Влияние занятий лечебной физической культуройна функциональное состояние студентов | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Влияние занятий лечебной физической культуройна функциональное состояние студентов

Проведено исследование показателей жизненной емкости легких и кистевой динамометрии у студентов, занимающихся в группах лечебной физической культуры Томского государственного университета в начале и конце учебного семестра. Установлено, что в течение семестра наблюдается незначительное увеличение показателей жизненной емкости легких и недостоверное снижение силового индекса. Положительная динамика функции дыхания свидетельствует о правильном подборе средств и методов, применяемых на занятиях лечебной физической культурой.

Effect of therapeutic physical culture studieson the functional state of students.pdf Лечебная физическая культура (ЛФК) - самостоя-тельная научная дисциплина, использующая для лече-ния и профилактики различных заболеваний средствафизической культуры. Данная дисциплина в нашейстране сформировалась на основе разнообразия средстви методов физического воспитания и многовековогоопыта практического применения физических упраж-нений в лечебных целях и является частью системыфизического воспитания [1].В основе лечебного действия физических упражне-ний лежит систематическая, строго дозированная тре-нировка, которая, кроме местного воздействия на от-дельные органы и системы, оказывает влияние на весьорганизм в целом, в связи с чем повышается общаяустойчивость больного к неблагоприятным факторам,изменяются его реактивные свойства [2]. Особенно-стью физических упражнений, применяемых с оздоро-вительной целью, является их лечебная и педагогиче-ская направленность [1, 3].Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную ак-тивность - непременное условие нормального формиро-вания и функционирования любого живого организма,поэтому ЛФК является очень важным элементом лече-ния заболеваний [4]. Занятия данной дисциплиной яв-ляются эффективным средством профилактики, лечения,реабилитации, а также поддержания уровня работоспо-собности людей с заболеваниями сердечно-сосудистой,дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двига-тельного аппарата, заболеваниями органов зрения и т.д.Кроме того, физические упражнения являются необхо-димым элементом жизнедеятельности любого человекадля нормального функционирования всех систем орга-низма и предупреждения гиподинамии [5].В 2010 г. в Томском государственном университетебыли организованы группы лечебной физической куль-туры для студентов, имеющих существенные отклоне-ния в здоровье. Занятия для них проводят по индиви-дуальным программам и методикам. Предполагается,что физическое воспитание студентов, занимающихсялечебной физической культурой, ведет к улучшениюфункционального состояния систем организма.В связи с вышеизложенным целью настоящего ис-следования стало изучение динамики показателейфункционального состояния организма студентов Том-ского государственного университета, занимающихсялечебной физической культурой.Организация исследованияВ программу исследования были включены 19 чело-век, занимающихся в группах лечебной физической куль-туры. По имеющимся заболеваниям группы были сме-шанные: наблюдались поражения опорно-двигательногоаппарата (плоскостопие III степени, сколиозы II-III сте-пеней, остеохондропатии, остеохондроз в фазе ремиссии,состояния после травм и переломов в позднем восстано-вительном периоде), заболевания сердечно-сосудистойсистемы (вегетососудистая дистония по гипертоническо-му, гипотоническому типам, гипертоническая болезнь,анемия, проллапс митрального клапана II степени, арт-рит), заболевания глаз (миопия высокой степени, опера-ция на глаза), заболевания эндокринной системы (нехват-ка гормонов), бронхиальная астма, заболевания ЖКТ.Из форм проведения ЛФК применялась непосредст-венно лечебная гимнастика. Основные средства, ис-пользованные на занятиях, - это специально скорреги-рованные упражнения для тренировки мышц глаз, спи-ны, стоп, дыхательные упражнения; также предусмот-рено использование некоторых предметов: резиновыхмячей, больших теннисных мячей, фитболов, гимна-стических палочек [6].Занятия проводились 2 раза в неделю по 75 мин.Допуск к занятиям осуществлял врач. Перед каждымзанятием педагог интересовался самочувствием зани-мающихся, измерял давление, а также частоту сердеч-ных сокращений (ЧСС). Во время и после занятий про-водились контрольные измерения ЧСС и артериально-го давления. Для получения зачета по предмету сту-денты должны были посетить 22 (73%) и 26 (87%) за-нятий - девушки и юноши соответственно.Занятие состояло из вводной, основной и заключи-тельной частей [6].Вводные упражнения выполнялись стоя. Больнойвыполнял ходьбу обычным шагом с постепенным ус-корением и замедлением, а также элементарные физи-ческие упражнения для рук и туловища, которыедолжны выполняться свободно со средней и большойамплитудами движения в суставах и чередоваться сдинамическими дыхательными упражнениями в соот-ношении 1:3. Весь вводный комплекс упражнений вы-полнялся в течение 10-15 мин. Упражнения способст-вуют постепенной адаптации организма к возрастаю-щей физической нагрузке.