Коммуникативно-прагматический потенциал оценки в речи радиоведущего
Статья посвящена специфике реализации оценки в спонтанном радиодискурсе. Оценка рассматривается как единица коммуникативного уровня, акцент делается на оценке радиоведущим прагматических факторов, составляющих коммуникативную ситуацию. Выявляются объекты оценивания и интерпретации, типы оценок, средства языкового выражения позитивной и негативной оценок, характерных для информационно-аналитического и развлекательного радиодискурса. Целеустановка спонтанного радиодискурса на позитивную оценку связывается с его ориентацией на кооперативное общение участников коммуникации.
Communicative-pragmatic potential of evaluation in radio presenters speech.pdf Развитие лингвистической науки в качестве одной изприоритетных выдвинуло проблему речевого взаимо-действия в устной публичной коммуникации, «посколь-ку доминирующим информационным каналом становят-ся электронные СМИ» [1. С. 564]. В основе порождениятекстов СМИ находится авторская интенция, вследствиечего они характеризуются яркой модусной семантикой[2. С. 558]. Взаимодействие модального и иллокутивно-го компонента отчетливо проявляется в радиодискурсеразговорного радио. Структуру последнего составляютинформационно-аналитический дискурс и собственноразговорный дискурс, который функционирует в эфиреразвлекательных радиостанций.Оценочно-интерпретирующая деятельность субъек-та речи относится к сфере модуса как прагматическогоаспекта высказывания. Для коммуникативно-прагма-тического исследования важно дифференцировать но-минативный и коммуникативный уровни языка [3, 4].Номинативный уровень служит для передачи инфор-мации о действительности, преломленной через призмуязыкового сознания говорящего, коммуникативныйуровень отражает соотношение позиции говорящего,слушающего и ситуации общения. Система коммуни-кативного уровня характеризуется своим наборомсредств выражения и собственной семантикой, котораябазируется на трех основных составляющих: позицииговорящего, позиции слушающего, а также оценивае-мой и квалифицируемой ими ситуации. Позиция гово-рящего и слушающего проявляется в физических, мен-тальных, коммуникативных действиях участников об-щения. Под ситуацией подразумеваются обстоятельст-ва, которые воспринимаются говорящим и слушаю-щим, осознаются и оцениваются ими, облекаясь в теили иные формы языковой репрезентации. Ядернойединицей системы коммуникативного уровня являетсякоммуникативный тип целеустановки, т.е. выраженныйв языковой форме способ воздействия говорящего наслушающего, говорящего на говорящего, говорящегона ситуацию. В спонтанном радиодискурсе в качествесредств коммуникативного уровня выступают единицылексики, грамматики, фонетики. Языковыми средства-ми выражения становятся разного рода этикетныеформулы, порядок слов, интонация, средства фонети-ческого членения звучащего текста; глаголы в формахвсех наклонений, частицы, междометия; широкий ар-сенал средств категорий экспрессивности, эмоциональ-ности, оценочности. В современной радиокоммуника-ции функцию единиц коммуникативного уровня ак-тивно выполняют и невербальные средства: разногорода звуки, шумы, музыкальные заставки. С развитиемкоммуникационных возможностей определенный сег-мент в радиодискурсе заняли средства письменной ре-чи в виде СМС и электронных посланий, которые, бу-дучи арсеналом электронной коммуникации, в радио-речи становятся активной формой обратной связи.В рамках данной публикации оценочно-интерпрети-рующая деятельность участников радиокоммуникациистановится той призмой, через которую осуществляет-ся взгляд на коммуникативно-прагматическое своеоб-разие современного радиодискурса. «Специфика ра-диообщения проявляется в том, что участники не пре-следуют цель аргументировать выдвигаемый тезис;фокус тематически организуемой коммуникации сме-щается в сторону самовыражения, выражения мнения иоценки» [5. С. 129], что определяет заметное положе-ние средств оценки среди единиц коммуникативногоуровня. Актуальность проведенного исследования свя-зана с тем, что категория оценки является одним изспособов отражения системы ценностей в языковойсемантике [6]. Оценочно-интерпретирующая деятель-ность участников радиодискурса является демонстра-цией современной коммуникативной ситуации в сфереустного публичного общения, с одной стороны, и от-ражает некоторые аспекты, связанные с системой цен-ностей современного российского социума - с другой.