Ассоциативно-семантический словарь как модель языкового сознания жителей региона (на материале языкового сознания жителей г. Омска | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Ассоциативно-семантический словарь как модель языкового сознания жителей региона (на материале языкового сознания жителей г. Омска

Основная цель описываемого в статье исследования - на основе анализа результатов нескольких этапов эксперимента разработать схему представления материала в словаре ассоциативно-семантического типа

Associative-semantic dictionary as the linguistic consciousness model of region"s inhabitants (by example of Omsk inhab.pdf Ассоциативный эксперимент - проверенное средст-во установления образов сознания носителей языка [1-6, 7-8, 9-10]. Сконструированное по его результатамассоциативное поле (АП) - это «не только фрагментвербальной памяти (знаний) человека, фрагмент систе-мы семантических и грамматических отношений, но ифрагмент образов сознания, мотивов и оценок рус-ских» [11. С. 6]. Как инструмент анализа языковогосознания он используется при исследовании образовсознания, овнешненных различными языковыми зна-ками, в разных научных парадигмах.Семантический эксперимент (СЭ) (эксперимент наопределение значения слова) в разных вариантах и сразличными целями используется в психологии и пси-холингвистике, например метод определения понятия(А.Р. Лурия), эксперимент по экспликации субъективно-го содержания (А.А. Леонтьев), тест на определениезначения (дефиниции) слов (Н.В. Уфимцева), методпрямого толкования слова (В.П. Белянин); в когнитив-ной лингвистике, например лингвистический экспери-мент по составлению словарной дефиниции анализи-руемого слова (Е.В. Лукашевич); в лингвистике при изу-чении территориальных и социальных диалектов, на-пример обращение к языковой компетенции носителейговоров в качестве объективного критерия оценки диа-лектных экспрессивов с точки зрения их активности /пассивности в диалектной системе и в речи самих носи-телей говоров (Н.А. Лукьянова) или исследование мета-языкового сознания диалектоносителей (А.Н. Ростова).СЭ на восприятие слов-стимулов (в виде семанти-ческого дифференциала) распространен в психологии ипсихолингвистике для определения эмоциональноговеса слова [7-8], эмотивно-чувственного значения [12].Нами он был использован для выявления эмотивно-чувственного сектора семантики слов.Эксперимент был проведен в 2009-2010 гг. в г. Омскеи некоторых районах Омской области. Информантамистали учащиеся школ, гимназий, лицеев, колледжей, тех-никумов от 10-12 до 17-18 лет, студенты разных вузовгорода от 18 до 25 лет. Возрастные, гендерные и социаль-ные группы соответствуют принятым в социолингвистикеи психолингвистике нормативам: распределение инфор-мантов учитывалось по формуле 4:1:1 (число гимназий,лицеев, общеобразовательных школ, колледжей, техни-кумов; вузов гуманитарного, технического, естественногопрофиля).Стимульный список представлен 40 общелитера-турными словами (имена существительные и прилага-тельные), маркирующими базовые этические, эстетиче-ские, ценностные концепты: дом, жизнь, красота, лю-бовь, деньги, воля, надежда, прощение, грех, ложь,слава, страсть, разочарование, сострадание, вина,щедрость, верность и т.п. Кроме этого, в нем содер-жатся 10 слов, использованных в ассоциативных экс-периментах одного из участников проекта - Е.Н. Гуц -в 1980-2000 гг. и входящих в ядро языкового сознанияподростка, - кайф, лох, плохо, зло, друг, секс и т.п.Стимульный список одинаков для всех участниковэксперимента. Анкеты на всех этапах экспериментазаполнялись письменно, указывались возраст, учебноезаведение, курс (класс для школьников), специаль-ность, будущая профессия испытуемых (школьники ука-зывали по желанию). Объем выборки ассоциативногоэксперимента, представленного в статье, от 280 до500 ассоциатов на каждый стимул; семантического (де-финиционного) и рецептивного экспериментов - более400 ассоциаций на каждый стимул. Категории инфор-мантов (школьники и студенты) подобраны так, что по-зволяют выявить систему этических, эстетических, эмо-тивно-оценочных образов сознания в динамике.