Ставя в ряд основных задачу полноценного раскрытия потенциала одаренных детей, современная система образования недостаточно учитывает их особенности, неконтролируемо повышая учебную нагрузку. В результате у детей с дисгармоничным вариантом развития одаренности это может провоцировать астенизацию организма, что в свою очередь влияет на функционирование коммуникативной, психомоторной и эмоциональной сфер личности. В первую очередь это сказывается на количестве и качестве установления социальных контактов, определяет снижение психомоторной активности, приводит к угнетению эмоциональных характеристик личности, что в совокупности может формировать риски нивелирования общего потенциала личности одаренного подростка.
Qualitative changes of gifted youth personality potential in intensive education conditions.pdf Проблема развития творческого, интеллектуально-го, эмоционально-духовного потенциалов личностиодаренного ребенка выходит сегодня на первый планизучения не только психологии и педагогики, но и це-лого ряда антропологически ориентированных дисцип-лин. Вместе с тем ни для кого не секрет, что современ-ная система образования не всегда способствует пол-ноценной реализации возможности нестандартногоребенка жить внутренне богаче и эффективно взаимо-действовать с окружением, быть продуктивным, здоро-вым, успешным, полноценно расти и развиваться.Когда мы говорим о личностном потенциале, речьидет не столько о базовых личностных чертах или ус-тановках, сколько об особенностях системной органи-зации личности в целом, об ее архитектонике, основан-ной на сложной схеме опосредования [1. С. 56-65].Путь к решению проблемы личностного потенциала,несомненно, лежит через смычку, с одной стороны,экзистенциальной психологии, которая на сегодняш-ний день уделяет основное внимание феноменологииличностного потенциала и попыткам его концептуали-зировать, и, с другой стороны, культурно-историческойпсихологии Л.С. Выготского.Возрастная психология и физиология имеют в рас-поряжении достаточно данных, свидетельствующих оспецифике развития организма подростка в период по-лового созревания, а также сопровождающих этот про-цесс психологических сложностях [2. С. 81-90; 3. С. 3-14; 4. С. 105-116]. Однако применительно к вопросу одетской одаренности эта проблема остается неразрабо-танной. Дополнительным неизученным аспектом раз-вития детской одаренности является вопрос влияния наобщий потенциал личности одаренного ребенка хрони-ческой интенсификации обучения, характерной длясовременной системы образования. Обратимся к наи-более раскрытой в отечественной психологии одарен-ности теме, связанной с развитием потенциала лично-сти интеллектуально одаренного ребенка.Согласно «Рабочей концепции одаренности», при-нятой за основу в нашей работе, одаренность - это сис-темное, развивающееся в течение жизни качество пси-хики, которое определяет возможность достижениячеловеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельно-сти по сравнению с другими людьми [5. С. 4-6].В п. 1.4.1 Рабочей концепции одаренности описанытипы «гармоничного» и «дисгармоничного» развитиядетской одаренности, в основе которых - типичное длятаких детей значительное опережение в умственномразвитии [5. С. 10-14]. Можно сказать, что, в отличиеот одаренных детей гармоничного типа, особое нерав-номерное познавательное развитие второго типа идет вкаком-то смысле за счет других сфер, в первую очередьпсихомоторной и эмоциональной.У многих одаренных детей заметны проблемы, свя-занные с их физическим развитием, координацией, ониначинают явно избегать всего, что требует физическихусилий, тяготятся уроками физкультуры, не занимают-ся спортом. Нередко в современных специализирован-ных школах можно встретить ученика, блестяще ре-шающего сложные математические уравнения, но приэтом поражающего своей телесной неловкостью в силунесформированности элементарных моторных навы-ков. Это, в свою очередь, влияет на формирование схе-мы тела, что особенно актуально в подростковом воз-расте. Часть таких людей впоследствии становятсяклиентами психотерапевтов с жалобами на эмоцио-нальную неуравновешенность, сексуальные и психосо-матические расстройства, повышенное утомление, атакже на недостаточность телесных ощущений.