотел такого конца: он видел в нем, до извест-ной степени, искупление неизбежному и все-таки гре-ховному убийству. Но он с не меньшим напряжениемжелал и победы, желал умереть, совершив террористи-ческий акт, трудный по исполнению и значительный порезультатам» [7].На основе анализа деятельности наводившей страхна Европу в 1970-х гг. террористической группы Баа-дера-Майнгоф, члены которой в 1976 г. покончилижизнь самоубийством, Генри Ньюман предложил вы-делять три универсальных мотива террористическойдеятельности: культурологический - по логике терро-ристов, общество надо время от времени «будоражить»,лучше всего «с помощью крови»; рациональный - тер-рор трактуется ими как эффективный инструмент по-литической деятельности; идеологический - террорвыступает как прямо навязываемое орудие регуляциисоциальных процессов [8. С. 31].Однако общезначимого классификатора мотивациитеррористической деятельности в настоящее время нет,так как существует достаточно много видов террориз-ма, в каждом из которых присутствуют свои мотиваци-онные особенности. В этнорелигиозном терроризмепроблема анализа мотива осуществления преступнойдеятельности является наиболее деликатной и сложной.В данном случае исследователю приходится сталки-ваться с учетом религиозного и этнического факторов впроцессе подготовки уголовно-правовой характеристи-ки преступника-террориста или преступной группы.Современные описания типа личности террориста ипопытки систематизации мотивационных факторов вего преступной деятельности далеки от истинных лич-ностных характеристик террористов в исламистскихрадикальных группировках. Современные террористи-ческие объединения, использующие идеи ислама длясовершения актов насилия, состоят отнюдь не из пси-хопатов и эгоцентристов, социально обделенных иущербных неудачников.Известный арабист и специалист по проблеме тер-роризма на Ближнем Востоке К.А. Капитонов обращаетвнимание в своих исследованиях на совершенно инойтип активных молодых мусульман, которые сознатель-но вступают в террористические сообщества и участ-вуют в преступлениях против человечества. «Преждевсего, речь в данном случае идет о глобализированныхмолодых людях, которые идентифицируют себя с вир-туальной и воображаемой мусульманской уммой (рели-гиозная общность всех мусульман - прим. пер.). Частоих жизнь выстраивается по треугольнику: их семья ро-дом из одной страны, затем они переезжают на Западили на Западе рождаются и, наконец, они направляютсяв третью страну для того, чтобы там воевать.Террористы направляются в Центральную Азиюпосле того, как они на Западе или в западном окруже-нии уже были радикализированы. К радикализации ониприходят не в процессе конкретной политическойпрактики, не в общении с другими людьми, а на основеполучаемого в одиночестве опыта соприкосновения свиртуальной общностью - то есть с уммой в Интерне-те… они перемещаются от одного места проведенияджихада к другому, они посещают лагеря подготовки,где это возможно, и они никогда не принимают участияв политике той страны, в которой они жили или получи-ли образование. Их ярость не является выражением гне-ва какой-то определенной общности, но только - вирту-альной… Ислам этих радикалов реконструирован, а непередан прошлыми поколениями. Они никогда не ссы-лаются на традиции или на традиционный ислам. Так,например, они никогда не упоминают фетвы официаль-ных мусульманских священнослужителей» [9. С. 232].Обращает на себя внимание мотив догматико-правового оправдания любого преступления, в томчисле убийства и самоубийства, среди исламистскихбоевиков. Лидеры террористических организацийсмогли подготовить для своих исполнителей такие ин-струкции, в тексте которых содержится именно теоло-гическо-правовое оправдание любого поступка «войнаАллаха». Например, один инструктор боевого крылаорганизации «Хамас», объясняя суть подготовительнойработы с «шахидом», подчеркнул, что важнейшим мо-тивом является убеждение в предстоящей встрече сАллахом и пророком Мухаммедом, в вечном блажен-стве в райском саду, в возможности ходатайствовать засвоих близких, в семидесяти двух девственницах, ко-торые ждут его в раю, а также в необходимости борьбыс неверными. Последовательность этих вопросов оченьважна, и необходимо строго придерживаться такогопорядка.