На последнем этапе эксперимента в 2010 г. при по-мощи датчика случайных чисел была сделана выборкаиз «Словаря современного русского города» [13], соз-данного на материале народно-разговорной речи г. Ом-ска, и сформирован стимульный список (40 слов). Про-ведение пилотажного эксперимента (120 реципиентов -студентов ОмГУ) дало подавляющее число отказов ине подтвердило вхождение слов стимульного списка вментальный лексикон молодых горожан.Выбор регионального материала не случаен. Егоиспользование открывает перспективы для моделиро-вания концептов, лексического значения как достоянияопределенных категорий индивидов, а также решениячастных психолингвистических задач, которые не ста-вятся в масштабных проектах, рассчитанных на сред-него носителя языка (к таковым относился «русскийассоциативный словарь» (РАС)); преодоления схема-тичного описания слова и его значения; попыткиучесть чувственную ткань - то, что соединяет воединовсе измерения образа сознания и обеспечивает «самоих функционирование у живого человека» [14. С. 257].Диалектологические, социолингвистические, исто-рико-культурологические, лексикографические описа-ния проводятся коллективом лингвистов Омского го-сударственного университета достаточно давно [15, 16;17. С. 12-13, 18-20]. Для Омской лингвистическойшколы характерен, с одной стороны, широкий подход кбазовому понятию, с другой - ограничительная поли-тика в области лексикографической практики. Развитиепервой тенденции повлияло на толкование терминатаким образом, что все разновидности городской речибыли названы общим наименованием - «народно-разговорная речь города» [15, 16]. Вторая тенденцияопределила принципы отбора материала, состав слов-ника, способы лексикографического описания при соз-дании «Словаря современного русского города» [13].В него практически не вошли те слова, которые не со-ответствовали пониманию авторским коллективом фе-номена «народно-разговорная речь города», т.е. обще-литературные, нейтральные лексемы, составляющиеоснову дискурсивной практики среднего горожанина.Стремление зафиксировать содержание овнешняе-мой части сознания современного человека в условияхменяющейся социокультурной ситуации, учесть пер-цептивно-когнитивно-аффективную деятельность го-ворящих одного региона заставило выбрать категорию,способную выполнить функцию моделирующего уст-ройства - категорию языкового сознания. Психолин-гвисты понимают языковое сознание как совокупность«образов сознания, формируемых и овнешняемых припомощи языковых средств - слов, свободных и устой-чивых словосочетаний, предложений, текстов и ассо-циативных полей» [21. С. 26].Массив реакций, полученных в прямом ассоциатив-ном эксперименте, положен в основу ассоциативныхполей слов-стимулов. Из развернутых предикаций,явившихся результатом дефиниционного семантиче-ского эксперимента (ответы давались по схеме «Х -это…»), были сформированы семантические поля.Первым в словарной статье предлагаем давать ассо-циативное поле (АП) стимула. Оно оформляется в сло-варе традиционно: от стимула к реакции с фиксациейсначала ядра (наиболее частотных реакций), потом -периферии АП (малочастотных и единичных). По это-му же принципу производились идентификация и тол-кование значения слов. Основными единицами семан-тической модели стали «семантические множители»:полнозначные слова, использованные в правой частитолкового словаря, в нашем случае - в толкованиях(дефинициях), полученных от испытуемых в семанти-ческом эксперименте. Кроме этого, в словарной статьесодержатся конкретизаторы - слова, словосочетания,отдельные сегменты высказываний и целые высказы-вания. Индексы шкалирования, полученные по методи-ке семантического дифференциала, даются последнимив виде таблицы. Они показывают эмотивно-чувствен-ное значение слов-стимулов с нагрузкой по четыремфакторам.