Возможности психологической помощи в санаторно-курортных условиях при эмоциональном выгорании с экзистенциальными проблемами | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353.

Возможности психологической помощи в санаторно-курортных условиях при эмоциональном выгорании с экзистенциальными проблемами

Рассматривается проблема психотерапевтической работы в условиях санаторно-курортного отдыха и лечения с представителями «помогающих профессий», имеющих отдельные симптомы «эмоционального выгорания» или весь симптомокомплекс (синдром). Психологическая помощь «выгоревшим» оказывается в виде психодиагностики, экзистенциального консультирования и тренинговой сессии на базе политеоретического подхода в исследовательской программе.

Psychological aid potential for burnout patients with existential problems in sanatorium conditions.pdf На современном этапе развития российского здра-воохранения, существенной характеристикой которо-го является оказание медицинской помощи населениюв условиях новых экономических отношений, иссле-дование проблемы психопрофилактики и психокор-рекции синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) вусловиях санаторно-курортного комплекса определя-ется следующей многочисленной группой факторов. Всовременном российском обществе все более укреп-ляются тенденции пристального внимания к здоро-вью, качеству жизни и уровню получаемых социаль-ных услуг.В последние годы проблематика здоровья все чащепризнается одной из приоритетных областей научногопознания и оказывается в фокусе комплексного изуче-ния. В концепции общественного здоровья в рамкахинтегративного подхода здоровье рассматривается какмногомерный феномен, сложный и неоднородный посвоему составу, сочетающий в себе гетерогенные, ка-чественно различные, компоненты и отражающий фун-даментальные аспекты человеческого существования.Здоровье рассматривается как сложное, многофактор-ное явление, определяющее репродуктивные и созида-тельные возможности как отдельных субъектов, так ицелых сообществ [1].В предельно укрупненном масштабе здоровье вы-ступает в качестве фундаментальной проблемы челове-чества, актуальной на любом этапе его биосоциальнойи духовной эволюции [2, 3]. Такое понимание здоро-вья, его экзистенциальных компонентов отражено и вформулировке, предложенной экспертами ВОЗ: здоро-вье - состояние полного физического, психического,социального и духовного благополучия, а не толькоотсутствие каких-либо болезней и дефектов.Б.С. Братусь (1998) в своей концепции психическо-го здоровья считает задачей его последнего, личност-ного, уровня строительство системы смысловой ориен-тировки в мире, стержнем которой является общийсмысл жизни, и поиск и обретение такого предельногосмысла придает завершенность личности, делает еезрелой, устойчивой и продуктивной [4].Развивая идею общественного, духовного здоровья,М.С. Яницкий и А.В. Серый (2008) связывают ее с эк-зистенциальными проблемами личности: ценностно-смысловые индикаторы психологического здоровьяличности - это определенная система ценностей, ха-рактер и направленность переживания человеком смы-слов жизненных ситуаций, широта диапазона приме-нимости личностных конструктов. В этих индикаторах,по мнению авторов, отражаются не только субъект-ные (половозрастные, индивидуально-психологичес-кие, личностные особенности), но и объектные харак-теристики данного взаимодействия, проявляющиеся взаданных социальной средой нормах и субкультурныхценностях [5].Кардинальные социальные преобразования в нашемобществе, предъявляющие новые требования к челове-ку, наиболее остро затрагивают представителей ком-муникативных профессий. В период всемирного фи-нансово-экономического кризиса, а точнее - кризисаценностей, «неправильных» смыслов и стратегий жиз-ни, в обществе сформировались обширные группы на-селения, требующие целенаправленной лечебной ипсихологической помощи. У людей с сильной зависи-мостью от работы («трудоголиков») обнаруживаютсяустойчивые психопатологические реакции (астении,тревоги, депрессии), у половины из них выявляютсяпризнаки нарушения деятельности вегетативной нерв-ной системы и психосоматические болезни. Речь идет офеномене эмоционального выгорания.Тот отрицательный дезадаптационный эффект, ко-торый «выгорание» оказывает на поведение лиц «по-могающих», коммуникативных профессий, обуслов-ливает необходимость оказывать им психологическую(профилактическую и реабилитационную) помощь, втом числе в санаторно-курортных условиях. В «помо-гающих» профессиях деятельность специалиста реа-лизуется через построение особых отношений с дру-гими людьми, именно поэтому своеобразие этих про-фессий заключается в том, что сам субъект деятельно-сти является первичным инструментом своей работы,и для построения помогающих отношений оказывает-ся недостаточным использование только методиче-ских приемов - помогающая деятельность требуетличной вовлеченности, умения сопереживать и сочув-ствовать.