Материалом для анализа послужили расшифровкизаписей передач радио «Эхо Москвы» (программы«Говорим по-русски», «Кредит доверия», «Большойдозор»), радиостанции «Маяк» (утреннее шоу «СергейСтиллавин и его друзья») и записей, сделанных на ин-формационно-развлекательных FM-радиостанциях.Анализ текстов демонстрирует, что продуцентамиоценки могут быть все участники ситуации. Учитываяобусловленную диалогом мену ролей, конкретизируемроли участников рассматриваемого типа дискурса но-минациями радиоведущий / ведущий и радиослушатель.Субъектами оценки в радиодискурсе становятся радио-ведущий, радиослушатель / радиослушатели, гости сту-дии, непосредственно участвующие в передаче. Объек-тами оценки являются все субъекты коммуникации (ра-диоведущий, радиослушатель / радиослушатели, гостистудии, непосредственно участвующие в передаче), атакже все и все, что связано с ситуацией радиообщения:«виртуальные» участники (исполнители музыкальныхкомпозиций, в том числе говорящие в эфир в записи),обстоятельства, в которых осуществляется радиокомму-никация (место, время), предмет обсуждения / игры,анонсируемые программы и события, в которые вовле-каются радиослушатели, и т.п. В рамках данной статьирассматривается оценка, продуцируемая радиоведущим.Для лингвопрагматического исследования значимымодусы ментального плана, так как именно они «связа-ны с выражением коммуникативной перспективы вы-сказывания» [7]. Из модусов ментального плана вспонтанном радиодискурсе центральное положениезанимают модусы общей и частной аксиологическойоценки, а также модусы полагания (мнения).В анализируемом материале заметно преобладаниеположительно-оценочного сегмента. Позитивная оцен-ка соответствует установке спонтанного радиодискурсана позитив, на обеспечение гармоничного взаимодей-ствия: хорошее предложение, хороший вопрос, хорошееокружение друзей, хороший преподаватель.Исходящая от радиоведущего и адресованная ра-диослушателю позитивная оценка зафиксирована вдиапазоне от одобрительной до восхитительной: Моло-дец Елена. Чуть-чуть сбой произошел, но нестрашно;Вы, как мудрый человек, Настя, решили отоспаться.Кому приветы?; Вы гений! А что же это за песня?Совмещение в высказывании номинативной и праг-матической функций не всегда позволяет выделить сег-менты, актуализирующие прямую оценку: наряду с пря-мой оценкой весьма активно реализуется косвенная.Высокой активностью характеризуется использованиекосвенной оценки в передаче «Говорим по-русски»:оценивание интеллектуального уровня радиослушателя(интеллектуальная оценка) осуществляется подчеркива-нием актуальности, обоснованности, оригинальности,неожиданности задаваемого радиослушателем вопроса,предложенной к обсуждению темы: Резонный вопрос;Правда, он своеобразный; Ну что ж, это интереснаятема, можно будет ее обсудить; Хороший вопрос. Онбыл у нас; Сложный вопрос; Какой сложный вопрос;А можно я отвечу на вопрос про пигалицу? Прелестноеслово и замечательный вопрос; Про смешное слово «ка-тавасия» еще хочу сказать; Но было одно предложение,которое сначала нам с тобой показалось неожиданным,а потом очень меня заинтересовало; Например, меняспрашивали про потрясающее совершенно слово, а дляэтого хорошо было бы знать истоки языка.Объектом позитивной оценки становятся участникипередачи. Под участником передачи подразумеваютсяпрежде всего реальные гости студии, а также дозвонив-шиеся радиослушатели. Ср. оценочные высказыванияведущего в адрес приглашенных в студию «Маяка» со-листов музыкальной группы (контактная коммуникация):Сначала были диски. Я послушал, думаю, какой замеча-тельный слог, какая замечательная музыка и, с другойстороны, какой тонкий юмор, не побоюсь этого словаи… Вы же не выступали нигде, да?; в адрес дозвонивше-гося собеседника (дистантная коммуникация): Я думаю,что все так и будет! Потому что у него есть такойчудесный друг, как Вадим, с таким душещипательнымпоздравлением, который сейчас у нас был в эфире.