Предлагается описание оппозиции «образованный / необразованный человек», выполненное в рамках работы над словарным проектом «Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии)», реализуемым межвузовской проблемной группой «Русский глагол» под руководством проф. Л.Г. Бабенко. Моделируется структура концептов «образованный» и «необразованный» по схеме, разработанной Л.Г. Бабенко. Ментальные составляющие концепта выводятся из семантико-прагматических особенностей, репрезентирующих концепт языковых средств: лексических (в том числе синонимических) и фразеологических. Рассматриваются сходства и различия языковых единиц - репрезентантов данных концептов, особенности выражаемой ими информации. Показывается место данной оппозиции в структуре денотативно-идеографической сферы «Образование».
Opposition educated person / uneducated person as the object of description in the linguocultural dictionary of concepts.pdf Совокупность представлений об образованности /необразованности как интеллектуальном и социальнозначимом качестве человека - важный фрагмент кон-цептуальной и языковой картины мира. Об этом свиде-тельствует, в частности, значительное количество язы-ковых средств репрезентации названной оппозиции -лексических, в том числе синонимических, а такжефразеологических, паремиологических.Говоря об основных принципах лексикографиче-ской параметризации концепта в словаре «Концепто-сфера русского языка: ключевые концепты и их репре-зентации», Л.Г. Бабенко пишет: «Концепт как менталь-ная сущность и его репрезентации связаны нерастор-жимой связью: концепт репрезентируется различнымиединицами, которые, в свою очередь, в совокупностиформируют определенное ментальное поле. Вследствиеэтого исследование ментальной сущности концептапредполагает изучение его репрезентаций, и наоборот:исследование различных репрезентаций концепта при-водит к обобщениям, касающимся его ментальнойсущности» [1. С. 10]. Рассмотрим когнитивные призна-ки, составляющие структуру концептов «образован-ный» и «необразованный», по схеме, предложеннойЛ.Г. Бабенко: «…структуру концепта формируют сле-дующие типы когнитивных признаков: 1) основные,среди которых выделяются ядерные (базовые) и при-ядерные (конкретизирующие); 2) сопряженные (вклю-ченные); 3) прагматические ассоциативно-образные,среди которых разграничиваются метафорически-образные (основаны на внутрисловных ассоциациях) икультурологические (основаны на внешних ассоциаци-ях); 4) модально-оценочные» [Там же. С. 11].Как показало исследование, названные концептыструктурированы сходным, но не абсолютно идентич-ным образом, различия касаются как количества репре-зентантов, так и информации, выражаемой ими.1. Ядерные (базовые) когнитивные признаки (из-влекаются из семантики базового репрезентанта кон-цепта): образованный - имеющий образование, полу-чивший разносторонние знания в какой-либо областиили в разных областях; необразованный - не имеющийобразования или не имеющий достаточного образова-ния. Как видим, уже на уровне базовых когнитивныхпризнаков наблюдается асимметрия. «Образованный»предполагает высокую или очень высокую степеньпроявления признака, ср. синонимический ряд с соот-ветствующей доминантой: образованный, высокообра-зованный, начитанный, просвещенный, эрудирован-ный, разг. ученый; тогда как «необразованный» - не-достаточную или нулевую, ср. синонимический ряд:необразованный, безграмотный, малограмотный, ма-лообразованный, невежественный, неграмотный, не-культурный, непросвещенный, неразвитой, полугра-мотный, темный, разг. дремучий, разг. неученый, разг.серый. В соответствии с этим, кстати, прилагательныенеграмотный, безграмотный 'не умеющий читать иписать' входят в ряд необразованный (т.е. не умеющийчитать и писать человек является необразованным), априлагательное грамотный 'умеющий читать и пи-сать' не входит в ряд образованный (т.