К вопросу о концепции инновационного управления организацией | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

К вопросу о концепции инновационного управления организацией

На основе анализа эволюции теоретических взглядов на природу и содержание менеджмента организации показана особая значимость классического, эволюционного, поведенческого, институционального и стратегического подходов для развития концепции инновационного управления. Сделан вывод о том, что к настоящему времени концепция инновационного управления находится в стадии разработки и становления, являясь пока еще не выделившейся частью стратегического управления. В отличие от существующего в отечественной литературе взгляда, который сводит инновационное управление лишь к отдельной (специфической) функции - управлению нововведениями, аргументируется более широкий взгляд на инновационное управление - интерактивную деятельность, для осуществления которой необходим набор микроэкономических факторов: стратегия и стратегический контроль, организационный капитал, финансовые ресурсы.

On organization innovative management concept.pdf В современном мире, в постиндустриальную эпохуизменяется природа конкурентного процесса. Все меньшеостается традиционных отраслей, в которых успех опре-деляется умением находить баланс между затратами ивыручкой. Все более актуальной стратегией, которуюиспользуют фирмы, становится не ценовая конкуренция,а получение временного монопольного преимущества нарынке в результате внедрения инноваций.Значимость инновационного прорыва осознается внастоящее время на всех уровнях: это и крупные пред-приятия, которые оперируют на международных рын-ках и конкурируют с транснациональными компания-ми; это предприятия, действующие на внутреннем на-циональном рынке и вынужденные конкурировать спроизводителями импортной продукции.Российское правительство, определяя цели долго-срочного развития, считает, что единственно возмож-ным способом их достижения является переход эконо-мики на инновационную социально-ориентированнуюмодель развития [1]. Формированию инновационнойэкономики и соответствующей ей системы инноваци-онного управления государственными, коммерческимии некоммерческими организациями, регионами и но-выми предприятиями как субъектами модернизациипосвящена Стратегия инновационного развития РФ напериод до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020», про-ект которой представлен на обсуждение. Количественнопараметры инновационной России к 2020 г. выглядятследующим образом: доля на рынках высокотехноло-гичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициямдолжна быть 5-10%; в 2 раза должна вырасти доля вы-сокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), в5-6 раз должна увеличиться доля инновационной про-дукции в выпуске предприятий промышленности, в 4-5 раз вырасти доля инновационно-активных предпри-ятий (с 9,4 до 40-50%) [2].Достижение указанных рубежей упирается в рядограничений, свойственных российской экономике,таких как слабая конкурентная среда и отсутствие упредприятий стимулов к внедрению и освоению ново-введений; институциональные барьеры между наукой,образованием и реальным сектором экономики; неэф-фективные экономические и правовые механизмыфункционирования науки, коммерциализации и транс-фера технологий, их практического внедрения в произ-водство (включая нерешенность ряда правовых про-блем в области охраны и использования интеллекту-альной собственности); недостаточное развитие пред-принимательского мировоззрения и культуры иннова-ционного менеджмента.Их преодоление неразрывно связано с разработкоймодели инновационного управления субъектами мо-дернизации в качестве самостоятельного институтаразвития, определяющего цели и приоритеты, меха-низмы и ресурсы развития технологических, организа-ционных и маркетинговых инноваций для повышенияконкурентоспособности организаций (компаний), биз-нес-групп, территориальных кластеров, территориаль-но-обособленных комплексов, регионов.Актуальным, таким образом, является вопрос раз-работки концепции, а в дальнейшем, на ее основе -модели инновационного управления субъектами мо-дернизации в качестве самостоятельного институтаразвития, определяющего цели и приоритеты, меха-низмы и ресурсы развития технологических, организа-ционных и маркетинговых инноваций для повышенияконкурентоспособности организаций (компаний), биз-нес-групп, территориальных кластеров, территориаль-но-обособленных комплексов, регионов.Отметим, что концепция инновационного управле-ния находится в стадии разработки и становления, яв-ляясь пока еще не выделившейся частью стратегиче-ского управления, которое, в свою очередь, базируетсяна интегрирующем подходе, объединяющем достиже-ния современных научных школ управления, которыеимеют выход на организацию и управление процесса-ми инноваций. Современные научно-теоретическиеподходы к инновационному управлению формирова-лись в рамках основных школ, входящих в теорию ме-неджмента. Для развития концепции инновационногоуправления особую значимость имеют классический,эволюционный, поведенческий, институциональный,стратегический и предпринимательский подходы кизучению организации.