Воспроизводство социального посредством ритуала | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353.

Воспроизводство социального посредством ритуала

Целью статьи является выявление роли ритуала в процессе воспроизводства социального; показано, что данная цель достигается благодаря интерактивному характеру ритуалов. Автор полагает, что раскрыть значение ритуала в воспроизводстве социального можно посредством анализа основных функций ритуалов.

Reproduction of the social through ritual.pdf Зачастую современный человек полагает, что онможет обойтись без ритуалов, считая их устаревшимисуевериями. Несмотря на это, фактом остается и тообстоятельство, что многие ритуалы продолжают со-вершаться и в наше время. Незаметные или намеренноне замечаемые, они до сих пор в значительной степениопределяют картину общества. Ритуал является харак-терной чертой всех человеческих сообществ, как исто-рических, так и современных. Уже первые исследова-тели ритуальных практик (Дюркгейм, Геннеп, Рэд-клифф-Браун и др.) обратили внимание на ведущуюроль ритуала в общественной жизни.Ритуал, задача которого заключается в создании иподдержании солидарности внутри групп, чувствагрупповой принадлежности, мы будем называть соци-альным. Цель такого ритуала связана с поддержаниемсоциальной структуры общества через воспроизведе-ние социально значимых форм поведения.Некоторые исследователи, занимающиеся изучени-ем ритуалов в традиционных обществах (А. ван Ген-неп, Б. Малиновский, В. Тернер, В.Н. Топоров и др.),пришли к выводу, что социальные общности устанав-ливаются благодаря ритуальным взаимодействиям.Например, Б. Малиновский в работе «Миф в перво-бытной психологии» (1926) утверждает, что ритуаль-ные действия позволяют объединить отдельных людейв единое целое, благодаря чему и обеспечивается реа-лизация основной функции всех элементов культуры -поддержание социальной стабильности общества в це-лом. Отечественный исследователь В.Н. Топоров, ана-лизируя данные эпохи мифосознания, пришел к выво-ду, что ритуал для человека этой эпохи имеет не толькоцентральное значение, но и является основной, наибо-лее яркой формой общественного бытия [1. С. 494].В современном обществе ритуальные взаимодейст-вия осуществляются в процессе социальных ситуаций.Ритуалы представляют собой ситуацию взаимодейст-вия двух и более индивидов здесь-и-теперь. Рассмот-рение ритуалов как микроситуации взаимодействияприводит нас к выводу об интерактивном характересоциальных ритуалов. С точки зрения американскогосоциолога Р. Коллинза, любой интерактивный ритуалимеет следующие необходимые составные части:«группа как минимум из двух человек, находящихсярядом; участники сосредоточивают (фокусируют) вни-мание на одном и том же объекте или действии…; усиливается и накапливается взаимный фокусвнимания и общее настроение… в результате участни-ки ощущают себя членами группы, имеющими взаим-ные моральные обязанности…» [2. С. 69]. Р. Коллинзпишет, что «теория ритуалов интеракции и цепочекритуалов интеракции представляет собой прежде всеготеорию ситуаций. Это теория кратковременных столк-новений человеческих тел, заряженных эмоциями исознанием в силу того, что они прошли цепочки пре-дыдущих столкновений [3. С. 28]. То есть Коллинз вкачестве отправной аналитической точки исследованияизбирает рассмотрение динамики ситуации, а не от-дельного индивида. С его точки зрения, именно «про-исшествия создают своих участников…; встречи тво-рят встречающихся» [Там же. С. 30]. Мы склонны со-гласиться с Р. Коллинзом, что именно микроситуации«создают» определенный тип участников. Ритуал какодна из микроситуаций сплачивает общество в единоецелое, позволяет ему сохранить свое единство. Какимобразом ритуал способен порождать единство общест-ва? Р. Коллинз отвечает на этот вопрос так: «Централь-ный механизм теории ритуала интеракции состоит втом, что обстоятельства, сочетающие высокую степеньсосредоточения внимания друг на друге… порождаютчувство членства, связанное с когнитивными символа-ми, и наделяют эмоциональной энергией отдельныхучастников, заставляя их испытывать уверенность, эн-тузиазм и желание действовать так, как они считаютнравственно верным» [Там же. С. 35].