Международный опыт институализации научного искусства
Статья посвящена анализу процесса институализации активно развивающейся в настоящее время трансдисциплинарной области научного искусства. На обширном фактическом материале показано, что институты научного искусства позволяютобеспечить условия для плодотворного сотрудничества ученых и художников, а отсутствие их развитой системы в Российской Федерации является фактором, сдерживающим развитие не только науки и искусства, но и социально-экономического развития страны в целом.
International experience of institualization of science art.pdf В настоящее время процесс конвергенциии науки иискусства, предполагающий синтез дискурсивногомышления и интуитивного суждения, а также адаптациюметодов естественных и точных наук для создания на-учно обоснованного искусства, а методов искусства -для формирования новых научных теорий, активно осу-ществляется в пределах области научного искусства(Science Art). При этом сама область научного искусстваактивно институализируется, обеспечивая условия дляплодотворного сотрудничества художников и ученых,формируя ситуацию, когда научные лаборатории стано-вятся все более доступными для художников, а художе-ственные студии - для ученых [1], и обусловливая тотзамеченный американским художником и теоретикомискусства Стивеном Уилсоном (Stephen Wilson) факт,что в настоящее время человечество переживает момент,когда очень сложно отличить научно-техническое ис-следование от художественного проекта [2].По мнению Уилсона, представления о том, что ис-кусству удалось избежать влияния научно-техническо-го прогресса, а те художественные направления, кото-рые обратились к науке и технике, являются побочны-ми, не соответствуют наблюдаемым фактам. Он утвер-ждает, что в современном мире необходимость синтезанауки и искусства становится все более очевидной, приэтом такой синтез открывает принципиально новыевозможности не только для искусства, но и для науки.В подтверждение этого тезиса исследователь приводитнаблюдения американского историка науки и техникиСтэнли Смита (Stanley Smith) о том, что в естественныхнауках художники часто открывают и используют«скрытые свойства материи» значительно раньше, чемих хотя бы заметят ученые [3. С. 23].Уилсон подчеркивает, что книга Смита была напи-сана в 1978 г., когда цифровые технологии были ещеочень далеки от современного уровня развития. А, какизвестно, именно цифровые компьютерные техноло-гии проявили принципиальное сходство структуртворческого процесса и интеллектуальной деятельно-сти в науке и искусстве, стали одной из основныхпричин «интеллектуальной революции», свершив-шейся на рубеже тысячелетий и открывшей простордля интуитивного синтетического суждения в науке[4. С. 262].Активизация процесса институализации научногоискусства фиксируется ростом числа специализиро-ванных организаций, фондов, исследовательских цен-тров, лабораторий и образовательных программ, дея-тельность которых направлена на содействие углубле-нию и расширению взаимоотношений между искусст-вом и наукой.Одним из таких институтов является американскаяорганизация «Сотрудничество искусства и науки» (Art& Science Collaborations Inc. - ASCI), основанная в1988 г. художником Синтией Паннуччи (Cynthia Pannucci).Приглашая к совместной деятельности худож-ников, которые используют в своей практике самыесовременные достижения науки и техники, а такжеученых, теоретиков искусства и кураторов, областьинтересов которых расположена на границе искусства,науки и техники (Фрэнк Палая (Franc Palaia), МерилМислер (Meryl Meisler), Анита Тачер (Anita Thacher),Питер Терезакис (Peter Terezakis), Майкл фон Ачтрап(Michael von Uchtrup), Майкл Хейден (Michael Hayden),Клайд Линдс (Clyde Lynds), Кевин Дэниел (KevinDaniel), Мэттью Тэнтери (Matthew Tanteri) и др.), орга-низация оказала самое существенное влияние на акти-визацию художественно-научного движения не тольков США, но и в мире в целом.