Классический подход, который традиционно рас-сматривает управление как систему функций планиро-вания, организации и контроля, придает большое зна-чение роли личностных характеристик руководителя,которые представляют собой некий «сплав» врожден-ных и приобретенных способностей. В настоящее вре-мя частью обязанностей руководителя являются инно-вации и предпринимательство [3. C. 7].Эволюционный подход имеет в своем основанииидею эволюционного развития организации в ходеконкурентного («естественного») отбора. Борьба какнеобходимая составляющая процесса развития моди-фицируется применительно к экономическим агентам ипринимает форму борьбы за редкие ресурсы и конку-ренцию в разных ее видах.В эволюционной экономике, развившейся на базеэволюционного подхода, экономические процессы рас-сматриваются как спонтанные, открытые и необрати-мые. Они порождены взаимодействием внешних ивнутренних факторов и проявляются в измене-нии/эволюции структуры экономики и действующих вней экономических агентов. Особое внимание уделяет-ся процессу инноваций - появлению, закреплению ираспространению нового; конкуренции как процессуотбора, а также проблемам информации, неопределен-ности, временных интервалов развития. Большое зна-чение эволюционный подход придает учету воздейст-вия институциональных и других нерыночных факто-ров на поведение экономических агентов.Использование таких предпосылок экономическогоанализа, как неопределенность и ограниченная рацио-нальность экономических агентов, позволило разрабо-тать эволюционную теорию фирмы [4], в которой со-единяются концепции неявного (идиосинкразического)знания и организационных рутин с динамической кон-цепцией конкуренции Шумпетера. Центральная идеяэволюционной теории заключается в том, что органи-зационные способности основаны на рутинах, которыеэксплицитно непознаваемы, но создаются и улучшают-ся путем повторения и практики и которые поэтомукрайне сложны для копирования другими фирмами.Следовательно, накопление подобных «уникальных»факторов чрезвычайно важно в аспекте динамическогохарактера инновационной деятельности фирм, а такжес точки зрения создания основ для инноваций.В работах, выполненных в концепции современногоэволюционного подхода и рассматривающих поведе-ние отдельных фирм, конкурирующих на рынках,свойства продукта и технологии, а также характери-стики инновационного процесса относятся к экзоген-ным факторам, воздействующим на фирму. При этомнедостаточное внимание уделяется процессам развитиярынка на раннем этапе его формирования, когда про-цессы шумпетерианской конкуренции наиболее значи-мы, а инновационный поиск компаний наиболее акти-вен, т.е. инновационное управление может рассматри-ваться как отыскание, развитие новых рынков (продук-товых, рынков технологий и т.д.) в целях получениямонопольной прибыли.Инновации могут возникать и эндогенно, и как ре-зультат взаимодействия между участниками конкурен-ции, и как результат зависимости от прошлого разви-тия. В тех случаях, когда инновации возникают эндо-генно, они могут приводить к различным проявлениямсложности экономической системы, таким как зависи-мость от прошлого пути развития, наличие положи-тельной обратной связи, эффект первопроходца, эф-фект масштаба при затратах на НИОКР и многим дру-гим, которые не могут не учитываться в системеуправления.Эффект первопроходца проявляется в том, что ком-пании, которые вышли на рынок раньше своих конку-рентов, имеют перед ними преимущество и имеют воз-можность получения сверхдоходов. Исследования по-казывают, что соотношение между интенсивностьювхода новичков и появлением новых продуктов опре-деляет то, как будут осваиваться новые ниши на моло-дом рынке - через вход новых фирм или через выводна рынок новых продуктов старыми фирмами. Высокиебарьеры на вход для новичков в сочетании с относи-тельно более легким выводом на рынок нового товарасуществующими фирмами могут привести к повыше-нию концентрации на рынке [5. С. 16].Эффект положительной обратной связи при вложе-ниях в НИОКР возникает в том случае, если интенсив-ность ввода новых продуктов зависит от объема вло-жений в НИОКР; в свою очередь, вложения в НИОКРусиливают эффект первопроходца. Эффекты положи-тельной обратной связи при вложениях в НИОКР мо-гут быть вызваны как увеличением интенсивности вво-да инноваций при увеличении вложений в НИОКР, таки технологической близостью товаров: инновации вкачество одного продукта облегчают инновации в ка-чество технологически близкого продукта, что выража-ется в повышении отдачи от единицы вложений вНИОКР. В любом случае, чем больше у компании тех-нологически близких товаров, тем больший эффектможно ожидать от инноваций в качество - он будетраспространяться на всю продуктовую цепочку. Важнотакже, что если фирмой на рынок выводятся новые про-дукты, относительная стоимость инноваций в продуктснижается. Соответственно, для такой фирмы повыша-ется эффективность затрат на инновации [Там же. С. 18].