Подобная позиция молодых моджахедов, очевидно,связана с тем, что в лагерях подготовки боевиков инст-рукторы дают заучивать только те отрывки из Корана,где говорится о борьбе с неверными и идеализируетсядобровольная мученическая смерть за веру. Цитатывыбирают таким образом, чтобы обосновать религиоз-ное значение убийства или самоубийственного терро-ра, несмотря на то, что в Коране и хадисах пророкаМухаммеда совершенно отчетливо, даже сильнее, чемв других семитических религиях, выражен запрет са-моубийства. Коран обязывает проявлять великодушиеко всем людям и всему сущему вообще, он приравни-вает убийство одного невинного человека к убийствувсего человечества [10. 5:32]. Убийство гражданскоголица приравнивается в Коране к тягчайшему из гре-хов - безбожию [Там же. 25:68; 61:51]. Самоубийство,чем бы оно ни оправдывалось, не поощряется в му-сульманской религии: «Тот, кто намеренно убьет себя,будет наказан вечным пребыванием в аду», - говоритсяв одном из хадисов пророка Мухаммеда.Согласно исламской догматике война может вес-тись лишь с тем, кто воюет против мусульман, а мир-ное население под этот статус не подпадает. «И сра-жайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами,но не преступайте, - поистине, Аллах не любит пре-ступающих» [Там же. 2:190]. Мусульманские правове-ды едины во мнении, что убийство не участвующих ввойне женщин, стариков и детей является «харамом» -тяжким преступлением и великим грехом в исламе.Существует современная 600-страничная «Фетва поборьбе с терроризмом и террористами-смертниками»Шейх-уль-Ислама Мухаммада Тахира аль-Кадри. Этафетва считается наиболее фундаментальным на сего-дняшний день разоблачением антисуннитской практи-ки самоподрывов, ее автор - известный исламский бо-гослов, ханафитский алим (араб. ученый) и шейх тари-ката Кадирийя (араб. суфийская «школа Кадирийя»),основатель и глава международного движения «Мин-хадж аль-Куран».Авторитарные исламские политики, такие как Му-аммар Каддафи, Саддам Хусейн, могли позволить себев момент военного кризиса призыв к джихаду и терро-ру. В марте 2003 г. в обращении Саддама Хусейна кжителям Ирака прозвучало следующее: «Да здравству-ет джихад и Ирак, смерть агрессорам! Мне даже ненужно говорить, что именно надо делать для защитынашей страны. Вы все это прекрасно знаете. Но выдолжны знать, что каждого, кто противостоит этой аг-рессии, ожидает рай…» [11]. Лидеры исламского ради-кального движения «Хамаз» постоянно требуют отчленов своих террористических отрядов помнить, чтовоин Аллаха и борец с неверными обязан безграничноверить в их общее дело, борьбу за истинную веру иосвобождение земли правоверных, быть готовым статьшахидом и в любую минуту отдать свою жизнь радипобеды.Кроме личных призывов политиков, в центрах ми-рового джихадизма (Иране, Ливане, на Севере Афри-ки - в Алжире и Египте, в Пакистане и Афганистане)радикально настроенными исламистскими правоведа-ми были разработаны фетвы (араб. мнение авторитет-ного правоведа), содержащие обоснованные разреше-ния на любые формы преступлений, которые могутсовершать боевики в состоянии джихада. Данные фет-вы в зависимости от региона применения были написа-ны на арабском и узбекском языках, а также на языкахфарси и урду, позже переведены на языки народовКавказа и даже русский язык. Например, стала попу-лярной фетва верховного муфтия Саудовской АравииМухаммеда Ибрагима № 1479 из книги «Сборникфетв», изданной в ответ на вопрос алжирских моджа-хедов о разрешении самоубийства во избежание пытокв плену у врага. Убитый летом 2011 г. Усама бен Ладензаранее просил афганских улемов издать фетву, со-гласно которой он и его ближайшие сподвижники мо-гут покончить с собой, поскольку это отвечает интере-сам всемирного ислама.