Члены ASCI приняли самое активное участие в та-ких мероприятиях, как CyberFair for Artists (1995), BellLabs & the Origins of the Multimedia Art (1998), Collectibilityof the Digital Print (1998), CyberArt'99 (1999). Ор-ганизация выпускает ежемесячный распространяемыйпо подписке электронный бюллетень, а также поддер-живает базу данных ArtSci INDEX, позволяющую ху-дожникам и ученым подобрать команду для реализа-ции проектов научного искусства.Еще одной непосредственно связанной с областьюнаучного искусства организацией, созданной в США,является уже ставшая международной сеть ArtScienceLabs, основанная профессором Гарвардского универси-тета, специалистом в области биомедицинской инжене-рии и научным художником Дэвидом Эдвардсом (DavidEdwards). Реализуя принципиально новую модель, орга-низация позволяет существенно расширить эксперимен-тальное поле традиционных научно-исследовательскихлабораторий. Потенциал, скрытый для искусства и нау-ки в пограничной зоне научного искусства, был проана-лизирован Эдвардсом в книге «ArtScience: Креативностьпоколения Post-Google» (2008), а процесс создания иразвития сети ArtScience Labs подробно описан в книге«Лаборатория: Креативность и культура» (2010). В на-стоящее время в работе ArtScience Labs самое активноеучастие принимают Кэрри Фицсиммонс (CarrieFitzsimmons), Ксавьер Мэссон (Xaviere Masson), ТомХэдфилд (Tom Hadfield), Хуго Ван Ваарен (Hugo VanVuuren), Бет Алтрингер (Beth Altringer) и др.Эдвардс рассматривает реализующие artscience-модель лаборатории как плавильные котлы, в пределахкоторых сплавляются эстетический, оперирующий ло-гикой образов, и аналитический, оперирующий логи-кой уравнений, процессы. Предложенная американ-ским исследователем модель служит не только своеоб-разным инкубатором для развития синтетического типамышления ученых и художников, но и пространством,обеспечивающим наиболее благоприятные условия дляразвития «культуры сотрудничества», на необходи-мость формирования которой указывал Эван Розен(Evan Rosen) [5]. При этом художественно-научныелаборатории могут стать пространством «культурысотрудничества» не только художников и ученых, нотакже преподавателей и студентов.Как подчеркивал Розен, с развитием Интернетастуденты могут получать информацию online намногобыстрее, чем преподаватели включают ее в свои лек-ции. Возникает ситуация, когда, говоря словами Эд-вардса, «студенты не верят своим профессорам». Этаситуация требует кардинальных изменений роли пре-подавателя в образовательном процессе, когда однимииз его основных задач становятся помощь учащимся ворганизации процесса поиска, интерпретации, оценкии систематизации информации, а также формированиесреды, в пределах которой творческий потенциалобучаемых может раскрыться в наибольшей степени.Такая творческая, открытая для сотрудничества меж-ду преподавателями и студентами среда может бытьлегко организована в форме художественно-научныхлабораторий.Кроме того, модель artscience-лабораторий позволя-ет осуществить эффективное сотрудничество науки,искусства и образования с бизнесом, предлагая куль-турное пространство, в пределах которого возможнодовести идею до реальной коммерческой реализации.Таким образом, результаты деятельности научного ис-кусства варьируются от научных открытий, произведе-ний искусства и дизайна до учреждения новых ком-мерческих и общественных организаций.