Для рекомендаций по организации инновационногоменеджмента большую роль играет микроэкономиче-ский анализ влияния «радикальных инноваций», вне-дряющих «разрушающие знания» технологии в проти-воположность «улучшающим знания» технологиям (потерминологии Тушмана и Андерсона). Фирмы, дейст-вующие в отрасли длительное время, более подверже-ны риску в том случае, когда инновационные измене-ния затрагивают «архитектуру» системы, а не ее от-дельные «компоненты». Экспериментально было уста-новлено, что «основанные на науке» и «кумулятивные»нововведения оказывают на структуру рынка сущест-венно различное по своему характеру и степени влия-ние. Действующие фирмы слабо подвержены угрозепоявления новой, «улучшающей знания» технологии,которая основывается на развитии существующих уме-ний и рутин. В то же время влияние «разрушающейзнания» технологии может привести к радикальнымпеременам в отрасли, интенсивному входу новичков иснижению концентрации на рынке. Исследованиякрупных сделок по слияниям и поглощениям, прове-денные экспертами компании Kearney, показывают, чтоотрасли проходят несколько этапов консолидации. Напервом этапе - открытия отрасли - в результате либе-рализации или появления перспективных технологийвозникает рынок нового продукта, куда выходит мно-жество компаний. Затем наступает этап роста, когдафрагментированный рынок начинает консолидировать-ся, активные компании поглощают слабых конкурентови постепенно завоевывают рыночные доли. На сле-дующем этапе наступает период добровольных слия-ний компаний, примерно равных по рыночному влия-нию. Число компаний, действующих на рынке, сокра-щается как минимум вдвое по сравнению с предыду-щей стадией. Конечная стадия - этап альянсов, когданесколько оставшихся на рынке гигантов образуютсоюзы, чтобы наилучшим образом распорядитьсяимеющимися конкурентными преимуществами. Затемот этих гигантов отпочковываются перспективные биз-несы, которые в будущем дадут начало новым отраслями весь цикл повторится. Оценивая консолидационныепроцессы по двум показателям - совокупной доле трехкрупнейших компаний в отрасли (CR3) и индексуХиршмана-Херфиндаля (HHI), - эксперты выяснили,что когда отрасль «открывается», индексы концентра-ции падают до 10-15%; на этапе роста, когда объедини-тельные процессы протекают наиболее бурно, доля ли-деров повышается до 45%. На этапе слияний концентра-ция возрастает до 60-70%, а на завершающей стадии вес«большой тройки» может достигать и 90% [6].Таким образом, в рамках эволюционного подходапредложены модели экономического роста, основан-ные на технологическом развитии компаний и их взаи-модействии, изменяющем структуру рынка.Поведенческий подход представляет собой один изисследовательских подходов, который считается аль-тернативным основному неоклассическому течению(mainstream) экономической науки. К поведенческойэкономической теории можно отнести совокупностьтеорий, описывающих процессы принятия решений вразличных областях экономики (чаще всего - внутриорганизаций и фирм, но также и применительно к до-машним хозяйствам, которые выполняют функциюпотребления и санкционируют наряду с потребитель-скими расходами и сбережения). Поведенческая теорияпытается исследовать реальное поведение экономиче-ских субъектов, что предполагает обращение не толькок бихевиоризму, но и к другим подходам в психологи-ческой науке. В исследованиях внутрифирменного по-ведения внимание фокусируется на роли формальных инеформальных отношений между управляющими иуправляемыми, роли малых групп и взаимоотношенийкак внутри, так и между ними.Основным методом исследований стали экспери-менты с небольшими группами, позволившие опреде-лить роль неформального лидера в группе, особенностигруппового поведения под воздействием разных стилейуправления и систем мотивации. Пожалуй, главнымрезультатом этих экспериментов (наиболее значимымиз которых был эксперимент под руководствомЭ. Мэйо), стало распространение доктрины «человече-ских отношений» в системе управления трудом, введе-ние соответствующих учебных курсов в систему под-готовки управленцев.Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что пове-денческая теория не ограничивается чисто описатель-ными методами, а стремится построить обобщеннуюмодель принятия решений, которая имеет в своем ос-новании поведенческую рациональность, или рацио-нальность процесса принятия решений. Поведенческаярациональность включает как продуманность, так ирезультативность решений, предпринятых экономиче-скими агентами в ходе экономического выбора. Здесьпроцесс выбора зависит не только от сложности задачивыбора, но и от ее повторяемости (воспроизводимо-сти), следовательно, от возможности обучения в ходеповторения ситуации выбора. Предполагается, что эко-номические агенты/индивиды действуют в соответст-вии с некоторыми образцами поведения. Тот факт, чтоповедение индивида отвечает некоторым стереотипам,означает примат для него той информации, котораяотбирается в ходе повторяемости процесса принятиярешений, постепенно превращаясь в рутины, правила,нормы, институты. Из этого следует, что выбор эконо-мических агентов будет определяться не только струк-турой их собственных предпочтений, но и структуройпредпочтений, определяемой институциональнымиправилами и нормами.