При исследовании полученного материала мы руко-водствовались следующими теоретическими положе-ниями, разработанными в психолингвистике: 1) «напозицию смыслового центра слова влияет возрастноечленение языка (центр смещается по мере переходаносителя языка из одной возрастной группы в дру-гую)» [22. С. 158]; 2) «идентификация исходного словав условиях свободного ассоциативного эксперимента,как и идентификация первого слова нового сообщенияв условиях коммуникации (при условии отсутствияконтекста и ситуации), представляет собой актуализа-цию наиболее вероятного для данного испытуемого(или слушателя) соответствия между предъявляемойему словоформой и одной из единиц глубинного ярусалексикона» [14. С. 92].Семантическая часть эксперимента (наличие много-значных стимулов и нескольких стратегий идентифи-цирования в реакциях) вызвала необходимость обра-титься к проблеме хранения многозначных слов инди-видом, с одной стороны, и к проблеме лексикографиче-ского описания многозначного слова - с другой.Анализ полученного экспериментального материалаподтверждает гипотезу о раздельном хранении человекомлексико-семантических вариантов многозначных слов:«…каждый лексико-семантический вариант идентифици-руется индивидом по отдельности; имеет место непосред-ственная связь омонимичных словоформ с соответст-вующими единицами глубинного яруса лексикона» [Тамже. С. 91]. Наличие в стимульном списке (наряду с одно-значными) многозначных слов не вызвало стремлениереципиентов давать одновременно несколько дефиниций:они актуализировали только одно значение.При исследовании идентификации и толкованиязначения слова особое, даже первостепенное значениеимеет учет «человеческого фактора», субъективногопереживания знания / понимания того, что стоит засловом-стимулом. Давать ответ на вопрос, почему ис-пытуемый актуализирует то или иное значение стимула(даже используя данные опроса после проведения экс-перимента), не входило в задачи нашего исследования.Важно было увидеть и зафиксировать те «следы на пу-ти от перцептивного стимула к информации, стоящейза словом в сознании и подсознании человека, которуюмы упрощенно называем значением слова» [23. С. 21],и установить, есть ли зависимость актуализации значе-ния от: 1) возраста испытуемого; 2) его будущей про-фессии; 3) семантики слова-стимула.Поэтому мы отказались от разграничения в словар-ной статье многозначного слова толкований отдельныхзначений, а воспользовались распространенным в лин-гвистике полевым принципом описания / представле-ния языковых единиц: от ядра (наиболее частотныхответов) к периферии (малочастотным и единичным).Следующая проблема связана с моделированием:какой может / должна быть модель, результаты изуче-ния которой будут использованы как знания об исход-ном объекте исследования (языковом сознании средне-статистического жителя г. Омска и Омской области).Основными единицами этой модели стали «семанти-ческие множители»: «полнозначные слова, использован-ные в правой части толкового словаря» [24. С. 6], в нашемслучае - в толкованиях (дефинициях), полученных отиспытуемых в семантическом эксперименте. Именно«полнозначные слова», а не семы, семантические компо-ненты, признаки или маркеры. Для нас это принципиаль-но важно, так как словарная статья не является результа-том проведенного нами компонентного анализа, а пред-ставляет собой модель, построенную на материале дефи-ниций, которые зафиксированы в семантическом экспе-рименте, и, естественно, содержит их компоненты.Кроме семантических множителей в словарной ста-тье представлены конкретизаторы. Наличие, разнооб-разие и частотность использования конкретизаторовзависит как от стратегий толкования, выбранных испы-туемыми, так и от семантики самого стимула. Напри-мер, в словарной статье «Дом» семантический множи-тель место уточняется большим количеством разнооб-разных конкретизаторов, наиболее частотные из кото-рых - придаточные предложения (см. ниже, после ас-социативных полей). «Следы» этих конкретизаторовможно увидеть в массиве единичных реакций, обра-зующих периферию АП. Главный конкретизатор ука-занного стимула в семантическом эксперименте (лек-сема место) появляется только на границе ядра АП(встречается не так часто), хотя пространственныесмысловые компоненты просматриваются в ядерныхреакциях квартира, жилье, жилище и т.п. Самой час-тотной реакцией АЭ в любой возрастной аудиторииявляется реакция семья.