В статье делается акцент на то, что политическое образование опосредованным образом, при помощи социальных институтов, ценностного поля, влияет на модели рекрутирования политических элит, консервацию / трансформацию существующих властных отношений в сфере политики.
Political education as a means of influence on political elite recruitment process.pdf Рассматривая политические процессы, можно выде-лить один из важнейших механизмов, который в той илииной степени детерминирует все остальные составляю-щие политической сферы. На наш взгляд, таким процес-сом является рекрутирование политической элиты.«Ведущий и правящий отбор (применительно к эли-те) существует везде, но всё дело в том, как он отбира-ется и выбирается…», - писал отечественный философБ.П. Вышеславец [1. С. 44].Рекрутирование политической элиты - важнейшийпроцесс элитогенеза, отвечающий за качественный иколичественный состав элитных групп в политике.Но вместе с этим в современной политической нау-ке достаточно слабо выявлена связь между рекрутиро-ванием / формированием политических элит и полити-ко-образовательных практик. «В демократических сис-темах, как и в любых других системах, разумно пред-положить, что правители должны обладать определён-ным уровнем политической компетентности, т.е. онидолжны полностью осознавать цели, которые стоятперед их руководством, и быть готовыми действоватьтаким образом, чтобы обеспечить воплощение этихцелей в жизнь» [2]. Это замечание как нельзя кстатиподходит для отечественной логики рекрутированияполитической элиты, ибо без выстраивания системы,позволяющей научить политическую элиту осмысли-вать политическую реальность, невозможно качествен-ное обновление политической системы, в конце кон-цов, невозможно эффективно проводить свою полити-ческую волю.В то же время, анализируя специфику элитной мо-бильности, процессы инкорпорации (входа в элиту),отечественный элитолог О. Крыштановская отмечает,что требования к кандидатам, стремящимся войти вэлиту, нигде не оглашаются. «Нет такого образования,получив которое, кандидат может рассчитывать на га-рантированное вхождение в элиту. Не существует уме-ний или навыков, овладев которыми можно быть уве-ренными в инкорпорации. Связи и случай тут решаютбольше, чем интеллект, знания и умения. Элита самавыбирает кандидатов для инкорпорации», - пишет ис-следователь [3. С. 101].Соглашаясь в целом с этими тезисами, мы полагаем,что хотя знания и умения не являются единственнымифакторами инкорпорации, тем не менее специфическийкомплекс знаний и навыков помогает кандидатам пе-рейти от «опытного», «личностного» знания к теорети-ческому, абстрагированному; более профессиональноприменять весь спектр политических технологий.В данной статье предстоит выявить политико-образовательные механизмы, оказывающие влияние напроцессы формирования / рекрутирования и восходя-щую социальную мобильность потенциальной полити-ческой элиты. Предметом исследования станет влияниеполитико-образовательных механизмов на процессформирования / рекрутирования политической элиты.Научная гипотеза заключается в следующем: средимногообразия факторов, оказывающих непосредствен-ное влияние на процессы формирования и рекрутиро-вания политической элиты, можно выделить факторвоздействия политико-образовательных практик. Ока-зывая воздействие на процессы рекрутирования опо-средованным образом (через систему политическихинститутов, а также ценности, убеждения и пр.), поли-тическое образование как система целенаправленнойполитической социализации, дополненной осознаннойориентацией и политической позицией, а нередко и дея-тельностью, нацеленной как на сохранение, так и на из-менение окружающего политического мира, выступаетмощным средством профессионализации потенциаль-ных и действующих политиков, а также трансформируетлогику рекрутирования политических элит [4. С. 14].Для достоверности нашего исследования чрезвы-чайно важно определение политической элиты. В дан-ной работе мы, вслед за Г. Эндрувайтом, будем под-разделять политическую элиту на две группы в зависи-мости от её отношения к сложившейся системе власт-ных отношений:1. Потенциальная политическая элита - группа, спо-собная и готовая занять в обществе ключевые позиции,сменить на этих позициях «действительную» элитнуюгруппу, которая в данный момент времени ещё про-должает выполнять свои функции. Потенциальная по-литическая элита - это элита, готовая к реализациисвоего социального влияния, но ещё не реализующаяего в действительности. Как отмечает Г. Эндрувайт,данная политическая элита может иметь свой резерв:«это резервная политическая элита», способная занятьпозиции «действительной» элиты.2. Действительная политическая элита. Под нею бу-дем понимать лиц, способных влиять в значительнойстепени на процессы принятия политических решенийна общегосударственном, региональном, локальном(местном) уровнях, создавать нормы и ценности, раз-деляемые большинством членов общества [5. С. 10-11].