В статье представлен функционально-семантический анализ образных средств языка, используемых в поэтических текстах Б. Поплавского. Этот анализ дает возможность представить разнообразие языковых средств выражения авторской картины мира. В работе с опорой на метод лингвокогнитивного моделирования конструируется художественная картина мира Б. Поплавского как система метафорических моделей, связывающих разные концептуальные области по принципу аналогии. Лингвистический анализ помогает точнее и глубже осмыслить место и значение творчества Поплавского в художественной литературе и культуре.
Role of figurative language means in modelling of B. Poplavskiys poetic world view.pdf Поэзия Б.Ю. Поплавского относится к числу наи-менее изученных как в области литературоведения, таки в области лингвистики. В его творческом наследииостались проза, дневники, критические заметки, статьи,письма. Б.Ю. Поплавский - яркий представитель вто-рого поколения молодых эмигрантов так называемого«незаметного поколения».Эстетическое мировоззрение поэта формировалосьв русском символизме. Его лирика отражает профес-сиональную эволюцию поэта. Позднее он обратился кевропейскому футуризму и в большей степени - к сюр-реализму. Лирика Поплавского крайне живописна, по-этому в его поэзии много метафор, сравнений, эпитетови олицетворений. В данной работе будут рассмотреныразличные образные средства языка, используемые влирике Б. Поплавского для выражения художественнойкартины мира автора.В литературоведении много говорилось о влиянииживописи на творчество Поплавского. Некоторые кри-тики упрекали поэта в том, что его сюрреалистическиймир создан «незаконными» средствами, заимствован-ными у живописи [1. С. 227]. Е. Менегальдо в моно-графии, посвященной творчеству Б.Ю. Поплавского,пишет о том, что сам писатель пытался делать карьерухудожника, но после неудачи в этом виде искусстварешил «…добиться того же результата в своем словес-ном творчестве, используя не те же, а аналогичные сред-ства: алогические сочетания не красок, а слов, причуд-ливые метафоры, умелые перебои ритма. Поэзия созда-ется из музыки, философии и живописи. То есть от со-единения ритма, символа и образа» [2. С. 27-28].В задачи нашего исследования входит анализ обще-языковых и индивидуально-авторских образных средствязыка, используемых Б. Поплавским для выражения ху-дожественной картины мира в стихотворениях и стихо-творных циклах.«Картина мира представляет собой сложную систе-му образов, отражающих действительность в коллек-тивном сознании» [3. С. 74]. В современной русистикетермин «языковая картина мира» не только активноупотребляется, но представляет некое целостное на-правление исследований языковых фактов. Направле-ние находится на пересечении лингвокультурологиче-ской и когнитивной проблематики. Термин «языковаякартина мира» «фиксирует теоретически отрефлекти-рованный тип отношений языка, мира и человека кактип интерпретативной гносеологической деятельностичеловека по отношению к миру, объективированный вязыковых фактах» [4. С. 28]. Хотя коллективные пред-ставления являются фундаментальной частью языко-вой картины мира, она может быть и индивидуальной,т.е. характеризовать и отличать творчество одного пи-сателя от другого. Образная лексика и фразеологияиграет важную роль в языковом выражении концепту-альной и художественной картин мира.Миромоделирующая функция образного лексиконаанализируется в работах О.И. Блиновой, Н.А. Илюхи-ной, Г.Н. Скляревской, В.Н. Телия, Е.А. Юриной и др.Семантика образных средств языка реализует образныепредставления о явлениях мира на основе механизмаметафорической аналогии и отражает базовые когни-тивные метафорические модели. «Современная когни-тивистика (Дж. Лакофф, М. Джонсон, Н.Д. Арутюнова,А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова и др.)рассматривает метафору как основную ментальнуюоперацию, как способ познания, структурирования иобъяснения мира. Человек не только выражает своимысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами,создает при помощи метафор тот мир, в котором онживет» [5. С. 128].Функционально-семантический анализ употребле-ния образных средств языка в поэтических текстахБ. Поплавского дает возможность сконструировать ипредставить разнообразие средств выражения автор-ской картины мира, которая преимущественно носитметафорический характер. Она может быть описаначерез систему метафорических моделей, связывающихразные концептуальные области по принципу аналогии(Дж. Лакофф, А.