Социологический анализ образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Социологический анализ образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов

Рассматриваются социальные факторы, влияющие на мотивационные предпочтения студентов в отношении профессиональных интересов и физкультурно-спортивной деятельности. Определены среднестатистические затраты времени на различныевиды деятельности в течение суток. Установлено влияние мотивационных предпочтений и социологических факторов учебно-профессиональной и физкультурно-спортивной направленности на процесс приобщения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Sociological analysis of lifestyles, physical training and sports activity of students.pdf Многочисленные исследования в сфере физическойкультуры позволяют утверждать, что структура моти-вационных устремлений и учет социальных факторов,имеющих непосредственное отношение к состояниюздоровья занимающихся, их физической подготовлен-ности, престижности определенных видов физическойкультуры и т.д., оказывают существенное влияние напроцесс приобщения студенческой молодежи к регу-лярным занятиям физкультурно-спортивной деятель-ностью [1-3 и др.].Цель настоящего исследования - изучение мотива-ционной сферы и образа жизни студентов.В Томском государственном университете в 2008 и2011 гг. было проведено 2 социологических опроса, вкоторых приняли участие 642 студента 18 факультетови 4 институтов (362 мужчины и 280 женщин в возрасте17-25 лет), занимавшихся физическим воспитанием на6 отделениях по видам физкультурно-спортивных дея-тельности. Опросы проводили в начале 1-го и по окон-чании 3-го курса (табл. 1).Прежде чем перейти к анализу предпочтений рес-пондентов в сфере физической культуры мы сочли не-обходимым проанализировать их мотивационные пред-почтения в отношении профессиональных интересов,образа жизни и распределения свободного времени.Оказалось, что доминирующими мотивами в учеб-но-профессиональной деятельности являются: интереск получению знаний (42,9% студентов); стремлениеиметь работу (профессию) (35,5%); стремление к сту-денческой жизни (33,6%); желание добиться успеха(33,6%). Быть хорошим специалистом хотят 20,6% сту-дентов, культурным человеком - 19,6%, а интелли-гентными хотят быть только 12,1% опрошенных. Для61,2% студентов имеет значение желание быть умными обладать интеллектом.Данные о материальном положении и характере са-мооценки респондентов (степень удовлетворенностиматериальным положением) приведены в табл. 2.На младших курсах студенты в большей степенирассчитывают на поддержку родителей (родственни-ков), к 3-му курсу большая часть контингента ориенти-рована на стипендию (преимущественно женщины) идополнительные заработки (преимущественно мужчи-ны). Среднемесячные расходы на 1-м курсе существен-но выше у студентов, приехавших в Томск из другихгородов. К 3-му курсу они практически уравниваютсяза счет роста расходов у томичей; у иногородних сту-дентов они остаются неизменными.Субъективное восприятие ситуации материальной ижилищной обеспеченности (уровень самооценки по20-балльной шкале) практически не меняется в процессеобучения. Зафиксировано только статистически досто-верное увеличение степени удовлетворенности рацио-ном и режимом питания у мужчин. В целом все респон-денты оценивают уровень своей материальной обеспе-ченности как достаточно высокий (13-15 баллов).Т а б л и ц а 1Показатели демографической структуры студенческого контингента, % ( 2x X s  )Курс обучения1-й Показатель 3-йМуж. Жен. Муж. Жен.Возраст, лет 17,1±0,1 17,6±0,9 19,6±0,5 19,6±1,1Число состоящих в браке 0 0 1,5 2г. Томск 38 40 33 43Другие городаи районы Западной Сибири 34 34 33 37Другие регионы России и СНГ 28 26 34 20Места́ постоянного жительстваВсего 100 100 100 100Стипендия 45 71 34 63Помощь родителей (родственников) 54 25 43 26Соотношение источников доходов Дополнительные заработки 1 4 23 11Всего 100 100 100 100Соотношение среднемесячных У томичей 100* 100** 210 144расходов У приезжих 205 170 207 185*Расходы мужчин-первокурсников, постоянно проживающих в Томске, приняты за 100%.**Расходы женщин-первокурсниц, постоянно проживающих в Томске, приняты за 100%.Т а б л и ц а 2Уровни показателей самооценок условий жизнеобеспечения по 20-балльной шкале, баллы ( 2x X  s )Курс обученияПоказатель 1-й 3-йМуж. Жен. Муж. Жен.Удовлетворенность рационом и режимом питания 3,5±0,1 12,4±0,1 7,2±1,4* 11,3±0,1**Для учебной деятельности 17,3±1,9 14,5±0,1 17,1±2,1 14,5±0,1Для занятий физическойкультурой 18,5±1,4 14,6±0,1 17,5±2,0 14,3±0,1Обеспеченностьодеждойи обувьюДля досуга 18,0±0,5 12,9±0,1 18,2±1,7 12,8±0,1Удовлетворенность У томичей 17,7±2,1 18,1±0,1 16,1±1,9 17,5±0,2жилищно-бытовымиусловиями У приезжих 13,0±1,4 14,0±0,1 14,3±2,1 13,3±0,2Примечание. n = 500.* Статистически значимые (p < 0,05) различия показателей у мужчин старших курсов относительно первокурсников.** Статистически значимые (p < 0,05) темпы прироста показателей у женщин старших курсов относительно первокурсников.Т а б л и ц а 3Затраты времени у студентов в течение суток на различные виды деятельности и сон, мин ( 2x X s  )№ Деятельность Мужчины(n = 215)Женщины(n = 236)1 Аудиторные учебные занятия 325±5 320±42 Внеаудиторные самостоятельные учебные занятия 131±5123±4218±9*174±6*р < 0,053 Перемещения (переезды) между местами выполнения различныхвидов деятельности88±246±1р < 0,0553±236±1р < 0,054 Гигиенические процедуры25±128±1р < 0,0560±2*84±3*р < 0,055 Приготовление и прием пищи113±5101±477±3*110±5р < 0,056 Хозяйственно-бытовая деятельность21±159±2р < 0,0551±2*90±3*р < 0,057 Оплачиваемая трудовая деятельность137±648±4р < 0,0510±1*8±1*8 Занятия физической культурой и спортомвне учебного плана30±351±4р < 0,0528±136±2*р < 0,059 Досуговая (развлекательная) и аналогичные видыдеятельности66±4221±9р < 0,05100±5*180±7*р < 0,0510 Пассивный отдых72±4212±8р < 0,0596±5*176±7*р < 0,0511 Сон402±6511±8р