Мы можем интерпретировать слова Коллинза сле-дующим образом. Ритуалы как цепочки микроситуацийспособны порождать и восстанавливать общий эмо-циональный фон участников. Во время исполненияритуала происходит усиление фокуса внимания на оп-ределенном аспекте. Например, в ритуалах поздравле-ния или чествования внимание направлено на заслугичеловека или группы людей перед обществом. Риту-альное празднование профессиональных дней предпо-лагает объединение группы людей данной профессии вединое целое (пусть и не территориальное). Собрав-шись вместе, они восстанавливают и транслируют об-щие для них ценности. Трансляция ценностей проис-ходит, в том числе, и за счет символов. Символы, заря-женные чувством принадлежности к данной общности,формируют определенный образ действия индивидадаже в отсутствии данной группы.Интерактивный характер ритуала имеет большоезначение для формирования чувств общности и при-общения к некоторой группе, будь то группа полити-ческая, социальная или религиозная. Рассмотрим напримере политического ритуала (а именно демонстра-ции), посредством чего накапливается взаимный фокусвнимания. В массовых мероприятиях участники вре-менно объединяются в общей для них реальности. Ре-альность для участников конструирует не только ме-сто проведения мероприятия, очерченное небольшимлокусом, но и плакаты, лозунги, речь политическихлидеров. Постепенно телодвижения и речевые актыначинают согласовываться в едином ритме, общем длявсех (или, по крайней мере, большинства) участников.Эта концентрация внимания на отдельном аспекте иприводит к единению группы общества. Коллинз ут-верждает, и мы с ним склонны согласиться, что впо-следствии отношение между участниками «символи-зируется всем тем, что служило фокусом внимания вовремя ритуального взаимодействия. Впоследствии,когда люди используют данные символы в разговореили мышлении, это безмолвно напоминает им о груп-повой принадлежности символы, достаточно за-ряженные чувством принадлежности к группе, задаютиндивиду определенный образ действия даже в отсут-ствии группы» [2. С. 70]. Это еще раз подтверждаеттезис о необходимости периодического возобновленияотдельных видов политического ритуала с целью ре-гулярного подтверждения и укрепления социально-политических порядков.Мы считаем, что раскрыть значение ритуальногодействия в возникновении социального в жизни людейсовременного общества можно посредством анализаего функций. Мы выделили 5 функций ритуала, кото-рые отвечают этой задачи.1. Социализирующая функция. Являясь элементомкультуры, ритуал служит в то же время одним изсредств приобщения к ней индивида. Ритуал, выпол-няющий социализирующую функцию, готовит индиви-да к социальной жизни, воспитывает в нем качества,без которых невозможна его жизнь в обществе. Нахо-дясь вовлеченным в ритуальную практику, человек«принимает» на себя нормы и ценности общества.Принятие норм и ценностей общества в традиционныхкультурах происходит, главным образом, через ритуа-лы инициации, знаменующие собой переход из одногосоциального статуса в другой. Применительно к совре-менным обществам мы предлагаем заменить термин«инициация» термином «ритуал социального призна-ния», так как последний наиболее точно выражаетсмысл самого ритуала. Ритуалы социального призна-ния имеют большое значение для стабилизации обще-ства в целом, они отражаются и на социальном бытииконкретного человека. Они направлены на выработкугруппового единства, основанного на общих нормах,конституирующих чувство солидарности и сопричаст-ности. Источник солидарности - не отдельные видывзаимодействия, не институт разделения труда, обу-словливающий взаимозависимость индивидов, а интер-активные ритуалы, продуцирующие солидарность какфактор формирования и сплочения общностей, но од-новременно и как фактор их разделения и дистанциро-вания друг от друга [4. С. 64].Говоря о производстве социального, профессорМеждисциплинарного центра исторической антрополо-гии Свободного берлинского университета К. Вульф влекции, прочитанной в Санкт-Петербургском универ-ситете, приводит предварительные результаты берлин-ских исследований ритуала [5]. Во время этих исследо-ваний были изучены ритуалы семьи, школы, детско-юношеской культуры и медиа. Цель исследований свя-зана с выявлением значения ритуала в воспитании иобразовании и в жизни детей и подростков. Так, на-пример, Вульф утверждает, что процесс празднованияначала школьного обучения и выпускного бала имеетритуальный характер и выражен он в инсценируемомпереходе от одного состояния к другому [5. С. 28]. Мыможем добавить к этому, что после перехода за инди-видом закрепляется новый для него социальный статус.