Союз Исламского Джихада (СИД) и ИсламскоеДвижение Узбекистана (ИДУ) на узбекском языке ус-пели документально обосновать религиозно-правовыестороны идеологии джихада. «В узбекоязычных жур-налах ИДУ под названием «Кабоилда нима гап» и СИДпод названием «Содиклар» были опубликованы в об-щей сложности сотни статей, посвященных идеологииджихада. Наибольший интерес в качестве мотивацион-ного источника совершения террористических престу-плений вызывает книга объемом около 85 страниц подназванием «Фидоийлик амалиётлари шариат тарозиси-да», что с узбекского языка переводится как «Меро-приятия по самопожертвованию в измерениях шариа-та». Она посвящена религиозно-правовым аспектамреализации актов самопожертвования и состоит из се-ми разделов:1. Дозволенность нанесения вреда своей жизни илителу ради могущества и победы религии.2. Коллективное решение улемов о дозволенностинападения с трагическим исходом во время джихада.3. О дозволенности нападения одного человека намногочисленных врагов, если даже он знал о том, чтоисход будет трагическим.4. Человек, решившийся на самоубийство во имяАллаха, в интересах религии, не будет считаться чело-веком, совершившим запрещенное шариатом само-убийство.5. О достоинстве человека, знающего об опасностипопасть в плен, но отказывающегося сдаться в плен и стерпением до смерти продолжающего борьбу.6. О достоинстве терпения к смерти и непроизно-шения слова неверия даже в момент смерти.7. О целесообразности самоубийства с целью не-допущения раскрытия секретов под жестокими пыт-ками» [12].По мнению многих специалистов, никто из совре-менных молодых террористов не имеет ярко выражен-ной психологической склонности к совершениюубийств или к самоубийству. Образовательный и иму-щественный уровень в их среде очень разнообразный,так же различен и социальный статус. Совершившиетеракт в Иерусалиме в 2008 г. двое «шахидов» вообщебыли сыновьями миллионеров. Очевидно одно: лиц,осуществивших террористический акт с применениемвзрывчатых веществ, дистанционно или путем само-подрыва, неизменно объединяет фанатичная религиоз-ность и искренняя убежденность в том, что все их дей-ствия абсолютно законны с точки зрения ислама.На территории Российской Федерации, как и напостсоветском пространстве Кавказа и ЦентральнойАзии, с 1990-х гг. также начинают действовать ради-кальные группировки под прикрытием исламских ло-зунгов. Если в 1970-1980-е гг. в СССР террористамиявлялись в подавляющем большинстве случаев фанати-ки-одиночки, нередко с психическими отклонениями(50% захватчиков самолетов), то к началу 1990-х гг. ужев Российской Федерации возникли целые организации,готовившиеся к ведению вооруженной, по сути дела,террористической деятельности. Доморощенные тер-рористы использовали самодельное или заводскоестрелковое оружие, самодельные взрывные устройства(СВУ), но в период 1990-1993 гг. в Россию было неза-конно ввезено около 1,5 млн стволов зарубежного ог-нестрельного оружия, которое попало в распоряжениецелого ряда незаконных вооруженных формирований.В России начал свою деятельность ряд крупных терро-ристических организаций. 14 февраля 2003 г.Верховный суд Российской Федерации призналтеррористическими 15 организаций, после чего их дея-тельность на территории России была запрещена. Сре-ди них можно выделить такие, как «Братья мусульма-не» (действующая в 50 регионах РФ), «Хизбут-Тахрир»(Московская область, Башкортостан, Татарстан, Тю-менская область, Бурятия и т.д.), «Бирлик» (Ставро-польский край), «Лашкар-и-Тайба» (Татарстан) и т.д.В большинстве случаев незаконные вооруженныеформирования в России действовали под руководствоминостранных граждан (либо при их активном участии),прошедших специальную подготовку за рубежом ифинансируемых из источников, нередко связанных синостранными террористическими организациями. Поданным спецслужб России, еще в 2000 г. на территорииЧечни насчитывалось 2,5-3 тыс. иностранных наемни-ков, а в ходе боевых действий в 1999-2001 гг. былоуничтожено около 1 тыс. наемников-иностранцев, в ос-новном из арабских стран: Палестины, Ливана, ОАЭ,Египта, Йемена, Иордании, Афганистана, СаудовскойАравии, Кувейта, Туниса, Турции, Таджикистана,Алжира, Сирии. В соответствии со ст. 359 УК РФ «на-емник» - лицо, действующее в целях получения матери-ального вознаграждения и не являющееся гражданиномгосударства, участвующего в вооруженном конфликтеили военных действиях, не проживающее постоянно наего территории, а также не являющееся лицом, направ-ленным на исполнение официальных обязанностей.