В статье приводятся основные методические положения применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.
Modular English language training for would-be technical experts.pdf Глобализация в политико-экономической сфере,существенным образом усиливая межгосударственныеинтеграционные процессы и создавая новые сферысоциальной активности человека, оказала большоевлияние и на сферу образования. Многие отечествен-ные технические вузы активно вступили в междуна-родное научно-образовательное пространство и при-ступили к расширению сотрудничества с высшими об-разовательными учреждениями, организациями и ком-паниями за рубежом.Однако на пути интеграции и глобализации возник-ло препятствие, связанное с недостаточно высокимуровнем владения иностранным языком. В этой связимногие вузы технического профиля встали перед необ-ходимостью осуществлять подготовку специалистов науровне международных требований, способных эффек-тивно функционировать в международном научно-образовательном контексте и владеющих как минимумодним иностранным языком.Говоря о современном специалисте с высшим про-фессиональным техническим образованием, мы пред-ставляем его как культурно-языковую личность, обла-дающую языковым и культурным информационнымзапасом, способностями и умениями понимать, прини-мать и интерпретировать языковые и культурные явле-ния страны изучаемого иностранного языка.Специфика культурно-языковой личности студентатехнического вуза выражается в поэтапности процессаее формирования и развития, который может бытьпредставлен в виде следующих уровней:1) нормативно-адаптивного, характеризующего куль-турно-языковую личность студента тем, что у него естьфоновые знания об иноязычной культуре и набор эле-ментарных коммуникативных умений;2) социально-адаптивного, согласно которому куль-турно-языковая личность может общаться в иноязыч-ной среде с аутентичной языковой личностью, про-гнозируя и избегая возможные социокультурные по-мехи [1. С. 59];3) креативного, характеризующего культурно-язы-ковую личность тем, что она умеет сравнивать не-сколько различных культур, интерпретировать куль-турные явления в процессе осуществления непосредст-венного и опосредованного межкультурного общения.Ориентация технических вузов на развитие буду-щих инженеров как культурно-языковых личностейобусловливает комплексное овладение студентамииноязычной коммуникативно-культурной компетенци-ей, что требует от студента высокого уровня мотива-ции, желания и толерантности к изучению иностранно-го языка; от преподавателя - создания условий для по-следующего выбора студентом индивидуальной обра-зовательной траектории в овладении иноязычной ком-муникативно-культурной компетенцией.Возникает закономерный вопрос: каким образом,точнее с помощью каких технологий, происходит фор-мирование культурно-языковой личности студентатехнического вуза в процессе изучения иностранногоязыка? Для ответа на поставленный вопрос мы обрати-лись к поиску эффективных педагогических техноло-гий, ориентированных специально на обучение студен-тов иностранному языку в техническом вузе. К числутаких технологий мы относим технологию модульногообучения.В настоящее время модульное обучение реализует-ся в ряде отечественных и зарубежных вузов. Модуль-ное обучение рассматривается большинством ученыхкак достаточно эффективная педагогическая техноло-гия, основной акцент которой поставлен на самостоя-тельности обучаемых в достижении ими дидактическихцелей и задач.Отличительной характеристикой модульного обу-чения является и то, что оно успешно комбинируется страдиционной системой обучения, при этом гуманизи-руя педагогический процесс в целом, т.е. кореннымобразом поднимая преподавателя и студента на качест-венно новый уровень взаимоотношений.Сущность модульного обучения заключается в том,что каждый обучающийся может работать с предло-женной ему индивидуальной учебной программой, со-держащей в себе целевую программу действий, банкинформации и методическое руководство по достиже-нию поставленных дидактических целей. При этомфункции преподавателя могут варьироваться от ин-формационно-контролирующей до консультативно-координирующей [2].Исходя из вышесказанного, под модульным обуче-нием мы понимает особую дидактическую систему,представляющую собой совокупность различных форми способов совместной деятельности преподавателя иобучаемых, организованной в особых единицах про-цесса (модулях) с целью эффективного овладенияучебным материалом и повышения качества обученияв целом.Для того чтобы составить полное представление отехнологии модульного обучения иностранному языкунеобходимо определить, что понимается под модулем.Модуль трактуется нами как основная структурно-содержательная единица модульной программы обуче-ния иностранному языку, которая:- может выступать как самостоятельная программаобучения, индивидуализированная по содержанию,методам учения, уровню самостоятельности, темпуучебно-познавательной деятельности обучающегося;- состоит из нескольких блоков учебного материала,объединенных одной тематикой и предназначенных дляизучения студентами с разным уровнем владения ино-язычной коммуникативно-культурной компетенцией;- включает целевой план действий студента, банкинформации и методическое руководство преподавате-лю по достижению студентом поставленных дидакти-ческих целей;- позволяет осуществлять пошаговый контроль ус-пешности обучения и изучения иностранного языка сцелью своевременного внесения корректив в учебнуюи обучающую деятельность студента и преподавателя.Одним из самых важных условий успешной реализа-ции технологии модульного обучения в учебном процес-се, несомненно, выступает модульная программа, разра-ботка которой является трудоёмким процессом, предъяв-ляющим высокие требования к педагогической и методи-ческой компетентности разработчиков-составителей.Модульная программа дисциплины «Иностранныйязык» была разработана и впервые апробирована вТомском политехническом университете в 2005 г. спе-циально для студентов 1-2-х курсов неязыковых спе-циальностей, изучающих иностранный язык на углуб-ленной основе и с ориентацией на международныестандарты.