Предпосылки и инструменты формирования сетевых организационных структур | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Предпосылки и инструменты формирования сетевых организационных структур

Рассматриваются предпосылки перехода к сетевым организационным структурам и преимущества такого перехода (в частности, гибкое управление издержками производства); показана роль аутсорсинга в качестве инструмента формирования рассматриваемых структур. Уточняется определение аутсорсинга, рассматривается его связь с организационной структурой и ее сетевыми формами.

Prerequisites and instruments for network organizational structures formation.pdf Причины, по которым руководство организацииможет уделять повышенное внимание организацион-ной структуре, могут быть совершенно различными:они могут быть связаны с необходимостью сниженияиздержек, что становится особо актуально в периодыкризисов, а также с изменениями во внешней средеорганизации. Поскольку термин «организация» можетподразумевать процесс, институт и иметь другие зна-чения, условимся в рамках данной статьи под органи-зацией понимать институт.Для исследования организационной структуры пред-ставляется необходимым рассмотреть это понятие всилу различного его понимания разными авторами.Под организационной структурой, как правило, пони-мается структура управления организацией, из чегоследует, что авторы не включают в понятие производ-ственную структуру. Г. Минцберг в работе «Структурав кулаке» пишет: «Структуру организации можно оп-ределить как простую совокупность способов, посред-ством которых процесс труда сначала разделяется наотдельные рабочие задачи, а затем достигается коорди-нация действий по решению задач» [1. С. 17]. Такимобразом, он дает более общее определение понятию, нерассматривая его только с позиций управления какпроцесса. И. Ансофф также рассматривает организаци-онную структуру с более общих позиций: «упорядо-ченность задач, ролей, полномочий и ответственности,посредством которой фирма осуществляет свою дея-тельность» [2. С. 383]. Наиболее оптимальным пред-ставляется разделение организационной структуры нанесколько элементов: структуру управления и произ-водственную структуру.Взяв в качестве основы смысл приведенных опре-делений, предложим следующий вариант, используе-мый далее в статье: структура управления - это систе-ма элементов организационной структуры, взаимосвя-занных отношениями подчиненности, соподчиненно-сти и ответственности в процессе выработки, принятияи реализации управленческих решений; производст-венная структура - это система элементов организа-ционной структуры, взимосвязанных в процессе произ-водства; организационная структура - это система эле-ментов организации, взаимосвязанных отношениями впроцессе достижения общих целей или цели.Как известно, любая организация действует вовнешней среде, факторы которой оказывают влияниена нее и на ее внутренние элементы. К внутреннимэлементам организации относится и организационнаяструктура, а следовательно, такие факторы могут при-вести к изменению последней. Некоторые авторы вы-деляют во внешней среде организации отдельныегруппы факторов [3, 4]: прямого (оказывают непосред-ственное влияние на внутренюю среду организации) икосвенного (оказывают опосредованное влияние) воз-действия. Обзор литературных источников [3-11] по-зволил выделить факторы внешней среды, оказываю-щие влияние на организацию (как прямое, так и кос-венное), но в рамках данного исследования наиболеезначимыми и требующими глубокого рассмотренияявляются те, которые влияют на организационнуюструктуру. Взаимосвязь внешней среды организации иее организационной структуры была показана целымрядом авторов: Джоан Вудворд, Альфред Чэндлер,Джеймс Д. Томпсон, Пол Лоренс и Джей Лорш. Ос-новные их идеи рассматриваются в работе Дж.У. Дун-кана «Основополагающие идеи в менеджменте» [12].