Наемники-инструкторы ввозили на территориюРоссии специальные тексты, аудио- и видеоматериалы,предназначенные для укрепления догматико-правовогообоснования законности применения любых методовтеррора против «неверных». Неофиты из незаконныхвооруженных формирований, распространившихся врайонах Чечни, Ингушетии и Дагестана, а позже - вПоволжье и даже Сибири, в отличие от своих собрать-ев по оружию с Ближнего Востока, не цитировали наи-зусть большие отрывки из Корана и плохо разбиралисьв тонкостях мусульманского законодательства. Моти-вация их террористической деятельности формирова-лась по аналогичному с арабским, пакистанским илииным методом воздействия - методом принятия догма-тико-правового обоснования террора. Они были убеж-дены, что «Джахиллийя» (араб. мир неверных) погиб-нет и конечная победа над всеми врагами обещана Ал-лахом. Основным аргументом в спорах на тему приме-нения насильственных методов завоевания мира слу-жило утверждение «Так написано в Коране». С середи-ны 2000-х гг. в России появились собственные теоре-тики радикальной интерпретации Корана и шариата,получившие в среде отечественных террористов безо-говорочное признание. Известной популярностью сре-ди мусульманской молодежи в мечетях на территорииот Кавказа до Казахстана и Дальнего Востока пользо-вались проповеди убитого во время спецоперацииАлександра Тихомирова, который был известен какидеолог отечественных боевиков Саид Бурятский. Онбыл признан организатором покушения на президентаИнгушетии Юнус-Бека Евкурова 22 июня 2009 г., егоже подозревали в организации взрыва у здания ГОВДНазрани 17 августа 2009 г. В результате теракта тогдапогибли 25 милиционеров, ранения получили 260 че-ловек. В июле 2009 г. в отношении Саида Бурятскогобыло возбуждено уголовное дело по ст. 208 (участие внезаконных вооруженных формированиях) УК РФ, ион был объявлен в федеральный розыск. В распростра-няемых на различных информационных носителяхлекциях Саида Бурятского радикальный ислам сталпривлекательной идеологией для молодых мусульман,его фотография на мобильном телефоне у многих фа-натов даже была сохранена в качестве заставки. Осо-бенно популярными стали его идеи вооруженного пан-исламизма, в основе которых было сформированопредставление о единстве мусульман всего мира, леги-тимности любого террора против «неверных» и необ-ходимость объединения с целью создания исламскогогосударства Халифат.Необходимо упомянуть ликвидированного во времяспецоперации в 2010 г. бывшего имама мечети Кизляр-ского района Дагестана Абдулмумина Абдулмуминова,который являлся идеологом местной диверсионно-террористической группы и активно публиковал своиинтерпретации джихада на экстремистских сайтах. Ос-таются достаточно популярными сегодня в среде вах-хабитской молодежи и радикальные выступления Док-ку Умарова, называющего себя главой организации«Имарат Кавказ».В настоящее время мотивация террористическойактивности в России поддерживается посредствомдогматико-правового оправдания террора со сторонылидеров и идеологов боевиков. 18 июля 2011 г. дирек-тор ФСБ России Александр Бортников доложил Прези-денту Дмитрию Медведеву о предотвращении крупно-го теракта на транспорте в Московском регионе и за-держании группы из Северного Кавказа. У задержан-ных было изъято взрывное устройство, эквивалентноепо мощности 10 кг тротила, огнестрельное оружие, атакже карта-схема одного из объектов, который онисобирались подорвать. Участники группы последова-телей ваххабизма, задержанные сотрудниками спец-служб в Москве 5-6 июля (уроженец Грозного МурадЭдильбиев, выходец из Кабардино-Балкарии ИсламХамжуев, Мурад Умаев, который родился в Ингушетии,и проживавший в Мордовии Фярид Невлютов ) являлисьпоследователями идеолога террористического подпольяСаида Бурятского. В отношении них возбуждено уго-ловное дело по ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 205 (приготовление ктеракту), ч. 3 ст. 223 (незаконное изготовление оружия)и ч. 3 ст. 222 (незаконное хранение оружия) УК РФ.Нельзя не отметить также, какое важное значениедля мотивированного выбора этнорелигиозного терро-ра как образа и цели жизни рядом молодых мусульманимеет и мотив преданности, или «байат» (араб. клятвав верности). Одни из первых исследователей роли ин-ститута «байата» в существовании и пополнении джи-хадистских организаций Камолеттдин Рабимов и Сух-робджон Исмоилов обратили внимание специалистовна то, что согласно фикху (араб. правоведческая шко-ла) джихада и шариату, все мусульмане, которые соби-раются идти в бой, должны дать присягу верности сво-им политическим или военным руководителям. Вместес тем здесь должен четко сохраняться принцип едино-началия. «Институт «байат» четко регламентируетсферы ответственности, границы подчинения и коор-динации, а также области поведения организации мод-жахедов. «Байат» совершается только между мужчи-нами, хотя возраст мужчин, обязанных принести при-сягу верности и подчинения, строго не ограничен.