АП по результатам АЭ 2009 г. с реципиентами-школьниками:ДОМ - семья (158); квартира (29); уют (23); ма-ма, здание (15); родина (13); жилье, тепло, отдых(12); крепость (11); жизнь (10); крыша (8); жилище,коттедж (7); компьютер (6); защита (5); близкие,большой, дверь, земля, кровать, Родина, родной,свет, хата (4); камин, кирпич, место обитания, роди-тели, тепло, очаг (3); диван, дом, моя крепость,строитель, подвал, покой, родное место, сестра, сте-ны, спать, телевизор, теплый (2); бабушка, безопас-ность, булочки, веселье, где живет человек, где жить,гнездо, гитара, горшок, гость, деревня, деревянный,дети, дом-2, домашний, домашние животные, еда, есть,жить, житье, забота, задание, зал, замок, здоровье, изба,кирпичи, крепкий, ключ, крыша над головой, кот, кош-ка, круто, кухня, любовь, мамочка; место, где мне ком-фортно; место, где я живу; место для житья, место жи-тельства, надежный, наш, ненависть; неприятность, ой,окна, очаг, пирожки, подъезд, пол, полный, помещение,понимание, потолок, построенный, проспект Маркса,решение, родное, родные, Рублевка, свеча, сера, слон,сон, стиль, стоит, строение, строители, строительныематериалы, счастье, тапочки, телек, тюрьма, ужин ссемьей, улица Масленникова в г. Омске, хаус, хозяйст-во, хочу, хранитель, чистота, школа, house, 9-тиэтажка(1); 500 + 1.АП, полученное в результате АЭ 2009-2010 гг. с ре-ципиентами-студентами:ДОМ - семья (75); уют (39); тепло (22); мама (12);родители, родной, жилище (6); крепость, любовь,радость (4); большой, дерево, домашний, кот, кро-вать, огонь (3); жизнь, жилье, защита, красиво,крыша, родные, семейный очаг, уютный (2); благо-получие, вечер, диван, должен быть у каждого, друж-ная семья, жить, забота, квартира, красивый, крепкая,дружная, любящая семья, кров, круг, лес, любимая се-мья, мать и отец, мой, мой дом, мой дом - моя кре-пость, общага, отдых, охота туда быстрей прийти, очаг;помещение, в котором живет семья; родное, родноеместо, свет, светлый, свой угол, село Бобринка, собака,строение, тепловая нагрузка, теплый, труба, тюрьма, уморя, фундамент, хавчик, хата, хорошо, цветы; этокрепость, где тебя ждут родные и близкие (1); 258 + 1.Семантическое поле по результатам СЭ 2009-2010 гг.с реципиентами-студентами:ДОМ - место (204) жительства, проживания чело-века;родное (32); близкое, самое главное на земле, теплое,уютное, любимое, окруженное любимыми людьми;где тебя ждут, любят, уважают, ты живешь, родилсяи вырос, спишь, чувствуешь себя на 7 небе, чувствуешьсебя хорошо, можешь остаться в покое в любое времясуток, можно отдохнуть и расслабиться, живешь ты итвоя семья, где родители, где спокойно, близкие люди,уют и поддержка, тебе всегда рады, всегда открытыдвери, я живу, находится любимый человек, живет че-ловек, на душе легко и спокойно, люди живут;куда хочется вернуться, возвращаться, можно вер-нуться, приходишь отдохнуть, приходят после работы,приходишь после тяжелого дня;семья (80) счастливая, моя, где тебе рады, где теп-ло, дети;помещение (40) жилое, в котором я живу, в кото-ром проживает семья либо один человек, где могу от-дохнуть;очаг (24) домашний, семейный;здание (20);крепость (20) моя;жилье (16);жилище (16), где все члены семьи счастливы;строение (8);родители (8);квартира (8);постройка (8), где живут люди, где все хорошо,спокойно и уютно;угол (8) свой, твой;раковина (4), которая согревает;родина, родные, убежище (4).Эмотивно-чувственное значение по результатам СЭ 2009-2010 гг. с реципиентами студентами и школьниками (Дом)Школьники Индекс Студенты Индекс СреднийиндексВеселый / грустный +1,58 Веселый / грустный +2,04 1,99Хороший / плохой +2,3 Хороший / плохой +2,49 2,27Полный / пустой +1,9 Полный / пустой +2,05 1,87Светлый / темный +2 Светлый / темный +2,57 2,13Как видно из словарной статьи, многие семантиче-ские множители не имеют конкретизаторов (жилье,строение, квартира и др.), что можно объяснить темиже причинами (семантикой слова и стратегиями испы-туемых).Около каждого семантического множителя указанацифра, соответствующая количеству испытуемых, ко-торые использовали данное слово в своих толкованиях.