Исследовано применение психологической коррекции в процессе формирования менеджерского потенциала студентов вуза, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте». Положительная динамика параметров менеджерского потенциала после курса психологической коррекции указывает на возможности его целенаправленного формирования в процессе подготовки в вузе. Влияние коррекции сказалось на гармонизации межличностных отношений и снижении показателей, характеризующих хроническое утомление.
Application of psychological correction in the course of formationof management potential of higher school students.pdf Успешный рост и развитие любой организациитребует целенаправленного формирования профес-сионального потенциала сотрудников. Это наиболееактуально по отношению к управленческим кадрам.Как отмечают И.Ю. Дергалева и И.В. Резанович [6],под профессиональным потенциалом менеджера сле-дует понимать целостную самоуправляемую и само-развивающуюся систему, включающую в себя ре-сурсные возможности менеджера. Последние основа-ны на общем уровне специального профессионально-го образования, включении его в управленческую дея-тельность и состоят из следующих компонентов: лич-ностных качеств, профессионально-управленческихзнаний и способностей в сфере управленческой дея-тельности [1].Система менеджмент-образования должна форми-ровать профессиональный класс менеджеров, обла-дающих профессионально-важными качествами. Помнению Н.И. Иоголевича [1], психологическую струк-туру профессионально-важных качеств менеджера об-разуют различные компоненты четырех блоков ка-честв. К первому блоку относятся качества, опреде-ляющие профессиональную направленность руководи-теля. В этот блок входят общий показатель осмыслен-ности жизни, мотивация достижения, компетентностьво времени (целостное видение своей жизни) и под-держка (степень независимости ценностей субъекта отвоздействия извне). Второй блок наполняют мыслитель-ные качества, к которым автор относит системность,динамичность, нестандартность, гибкость мышления иобщий уровень интеллектуального развития. Третийблок включает организаторские качества: ориентация наконкретный результат деятельности, умение планиро-вать и проектировать, руководство группой. Четвертыйблок образован коммуникативными качествами: эффек-тивность взаимодействия с людьми, гибкость в общениии способность к ведению переговоров [2].Анализ исследований в области менеджмента по-зволил С.И. Голицыну (2009) выделить пять групп ка-честв, которыми должен обладать современный руко-водитель:1) общечеловеческие качества: трудолюбие, прин-ципиальность, обязательность, самокритичность, чело-вечность, корректность, справедливость, целеустрем-ленность, высокая культура, безупречная нравствен-ность, предприимчивость, хладнокровие, любовь к сво-ему делу, оптимистичность, требовательность к себе идругим, чувство юмора, внешняя привлекательность имногие другие;2) психофизиологические качества: крепкое здоро-вье, устойчивость к стрессам, общий уровень развития,интеллектуальные свойства и индивидуально-типоло-гические особенности личности;3) деловые качества и организаторские способности:инициативность, самостоятельность в решении вопросов,самоорганизованность, дисциплинированность, исполни-тельность, умение определять цели, ставить задачи, ор-ганизовать взаимодействие кадров, способность менятьстиль поведения, мобилизовать коллектив и повести егоза собой, умение контролировать деятельность подчи-ненных, способность оперативно принимать решения,объективно анализировать результаты, умение стимули-ровать подчиненных; творческий подход к исполнениюпорученного дела; умение поддерживать инициативу,стремление использовать все новое, прогрессивное; уме-ние поддерживать свой авторитет;4) коммуникативные качества: умение устанавли-вать деловые отношения с выше- и нижестоящими ируководителями, с подчиненными, поддерживать нор-мальный психологический климат в коллективе, об-щаться, умение выступать публично;5) профессиональные качества: знание науки обуправлении (основ менеджмента, управления персона-лом и др.); применение на практике современных орга-низационно-управленческих принципов и методов;умение работать с документацией [3].