Обсуждаются проблемы здоровья студентов и организации вузовского центра, который осуществлял бы и координировал оказание психологической поддержки студентам по следующим направлениям: профилактика, сохранение, укрепление здоровья студентов и психотерапия. Необходимость такого центра вызвана неудовлетворительным состоянием, не только физического, но и психологического, социального и духовного здоровья студентов. Необходим комплексный подход, включающий не только физкультуру и спорт, медицинскую помощь, но и помощь психологическую.
On problem of model of university coordinating centre Health culture of students.pdf Многие исследователи констатируют не только от-дельные моменты неблагополучного состояния здоро-вья студентов (окружающая среда, стиль жизни, на-следственность), но и выделяют целый комплекс отри-цательных социальных и педагогических факторов [1]:- отсутствие целенаправленной пропаганды и про-свещения в области валеологии и экологии личности ввысших учебных заведениях;- недостаток методик в области обучения и воспи-тания здорового образа жизни студентов вуза;- недостаточное внимание к формированию по-требностей, мотиваций и установок на здоровый образжизни (ЗОЖ) молодежи в учебных заведениях вообщеи в вузах в частности (психологический аспект);- слабая разработанность критериев и показателей вобласти оценки уровня сформированности у студентоввузов потребности и навыков ЗОЖ.Анализ анкетного опроса показал [2], что большин-ство студентов (91,6%) хотели бы улучшить состояниесвоего здоровья. Для улучшения и сохранения здоровьяони выбрали бы поведение, соответствующее здорово-му стилю жизни. Однако исследование также показало,что существует диссонанс между декларируемой, осоз-наваемой ценностью здоровья и реальным поведением,направленным на его сохранение и укрепление. Что жемешает студенческой молодежи вести здоровый образжизни? Анализ ответов респондентов показал, что47,5% опрошенных студентов отметили недостаточнуюсформированность культуры здорового образа жизни,32,4% признались, что не умеют отдыхать, 15,1% отме-тили, что им не хватает знаний для занятий физкульту-рой, 6,4% считают, что у них отсутствует потребностьв здоровье.Решение вопроса формирования ценностного отно-шения студенческой молодежи к здоровью и факторамздорового образа жизни, по мнению Г.Ю. Козиной [2],непосредственно связано с проведением следующихмероприятий: активизацией социально-профилактичес-кой работы в вузе; организацией массовых физкультур-но-оздоровительных мероприятий; разработкой меха-низмов поощрения здорового стиля жизни; оказаниесоциально-медицинской помощи студентам группы рис-ка; повышение уровня подготовленности по профилак-тике социально значимых заболеваний. Только во взаи-мосвязи всех участников учебно-воспитательного про-цесса в вузе можно по-настоящему решить проблемуприобщения студенческой молодежи к здоровому стилюжизни и соответствующему отношению к здоровью.Исследуя взаимосвязь между образом жизни совре-менной молодежи и ее физической активностью, кото-рая, безусловно, существует, А.А. Аникина и Е.А. До-ронина [4] выдвинули следующие гипотезы, которыепока не доказаны и не опровергнуты, так как эмпири-ческая стадия их исследования еще не осуществлена.У молодежи недостаточный уровень знаний о здо-ровом образе жизни, следовательно, у нее нет доста-точного стимула для занятий физкультурой и спортом(ФиС). ЗОЖ не является одной из основных потребно-стей молодежи, большая часть молодежи уделяет вни-мание образованию. Важнее оказываются проведениесвободного времени, существование без особых обяза-тельств и стремлений. Если молодежь не рассматрива-ет ФиС как одну из потребностей, то занятия физкуль-турой и спортом - скорее способ развлечения, подня-тия престижа и не более того.Существенную часть образа жизни современноймолодежи составляют образование, работа, которыезанимают почти все время, следовательно, на занятияфизкультурой и спортом просто не хватает времени.Если молодежь считает здоровье одной из потребно-стей, то главным компонентом поддержания здоровьяявляется не ФиС, а другие виды ЗОЖ (здоровое пита-ние, двигательная активность, закаливание и т.д.).Можно дополнить этот список еще одной, скорее, негипотезой, а констатацией: в настоящее время единаясистема гуманитарного воспитания, как в школе, так ив вузе, которая включала бы и воспитание здоровогообраза жизни, фактически отсутствует. К сожалению,во-первых, все сводится только к занятиям по физкуль-туре с акцентом на получение зачета на первом и вто-ром курсах, во-вторых, преподавательский корпус ву-зов не ориентирован в этом направлении, да и сам за-частую не является примером для студентов относи-тельно здорового образа жизни.