Процедура совершения «байата» достаточно проста:сколь бы многочисленно ни было количество членовдвижения или организации, они поочередно по четыре-пять человек подходят к эмиру, кладут свои правыеруки под руку эмира, и один из них произносит словаверности и подчинения. Слова, произносимые в «байа-те», зависят от намерений и возможностей членов дви-жения. Присяга может быть следующего содержания:«Во имя Аллаха, в свидетельстве Аллаха и этих нашихбратьев-моджахедов я клянусь - я буду строго подчи-няться вашим указаниям. Буду строго подчиняться дотех пор, пока у меня есть сила, до тех пор, пока я жив».Вместе с тем могут быть члены движения среднеговозраста, которые дают клятву в осуществлении напа-дения на врага с летальным исходом.Хотя, согласно правовым нормам ислама, принестиодин раз присягу верности и подчинения считается впол-не достаточным, во многих джихадистских организацияхсуществует практика «обновления» «байата». При осуще-ствлении «байата» улемы напоминают своим членам, чтоесли моджахед не успел принести присягу верности иподчинения и погибает на поле боя в сражении с врагами,то его статус шахида останется под большим вопросом.Эти позиции подкрепляются текстами из первоисточни-ков религии. Таким образом, клятва верности «байят»обеспечивает полный добровольный контроль за поведе-нием моджахеда, его управляемость в процессе подготов-ки и совершения террористического акта, а также исклю-чает совершение террора вне поля организации моджахе-дов, т.к. считается, что погибший на поле боя без клятвы,погибает в невежестве [13].По мнению узбекских террологов, именно институт«байат» до сих пор в значительной степени определяетповедение Исламского движения Узбекистана и отде-ления «Мавераннахр» Союза исламского джихада.В перспективе взаимная обязанность и ответственностьИДУ и СИД в рамках «байата» в Афганистане и Цен-тральной Азии могут привести к серьезным и далекоидущим последствиям. В боевых организациях «Ха-мас» среди шести базовых качеств моджахеда (предан-ность своему делу (террору) и своей организации; го-товность к самопожертвованию; выдержанность, дис-циплинированность; «конспиративность»; повинове-ние; коллективизм - способность поддерживать хоро-шие отношения со всеми членами своей боевой груп-пы) важнейшим качеством выступает преданность,достигаемая на основе «байята» и предполагающаядисциплинированность и «конспиративность». Вступаяв организацию, человек перестает принадлежать себе,своей семье, своим родителям, он принадлежит толькоАллаху и своей организации. Этот принцип становитсяосновополагающим для всех боевиков «Хамас». Ин-ститут «байята» активно практикуется у моджахедовСеверного Кавказа и обеспечивает принцип управляе-мости теми или иными террористическими структура-ми на территории России.Предпринятый на основе изучения традиций подго-товки исламистских моджахедов анализ мотивов икриминального целеполагания в этнорелигиозном тер-роризме показал: заявления ряда специалистов о том,что доморощенные террористы или подготовленные вспециализированных лагерях не понимают, какой целиони добиваются, согласившись стать убийцами илисамоубийцами, действуют, как зомби, не размышляя опричине и последствиях своих поступков, игнорируютобщечеловеческие принципы морали и ценности, вкорне неверны. Также ошибочным является мнение отом, что для личности террориста весь мир замыкаетсяна своей группе, своей организации, на целях своейдеятельности. Поэтому, разумеется, такая цельность ицелостность личности ограничивают ее, прежде всегонакладывая жесткие ограничения на индивидуальностьчеловека и свободу его выбора.Террористы этнорелигиозной мотивации являютсяабсолютно самодостаточными личностями и не нуж-даются ни в свободе поведения, ни в свободе выбора.