Практическая интерпретация количественной оценки инновационной активности организации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 352.

Практическая интерпретация количественной оценки инновационной активности организации

Предложена авторская интерпретация количественных оценок ключевых компонент инновационной активности организации. Рассматривается многокомпонентное понятие инновационной активности организации, актуальность оценки данной стратегической характеристики, а также блоки авторской методики комплексной оценки инновационной активности, призванные оценить соответствующие компоненты данной категории инноватики. Предлагаются интерпретации оценок количественной и качественной составляющих ресурсной компоненты, результатной и статистической компонент, а также интегрального значения инновационной активности организации. Резюмируются возможности, создаваемые посредством систематической оценки и интерпретации уровня инновационной активности организации.

Practical interpretation of quantitative evaluation of companys innovative activity.pdf Инновационная активность - это многокомпонент-ная стратегическая характеристика организации, свя-зывающая используемые компанией количественные икачественные ресурсы с результатами ее инновацион-ной деятельности, а также определяющая степень са-мостоятельного участия предприятия в инновационномпроцессе. Таким образом, инновационная активностьпредставляет собой важнейшую характеристику инно-вационной деятельности компании, требующую систе-матической оценки и ее информативной практическойинтерпретации.Проблемы оценки и интерпретации инновационнойактивности организации освещены в работах И. Ан-соффа [1], Ж.-Ж. Ламбена [2], А.А. Трифиловой [3],В.П. Баранчеева и В.Н. Гунина [4], Р.А. Фатхутдинова[5], М.А. Гершмана [6], И.В. Барановой и М.В. Черепа-новой [7], а также других российских и зарубежныхученых и исследователей.На основе проведенного анализа многокомпонент-ного понятия инновационной активности, а также су-ществующих подходов к оценке данной стратегическойхарактеристики с целью комплексного отражения со-держания исследуемой категории инноватики авторпредлагает методику оценки инновационной активно-сти, включающую три блока: ресурсный, результатныйи статистический (табл. 1).Т а б л и ц а 1Структура методики оценки инновационной активности организацииУсловноеназваниеблокаРесурсный блок Результатный блок Статистический блокНаправ-ление оцен-ки блокаметодикиОценка степени обеспеченности орга-низации количественными и качест-венными ресурсами (например, фи-нансированием НИОКР, интеллекту-альной собственностью, гибкой орга-низационной структурой, качествен-ной корпоративной культурой и др.),потребляемыми и используемыми врамках инновационной деятельностиОценка эффективности инновацион-ной деятельности организации (на-пример, уровня роста прибыли, вели-чины снижения издержек, увеличениястоимости бизнеса, улучшения рабо-чих условий персонала, снижениянагрузки на окружающую среду и т.д.)Формальная оценка инновационнойактивности организации в соответствиисо степенью удовлетворения выбран-ным критериям (например, наличиюзавершенных за отчетный период инно-ваций, степенью самостоятельногоучастия организации в инновационномпроцессе)Ресурсный блок методики подразделяется, в своюочередь, на две составляющие: «количественную» и«качественную», соответственно оценивающие исчис-ляемые и неисчисляемые ресурсы организации.Результатом применения методики являются коли-чественные оценки четырех компонент инновационнойактивности (количественной и качественной ресурс-ной, а также результатной и статистической состав-ляющих) наряду с интегральным значением инноваци-онной активности организации. Каждая из вышеупо-мянутых оценок принимает значение в интервале [0; 1].В данной статье автор предлагает рассмотретьпрактическую интерпретацию оценок компонент инно-вационной активности организации.Интерпретация значений количественной и каче-ственной составляющих ресурсной компоненты инно-вационной активности организации. Значения количе-ственной и качественной составляющих ресурснойкомпоненты инновационной активности могут бытьпредставлены в качестве основы для выбора инноваци-онной стратегии организации. Рис. 1 иллюстрируетматрицу 2 . 2, посредством которой автор предлагаетструктурировать получившие широкую известностьинновационные стратегии в зависимости от требуемогодля их эффективной реализации уровня качественныхи количественных ресурсов.Так, для успешной реализации стратегии коммутан-та (мелкая фирма с отсутствием специализации [5])зачастую достаточно иметь уровень качественной иколичественной составляющей ресурсной компонентыинновационной активности в интервале [0; 0,5]. В тоже время стратегия интегратора (крупная фирма, само-стоятельно управляющая всеми этапами инновацион-ного процесса [6]), как правило, потребует уровень ка-чественной и количественной составляющей, превы-шающий 0,5.Интерпретация значений ресурсной и результат-ной компонент инновационнойненты инновационной активности организации авторпредлагает проиллюстрировать при помощи куба ин-новационной активности «количественный ресурс -качественный ресурс - результат».Данный куб строится вдоль трех координатныхосей, каждая из которых призвана отразить уровеньсоответствующей компоненты инновационной актив-ности (рис. 2).Уровень качественныхресурсов0 1Уровень количественныхресурсов01АдаптаторЗавоевательПионерИнтеграторЛицензиарОрганизаторВиолентПатиентКоммутантЭксплерент0,50,5Классификация по Л.Г. Раменскому Классификация по М.А. ГершмануКлассификация Boston Consulting GroupРис. 1. Матрица «ресурсы - инновационные стратегии»КоличественныересурсыКачественныересурсыРезультат«000» «010»«100» «110»«101» «111»«011»0 0,5 100,510,51Рис. 2. Куб «количественный ресурс - качественный ресурс - результат»Значение показателя в интервале [0; 0,5] условнообозначим за «0», значение в интервале [0,5; 1] - за «1».