Основные упражнения выполнялись в положениисидя и стоя в течение 45 мин. Использовались различ-ные комплексы упражнений (при плоскостопии, мио-пии, сколиозе, артрите, заболевании сердечно-со-судистой системы и т.д.), направленные на улучше-ние физического и функционального состояниябольного. В ходе выполнения физические упражне-ния чередовались с дыхательными динамическимиупражнениями.Заключительные упражнения выполнялись стоя втечение 5 мин. При этом студент мог выполнять ходьбуобычным шагом в ритмичном и спокойном темпе и сусложнением, упражнения на расслабление мышц ту-ловища, рук, ног, дыхательные упражнения. Выполне-ние данных упражнений способствовало снижениюобщей физической и психоэмоциональной нагрузки.Исключались: бег, прыжки, полные приседы, дли-тельное выполнение упражнений в положении стоя,упражнения на задержку дыхания и натуживание, ста-тическое напряжение мышц больше 10 с, большое ко-личество повторов упражнений на мышцы брюшногопресса [6].Методика исследования жизненной емкости легкихИзмерения проводились в начале и в конце второгосеместра обучения. Исследование жизненной емкостилегких (ЖЕЛ) проводилось спирометром 3 раза и фик-сировался наибольший результат, который сравнивалсяс должными величинами [7]. Должные величины ЖЕЛ(ДЖЕЛ) вычисляли по следующим формулам:ДЖЕЛ для мужчин = 0,052 . рост (в см) - 0,029 .. возраст - 3,2;ДЖЕЛ для женщин = 0,049 . рост (в см) - 0,019 .. возраст - 3,9.Степень нарушений можно выразить формулойЖЕЛ . 100%.ДЖЕЛ- 100-120% - нормальные показатели;- 100-70% - рестриктивные нарушения умереннойвыраженности;- 70-50% - рестриктивные нарушения значитель-ной выраженности;- менее 50% - резко выраженные нарушения об-структивного типа [8].Методика исследования силы мышц кистиИсследование показателей кистевой динамометриипроводили по три измерения на каждой руке, фиксиро-вали лучший результат. При оценке результатов дина-мометрии учитывали как основную абсолютную силу,так и относительную, т.е. отнесенную с массой тела.Относительная сила выражается в процентах. Для этогопоказатель силы кисти умножается на 100 и делится напоказатель массы тела.Результаты исследованияжизненной емкости легкихВ исследовании приняли участие 19 студентов, в на-чале второго семестра были получены следующие ре-зультаты: только у одного студента были зафиксирова-ны нормальные показатели ЖЕЛ (103,5% от должнойвеличины); 47,3% студентов имели рестриктивные на-рушения умеренной выраженности (ЖЕЛ составила77,72±6,7% от должной); 42,1% студентов - рестриктив-ные нарушения значительной выраженности (ЖЕЛ60,37±6,4%), и 1 студент имел резко выраженные нару-шения обструктивного характера (47,85% от должнойвеличины) (рис. 1).Рис. 1. Исследование ЖЕЛ у студентов, занимающихся в группахлечебной физической культуры (начало второго семестра)При проведении повторного исследования в концевторого семестра были получены следующие результа-ты: 52,6% студентов имели рестриктивные нарушенияумеренной выраженности (ЖЕЛ 79,33±7,2% от долж-ной) и 47,4% студентов - рестриктивные нарушениязначительной выраженности (ЖЕЛ 60,47±5,3% отдолжных величин) (рис. 2).Рис. 2. Исследование ЖЕЛ (конец второго семестра)Таким образом, в конце второго семестра показате-ли жизненной емкости легких несколько улучшились,не было зафиксировано резко выраженных нарушенийобструктивного характера. Однако статистически дос-товерной разницы выявлено не было.Результаты исследования кистевой динамометрииПри проведении исследования кистевой динамомет-рии у 19 студентов в начале второго семестра были по-лучены следующие результаты: только у одного студен-та были зафиксированы нормальные показатели - сило-вой индекс (СИ) составил 65%; 21% студентов имелипоказатели, входящие в рамки среднего значения, СИсоставил 55,9±1,5%; 73,7% студентов выполнили зада-ние плохо, СИ составил 44,78±6,6% (рис. 3).Рис. 3. Значения силового индекса (начало семестра)В конце учебного года было проведено повторное ис-следование кистевой динамометрии с тем же составомзанимающихся, что привело к следующим результатам:только у одного студента были зафиксированы нормаль-ные показатели СИ - 63,3%; 15,8% - выполнили задание вдиапазонах среднего значения (СИ составил 57,7±0,5%) и78,9% - выполнили задание плохо (СИ составил45,9±7,2%), что составляет порядка 15 человек (рис. 4).Рис. 4. Значения силового индекса (конец семестра)Таким образом, оценка функционального состояниязанимающихся в группах лечебной физической куль-туры показала незначительное увеличение показателейжизненной емкости легких и недостоверное снижениесилового индекса. Известно, что в конце семестра, всвязи с развитием стойкого утомления, активность сту-дентов на занятиях снижается из-за развивающегосяпроцесса охранительного торможения.Динамика учебного процесса с его неравномерно-стью распределения нагрузок и интенсификацией вовремя экзаменационной сессии является своего родаиспытанием организма студентов. Происходит сни-жение функциональной устойчивости к физическим ипсихоэмоциональным нагрузкам, возрастает негатив-ное влияние гиподинамики, нарушений режимов тру-да и отдыха, сна и питания. Таким образом, даже не-значительное повышение жизненной емкости легкихговорит о правильном подборе средств и методов,применяемых на занятиях лечебной физической куль-турой, способствующих нормализации функции ды-хания.

