Принятие управленческих решений в процессе освоения студентами дисциплин математического цикла как квазипрофессиональная компетенция
На основе анализа существующих в теории педагогики подходов к определению компетенции, нормативных и рекомендательных документов по проблеме компетентностного подхода к обучению, содержания предстоящей профессиональной деятельности студентов - будущих специалистов в области управления, потенциальных возможностей дисциплин математического цикла раскрыто содержание квазипрофессиональной компетенции «принятие управленческих решений с применением методов системного анализа и математического моделирования студентами специальности "Государственное и муниципальное управление" в процессе освоения дисциплин математического цикла». Представлены компоненты, критерии и показатели становления.
Making managerial decisions in the process of mastering mathematical disciplines by students as a quasi-professional competence.pdf Одно из направлений развития современного про-фессионального образования связано с реализациейкомпетентностного подхода. Новая парадигма образо-вания вызывает формирование новой парадигмы ре-зультата образования и обусловливает необходимостьпостановки вопроса обеспечения образованием болееполного, личностно-, социально- и профессионально-интегрированного результата. В качестве такого фено-мена выступило понятие «компетенция / компетент-ность». Но наблюдаемая в настоящее время неодно-значность решения исследователями задачи определе-ния содержания этого понятия существенно затрудняетформирование, изучение, измерение и оценку компе-тенции / компетентности в качестве результата обуче-ния, на что обращают внимание и сами разработчикикомпетентностного подхода.Цель настоящей работы - представить результатыисследования феномена «принятие управленческих ре-шений» студентами специальности 08.11.00 - «Государ-ственное и муниципальное управление» как компетен-ции, формирование которой происходит в процессе ос-воения дисциплин математического цикла. Цель иссле-дования конкретизируется следующими задачами: обо-значить теоретические основы исследования, проанали-зировать специфику содержания обучения, на основаниитеоретических предпосылок и специфики содержанияобучения определить сущность и структуру компетен-ции, разработать критерии и показатели ее становленияна примере конкретного учебного процесса.Изложим схематично ряд положений, являющихсятеоретическими ориентирами для нашего исследова-ния. И.А. Зимняя иллюстрирует дифференциацию по-нятий «компетенция» и «компетентность», опираясь например противопоставления языка и речи Н. Хомского,который видит фундаментальное различие между зна-нием языка (говорить, слушать, переводить) и употреб-лением (реальным использованием языка в конкретныхситуациях) [1]. Употребление, по Н. Хомскому, «в дей-ствительности» связано с самим говорящим, с мышле-нием, навыками, опытом. И.А. Зимняя под компетен-циями понимает некоторые внутренние, потенциаль-ные, сокрытые психологические новообразования: зна-ния, представления, программы (алгоритмы) действий,системы ценностей и отношений, которые в дальней-шем проявляются в качестве компетентностей челове-ка. Компетентность, уточняет И.А. Зимняя, «трактуетсянами как основывающийся на знаниях, интеллектуаль-но и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [1.С. 35]. Ориентировочными критериями наличия ком-петенций как потенциальных образований и их пре-вращения в компетентности, с точки зрения И.А. Зим-ней, являются: а) готовность к проявлению компетент-ности (мотивационный аспект); б) владение знаниемсодержания компетентности (когнитивный аспект);в) опыт проявления компетентности (поведенческийаспект); г) отношение к содержанию компетентности иобъекту ее приложения (ценностно-смысловой ас-пект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса ирезультата проявления компетентности (эмоциональ-но-волевой аспект).А.В. Хуторской следующим образом предлагает от-личать синонимически используемые понятия «компе-тенция» и «компетентность»: «Компетенция - сово-купность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемыхпо отношению к определенному кругу предметов ипроцессов и необходимых, чтобы качественно продук-тивно действовать по отношению к ним. Компетент-ность - владение, обладание человеком соответствую-щей компетенцией, включающей его личностное от-ношение к ней и предмету деятельности» [2. С. 60].И продолжает: «Мы будем различать эти понятия, имеяв виду под компетенцией наперед заданное требование(норму) к образовательной подготовке ученика, а подкомпетентностью - уже состоявшееся его личностноекачество (совокупность качеств) и минимальный опытпо отношению к деятельности в заданной сфере. Ком-петентность ученика предполагает целый спектр еголичностных качеств… Таких качеств целый веер - отсмысловых и мировоззренческих (например, зачем мненужна эта компетенция) до рефлексивно-оценочных(насколько успешно я применяю ее в жизни… Компе-тентность предполагает минимальный опыт примене-ния компетенции» [2. С. 61]. «Образовательная компе-тенция, - по определению А.