В рамках сети ArtScience Labs были созданыинновационные центры The Laboratory@Harvard в Гар-варде и Le Laboratoire в Париже как платформы дляреализации «Программы перевода идеи» (The IdeaTranslation Program - ITP) - непрерывного процессахудожественно-научных исследований, экспериментов,выставок, критики, создания прототипов и коммерче-ских продуктов. В программу перевода вовлечены нетолько ученые и художники, но и студенты универси-тетов и высших школ, таких как Гарвардский универ-ситет (Harvard University) или Тринити колледж (TrinityCollege) в Дублине. В Гарварде эта программа реа-лизована в форме годового учебного курса, финанси-руемого как самим университетом, так и многочислен-ными спонсорами, такими как Гарвардская школа ин-женерии и прикладных наук, Институт Виса и Гар-вардская инициатива за всеобщее здоровье. В рамкахITP также реализуются образовательные инициативы,целью которых является поддержка студентов, осуще-ствляющих исследования в междисциплинарной облас-ти научного искусства и разрабатывающих инноваци-онные художественно-научные проекты.В The Laboratory@Harvard и Le Laboratoire художни-ки и дизайнеры в сотрудничестве с учеными ежегодноосуществляют несколько художественно-научных экс-периментов, результаты которых демонстрируются навыставочных площадках инновационных центров. Так, ввыставочном пространстве Le Laboratoire в Париже со-стоялись выставки французского дизайнера Мэтью Ле-анно (Mathieu Lehanneur), японского художника РиодзиИкеды (Ryoji Ikeda), индийского художника ШилпыГупты (Shilpa Gupta) и других исследователей, творящихна границе искусства и науки.Леанно представил выполненный совместно с Эд-вардсом проект Bel-Air, инициированный ArtScienceLabs в октябре 2006 г. В рамках проекта была разрабо-тана установка для фильтрации воздуха, основнымэлементом которой является живое растение, обла-дающее высокой способностью к поглощению вредныхгазов. Окончательный оптимизированный вариант ус-тановки, ставшей первой инновацией Le Laboratoire,был показан в выставочном пространстве парижскогоцентра в 2007 г.На персональной выставке Икеды «V L»(11.10.2008 г. - 12.01.2009 г.) вниманию зрителей былипредложены работы, ставшие результатом художест-венно-эстетического осмысления понятия математиче-ской бесконечности и обсуждения этой проблемы самериканским математиком Бенедиктом Гроссом(Benedict Gross). Использованное в качестве названиявыставки математическое выражение V L (где V -универсум фон Неймана; L - универсум конструктив-ных множеств Геделя) указывает на стремление ху-дожника выйти за границы конструктивных множеств,предложить зрителям погрузиться в проблемы транс-цендентальной философии математики, в эстетику ак-туальных бесконечно больших и бесконечно малыхвеличин и инфинитезимальных методов анализа.Представленный на выставке «Пока я сплю» (WhileI Sleep, 13.02.2009 г. - 30.06.2009 г.) одноименный про-ект Гупты был направлен на изучение «промежутковсознания» и осмысление роли подсознания в поведениичеловека. Проект был выполнен в сотрудничестве самериканским лингвистом Ноамом Хомским (NoamChomsky) и американским психологом Мазарин Бана-жи (Mahzarin Banaji).Осуществляемые в пределах сети ArtScience Labsхудожественно-научные исследования не заканчивают-ся демонстрацией на выставочных площадках иннова-ционных центров. Проектные идеи, имеющие коммер-ческий или гуманитарный потенциал, получают воз-можность дальнейшего развития в рамках иннова-ционной компании LaboGroup, в том числе посредст-вом реализации с помощью технологий быстрого про-тотипирования (см., напр.: [6. С. 107-109]) и выставоч-ной программы, реализующей процесс так называемойкультурной инкубации. Завершающим этапом развитияпроектных идей является вывод на рынок коммерче-ских или гуманитарных продуктов.