Таким образом, весьма широкий круг важных ка-честв, определяющих менеджерский потенциал, дол-жен быть в основном сформирован к моменту оконча-ния вуза и являться фундаментом для дальнейшегопрофессионального роста руководителя. Следует отме-тить, что обучение в вузе характеризуется значитель-ным эмоциональным и интеллектуальным напряжени-ем, гипокинезией и наличием стрессовых ситуаций,негативно влияющих на психофизиологическое со-стояние студентов. Экзаменационный стресс, которымзавершается каждый семестр, оказывает выраженноевлияние на организм студентов, вызывая повышениеуровня субъективной тревоги и объективные измене-ния в нервной и сердечно-сосудистой системах [4].По мнению Т.Ю. Артюховой [4], психологическимимеханизмами коррекции состояния тревожности явля-ются мотивационный и рефлексивный механизмы, спо-собствующие формированию адекватного восприятиячеловеком ситуации. При использовании рефлексивно-перцептивного тренинга и специальных приемов опти-мизации мотивационного потенциала личности снижа-ется ситуативная тревожность студентов [5].Психологическая коррекция формирующегося ме-неджерского потенциала студентов вуза может бытьреализована с использованием психотренингов, сеан-сов психорегуляции, направленных на раскрытие ре-сурсных возможностей и творческого потенциала. Онапозволяет не только усвоить знания и сформироватьполезные для жизни и профессиональной деятельностинавыки, но и обеспечить соответствующее развитие исовершенствование студентов.Цель работы - исследование применения психоло-гической коррекции в процессе формирования менед-жерского потенциала студентов вуза.В исследованиях использовались методики хрони-ческого утомления по А.Д. Леоновой, опросник дляоценки менеджерского потенциала по М. Вудкоку иД. Френсису, субъективная оценка межличностныхотношений (СОМО) по С.В. Духновскому. Исследова-ние выполнялось бланковым методом с использовани-ем аппаратно-программного психодиагностическогокомплекса Мультипсихометр. Подробное описаниетестов представлено в Методическом руководстве кМультипсихометру [5]. Показатели тестов приведены вшкале стэнов. Исследование проводилось дважды: до ипосле курса психологической коррекции.Психологическая коррекция выполнялась на основеразработанного Г.Д. Горбуновым курса «Основы лич-ностного и профессионального роста менеджера». Целькурса - раскрыть содержание главных качеств, способ-ностей, навыков, действий успешных менеджеров истимулировать процесс их самосовершенствования.Задачи курса:1. Раскрыть сущность профессионализма и лично-стные особенности успешного менеджера.2. Представить новейшие технологии профессио-нального роста и обозначить особенности их использо-вания в деятельности менеджера.3. Представить достоинства и недостатки командно-административного управления, с тем чтобы оттенитьпреимущества современного коучинга как системыличностного и командного роста и успеха.4. Осветить основные вопросы психологии общенияв деятельности менеджера.5. Раскрыть основные приемы скрытого управленияв деятельности менеджера.Основные темы занятий:1. Успешность деятельности менеджера и профес-сионализм.2. Коучинг - личностный и командный рост и успех.3. Навыки и действия менеджера, коуча.4. Техника проведения беседы.5. Конфликты в деятельности менеджера.6. Уверенность в себе как фактор успешности дея-тельности менеджера.7. Скрытое управление в деятельности менеджера.Результаты исследования обработаны методами ва-риационной статистики с использованием пакета Statistica6. В исследовании приняли участие 24 студентаБалтийского государственного технического универси-тета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург), обучающиеся по специальности «менедж-мент в спорте».