Неравномерность развития эмоциональной сферы утаких детей часто проявляется в повышенной впечат-лительности и особой эмоциональной чувствительно-сти, имеющей избирательный характер и связанной,прежде всего со сферой их предметного интереса [5.С. 11-14]. События, не слишком значительные дляобычных детей, становятся для этих детей источникомярких переживаний, бурных аффектов, необоснованно-го чувства вины, депрессивных состояний и, опять какследствие, психосоматических заболеваний.Нередко особое познавательное развитие идет так-же за счет коммуникативной сферы. Так, до опреде-ленного времени общение со сверстниками в сфереличностных интересов занимает у многих одаренныхгораздо меньше места, чем у других детей того же воз-раста. Часто отсутствуют достаточно сформированныеи эффективные навыки социального поведения и воз-никают проблемы в общении, что может проявляться визлишней конфликтности, необычном поведении, вы-зывающем насмешку окружающих [6. С. 58-70]. В ре-зультате такая ситуация может приводить к своеобраз-ной отчужденности ребенка от группы сверстников, онначинает искать другие ниши для общения. Учитываятакже проблемы с саморегуляцией, обусловленныеотсутствием необходимости «напрягаться» и застав-лять себя делать что-либо через силу, о чем уже гово-рилось выше, дети этой категории склонны к вхожде-нию в различного рода неблагополучные социальныеконтакты. Следствием этого могут быть разные формыаддиктивного, а также девиантного поведения (образ«сильно пьющего» художника или ученого, как пред-ставителей творческой богемы, уже давно являетсясоциальным стереотипом). В целом возникает ситуациядезадаптации одаренной личности, которая может при-нимать довольно серьезный характер, временами впол-не оправдывая отнесение одаренных детей этого типа кгруппе повышенного риска.Статистические данные свидетельствуют о том, чтона сегодняшний день 68% (!) всех детей рождается сразличными видами церебральной незрелости, т.е. ихнейропсихологический статус не соответствует норме[7. С. 18]. В первую очередь страдают глубинные отде-лы мозга, отвечающие за общий энергетический по-тенциал организма, регулирование работоспособности,концентрацию внимания, иммунные процессы, телес-ность в целом - то, что формирует необходимый пси-хофизиологический потенциал для выстраивания непо-средственно интеллектуальных функций ребенка. Всеэто создает «зоны уязвимости» для организма в буду-щем, возможными проявлениями которой могут статьразличные варианты неблагополучия на вегетативномуровне: повышенная утомляемость, склонность к сома-тическим расстройствам, эмоциональня неуравнове-шенность, астенизированность организма в целом.Причины такой незрелости пока окончательно не вы-яснены, но несомненно участие двух факторов: с каж-дым годом ухудшающаяся экологическая ситуация иповышенный уровень стресса у будущей мамы во вре-мя беременности.В наш индустриальный век, век высоких техноло-гий, как уже было сказано выше, общество постоянноповышает требования к уровню обучения и образова-ния. Это ведет к интенсификации обучения не толькоинтеллектуально одаренных, но также и совершеннообычных детей. Обе описанные тенденции приводят ктому, что перед более слабыми, менее физически ипсихологически подготовленными детьми ставятсяболее высокие требования. Не вызывает сомнений тотфакт, что современная система образования рассчитанав основном на активизацию психического (познава-тельного) уровня психики. Сенсомоторный и эмоцио-нальный уровни при этом задействованы недостаточно.В связи с этим сегодня все раньше и раньше появляетсязапрос к корковым отделам головного мозга, тогда какдля глубинных отделов просто не остается времени дляфункционального формирования - возникает ситуацияих энергетического «обкрадывания».