П. Чудинов, А.Н. Баранов и др.).Сборник «Флаги», с которого мы начали наш ана-лиз, - первый и единственный, опубликованный прижизни поэта. Тем не менее в 1998 г. были обнаруженырукописи и черновики поэта, которые считались до техпор утерянными, и среди них был обнаружен списоквсех стихотворений, составленный самим Поплавским.Этот список показывает, что свои ранние стихи 1922-1924 гг. автор собрал в сборник под названием «В вен-ке из воска», а в сборник «Флаги» должны были войтитолько стихотворения 1927-1930 гг. [6. С. 465-467].В данной статье будут представлены результаты анали-за пяти самых первых стихотворений Б. Поплавского,включенных в сборник «В венке из воска». Анализ на-правлен от рассмотрения узуальной семантики лекси-ко-фразеологических единиц к функциональной пред-назначенности образной лексики в выражении комму-никативного и эстетического замысла автора. В первыханализируемых нами стихотворениях на общее количе-ство 457 слов было выделено 70 случаев употребленияобразных средств языка. Среди них языковые метафоры(лети, закат, лети - о быстром движении времени;холод плыл - о приближении зимы; смягчиться 'статьдобрее' - о человеке; осенний дым 'туман') намногоболее распространены, чем образные выражения (каккаменная - о руке человека) и авторские метафоры (каклезвием кинжала - о конечности зонта). Образныесравнения составляют 12,8% и разделяются на авторские(8,6%: как лезвием кинжала - о конечности зонта; какогромная валторна - о городе) и устойчивые сравнения(4,2%: как каменная - о руке; как небо - о большомколичестве чего-либо). Собственно образные слова (не-пристойная - о дружбе, ежась - о прохожих, грохота-ли - о подводах) реализуются в 11,4% от числа всехсредств. Поплавским используется незначительное ко-личество авторских метафор (8,6%: стрела слов - о бо-ли, причиненной словами, как холодны общественныеводы - о неприятии общественных устоев), хромосим-волизмов (2,8%: оранжевая слава; синел четвертыйчас) и прецедентных имен (1,4%: неверящий Фома).Наиболее часто встречаются единицы, образноезначение которых включает представления из метафо-рической сферы-источника «Человек» и «Животное».Из них сфера-источник «Человек» воплощена в самоймногочисленной группе образных средств. Почти 50%от всех типов образных средств реализуются в основ-ном с применением метафоры-олицетворения. Олице-творение репрезентировано 34 метафорическими еди-ницами. Семантика олицетворения предполагает наде-ление признаками человека явлений живой и неживойприроды. Олицетворяющие признаки, приписываемыеперсонифицированному денотату, относятся к семан-тическому макрополю «Человек».Данная концептуальная сфера достаточно разно-родна, представлена многими фреймами. В централь-ные понятийные области сферы-источника входят «со-циальные взаимодействия» (13 случаев из 34 антропо-морфизмов) и «движение человека» (12 случаев из34 антропоморфизмов). Через сферу «социальныевзаимодействия», включающую процессы, связанные смежличностными отношениями, характеризуются та-кие явления из сферы-мишени, как природные явления(Прозрачный ј"ветер неумело вторитПоют деревья голые в лесуИ город, как огромная валторна.Первые строчки представляют время жизни и образжизни лирического героя. Он отдыхает, пытаясь на-слаждаться каждой минутой досуга и не думать об от-ветственности перед будущим. Символическую парал-лель составляет время года - конец осени: «голые дере-вья» и «пустой город». Голые осенние деревья поют,значит, дует ветер, играя с ветками и издавая различ-ные звуки.Осень - это также часто встречаемый сезон в по-эзии Б. Поплавского. Осень и зима, переход осени взиму символизируют приближение к концу природногоцикла и жизненного цикла человека. Лирический геройчувствует приближение смерти, которая приходит спервым снегом: «А вот и снег. Умри». Снег здесь вы-ступает атрибутом смерти. Это история о последнихмоментах жизни, когда лирический герой признается всвоей несерьезности по отношению к жизни и чувству-ет приближение смерти.В диалоге Поплавского с Богом не могли не обна-ружиться следы Библии. В стихотворении рассеяныбиблейские символы, начиная с названия. «Венок извоска» напоминает страдания и смерть Христа (терно-вый венок). У лирического героя венок из воска, мягко-го материала, который не причиняет боль. Это явныйсимвол того, что его страдания проходят без боли, взатуманенном сознании, но смерть неизбежна и длянего. Можно предположить, что эта символика связанас таким автобиографическим фактом, как наркотиче-ская зависимость Б. Поплавского.