Одними из первых коммерческих продуктов, разра-ботанных в сети ArtScience Labs, были Andrea и LeWhif. Andrea представляет собой коммерческий вари-ант установки Bel-Air, предназначенный для очисткивоздуха в жилых и офисных помещениях; Le Whif -серию продуктов, реализующих новый метод «питаниядыханием». С помощью Le Whif потребитель получаетвозможность ощутить вкус не потребляя пищу, т.е.«без единой калории». В настоящее время предлагаетсятри продукта: Le Whif Chocolate - со вкусом шоколада,Le Whif Coffee - со вкусом кофе и Le Whif Vitamin,обеспечивающий возможность доставки витаминов«минуя желудок», что является особенно важным длятакого витамина, как B12 или антиоксиданта ресверат-рола. Процесс разработки вкусовых аэрозолей в LeLaboratoire с участием в этом процессе известногофранцузского шеф-повара Тьерри Маркса (ThierryMarx) и французского физико-химика Джерома Бибет-та (Jerome Bibette) подробно описан Эдвардсом в книгеWhiff под псевдонимом Seguier.Свое дальнейшее развитие концепция низкокало-рийного «питания» получила в продукте Le Whaf, ко-торый в настоящее время представлен в виде предсе-рийных образцов. В отличие от продуктов Le Whif,заменяющих процесс потребления пищи вдыханиемтвердых частиц - виффингом (whiffing - от англ. whiff -затяжка), новая установка, созданная при участии ди-зайнера Марка Бретийо (Marc Bretillot), заменяет еговдыханием мельчайших частиц жидкости - вэффингом(whaffing). Используемый в установке принцип созда-ния дисперсионных аэрозолей из подготовленных поособым рецептам жидких субстанций с помощью ульт-развука позволяет называть «приготавливаемые» блю-да «съедобным туманом».Первым гуманитарным продуктом, созданным вArtScience Labs, была разработанная Эдвардсом и Леан-но «Тыква» (The Pumpkin) - инновационная модульнаясумка-рюкзак, позволяющая легко переносить и дли-тельное время сохранять на солнце воду или другие на-питки объемом от 2 до 12 л. По мнению разработчиков,данный продукт может быть особенно полезен в жаркихзасушливых районах стран третьего мира. Первые испы-тания «Тыквы» прошли в Африке летом 2009 г., а вес-ной 2010 г. сумка была показана в выставочном про-странстве Le Laboratoire в Париже.Среди коммерческих и гуманитарных продуктов,проектные идеи которых были сформулированы в про-цессе художественно-научных исследований в сетиArtScience Labs, можно также выделить meNd,Pulmatrix, Lebone, museTrek.Рассказывая о деятельности ArtScience Labs, мыприводили данные о том, что в Программе переводаидеи принимают участие студенты ирландского Три-нити колледжа. В этой связи нельзя не отметить, что поинициативе этого учебного заведения в Дублине в2008 г. была открыта Научная галерея (Science Gallery),деятельность которой сфокусирована на представлениипередовых рубежей и обсуждении самых актуальныхпроблем современной науки. В настоящее время рабо-той галереи руководит Майкл Гормэн (MichaelGorman), известный своими публикациями по пробле-мам взаимоотношений науки и искусства. В галереепрошли многочисленные выставки, демонстрирующиедостижения научно-художественных исследований иотражающие основные тенденции развития научногоискусства, в том числе были представлены экспозиции«Зеленые машины» (Green Mach-ines), HUMAN+ (TheFuture of Our Species) и «Элементы» (Elements).На первой из указанных выставок вниманию посе-тителей были предложены проекты, направленные нарешение различных экологических проблем. Многие изних вполне могут рассматриваться как произведениянаучного искусства. Среди них уже известный нампроект Andrea Эдвардса и Леанно; «зеленая электро-станция» Latro Майка Томпсона (Mike Thompson);микробы Дамиана Пэлина (Damian Palin), ваяющиемебель из минеральных материалов в рамках проекта«Радикальные средства» (A Radical Means), а такжеунитаз-умывальник Profile 5 со встроенной раковинойот компании Caroma, удивительным образом сочетаю-щий в себе ресурсосберегающие технологии с эстети-кой реди-мейдов Марселя Дюшана и их последующихапроприативных интерпретаций.