е. умение читатьи писать не означает образованности). Конечно, сте-пень образованности - понятие относительное, зависитот общего уровня какого-либо общества, группы лю-дей, а также от эпохи, культурной традиции. Так, всреде людей, не умеющих читать и писать, образован-ным будет считаться человек, окончивший несколькоклассов школы; образованный человек в XXI в. владеетдругими знаниями и в другом объеме, чем, например, вXVIII в., и т.п. Однако эта относительность не являетсясоставляющей семантики слов ряда образованный,подобные смыслы могут лишь наводиться контекстом,ср.: Саша здесь считался самым образованным - кон-чил девятилетку (А. Рыбаков); Хаим был для своеговремени - и для нашего городка - человеком довольнообразованным, хотя и самоучка (А. Рыбаков). (Приво-димые контексты извлечены из Национального корпусарусского языка: ruscorpora.ru.) Кроме того, количествоединиц в синонимических рядах с доминантами обра-зованный (6 слов) и необразованный (14) соответствуетобщеязыковой тенденции номинировать и характери-зовать «отклонения от нормы».Приядерные когнитивные признаки отображают«представления о различных существенных для пони-мания концепта аспектах конкретизации именуемогоим факта, явления, события и т.д., таких как субъект-ность, объектность, обусловленность, интенсивность,форма, размер, длительность и др.» [1. С. 12]. Эти при-знаки извлекаются прежде всего из семантики и роле-вой структуры слов - базовых репрезентантов концептаи связанных с ними грамматически и / или семантиче-ски, а также из типового контекстного окружения. Об-разованным называют человека (субъект), имеющегоглубокие разносторонние знания в какой-либо областиили в разных областях, т.е. образованность - преждевсего интеллектуальное качество человека: наличие вего памяти, опыте совокупности знаний, данных, по-знаний, сведений и умение ими пользоваться в научнойили практической деятельности. Ср.: Это был высоко-образованный человек, обладающий энциклопедически-ми знаниями, феноменальной памятью (газ.). При этомв высшей степени образованна, знает четыре языка,выступает с лекциями (Ю. Трифонов). Соответствен-но, необразованный человек характеризуется отсутст-вием или недостаточностью знаний. Совсем не учив-шийся или мало учившийся человек может не уметьчитать и писать, не знает основных правил речи иписьма, делает много ошибок, не владеет даже элемен-тарными знаниями. Мало учившийся человек не имеетдостаточных знаний, чтобы разбираться в чем-либо,обычно понятном для большинства людей. Ср.: Бони-фаций был безграмотен и, если писал своим корявымпочерком, то в каждом слове делал чуть ли не по триошибки (А. Ростовский). - порет мне тут:«Одежа, обутка, ризетка, зв'онит, пальц'ами,ст'иральная машина!», позорница необразованная,торгашка! (Н. Коляда). - Я бы не позволил себе таквыразиться, говоря с человеком неразвитым, - сказаладвокат, - но полагаю, что для нас это понятно(Л. Толстой). Существуют особые наименования лю-дей, отличающихся большими знаниями (ученый, эн-циклопедист, эрудит, разг., шутл. знайка) и, с другойстороны, наименования людей, отличающихся недос-таточностью или отсутствием знаний (невежда, негра-мотный, профан, разг. невежа, разг. недоучка, разг.незнайка, разг. неуч, разг. полузнайка и под.), заметим,что последний ряд снова более насыщен, в том числеединицами метафорическими, стилистически и оце-ночно маркированными: разг. серость, разг. темнота,разг.-сниж. валенок, разг.-сниж. лапотник, разг.-снижЏА Д.лапоть, разг.-сниж. сапог, разг.-сниж. тундра. Субъект -носитель признака может быть и коллективным: обра-зованным, просвещенным / необразованным, непро-свещенным, невежественным, темным называют так-же общество, народ, государство, отличающиеся рас-пространением / нераспространением образования ивысоким / низким развитием культуры, т.е. имеется ввиду образованность как качество социально значимое.