При этом сам переход возможен только в том случае,если индивидом были выполнены все предыдущие ри-туалы, выражающие определенные требования со сто-роны общества. Узаконивание перехода из одного со-циального статуса в другой выражается, прежде всего,в признании другими членами общества нового соци-ального положения индивида.С социализирующей функцией ритуала тесно связа-на и его интегративная роль. Мы не выделяем интегри-рующую функцию ритуала как самостоятельную, по-средством которой ритуал способен воспроизводитьсоциальное. И социализирующая, и интегрирующаяфункции имеют своей целью приобщение индивида кобществу, формирование у него способности пониматьокружающую его социальную реальность. Тем не ме-нее мы не можем оставить интегративную роль ритуалабез внимания, так как эта функция заключается в ут-верждении целостности некоторого сообщества людей(профессионального сообщества, классового или тер-риториального) и в противопоставлении другим обще-ствам. «Именно в ритуале люди, на бессознательномуровне, чувствуют свое единство, ими владеют общиечувства и настроения - то, что отсутствует в повсе-дневной жизни...» [6. С. 31]. Следует иметь в виду, чторитуал не только объединяет людей в единое целое, нои одновременно отделяет от других обществ, тем са-мым выполняя функцию дифференциации. Утверждаясвое единство внутри общества, эти ритуалы отделяютучастников от других обществ. К ритуалам, выпол-няющим одновременно функцию интеграции и диффе-ренциации, можно отнести ритуалы, связанные с про-фессиональными (День учителя, День шахтера и т.д.),государственными и семейными (Новый год и др.)праздниками.2. Функция сохранения социальной памяти. Ритуалиграет важную роль в поддержании коллективной па-мяти. Как отмечает Байбурин, важнейшим условиемсуществования всякого общества является наличиеобщей (коллективной) памяти [6. С. 11]. О.Т. Лойко встатье «Ритуал в социальной памяти» [7] цитируетК. Шмида, профессора Фрайбургского университета,который пишет: «Память всегда имела социальное,объединяющее действие, реализующее общность лю-дей как ныне живущих, так и умерших. Одновременносоциальная память предполагает глубинную духовнуюобщность между живыми ныне, живущими в прошломи теми, кто будет жить в будущем» (цит. по: [7.С. 151]). Поэтому ритуалы должны время от времениповторяться для актуализации в памяти индивидовопыта прошлых поколений.Для поддержания целостности общества необходи-мо постоянно «переутверждать» социальное объедине-ние людей. Идею обновления норм, ценностей, кото-рые были заданы в первоначальное время с помощью ипосредством ритуала, развивают М. Элиаде, А.Е. Ензени другие исследователи [6. С. 31]. С точки зренияМ. Элиаде, ритуалы играют важную роль в воспроизве-дении культурного наследия. В результате «отмены» и«возрождения» времени в сознании индивидов стира-ется связь между прошлым и настоящим, актуализи-руются идеи, связывающие членов данного общества вистории. По весьма точному замечанию А.К. Байбури-на, «с помощью ритуала коллектив периодически об-новляет свои переживания, свою веру и в конечномсчете - свою социальную сущность» [6. С. 31].3. Идеологическая функция. Любая идеология - этоапология существующего строя, защита его статус-кво.В этом состоит стабилизирующая роль идеологий.Возникает вопрос: как, с помощью каких механизмовидеология призвана себя оправдать и защищать? Од-ним из «рычагов» влияния идеологии на массовое соз-нание является ритуал.Ритуал становится способом участия в идеологиче-ском универсуме, который включает в себя социаль-ный порядок и выходит за его пределы. Субъект риту-ального действия является участником и пассивнымреципиентом конкретного смыслообразования, фикси-руемого и транслируемого ритуалом. Ритуал класси-фицирует все жизненные феномены на «правильные» и«неправильные», тем самым задает точки отсчета, ле-гитимизирует определенный социальный порядок.