Ключевые слова

мотивационные предпочтения, материальная и жилищная обеспеченность, физкультурно-спортивная деятельность, физическая и профессиональная подготовленность, motivational preferences, material and housing provision, physical training and sports activities, physical and professional training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шилько Виктор ГенриховичНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта факультета физической культурыvshilko@mail.ru
Гусева Наталия ЛеонидовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетначальник управления социально-воспитательной работыvshilko@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта : учеб. пособие. Томск : Томский государственный университет, 2005. 173 с.
Шилько В.Г., Гусева Н.Л., Капилевич Л.В. Мотивация студентов к здоровому образу жизни через физкультурно-спортивную деятельность // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и учебной работы. М. : Изд-во МГУ, 2008. С. 213-215.
Радаева С.В., Шилько В.Г. Обязательный курс физического воспитания студентов, реализуемый с применением учебной и внеучебной форм занятий // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300 (III). С. 76-78.
Загревская А.И., Шилько В.Г. Технологический подход к физкультурному образованию студентов на основе модульного обучения // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 197-203.
Радаева С.В., Шилько В.Г., Капилевич Л.В. Социально-педагогические аспекты физического воспитания студентов бюджетной и внебюджетной форм обучения // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. СПб. : Санкт-
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни // Среднее профессиональное образование. 1995. № 4. С. 27-29.
 Социологический анализ образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Социологический анализ образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352.

Полнотекстовая версия