Типографские средства как составляющая часть пунктуации современного русского научного текста
В статье представлены результаты наблюдений над пунктуационным оформлением научного текста, расширяющие границы традиционного понимания пунктуации научного стиля. Объектом анализа является типографское звено метаграфических средств, используемых в графической организации русских научных текстов. Функциональный потенциал супраграфематических и топографематических средств в русской научной речи определен на основе наблюдения над функционированием метаграфических средств в русских кодифицированных и некодифицированных научных текстах с учетом требований, предъявляемых к оформлению русских журнальных научных публикаций.
Linear and two-dimensional supragraphemic units in Russian scientific prose.pdf Изучение функционирования пунктуации в совре-менных текстах разной жанрово-стилевой принад-лежности в условиях быстрого роста техническихвозможностей, обеспечивающих графическую органи-зацию печатного текста, предполагает описание ком-плекса дополнительных типографских средств поми-мо традиционного набора собственно-пунктуацион-ных знаков. Расширение границ пунктуации обусло-вило возникновение понятия метаграфемики, под ко-торой понимается «дополнительная и вспомогатель-ная семиотическая система, в которую включены не-вербальные знаки и средства, участвующие (наряду свербальными) в смысловой и информативной органи-зации текста» [1. С. 27].С начала XX в. отечественные исследователи пред-принимали попытки лингвистического описания функ-ционирования супраграфематических и топографема-тических средств, определения их статуса в графиче-ской системе русского языка. А.А. Реформатский вразработанной им «теории защит» рассматривал супра-графемы и топографемы в разделе типографской пунк-туации, которая противопоставлялась лингвистиче-ской, и основной функцией этих типографских средствсчиталась защита реципиента от неправильной интер-претации текста [2]. Ряд исследователей относят сред-ства смысловой организации текста к несобственно-пунктуационным знакам, или «единицам второго по-рядка» [3, 4]. В более поздних работах представленапопытка описания функционирования и определениястатуса супраграфем и топографем в общей практикеписьменной речи вне жанрово-стилевой принадлежно-сти текстов [5].Для описания функционирования типографскогозвена пунктуационной системы русского языка в со-временных условиях коммуникации, при отсутствииединого кодекса правил его употребления, понятияпунктуационной нормы оказывается недостаточно.В связи с этим в литературе вводится понятие метагра-фической нормы, которая «понимается как совокуп-ность социально отработанных и реально использую-щихся пунктуационно-графических знаков и средств,служащих для оформления текстов на внешнем уров-не» [1. С. 74]. Изучение метаграфических норм на ма-териале некодифицированных текстов («тексты, в ко-торых наблюдаются случаи осознанного и неосознан-ного отступления от кодифицированных языковыхнорм» [6]) позволяет выявить умения составителейтекстов оперировать вышеперечисленными средствамив соответствии с представлениями о функционирова-нии этих средств в русских научных текстах.Актуальность настоящего исследования определя-ется широкой распространенностью супраграфем итопографем в современной письменной речи и недос-таточной изученностью способов реализации новыхпунктуационных возможностей в печатных текстахразной жанрово-стилевой принадлежности, в частностив русских кодифицированных и некодифицированныхнаучных текстах.Цель исследования - определить функциональныйпотенциал супраграфематических и топографематиче-ских средств в современных русских кодифицирован-ных (РКНТ) и некодифицированных научных текстах(РННТ). Для достижения поставленной цели необхо-димо решить следующие задачи: систематизироватьсупраграфематические и топографематические средст-ва в РКНТ, исходя из выполняемых ими функций; рас-смотреть функционирование этих средств в РННТ спозиции соответствия метаграфическим нормам РКНТ.