Теоретический анализ проблем коммуникации в психологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 352.

Теоретический анализ проблем коммуникации в психологии

Раскрывается сущность термина «коммуникация» через призму различных психологических моделей. Уточнены цели, функции коммуникации. Рассмотрены различные подходы к пониманию коммуникации: психоаналитический, экзистенциальный, транскоммуникативный, когнитивный.

Theoretical case study of communication in psychology.pdf Коммуникативный процесс представляет собой не-обходимую предпосылку становления, развития ифункционирования всех социальных систем, потомучто именно он обеспечивает связь между людьми и ихобщностями, делает возможными связь между поколе-ниями, накопление и передачу социального опыта, егообогащение, разделение труда и обмен его продуктами,организацию совместной деятельности, трансляциюкультуры. Именно посредством коммуникации осуще-ствляется управление, поэтому она представляет ковсему вышеперечисленному и социальный механизм, спомощью которого возникает и реализуется власть вобществе.Термин «коммуникация» появился в научной лите-ратуре в начале ХХ в. и имеет три значения: 1) средст-ва связи любых объектов материального и духовногомира; 2) общение, передача информации от человека кчеловеку (межличностная коммуникация); 3) общениеи обмен информацией в обществе (социальная комму-никация).Коммуникационная деятельность осуществляется вобществе в трех формах:1) общение - диалог равноправных партнеров;2) управление - целенаправленное воздействиекоммуникатора на получателя информации;3) подражание - заимствование образцов поведения,стилей общения, образа жизни одних членов обществадругими. Благодаря подражанию из поколения в поко-ление передаются язык, традиции, знания, умения.Если целью общения является обмен информациейпреимущественно эмоционального содержания, то це-лями коммуникации являются: обмен и передача ин-формации; формирование умений и навыков, развитиепрофессиональных качеств; формирование отношенияк себе, к другим людям, к обществу в целом; обмендеятельностью, инновационными приемами, средства-ми, технологиями; изменение ценностных установок имотивации поведения; обмен эмоциями.В зависимости от целей сообщения в научной лите-ратуре выделяют пять моделей коммуникации: позна-вательную, убеждающую, экспрессивную, суггестив-ную, ритуальную. Для каждой из этих моделей харак-терны свои цели и ожидаемый результат, условия ор-ганизации, коммуникативные формы и средства.Исходя из целей коммуникация выполняет следую-щие функции: информационно-коммуникативную(процесс обмена информацией); интерактивную (взаи-модействие индивидов в процессе межличностногообщения); гносеологическую (познавательную); аксио-логическую (процесс обмена духовными ценностями);нормативную (процесс передачи и закрепления норм вобыденном сознании); социально-практическую (обменрезультатами деятельности, способностями, умениями,навыками) [1].Существует множество определений социальнойкоммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них:социальная коммуникация - это передача информации,идей, эмоций посредством знаков, символов; это про-цесс, который связывает отдельные части социальныхсистем друг с другом; это механизм, посредством ко-торого реализуется власть (власть как попытка опреде-лить поведение другого человека) [2].Истинной, личностно освоенной социальностьюсчитает коммуникацию немецкий философ Ю. Хабер-мас. Но таковой она становится не сразу, а лишь помере того, как начинает обеспечивать людям возмож-ность совершенно свободного и беспристрастного об-суждения высших ценностей. Последние историческиизменяются и поэтому требуют постоянного спора осебе. Исходя из этого у Ю. Хабермаса сама теория по-знания предстает как коммуникативный процесс, каккоммуникация. Немецкий ученый развил эту концеп-цию на основе ряда положений своего предшественни-ка в немецкой философии - К. Ясперса, утверждавше-го, что истина - это коммуникация и, стало быть, ис-тинная коммуникация - это коммуникация по поводуискания истины [3].В прикладных моделях коммуникации, т.е. моделях,которые в середине XX в. были призваны объяснитьпроцессы в резко развившихся технических системах,отслеживаются составляющие коммуникативной це-почки с целью прогнозирования новых эффективныхкоммуникативных действий (термин Ю. Хабермаса).Основными прикладными моделями коммуникацииявились модель Клода Шеннона (математическая) иНорберта Винера (кибернетическая) [4].Существуют различные теоретические модели соци-альной коммуникации. В рамках психоаналитическоймодели, основанной на теоретических учениях З. Фрей-да и К. Юнга, коммуникация понимается как вытеснениеиндивидом своих бессознательных влечений [5].