Традиционно и в общественном сознании, и в науч-ной литературе акцент делается прежде всего на пози-тивные аспекты работы с людьми, но вместе с тем со-вершенно очевидно, что именно работа с людьми тре-бует особой ответственности и эмоциональных нагру-зок, потенциально содержит в себе опасность тяжелыхпереживаний, связанных с рабочими ситуациями и ве-роятностью возникновения при длительном стрессесиндрома эмоционального выгорания.В помогающих взаимодействиях, по утверждениюК. Роджерса (1994), по крайней мере, одна из стороннамеревается способствовать другой стороне в лично-стном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности,формировании зрелости [6]. Потому действие много-численных эмоциогенных факторов вызывает нарас-тающее чувство неудовлетворенности, накопление ус-талости, что ведет к профессиональным кризам, исто-щению и «выгоранию». Действие эмоциогенных фак-торов (как объективных, так и субъективных), вызы-вающих нарастающее чувство неудовлетворенности,ухудшение самочувствия и настроения, накоплениеусталости, физиологических показателей, которые ха-рактеризуют напряженность работы, присутствует влюбом феноменологическом описании синдрома эмо-ционального выгорания (СЭВ).Профессиональные кризисы, встреча человека с ди-стрессом - это всегда скрытая или явная дезадаптация,которая в зависимости от индивидуальных особенностейличности проявляется поведенческими, невротически-ми, психосоматическими реакциями. Особенно серьез-ной угрозой психическому здоровью человека являетсяСЭВ с элементами экзистенциального (духовного) кри-зиса - с субдепрессией, чувством беспомощности и бес-смысленности своего существования, низкой оценкойсобственной профессиональной компетентности [7].Потребность населения в организованном много-дневном отдыхе реализует потенциал социально-экономической и профилактической эффективностисанаторно-курортного оздоровления. Санаторно-ку-рортный комплекс, являясь важным социальным ин-ститутом Российского государства, успешно решаетпроблему повышения качества здоровья населения, втом числе и купирования проявления эмоциональноговыгорания. Санаторно-курортному лечению, техноло-гии которого включают корригирующие оздоровитель-ные и реабилитационные мероприятия с использовани-ем природных лечебных факторов в комплексе с фи-зиотерапией, лечебной физкультурой, рефлексотерапи-ей, принадлежит существенная роль в профилактике икоррекции психического здоровья лиц коммуникатив-ных профессий.Санаторно-курортные услуги как ведущая частьпрофилактики и реабилитационной помощи пользу-ются спросом у значительной части населения России.В современных условиях деятельности перспектив-ным направлением является использование интенсив-ных укороченных курсов санаторно-курортного лече-ния (СКЛ). Получение максимального психотерапев-тического эффекта в короткие сроки СКЛ требуетвнедрения новых лечебных экспресс-технологий, атакже обязательного учета психологических факторов(личностных, экзистенциальных), разработки экс-пресс-диагностических и экспресс-психотерапевти-ческих программ (например, организация в санатор-но-курортной лечебной деятельности службы психо-логического сопровождения, состоящей из психоло-гов и психотерапевтов, результатами системной рабо-ты которой могут явиться феномены самоорганизации,синергичности, эмерджентности, когерентности - все-го, что обусловливает успешное социальное взаимо-действие с клиентами).Прецеденты существования подобных психологи-ческих служб-бригад пока в литературе не описаны,являются редкими и работы, посвященные психологиисанаторно-курортной первичной и вторичной реабили-тации (профилактика и коррекция) лиц с синдромомэмоционального выгорания. Однако существует доста-точно большое количество исследований по смежнымпроблемам, которые смогли стать информационнойбазой данного исследования. Освещение психологиче-ских проблем функционирования санаторно-курортнойсферы требует обращения сразу к нескольким само-стоятельным предметным областям психологическогознания при доминировании медицинской психологии, аименно: психология личности, социальная психология,психосоматика, психология телесности, психологияздоровья, психодиагностика, психологическое кон-сультирование, психологическая коррекция, экзистен-циально-феноменологическая психологи и другие об-ласти психологического знания.