На основании литературного анализа и результатовсобственного исследования [5, 6] мы пришли к выводу онеобходимости создания в каждом вузе организационно-методического центра, ориентированного на формирова-ние культуры здоровья и здорового образа жизни студен-тов. Ниже мы представляем функциональную модель имодель кооперирования и сотрудничества вузовскогоЦентра «Культура здоровья студенческой молодежи»(ЦКЗСМ) (рис. 1, 2).Профилактика здоровьяПри всей важности указанных выше функций ос-новной и приоритетной является, несомненно, профи-лактическая, при этом имеется в виду профилактика,скорее, не медицинская, а психологическая (психоги-гиеническая), которая преследует цель не только «раз-витие общих стратегий и специфической тактики уст-ранения или уменьшения риска заболевания» [7], но исохранения здоровья, его укрепления, развития.Профилактика здоровья:Информация Просвещение ОбразованиеЦентрОхрана «Культура здоровья Укреплениездоровья студенческой молодежи» здоровьяКонсультирование и терапиягрупп рискаРис. 1. Функциональная модель вузовского координационного Центра«Культура здоровья студенческой молодежи»РекторатФакультеты СлужбыКлючевые партнерыФакультет психологии ПрофкомФакультет физической Профилакторийкультуры ПоликлиникаИнститут культуры ПсихологическиеФакультет философии службыЦентр«Культура здоровьястуденческой молодежи»ИздательскиеМасс-медиа вуза центрыСтуденческое Советынаучное сообщество общежитийВневузовскиекооператорыРис. 2. Модель кооперирования и сотрудничества вузовского ЦКЗСМПрофилактика заболеваний в XXI в. представляетсобой во многом иную задачу, нежели в начале XX в.[8]. Если в ХХ в., особенно в первой его половине, пер-вейшей причиной смерти были инфекционные болезни,то в ХХ в. речь идет о необходимости снизить смерт-ность, «обусловленную повседневными факторами:курение, ожирение, поглощение продуктов с обилиемжиров и холестерина, пьянство, вождение без ремнейбезопасности и постоянные стрессы - все это играетсвою роль в появлении сердечной недостаточности,рака, инсультов, несчастных случаев и случаев само-убийства. Избавление от привычек, обусловливающихэти пороки цивилизации, позволит избежать огромногочисла болезней и преждевременных смертей», - пишетШ. Тейлор [9. С. 645-646]. Автор предлагает пятна-дцать способов улучшения здоровья, разделив их на:профилактику здоровья, сохранения здоровья» и укре-пление здоровья. В профилактику здоровья он включа-ет: 1. Обучение людей способам контроля высокогоартериального давления. 2. Внедрение эффективныхпрограмм планирования семьи. 3. Разработку программпо улучшению медицинского ухода за беременными иноворожденными. 4. Разработку эффективных про-грамм по иммунизации детей и относящихся к группамриска взрослых. 5. Обучение подростков, юношей ивзрослых способам контроля над заболеваниями, пере-дающимися половым путем.Авторы данной статьи полагают, что список спосо-бов профилактики здоровья Ш. Тейлора не являетсяисчерпывающим, вмененным в функции вузовского«Центра КЗСМ», он должен выходить за пределы по-нимания здоровья в физическом смысле (имеется в ви-ду биопсихосоционоэтическая природа человека); ихэффективность должна сопровождаться мониторингомв течение всего срока обучения; этот список долженбыть специфическим для вуза, вузовской образова-тельной среды и возможностей.Мы считаем, что в рамках профилактики Центрдолжен быть ориентирован в трех направлениях: ин-формировать (о состоянии окружающей среды, о со-стоянии здоровья студенчества, правилах и требовани-ях по здоровому образу жизни и т.д.), просвещать вразной форме (масс-медиа, популярные лекции и кон-сультации, акции разного рода: фестивали здоровья,конкурсы) и образовывать (формировать знания, уме-ния и навыки в области психологии здоровья и здорово-го образа жизни через курсы лекций, практические заня-тия и тренинги, стресс-менеджмент, мастер-классы,практикумы по составлению индивидуальных плановоздоровления и ведения здорового образа жизни).К этому направлению следует отнести и медиатор-ные мероприятия - работу с кураторами, супервизию,включение студентов в разработку научных проектов(курсовых, дипломных) по проблемам здоровья и здо-рового образа жизни, организацию научных мероприя-тий по данной тематике.Охрана здоровьяОхрана здоровья, по Тейлору [9. С. 669], включает:1) контроль над токсическими химическими вещества-ми и отходами; 2) разработку и внедрение стандартовтехники безопасности и охраны труда; 3) разработкупрограммы по снижению количества несчастных слу-чаев (в особенности дорожных аварий) и случаев трав-матизма; 4) фторирование воды и улучшение профи-лактики зубных заболеваний; 5) мониторинг и кон-троль распространения инфекционных заболеваний.