Еще одним приядерным признаком рассматриваемыхконцептов является конкретизация в плане наличия«ретроситуации». Для концепта образованный это спо-соб получения образования: образованным человекстановится обычно в результате систематического обу-чения - в учебном заведении, под чьим-либо руково-дством, с чьей-либо помощью. Возможно также приоб-ретение знаний путем самостоятельных занятий, безпомощи преподавателя, руководителя (самообразова-ние); человека, получившего образование самостоятель-но, называют самоучкой. Как один из основных источ-ников образованности, эрудиции, широкой осведомлен-ности в какой-либо области или в разных областях рас-сматривается чтение книг (Чтение - лучшее учение);образованный человек много читает и хорошо знаетпрочитанное (начитанный). Для концепта необразован-ный это причина отсутствия образования, например не-достаточность средств на обучение, невозможность илинежелание учиться и т.д.2. Ближайшую периферию концепта, по Л.Г. Ба-бенко, формируют сопряженные (включенные) ког-нитивные признаки «из других когнитивных сфер,которые регулярно совмещаются с базовыми когни-тивными признаками» [1. С. 13]. В случае рассматри-ваемых концептов сфера «Образование» пересекаетсясо сферами «Общие социальные понятия и катего-рии», «Профессионально-трудовая деятельность»,«Наука», причем на уровне совмещенных когнитив-ных признаков концепты образованный и необразо-ванный структурированы симметрично. Образован-ный человек кроме владения знаниями может иметьнавыки, умения, практический опыт в какой-либо об-ласти; обладать основательными знаниями в какой-либо сфере, обычно профессиональной, как специа-лист: компетентный, грамотный, знакомый, знаю-щий, осведомленный, сведущий. Ср. совмещенные ре-презентации концепта необразованный: некомпе-тентный, безграмотный, малограмотный, малоком-петентный, малосведущий, невежественный, негра-мотный, несведущий, полуграмотный. Образованныйчеловек, как правило, отличается высоким уровнемкультуры, пытливым умом; обычно занимается ин-теллектуальным трудом. Необразованный человекобычно отличается низким уровнем культуры, недос-таточным воспитанием, низким уровнем умственного,духовного развития, не читает книг или мало читает,не интересуется культурной жизнью; обычно занима-ется физической неквалифицированной работой. На-пример: Он был человек высокообразованный: любилкниги, науки, художества, музыку, картины, ваяние(П. Вяземский). Она была малообразованна, строилажизнь на двух-трех общепринятых понятиях…(В. Набоков). Все думают, что в вахтеры идут исклю-чительно малограмотные люди, ни на что более негодные - словом, совершенные валенки! (А. Васильев).Сама жизнь убедительно доказывает, - пишет прези-дент, - что только образованное, просвещенное обще-ство оценит все преимущества демократическогоразвития и, наоборот, малообразованные, невежест-венные люди предпочитают авторитаризм и тота-литарную систему» (А. Яковлев). Отметим, что обра-щение к контекстным реализациям слов - репрезен-тантов концептов - в современном публицистическомдискурсе показывает пересекаемость и с другимисферами. Так, образованный человек в современномпредставлении - это человек обычно молодой, та-лантливый, амбициозный, неординарный, счастливый,богатый. Необразованный человек характеризуетсякак провинциальный, недалекий, бедный, терпимый кнесправедливости и унижениям.Кроме того, образованность как социальная катего-рия имеет свои критерии, официально закрепленные:выделяются различные ступени образования (началь-ное, среднее, высшее и т.п.); по результатам обучениячеловеку может присваиваться определенная квалифи-
Бабенко Л.Г. Картина мира в зеркале словаря (на материале идеографического словаря синонимов русской речи) // Мир русского слова и русское слово в мире. Т. 4 : Язык, сознание, личность : материалы ХI Конгресса МАПРЯЛ. Sofia : Heron-press, 2007. С. 15-22.
Бабенко Л.Г. Предисловие // Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): проспект словаря / под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. С. 3-19.