Некоторые результаты и их обсуждениеПо результатам, полученным на основе опросника«Ограничений управленческого потенциала» М. Вудко-ка и Д. Френсиса и представленным на рис. 1, выявленодостоверное (p < 0,01) улучшение показателя «навыкирешения проблем» с 6,25 ± 0,30 до 6,88 ± 0,22 стэна. По-казатель «организация работы группы» также досто-верно улучшился с 5,50 ± 0,18 до 6,25 ± 0,14 стэна(p < 0,001). Показатели «четкость ценностей», «самораз-витие», «творческий подход», «влиятельность», «пони-мание управления» и «умение обучать» после проведе-ния курса психологической коррекции достоверно неизменились. Их величины лежат в диапазоне от 6,00 до6,88 стэна, что свидетельствует о высоких значениях иможет интерпретироваться как отсутствие у даннойгруппы студентов навыков и качеств, ограничивающихспособности к управлению.На рис. 2 приведены изменения показателей «само-управление», «четкость целей» и «способность руково-дить», также полученные на основе опросника «Огра-ничений управленческого потенциала» М. Вудкока иД. Френсиса. Показатель «самоуправление» возрос с6,04 ± 0,31 до 6,54 ± 0,20 стэна (p < 0,05). «Четкостьцелей» изменилась наиболее значительно с 5,75 ± 0,37до 7,38 ± 0,21 стэна (p < 0,001). Показатель «способ-ность руководить» также увеличился с 6,75 ± 0,32 до7,13 ± 0,17 стэна (p < 0,05).Таким образом, факторы, сдерживающие потенциали результаты работы организации в целом, рабочейгруппы или отдельного менеджера, у обследованныхнами студентов, обучающихся по специальности «ме-неджмент в спорте», не выявлены. Можно считать, чтоизучение, осознание и преодоление ограничений, пре-пятствующих успеху и личному росту, будет являтьсябыстрейшим и наиболее практичным способом ускоре-ния саморазвития будущих менеджеров. Концепция ог-раничений личностного потенциала дает менеджеруотчетливый и исчерпывающий способ проверки имею-щихся у него способностей и поиска действительныхпутей развития личностных и деловых качеств.Полученные результаты свидетельствуют о том, чтов настоящее время наиболее значимыми факторами дляруководителя становятся не столько профессиональныезнания, сколько некоторые личностные характеристи-ки, связанные с результативными коммуникациями,взаимодействием с людьми, мотивацией на успех, соз-данием команд и умением работать в них, искусствомведения переговоров и достижения договоренностей.Позитивная динамика показателей, характеризующихменеджерский потенциал, под влиянием курса психо-логической коррекции указывает на наличие возмож-ностей его целенаправленного формирования в процес-се подготовки и в вузе.Результаты исследования теста «Хроническое утом-ление» показаны на рис. 3. Исходные показатели «хро-ническое утомление» и «физиологический диском-форт» соответствуют среднепопуляционным значени-ям, составляя соответственно 4,88 ± 0,57 и 5,00 ±± 0,47 стэна. После проведения курса психологическойкоррекции они снизились. «Хроническое утомление»составило 3,75 ± 0,50, а «физиологический диском-форт» - 3,63 ± 0,56 стэна.Изменения достоверны (p < 0,05). Другие показате-ли обнаружили положительную, но недостовернуюдинамику. Это относится к показателям «аффективныенарушения», «когнитивный дискомфорт» и «демотива-ция». Хроническое утомление даже на ранних стадияхсвоего развития существенно снижает работоспособ-ность человека, а в выраженных степенях приводит кзатруднению выполнения даже хорошо знакомой рабо-ты и в крайних степенях - к полному срыву деятельно-сти. Применение психологической коррекции позволи-ло студентам свободнее преодолевать эмоциональныеи интеллектуальные напряжения, возникающие в про-цессе обучения вузе.Результаты теста СОМО приведены на рис. 4. Ре-зультаты исследований показали, что в исходном со-стоянии все индикаторы дисгармоничности отноше-ний: «напряженность», «отчужденность», «конфликт-ность», «дисгармония» и «агрессивность» у данногоконтингента обследованных студентов находится навысоком уровне (в диапазоне от 6,75 до 7,50 стэна).Под влиянием курса психологической коррекции отме-чается достоверное снижение (p < 0,05) по показателям«напряженность» - с 7,00 ± 0,32 до 5,88 ± 0,44 стэна,«агрессивность» - с 7,50 ± 0,38 до 6,50 ± 0,50 стэна и«дисгармония» - с 7,38 ± 0,49 до 6,63 ± 0,50 стэна.