Понятно, что указанные Тейлором охранные меро-приятия относятся скорее к компетенции государст-венных учреждений вне вуза, университета. Однаконекоторые варианты локального значения должныбыть в поле зрения и вузовского Центра, как, напри-мер, соблюдение техники безопасности и охраны трудаи учебного процесса, контроль и оценка здоровьесбе-регающего характера образовательной среды, монито-ринг не только инфекционных, но и неинфекционныхзаболеваний, аддиктивного поведения студенчества.Улучшение здоровьяУлучшение здоровья, по Тейлору [9], подразуме-вает следующее: 1. Снижение употребления никотина.2. Уменьшение злоупотребления алкоголем и наркоти-ческими веществами. 3. Разработка программ здорово-го питания. 4. Улучшение физической подготовленно-сти и увеличение физической нагрузки. 5. Разработкаэффективных методов осуществления контроля надстрессом и агрессивным поведением.Все, что включает Тейлор в рамки программы улуч-шения здоровья, несомненно, может быть включено впредполагаемые мероприятия Центра, направленные наулучшение здоровья. Вопрос в том, что конкретно и вкаких формах следует делать Центру, чтобы эффективноосуществлять эту функцию с учетом студенческой ауди-тории. Разумеется, в данном случае, как и при реализа-ции двух указанных выше функций, требуется составле-ние определенных программ.Консультации и терапия групп рискаНам представляется важным и логичным включениев систему функций Центра и мероприятий психокон-сультативно-коррекционного и психотерапевтическогоплана в виде индивидуальных, групповых консультацийи тренинговых форм помощи. Эта помощь должна бытьнаправлена главным образом на группы риска. К нимможно отнести широкий круг студентов, находящихся всостоянии стресса, вызванного разными причинами, саддиктивным поведением (алкоголизация, курение, зло-употребление наркотиками, нарушение пищевого пове-дения), а также имеющих другие проблемы - личност-ные и межличностные (например, семейные, с одно-группниками, преподавателями) конфликты и т.д.Поскольку, как показывают исследования и психоло-гическая практика, указанные выше проблемы чаще все-го связаны с нарушениями в когнитивной сфере (ирра-циональные убеждения, установки, деформация системыценностей и смыслов), то наиболее эффективны в данномслучае подходы и технологии современной бихевиораль-но-когнитивной терапии и консультирования [10].Убеждения, касающиеся здоровья (health beliefs),предопределяют такие формы здорового поведения, каксокращение/отказ от курения, физические упражнения,профилактические меры против заболевания раком ко-жи (например, использование крема от загара), регуляр-ная чистка зубов зубной щеткой и нитью, контроль засостоянием своих легких путем периодического прохо-ждения флюорографических обследований, избеганиеформ сексуального поведения с высоким риском заболе-вания СПИДом, использование презервативов и кон-троль над своим весом при помощи диет [9].Убеждения человека во многом определяют его вы-бор. И поэтому справедливо рассматривать «здоровьекак выбор». «Именно совершаемый человеком выбор вконечном итоге определяет его движение к здоровью иблагополучию или, напротив, к страданию» [11. С. 94].«Человек - это меньше всего продукт наследственно-сти и окружения, - пишет В. Франкл, - человек, в ко-нечном счете, сам решает за себя!» [12. С. 109].Центр КЗСМ может осуществлять указанные вышефункции при условии тесного кооперирования с заин-тересованными службами и организациями как внутривуза, так и вне его.
Жуланова И.В., Медведев А.М. Психологическое здоровье студента: социализация, инфантильность и представление о норме. Волгоград, 2005. URL: http://pssw.vspu.ru
Козина Г.Ю. Здоровье в системе ценностей современной студенческой молодежи. Пенза : Пенз. гос. пед. ун-т, 2007. URL: www./Sras.ru_ abstract-bevok
Приходько А.Н. «Здоровье молодежи - богатство России». Томск, 2011. URL: http:edu.tomsk.ru/teacher-help
Аникина А.А., Доронина А.Е. Физическая культура и спорт в образе жизни молодежи. М. : МГУ, 2010. URL: http://lib.socio.msu.ru/library
Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Здоровье в структуре системы ценностей студенческой молодежи // Сибирский психологический журнал. 2010. № 38. С. 20-23.
Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2010. № 33. С. 99-104.
Герриг Р., Зимбардо Ф. На пути к биопсихосоциальной модели // Психология и жизнь. 16-е изд. М. : Питер, 2004. С. 657-659.
Matarazzo J.D. Behavioral immunogens and pathogens in health and illness // Psychology and health / Ed by B.L. Hammonds, J.C. Scheirer. Washington, DC : APA, 1984. P. 9-43.
Тейлор Ш. и др. Социальная психология и здоровье // Социальная психология и здоровье. 10-е изд. М. : Питер, 2004. С. 644-652.
Залевский Г.В. Основы современной бихевиорально-когнитивной психотерапии и консультирования. Томск : Томский государственный университет, 2006.
Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Практическая психология. 2007. № 5. С. 129-146.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.