Причины, механизмы возникновения и психодиаг-ностический инструментарий для оценки выраженно-сти эмоционального выгорания в отечественной наукерассматриваются достаточно разносторонне, но реаби-литационные подходы разработаны фрагментарно, иотсутствуют исследования, посвященные реабилитациилиц с СЭВ в условиях санаторно-курортного комплек-са. Сложность структуры СЭВ определяет необходи-мость мультимодального подхода в практике психоло-гического сопровождения. Применение групповых ме-тодов более целесообразно с экономической точки зре-ния, но для эффективности психологического сопро-вождения показан комплексный подход, в котором на-ходит применение индивидуальное психологическоеконсультирование.Чаще всего авторы характеризуют эмоциональноевыгорание через сочетание симптомов нарушения впсихической, соматической и социальной сферах жиз-ни человека, что релевантно подходам в медицинской,общей и социальной психологии.В настоящее время медико-психологический под-ход остается доминирующим при обсуждении этойпроблемы (речь идет о психическом здоровье челове-ка), но дополняется социально-психологическим, таккак «помогающие» профессии чрезвычайно нагруженыкоммуникативностью, в имеющихся классификацияхособенностей-симптомов эмоционального выгораниянепременно звучит коммуникативный аспект, которыйявляется сквозным, системообразующим, обусловли-вающим затруднение самопонимания, на основе кото-рого развиваются все вышеперечисленные симптомы икоторые обусловливают определенные экзистенциаль-ные состояния [8].На сегодня работы в области медицинской психоло-гии, сочетающие медико-психологические и социаль-но-психологические подходы пока единичны, хотя ре-шение проблемы профилактики и психокоррекции всанаторно-курортных условиях требует осуществлениякомплексных превентивных и ситуативных мер, кото-рые должны проводиться психологами и врачами-психиатрами службы сопровождения в рамках важ-нейшего направления медицинской психологии - пси-хогигиенического и профилактического.О.А. Семиздралова (2006), рассматривая профилак-тику эмоционального выгорания, обосновывает идеюпредупреждения развития эмоционального выгорания,выводя ее в обще- и социально-психологический кон-текст, а исследователь С.В. Умняшкина (2001) рас-сматривают синдром эмоционального выгорания вконтексте самоактуализации личности [9, 10]. Действи-тельно, нормативное функционирование в профессио-нальной среде обеспечивается переживанием всех си-туаций как имеющих индивидуальный смысл, что сни-жает вероятность развития симптомов выгорания, но, ксожалению, не всем работающим удается прийти кэтому индивидуальному смыслу своей деятельности,что происходит в силу ряда причин как объективных(средовых), так и субъективных (например, личност-ных). Но подобные медико-психологические психоги-гиенические и психопрофилактические исследования вобласти превенции синдрома выгорания проводятся наразных методологических основаниях, поэтому полу-ченные результаты подобной психотерапевтическойработы являются неоднозначными, их трудно система-тизировать.Констатируя, что причины, механизмы возникнове-ния и психодиагностический инструментарий дляоценки выраженности эмоционального выгорания вотечественной науке рассматриваются достаточно раз-носторонне, но реабилитационные подходы разработа-ны фрагментарно и отсутствуют исследования, посвя-щенные реабилитации лиц с СЭВ в условиях санатор-но-курортного комплекса, в нашем исследовании мыисходили из положения, что феномен эмоциональноговыгорания - сложное медико-психологическое дина-мическое образование, требующее мультимодальногоподхода в практике психологического сопровождения,и что применение групповых методов более целесооб-разно с экономической точки зрения, но для эффектив-ности психологического сопровождения показан ком-плексный подход, в котором находит применение ин-дивидуальное психологическое консультирование.Мы учитывали, что у представителей «помогающихпрофессий» основным фактором возникновения иразвития синдрома эмоционального выгорания явля-ется личностно-комуникативный в сочетании с экзи-стенциальным. Обращенность к этим факторам явля-ется концептуальной основой разрабатываемой намипрограммы психологического сопровождения лиц«помогающих» профессий в лечебной санаторно-ку-рортной практике.Наиболее адекватным современному состоянию пси-хологии здоровья теоретико-методологическим подхо-дом к анализу эмпирического материала является по-литеоретическая интерпретация. Из основных теорети-ческих ориентаций, существующих в современнойпсихологии здоровья, максимальное обоснование иподтверждение получаемым эмпирическим даннымнаходит био-психо-соционоэтическая теория личностии ее здоровья Г.В. Залевского, Ю.В. Кузьминой [1].Кроме этого, наше исследование методологическиориентировано на практико-теоретические выводыС.В. Умняшкиной, В.Е. Орла, исследования А. Маслоу,Р. Ассаджиоли, Э.В. Галажинского, В.Е. Клочко попроблемам самоактуализации и самореализации лично-сти, на концепции эмоционального выгорания, на ре-зультаты решения экзистенциальных проблем в психо-терапии [10-14].