В рамках поведенческого подхода была поставленапроблема разграничения интересов менеджмента какособой части организации, имеющей свои целевыефункции, которые значительно шире, чем максимиза-ция прибыли [7], что предопределило последующийанализ оппортунистического поведения в фирме в но-вой институциональной теории.Были развиты идеи о специфике организационногоповедения, определяемого такими особенностями дея-тельности, как риск и неопределенность [8], которыеимеют важное значение для принятия предпринима-тельских/инновационных стратегий поведения.Ситуационный подход акцентирует внимание навлиянии окружающей среды на сам процесс управле-ния, создании «ситуационного» управления, которомудолжен соответствовать руководитель. Основываясь наэмпирических исследованиях, которые свидетельство-вали о том, что реализация основных функций управ-ления (планирование и организация) в разных ситуаци-ях может приводить к разным результатам, ситуацион-ное управление поначалу понималось довольно упро-щенно: в терминах процесса достижения соответствияорганизации требованиям ее внешней среды.Центральной идеей ситуационного подхода стал те-зис: организация может функционировать длительноевремя только при условии, если она осознает сущест-венные для нее изменения экономического, политико-правового и общественного окружения и при исполь-зовании определенных инструментов управления реа-гирует на них. Если менеджмент организации своевре-менно фиксирует изменения, происходящие в окру-жающей среде, и, на базе сравнительного анализа, фор-мулирует долгосрочные цели организации, то управле-ние приобретает черты стратегического управленияорганизацией.Появление первых концепций стратегической адап-тации фирм к внешней среде положило начало разра-ботке теории инновационного управления (1960-е гг.).Именно в русле ситуационного подхода появляютсяработы, в которых показывается, что характер управ-ленческой организации находится в ситуационной за-висимости от «внешней неопределенности», а выбортехнологий производственных процессов влияет нарешения об организационной структуре компании.Институциональный подход в теории менеджментазанимает особое место, поскольку фокусирует внима-ние на изучении внутренних механизмов развития ор-ганизации (см., например, [9]). К таким внутренниммеханизмам относятся права собственности на различ-ные типы ресурсов (традиционные, специфические иинтерспецифические), их распределение внутри фир-мы, система контрактов (формальных и неформаль-ных). Именно права собственности, которые должныбыть реализованы через механизм формирования дохо-дов на ресурсы разных типов, определяют организаци-онно-правовые формы фирм. Эти характеристикиобеспечивают уникальность организации, а координа-ция/аллокация внутрифирменных ресурсов формирует«организационные способности», которые могут рас-сматриваться как особые конкурентные преимущества.Центральное место в данном подходе имеет идея онаделении предпринимателей полномочиями по управ-лению распределением ресурсов внутри фирмы, наи-более ярко выраженная в работах Р. Коуза [10]. В егоконцепции объединены предприниматель и управлениересурсами в условиях риска и хозяйственной неопре-деленности.В институциональном подходе большое вниманиеуделено категории «транзакционных издержек», ихроли в преодолении дефектов в правах собственности иустановлении контрактов, создании условий для огра-ничения оппортунистического поведения внутри фир-мы. Теория транзакционных издержек, наиболее полнопредставленная в работах О.И. Уильямсона [11], исхо-дит из совокупности предпосылок, в рамках которыханализируется сравнительная эффективность различ-ных организационных форм, рассматривается пробле-ма оптимизации размера фирмы. К таким предпосыл-кам относятся положения об ограниченной рациональ-ности экономических агентов, специфичности акти-вов/ресурсов фирмы, информационной асимметрии иоппортунистическом поведении агентов.Для концепции инновационного управления принци-пиально важными являются подходы, позволяющие оп-ределить принципы построения, во-первых, структурыоптимальных стимулирующих контрактов между прин-ципалом и агентом (собственник/инвестор-менеджер,менеджер-работник) и, во-вторых, конфигурации правна финансовые доходы фирмы, а также ее общей струк-туры управления [12]. Именно на базе указанных подхо-дов можно разработать принципы инновационногоуправления, механизмы трансформации организации винновационную/предпринимательскую фирму.Стратегический подход появляется в 1990-е гг. вответ на потребность анализа различных типов страте-гий, условий их выбора и сравнительной эффективно-сти как источника и фактора конкурентных преиму-ществ организаций.