Таким образом, совокупность оценок рассматри-ваемых компонент инновационной активности струк-турирует компании на 8 групп, каждая из которых об-ладает уникальными характеристиками.1. Группа «000». Компания, относящаяся к даннойгруппе, зачастую может быть охарактеризована:- отсутствием необходимого финансирования ин-новационной деятельности;- нехваткой специалистов в сфере НИОКР;- низкой восприимчивостью к лучшим практикам;- слабой технической оснащенностью;- неоптимальностью организационной структуры.С целью повышения эффективности инновационнойдеятельности компании необходимо повысить как ко-личественную, так и качественную составляющую ре-сурсной компоненты инновационной активности.2. Группа «001» (при подобном изображении кубаинновационной активности (рис. 2) данная группа ло-кализована в его дальней нижней левой части).Как и в первом случае, компания данной группыхарактеризуется ограниченностью исчисляемых и не-исчисляемых ресурсов. Однако при этом инновацион-ная деятельность компании весьма эффективна. Веро-ятно, в данном периоде организации удалось получитьхороший результат (например, в силу случайного про-рывного открытия), что не является закономерностью идолжно быть закреплено путем повышения количест-венной и качественной составляющих ресурсной ком-поненты инновационной активности.3. Группа «010». Отсутствие необходимого финан-сирования и достаточного количества персонала, за-действованного в НИОКР, не позволяет организации,принадлежащей данной группе, получить существен-ный экономический, социальный, экологический идругой эффект от инновационной деятельности.4. Группа «011». Организация в рамках даннойгруппы может послужить примером в отношении эко-номичности и эффективности использования количест-венных ресурсов (финансовых, человеческих). Высо-кий уровень инновационной восприимчивости, суще-ственная обеспеченность технико-технологическими иинформационными ресурсами, а также значительноекачество организационных процессов и общения со-трудников обеспечивают эффективность инновацион-ной деятельности компании.5. Группа «100». Отсутствие у компании восприим-чивости к лучшим практикам, низкая методическая итехнологическая оснащенность сотрудников, слабаякорпоративная культура организации препятствуютполучению значительного эффекта от инновационнойдеятельности.6. Группа «101». Эффективность инновационнойдеятельности компании, принадлежащей к даннойгруппе, в большей степени обеспечивается значитель-ным объемом затрачиваемых количественных ресур-сов. Повышение качественной составляющей ресурс-ной компоненты инновационной активности способносущественно усилить эффективность инновационнойдеятельности организации.7. Группа «110». Внешние процессы оказали негатив-ное влияние на результативность инновационной дея-тельности организации в рассматриваемый период.В случае если подобная оценка компонент инновационнойактивности компании имеет место на протяжении не-скольких периодов, организации следует изучить вопросизменения направления инновационной деятельности.8. Группа «111». Обеспеченность количественнымии качественными ресурсами способствует высокой эф-фективности инновационной деятельности организа-ции, принадлежащей к данной группе.Интерпретация значения статистической компо-ненты инновационной активности организации. Оцен-ка статистической компоненты инновационной актив-ности призвана формально определить, является лиисследуемая компания инновационно-активной илиинновационно-пассивной.Автором предлагается следующая интерпретациястатистического показателя:- в случае если значение статистической компонен-ты попадает в диапазон [0,5; 1], компания является ин-новационно-активной;- в противном случае - компания считается инно-вационно-пассивной.Интерпретация значения интегрального показате-ля инновационной активности организации. Инте-гральный показатель инновационной активности орга-низации может быть наглядно проиллюстрирован по-средством лепестковой диаграммы, являющейся анало-гом графика в полярной системе координат и отобра-жающей распределение значений составляющих инно-вационной активности относительно начала координат[7] (рис. 3).Рис. 3. Графический метод построения интегрального значения инновационной активностиФорма и площадь треугольников, из которых состо-ит четырехугольник, иллюстрирующий интегральныйпоказатель инновационной активности, позволяют ин-формативно охарактеризовать инновационную дея-тельность рассматриваемой организации.Так, форма треугольника АОБ дает представлениео степени сбалансированности количественных и ка-чественных ресурсов организации, а площадь данноготреугольника свидетельствует об их совокупном раз-мере.Что касается четырехугольника, площадь которогосоответствует интегральному значению инновационнойактивности, то его вытянутость в том или ином направ-лении свидетельствует о разбалансированности компо-нент исследуемой стратегической характеристики. На-пример, форма четырехугольника, изображенного нарис. 3, указывает на существенные финансовые затратыорганизации на инновационную деятельность, вероятно,с целью удовлетворения формальным критериям инно-вационной активности в рамках статистического подхо-да к ее оценке. Однако ограниченность качественныхресурсов препятствует получению значительных резуль-татов инновационной деятельности организации.Таким образом, структурирование многокомпо-нентного понятия инновационной активности органи-зации и интерпретация количественной оценки каждойиз составляющих данной стратегической характери-стики позволяет:- определить уровень ресурсной обеспеченностиинновационной деятельности организации, а такжепути повышения ее результативности;- осуществить выбор инновационной стратегии, ко-торая может быть эффективно реализована организа-цией;- определить, является ли организация инновацион-но активной (в соответствии с заданными критериямиинновационной активности);- выявить степень сбалансированности показателейинновационной деятельности организации (ее ресурс-ной, результатной и статистической компонент).