Что касается самого термина «эмоциональное выго-рание», то он, будучи впервые введенным в оборотамериканским психологом Фройденбергером в 1974 г.,на сегодняшний день описывается как состояние эмо-ционального, психического, физического истощения,развивающегося как результат хронического неразре-шенного стресса на рабочем месте.Появление данного синдрома характерно для аль-труистических профессий, где доминирует забота олюдях (социальные работники, врачи, медицинскиесестры, учителя и др.) [15]. Еще один основоположникидеи выгорания, Кристина Маслач (г. Пало-Альто, Ка-лифорния, США) - социальный психолог, определилаэто понятие как синдром физического и эмоционально-го истощения, включая развитие отрицательной само-оценки, отрицательного отношения к работе, утратупонимания и сочувствия по отношению к клиентам илипациентам [16-18]. Ее открытие возможности по-новому видеть проблемы стресса с учетом его влиянияна способность людей к общению сразу было подхва-чено множеством ученых и психологов-практиков вовсех странах.Внимание к феномену «выгорание» под знаменемКристины Маслач возрастало, в 80-е гг. XX в. внима-ние к концепции выгорания и термин burnout потесни-ли термин stress со страниц сотен научных публикацийи диссертаций в англоязычных странах.Эмоциональное выгорание - это процесс постепен-ной утраты эмоциональной, когнитивной и физическойэнергии, проявляющийся в симптомах эмоционально-го, умственного истощения, физического утомления,личной отстраненности и снижения удовлетворениявыполнением работы.Эмоциональное выгорание - динамический про-цесс, он возникает поэтапно, в полном соответствии смеханизмом развития стресса, описанным Гансом Се-лье - основоположником учения о стрессе. В этомпроцессе проявляются все три фазы стресса: 1) нерв-ное (тревожное) напряжение - его создают хрониче-ская психоэмоциональная атмосфера, дестабилизи-рующая обстановка, повышенная ответственность,трудность контингента; 2) резистенция (сопротивле-ние) - человек пытается более или менее успешнооградить себя от неприятных впечатлений; 3) истоще-ние - оскудение психических ресурсов, снижениеэмоционального тонуса, которое наступает вследствиетого, что проявленное сопротивление оказалось не-эффективным.В советской психологии термин «выгорание лично-сти» никак не приживался. Согласно идеологическимустановкам, господствовавшим при коммунистическойвласти, личность «советского человека», воодушевлен-ная «ленинским учением», несокрушима и не может«выгореть». На русский язык слово «burnout» перево-дилось как «эмоциональная слабость», «психологиче-ское истощение» и т.п. Только с 1989 г. стали исполь-зовать словосочетание «выгорание эмоций», будто незамечая, что это лишь один компонент синдрома «вы-горание личности». Часто пишут «профессиональноевыгорание», подчеркивая результат - ухудшение рабо-тоспособности, упуская главное - деформацию лично-сти профессионала.В настоящее время эмоциональное выгорание пред-ставляет собой синдром, клинический феномен, имеетстатус заболевания, в 10-м пересмотре Международнойклассификации болезней он описывается под рубрикойZ.73.0 как «Выгорание - состояние полного истоще-ния» [19].Многочисленные проявления «выгорания» можносвести к трем феноменологически описываемымформам:1) «Уплощение эмоций». Было замечено, что у не-которых психотерапевтов и психологов-консультантовна фоне утомления возникает стремление лучше рабо-тать с пациентами: душевнее беседовать, проникно-веннее, даже «по-родственному» общаться с ними. Од-нако это не повышение качества их работы, а результатневольной попытки продолжать хорошо, качественноработать, вопреки утомлению.К. Маслач заметила, что у представителей «помо-гающих» профессий невольное манифестированное«сверхсочувствие» вскоре сменяется приступами рав-нодушия к пациентам. Оно овладевает психотерапев-том (или другим профессионалом, работающим слюдьми) каждый раз, как он входит в свой рабочийкабинет. При этом еще возможны эмоциональныевсплески и негативные (приступы рассерженности илиобиды), и позитивные (неожиданная радость, умиле-ние). И наконец, у такого первоначально отличногопрофессионала, если он продолжает напряженно рабо-тать с людьми, безэмоциональность, равнодушие ковсему становится навязчиво-болезненной чертой ха-рактера. У него происходит «уплощение» эмоций, ко-гда исчезает острота чувств и сладость переживаний.Ослабевают чувства к самым дорогим и близким лю-дям. Даже любимая пища становится грубой и пресной.2) «Конфронтация с клиентом». К. Маслач обра-тила внимание на то, что некоторые психотерапевты впериоды кратковременного отдыха во время рабочегодня, беседуя с коллегами, начинают пренебрежительно,а потом и с издевкой высказываться о своих пациентах.