Экзистенциалистская модель рассматривает комму-никацию как «заброшенность в мир». Такое пониманиекоммуникации объясняется развитием в ХХ в. системынравов - индивидуализма. Отношения, складывающие-ся в условиях индивидуализма, организуют жизнь че-ловека на принципах изоляции и самоизлоляции, чтопорождает такое явление культуры как некоммуника-бельность. Некоммуникабельность есть распад всехсоциальных связей, крайняя форма взаимного отчуж-дения. В результате у индивидов возникает чувствоодиночества, ощущение бессмысленности кратковре-менного и никому не нужного существования человекав мире. Такую ситуацию философы назвали «кризисомкоммуникации» [5].В контексте бихевиоризма (науки о поведении) ос-новой коммуникации является не язык как система, анепосредственные речевые сигналы, манипулируя ко-торыми можно воспитывать человека любого склада.Такое же понимание коммуникации мы видим и всемантической модели Ю. Лотмана и У. Эко. В игро-вой модели коммуникации, основными представителя-ми которой можно назвать Э. Берна и Й. Хейзинга,коммуникация есть игра. Персонализм рассматриваеткоммуникацию как внутреннюю метафизическую спо-собность личности открывать в себе чувства Другого(отношения Я - Другой). В понимающей модели ком-муникации, основными представителями которой яв-ляются М. Вебер, Г.-Г. Гадамер, Г. Шпет, главным ре-зультатом коммуникации является понимание челове-ком другого человека, так называемое взаимное пони-мание [5].Широкое признание и распространение получилалинейная модель коммуникации, разработанная из-вестным американским социологом и политологомГ. Лассуэллом и включающая пять элементов [5]:1. Кто? (передает сообщение) - коммуникатор.2. Что? (передается) - сообщение.3. Как? (осуществляется передача) - канал.4. Кому? (направлено сообщение) - аудитория.5. С каким эффектом? - эффективность.Формула Лассуэлла трактует коммуникацию пре-имущественно как императивный, побудительныйпроцесс: «отправитель» в той или иной степени стре-мится оказать влияние на «адресата». Между тем ейприсуще одно далеко не бесспорное допущение, кото-рое заключается в том, что передаваемые сообщениявсегда вызывают определенный ожидаемый эффект.Эта модель, несомненно, имеет тенденцию преувели-чивать результативность воздействия передаваемыхсообщений, особенно когда речь идет о средствахмассовой коммуникации.Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя исильно упрощенной, некоторые исследователи сталиразвивать ее дальше. Р. Брэддок добавил к ней ещедва элемента коммуникативного акта: условия, в ко-торых протекает коммуникация, и цель, с которойговорит коммуникатор. Формула Лассуэлла отражаетхарактерную особенность ранних моделей коммуни-кации - она предполагает, что коммуникатор всегдастарается повлиять на реципиента, и, следовательно,коммуникация должна трактоваться как процесс убе-ждения. Это допущение ориентирует модель на при-менение прежде всего в области анализа политиче-ской пропаганды.Рассмотрим теории, построенные в рамках когни-тивной парадигмы. Поворот исследований в руслокогнитивной психологии ознаменовался тремя момен-тами:1) смещением фокуса внимания с независимых пе-ременных, определяющих эффективность убеждения,на такие концепции переработки информации, как дис-курсивная модель (где обсуждается природа языка) ифрейминг (схема представления события в СМК);2) сменой зависимых переменных - переходом отизучения установок (отношения к объекту) к изучениюпознания (знаний или мнений об объекте);3) сдвигом акцента на изучение самого коммуника-тивного сообщения с точки зрения влияния его пере-структурирования на эффект его воздействия.Человек обрабатывает информацию о мире с помо-щью восприятия информации, кодирования, репрезен-тации, памяти и решения проблем. Существует многоспособов описания процесса обработки информации,но они имеют некоторые общие черты:1) общее количество обрабатываемой информации вединицу времени ограничено вниманием;2) вероятность воспроизведения информации опре-деляется тем, насколько хорошо она записана или ак-тивирована в памяти.Внимание - процесс селективного распределенияограниченных ресурсов. Количественные показателивнимания зависят от соответствия новой информациипрошлому опыту. Если новая информация соответству-ет ожиданиям, основанным на прежде воспринятойинформации, то она привлечет меньше внимания, чеминформация, не согласующаяся с прошлым опытом [7].Когнитивная модель памяти наиболее широко при-меняется в исследованиях восприятия телевизионныхновостей. Новости, передаваемые по телеканалам, за-поминаются плохо. В одном из экспериментов былозамечено, что запоминание значимо уменьшалось отпервого к четвертому сюжету, если все четыре сюжетаотносились к одной категории новостей. Когда катего-рия менялась между третьим и четвертым блоками,наблюдался резкий скачок запоминания четвертогосюжета. Эти результаты объясняются феноменом про-активной интерференции [7].