Также определимся со спецификой понятия «рекру-тирование политической элиты».По О. Крыштановской, существуют «высокий» и«низкий» входы в политическую элиту. «Высокий»вход подразумевает скачок на руководящие посты лю-дей, достигших больших высот в основной профессии.«Низкий» вход в элиту связан с рекрутацией моло-дых специалистов на низшие должности бюрократиче-ского аппарата и их дальнейшим ростом внутри элит-ной корпорации. В советское время существовал такжеособый тип входа, связанный с тем, что освобождён-ные комсомольские и партийные работники занималисразу высокие позиции в элите. Такой тип входа можноназвать буферным [3. С. 152-153].На наш взгляд, российская специфика рекрутирова-ния политической элиты моделирует особую реальность,при которой формальный пост и реальное влияние наполитические процессы довольно сильно разнятся междусобой. Поэтому было бы целесообразным выделить: пол-ное рекрутирование в политическую элиту - присваива-ние / закрепление статуса внутри властной иерархии,позволяющего влиять на процесс принятия стратегиче-ски важных политических решений, с одновременным«присвоением» реальных властных полномочий; капи-тализацию - предоставление властных полномочий безприсваивания официальных должностей; формализа-цию - присвоение элитной должности без допуска к при-нятию стратегически важных решений.В этой связи весьма уместно вспомнить «демонст-ративную элиту» советского образца: «…приметнаячерта наглухо закрытой или просто отсутствующей об-щественно-политической жизни советского времени -списки "знатных людей" из различных слоев (академи-ков, спортсменов, музыкантов, передовиков труда ит.д.), которые заполняли президиумы, награждалисьорденами, становились депутатами и лауреатами, помере надобности выступали от имени "общественно-сти" с горячим одобрением или с гневным осуждениемтех, кого следовало в данный момент одобрять илипроклинать. Никаких реальных действий или собст-венных мнений от этих людей, конечно, никто не ждал.Списки "знатных" (в позднейшей иронии - "сталин-ских соколов") контролировались и изменялись в соот-ветствии с конъюнктурой» [Там же. С. 176].Чаще всего в элитологии выделяют следующие двавида рекрутирования политической элиты: открытый изакрытый. Открытый тип рекрутирования характеризу-ется возможностью занять элитный пост в силу своихзнаний, личностных навыков и умений, во многомбольшую роль здесь играет опыт работы и образова-ние. Подобная система предполагает высокий уровеньвертикальной социальной мобильности, смену полити-ческих элит, появление внутри элиты «инструменталь-ных» лидеров, умеющих использовать свой образова-тельный (в том числе политико-образовательный) по-тенциал для достижения своих целей.Закрытый тип, в свою очередь, характеризуетсятем, что в политическую элиту отбираются люди наоснове эзотерических правил, внутренних волюнтари-стских решений. Большое значение при этом имеютне знания, опыт индивида, а его принадлежность копределенной группе (партии, неформальной полити-ческой группе и пр.).Необходимо сделать одно замечание: обе моделирекрутирования политической элиты являются «иде-альными типами», применяемыми для анализа мираполитики, на практике в любой политической системеоба вышеперечисленных типа успешно сочетаются.По нашему мнению, модели рекрутирования поли-тической элиты, применительно к их связи с политиче-ским образованием, тяготеют к двум направлениям:функциональному и ценностному. Функциональныемодели «рекрутинга» декларируют доминированиетаких качеств, как лояльность существующей полити-ческой организации, умение «подстраиваться» поднормы и ценности во властной элите, наличие значи-мого поста внутри политической иерархии, благодарякоторому претендент имеет возможность влиять напроцессы принятия политических решений. Ценност-ные направления, напротив, ставят «во главу угла» та-кие качества, как образование, коммуникативные икреативные способности (умение находить нестан-дартные решения социально-политических проблем).Какие же механизмы влияют на модель рекрутиро-вания и внутреннюю логику элитогенеза? Разумеется,таких механизмов существует огромное количество:экономические средства, доступ к информационнымканалам, силовые факторы и пр. Но при всем этом винформационном обществе огромное значение имеютсоциокультурный потенциал индивида, претендующегона «элитный пост», его политические знания, навыки иумения. Влияние данных механизмов не так заметнодля политического исследователя, как вышеназванныефакторы, но в то же время они оказывают заметноевлияние на модели рекрутирования / формированияполитической элиты.Для понимания того, каким образом политическоеобразование влияет на рекрутирование / формированиеполитических элит, рассмотрим модель, предложеннуюП. Штомпка.