Конкурентное преимущество возникает на базе спе-цифических и редких организационных ресурсов (истокив эволюционном подходе) в результате реализации такойстратегии создания стоимости, которая одновременно неможет быть реализована никем другим из ее нынешнихили потенциальных конкурентов [13]. Акцент, такимобразом, делается на относительной ценности различныхорганизационных ресурсов и организационных способ-ностей (см., например, [14]). Такое понимание конку-рентных преимуществ расходится с традиционным пред-ставлением, согласно которому конкурентным преиму-ществом обладают фирмы, которые постоянно получаютприбыли, превышающие среднеотраслевые.Стратегическое управление рассматривается нестолько как инструмент достижения оптимального соот-ветствия фирмы специфической и изменчивой внешнейсреде (ситуационный подход), сколько как инструментформирования внешней среды. Задачей стратегии в этомслучае является опережающее формирование и развитиеуникальных организационных ресурсов и способностей[15. С. 72-89]. Эффективность успешных стратегий ста-ла оцениваться не подавлением соперника в рыночнойконкуренции, а созданием собственных, трудно копи-руемых другими фирмами организационных компетен-ций как залога лидерства в бизнесе. Эти новые взглядынашли наиболее полное отражение в девизе «конкури-ровать за будущее» на базе философии «стратегическихнамерений» и «стратегической архитектуры» [16]. Сле-довательно, задача стратегического управления состоитв определении источников и механизмов создания ус-тойчивых конкурентных преимуществ фирм, обеспечи-вающих им присвоение экономических выгод (рент),недоступных соперникам [17. С. 52].Присутствующий в рамках стратегического подходаакцент на внутренние ресурсы и организационные спо-собности, дающие в соединении со стратегией устойчи-вые относительные конкурентные преимущества, следо-вательно, экономические ренты, дает основание рас-сматривать их как разновидность «шумпетерианскойконкуренции» и «шумпетерианских рент», что возвра-щает нас к инновационному предпринимательству.Предпринимательский подход, или подход П. Друке-ра, который не просто, подобно Шумпетеру, соединяетноваторство и предпринимательство, но представляетноваторство и предпринимательство, дающие в соеди-нении «новые технологии», или предпринимательскийменеджмент как целенаправленную деятельность, кото-рую можно соответствующим образом организовать,координировать, мотивировать, т.е. ею управлять. Нова-торство и предпринимательство являются органичнымисоставляющими инновационной деятельности, практикипредпринимательства и предпринимательских страте-гий. В свою очередь, каждая из этих трех частей являет-ся «аспектом» инноваций и предпринимательства, а нестадией их развития [Там же. C. 8].Институтом, который является носителем новатор-ства, является предпринимательский менеджмент втрех областях: существующем бизнесе, государствен-ном учреждении и новом предприятии. Такое проник-новение предпринимательского менеджмента на раз-ные уровни и в разные секторы экономики позволяетговорить о формировании предпринимательской/инно-вационной экономики [Там же. С. 33].Для всех этих типов предприятий предпринима-тельский менеджмент выдвигает четыре главных тре-бования [3. С. 296]: 1) концентрация на рынке, по-скольку инновация проверяется не ее новизной, ненаучным обоснованием или разумностью, она прове-ряется успехом на рынке; 2) построение финансовыхпрогнозов (и особенно планирование прихода налич-ных средств) и потребностей в капитале в будущем;3) создание команды управленцев высшего звена дотого, как новому предприятию она понадобится, и дотого, как оно сможет себе ее позволить; 4) определе-ние предпринимателем-основателем своей собствен-ной роли, сферы приложения усилий и отношений сокружающими.Неотъемлемой частью предпринимательского ме-неджмента являются предпринимательские стратегии,среди которых (в зависимости от типа инноваций)П. Друкер называет «побеждать числом и скоростью»,«бить их там, где их нет», «занять экологическую ни-шу», «измерять экономические характеристики товара,рынка или отрасли».Таким образом, инновации являются центральнымзвеном инновационной, или предпринимательской,экономики, а конкуренция в инновациях, или «шумпе-терианская конкуренция», все больше определяет ха-рактер взаимодействия фирм в постиндустриальнойэкономике.Инновации, следовательно, должны рассматривать-ся как системный процесс, включающий технико-технологические, организационно-экономические, со-циальные и институциональные параметры, что выдви-гает перед национальной экономикой требования к еегибкости, подвижности и адаптивности. Требуется,таким образом, и соответствующее инфраструктурноеобеспечение в виде эффективно функционирующихрынков труда, финансовых ресурсов, сети институтов вгосударственном и частном секторе, которые, взаимо-действуя, инициируют, импортируют, модифицируюти распространяют инновации [18. С. 45].