По этим цифрам можно судить о частотности и стерео-типности указанных семантических множителей. На-пример, слово место имеет показатель 204 (объем вы-борки - 464) и резко отличается от всех остальных се-мантических множителей словарной статьи «Дом».Рецептивный эксперимент проявил высокий эмо-ционально-оценочный статус лексемы дом по всем че-тырем шкалам (веселый, хороший, полный, светлый).Причем у студентов этот индекс выше, чем у школьни-ков, что соотносится с результатами АЭ: в ядре АП,полученного в результате эксперимента с реципиента-ми-студентами, содержатся реакции сенсорного типа,имеющие ранги выше, чем аналогичные реакции в АПшкольников.Слова с абстрактной семантикой в АЭ дали значи-тельное число предметных и эмоционально-оценочныхреакций как в ядре, так и на периферии. Кроме того,были реализованы стратегии ассоциирования по не-скольким смысловым линиям, проявляющим разныезначения. Указанные тенденции отчетливо ощутимы вАП лексемы свобода. Сенсорные реакции частотны издесь: они связаны с тактильными и вкусовыми ощу-щениями (легкость, ветер, полет, сладкая). АП школь-ников отражает ситуативное ассоциирование, отноше-ния со взрослыми («детскую социализацию»), детскиеиллюзии. В АП студентов проявился уровень возрас-тной рефлексии по поводу себя, жизни, социума.АП, полученное в результате АЭ 2009 г. с реципи-ентами-школьниками:СВОБОДА - воля (26); жизнь (8); тюрьма, улица(5); радость (4); гулять, полет, счастье (3); ветер,деньги, легкость, мир, море, независимость, ответ-ственность, птица, свобода слова, степь, ура, хоро-шо (2); безнаказанность, без родителей, бомж, в душе,великолепная, воля выбора, в понедельник, гуляем,Дима, доброта, достаточно, душа, жизни, жизнь в сво-боде, заключенный, законодательство, запрет, играть вкомпьютер, искусство, кайф, клево; когда делаешь, чтохочешь; когда свободен от всего, лететь как птица,любвеобильность, людям, машина, миллиардер, моясобачка, мудрость, мустанг, мысли, небо, не быть ни укого на поводке, ни от кого не зависеть, одна, оконча-ние школы, она есть у всех, от сочинений, от уборки,поле, полная, попугаям, рыба, слава, тела, трах, чело-век; че хочу, то творю; ходить по магазинам, это когдачеловек на воле, это нетюремное заключение, 18 лет(1); 139 + 10.АП по результатам АЭ 2009-2010 гг. с реципиен-тами-студентами:СВОБОДА - воля (48); жизнь (11); воздух (9);слова, слово (6); гулять, поле, поля, самостоятель-ность (5); выбор, независимость, круто, легкость,радость, счастье (4); долг, мир, море, небо, птица (3);Адам, анархия, безграничность, безответственность,бесконечность, ветер, действия, доверие, полет,сладкая, улица, тюрьма, хорошо (2); весна, в меру,всегда, Германия, гулянка, деревня, желанна, жить,грех, демократия, доверие, кайф, личная, личность,любовь, моя, ответственность, одна, окрыленность,отлично, пиздец всем, полная, попугаям, потаенная,после 15 лет в тюрьме, право, природа, равенство ибратство, радость жизни, рай, самостоятельность, са-мое дорогое, сам себе хозяин, свет, совесть, страсть,счастье, у детей, улица, ура, ценность (1), 201 + 5.В семантических полях абстрактных слов-сти-мулов высокочастотные семантические множители,как у слова дом, не встречаются. Проявилась та жетенденция: ведущий конкретизатор семантики, полу-ченный по результатам СЭ, не является высокочас-тотной реакцией АЭ; ведущие стратегии ассоцииро-вания получили развернутое полипропозитивное тол-кование в семантическом эксперименте.Семантическое поле по результатам СЭ 2009-2010 гг.