Кроме того, валторна, в ее античной форме, - инст-румент, используемый в известном библейском эпизо-де «Взятие Иерихона» Нав., 6:1-26 [7. С. 222-223].К библейской символике можно отнести и образовцы (невинной жертвы, чистой души):Кружит октябрь, как белесый ястреб,На небе перья серые его.Но высеченная из алебастраОвца души не видит ничего.Лирический герой чувствует себя бессильной жерт-вой, как овца, не готов принять смерть. Он чувствует истрах перед неизбежностью смерти:Холодный праздник убивает вяло.Туман идет на гору и с горы.Я помню, смерть мне в младости певала:Не дожидайся роковой поры.Система антропоморфныхобразов изображает мед-ленное, но неизбежное приближение смерти. Движениеприродных явлений, чередование сезонов, временипоказывают ускорение приближения к концу кален-дарного года, сезонного года и жизни. Кроме того, бо-гатейший мир олицетворений компенсирует лириче-скому герою его сиротство в мире людей и обеспечива-ет ему символический выход из одиночества.В ранних стихотворениях Б. Поплавского встреча-ются зооморфные образы, а также образы с исходнойпонятийной семантикой «Мир растений». Сфера-источник «Животное» метафорически проецируется насамые разные явления действительности: природу, че-ловека, транспорт, время года и т.д. В первых стихо-творениях зооморфизмы представляют образную ана-логию с птицей: 9 языковых единиц из 12. Эти образыотносятся прежде всего к человеку, средствам пере-движения и природным явлениям (Я помню лаковыекрылья экипажа; Напудренный и равнодушный клюв -о носе человека; октябрь, как белесый ястреб). В сфе-ре источнике «Птица» 6 образных единиц выражают ееполет (еще один динамический образ). В стихотворе-нии «Я помню лаковые крылья экипажа» образ птицыпоявляется во многих контекстах. Он используется дляноминации части транспортного средства, движенияприродных явлений, части тела человека:Я помню лаковые крылья экипажа,Молчание и ложь. Лети, закат, лети.(...)(...) Вилась под твердой шляпой седина,А сзади мы, как бы орел двуглавый(...) Напудренный и равнодушный клювГрозит прохожим, что моргают, ёжась. (...)В этих стихах образ двуглавого орла связан с ге-ральдическим символом, переосмысленным Б. Поплав-ским. Интерпретируя его, Е. Менегальдо пишет: «Не-смотря на мечту о полном слиянии друг с другом, вос-создающем первоначального гермафродита, мечту окотором поэт раскрывает в образе двуглавого орла«А сзади мы, как бы орел двуглавый…», время лишьуглубляет расстояние: любимая появляется в слабом,тусклом образе, между любящими возникает холод ивремя превращает счастье в нечто все более и болеепризрачное: «Осенний дым взошел над экипажем, /Где наше счастье медлило сойти» [8. С. 89].Выходит"ўКy, что приказ солнцу лететь - это только же-лание быстрее заканчивать совместное путешествие,стремление к концу.Кроме птиц, в стихотворениях встречаются и обра-зы других животных: ёж, конь, овца (прохожие, чтоморгают, ёжась, - о реакции ежа при опасности сво-рачиваться, трамвая конь - о неуправляемости транс-порта, овца души не видит ничего - символика овцыкак невинного и чистого существа).Менее частотны по продуктивности модели, пред-ставляющие артефакты, явления природы, звуки, цветаи мифологию. Исходные образы артефактов представ-лены маленькой группой, в которой самая частотнаяпонятийная сфера-источник относится к предметам(7 из 9) и самая часто повторяющаяся сфера-мишень -это человек (5 из 9) (рука, как каменная; закричу сей-час, как эти пароходные сирены; стрела слов; бес-следный - о человеке).Следует отметить, что спектр натуроморфных мета-фор в большинстве случаев направлен на изображениемира человека (Как осени по набережной шедшей / Невозвратиться по своим следам - о человеке; Напуд-ренный и равнодушный клюв / Грозит прохожим, чтоморгают, ёжась, - о женщине).Группы, минимальные по частотности, представля-ют исходные образы сенсорных признаков, фономор-физмов, хромосимволизмов и мифоморфизмов. Группасенсорных признаков включает всего лишь 3 единицы:тактильный (смягчилась - о характере женщине), ви-зуальный (поблекла - о потере красок личности илихарактера женщины) и вкусовой (Как сладостно шу-тить перед концом).