Социолог П. Штомпка, обращаясь к созданию мо-дели социальной структуры (под социальной структу-рой данный исследователь понимает скрытую сеть ус-тойчивых и регулярных связей между элементами вкакой-либо области реальности, существенным обра-зом влияющую на развитие явлений, наблюдаемых вэтой области), предложил 4 процесса, которые вместеобразуют процесс формирования социальных структур:институционализация нормативной структуры, артику-ляция идеальной структуры, экспансия интеракцион-ной структуры, кристаллизация структур интересов.Проанализируем, каким образом в ходе протеканиякаждого из этих процессов политико-образовательныепроцедуры могут влиять на рекрутирование политиче-ских элит.1. Процесс институционализации нормативнойструктуры: возникновение социальных норм, ценно-стей и институтов как комплекса норм и ценностей,сосредоточенных вокруг социально значимых функ-ций: созидательной, воспитательной, производствен-ной, религиозной, политической и т.п. - нормативно-ценностное поле имеет решающее значение при фор-мировании политической элиты. С одной стороны, оноспособствует внедрению новых образцов и идеаловповедения, политического мышления. С другой сторо-ны, ценностное поле консервирует существующуюсоциальную иерархию и тормозит вход в политиче-скую элиту новых представителей, тем самым предо-пределяя логику рекрутирования / формирования поли-тической элиты.2. Артикуляция идеальной структуры: возникнове-ние стандартных убеждений, взглядов, идей, мифов истереотипов - во многом идеологические конструкты,транслируемые в том числе через политико-образова-тельные программы, оказывают влияние на механиз-мы формирования и рекрутирования политическойэлиты: к примеру, лозунги «молодым везде у нас до-рога», «модернизация - дело молодых» способствуютформированию «моды на успех», активизируют моло-дёжь в сфере политики. В данном случае политиче-ское образование выступает своеобразным «номина-тором» данных убеждений. «Идеологии являютсясимволистическими формами, они есть наименование,и тот, кто создает и контролирует имена, контролиру-ет наши жизни», - отмечает российский исследова-тель О. Кармадонов [6. С. 307]. Таким образом, поли-тическое образование выступает своеобразным ре-транслятором «идеологических клише», с одной сто-роны, задавая рамки социализации представителейпотенциальной политической элиты, с другой - при-вивая им методики ретрансляции данных штампов вмассы. Последнее крайне важно для представителейкак потенциальной, так и действующей политическихэлит, так как дает им инструментальное знание, припомощи которого можно воздействовать на политиче-ские процессы, а главное - применять знания для дос-тижения целей входа в политическую элиту, продви-жения в ней / закрепления властного статуса.3. Экспансия интеракционной структуры: расшире-ние сети контактов, связей, коммуникаций между лич-ностями - социальные связи имеют огромное значениедля представителей политической элиты. Выпускникиэлитных учебных заведений, в которых они повышаютсвой уровень политической компетенции, разнообраз-ных неинституциализированных практик политическо-го образования (семинаров, форумов, политическихклубов), зачастую поддерживают друг друга, создаютассоциации, неформальные группы, способствуя рек-рутированию своих членов в слои интеллектуальной,политической, экономической элит [7. C. 3-13]. «Мно-гочисленные исследования показывают, что в либе-ральных демократиях элитарные структуры образуютдовольно широкие круги и сети политического влиянияи личных знакомств, связывающие тысячи высокопо-ставленных фигур в политике, государственном управ-лении, бизнесе, профсоюзах, СМИ, в различных груп-пах интересов и т.п.» [8. С. 69].Д. Мейзел привел знаменитую формулу: «Все элитыдолжны отличаться тем, что мы можем обозначить кактри С: Сознание - Сплоченность - Сговор» (Consciousness- Cohesion - Conspiracy) [9. С. 4]. В этой связиотметим: элита является внутренне гомогенной, спло-ченной группой, которая обладает собственной моде-лью самоидентификации. Для сохранения своего «ста-тус-кво» в иерархии властных отношений / закрепле-ния статуса просто необходимо создавать политиче-ские группы. И одним из важнейших механизмов«сплочённости / сговора» часто бывают практики по-литического образования (в отечественной политикеэто в основном неинституциализированные практикиполитического образования), особенно это правомернодля молодой, потенциальной политической элиты,представителям которой попросту больше и неоткудачерпать «социальные связи». Как отмечают сторонникирепродуктивных теорий в социологии образования(С. Боулз, П. Бурдье, Г. Гинтис, Ж.