В. Хуторского, - это сово-купность взаимосвязанных смысловых ориентаций,знаний, умений, навыков и опыта деятельности учени-ка, необходимых, чтобы осуществлять личностно- исоциально-значимую продуктивную деятельность поотношению к объектам реальной действительности» [2.С. 62]. Компетенция для ученика - это образ его буду-щего, ориентир для освоения. В период обучения у не-го формируются те или иные составляющие таких«взрослых» компетенций. Ученик осваивает компетен-цию, но в полной мере использует ее компоненты ужепосле окончанию обучения, поэтому во время учебыэта компетенция фигурирует как образовательная.«Образовательная компетенция предполагает, что уче-ник не усваивает отдельные друг от друга знания иумения, а овладевает комплексной процедурой» [2.С. 60]. В качестве отличительных признаков компетен-ций А.В. Хуторской выделяет то, что они многомерны,т.е. охватывают все основные группы развиваемыхличностных качеств ученика; включают в себя «связ-ки» знаний, умений и навыков, объединяемых на опре-деленных основаниях; связаны со способностью ос-мысленно применять комплекс знаний, умений и спо-собов деятельности по междисциплинарному кругувопросов; метапредметны, т.е. через отдельные эле-менты или целостно присутствуют в различных учеб-ных предметах и образовательных областях; много-функциональны, поскольку позволяют ученику решатьпроблемы из разных сфер жизни; проверяются в про-цессе выполнения определенного комплекса действий.В московской акмеологической школе (А.А. Деркачи др.) разрабатывается понятие «профессиональнаякомпетентность», в содержание которого включаютсязнания, умения, навыки, личностные профессиональнозначимые качества. «При этом, как показывают по-следние акмеологические исследования, знания, уме-ния, навыки и личностные качества, включающиеся всодержание профессиональной компетентности, пре-образуются в так называемые компетенции» [3. С. 16-17]. Профессиональную компетентность авторы кон-цепции рассматривают как комплекс компетенций, вы-водят ее за рамки когнитивного образования и выделя-ют такую ее ведущую характеристику как единствознания и деятельности, т.е. как готовность. Феноменготовности человека к деятельности в педагогике тра-диционно включает в себя способности (умения) осу-ществлять эту деятельность и мотив (стремление к еереализации). С точки зрения представителей акмеоло-гического подхода, «более точно определить состояниеготовности к деятельности можно как целостное про-явление внутренней активности личности в преодоле-нии внутренних противоречий и творческой реализа-ции планов и программ деятельности» [3. С. 21]. Опи-раясь на это определение, исследователи говорят о про-фессиональной компетентности «как готовности и спо-собности человека преодолевать внутренние противо-речия и, мобилизуя свои акмеологические ресурсы,творчески реализовывать планы и программы деятель-ности, эффективно решая профессиональные задачи втиповых и нестандартных ситуациях» [3. С. 21-22].Профессиональная компетентность включает в себяключевые, базовые и специальные компетенции, кото-рые характеризуются следующим образом: ключевыекомпетенции необходимы для любой профессиональ-ной деятельности, базовые - отражают специфику оп-ределенной профессиональной деятельности, специ-альные - отражают специфику конкретной предметнойсферы профессиональной деятельности.Переходя к решению следующей задачи нашего ис-следования (анализ специфики содержания обучения),отметим, что учебный план специальности «Государст-венное и муниципальное управление» включает ком-плекс математических дисциплин: «Математика»,«Статистика», «Логистика», в статусе элективного кур-са студентам предлагается дисциплина «Основы сис-темного анализа». Задачи и методы, рассматриваемые восновных разделах дисциплины «Математика» (методыоптимизации; линейное, нелинейное, динамическое про-граммирование; теория игр, математическая логика, тео-рия графов, теория вероятностей, математическая стати-стика и др.), предусмотренные государственным образо-вательным стандартом, необходимы для моделированияи анализа предметной области с целью разработки ипринятия решения. Под анализом здесь понимается изу-чение системы управления, основанное на ее декомпо-зиции. При подготовке и принятии управленческих ре-шений в теории управления используются разные видыанализа: системный, комплексный, ситуационный,функциональный, нормативный, морфологический и др.(они изучаются студентами на старших курсах в рамкахдисциплины «Управленческие решения»).