с реципиентами-студентами:СВОБОДАНезависимость (68), предусматривающая ответст-венность, от чьих либо убеждений, от проблем и забот,от чего-то и кого-то, от других личностей, от любыхусловий;возможность (60) выбора, выхода за установлен-ные кем-то рамки, почувствовать себя независимым,жить в согласии с собой, реализовать свои желания;делать все, что хочешь; действовать так, как ты хо-чешь;воля (56) в рамках гуманизма;отсутствие (48) страха, рамок, ограничений, стес-нений и ограничений, обязательств;жизнь (40) без обязательств;полет (32) мыслей, душевный полет человека, со-стояние полета;право (32) выбора, выбора и ответственность за этотвыбор, право человека, которое не ограничивается;чувство (24) независимости, невесомости, глоткасвежего воздуха, душевного равновесия;все вокруг, гармония с самим собой и окружаю-щим миром; лучшее, что есть на свете; любовь к жиз-ни; неограниченность передвижений, мыслей, дейст-вий; непривязанность ни к чему; ответственностьтолько за себя; ощущение, когда нет ограничений,свежего морского запаха полной грудью; просторыбескрайние, радость, значит быть свободным, сила;способность делать, мыслить, чувствовать так, как хо-чется; счастье, чел свободный;рюкзак за плечами и дорога впереди, а еще море икорабль в нем;не так хорошо, как кажется, нет запрета;когда один; то, что ты можешь делать, но при этомоставаться разумным.Эмотивно-чувственное значение по результатам СЭ 2009-2010 гг. с реципиентами студентами и школьникамиШкольники Индекс Студенты Индекс Среднийиндексвеселый / грустный +2,05 веселый / грустный +1,65 1,85хороший / плохой +2,46 хороший / плохой +1,89 2,18полный / пустой +2,25 полный / пустой +2,26 2,26светлый / темный +2,19 светлый / темный +1,98 2,09В нашем эксперименте в качестве стимулов исполь-зовались и жаргонные слова (кайф и лох), так как онизафиксированы в качестве элементов ядра языковогосознания усредненной, обобщенной языковой личностиподростка [25].АП слова «кайф» как у школьников, так и у студен-тов объемны. Они во много раз превышают аналогич-ное поле в РАСе. Причем у школьников самая высокаяядерная реакция отражает смысл «наркотики». Смы-словое поле «наркотиков» обильно представлено и вядре, и на периферии АП «кайф».В ядре АП студентов преобладает реакция «секс».Смысл «наркотики» также частотен (находится в ядреполя, но его ранг ниже, чем в поле школьников). В ядреи на периферии АП школьников и студентов встреча-ется ряд разговорных, жаргонных реакций. Это свиде-тельствует о развитии тенденций, зафиксированных всвое время Е.Н. Гуц.АП по результатам АЭ 2009 г. с реципиентами-школьниками:КАЙФ - наркотики (32); секс (24); удовольствие(13); наслаждение (9); отдых (11); свобода, жизнь,хорошо (7); диван, супер (5); круто, класс (4); день-ги, любовь, постоянно, счастье, отлично, хорошо,удовлетворение (3); адреналин, веселье, героин,дискотека, компьютер, мгновение, наркота, нарко-тик, ооо, офигенно, поцелуй, радость, расслабление,сон, страсть, тащиться, улыбка, у меня, халява,шпек, шоколад (2); АК 47 слушать и играть в WOW,арррр…, алкоголь, астрал, бальзам на душу, бывает,вдох, ваще жесть!, везде, вечеринка, в джакузи, в клу-бе, вода, воля, все, глупость, гулять, деньги, друзья,диван, пиво, музыка, дремя, долго спать, езда, завтрак впостель, запах, зло, жить, играть в комп, играть в хок-кей, интерес, испытания, его нет, кайф, кайфуем, когдародители покупают все, что хочет, когда хорошо, когдачеловек получает удовольствие, коктейль, кофе, ку-рить, крутая штука, куча денег, лафа, лес, ловлю, луч-ший, Майн кайф, «Мечта» - это парк-отель, мороже-ное, момент, много, музыка и мороженое, награда, нар-кота, бухло, наркотики, гашиш, анаша, наслаждениежизнью, не кайф, а услада, нельзя, ну все получается,нирвана, обморок, облом, общение, огромная радость,одержимость, оргазм, от жизни, от спорта, от наркоти-ков, отлично, ощущение, пипец, плавать, план, коноп-ля, после 35, поездка, позитиф, после кое-чего, послетого, как с голой женщиной, поспать утром, потрясе-ние, похороны, приятно, прыжки, «Реквием по мечте»,расслабуха, рулиз, сегодня, секс, синька, трава, страстьк кому-то, счастье, счастье в любви, скорость, сон, суб-бота, воскресенье, танцы, теннис, тебе хорошо, услада,усладок, фригидный, футбол, чувство, хорошее на-строение, хорошее чувство, хорошо, читать, человекпод наркотическим воздействием, чернокожий мачо-ча,шмотки, эйфория, экстаз, это каникулы, BMX-велосипед, It's my life, XDD (1); 311 + 37.