Таким образом, идеологический полюс ритуала пред-ставлен культурными нормами и ценностями какого-либо общества. Принимая на себя нормы и ценностиобщества, трансляция которых осуществляется глав-ным образом через систему ритуалов, индивид оказы-вается вовлеченным и в идеологический процесс кон-ституирования смыслов. В сознание индивида, без ка-кой-либо рефлексии, проникают только те нормы, ко-торые лежат в основе конкретного общества, которомуи принадлежит этот индивид. Благодаря организации(посредством ритуала) единой и значимой для всехчленов общества системы ценностей индивиды спо-собны ощущать со-причастность обществу, в которомони находятся. Например, с помощью политическихритуалов происходит конституирование социальнойидентичности - формирование в сознании индивидовчувства со-причастности своему городу (стране). Сим-волы организуют участников в сегментарные группы,временно отделяя от другого сообщества (например,при проведении мероприятий, посвященных Дню ми-лиции, Дню учителя и т.д.), или же, наоборот, символымогут выполнять функцию объединения всех людей,принадлежащих разным слоям, в общую группу (ДеньПобеды и др.).4. Функция производства субъективности. В ри-туале происходит формирование субъективности (по-нимаемой как индивидуальности). Вульф утверждает,что применительно к современному обществу проти-вопоставление ритуальности и индивидуальности не-верно. Он делает вывод, что «действие индивидов -это результат практического социального знания, раз-витие которого требует ритуальных композиций» [5.С. 36]. Мы склонны согласиться с этим мнением.С одной стороны, общество нуждается в индивидах,способных социально компетентно действовать, при-обретать и развивать социальные способности с по-мощью ритуальных практик. Для достижения этойцели в обществах разрабатываются системы ритуалов,призванные «обучать» индивидов социальным навы-кам. То есть здесь реализуется социализирующаяфункция ритуала. С другой стороны, индивидуализацияосуществляется в процессе формирования у индивидапонимания социальных норм и ценностей, диктуемыхобществом. Таким образом, две противоположныестороны (общество и индивид) взаимно обусловлены.Поэтому выделение главных функций будет зависетьот выбранной точки зрения. До сих пор мы рассматри-вали ритуал с точки зрения общества. Сейчас же мыпопробуем рассмотреть ритуальную практику с точкизрения индивида.Погружаясь в ритуальное действие, индивид спосо-бен самостоятельно интерпретировать окружающуюего социальную реальность. Посредством участия вритуале он получает возможность понять смысл проис-ходящего, свое место в окружающем его мире. В ко-нечном счете ритуал играет важную роль в гармониза-ции бытия человека, в его познании мира и самого се-бя. Любой ритуал, несущий в себе сакральный смысл,воздействует на индивида на уровне подсознания, темсамым производя личностную трансформацию участ-ников. Одним из условий, способствующих выполне-нию функции производства субъективности, являетсяотсутствие практической заинтересованности человека.То есть человек, вовлеченный в ритуальное действие,позволяет себя включить в этот процесс не на основа-нии его личных выгод и интересов, а на основании егособственного внутреннего («незаинтересованного»)желания. Поэтому в индивидуальном аспекте ритуалфункционирует как средство личностной трансформа-ции, облегчающее принятие индивидом ценностей,транслируемых при помощи ритуала.Следует обратить внимание на то, что в современномобществе многие ритуалы приобретают характер симу-лякров. В таких ритуалах присутствуют рефлексивносозданные модели, отвечающие на социальные запросы.Соответственно, и воздействие таких ритуалов на инди-видов будет иным. Ритуалы-симулякры практически невыполняют функцию производства субъективности. Онипроизводят скорее противоположный эффект - черезустоявшиеся и закрепленные формулы нивелируют лич-ность до уровня безличного элемента массы.5. Инновационная функция. Мы постулируем, чторитуал выполняет не только функцию сохранения(консервации) и воспроизводства социального опыта,но и инновационную функцию. Эта функция заключа-ется в способности ритуала продуцировать новое. Наи-более ярко эта функция проявляется в ритуалах, со-вершаемых в пограничных (лиминальных) состояниях,так как лиминальность характеризуется промежуточ-ным положением между старым и новым.Инновационная функция ритуалов обеспечивает ус-пешное продвижение и «принятие» социальных изме-нений как на индивидуальном, так и на общественномуровнях. В этом можно усмотреть и связь инновацион-ной функции с интегрирующей, задача которой - при-общение индивида к обществу. Мы считаем, что функ-ции ритуала, как и любого другого социального явле-ния, не являются изолированными друг от друга и, такили иначе, перекликаются между собой. Здесь следуетуказать, почему мы пришли к выводу о необходимостирассматривать инновационную функцию в качествесамостоятельной.