Укажем, что в современной отечественной литера-туре инновационное управление сводится лишь к спе-цифической (конкретной) функции в системе управле-ния - управлению нововведениями, - реализация кото-рой направлена на разработку и внедрение того илииного типа инноваций - продуктовых, технологиче-ских, организационных, маркетинговых и др. (см., на-пример, [19. С. 15; 20. С. 31]). Такие понятия, как«управление инновационным процессом», «управлениеинновациями», «управление в инновационной сфере»,рассматриваются как тождественные или очень близ-кие, они имеют «привязку» либо к конкретному про-цессу инновации, либо к инновационному сектору вцелом. Выделяемые при этом «инновационные органи-зации» функционируют в «инновационной сфере» иявляются организациями научного сектора (НИИ).Такой подход, безусловно, обедняет и «укорачива-ет» перечень инновационных организаций, к которым(в духе Шумпетера и Друкера) следует отнести органи-зации, реализующие предпринимательский/инноваци-онный менеджмент. Вместе с тем узкий взгляд на ин-новационное управление (как на отдельную функцию)в ряде случаев уже не отвечает новому формату инно-вационного процесса, когда на место привычно вы-строенной последовательности: фундаментальные ис-следования - прикладные разработки - опытный обра-зец - серийный выпуск, приходит новый бизнес-процесс, в котором разработки являются только частьюпроекта, а основной фокус смещен в сторону формиро-вания спроса, выстраивания цепи поставок, созданияклиентских сетей. Например, модель управления инно-вационными разработками компании «Гражданскиесамолеты Сухого» приведена в работе [21. С. 27-28].Таким образом, с одной стороны, правомерно за-ключить, что к настоящему времени концепция инно-вационного управления находится в стадии разработкии становления, являясь пока еще не выделившейся ча-стью стратегического управления. С другой стороны,анализ современных теоретических взглядов на приро-ду и содержание менеджмента организации позволяетсформулировать «набор» необходимых организацион-ных, или микроэкономических, факторов/условий, спо-собствующих преобразованию новшества в иннова-цию, т.е. инновационному предпринимательству. От-метим в этой связи, что сама инновация рассматривает-ся на микроуровне как процесс, поддерживаемый науровне организации в определенное время и в опреде-ленном месте. При этом инновационному процессуприсущи особенности, важнейшими из которых явля-ются: неопределенность результатов, коллективныйхарактер деятельности, кумулятивность процесса раз-вития инноваций (накопление новшеств).В соответствии с этими тремя особенностями выде-лим ключевые факторы, которые уменьшают либо пре-одолевают неопределенность результатов, обеспечи-вают коллективный и кумулятивный характер иннова-ционного процесса.1. Стратегия организации, обеспечивающая получе-ние временной монопольной ренты. Стратегия органи-зации в инновационном управлении призвана преодо-леть, с одной стороны, технологическую неопределен-ность, связанную с разработкой новых продук-тов/технологий/процессов, а с другой - рыночную не-определенность и предотвратить провал стратегии ин-новационного инвестирования при захвате достаточно-го рыночного пространства. О значимости стратегии винновационном управлении говорит тот факт, что сре-ди промышленной элиты (как показано в докладе кон-салтинговой фирмы Boston Consulting Group) наблюда-ется рост числа тех, кто не удовлетворен отдачей отвысоких расходов на НИОКР. В качестве причины от-носительно низкой отдачи называется недостаточнаявключенность затрат на инновации в стратегии компа-ний [22].2. Стратегический контроль, или система отноше-ний, которая наделяет лиц, принимающих решения,полномочиями по контролю над размещением ресурсоворганизации с целью противостояния технологической,рыночной и конкурентной неопределенности, прису-щих инновационному процессу. Для того чтобы стра-тегия выполнила свои функции в процессе нововведе-ний, необходимо наличие как минимум двух принци-пиальных условий. Первое заключается в том, чтодолжностные лица, отвечающие за разработку и реали-зацию стратегии, должны обладать стратегическимконтролем, т.е. возможностями привлекать и разме-щать ресурсы, контролировать их использование. Дру-гим условием является обеспечение системы стимуловдля должностных лиц вкладывать ресурсы в стратегииинновационного инвестирования, учет частных интере-сов через реализацию интересов компании.3. Организационный капитал, прежде всего в такихего формах, как функциональная и иерархическая ин-теграция персонала, системы стимулов и способы воз-награждения, генерирование коллективного обучения.В рамках организации/фирмы разделение труда пред-полагает функциональное разграничение рабочих мест(специальностей), а также должностных уровней (ие-рархию ответственности и контроля), что определяетбазу навыков фирмы, а также их структуру. Эта струк-тура может быть сильно сегментирована и сегрегиро-вана, однако в инновационном предпринимательстветребуется внутриорганизационная интеграция для по-вышения эффективности инновационных инвестиций.