Возвращаясь к проблеме развития личностного иинтеллектуального потенциала одаренного ребенка,можно отметить, что современные тенденции «разви-вать»» способности незаурядных детей укладываются внесколько основных групп приемов, таких как: углуб-ление, насыщение учебной программы, а также общееускорение обучения [8. С. 21]. В любом случае мыимеем дело с повышением и без того высокой для со-временных детей нагрузки. Несомненно, здоровый,сбалансированный организм, к тому же обладающийповышенным интеллектуальным потенциалом, с ин-тенсивными перегрузками справится. Однако того женельзя сказать о детях, которые по многим показате-лям попадают в категорию одаренных, однако явля-ются представителями дисгармоничного типа разви-тия - для них изначально характерна определеннаяуязвимость, проявляющаяся в так называемых сенси-билизированных (усиленных) условиях, какими, бе-зусловно, являются многократно возрастающие учеб-ные требования. Такие учащиеся также обучаются поспециальным, насыщенным программам, призванным«раскрыть» огромный потенциал способного ребенка.В связи с «модностью» направления работы с одарен-ными детьми складывается впечатление, что в по-следнее время различные учебные заведения пытают-ся превзойти друг друга в оригинальности и макси-мальной «усиленности» при создании подобных про-грамм. В итоге ничего, кроме неконтролируемого по-вышения учебной нагрузки, такой подход не дает.Более того, потенциально уязвимые дети в условияхповышения интеллектуальной нагрузки, по выраже-нию педагогов, начинают «давать сбои», т.е. у нихмогут возникать проблемы в функционально несфор-мированных системах психики: вегетативной, сенсо-моторной и эмоциональной.Несмотря на серьезный интеллектуальный ресурс(часто обусловленный неравномерностью развития),такие дети в условиях возрастающих учебных требо-ваний могут испытывать различные трудности, начи-ная с хронической тревожности, перфекционизма,заниженной самооценки, заканчивая плохим самочув-ствием и соматическими заболеваниями. Коварностьситуации заключается также в том, что педагог невсегда может определить, справится ли тот или инойребенок с повышенными требованиями. Учителя во-обще редко задаются таким вопросом относительноодаренных детей, принимая во внимание их незауряд-ные способности.В связи с описанной выше проблематикой цельюнашего исследования стало выявление уровня астени-зации интеллектуально одаренных учащихся, а такжеизучение формально динамических свойств индивиду-альности у астенизированных и неастенизированныхинтеллектуально одаренных подростков.Исследование проводилось на базе МОУ Лицей Ир-кутского государственного университета. Характернойособенностью учебного заведения является ориентиро-ванность на высокий уровень сложности учебной про-граммы, лекционно-семинарскую форму подачи мате-риала, высокую интенсивность обучения. В исследова-нии приняло участие 50 лицеистов в возрасте 15-16 лет, имеющих различные академические достиже-ния, с коэффициентом интеллектуального развития нениже 120 баллов по результатам культурно-свободноготеста Р. Кеттелла.Степень астенизации одаренных старшеклассниковисследовалась с помощью клинического опросника длявыявления и оценки невротических состояний. В ре-зультате получены данные, свидетельствующие о том,что 31% детей характеризуется выраженной степеньюастенизации, 20% можно отнести к группе риска, и41% старшеклассников демонстрируют нормативныепоказатели по астенизации. Это говорит о том, что бо-лее 1/3 учащихся лицея испытывают состояние пере-утомления, снижения работоспособности, дефицитпсихофизиологических ресурсов.Далее нами были изучены такие показатели фор-мально динамических свойств индивидуальности ин-теллектуально одаренных подростков, как эргичность(связанная с уровнем энергетизации, тонизации орга-низма, с утомляемостью), пластичность, скорость иэмоциональность. Указанные факторы изучались впсихомоторной, интеллектуальной и коммуникативнойсферах, с этой целью был использован опросникОФСДИ В.М. Русалова.В результате сравнительного анализа эксперимен-тальных данных было выявлено, что астенизированныеодаренные подростки по сравнению с неастенизиро-ванными характеризуются средним уровнем потребно-стей в общении, небольшим кругом контактов, неярковыраженным стремлением к установлению новых зна-комств, средней степенью общительности в целом.