Напряженность в межличностных отношениях мо-жет перерастать в конфронтацию, конфликты междусубъектами отношений и приводить к разрыву, пре-кращению отношений. Агрессия в межличностных от-ношениях - физическое или вербальное поведение,направленное на причинение вреда кому-либо. Агрес-сия может проявляться в прямой, открытой либо кос-венной формах; в последнем случае она скрывается подмаской неприязни, ехидства, сарказма или иронии, ока-зывающих давление на жертву.Гармония межличностных отношений характери-зуется стройностью (упорядоченностью развития, со-гласованностью, слаженностью действий); равенствомсубъектов отношений, их позиций; взаимозависимо-стью субъектов отношений (обоюдной потребностьюв продолжении отношений); взаимностью (общно-стью чувств по отношению друг к другу), единством(неразрывностью). Таким образом, гармоничные от-ношения - стабильные, предполагающие длительноесохранение взаимодействия, вызывающие положи-тельные чувства, комфорт и удовлетворенность у всехпартнеров [6].Исходя из анализа литературы и полученных ре-зультатов, можно отметить, что в настоящее времянаиболее значимыми факторами для руководителя ста-новятся некоторые личностные характеристики, свя-занные с эффективными коммуникациями, взаимодей-ствием с людьми, мотивацией на успех, созданием ко-манд и умением работать в них, искусством веденияпереговоров и достижения договоренностей. Отмечен-ная нами положительная динамика параметров менед-жерского потенциала после применения курса психо-логической коррекции указывает на существованиевозможностей его целенаправленного формирования впроцессе подготовки в вузе.Основная черта хронического утомления - его дли-тельное малозаметное накопление, которое выражаетсянаиболее часто только в различных субъективных жа-лобах и недомоганиях. Оно долгое время не имеет объ-ективно регистрируемых проявлений. При выраженнойстепени хронического утомления угнетение деятельно-сти и ухудшение здоровья могут обнаружиться в формемассированного «обвала» [6].Следовательно, своевременная диагностика разви-тия хронического утомления чрезвычайно важна дляорганизации профилактических и коррекционных ме-роприятий по поддержанию общей трудоспособностистудента вуза. Применение психологической коррек-ции позволило студентам свободнее преодолевать эмо-циональное и интеллектуальное напряжение, возни-кающее при обучении в вузе.Позитивная динамика межличностных отношенийпосле курса психологической коррекции делает воз-можным рекомендовать его применение в процессеобучения в вузе у студентов, обучающихся по специ-альности «менеджмент организации».Таким образом, исследование применения специаль-но разработанного курса психологической коррекцииосновных профессионально-важных качеств у студентовспециальности «менеджмент в спорте» убедительнопродемонстрировало его положительное влияние на та-кие показатели, как «навыки решения проблем», «орга-низация работы группы», «самоуправление», «четкостьцелей» и «способность руководить». Также позитивноевлияние курса психологической коррекции сказалось нагармонизации межличностных отношений, что, в своюочередь, несомненно, повлияло на снижение показате-лей, характеризующих хроническое утомление.
Иоголевич Н.И. Личностные детерминанты профессиональной успешности менеджеров: полисистемный подход // Мир науки, культуры и образования. 2007. № 1. С. 100-103.
Голицын С.И. Формирование нравственной позиции будущего менеджера организации // Известия УрГЭУ. 2009. № 2 (24). С. 220-224.
Щербатых Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова. 2000. № 6. С. 959-965.
Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 22 c.
Сугоняев К.В., Чуплин А.Ю., Медведев Е.В. и др. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс Мультипсихометр : метод. руководство / ЗАО «Научно-производственный центр ДИП». М., 2008. Ч. 1. 366 с.
Дергалева И.Ю., Резанович И.В. Мониторинг профессионального потенциала менеджера // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2008. № 30. С. 50-57.