АП по результатам АЭ 2009-2010 гг. с реципиен-тами-студентами:КАЙФ - секс (22); наслаждение (21); удовольст-вие (18); хорошо (14); наркотики (13); наркотик,расслабление, счастье (8); любовь, радость (6);жизнь, трава, удовлетворение, эйфория (5); весело,веселье, класс, отдых, сленг, супер, чувство (4);наркота, оргазм, отлично, свобода, сон, экстаз (3);алкоголь, волна, да, дискотека, круто, наркоман,офигенно, полет, смех, хорошее состояние, чайф,Яга (2); балдеж, березовый сок, блаженство, божест-венно, будущее, весна, вкус, власть, возвращение,воздействие химических веществ, внутреннее чувст-во, высшая степень, глюк, гнев, головная боль, граф-фити, губы, деньги, дом, достижения, драйв, дурь(одурманивающее вещество), дым, еда, есть кайф,жаргон, жить интересно, задор, звонок, здорово, здо-ровье, зло, игла, иногда полезен, интересно, искусствои допинг, кайфоливость, кальян, классно, клево, клуб,когда сделал дела, кокаин, колеса, комната, конь, ко-сяк, кофе, круиз, ловят, ЛСД, любимая музыка, люби-мый человек, малолетние, марихуана (листочек), мед-лительность, море, музыка, надо, наслаждение жиз-нью, не всем, не знаю, нежность, некрасивое слово,непонятное, нирвана, ностальгия, опьянение, от жиз-ни, отдых с друзьями, оторваться, отрываться, оття-нуться, оттянуться по полной, офигенски, охота, оченьхорошо, ощущения, песок теплый, пиво, по венешлеп-шлеп, повезло, полно, положительные эмоции,получать удовольствие, посмотреть телевизор, пости-жение знаний, потеря, плохо, преступление, приятно,приятные чувства, прогулка, психотропные вещества,пьянство, развлечение, разочарование, раскумар, рас-слабленность, расслабуха, растение, ружье, свет, сдалгосэкзамен, сигареты, скупость, слабость, сладость,слезы счастья, смерть, совпало, солнце, спать, спорт,страсть, театр, тишина, травка, тяга, угар, улет,улыбка, услада, фактал, фильм, хиппи, хореография,цветные брызги, Цой, что-то получилось, что-то при-ятное, чувство самоудовлетворения, шоколад, шприц,эмоции, яркие краски (1); 352+19.В словарной статье «кайф» представлены семанти-ческие множители, соответствующие всем значениямэтого многозначного слова, но в большей степени ак-туализировано значение «удовольствие, наслаждение».Семантическое поле по результатам СЭ 2009-2010 гг.с реципиентами-студентами:КАЙФхорошо (64);наслаждение (60);секс (40) отличный, настоящий, безумный; и все,что с ним связано;счастье (32);удовольствие (32);состояние (28) наслаждения, полного счастья,удовлетворенности;чувство (28) счастья, необоснованного счастья;блаженство (24) высшая степень блаженства;наркотики (24);получение (20) удовольствия, наслаждения;удовлетворение (16);эйфория (16);веселье (12);настроение (12) мимолетное, радости, счастья;экстаз (12) слабый вид экстаза;круто (8);позитив (8);безрассудство, достижение своей цели, зашибись,иностранное слово, рай, когда все по кайфу, лучше небывает (4).Эмотивно-чувственное значение по результатам СЭ 2009-2010 гг. с реципиентами-студентами и школьникамиШкольники Индекс Студенты Индекс Средний индексвеселый / грустный +2,9 веселый / грустный +2,04 2,47хороший / плохой +2,8 хороший / плохой +1,49 2,145полный / пустой +1,9 полный / пустой +1,5 1,7светлый / темный +2,04 светлый / темный +1,32 1,68Характер реагирования участников эксперимента науказанный стимул имеет следующие особенности:1) отказ от развернутых толкований (в словарной ста-тье - малое количество конкретизаторов); 2) выборстратегии реагирования близкими по семантике слова-ми, т.е. использование собственно семантических ре-акций [5], что является причиной большого количествасемантических множителей в словарной статье.Таким образом, на основе анализа результатов раз-ных этапов эксперимента мы попытались представитьосновные проблемы, связанные с составлением сло-варных статей будущего ассоциативно-семантическогословаря, показать, на основе каких данных формирует-ся словарная статья.Информация о слове в ней - своеобразная семанти-ческая карта, включающая три типа значений - ассо-циативное, собственно лексическое, эмоционально-чувственное. Интерпретация значения слова как дос-тояния индивида обеспечивается экспериментальнымматериалом для моделирования. Преодоление схема-тичности определяется трехмерностью описания, раз-ными типами экспериментов-источников содержанияслова, учетом чувственной ткани (эмотивно-чувствен-ного значения).