Считается, что институт долгосрочной занятости, су-ществующий на предприятиях Японии, позволил вне-дрить новую модель иерархической и функциональнойинтеграции, которая вовлекала весь персонал как вколлективный процесс обучения, так и в кумулятивныйпроцесс инноваций, что было недоступно конкурентамЯпонии [23. С. 146-165]. База навыков может быть ре-структурирована через систему найма и увольнений,внутрифирменные перемещения и продвижения, а так-же через обучение работников. Сложности и особенно-сти инновационного процесса требуют организацион-ного обучения как условия обеспечения эффективногоиспользования инновационных инвестиций. Инноваци-онное предпринимательство предполагает определен-ные типы обучения, формы поддержки этих процессов,а также способы взаимодействия людей в процессеобучения, как когнитивные, так и поведенческие.Важными инструментами организационной инте-грации являются используемые способы и механизмывознаграждения (в форме продвижения по службе,премий и льгот). Для генерирования инноваций недос-таточно, чтобы способы вознаграждения попросту ре-гулировали внутрифирменный рынок труда посредст-вом привлечения и удержания занятых. Система возна-граждений должна быть направлена на решение такихосновных задач, как: 1) стимулирование работников квысокому уровню отдачи или усилий, другими слова-ми, к отсутствию оппортунистического поведения;2) стимулирование к инвестированию в развитие и на-копление специфического (требуемого фирме) челове-ческого капитала; 3) регулирование процессов коллек-тивного обучения, без которых невозможны инновации.В свою очередь, стимулирование осуществляетсяразными способами, через такие механизмы, как бону-сы, рост заработной платы, карьерные продвижения.Продвижения по карьерной лестнице рассматриваютсяне только как инструмент стимулирования работников ктребуемому (эффективному для фирмы) уровню усилий,но и как инструмент стимулирования работников к при-обретению ими навыков и умений, к обучению. Органи-зация/фирма может стимулировать работника к приоб-ретению требуемого ей уровня человеческого капиталадвояким способом. Во-первых, через привязку болеевысоких заработных плат к тем рабочим местам, кото-рые требуют более высокого уровня человеческого ка-питала; во-вторых, с помощью кадровой политики, про-писывающей положение о том, что те работники, кото-рые будут инвестировать в приобретение специфическо-го человеческого капитала, получат продвижения наболее высокооплачиваемые рабочие места [24. С. 37].Таким образом, именно организационная интегра-ция (функциональная и иерархическая) предопределяетинновационный потенциал, которым в действительно-сти располагает фирма. Виды организационной инте-грации (функциональной и иерархической), обуслов-ливающие развитие инноваций, различаются в зависи-мости от отрасли и институциональной среды, а такжеизменяются со временем. Происходит «накопление»коллективного обучения в таком объеме и формах,обеспечивающих положительные отдачи от масштаба,что неизбежно влечёт за собой финансовые обязатель-ства со стороны организации поддерживать обучающиепрограммы в коллективе.4. Финансовые ресурсы для поддержания кумуля-тивного (накопительного) процесса развития иннова-ций до тех пор, пока он не начнёт порождать финансо-вую отдачу. Источниками финансовых средств для ин-новационной фирмы являются собственные доходы,генерируемые самой фирмой, банковские ресурсы,венчурные фонды. Стратегический контроль над внут-ренними бюджетными поступлениями - ключеваяформа финансового обязательства, но этот «внутрен-ний капитал» зачастую должен дополняться внешнимифинансовыми ресурсами, такими каквек), проведенное в 2006 г., показало, что в крупныхкомпаниях инновации пока не находятся в центре кор-поративных стратегий, скорее продолжает действоватьприоритет целей корпоративного строительства и дос-тижения финансовой эффективности, для обеспечениякоторых технологии редко считаются ключевым фак-тором [21. С. 25, 26]. В другом исследовании, прове-денном РА «Эксперт» [25], лишь 10% крупнейших рос-сийских компаний (по уровню денежной выручки)представили информацию о своих инновационныхпроектах. Было выяснено, что инновации активно вне-дряются в машиностроении, информационно-комму-никационном секторе, металлургии и энергетике.В каждой из этих отраслей представлены как минимумчетыре инновационно-активные компании.Несмотря на выявленную низкую инновационнуюактивность, в сверхкрупных компаниях идут процессыреконфигурации научно-технологических структур.Наряду с привычными формами организации НИОКР(собственные подразделения, взаимодействие с внеш-ними НИИ) создаются «оболочечные» институты. В ихзадачи входят не столько сами по себе НИОКР, сколькоуправление системой инновационной деятельностикрупной компании, в которую входят оригинальные изаказные НИОКР, импорт технологий вместе с обору-дованием, задачи соблюдения (и влияния на создание)технических стандартов и регламентов, а также проек-тирование и надзор за строительством [21. С. 36].