Возбужденные или утомленные необходимостьюсдерживать свой внутренний протест против душевныхзатрат, психотерапевты разряжали агрессию. Первона-чально после вспышек усердия и желания как можнолучше обслуживать клиентов, возникает застойное пе-реживание обиды за несправедливость поначалу из-законкретного события. Потом это чувство становитсяпостоянно гнетущим. Это переживание обиды из-заякобы недостаточного одобрения начальства, неблаго-дарности клиентов, из-за того что «за такую работуплатят мало денег». «Выгорание» ведет профессионалак тому, что он игнорирует клиентов, потом уклоняетсяот работы с ними (частые перекуры, перерывы за чаш-кой кофе), потом возникают отгулы, прогулы, отсутст-вие «по болезни». Если «выгорающий» человек выну-жден все дальше работать с людьми, то он начинаетчувствовать стойкую неприязнь к клиентам (пациен-там, покупателям, ученикам и др.). И вот ему не удает-ся скрыть свое раздражение и происходит взрыв: онвыплескивает из себя озлобленность, жертвой которой,как правило, становится ни в чем не повинный человек,который ждал от профессионала помощи или хотя быучастия.3) «Потеря ценностных ориентаций». Первона-чальные симптомы «выгорания» могут проявляться втом, что при общении с клиентами и сослуживцами учеловека возникает навязчивое недоверие к их выска-зываниям. Оно может чередоваться или сочетаться снедовольством собой, с ощущением снижения своейкомпетентности в работе. Такой человек склонен вовсем новом сразу находить негативные стороны(ошибки, недолжное поведение); он сразу обращаетвнимание на недостатки вещей, предвестники опасно-сти и т.д.«Выгорающему» его навязчивая критичность ка-жется достоинством, но, акцентируя внимание лишь наплохом, он лишает людей права на ошибки, на инициа-тиву. «Выгорающая» личность портит всем настроениеи климат в коллективе, заражает его «выгоранием».Такого человека все чаще охватывает мучительноеощущение своей профессиональной несостоятельно-сти. Завершает нарастание этой формы «выгорания»утрата представлений о ценностях жизни, т.е. состоя-ние, в котором человеку становится «на все напле-вать». Он по привычке может сохранять и апломб, иреспектабельность, но у него пустой взгляд и ледяноесердце. Мир для него безразличен он пребывает в «эк-зистенциальном вакууме».Сегодня еще нет единых взглядов на этиопатогенезвыгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагно-стические критерии. Одни исследователи считают еговыработанным личностью механизмом психологиче-ской защиты в форме полного или частичного исклю-чения эмоций в ответ на избранные психотравмирую-щие воздействия, другие - приобретенным стереоти-пом эмоционального, чаще всего профессионального,поведения, третьи - функциональным стереотипом,поскольку он позволяет дозировать и экономно расхо-довать энергетические ресурсы. Но во всех концепцияхэтиопатогенеза исследователями отмечается наличие вСЭВ личностного фактора: эмоциональной неустойчи-вости, конформности, робости, подозрительности,склонности к чувству вины, консерватизма, импуль-сивности, напряженности, интроверсии.Развитие психопатологических структур синдромаэмоционального выгорания во многом основывается наличностной тревожности. Уже доказано, что более все-го риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъ-являющие непомерно высокие требования к себе - ра-ботоголики, перфекционисты. В их представлении на-стоящий специалист - это образец профессиональнойнеуязвимости и совершенства. Входящие в эту катего-рию личности ассоциируют свой труд с предназначе-нием, миссией, поэтому у них стирается грань междуработой и личной жизнью.Выборку данного исследования, обосновывающегометоды психологической помощи представителям«помогающих» профессий, людям с СЭВ, составилагруппа 55 отдыхающих в условиях санаторно-курорт-ного комплекса «Белокуриха» (Алтайский край) муж-чин и женщин в возрасте 40-65 лет (средний возраст47,5+1,02 лет), разных профессий (врачи, учителя,социальные работники) с нарушением функций пси-хоэмоциональной сферы, которые составили экспери-ментальную (35 чел.) и контрольную (20 чел.) группы.