Системный анализ - наиболее развитоеприкладноенаправление исследований; он представляет собой со-вокупность практических методов и алгоритмов, по-зволяющих реализовать теоретические концепции,принципы и главные идеи системного подхода. Сис-темный подход - это подход к исследованию объекта(проблемы, явления, процесса) как системы, в которомвыделены элементы, внутренние и внешние связи, наи-более существенным образом влияющие на исследуе-мые результаты его функционирования. Методы мате-матического моделирования в интеграции с методами иалгоритмами системного анализа позволяют вырабаты-вать качественно и количественно обоснованныеуправленческие решения. В соответствии с Федераль-ным Государственным образовательным стандартомвысшего профессионального образования по направле-нию подготовки 08.11.00 «Государственное и муници-пальное управление» в области математических наукспециалист должен иметь представления о математиче-ском моделировании, а также об основных понятияхдискретной математики, теории вероятностей, матема-тической статистики. Специалисты в области управле-ния должны знать принципы системного анализа,уметь строить и использовать модели для описания ипрогнозирования различных явлений, осуществлять ихкачественный и количественный анализ, ставить цель иформулировать задачи, находить и принимать управ-ленческие решения. Специалисты должны уметь адап-тировать основные математические модели к конкрет-ным задачам управления, принимать решения в усло-виях неопределенности и риска, не только участво-вать в разработке управленческих решений, но и не-сти ответственность за реализацию этих решений впределах своих должностей. Выпускники должныобладать общекультурными компетенциями: способ-ностью и готовностью к личностному и профессио-нальному росту, расширению своих профессиональ-но-практических познаний.Опираясь на обозначенные выше теоретическиепредпосылки, специфику содержания обучения на уров-не учебного материала и требования государственногообразовательного стандарта, взяв за основу структурупонятия «образовательные компетенции», разработан-ную А.В. Хуторским [2], раскроем содержание понятия«принятие управленческих решений» как компетенции,перечислив выделенные нами характеристики:1) название: разработка и принятие управленческихрешений с использованием элементов математическогомоделирования и системного анализа;2) тип в общей иерархии. Опираясь на выше обо-значенные ориентиры, можно утверждать, что назван-ная компетенция в рамках профессионального подходаявляется профессиональной, а именно: ключевой, таккак принятие решений необходимо для любой профес-сиональной деятельности; базовой, так как отражаетспецифику профессиональной деятельности управлен-цев (принятие управленческих решений является ос-новным содержанием управленческой деятельности);специальной, так как отражает специфику конкретнойпредметной сферы профессиональной деятельности -применение методов математического моделированияи системного анализа при разработке и принятииуправленческих решений. В контексте компетентност-ного подхода к обучению названная компетенция явля-ется образовательной и при этом обладает выделенны-ми А.В. Хуторским основными признаками: она мно-гомерна, так как охватывает основные группы разви-ваемых в обучении личностных качеств (активность,рефлексивность, самостоятельность, креативность, ини-циативность и др.); метапредметна, так как через от-дельные элементы или целостно присутствует в раз-личных учебных предметах и образовательных облас-тях (как принимаются решения, обсуждается в курсах«Управленческие решения», «Менеджмент», «Страте-гическое управление», «Теория организации», «Психо-логия управления», «Теория принятия решений» и др.);многофункциональна, поскольку позволяет решатьпроблемы из разных сфер жизни; включает в себя«связки» знаний, умений, навыков, методов, алгорит-мов, способов действий и др., объединенных на основецикла математических дисциплин; связана со способ-ностью интегрировать и осмысленно применять ком-плекс знаний, умений, навыков и способов деятельно-сти по междисциплинарному кругу вопросов (в приня-тии управленческих решений студенты используютзнания, полученные при изучении нескольких матема-тических дисциплин, а также таких учебных предме-тов, как «Введение в специальность», «Экономика» идр.); проверяются в процессе выполнения определен-ного комплекса действий - ориентировочного алгорит-ма процесса принятия решения. Резюмируя изложен-ное выше относительно типа компетенции (профессио-нальная / образовательная), с учетом теории и термино-логии контекстного подхода [4], считаем целесообраз-ным определить названную компетенцию как квази-профессиональную и уточнить ее название: «Разработ-ка и принятие квазиуправленческих решений с исполь-зованием элементов математического моделирования исистемного анализа»;3) знания, умения и навыки, способы деятельности,многоуровневые требования для каждого учебного мо-дуля детально зафиксированы в разработанном намиучебно-методическом комплексе, который включаетпрограммы, учебные пособия, методические указаниядля студентов, индивидуальные задания, многоуровне-вые задания, тесты, рекомендации для преподавателейи другие материалы.При структурировании содержания компетенциимы учитывали положения нормативно-рекомендатель-ных документов; ориентировочные критерии наличиякомпетенций (И.А. Зимняя); содержание понятия «об-разовательная компетенция» (А.В. Хуторской); содер-жание понятия «профессиональная компетенция»(А.