Ключевые слова

лечебная физическая культура, функциональное состояние, medical physical culture, functional state

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дьякова Елена ЮрьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культурыadyakova@yandex.ru
Осокина Ольга СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетпреподаватель кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культурыosokinc@mail.ru
Лалаева Галина СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка факультета физической культурыgalinalalaeva@mail.ru
Захарова Анна НиколаевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка факультета физической культурыwave_an@sibmail.com
Миронов Артем АлександровичНациональный исследовательский Томский государственный университетстудент факультета физической культурыartem50892@sibmail.com
Всего: 5

Ссылки

Васильева В.Е. Лечебная физическая культура. М. : Физкультура и спорт, 1970. 367 с.
Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. Одесса : Наука и техника, 2008. 556 с.
Волкова В.Ю., Волкова Л.М. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры. СПб. : Гос. техн. ун-т, 1998. 97 с.
Клюжнова И.А., Перепелова О.В. Лечебная физическая культура. Ростов н/Д : Феникс, 2009. 349 с.
Федоров И.В. Обмен веществ при гиподинамии. М. : Медицина, 1982. 115 с.
Дьякова Е.Ю., Капилевич Л.В., Болтаева О.Х. Лечебная физическая культура как форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 62-65.
Кофман Л.Б. Функциональные методы исследования органов дыхания. М. : ОМЕГА-Л, 2004. С. 23-30.
Визель А.А., Исламова Л.В., Ахунова С.Ю. Функциональное состояние легких: Нарушения газообмена и функции дыхательной мускулатуры. URL: http//sarcoidosis.by.ru (дата обращения: 7.05.2011 г.).
 Влияние занятий лечебной физической культуройна функциональное состояние студентов | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Влияние занятий лечебной физической культуройна функциональное состояние студентов | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Полнотекстовая версия