Это были отдыхающие с выраженной, но не достиг-шей клинического уровня психопатологической, пси-хосоматической, соматической симптоматикой в со-четании с признаками социальной дисфункции, соснижением показателей психической адаптации, те, укоторых в клинической беседе отмечались некоторыесимптомы СЭВ: ухудшение отношений с коллегами иродственниками; нарастающий негативизм по отно-шению к окружающим; злоупотребление или алкого-лем, или никотином, или кофеином, или всем этимвместе; утрата чувства юмора; постоянное ощущениенеудачи и чувство вины; повышенная раздражитель-ность - и на работе, и дома; упорное желание переме-нить род занятий; периодически возникающая рассе-янность; когнитивная дисфункция (нарушения памятии внимания); нарушенный сон с трудностями засыпа-ния и ранними пробуждениями; обостренная воспри-имчивость к инфекционным заболеваниям; повышен-ная утомляемость; чувство усталости на протяжениивсего рабочего дня; личностные изменения - появле-ние или обострение ранимости, обидчивости и раз-дражительности; соматическая симптоматика - го-ловные боли, гастроинтестинальные (диарея, синдромраздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахи-кардия, аритмия, гипертония) нарушения. После пер-вичного обследования методом отбора отдыхающиеэкспериментальной группы были разделены на двегруппы: принимающих психологическую помощь(35 чел.) и без таковой (20 чел.).Всем отдыхающим проведено психологическое об-следование до начала и после курса психокоррекции(спустя 3 недели). Учитывая влияние личностных ха-рактеристик на развитие синдрома эмоциональноговыгорания, перспективным в обследовании явилосьиспользование личностно-ориентированных методик.Применялись следующие методики: «Опросник выго-рания» В.В. Бойко, позволяющий наиболее адекватнодиагностировать СЭВ на различных стадиях его проте-кания; для изучения особенностей личности - методикаMMPI (Л.Н. Собчик, 1986), методика «Духовный кри-зис» Л.В. Шутовой, А.В. Ляшук, опросник Б.И. Додо-нова на выявление эмоциональной направленностиличности [17, 19-22].Психодиагностическое обследование (психодиаг-ностические методики, наблюдение, клиническая бе-седа) подтвердило различные уровни СЭВ, а такженаличие у отдыхающих элементов духовного, экзи-стенциального кризиса. Духовный кризис - один извидов личностного кризиса, выражающийся в пере-живании утраты бытийной основы существования,которое возникает в ответ на эмоциональную реакциюотносительно индивидуально значимого события илиявления и сопровождается нарушением процесса по-иска сакрального [23]. Проживание духовного кризисаиндивидом ведет к построению у него новой системыжизненных ориентиров, основанной на приобретен-ном субъективном опыте. Духовный кризис проявля-ется в конфликтных состояниях, обусловленных стра-хом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленно-стью, виной, ответственностью, неудовлетворенно-стью и страданием. Большинство психологов, зани-мавшихся кризисной психологией (В.Ф. Василюк,Р. Ассаджиоли, С. Гроф), считают кризис предпосыл-кой важнейших личностных изменений, которые мо-гут быть как положительными (конструктивными,созидательными, интегрирующими), так и негатив-ными (деструктивными, разрушительными, разъеди-няющими) [13, 23, 24].В научном сообществе нет однозначного определе-ния термина «духовный кризис», поэтому представите-ли различных направлений психологии употребляютего в разных значениях, а также используют близкие посмыслу термины, описывающие отдельные стороныэтого явления: «психодуховный кризис», «трансперсо-нальный духовный кризис», «экзистенциальный кри-зис». Экзистенциальные психологи говорят об экзи-стенциальном кризисе и выделяют базовые категориижизни человека: свобода, смерть (страх смерти), бес-смысленность, одиночество, вина и ответственность.Категориями эти понятия называются в связи с тем, чтообусловливают все человеческое бытие. Поскольку онисоставляют ядро человека, то находятся в его духовном«Я», и порождаемые ими конфликты с большой степе-нью вероятности могут привести к возникновению ду-ховного кризиса [25].Из всего числа обследованных низкий уровень вы-горания был выявлен у 48,9%, средний - 39,1%, а вы-сокий - 13% отдыхающих. Для всей группы обследо-ванных было характерно начальное формированиесимптомов более глубоких фаз выгорания, что, одна-ко, повышает риск дальнейшего развития выгорания.Поэтому отнесение респондентов к низкому илисреднему уровням выгорания достаточно условно,возможен сдвиг в сторону увеличения степени выго-рания. Выяснилось, что каждому этапу СЭВ присущисимптомы нарастающего эмоционального выгорания.Так, у человека, подверженного выгоранию первойстепени, проявляются умеренные, недолгие и случай-ные признаки этого процесса. Эти признаки и сим-птомы выражены в легкой форме и заключаются взаботе о себе, например, путем расслабления или ор-ганизации перерыва в работе.На второй стадии выгорания симптомы проявляют-ся более регулярно, носят более затяжной характер итруднее поддаются коррекции. Профессионал можетчувствовать себя истощенным после хорошего сна идаже после выходных. Признаки и симптомы третьейстадии выгорания являются хроническими. Могут раз-виваться физические и психологические проблемы ти-па язвы и депрессии; попытки заботиться о себе, какправило, не приносят результата, а профессиональнаяпомощь может не давать быстрого облегчения. Людиподвергают сомнению ценность своей работы, профес-сии и жизни как таковой.