А. Деркач и др.); содержание обучения дисциплинматематического цикла; возрастные особенности сту-дентов первых курсов обучения; собственный много-летний педагогический опыт. Исследуемая компетен-ция рассматривается нами как многокомпонентное,многофункциональное образование, в структуре кото-рого в исследовательских целях мы условно выделилипять взаимозависимых, взаимообусловленных, взаимо-действующих, взаимопроникающих компонент:- мотивационный (потребности, мотивы, цели, ценно-сти, смыслы, ценностно-смысловые ориентации студен-тов относительно принятия управленческих решений);- когнитивный (владение теоретическими предмет-ными знаниями дисциплин математического цикла исмежных с ними дисциплин);- операциональный (умения интегрировать теоре-тические знания из различных дисциплин и применятьих для разработки и принятия управленческих реше-ний, технологические умения);- рефлексивно-результативный (навыки, опыт какусловие и результат становления компетенции);- профессионально значимые личностные качества,способствующие разработке и принятию эффективныхрешений: рефлексивность, креативность, самостоя-тельность, инициативность, осознанность, стремлениек самореализации, самовыражению, самосовершенст-вованию в квазипрофессиональной деятельности.В соответствии с общими требованиями к критери-ям мы выделяем критерии освоения квазипрофессио-нальной компетенции «разработка и принятие квази-управленческих решений с использованием элементовматематического моделирования и системного анали-за», соответствующие компонентам, а именно: мотива-ционный, когнитивный, операциональный, рефлексив-но-результативный, личностно-качественный крите-рии. Показателями сформированности мотивационногокомпонента могут быть: ярко выраженный познава-тельный интерес к результату и процессу принятиярешения, целеустремленность, позитивное отношениек квазипрофессиональной деятельности, осознание не-обходимости и ценности научного подхода к обосно-ванию решений, стремление технологично разрабаты-вать решение в необязательных ситуациях, осознан-ность смысла квазипрофессиональной деятельности,потребность в присвоении ценностей и наделениисмыслом объектов внешней и внутренней действи-тельности. Диагностическим инструментарием пере-численных показателей служат анкеты, целенаправ-ленные наблюдения, самонаблюдения, результатысамоанализа и другие опросные и интроспективныеметоды. Показателями когнитивного компонента яв-ляются объем, прочность, глубина, гибкость, воспро-изводимость, обобщенность, переносимость, дейст-венность, интегрированность знаний, а также много-образие и эффективность способов их представленияи присвоения. Диагностика когнитивного компонентапроводится с помощью анализа результатов кон-трольных работ и других продуктов деятельности. Ин-тегративными показателями операционального компо-нента являются адекватность культурным нормам иэффективность продуктов деятельности (квазиуправ-ленческих решений).Для диагностики операционального компонента ме-тодом экспертных оценок нами разработан комплексоцениваемых параметров: выбор проблемной области(оперативные, прагматичные, инновационные пробле-мы); изучение проблемного поля (выявление недостат-ков, коллизий, рассогласований, проблем); обработкаинформации (источники, сбор, отбор, использование);выбор объекта исследования (уровень решения про-блемы); постановка задачи (формулировка, степеньформализации, степень связности); структуризацияпроблемы или объекта исследования (выделение эле-ментов системы, группировка в структуру, выделениесистемообразующих связей); постановка цели функ-ционирования системы или исследования объекта (де-композиция цели, адекватность нормативно заданнымтребованиям к целям); учет ресурсов; установлениеосновных ограничений функционирования системы;определение критериев эффективности функциониро-вания системы; формирование альтернативных вариан-тов решения; выбор наиболее эффективного варианта(принятие решения); доминирующие методы. Как из-вестно, сформированность навыков и минимальногоопыта в определенном виде деятельности проявляетсяв активности субъектов деятельности. В связи с этиммы считаем целесообразным в качестве косвенногоинтегративного показателя становления рефлексивно-результативного компонента исследуемой компетен-ции использовать активность студентов в разработке ипринятии квазиуправленческих решений. Показателемсформированности профессионально значимых лично-стных качеств студентов для нас служат их проявленияв квазипрофессиональной деятельности.Представленная модель квазипрофессиональнойкомпетенции позволяет описать уровни и изучать ди-намику ее освоения студентами, проектировать педаго-гические условия, ориентированные на реализациюкомпетентностного подхода к обучению.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 311
Ключевые слова
квазипрофессиональная компетенция, компоненты, критерии и показатели становления, quasi-professional competence, components, criteria and indicators of formationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Дмитриева Татьяна Владимировна | Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток) | доцент, доцент кафедры алгебры, геометрии и анализа Школы естественных наук, соискатель кафедры педагогики профессионального образования Комсомольского-на-Амуре гуманитарно-педагогического государственного университета | dmitrtv2007@yandex.ru |
Ссылки
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-43.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. А.А. Деркача. М. : Изд-во РАГС, 2007. 166 с.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. М. : Высш. шк., 1991. 207 с.