К. Пассерон), учеб-ные заведения уподобляются конвейерам, где лучшееобразование для детей элиты, в процессе которого ониприобретают такие качества, как инициативность, ре-шительность, в то время как выходцам из рабочей сре-ды прививается следование правилам и покорность [10,11]. Таким образом, политическое образование можетслужить как средством подготовки политической эли-ты, так и механизмом торможения процессов элитоге-неза. Оно служит механизмом закрепления социально-го статуса лиц, прошедших политико-образовательнуюподготовку в «специально предназначенных для этогоинституциях» (П. Бурдье). По меткому замечанию эли-толога Г. Моска, «…экзамен и конкурс теоретическидоступны для всех, на деле большинство не имеет нисредств для продолжительной подготовки, ни связей ититулов, которые быстро ставят индивида на правиль-ную дорогу, помогают не двигаться на ощупь и избе-жать грубых ошибок, неизбежных в том случае, есличеловек оказывается в неизвестном для него окружениибез всякого руководства и поддержки» (сравни с извест-ной фразой Дж. Оруэлла: «Все равны, но некоторыеравнее») [12. С. 300].В целом на системном уровне политическое образо-вание совершило трансформацию социальной страти-фикации: «де-юре» каждый, кто получил соответст-вующее образование (набор специальных знаний), мо-жет претендовать на должность во власти.Рассматривая «образовательную» революцию, Т. Пар-сонс специально делает акцент на то, что XX в. открылновую стадию перехода от наследственно-аскриптивной кполностью неаскриптивной стратификации.В отличие от феодального, средневекового и обще-ства Нового времени, социальные трансформации,произошедшие в XX в., создали новый «социальныйлифт» - образование.По мнению Т. Парсонса, промышленная революциядала индивидам возможность мобильности на основедоступности технологий, демократическая - восходя-щую социальную мобильность на основе формальногоравенства прав и свобод граждан, образовательная -определённый шанс рекрутироваться в соответствии ссоциализированной способностью к выполнению от-ветственных ролей, требующих высокого уровня ком-петентности и влекущих за собой высокий уровеньвознаграждений, включая доход, политическое влияниеи, в несколько меньшей степени, власть [13. С. 130].Резюмируя это, можно сделать вывод: система по-литического образования несет в себе функцию урав-нивания возможностей, дает определенный шанс нарекрутирование в политическую элиту на основе поли-тической компетентности.Таким образом, политическое образование оказыва-ет определяющее влияние на механизмы формирования/ рекрутирования элит в политической сфере.В мировой практике существует большое числопрецедентов, когда именно при помощи системы поли-тического образования происходило качественное об-новление политической элиты.В отличие от других механизмов, влияющих на эли-тогенез, влияние политического образования являетсякосвенным, опосредованным через другие составляю-щие, структурирующие политическую сферу. Приэтом, несмотря на всю актуальность и перспективностьиспользования политико-образовательных практик дляформирования / рекрутирования политической элиты, вроссийских реалиях отсутствует специализированнаясистема, которая бы, с одной стороны, повышала про-фессиональный уровень, а с другой - оказывала влияниена повышение восходящей социальной мобильностипотенциальной политической элиты. Робкие попытки,исходящие от основных акторов политического обра-зования (научные подразделения вузов, специализиро-ванные профессиональные организации, партии и об-щественные организации), не представляют собой чет-ко выстроенного механизма, кроме того, сказывается иострый дефицит учебно-методических программ в этойсфере.
Вышеславец Б.П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм, неосоциализм, неолиберализм. Нью-Йорк, 1953.
Даль Р.А. Проблемы гражданской компетентности. URL: http://www.politnauka.org/library/teoria/dahl.php
Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М. : Захаров, 2004.
Щербинин А.И. Политическое образование. М. : Весь мир, 2005.
Эндрувайт Г. Элиты и развитие: Теория и исследования влияния элит на процессы социально-политического развития // Политическая наука. Элиты в сравнительно-исторической перспективе. Проблемно-тематический сборник. М., 1998. С. 10-11.
Кармадонов О.А.Социология символа. М. : Аcademia, 2004.
Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 3-13.
Хигли Дж., Пакульский Я. Смена элиты и лидеров в либеральных демократиях // Социология: теория, методы, маркетинг. 2008. № 1. С. 67-84.
Meisel J.H. The Myth of the Ruling Class. Ann Arbor. University of Michigan Press, 1958.
Bowles S., Gintis H. Schooling in Capitalist America. N.Y., 1976.
Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. London, 1977.
Моска Г. Политология : хрестоматия / сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. М. : Гардарики, 2000.
Парсонс Т. Система современных обществ. М. : Аспект-Пресс, 1997.