Рассмотрены показатели отдельных симптомов пофазам эмоционального выгорания (рис. 1), включаю-щим в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из4 симптомов [17].На рис. 1 видим, что в эмоциональном состояниибольшей части отобранных отдыхающих доминируютсимптомы фазы «Резистенция» (53,18% всех случаев):неадекватное, избирательное эмоциональное реагиро-вание, эмоционально-нравственная дезориентация, рас-ширение сферы экономии эмоций, редукция профес-сиональных обязанностей; за ними - фаза «Напряже-ние» (25,43%), симптомы: неудовлетворенность собой,ощущение «загнанности в клетку», переживание пси-хотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия;несколько меньше, чем предыдущая, представлена фаза«Истощение» (21,39%) - эмоциональный дефицит,эмоциональная отстраненность, психосоматические ипсиховегетативные нарушения.С показателями эмоционального выгорания корре-лируют личностные черты, связанные с высокой степе-нью тревожности по методике MMPI (эмоциональнаянеустойчивость, склонность к чувству вины, импуль-сивность, фрустрированность). Полученные нами дан-ные согласуются с результатами исследования испан-ских авторов, где при анализе выгорания среди врачейслужбы скорой помощи также показана важность лич-ностных черт тревожности, эмоциональной неустойчи-вости, подозрительности, робости [26]. Имеется взаи-мообусловленность личностных характеристик и хро-нического стресса (результатом которого является вы-горание), и в динамике жизнедеятельности неустойчи-вые и тревожные манеры поведения могут быть сим-птомом дистресса, который обостряет черты личности,связанные с тревожностью.53,1821,39 25,43НапряжениеРезистенцияИстощениеРис. 1. Выраженность фаз эмоционального выгорания у отдыхающих, % от общей выборкиКупирование эмоционального выгорание как рисканарушения психического здоровья в санаторно-курортных условиях базируется на представлении оСЭВ как сочетании нарушения в психической, сомати-ческой и социальной сферах жизни. Профилактическиеи лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, чтозащищает от развития данного синдрома, может бытьиспользовано и при его лечении.В методах психологической помощи «выгорев-шим», учитывая влияние личностных характеристикна развитие синдрома эмоционального выгорания,является перспективным использование в психодиаг-ностике личностно-ориентированных методик, в пси-хокоррекции - методов нравственно-ценностной ре-гуляции с целью позитивного выхода отдыхающего издуховного, экзистенциального кризиса, в 45% случаевсопровождающего его эмоциональное выгорание, каквыяснилось в нашем исследовании, на всех уровнях иво всех фазах.Экзистенциальное консультирование сочеталось ссоциально-психологическим тренингом. Тренинг далвозможность достигнуть различных личностных эф-фектов (их можно свести к трем типам: диагностиче-ские, коррекционные, психотерапевтические), но ос-новным и главным эффектом СПТ является личностноеразвитие участника, которое продолжается и после за-вершения тренинга [27]. Экзистенциальное консульти-рование выросло из идей экзистенциальной философиии психологии, которые сосредоточены не на изучениипроявлений психики человека, а на самой его жизни внеразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе). Для экзистенциа-листов принципиально неприемлемо использованиекаких бы то ни было типологий, универсальных интер-претаций: постичь что-либо в отношении каждого кон-кретного человека можно только в контексте его кон-кретной жизни. В результате, хотя идеи Хайдеггера ипризнаются краеугольным камнем экзистенциальнойпсихотерапии, обычно они воспринимаются в прелом-лении через более доступные сочинения Сартра и Ка-мю [28-31].Экзистенциальная терапия помогает справлятьсясо многими, казалось бы, тупиковыми жизненнымиситуациями. Психотерапевтическими факторами вэкзистенциальных подходах являются: пониманиеклиентом уникальной сути своей жизненной ситуа-ции, выбор отношения к своему настоящему, про-шлому и будущему, развитие способности действо-вать, принимая ответственность за последствия своихдействий.Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобыего пациент был максимально открыт навстречу возни-кающим в течение его жизни возможностям, был спо-собен осуществить выбор. Цель терапии - максимальнополноценное, насыщенное, осмысленное существова-ние. Человек может быть тем, кем он решил быть. Егосуществование всегда дано как возможность выхода запределы самого себя в виде решительного броска впе-ред, через свои мечты, стремления, желания и цели,решения и действия.