Посредством ритуалов, выполняющих интегри-рующую функцию, общество транслирует в сознаниесубъекта принципы, лежащие в основе этого общества.То есть происходит объединение общества вокруг вы-работанной предыдущим социальным опытом идеи.Инновационная функция выходит на передний планпрежде всего в кризисных состояниях общества илииндивида. Это состояние характеризуется неустойчи-востью социальной системы, находящейся, выражаясьязыком синергетики, близ «точки бифуркации». В этомсостоянии возвращение системы к уже имеющемусяопыту невозможно, поэтому следует формулироватьновый путь для дальнейшего развития общества. Еслиинтегрирующие ритуалы предлагают уже «опробован-ный» предыдущими поколениями путь, то инноваци-онные ритуалы предлагают совершенно новый путьразвития. В этом случае ритуал должен помочь людямна психологическом уровне привыкнуть к новому, ра-нее не испытываемому опыту. Вместе со старыми по-рядками рушатся и старые ритуалы. Процесс «привы-кания» к новому опыту происходит довольно медлен-но, психологически навязать новый ритуал довольнотрудно, но его можно заставить исполнять. Отсюдаможно сделать вывод, что такие ритуалы продолжаютвыполнять идеологическую функцию. Они объединяютлюдей в общество, основанное на единой, новой дляэтого общества идее.Анализ основных функций ритуала показал, что ри-туалы способны формировать сообщества, т.е. ритуалысоздают социальное. Ритуал дает возможность челове-ку устанавливать отношения с другими людьми, пони-мать и принимать чужую культуру. Общение с челове-ком, поведение которого было сформировано инойкультурной традицией, заставляет глубже осознатьсобственное поведение для того, чтобы установить от-ношения с ним и сделать свое поведение понятным длянего [8. С. 6].Особенностью ритуалов в современном обществеявляется то обстоятельство, что ритуал не противо-поставляется обыденности, повседневности. Ритуалприсутствует в обществе во всей своей многообразнойвариативности. Ритуал, будь он социальный, религи-озный, политический или индивидуальный, неминуе-мо присутствует в жизни каждого члена общества всилу самой социальной структуры. В этом смыслеритуал как принцип построения общества, его гармо-низации обладает онтологическим статусом: он вновьи вновь, по крайней мере для его участников, порож-дает и делает устойчивым само бытие. Поэтому риту-ал как механизм сплочения людей, как основа соци-альности повсеместно присутствует в современнойжизни. Этим обстоятельством определяется и та роль,которую ритуал продолжает играть в современномобществе.

Ключевые слова

социальные ритуалы, интерактивные ритуалы, функции ритуалов, social ritual, interactive ritual, functions of ritual

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хамрина Юлия АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры социальной философии, онтологии и теории познания философскогофакультетаhamrina086@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Топоров В.И. О ритуале. Введение в проблематику // Исследования по этимологии и семантике. Т. 1 : Теория и некоторые частные ее приложения. М. : Языки славянской культуры, 2005. С. 484-538.
Коллинз Р. Социология философий. Новосибирск : Сибирский хронограф, 2002. 1281 с.
Коллинз Р. Программа теории ритуала интеракции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1 (25). С. 27-39.
Прозорова Ю.А. Теория интерактивных ритуалов Р. Коллинза: от микроинтерации к макроструктуре // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10, № 1 (38). С. 57-73.
Вульф К. Производство социального: ритуал, эмоции, воспоминания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 8, № 3. С. 23-50.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно-славянских ритуалов. СПб. : Наука, 1993. 223 с.
Лойко О.Т. Ритуал в социальной памяти // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307, № 4. С. 151-156.
Гололобов И. О коммуникативной модели ритуала: к вопросу о формах бытования ритуала в традиционной культуре // Философско- литературный журнал «Логос». 2001. № 1. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2001/2001_01.htm (дата обращения 19.06.2011 г.).
 Воспроизводство социального посредством ритуала | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353.

Воспроизводство социального посредством ритуала | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353.

Полнотекстовая версия