Таким образом, предложенный взгляд на инноваци-онное управление создает основу для выработки кон-цепции инновационного управления:- цель инновационного управления - получениеконкурентных преимуществ на рынке (временного мо-нопольного положения) для извлечения монопольной(шумпетерианской) ренты;- инструмент получения временного монопольно-го положения - формирование микроэкономиче-ских/организационных факторов инновационногопроцесса;- механизм достижения - интерактивная деятель-ность, построенная на системе прямых и обратных свя-зей (управление по сигналам), с объектом управления -инновационным процессом.В постиндустриальную эпоху меняется природаконкурентного процесса, который все больше превра-щается в конкуренцию инновациями. Постоянный по-иск все новых «очагов» конкурентоспособности набазе инноваций соединяет новаторство и предприни-мательство на новой основе, формируя предпринима-тельский/инновационный менеджмент. Возникновениеновых условий конкуренции - конкуренции иннова-циями - ставит организацию перед выбором формиро-вания «набора» необходимых организационных, илимикроэкономических, факторов/условий, способст-вующих преобразованию новшества в инновацию.Конкурируя «наборами» микроэкономических факто-ров, организация может искать инновационные ответына новые вызовы.

Ключевые слова

инновационное управление, концепция инновационного управления, микроэкономические факторы инновационного управления, innovative management, concept of innovative management, microeconomic factors for innovative management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дунаев Олег НиколаевичФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)доктор экономических наук, профессор кафедры менеджментаoleg.dunaev@mail.ru
Нестерова Дарья ВладимировнаНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва)доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории факультета экономикиdnesterova@hse.ru
Всего: 2

Ссылки

Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/
Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., проект). URL: http://www.economy.gov.ru/minec/
Друкер П. Бизнес и инновации. Москва ; Санкт-Петербург ; Киев : ИД «Вильямс», 2009. С. 7.
Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений : пер. с англ. М. : Дело, 2002.
Пономарев А.Е. Влияние шумпетерианской конкуренции на структуру рынка: эволюционный подход : автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2010. С. 16.
Деловой портал. URL: http://www.bportal.ru
Williamson O.E. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. N.Y. : Free Press, 1975.
Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль : пер. с англ. М. : Дело, 2003. 360 с.
Пенроуз Э. Теория роста фирмы. Оксфорд, 1959.
Коуз Р. Фирма, рынок и право. М. : Новое издательство, 2007. 224 с.
Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб. : Лениздат, 1996.
Дженсен М.К., Меклинг У.Х. Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности // Вестник Санкт- Петербургского университетата. Сер. Менеджмент. 2004. № 4. С. 118-191.
Barney J.B. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. 1991. № 17 (1). P. 99-120.
Priem R.L., Butler J. Is the Resource-based «View» a Useful Perspective for Strategic Management Research? // Academy of Management Review. 2001. № 26 (1). Р. 22-40.
Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 72-89.
Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее : пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2002.
Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб. : ИД СПб. гос. ун-та, 2008. С. 52.
Полтерович В.М. Проблема формирования НИС // Сборник материалов Х Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е.Г. Ясин. М. : ИД ГУ ВШЭ, 2010. Кн. 2. С. 45.
Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент : учебник. М. : ИНФРА-М, 2009. С. 15.
Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. М. : ИНФРА-М, 2010. С. 31.
Гончар К.Р. Инновационное поведение сверхкрупных компаний: ленивые монополии или агенты модернизации? Препринт WP1/2009/02. Серия WP1: Институциональные проблемы Российской экономики. М. : ИД ГУ ВШЭ, 2009. 45 с.
Innovation 2008. Is the Tide Turning? BCG Senior Management Survey. URL: http://www.bcg.com/impact_expertise/publications/files.Innovations_ Aug.2000.pdf
Портер М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. C. 145-165.
Prendegast. The Provision of the Incentives in Firms // Journal of Economic Literature. 1999. № 37. Р. 7-63.
Крупный бизнес не воспринимает инновации. URL: http://www.Raexpert.ru/researches/publications/business_inno (дата обращения: 24.07.2010 г., 11:13).
 К вопросу о концепции инновационного управления организацией | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

К вопросу о концепции инновационного управления организацией | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Полнотекстовая версия