Анализ внешних факторов позволил выделить те изних, которые оказывают влияние на организационнуюструктуру, а также разделить их на факторы, которыесоздают предпосылки, и факторы, которые создаютвозможности для изменения организационной структу-ры. Под факторами, создающими возможности, пони-маются те, которые дают организации возможностьрешать проблемы с помощью внесения изменений ворганизационную структуру. В свою очередь, факторы,создающие предпосылки, подразумевают те, которыеставят перед организацией проблемы, решаемые путемвнесения изменений в организационную структуру приусловии наличия факторов, создающих возможноститаких изменений. Далее приведем рассмотрение этихфакторов с позиции их влияния на организационнуюструктуру.1. Рассмотрим наличие рынка аутсорсеров и аут-стафферов. После обзора литературы [13-17] по дан-ной теме не было выявлено общепринятого понятияаутсорсинга и аутстаффинга, поэтому возникла необ-ходимость определения данных понятий. Как правило,многими авторами рассматривается аутсорсинг раз-личных элементов организации: аутсорсинг информа-ционных технологий, бизнес-процессов, финансов,трудовых ресурсов, маркетинговых функций, сбыта,аутсорсинг в производстве и сфере услуг, в логистике,техническое обслуживание программного обеспечения,управление мощностями [13-15]. Каждый из рассмот-ренных видов, в свою очередь, может быть разделен наподвиды. Такое перечисление аутсорсинга различныхвидов не отражает его суть в полной мере и его связь сорганизационной структурой. С этой точки зрения наи-более полным представляется разделение аутсорсингана аутсорсинг процессов (бизнес-процессов, производ-ственных, технологических и других процессов), аут-сорсинг функций, аутсорсинг персонала (или аутстаф-финг). Рассмотрев виды, определим аутсорсинг каксистему организационно-экономических отношений,возникающих в результате передачи организациейодной или нескольких функций или процессов (биз-нес-процессов, производственных, технологических идругих внутренних процессов), реализуемых элемен-тами организационной структуры, внешней структур-ной единице (организации, специализирующиейся вданной области, специалисту соответствующей ква-лификации и др.) при посредничестве специализиро-ванной организации либо без посредничества. Такаявнешняя структурная единица называется специали-зированной организацией, поставщиком услуг илиаутсорсером. Стоит отметить, что с точки зренияпрактической деятельности аутсорсинг можно рас-сматривать как технологию управления. С учетом на-личия аутсорсеров, обладающих необходимой спе-циализацией и достаточным уровнем квалификации,сформированный или формирующийся рынок услуг вобласти аутсорсинга дает организации возможностьподобрать необходимого ей поставщика услуг. Какследствие это может создать возможность исключе-ния некоторых элементов из организационной струк-туры в том случае, когда они выполняют те же функ-ции, что и специализированная организация, либоучаствуют в реализации того же бизнес-процесса. Изэтого следует изменение организационной структуры,а следовательно, прибегая к помощи аутсорсеров, ор-ганизация может изменить собственную организаци-онную структуру.2. Рассмотрим технологии, а точнее их изменение,или эволюцию. Разделим их на технологии управления,информационные технологии и технологии производ-ства и рассмотрим каждую группу отдельно. При усло-вии достаточного развития уровня теории и практикитехнологий управления организация приобретает воз-можность внедрения данных технологий у себя, а в томслучае, если внедрение предполагает изменение орга-низационной структуры, то можно говорить о возмож-ности решения проблемы организации (внедрив техно-логию) при условии изменения организационнойструктуры. Развитие технологий управления можетсоздать и предпосылку для изменения в том случае,когда организации необходимо внедрить ее для сохра-нения конкурентных преимуществ. Развитие информа-ционных технологий опосредованно (через технологииуправления) может создавать возможности для реше-ния проблем организации посредством изменения ор-ганизационной структуры, так как такое развитие мо-жет создать возможность для эффективной практиче-ской реализации теоретически разработанной техноло-гии управления. Под технологиями производства по-нимаются все технологии, связанные с производствомпродукции, часть из которых, как правило, зависит отспецифики организации. Технологии производстваопосредованно создают предпосылки для измененияорганизационной структуры в том случае, когда вне-дрение такой технологии повлечет за собой внедрениеновой технологии управления. Например, это можетбыть территориальное распределение производства,что повлечет