Классическая работа Липпмана «Общественноемнение» содержала множество примеров несовпаденияпредставлений людей о мире с окружающей действи-тельностью. Люди действуют не на основе реальныхданных, а исходят из картины мира, которая складыва-ется у них под воздействием средств массовой комму-никации. Селективность и искажение фактов в ново-стях неизбежны и зависят от факторов, которые невоз-можно контролировать (например: ограниченностьвремени исследования журналистом раскрываемой имтемы, специфика канала коммуникации, высокая стои-мость эфирного времени и вследствие этого предпоч-тение одних деталей сообщения другим, необходи-мость привлекать и удерживать внимание аудитории).Теории «фрейминга» утверждают, что на процессыобработки и интерпретации информации людьми ока-зывают влияние предшествующие структуры значенийили схемы. Три стратегии обработки новостей: «актив-ная обработка» - индивид ищет дополнительные ис-точники информации, так как информация всегда не-полная; «рефлексивное интегрирование» - индивидобдумывает или обсуждает с другими информациюсредств массовой коммуникации; «селективное скани-рование» - из всего содержания сообщений индивидвоспринимает только то, что согласуется с сущест-вующими у него представлениями… Согласно конст-руктивистской модели эффектов средств массовойкоммуникации аудитория полагается на версию реаль-ности, построенную на основе личного опыта, взаимо-действия с соседями и селективной интерпретации ин-формации [8].Фреймы рассматриваются как схемы предъявленияи восприятия новостей. Два вида фреймов: фреймыСМК и индивидуальные фреймы.Фреймы - это центральная организующая идея илисюжет, которые привносят значение в последователь-ность событий… сущность сообщения.Индивидуальные фреймы - хранящиеся в мозгу ин-дивида кластеры идей, которые направляют процессобработки информации. Для интерпретации и обработ-ки политической информации могут использоватьсядва вида фреймов: глобальные политические взгляды икратковременные, зависящие от события [8].Маккомбс и Шоу выдвинули теорию ранжированияобщественных событий: существует устойчивая связьмежду особенностями подачи сюжетов в новостях истепенью важности, придаваемой им аудиторией. СМКне могут навязать своей аудитории конкретную точкузрения, но они могут заставить аудиторию считать од-ни проблемы более важными, чем другие. Порядокраспределения сюжетов в средствах коммуникации постепени значимости определяет их иерархию в пред-ставлениях аудитории, т.е. ранжирует события в созна-нии индивида.Таким образом, анализируя все перечисленные вы-ше теории и концепции, можно констатировать много-образие взглядов на коммуникативный процесс и сущ-ность коммуникации. Чаще всего концепции оказыва-ются в большей или меньшей степени механистиче-скими, рассматривающими обезличенный процесс пе-редачи информации как основную сущность коммуни-кации, тогда как психосемантический, ментальныйуровень коммуникативной трансформации остаетсянеизученным.Поэтому нам хотелось бы особое внимание уделитьконцепции, предложенной в рамках транскоммуника-тивного подхода В.И. Кабриным. Автор развивает ги-потезу о коммуникативной природе личности, в кото-рой коммуникация играет роль «универсального интег-рирующего процесса» [9]. Следует отметить, что в этойконцепции понятия «коммуникация», «коммуникатив-ность», «коммуникабельность» значительно расшире-ны по сравнению с теми же понятиями в традиционнойзападной и отечественной психологии. Так, под ком-муникацией В.И. Кабрин понимает некий универсаль-ный информационно-энергетический смыслотвор-ческий процесс, эмоционально заряженный и сопрово-ждающийся глубинными эйдетическими переживания-ми. Так, Кабрин отмечает, что «коммуникативность какинтегральная характеристика личности имеет значи-тельно большую глубину и радиус действия, нежелипринято думать: в нее может включаться генетическийопыт прошлых поколений и жизней, ключ к которому вобычных условиях чаще всего недоступен» [9. С. 8].В.И. Кабрин выделяет четыре основные формы об-щения, каждой из которых соответствует определен-ный уровень развития личности:1. Интракоммуникация (контакт) - силовое, спон-танное, импульсивное, т.е. неадаптивное и закрытое,замкнутое внутри себя общение.2. Экстракоммуникация (беседа) - ситуативное,адаптивное, ориентирующееся на внешнее окружение иобстоятельства общение.3. Интеркоммуникация (дискуссия) - партнерское,взаимное, паритетное общение.4. Транскоммуникация (отношения: дружба, лю-бовь) - преображающее, воодушевляющее, вдохнов-ляющее, позитивно и негативно потрясающее общение.Еще одна модель В.