В отличие от них, одаренным старшеклассникам с низ-кой степенью астенизации свойственна высокая по-требность в общении, широкий круг контактов, тяга клюдям, легкость в установлении социальных связей,стремление к лидерству (различия показателей шкалкоммуникативной эргичности и индексов коммуника-тивной активности значимы при р ≤ 0,001).Для астенизированных учащихся характерна сред-няя скорость моторно-двигательных операций, боль-шая медлительность, в отличие от нормативныхшкольников. Это может проявляться в первую очередьв скорости письма, рисования и приводить к недоде-ланным либо некачественно исполненным работам поразличным учебным дисциплинам. В первую очередьэто сказывается на качестве почерка и неуспешностина уроках геометрии, черчения, физкультуры (различияпоказателей шкал моторной скорости и индикатораобщей активности значимы при р = 0,011).Следует отметить, что приведенные показатели ас-тенизированных подростков не являются дезадаптивнонизкими и вполне соответствуют средним значениямдля данного возраста, однако, учитывая статус образо-вательного учреждения и повышенный уровень учеб-ной нагрузки старшеклассников, могут приводить копределенной неуспешности, нереализованности ода-ренных учащихся.С целью более глубокого анализа полученных дан-ных нами была изучена взаимосвязь уровня астениза-ции и показателей формально динамических свойствиндивидуальности у астенизированных и неастенизи-рованных интеллектуально одаренных подростков.В результате было выявлено, что существуют досто-верные корреляционные связи между изучаемыми фак-торами в обеих выборках.Так, в группе астенизированных учащихся наблю-дается прямая взаимосвязь показателя астенизации иинтегральных показателей всех активностных шкал,кроме индекса общей эмоциональности, на высокомуровне значимости (р ≤ 0,001). Это говорит о том, что сповышением психомоторной, интеллектуальной икоммуникативной активности у таких подростков по-вышается и уровень астенизации, что само по себе дос-таточно закономерно, однако, как видно из описанноговыше исследования, в итоге приводит астенизирован-ных детей к ограничению круга общения и некачест-венным результатам в работе.В группе же неастенизированных одаренных подро-стков наблюдается отрицательная взаимосвязь показа-телей астенизации и коммуникативной активности(r = -0,5 при р = 0,03). Полученные данные говорят отом, что при истощении у таких подростков происхо-дит снижение активности в первую очередь на комму-никативном уровне, что, однако, впоследствии влечетформирование высокой потребности в общении, тягу клюдям. Налицо достаточно парадоксальная тенденцияи в первом, и во втором случае. Возможно, это связанос неумением части интеллектуально одаренных детейустанавливать личностные границы, что и приводит ихк состоянию интеллектуального и эмоционального ис-тощения.В отличие от выборки астенизированных одарен-ных, наибольшее число обратных корреляций уровняастении у неастенизированых одаренных детей обна-ружено с факторами эмоциональной сферы: интеллек-туальной, коммуникативной и психомоторной эмоцио-нальностью (р = 0,02; 0,01; 0,02 соответственно). Этотфакт позволяет предположить, что у данной выборкиинтеллектуально одаренных детей психическая сфера вусловиях повышенной учебной и психоэмоциональнойнагрузки прибегает к использованию компенсаторныхмеханизмов, таких как «исключение» эмоциональногоуровня взаимодействия. Возможно, такая компенсацияпозволяет психике одаренных детей осуществлятьсвоеобразное «энергосбережение», создает условия дляпродолжительного сохранения оптимального уровняработоспособности. Однако в случае хроническогопсихоэмоционального напряжения возникает опас-ность автоматизации этого механизма. В свою очередьэто может повлечь угнетение эмоциональных характе-ристик личности, эмоциональное уплощение и, какрезультат, качественное изменение структуры лично-сти одаренного подростка. Следует отметить, что эмо-циональное угнетение - один из ведущих симптомовдепрессивных, невротических и психосоматическихрасстройств.