за собой изменение технологии управле-ния таким производством.3. Рассмотрим наличие трудовых ресурсов. Дефи-цит квалифицированных специалистов на рынке трудаможет привести к необходимости их привлечения, амеры, использующиеся для этого, могут повлечь до-полнительные затраты. Если от специалиста не требу-ется глубокого знания специфики организации, то ор-ганизация может использовать услуги аутсорсеров, что,в свою очередь, как было показано ранее, ведет к изме-нению организационной структуры, и последнее ис-тинно даже в том случае, когда эти элементы структу-ры отсутствуют изначально. Из сказанного следует, чтодефицит трудовых ресурсов может создать предпосыл-ки для изменения организационной структуры.Такой внешний фактор, как необходимость выпол-нения норм и правил, установленных государством илиуполномоченной внешней организацией, выражен вформах сертификации, лицензирования, стандартиза-ции при осуществлении организацией определеннойдеятельности. При условии наличия специализирован-ных организаций и принятия решения использованияуслуг последних организацией, что, как правило, мо-жет быть связано с тем, что такая деятельность не яв-ляется основной для организации и использование ус-луг аутсорсеров может быть менее затратным, чем са-мостоятельное выполнение необходимых норм и пра-вил, можно сделать вывод, как и в случае с дефицитомтрудовых ресурсов, о предпосылках для измененияорганизационной структуры.4. Четвертый фактор - экологическая обстановка врегионах, которая предопределяет возможности и ог-раничения для различного вида производств, которыемогут быть как естественными, так и связанными сгосударственной политикой в области экологии и при-родопользования. Изменения этого фактора могут при-водить к смене обоих видов ограничений, что, в своюочередь, может привести к необходимости переносачасти или всего производства в другой регион. Послед-нее, в свою очередь, повлечет за собой внедрение тех-нологии управления таким производством, что вызоветизменения в организационной структуре. Исходя извышесказанного, можно сделать вывод о том, что рас-сматриваемый внешний фактор создает предпосылкидля изменения организационной структуры.5. Рассмотрим комплексный внешний фактор - го-сударственное влияние, которое может осуществлятьсяпосредством внутренней политики и регулирования.На организационную структуру оказывают влияниеследующие элементы рассматриваемого фактора: регу-лирование занятости и рынка труда, региональная по-литика, регулирование природопользования, научно-техническая политика. С точки зрения организациирегулирование занятости и рынка труда влияет на ко-личество и состав рабочей силы, а также регулируетвзаимоотношения работников с организацией. Учиты-вая этот фактор, организация может принять решение овыводе некоторых работников из штата, что приведет кизменению организационной структуры. Таким обра-зом, фактор создает предпосылки для изменения орга-низационной структуры. Региональная политика госу-дарства предусматривает разграничение компетенциимежду федеральными и местными органами само-управления. Решения, принимаемые местной властью врамках своей компетенции, могут создавать предпо-сылки для изменения организационной структуры поаналогии с решениями, принимаемыми федеральнымиорганами управления. Регулирование природопользо-вания может наложить жесткие ограничения на ис-пользование природных ресурсов и, как следствие,привести к переносу части производства, что, как былопоказано ранее, в конечном счете создает предпосылкудля изменения организационной структуры. Научно-техническая политика государства влияет на составквалифицированной рабочей силы, а это создает пред-посылки для изменения организационной структуры.Фактор влияет также на развитие технологий, что мо-жет создавать как предпосылки, так и возможности. Изсказанного можно сделать вывод, что рассматриваемыйфактор в основном опосредованно создает предпосыл-ки для изменения организационной структуры.