Для оценки эффективности психотерапии экзистен-циальных аспектов выгорания отдыхающих и их лич-ностного роста было проведено исследование динами-ки коммуникации участников программы социально-психологического тренинга. Гиссенский тест как ме-тод, измеряющий эффективность тренинговой про-граммы, был предъявлен участникам до начала про-граммы и после ее окончания (см. таблицу) [32, 33].Оценка динамики коммуникации по шкалам Гиссенского личностного теста в тренинговой группе отдыхающихДо проведения тренинга(Со) (Д) (К) (H) (О) (Сс)5,1** 5,1* 3,4** 1,0 4,7** 24,*После проведения тренинга(Со) (Д) (К) (H) (О) (С)8,2** 1,1 7,0 0,1 9,2** 17,9**Примечание. *Различия достоверны на уровне значимости 0,01. **Различия достоверны на уровне значимости 0,05.Отдыхающие с эмоциональным выгоранием отме-чают, что под влиянием тренингового процесса у нихпроизошли изменения по всем личностным характери-стикам кроме «настроения» (Н). Значимая динамикапосле тренинга происходила по факторам: «социальноеодобрение» (Со), «открытость» (О), «социальные спо-собности» (Сс), что указывает на повышение социаль-ной привлекательности, снижение отгороженности,отстраненности в контактах с людьми, повышение сте-пени социальной зрелости личности, уверенности всебе, способности к длительным и конструктивныммежличностным отношениям.Закрепление / отсутствие положительной динамикичерез более длительные отрезки времени должны былификсироваться психологами и психотерапевтами впроцессе последующей электронной переписки с кли-ентами. Были выработаны рекомендации для профи-лактики и снижения степени выраженности «эмоцио-нального выгорания» по коммуникативному критериюс учетом экзистенциального опыта личности.Медико-психологическая программа преодолениясиндрома эмоционального выгорания способствует лич-ностному, профессиональному, социальному росту, чтопозволяет повысить уровень рефлексии и в итоге влиятьна синдром выгорания у высокомотивированных на ус-пех профессионалов, испытывающих трудности в лич-ностной самореализации средствами профессии, испы-тывающих затруднения понимания в коммуникации,отягощенных экзистенциальными проблемами.Как показал анализ результатов исследования, лич-ностными факторами, провоцирующими образованиесиндрома выгорания, складывающегося постепенно,являются эмоциональная ригидность; интенсивная ин-териоризация (восприятие и переживание) обстоя-тельств 5@профессиональной деятельности

Ключевые слова

курорт, эмоциональное выгорание, психодиагностика, психотерапия, экзистенциальные проблемы, тренинг, resort, emotional burnout, psychological diagnostics, therapy, existential issues, training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суховершин Александр ВикторовичНациональный исследовательский Томский государственный университетзаслуженный врач РФ, главный врач ОАО «Санаторий «Россия», психотерапевт высшей категории, соискатель кафедры организационной психологии факультета психологииsav@s-russia.ab
Мещерякова Эмма ИвановнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор психологических наук, профессор, профессор кафедры организационной психологии факультета психологииmei22@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Здоровье в структуре системы ценностей студенческой молодежи // Сибирский психологический журнал. Томск, 2010. № 38. С. 20-23.
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М. : УРСС, 1997. 444 с.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М. : Смысл, 2001.
Братусь Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 301с.
Яницкий М.С., Серый А.В. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность. Томск : ТГПУ, 2008. С. 71-93.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, 1994. С. 153-171.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М. : Академия, 2009. 240 с.
Таткина Е.Г. Особенности ранней психопрофилактики эмоционального выгорания медицинских сестер : автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск, 2010. 26 с.
Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя : дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 186 с.
Умняшкина С.В.Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск, 2007. 27 с.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999. С. 77-105.
Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. М. : ЭКСМО-Пресс, 2002.
Галажинский Э.В., Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 163 с.
Freudenberger H.J., 1974. Staff burn-out // Journal of Social. Iss. 30 (1). Р. 159-165.
 Возможности психологической помощи в санаторно-курортных условиях при эмоциональном выгорании с экзистенциальными проблемами | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353.

Возможности психологической помощи в санаторно-курортных условиях при эмоциональном выгорании с экзистенциальными проблемами | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353.

Полнотекстовая версия