Достоверность результатов исследования достига-ется использованием достаточно большого объема экс-периментального материала с опорой на имеющуюсятеоретическую базу. Рассмотрено порядка 75 РННТ поматематике и электронике (допечатный вариант науч-ных статей и дипломных работ, выполненных молоды-ми учеными Томского государственного университетаи Томского политехнического университета), а также30 РКНТ (Вестник Томского государственного универ-ситета, Известия Томского политехнического универ-ситета, Вестник Московского университета, трудыконференций), что составляет порядка 1000 страництекста. Сбор материала осуществлялся методомсплошной выборки. В работе применялся метод лин-гвистического описания с использованием приемовнаблюдения, систематизации и интерпретации.Пунктуационно-графическое оформление РКНТосуществляется посредством использования собствен-но-пунктуационных знаков, супраграфематических(курсивное и жирное выделение, капитализация, под-черкивание, варьирование размера кегля, горизонталь-ный и вертикальный пробелы) и топографематическихсредств (варьирование абзацного отступа и расположе-ния текста на странице).Супраграфемы - это специальные метаграфическиесредства, которые участвуют в смысловой организациитекста наряду с синграфемами (собственно-пунктуаци-онными знаками). Топографемы - это нормы располо-жения текста на плоскости страницы, обеспечивающиеэффективное восприятие текста и его коммуникативно-прагматическое воздействие [1. С. 30]. Правила и ре-комендации по употреблению супра- и топографем вРКНТ представлены в справочниках редакторскойправки, руководствах по компьютерной типографике,требованиях к оформлению научных статей, причем внастоящее время в издательствах разных научных жур-налов эти требования неодинаковы. Супраграфемы итопографемы в РКНТ выполняют ограничительную ивыделительную функции.Такие метаграфические средства, как капитализация(чередование строчных и прописных букв), абзацныйотступ, горизонтальный и вертикальный пробелы, вы-полняют ограничительную функцию. Капитализацияначальной буквы текста наряду с абзацным отступом, атакже на стыке предложений наряду с точкой в основ-ном тексте используется для отделения параграфов ипредложений. Горизонтальный пробел выполняетфункцию заполнения пространства «отсутствующегознака» [1] и является отделяющим звеном между сло-вами и предложениями. Вертикальный пробел, илиспуск в типографской терминологии, отделяет назва-ния и подназвания, разделы и подразделы научноготекста. На рис. 1 представлен образец использованиясупраграфематических и топографематических средствв ограничительной функции в русских научных тек-стах, где капитализация, горизонтальный пробел и аб-зацный отступ обозначены подчеркиванием, верти-кальный пробел - круглыми скобками.Формальное описание асинхронных композиций автоматовД.С. ПетровТомский государственный университет, г. Томск(вертикальный пробел)В работе предлагается формула для описания асинхронной композиции конечных автоматов.Наличие такой формулы позволяет использовать стандартные методы при решении асин-хронных автоматных уравнений.(вертикальный пробел)Ключевые слова: асинхронная цифровая схема, фундаментальный режим, конечный автомат внормальной форме, асинхронная композиция автоматов.(вертикальный пробел)ВведениеТехнология создания электронных схем, основанная на так называемой асинхронной логике, известна как аль-тернатива технологии с тактовым управлением, которая в настоящий момент используется при производствебольшинства современных схем.Рис. 1. Образец использования супра- и топографематических средств в ограничительной функцииТакие супраграфематические и топографематиче-ские средства, как варьирование насыщенности и кег-ля, курсивное выделение, капитализация, подчеркива-ние и топографематическое варьирование, выполняютвыделительную функцию. Отмечается два типа выде-ления фрагментов в научном тексте: установление тек-стовой иерархии и выделение фрагмента в основномтексте с целью эмфазы.Графическая организация иерархической структу-ры научных текстов, а именно выделение заголовков,подзаголовков, разделов текста, реквизитов, осущест-вляется посредством варьирования насыщенности икегля, использования курсива, капитализации и топо-графематического варьирования. В этом случае упот-ребление метаграфических средств в рамках издатель-ства определенного научного журнала носит обяза-тельный характер.