В качестве виртуальных участников радиокомму-никации выступают исполнители музыкальных компо-зиций, включенных в эфир. Оценка исполнителя музы-кальной композиции призвана подчеркнуть либо высо-кий уровень исполнения, либо своеобразие, оригиналь-ность, либо сильное эмоциональное воздействие. Приэтом реализуются два типа оценки - эмоциональнаяразновидность психологической оценки и эстетическаяоценка: Импровизация вышла просто отличная, вызва-ла шквал аплодисментов, потому что мощная энерге-тика Линды и Хоббита привели к восторгу простовесь зал; Тоже вполне себе инопланетная барышня,солистка группы «Чили» с необычным голосом; Веселои задорно! Это Blak Eyed Piece на «Радио Сибирь».Характер взаимодействия участников коммуника-ции оценивается довольно редко и может характеризо-ваться этической оценкой: − Но шутка, как мне ка-жется, не злая и не вредная. − И не обидная, и не ос-корбительная.Позитивная оценка артефактов весьма частотна впередаче «Говорим по-русски», где ведущие квалифи-цируют рекомендуемые источники, к которым адресу-ют радиослушателей. При этом реализуется широкийспектр оценок. Посредством утилитарных оценок осу-ществляется указание на полезность рекомендуемогоисточника, на такие его качества, как универсальность,простота и удобство в использовании: − И такой вот,не могу сказать, что главный, но очень хороший приз −«Большой толковый словарь русских глаголов», кото-рый вышел в серии фундаментальных словарей «Сло-вари 21-го века» в рамках совместного проекта изда-тельской компании «АСТ-Пресс» и Института рус-ского языка РАН. − Им пользоваться очень просто.− Это вообще словарь уникальный, я таких у нас ещене видела. − То есть абсолютно универсальный сло-варь, которым могут пользоваться очень и очень мно-гие. − Он действительно полезный. Утилитарная оцен-ка способствует расширению представлений радио-слушателей о современных возможностях поиска ин-формации: Например, некоторые правила оформленияделовых писем можно найти в очень полезном разделе«Письмовник» на портале «Грамота.ру».Утилитарная оценка, как правило, совмещается сэмоциональной: Это суперзамечательный словарь,потому что в нем совершенно нет исключений. −В нем все очень логично представлено. Эмоциональнаяоценка может сопровождать эстетическую: Красивыйкакой (словарь), смотри! Давай откроем; Это будетзамечательный, хороший закон, благодаря которомумы сможем нашу карту изучать, как историю России,как историю родного города.Квалификация результата участия радиослушателяв передаче реализуется совмещением интеллектуаль-ной, эмоциональной и телеологической оценок:О. СЕВЕРСКАЯ: Вы сможете выиграть книгу Михаи-ла Горбаневского «Москва. Кольца столетий. Из ис-тории названий местностей и районов, улиц и переул-ков столицы». М. ГОРБАНЕВСКИЙ: С автографомавтора. И с пожеланиями добра и благополучия.О. СЕВЕРСКАЯ: И с автографом! И с пожеланиями!Это будет совершенно замечательно!; Вы можете,славно потрудившись, получить совершенно замеча-тельный словарь. Этот тип оценки выполняет, по су-ществу, функцию воздействия, конкретно проявляю-щуюся в косвенном побуждении.Подобного рода речевые ситуации частотны на му-зыкально-развлекательных радиостанциях, в дискурсекоторых доминантной является позитивная оценкапредстоящих музыкальных событий. Такого родаоценку в анонсе, по-видимому, можно квалифицироватькак телеологическую, так как она, выполняя рекламнуюфункцию, по существу, указывает на целесообразностьучастия в данном событии: Радио и финал конкурса «Ал-ло! Мы ищем таланты»! Это будет зажигательноешоу! Лучшие конкурсанты и мы, диджеи «Радио Си-бирь», встретимся 7 мая на сцене ночного клуба «Мет-ро». Позитивная оценка событий часто, являясь эмоцио-нальной, носит характер установки на перспективу: Хо-чется верить, что у всех ребят, которые там появят-ся, светлое и творческое будущее. Частотностью на ин-формационно-развлекательных радиостанциях отлича-ется анонс программ, составляющих эфирный час, приэтом обращается внимание на их необычность, ориги-нальность: Это «Радио Сибирь», «Новое утро», сегодняоно слегка инопланетное утро.