Фономорфизм встречается только 2 раза. Во всехслучаях и сферой-источником, и сферой-мишенью яв-ляется мир предметов. То есть звуки одних предметовпереносятся на другие (Летел туман за каменный кар-низ, Где грохотали мерзлые подводы; Трамвая конь,что подлетал трубя).Хотя в произведениях Б. Поплавского цвет играеточень важную роль, в анализе первых стихотворениймы обнаружили только два примера хромосимволизма:синий (синел четвертый час - о приближении време-ни к вечеру) и оранжевый (Была кривая кучера спина /Окружена оранжевою славой, «оранжевая слава» -это свет заходящего солнца, создающий ареол, на фонекоторого выделяется спина кучера). Эти цвета находят-ся практически в противоположных частях спектра.Символика этих цветов характеризуется Кандинским:«Синий - это холодный цвет, оранжевый находится вобласти желтого, самый теплый цвет. Кроме того, си-ний может получить такую глубину, что будет грани-чить с черным» [9. С. 65]. «Но красный цвет, играющийбольшую роль в оранжевом, сохраняет для этой краскиоттенок серьезности. Он похож на человека, убежден-ного в своих силах» [Там же. С. 77].Мифоморфизм также встречается два раза, в обоихслучаях со ссылкой на Библию, в подтверждение тогобесконечного «романа с Богом», о котором сам поэтчасто говорил. В рамках мифоморфизма встречаетсяпрецедентное имя: Неверящий Фома (Была зима. Не-верящий Фома / Персты держал в ее закате алом),т.е. лирический герой, подражая библейскому рассказу,проверяет приближение зимы, символически трогая ееруками. «Другие ученики сказали ему: мы видели Гос-пода. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ранот гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей,и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Ин20:25 [7. С. 1152]. Также встречается собственно об-разное слово «божественный» (лицедей с божествен-ным лицом).Художественная картина мира Б. Поплавского какрезультат авторского языкового моделирования дейст-вительности представляет очень интересную концепту-альную систему. Мир автора расположился вокругдвух концептуальных гнезд: самое главное находитсяна земле, это человек, другое - на небе, это птица. Кар-тина мира Поплавского разрывается между двумя ми-рами. Автор устанавливает контакт между миром чело-века, землей, где все оживает и движется, идет, сколь-зит, плывет, и миром птицы, небом, которое являетсяобразом безграничной свободы и легкости.Так как и антропоморфизмы, и зооморфизмы моде-лируют мир через движение (человека или птицы), мо-жет показаться, что у Поплавского очень подвижныймир, но на самом деле царствует глобальное настрое-ние отступничества от жизни. Действительно, мир под-вижный в своих частях, но движение идет к неподвиж-ности. Кроме того, эта неподвижность символизируетпуть к смерти.Мир поэта, движущийся и одновременно непод-вижный, застыл в онирическом пейзаже, где осень пе-реходит в зиму (Осенний дым взошел; О, сумерковхолодные весы, / Скользили мимо снежные часы;И холод плыл торжественно над валом; Вы на снегуследы от каблука / Проткнули зонтиком; Зима плы-ла над городом туда; Как осени по набережнойшедшей; А вот и снег. Умри; Кружит октябрь, какбелесый ястреб / На небе перья серые его). Зима, сосвоей белизной, привносит ледяную статику, котораявсе поглощает: «Холод, наделенный сверкающей бе-лизной, сохраняет все свое могущество и предательскиусыпляет смелых путешественников» [8. С. 81].Проведенный анализ показывает, что образныесредства языка являются главным способом выраженияавторского мировоззрения и создания авторской по-этической картины мира Б.Ю. Поплавского.
Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж ; Москва, 1996. 446 с.
Менегальдо Е. Борис Поплавский - от футуризма к сюрреализму // Поплавский Б. Автоматические стихи. М. : Согласие, 1999. С. 5-30.
Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.
Резанова З.И. Языковая картина мира: взгляд на явление сквозь призму термина-метафоры // Картина мира: Модели, методы, концепты. Томск, 2002. С. 28-34.
Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург, 2001. 238 с.
Поплавский Б. Собр. соч. : в 3 т. Т. 1 : Стихотворения. М. : Русский путь, 2009. 560 с.
Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М. : Российское библейское общество, 2007. 1240 с.
Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб. : Алетейя, 2007. 284 с.
Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М. : Архимед, 1992. 110 с.