Ключевые слова

association experiment, semantic experiment, associative-semantic dictionary, psycholinguistic modelling, associative and semantic information, Linguistic consciousness, ассоциативно-семантический словарь, ассоциативный эксперимент, семантический эксперимент, ассоциативная и семантическая информация, психолингвистическое моделирование, языковое сознание

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гуц Елена НиколаевнаОмский государственный университет им. Ф. M. Достоевскогодоктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языкаlarisabut@rambler.ru
Бутакова Лариса ОлеговнаОмский государственный университет им. Ф. M. Достоевскогодоктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языкаlarisabut@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Левицкий В.В. Экспериментальные данные к проблеме смысловой структуры слова // Семантическая структура слова. М. : Наука, 1971. С. 151-168.
Сазонова Т.Ю. Моделирование процессов идентификации слова человеком: психолингвистический подход. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2000. 134 с.
Караулов Ю.Н. Частотный словарь семантических множителей русского языка. М. : Наука, 1980. 207 с.
Гуц Е.Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск : Вариант-Омск, 2005. 259 с.
Юнаковская А.А. Омское городское просторечие: фразеология. Словарь. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2006. 140 с.
Юнаковская А.А. Разговорная речь носителей массовой городской культуры (на материале города Омска) : хрестоматия текстов. М. : Языки славянских культур, 2007. 168 с.
Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира : сб. статей / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М. : ИЯ РАН, 2000. 320 с.
Осипов Б.И., Боброва Г.А., Имедадзе Н.А. и др. Лексиграфическое описание народно-разговорной речи современного города. Теоретические аспекты. Омск : ОмГУ, 1991. 142 с.
Осипов Б.И. О термине «народно-разговорная речь города» // Городская разговорная речь и проблемы ее изучения. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 1997. Вып. 1. С. 5-11.
Словарь современного русского города / сост. Б.И. Осипов. М. : Русские словари ; Астрель ; АСТ ; Транзиткнига, 2003. 576 с.
Юнаковская А.А. Омское городское просторечие (Лексико-фразеологический состав, функционирование) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 1994. 21 с.
Харламова М.А. Истоки городской речи Омска // Городская разговорная речь и проблемы ее изучения. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 1997. Вып. 1. 135 с.
Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. М. : Гнозис, 2005. 542 с.
Мягкова Е.Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова. Курск : Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000. 112 с.
Горошко Е.И. Языковое сознание: ассоциативная парадигма : дис. … д-ра филол. наук. М., 2001.
Русский ассоциативный словарь / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. М. : Помовский и партнеры, 1994-1998. Ч. I-III.
Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков ; Москва : РА-Каравелла, 2001. 320 с.
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М. : МГУ, 1983.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск : Изд-во СГУ, 1997. 396 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Едиториал УРСС, 2003. 216 с.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М. : Едиториал УРСС, 2003. 248 с.
Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976. С. 46-73.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. : Смысл ; СПб. : Лань, 2003. 288 с.
Леонтьев А.А. Психолингвистическая структура значений // Семантическая структура слова. М. : Наука, 1971. С. 7-27.
Леонтьев А.А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. М. : Изд-во МГУ, 1977. С. 5-16.
 Ассоциативно-семантический словарь как модель языкового сознания жителей региона (на материале языкового сознания жителей г. Омска | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Ассоциативно-семантический словарь как модель языкового сознания жителей региона (на материале языкового сознания жителей г. Омска | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Полнотекстовая версия