Ключевые слова

инновационная активность, количественная оценка инновационной активности, инновационная стратегия, ресурсы и результаты инновационной деятельности, innovative activity, quantitative value of innovative activity, innovative strategy, resources and results of innovative activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Реутов Анатолий ЮрьевичСургутский государственный университет ХМАО-Югрыаспирант факультета управленияareutov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ансофф И. Стратегическое управление / пер. с англ. М. : Экономика, 1989.
Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг (Европейская перспектива) : пер. с франц. СПб. : Наука, 1996.
Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М. : Финансы и статистика, 2003.
Баранчеев В.П., Гунин В.Н., Ляпина С.Ю., Онищенко С.И., Устинов В.А. Инновационный менеджмент. М. : Финстатинформ, 2000.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент : учеб. для вузов. 6-е изд. СПб. : Питер, 2011.
Гершман М.А. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. М. : Маркет ДС, 2010.
Баранова И.В., Черепанова М.В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза // Новосибирская инновационно-инвестиционная корпорация «НОВИНКОР». URL: http://novinkor.com/biblioteka/innoworld/71-innoactive.html (да
 Практическая интерпретация количественной оценки инновационной активности организации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 352.

Практическая интерпретация количественной оценки инновационной активности организации | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 352.

Полнотекстовая версия