Варьирование насыщенности и употребление кур-сива в установлении текстовой иерархии функцио-нально неравнозначно. Сфера действия курсива в рас-пределении внутритекстовых отношений ограничива-ется выделением разделов и подразделов в научномтексте, в то время как жирный шрифт используется длявыделения названий статей, названий разделов и под-разделов текста (в ряде случаев в сочетании с пропис-ным), наиболее значимых разделов текста (текст анно-тации, перечень ключевых слов). Прописной вариантначертания (полная капитализация) используется привыделении названий (рубрик и подрубрик) и оформле-нии подписей к таблицам, в ряде случаев в сочетании скурсивным и жирным выделениями.Выбор размера кегля осуществляется в соответст-вии со значимостью выделяемого фрагмента текста иконвенциональной обусловленностью соотнесенияэлемента с определенным разделом научного текста.Высший кегль используется для выделения названияраздела или подраздела научной статьи. Использованиенизшего кегля характерно для выделения текста под-писей к иллюстрациям; названия таблиц и надписей втаблице; текста аннотации и перечня ключевых слов.Сочетание нескольких разных кеглей, варьированиекегля в названиях и разделах научного текста, допол-нительно дублирующееся жирным и курсивным выде-лениями, не противоречит правилам редакционно-технического оформления РКНТ.Топографематическое варьирование используетсядля расположения заголовков, реквизитов, текста анно-тации, а также перечня ключевых слов. Маркирован-ным членом оппозиции в данном случае обычно явля-ется срединное расположение фрагмента на странице;текст аннотации и ключевые слова занимают полусре-динное положение (оформляются с обеих сторонбόльшим абзацным отступом).Для иллюстрации вышеперечисленных значений ме-таграфических средств представлен фрагмент из науч-ной статьи по математическому тестированию (рис. 2),где жирный шрифт используется в функции выделенияреквизитов и слова-названия «ключевые слова», а такжев сочетании с прописным набором для выделения ос-новного заголовка текста, курсивом выделен переченьключевых слов как особый подраздел научной статьи.Центральное положение занимают реквизиты, заголовоктекста, полусрединное - текст аннотации и переченьключевых слов без использования абзацного отступа.Варьирование размера кегля используется для наборатекста аннотации и перечня ключевых слов. Горизон-тальный и вертикальный пробелы выполняют закреп-ленную за ними ограничительную функцию.И.Б. Бурдонов, А.С. КосачевСЕМАНТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОТКАЗАМИ, ДИВЕРГЕНЦИЕЙИ РАЗРУШЕНИЕМ. ЧАСТЬ 1. ГИПОТЕЗА О БЕЗОПАСНОСТИИ БЕЗОПАСНАЯ КОНФОРМНОСТЬИсследуются формальные методы тестирования конформности исследуемой системы спецификации. Семантика взаимодейст-вия определяет тестовые возможности, сводимые к наблюдению действий и отказов (отсутствия действий).Ключевые слова: тестирование, конформность, семантика взаимодействия, трассы, отказы, LTS.Статья посвящена методам тестирования соответствия (конформности) исследуемой системы заданным тре-бованиям (спецификации) на основе формальных моделей. Операционная семантика взаимодействия задаётся спомощью машины тестирования, определяющей тестовые возможности (РКНТ, Вестник ТГУ).Рис. 2. Образец графической организации иерархической структуры русскихнаучных текстовСупраграфемы, такие как варьирование насыщен-ности, употребление курсива, капитализация и под-черкивание, также используются для выделения фраг-ментов в основном тексте. Употребление метаграфи-ческих средств в этом случае носит необязательныйхарактер, хотя в ряде случаев тематика текста и об-ласть научного исследования могут быть определяю-щими факторами при пунктуационно-графическомоформлении элементов текста. Так, в текстах по мате-матике курсив используется для выделения терминов,в чем проявляется не только его условная немотивиро-ванная (общая для любого печатного текста), но ииконическая семантика (свойственная только некото-рым сферам употребления).