Для лица, придерживающегося радикальных взглядовна основе ислама, добровольно осуществляющего тер-рористический акт, характерны: во-первых, полнаяосознанность своих поступков, которые мотивированыих законностью с точки зрения ислама; во-вторых,полная индифферентность к каким-либо другим социо-культурным установкам, помимо исламских, которыетеррористом не отвергаются, а просто для него не су-ществуют; в-третьих, полная волевая решимость со-вершить запланированное преступное действие.В целом в исламистских радикальных группировкахосновными мотивами преступной деятельности, ква-лифицируемой как терроризм, могут выступать догма-тико-правовая легитимизация террора и корпоратив-ный стимулятор террористического акта на основеклятвы «байят». Резюмировать оба упомянутых мотивапреступной деятельности можно следующим образом:«дозволено» с точки зрения религии и «хорошо» с точ-ки зрения корпоративного сообщества, к которому при-надлежит террорист. Оба названных мотива формиру-ют цели преступления в этнорелигиозном сегментетерроризма. Таким образом, цель преступления возни-кает на основе преступного мотива, а в совокупностимотив и цель образуют ту базу, на которой формирует-ся вина как определенное интеллектуальное отношениеи волевая деятельность субъекта, связанные с соверше-нием преступления. В данном случае четко прослежи-ваются такие криминологические особенности этноре-лигиозного терроризма, как его общая опасность, пре-ступный характер исполнения, преднамеренное созда-ние обстановки общественного страха, оправданиеприменения насилия и психологического воздействияна объект террора в целях распространения преступ-ных идей и преступных организаций этноконфессио-нального содержания.Специфика мотивации террористических актов вэтнорелигиозном сегменте терроризма обусловливаети специфику методов борьбы с ним. Силовыми мето-дами можно лишь предотвратить, в худшем случаеминимизировать, последствия террористических атакчленов радикальных этнорелигиозных группировок.Наиболее действенными методами противостоянияэтнорелигиозному терроризму, на наш взгляд, являет-ся системная контрпропагандистская работа религи-озных деятелей, СМИ, правоохранительных органов иученых-востоко-ведов с целью формирования в ин-формационном пространстве любого региона досто-верных знаний о религиозной традиции, осуждения сконфессиональных позиций преступности и террора,поощрения коллективного опыта противостояния лю-бым формам насилия.

Ключевые слова

этнорелигиозный терроризм, фикх джихада, байят, ethnoreligious terrorism, fiqh of jihad, bayat

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Градусова Марина МаратовнаДепартамент секретариата губернатора Алтайского края (Барнаул).кандидат философских наук, доцент, консультант отдела референтурыexspertmv@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Криминология : курс лекций / сост. А.В. Михайлова. Рязань, 2008. 115 с. URL: http://portal.miemp.ru›student/metod/uf/world_p.pdf
Статистика. Состояние преступности. Январь-декабрь 2010 г.; январь-июль 2011 г. 8 августа 2011 г. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/show_95406/
Этнорелигиозный терроризм / под ред. Ю.М. Антоняна. М. : Аспект-пресс, 2006. 318 с.
Лазарев М.И. Международный терроризм: критерии преступности // Новый мировой порядок и политическая общность. М., 1983. С. 52-57.
Уголовное право России. Общая часть: учебник / отв. ред. д-р юрид. наук Б.В. Здравомыслов. М., 1996. С. 161-202.
Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М. : Щит и меч, 1998. 306 с.
Савинков Б.В. Воспоминания террориста. Харьков : Пролетарий, 1928. URL: http://az.lib.ru/s/sawinkow_b_w/text_0010.shtml
Ольшанский Д.В. Психология терроризма. М., 2002. 80 с.
Капитонов К.А. Террор. Война без правил. Израильско-палестинское противостояние. М. : АСТ: Восток-Запад, 2006. 528 с.
Коран / пер. смыслов и коммент. Э.Р. Кулиева. М., 2002. 800 с.
Саддам Хусейн выступил с обращением к нации и объявил джихад США и их союзникам. 20.03.2003 г. URL: http://www.newsru.com/ world/20mar2003/ask.html
Рабимов К., Исмаилов С. Взгляды узбекоязычного джихадизма. URL: http://www.fergananews.com/
Волосевич А. Идеология узбекоязычного джихадизма. URL: http://www.fergananews.com/
 Уголовно-правовой анализ мотивации преступления в этнорелигиозном терроризме | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Уголовно-правовой анализ мотивации преступления в этнорелигиозном терроризме | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Полнотекстовая версия