И. Кабрина построена на не-сколько иных основаниях, однако в ней также выде-ляются уровни, принципиально соотносимые с архе-типическими пространствами человеческого суще-ствования:1. «Протонойя» (колыбель духа) - изначальная от-крытость человека духовно-космическому ноэзису иневыразимая его непостижимость, рождающая вселен-скую любовь, но и вселенский страх и тоску.2. «Ортонойя» (притязания разума) - оформлениедушевной жизни в рационалистические структуры,признаваемые «правильными», нормативными, все-общими (становление Человека разумного), но приэтом также и формальные, бесплодные притязанияразума, саморазрушительный педантизм и критикан-ство, скепсис.3. «Паранойя» (добровольное безумие) - кризисное,синкретическое, войлочное сознание и противоречиваяпсихология человека, «проклюнувшегося» из «яйцаортонойи», растерявшегося, блуждающего, ищущего ввеликом многообразии идей, ценностей, концепций,школ, открытий и предрассудков и склонность к ду-ховной анархии, этическому релятивизму и плюрализ-му; веселая одержимость новыми и шальными идеями,безудержными фантазиями; бравурное преодолениеобщепринятой логики и ценностей.4. «Метанойя» - пробуждение, покаяние, преобра-жение, инсайт, обращение к духовному самосовершен-ствованию, космическому сознанию, просветлению вдухе (мудрость, смирение, альтруизм), но также истрах избранности и призвания, боязнь величия и свя-той трепет перед Всевышним.По мнению В.И. Кабрина, ноэтический взгляд начеловека коренным образом меняет понимание социо-культурной и социально-психологической организа-ции. Эволюционно-функциональное представление опсихике человека в традиционной психологии сложи-лось под доминирующим влиянием парадигмы Челове-ка разумного (картезианского). Но из базовой схемыноэзиса следует, что «функциональная психика» (какпродукт и регулятор деятельности) образует лишь вто-рой его слой или этап, соответствующий «ортонойе».С точки зрения ноэзиса как глобального фактора уни-версума необходимо понять и реальность психологиче-ского универсума человека как реальность значительноболее многообразную, чем та, которая представлена втрадиционной академической психологии [9]. В соот-ветствии с этими положениями В.И. Кабрин выделяеттак называемые миры психологического универсума:А. Мир трансовой радикальной психики (аутентич-ной душе ребенка) соответствует изначальной «прото-нойе» - колыбели духа, питающей и защищающей оп-ределенное время от противоречий воздействующейсреды.В. Мир функциональной психики соответствует «ор-тонойе» - укреплению духа структурами разума, отра-жающими, интериоризирующими в формировании ак-тивной жизнедеятельности функциональные возможно-сти окружающей среды и собственного организма.С. Мир плюралистической житейской психологии(мир противоречивых персонификаций и отношений)соответствует «паранойе», открывающей ключевыевопросы и противоречия жизни, относительности ис-тин и верований.D. Мир трансцендирующих ценностей и доктрин(от космического мировоззрения к космическому соз-нанию) соответствует «метанойе» - озарению вечнымиценностями человеческой и Божественной мудрости.Каждый мир является архетипическим, смыслотвор-ческим и транскоммуникативным по своей сущности.В концепции В.И. Кабрина охватывается все много-образие коммуникаций, связанных с развитием лично-сти и раскрытием транскоммуникативного потенциалав группе на уровне эйдетических переживаний.Проводя анализ проблемы коммуникации, мы обра-тились к различным концепциям и постарались рас-крыть проблему коммуникативных аспектов личностис разных сторон.

Ключевые слова

коммуникация, фрейминг, транскоммуникация, communication, framing, trans-communication

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Колесникова Светлана ВикторовнаОмский экономический институтпреподаватель кафедры истории и философииsvet.kolesnikova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Шибутани Т. Социальная психология. Москва : АСТ ; Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. 538 с.
Шилова В.А. О семиосоциопсихологическом подходе к изучению процессов коммуникации // Российское общество и социология в XXI веке: Социальные вызовы и альтернативы : Материалы II Всерос. социол. конгр. М. : МГУ, 2004.
Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
Шериф М., Шериф К. Перспективы социальной психологии. М. : ЭКСМО, 2001. 687 с.
Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М. : Апрель-пресс ; ЭКСМО-пресс, 2000. 311 с.
Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
Яглом А.М., Яглом И.М. Вероятность и информация. 3-е изд. М. : Наука, 1973. 359 с.
Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социологические исследования. 1998. № 10. С. 44-50.
Кабрин В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования : учеб.-метод. пособие. Томск, 2002. 116 с.
 Теоретический анализ проблем коммуникации в психологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 352.

Теоретический анализ проблем коммуникации в психологии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 352.

Полнотекстовая версия