В основном тексте наиболее употребляемым супра-графематическим средством является курсив, которымвыделяются величины, обозначенные латинскимистрочными греческими буквами, индексы и латинскиеназвания таксонов; векторные величины (иногда в со-четании с полужирным шрифтом), новые слова и тер-мины; названия используемых символов программыили метода; названия пунктов списка вертикальногоперечня в компьютерной математике. Жирное начерта-ние графем также отмечается при выделении фрагмен-тов в основном тексте: выделение значимых слов (ввод,алгоритм, вход, теорема и др.) в текстах по математи-ке при введении в текст доказательств, примеров и ал-горитмов; при выделении сокращений в оформленииподписей к иллюстрациям; выделение матриц и век-торных величин. Жирный шрифт в сочетании с курси-вом используется для обозначении разделов, подразде-лов и центральных (опорных) слов-названий разделовнаучного текста.Подчеркивание отмечено лишь в одном из текстов вфункции эмфатического выделения значимого фраг-мента - подназвания подраздела (частный случай руб-рикации). Варьирование кегля, прописное начертание,топографематическое варьирование в основном текстене используются.На рис. 3 представлены фрагменты из текстов покомпьютерной математике, в которых (1) курсив выде-ляет термины, (2) жирный выделяет символы, (3) под-черкивание фокусирует внимание на наиболее важныхэлементах текста с позиции автора, (4) полная капита-лизация используется для обозначения важных заго-ловков подразделов в рубрикации.(1) Такие гипотезу и конформностьможно назвать трассовыми, поскольку они зависят только от трассреализации и спецификации, но не от их состояний и соответствия состояний (Вестник ТГУ).(2) В частности, failure trace semantics [3, 4, 6-8, 12] и семантика популярного отношения ioco [8, 9] явля-ются частными случаями R/Q-семантики (Вестник ТГУ).(3) «Практические предположения»: 1) Любая конечная последовательность любых действий совершаетсяза конечное время, а бесконечная - за бесконечное. 2) «Передача» тестового воздействия (от кнопки) в реали-зацию и наблюдения от реализации (на дисплей машины) выполняются за конечное время (Вестник ТГУ).(4) ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Собственно, в доказательстве нуждается только факт ограниченности множестваП(). Обоснуем его, рассуждая от противного (Известия РАН).Рис. 3. Образец использования супраграфематических средств в основном тексте РКНТВыявив функции супраграфематических и топогра-фематических средств, следует обратиться к рассмот-рению их функционального потенциала в РННТ.Функциональный потенциал супраграфем и топогра-фем в РННТ несколько шире, чем в РКНТ.Отмечены следующие случаи пунктуационно-графического оформления РННТ, не свойственныеРКНТ: (1) употребление заглавной буквы при ссылкена иллюстративный материал (таблицы, рисунки), атакже (2) заглавной буквы, взятой высшим кеглем вначале текста, (3) употребление курсива для выделенияслова, которое употребляется не в своем обычном зна-чении, (4) использование подчеркивания в рубрикацииэтапов алгоритма, примерах и терминах, использованиепрописного шрифта для выделения наиболее значимыхчастей текста (рис. 4).(1) Для наглядности в Таблице 1 приведены параметры возбуждения ГРТ (РННТ).(2) ЛАЗЕРЫ НА ПАРАХ МЕДИ и ее соединений, генерирующие излучение на длинах волн 510.6 и 578.2нм, являются одними из наиболее мощных лазеров видимого диапазона спектра (РННТ).(3) Автомат B является подавтоматом автомата A, если множество переходов автомата B содержится вмножестве переходов автомата A (РННТм).(4) Автомат можно задавать посредством диаграммы переходов.Рис. 4. Случаи графического оформления РННТ, не отмеченные в РКНТВ результате изучения функционального потенциа-ла супраграфем и топографем также была выявленаразная частотность употребления этих средств в РННТ.Такие метаграфические средства, как жирный шрифт вназваниях и подназваниях, курсив в функции выделе-ния терминов, горизонтальный пробел и абзацный от-ступ в ограничительной функции, центральное разме-щение названия статьи, регулярно используются вРННТ. Варьирование кегля и вертикального пробела,полная капитализация (прописной вариант), комбини-рование разных супраграфематических и топографема-тических средств реже отмечается в РННТ.