Представленные данные подтверждаются результа-тами, полученными при использовании методикиКИСС, позволяющей косвенно изучить самооценкуиндивида не только в сравнении «Я» с групповыминормативными стандартами, но также на основе субъ-ективно значимых индивидуальных шкал самооцени-вания. С этой целью в выборке одаренных школьниковбыли заданы критерии, по сути, отражающие факторы,выявляемые с помощью стандартизированных методовдиагностики, описанных выше. Подростки субъективнооценивали себя по таким шкалам, как «выносливость»,«общительность», «интеллектуальность», «эмоцио-нальность». Полученные данные были подвергнутыкорреляционному анализу, в результате чего выявлено,что в выборке астенизированных одаренных детей всевыделенные характеристики имеют прямо пропорцио-нальную связь с уровнем астении. Это говорит о том,что для таких детей ухудшение физического состояниясвязано с их представлениями о себе как о более вы-носливых, что влечет риск не рассчитать собственныесилы, в том числе и в плане учебной нагрузки (r = 0,61при р < 0,01). Возможно, отчасти об этом же свидетель-ствует взаимосвязь астении с фактором «интеллектуаль-ность», по сути означающий степень интеллектуальногопревосходства в группе сверстников (r = 0,72 прир < 0,01). Стремление «быть не хуже» в целой параллелилицеистов с высокими показателями IQ, обучающихсяпо программам высокой информационной насыщенно-сти, с высокой долей вероятности может спровоциро-вать переутомление, астенизацию организма. Кроме то-го, чем менее ресурсным на соматическом уровне стано-вится состояние этих детей, тем более они проявляютсебя как общительные и эмоционально чувствительныеличности (корреляция с факторами «общительность»:r = 0,87 при р < 0,000, «эмоциональность»: r = 0,71 прир < 0,00).В выборке неастенизированных одаренных подрост-ков была выявлена взаимосвязь лишь с показателем об-щительности на достоверном, но более низком уровнезначимости (r = 0,4, при р = 0,045), что также подтвер-ждает данные, полученные с помощью формализован-ных шкал опросника ОФСДИ, описанные ранее.Таким образом, можно сделать вывод, что повышен-ная нервно-психическая нагрузка, характерная для соци-альной и учебной ситуации старших классов лицея, мо-жет оказывать двоякое влияние на общий потенциалличности интеллектуально одаренных подростков.В первую очередь это сказывается на количестве и каче-стве установления социальных контактов, определяетснижение психомоторной активности, приводит к угне-тению эмоциональных характеристик личности, что всовокупности может формировать риски нивелированияобщего потенциала личности одаренного подростка.Необходимо также пояснить, что описанная вышепроблематика специфична не для всех одаренных де-тей, а только для той их части, которой характернодисгармоничное, неравномерное развитие. Такое по-нимание позволяет наметить более четкие ориентиры внаправлении развития детской одаренности. В частно-сти, здесь мы можем говорить о более дифференциро-ванной диагностике одаренных учащихся, связанной спонятиями гармоничного и дисгармоничного типовразвития, и о соответственном, адекватном распреде-лении учебной нагрузки.
Ученые записки кафедры общей психологии МГУ / под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Вып. 1. М., 2002.
Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного прогресса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1948. Т. 26, № 8.
Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. 1992. № 5-6.
Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. 1994. № 1.
Рабочая концепция одаренности. М. : Магистр, 1998.
Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: метод. пособие / под ред. В.И. Панова. М. : Молодая гвардия, 1997. 278 с.
Воробьева Е.А., Гатина С.Б. Двигательная коррекция детей с отклоняющимся развитием // Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов. М., 2002. № 2.
Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М. : Обнинск: ИГ - СОЦИН, 2008. 212 с.