При разработке структуры модульной программымы руководствовались рядом положений, отражающихтребования основных принципов модульного обуче-ния: модульности, структуризации содержания обуче-ния на обособленные элементы, динамичности, методадеятельности, гибкости, осознанной перспективы, раз-носторонности методического консультирования, па-ритетности [2]. Далее мы подробно остановимся нарассмотрении каждого из принципов.Основополагающим принципом выступает принципмодульности, так как именно он определяет содержа-ние, организационные формы и методы обучения [3];предполагает целостность и завершенность, полноту илогичность построения учебного материала в виде мо-дульных блоков, внутри которых учебный материалструктурируется в систему учебных элементов иликомпонентов [4].Структура программы модульногоний, а также в способностях и в скорости формирова-ния мыслительных операций и их переноса. Этим иобусловливается необходимость индивидуализацииучебного процесса, под которой понимается индивиду-альный подход педагога к студентам.Принцип осознанной перспективы требует глубоко-го понимания и осознания студентами перспективыучения. Следовательно, цели модульного обучениядолжны выступать в качестве ожидаемых результатовдеятельности и осознаваться как перспективы их по-знавательной и практической деятельности. Эта необ-ходимость обусловливается тем положением, что осоз-нание деятельности формирует положительную моти-вацию учения и развивает познавательные интересы.Принцип разносторонности методического кон-сультирования выражается в обеспечении профессио-нализма в познавательной деятельности обучаемого ипедагогической деятельности педагога. В связи с этимв учебных модулях необходимо:- предлагать различные методы и пути усвоениясодержания обучения, на основе которых студент мо-жет строить индивидуальный путь изучения иностран-ного языка;- осуществлять методическое консультированиепедагога по организации процесса обучения;- предоставлять возможность преподавателю сво-бодно выбирать представленные методы обучения илиработать по своим авторским методикам.Принцип паритетности устанавливает в учебномпроцессе определенное взаимодействие преподавателяи студента. При реализации модульного обучения ос-новной акцент ставится на активности студентов, рольпреподавателя при этом сводится к консультативно-координирующим действиям, реализуемым на основеиндивидуального подхода к каждому обучающемуся.Для этого необходимо обеспечить студентов эффек-тивными средствами учения, т.е. модулями, которымделегируются некоторые функции управления само-стоятельной деятельностью студента.Необходимо отметить, что построение учебногопроцесса по дисциплине «Иностранный язык» на осно-ве модульной технологии обладает рядом преимуществпо сравнению с традиционным подходом к обучениюиностранному языку в техническом вузе, а именно:- отбор и структурирование содержания обученияосуществляются на деятельностной основе с цельюсистемного овладения учебным материалом, расшире-ния фоновых знаний, комплексного формирования иразвития знаний, навыков и умений во всех видах ино-язычной речевой деятельности;- содержание обучения представляется в отдельныхблоках, усвоение которых осуществляется в соответствиис дидактической целью, которая формулируется для обу-чающегося и содержит не только указание на объем изу-чаемого содержания, но и на уровень его усвоения;- состыковываются разные уровни иноязычной под-готовки студентов и, следовательно, сокращается раз-рыв между возникшими в последние годы высокимитребованиями к уровню владения иностранным языкомвыпускниками технического вуза и ограниченным ко-личеством учебных часов, выделяемых на его изучениеучебными программами [6];- обеспечивается дифференцированный подход кизучению учебного материала студентами с разнымуровнем владения иностранным языком. Программаобучения адаптируется к уровню подготовки обучае-мого с целью продвижения каждого студента на болеевысокий уровень;- используются разные формы работы с учебнымматериалом, реализуются методические принципы раз-вивающего обучения, позволяющие создать предпо-сылки для творческой деятельности студента;- реализуется пошаговый контроль результатов обу-чения, составляется и ведется индивидуальный рейтингобучаемого;- основной акцент сделан на самостоятельностиобучающегося при достижении им конкретной цели впроцессе работы с модулем, что дает возможность емуосознать себя в деятельности, самому определять уро-вень усвоения знаний, видеть пробелы в своих учебныхдостижениях;- наличие учебных модулей в печатной форме по-зволяет преподавателю индивидуализировать работу сотдельными студентами;- преподаватель в процессе овладения технологиеймодульного обучения значительно растет профессио-нально.Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том,что технология модульного обучения - это не простопедагогическая технология, применяемая при обучениистудентов иностранному языку, а необходимое условиеовладения иноязычной культурой посредством созда-ния благоприятных условий для развития будущих ин-женеров как культурно-языковых личностей, владею-щих высокоразвитыми коммуникативно-культурнымиумениями при решении коммуникативных задач.
Ковалева Юлия Юрьевна | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и технической коммуникации Института международного образования и языковой коммуникации | yulia_kovalyova@tpu.ru |
Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранного языка : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.
Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас : Швиеса, 1989. 227 c.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие. М. : Народное образование, 1996. 160 с.
Герасимов В.М. Модульное обучение общетехническим дисциплинам в вузе. Чита : Читинский политехнический институт, 1994. С. 17-20.
Закорюкин В.Б., Панченко В.М., Твердин Л.М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника. Вильнюс : ВГУ, 1983. С. 73-74.
Маркова Е.С. Теоретические основы построения интегративно-модульных курсов английского языка для профильной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 17 с.