Если провести анализ рассмотренных факторов, томожно видеть, что все они предполагают изменениеорганизационной структуры посредством измененияструктуры управления, что ведет к использованию но-вых технологий, а в частности, аутсорсинга, которыйявляется основным инструментом в формировании но-вого вида структур, но для его практического примене-ния необходимо выполнение ряда условий: достаточ-ный уровень развития теории и практики аутсорсинга,а также достаточный уровень развития обеспечиваю-щих технологий. На основании анализа литературы изаконодательства были выделены уровни развития рядафакторов, необходимых для практического использо-вания аутсорсинга, и описаны предоставляемые имивозможности: 1) аутсорсинг позволяет передать функ-ции и/или процессы специализированной организации.Он играет главную роль в формировании сетевыхструктур. Развитие теоретической базы аутсорсингапозволяет понять и эффективно решать многие практи-ческие задачи; 2) интернет-телефония и видеоконфе-ренции позволяют увеличить скорость поступленияинформации для принятия решений, проводить обсуж-дения, эффективно контактировать с территориальнораспределенными специализированными организация-ми (аутсорсерами); 3) существование информационныхсистем для автоматизации бизнес-задач (например,систем управления проектами) позволяет использоватьих в организации. Некоторые из информационных сис-тем позволяют эффективно организовать работу в ус-ловиях сетевой организационной структуры и наладитьэффективное взаимодействие с аутсорсерами; 4) вирту-альные частные сети позволяют организовать безопас-ный обмен необходимой информацией между органи-зациями, обеспечивают безопасность информации, пе-редаваемой в публичных сетях (таких как Интернет);5) электронно-цифровая подпись (ЭЦП) значительноснижает время проверки подлинности электронныхдокументов, а следовательно, ускоряет процесс их об-работки, а также дает возможности для развития сис-тем электронной торговли (вместе с нормативно-правовой базой); 6) нормативно-правовая база в областиорганизации торгов регулирует процедуры проведенияторгов, уменьшает риск недобросовестной конкуренциисреди аутсорсеров; 7) формирование рынков аутсорсин-говых организаций дает возможность выбора аутсорсе-ра, наиболее удовлетворяющего требованиям промыш-ленного предприятия, и формирует конкурентную сре-ду; 8) системы электронной торговли позволяют прово-дить торги и получать информацию о них оперативнее(посредством Интернет), совместно с ЭЦП дают воз-можность проведения торгов в виртуальном пространст-ве (нет необходимости в физическом присутствии пред-ставителей сторон при проведении торгов). Итак, теку-щий уровень развития технологий предоставляет доста-точные условия для применения аутсорсинга.Профессор Б. Мильнер пишет: «Перенесение ры-ночных отношений во внутреннюю сферу компаний...вызвало к жизни новый тип структур - сетевые органи-зации, в которых последовательность команд иерархи-ческой структуры заменяется цепочкой заказов на по-ставку продукции и развитием взаимоотношений с дру-гими фирмами» [8. С. 768]. Это определение отражаетряд свойств сетевых организационных структур - ры-ночные отношения между элементами организацион-ной структуры и высокая степень децентрализации.Как видно из определения аутсорсинга, использованиепоследнего также предполагает внесение рыночныхотношений в организационную структуру и высокуюстепень децентрализации. Эти два существенных свой-ства позволяют сделать вывод о возможности исполь-зования аутсорсинга в качестве основного инструментапри формировании сетевых организационных структур.Наиболее существенным конкурентным преимуще-ством для организации с сетевой организационнойструктурой, использующей аутсорсинг в качестве ин-струмента, является увеличение количества возможно-стей по сокращению издержек производства, а именно:снижение постоянных издержек, снижение переменныхиздержек, перевод издержек из переменных в постоян-ные и перевод издержек из постоянных в переменные.Снижение постоянных издержек достигается бла-годаря сокращению персонала при передаче функцийили бизнес-процессов на аутсорсинг при условиях,что оплата услуг персонала и специализированнойорганизации включена в постоянные издержки истоимость услуг аутсорсера ниже (это, как правило,истинно и достигается благодаря конкурентной средеи эффекту масштаба при наличии у аутсорсера болееодного заказчика).Снижение переменных издержек может быть дос-тигнуто при передаче организацией части процессапроизводства специализированной организации, чтоможет снизить издержки производства на эту частьпроцесса, а следовательно, и переменные издержки.