Проведенный анализ функционирования типограф-ских средств в научных текстах показал, что варьиро-вание супраграфематических и топографематическихсредств, таких как чередование строчных и прописныхбукв, шрифтовое варьирование, варьирование кегля,употребление вертикального и горизонтального пробе-лов, размещение фрагментов текста на странице и аб-зацный отступ, вместе с варьированием собственно-пунктуационных знаков, формируют особый функцио-нальный потенциал метаграфического оформленияРКНТ и отражают сложную многоуровневую структу-ру организации научного текста.Динамика научного текста и установление тексто-вой иерархии осуществляется посредством выделенияназваний, разделов и подразделов, оформления подпи-сей к иллюстрациям. В основном тексте супраграфемыиспользуются для выделения символов, терминов, зна-чимых слов в названии этапов доказательств и алго-ритмов. Горизонтальный и вертикальный пробелы, ка-питализация, в ряде случаев в сочетании с абзацнымотступом и варьированием размещения фрагментовтекста на странице, выполняют ограничительнуюфункцию. Незначительное расширение функциональ-ного потенциала типографских средств в РННТ пред-ставлено следующими случаями: капитализация пер-вой буквы фрагмента при ссылке на иллюстративныйматериал, варьирование кегля в сочетании с частичнойкапитализацией для акцентирования начала научноготекста, использование подчеркивания для выделениятерминов, шагов алгоритма, примеров.Функционирование типографских средств необхо-димо рассматривать как составляющую часть сложной,хорошо организованной многоуровневой пунктуаци-онно-графической структуры научного текста, много-слойность которой обеспечивается разнообразием иразноплановостью собственно-пунктуационных и ти-пографских средств, используемых с единой цельюоптимизации восприятия печатного научного текста.Отсутствие единого стандарта на употребление типо-графских средств в современных РКНТ, с одной сторо-ны, и нерегулярный характер употребления этихсредств в РННТ, с другой, указывает на необходимостьболее детального исследования представлений пользо-вателей о функционировании этих средств в научнойречи с целью разработки общей системы правил, рег-ламентирующих разноуровневую организацию совре-менного печатного текста.Теоретически важно продолжать изучение совре-менного состояния пунктуационной системы на мате-риале текстов разной стилевой принадлежности, ис-пользуя в качестве основы данные о пунктуации науч-ного текста, зафиксировать происходящие в системеизменения, спрогнозировать дальнейшее развитие ивозможную стандартизацию употребления этихсредств, что требует проведения дальнейших описа-тельных и экспериментальных исследований.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 196
Ключевые слова
пунктуация, кодифицированные и некодифицированные научные тексты, супраграфематические и топографематические средства, punctuation, printed and pre-printed scientific texts, linear and two-dimensional supragraphemicsАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Евтушенко Татьяна Геннадьевна | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | зав. учебной лабораторией кафедры промышленной и медицинской электроники Ин-ститута неразрушающего контроля | tanyayevtushenko@yahoo.com |
Ссылки
Шубина Н.Л. Пунктуация современного русского языка : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2006. 256 с.
Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М. : Наука, 1987. С. 141-179.
Щерба Л.В. Теория русского письма. Л. : Наука, 1983. 131 с.
Николаева Т.М. Единицы языка и теория текста // Вопросы языкознания. 1984. № 3. С. 27-57.
Баранов А.Н., Паршин П.Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989. С. 41-107.
Ярица Л.И. Пунктуационные нормы и тенденции их изменения в некодифицированных текстах (на материале конспектов студентов томских вузов) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2009. 22 с.