Разговорное радио содержит оценку обсуждаемыхсобытий. Потому что прошлое было замечательное, имможно гордиться, мы все реально им гордимся, этоневероятно круто, что мы запустили человека в космос.Целеустановка на позитивную оценку в радиодис-курсе является одной из важнейших тактик удержаниявнимания аудитории.Что в радиодискурсе получает негативную оценку?Объективная ситуация, связанная с результатами уча-стия радиослушателей в игре, конкурсе и т.п., обсуж-даемая в передаче информация, реже - отдельные осо-бенности организации передачи; ср.: (1) Нет, к сожа-лению, ответ неверный; (2) Я подумала, когда песнюслушала в исполнении Сергея Никитина, что Москваможет, к сожалению, разрушаться; (3) Ну что, мывсе разыграли. Только на вопросы сегодня, к сожале-нию, мало отвечали. Вводная конструкция к сожале-нию, адресованная собеседнику (1), призвана смягчитьобщую негативную оценку, содержащуюся в высказы-вании (нормативная оценка), продемонстрировать за-интересованность в успехе радиослушателя; оценка,высказанная относительно обсуждаемой темы (2), мо-жет выражать гражданскую позицию; адресованная жесебе (3), звучит как признание ведущим недостаточнойудовлетворенности проведенной передачей.Отдельного внимания заслуживают ситуации, от-ражающие так называемую отрицательную вежли-вость, суть которой заключается в повышении статусаадресата или соведущего посредством уничижениясобственного положения [8]. Такой коммуникативныйход, представляется, можно расценить как «заигрыва-ние» с радиослушателями, как своего рода манипуля-тивный прием: Скажите, пожалуйста, я со всеми со-ветуюсь, у меня есть такое не очень хорошее качест-во, я дезорганизованна; Я уверен, что многие слушате-ли сейчас говорят: «Вот дурак!»; Почему у меня нетак много эмоций, скажем так, феерических эмоций,которые есть у Анны Штаничевой?Материал демонстрирует, что реализация интен-циональной установки на выражение мнения и оценкив разных жанрах спонтанного разговорного радиодис-курса находит разнообразные средства выражения. Приэтом, независимо от жанра и типа передачи, абсолютМjэ …-ное преимущество остается за аксиологической лекси-кой, ядро которой составляют прилагательные: инте-ресный, своеобразный, потрясающий, замечательный,неожиданный, чудесный, потрясающий, уникальный,светлый, творческий, хороший, лучший, уникальный,универсальный, полезный, отличный, необычный и др.;большая часть приведенного списка отличается частот-ностью в использовании. Наречия: замечательно, инте-ресно, здорово, правильно, поразительно, круто (боль-шая часть приведенного списка функционирует в каче-стве предикативных единиц); невероятно, чрезвычайно,очень, безусловно, весело, задорно (чаще употребляютсяв сочетании с прилагательными, усиливая оценку); режеиспользуются существительные (восторг, энергетика,добро), глаголы (заинтересовать, понравиться), словомолодец в значении сказуемого.Закономерностью исследуемого типа дискурса явля-ется регулярность выражения мнения-оценки, причем сярко выраженным акцентом на личную позицию, чтомаркируется личным местоимением, определенно-личной конструкцией с глаголом в форме первого лицаединственного числа, специальными вводными словамии конструкциями: я думаю, мне кажется, я (так) пони-маю, по-моему, на мой взгляд, насколько я знаю, если яне ошибаюсь, у меня такое впечатление, думаю, навер-ное, я не уверен: По-моему, это замечательно. Другоедело, что вся эта шумиха вокруг списка, на мой взгляд,чрезвычайно полезна. Демонстрация личной позиции поконкретному вопросу как частного мнения позволяетдифференцировать субъективное отношение ведущего иобъективную значимость обсуждаемых проблем; смяг-чая категоричность выводов, ведущий позволяет собе-седнику иметь свое мнение по обсуждаемым вопросам.