Перевод переменных издержек в постоянные, а такжепостоянных в переменные имеет смысл рассматриватьсовместно с точкой безубыточности. Если организацияработает в зоне рентабельности и стремится максими-зировать прибыль, то перевод переменных издержек впостоянные позволит снизить средние переменные из-держки, а последнее, в свою очередь, позволит увели-чить доход с каждой единицы продукции при условии,что дополнительная прибыль (величина, на которуюувеличится валовый доход) будет больше величины, накоторую возрастет уровень постоянных издержек. Пе-ревод постоянных издержек в переменные будет иметьсмысл в том случае, когда организация работает в убы-точной зоне и стремится минимизировать убытки.В этом случае, при условии, что не будет выполнятьсяправило закрытия (разница между стоимостью реали-зации продукции и средними издержками будет поло-жительной), точка безубыточности благодаря сниже-нию постоянных издержек сместится влево, т.е. дляработы в зоне рентабельности организации необходимобудет производить меньшее количество продукции(чем до такого перевода).Таким образом, в настоящее время сложились необ-ходимые возможности и предпосылки для перехода кновым видам организационных структур - сетевым.Возможности заключаются в достаточном уровне теоре-тического и практического развития необходимых тех-нологий управления, в частности аутсорсинга, наличиисформированных и формирующихся рынков специали-зированных организаций, развитии нормативно-право-вой базы, телекоммуникаций, информационных техно-логий, информационной безопасности. Основным инст-рументом формирования сетевых организационныхструктур выступает аутсорсинг, который совместно сналичием рынка услуг аутсорсеров даёт гибкие возмож-ности для управления издержками в организациях с рас-сматриваемой организационной структурой, выражен-ные в возможности перевода переменных издержек впостоянные и постоянных - в переменные.

Ключевые слова

организация, сетевые организационные структуры, аутсорсинг, издержки производства, organization, network organizational structures, outsourcing, production outlay

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Михалев Евгений ОлеговичОмский государственный педагогический университетсоискатель кафедры экономики и менеджмента в образовании факультета экономики и менеджментаmihalev-eo@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб. : Питер, 2002. 512 с.
Ансофф И. Стратегическое управление. М. : Экономика, 1989. 519 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. : Дело ЛТД, 1995. 704 с.
Экономика организации (предприятий): учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандира. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 461 с.
Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. В.И. Кушлина. М. : Экономика, 2000. 735 с.
Основы менеджмента: учеб. пособие / Зайцева О.А. и др. М. : Центр, 1998. 432 с.
Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М. : Прогресс, 1985. 327 с.
Мильнер Б.З. Теория организаций. М. : ИНФРА-М, 2009. 864 с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М. : ИНФРА-М, 1999. 974 с.
Современное управление : энциклопед. справ. / под ред. проф. Д.Н. Карпухина, проф. Б.З. Мильнера. М. : Издатцентр, 1997. T. 1-2.
Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учеб. пособие. М. : Интел-Синтез, 1998. 272 с.
Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М. : Дело, 1996. 272 с.
Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ. М. : Вильямс, 2004. 176 с.
Филина Ф.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов. Проблемы и решения. М. : ГроссМедиа ; РОСБУХ, 2008. 208 с.
Андерсон Э., Тринкл Б. Аутсорсинг в продажах. М. : Добрая книга, 2006. 416 с.
Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: учеб. пособие / под ред. проф. Б.А. Аникина. М. : Инфра-М, 2003. 187 с.
Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. М. : Инфра-М, 2009. 320 с.
 Предпосылки и инструменты формирования сетевых организационных структур | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Предпосылки и инструменты формирования сетевых организационных структур | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Полнотекстовая версия