Косвенное выражение оценки осуществляется вы-сказываниями, указывающими на солидаризацию ссобеседниками по обсуждаемым вопросам или, напро-тив, на сомнение в целесообразности обсуждаемыхдействий. Если солидарность имеет регулярную формуязыкового воплощения (согласен, да, да-да, понятно,конечно), то в выражении противоположной оценкизадействовано больше ситуативных средств выраже-ния, чем регулярных (в числе последних обращает насебя внимание отрицательная частица не. Ср: Согласнас вами, потому что, мне кажется, что уличный мат,именно такой бытовой уличный мат, это как грязь наулице, это правда; Но мне кажется, что сегодня в на-шем обществе авторитетными будут только две ре-комендации - не институтов отдельных, не Мини-стерства, а либо Академии наук, либо правительства.Способы и средства выражения модусного значениямнения избираются в соответствии с интенциональнойустановкой автора и соответствуют «тому взгляду насобытие, который хочет сформироватьавтор у аудито-рии» [7]. Я прекрасно понимаю, что ни один здраво-мыслящий человек этот словарь в качестве словаря,который должен регулировать твою речь и твоюжизнь в русском языке, ни один человек его не возьмет.В соответствии с правилами этикета, выражая несо-гласие при условии институционального типа общения,ведущий «делает реверанс», прежде чем высказать его.Еще раз повторяю, очень хорошо, что такое вниманиебыло привлечено и к словарям, и к русскому языку, чтоэто так эмоционально обсуждалось, но существует,на мой взгляд, некая странная связь между обществоми лингвистом и отношением общества к лингвисту.Смягчению категоричности служит апелляция к собе-седнику, к его мнению (правда?): Ну, это, мне кажет-ся, что-то другое, правда? Когда парк какой-нибудь вгороде называют...Для передач аналитического типа характерно сдер-жанное выражение мнения-оценки ведущим, акцентделается на актуальности, значимости вопроса, адре-суемого участникам ситуации: Л. ГУЛЬКО: Угу. Ещеодин вопрос. Он такой, глобального характера.Не менее важным способом вербализации различ-ного рода мнений является обращение к авторитетномуисточнику (лицу или артефакту), который в рамкахпередачи или ее фрагмента становится ключевым сло-вом, мотивирующим мнение ведущего. «Ключевыеслова приобретают функцию символов, формируютстереотипность мышления» [2. С. 558], и, как пред-ставляется, стериотип-модель обращения к авторитет-ному источнику как раз способствует выработке навы-ков осмысленного поиска информации.Система оценок спонтанного радиодискурса распо-лагает своим набором средств выражения оценочности,обусловленным коммуникативным типом целеустанов-ки, определяемым форматом радиостанции и жанрово-тематической спецификой передачи. Каждому комму-никативному типу целеустановки соответствует вариа-тивный ряд языковых конструкций, представленных вречи конкретными высказываниями. Конструкции впределах ряда различаются оттенками значения, соот-ношением коммуникативных средств разных уровнейязыка, сферой и регистром общения.Коммуникативная функция оценочного высказыванияв радиодискурсе конкретизируется в виде регулирующей,стимулирующей, дидактической функций. Регулирующаяфункция оценки проявляется в том, что в аналитическихпередачах она обеспечивает развитие темы, в передачах-играх определяет ход игры, фиксируя завершение кон-курса / его этапа или его продолжение. Стимулирующаяфункция оценки связана с подбадриванием, с похвалой,что задает коммуникативную перспективу на эффектив-ность взаимодействия между коммуникантами: Вы сча-стливый человек! У Вас все впереди. Стимулирующаяфункция нередко сопровождает нормативную оценку: Выправильно думаете, Владимир. Вы получите книжку Ма-рины Королевой «Говорим по-русски правильно», а дам-ское население вашей семьи будет счастливо разныемодные идеи воспринять вместе с этой книгой. Дидакти-ческая функция реализуется прежде всего в формирова-нии у радиослушателей системы ценностно-этических иценностно-эстетических представлений: Это у вас, Гали-на, хороший преподаватель, между прочим. Строгий;В общем, я думаю, Маша, при вашей тяге к знаниям выочень здорово с этим всем разберетесь.Исследуемый материал свидетельствует, что из из-вестных в науке частнооценочных значений [9] в ра-диодискурсе бо́льшая часть реализуется. Психологиче-ские оценки представлены интеллектуальными (доми-нирующее положение в исследуемом материале зани-мают передачи о русском языке) и эмоциональнымиоценками (актуализируются прежде всего в дискурсеразвлекательного радио). Эстетические, этические,утилитарные, нормативные и телеологические оценкиреализуются во всех разновидностях исследуемогодискурса. В радиодискурсе представлены прямые икосвенные оценки, как правило, узуального характера.Для демонстрации окказионального способа выраже-ния негативной оценки можно привести следующееоценочное высказывание: Я думаю, что они не пони-мали, какой будет реакция, и действовали в своейобычной чиновничьей манере - делать все тихо, нико-му ничего не объяснять, в котором обращает на себявнимание словосочетание чиновничья манера.В реализации и восприятии позитивной или нега-тивной оценки не последнюю роль играют голос, инто-нация, логическое ударение. К примеру, в представле-нии двух музыкальных групп С. Стиллавин, не исполь-зуя языковых единиц с оценочной семантикой, лишьсредствами интонации формирует позитивную оценкуучастников: У нас сегодня «Сибирские грибы» и группа«Бакенбарды»! Вероятно, позитивная оценка эмоцио-нального типа адекватна истинной, в противном случаеприглашение групп к участию в программе-конкурсебыло бы немотивированным.Анализ показал, что в информационно-аналити-ческом типе радиодискурса наиболее ярко реализуетсяинтерпретационная деятельность субъектов коммуни-кации, что находит выражение в различных способахтолкования того или иного события, в выражении сво-его мнения по обсуждаемым вопросам [9. С. 86], в дис-курсе развлекательного радио, как и ожидалось, при-оритетное положение занимает эмоциональная оценоч-ность, доля которой также весьма высока в речи веду-щих передачи «Говорим по-русски».Так как природа оценки по своей сути отвечаетвнутреннему миру человека, преобладание позитивнойоценки в спонтанном радиодискурсе дает основаниеквалифицировать его как коммуникативно-ориентиро-ванный на гармоничное взаимодействие.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 285
Ключевые слова
радиодискурс, оценка, радиоведущий, radio discourse, evaluation, radio presenterАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Нестерова Наталья Георгиевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета | nesterovatomsk@rambler.ru |
Ссылки
Веселовская Т.М. Аксиологические стратегии газетно-публицистического текста и типы сложноподчиненных предложений // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Междунар. конгресс исследователей русского языка (Москва, 20-23 марта 2010 г.) : тр.
Байгарина Г.П. О модусно-оценочном характере информационно-аналитического дискурса СМИ // IV Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, 20-23 марта 2010 г.) : труды и материалы / сост. М.Л. Ремнёва, А.А. Поликарпов. М. : Изд-во Моск. ун
Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: Волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. 752 с.
Коростелёва А.А. Функциональная роль средств коммуникативного уровня русского языка в интерпретации переводного фильма : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 24 с.
Картины русского мира: современный медиадискурс / З.И. Резанова, Л.И. Ермоленкина, Е.А. Костяшина и др. ; под ред. З.И. Резановой. Томск : ИД СК, 2011. 288 с.
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. 215 с.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1999. 896 c.
Дрига С.С. Социальный дейксис дискурса массовой коммуникации : автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2008. 16 с.
Добросклонская Т.Г. Лингвистические способы выражения идеологической модальности в медиатекстах // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистическая и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. С. 85-94.