Выставка HUMAN+, состоявшаяся в апреле-июне2011 г., была посвящена научно-художественномуосмыслению технологий современной биологии и ме-дицины, в том числе позволяющих осуществить «ав-торскую» эволюцию вида Homo Sapiens. На выставкебыли представлены такие работы, как «Песня машины»(Song of the Machine), созданная в исследовательскомподразделении компании Superflux совместными уси-лиями дизайнеров Джона Ардерна (Jon Ardern) и ЭнабДжейн (Anab Jain), специалистов в области биоэлек-троники Патрика Дегенаара (Patrick Degenaar) и Эндер-са Сэндберга (Anders Sandberg), а также футуриста и«гонзо-этнографа» Джастина Пикарда (Justin Pickard);Human Version 2.0 французского врача и художникаИва Жели (Yves Gellie), посвященная проблемам, свя-занным с созданием человекоподобных роботов; AphasiaMechanica Дэнни Ворнера (Danny Warner), иссле-дующая взаимоотношения организма и технологий нанано- и молекулярном уровнях; Центр постприроднойистории (The Center for Postnatural History); Стратегиипредотвращения генетического копирования (Strategiesin Genetic Copy Prevention) Центра постприродной ис-тории (The Center for Postnatural History), направленныена осмысление современных технологий управлениявоспроизводством живых организмов; проект «Миссиявечности, цифровые и физические останки Тимоти Ли-ри» (Mission Eternity, Digital and Mortal Remains ofTimothy Leary) от etoy.CORPORATION, исследующийэстетику пространства человеческой памяти и элек-тронной виртуальной реальности, взаимоотношенияжизни со смертью, искусством и технологиями; проек-ты Tardigotchi, Spore 2.0 и Improved Empathetic Device(I.E.D.) группы «Исследования рабочей атмосферы имассового производства» (Studies of Work Atmospheresand Mass Production - S.W.A.M.P.), посвященные, соот-ветственно, анализу взаимоотношений микроорганизмасо своим аватаром, устойчивости экосистемы, постав-ленной в зависимость от стоимости акций американ-ской торговой сети Home Depot, и сопереживанию по-гибшим на войне; инсталляция «Область V5» (Area V5)Луи-Филиппа Демера (Louis-Philippe Demers), фокуси-рующая внимание на роли движения глаз в процессекоммуникации и формирующая пространство, в преде-лах которого зрители не только могут вступать в не-вербальный диалог с искусственными агентами, но ииспытывать при этом состояние стесненности.Выставка «Элементы: Красота химии» (Elements:The Beauty of Chemistry), занимавшая пространствоНаучной галереи с июля по сентябрь 2011 г., предлага-ла художественно-эстетическое осмысление периоди-ческой системы Д.И. Менделеева (Дэвид Кларк (DavidClarke) «Я не думаю, что вы понимаете как я воспри-нимаю электроплитки» (I Don't Think You Understandthe Way I Feel the Stove) и др., а также ее отдельныхэлементов (Sizewell Uranium Кейт Вильямс (Kate Williams),посвященная урану (U); «Рисующая пуля» (BulletDrawing) Корнелии Паркер (Cornelia Parker), посвя-щенная свинцу (Pb), и др.).В Швейцарии в 2006 г. совместными усилиямиУниверситета искусств в Цюрихе (Zurcher Hochschuleder Kunste - ZHdK), Института культурных исследова-ний в искусстве (Institute for Cultural Studies in the Arts -ICS) и Федерального агентства культуры (Bundesamtfur Kultur - BAK) была создана программа «Художни-ки-в-Лабораториях» (Artists-in-Labs Program), направ-ленная на создание благоприятных условий для со-трудничества художников и ученых, развитие научногоискусства. Сфокусированная на синтезе биологии, фи-зики, инженерии и вычислительной техники с такимиформами искусства, как архитектура, скульптура, ви-део, кино, театр и танец, программа обеспечила доступв научно-исследовательские лаборатории многим со-временным художникам. В их числе Алина Мнацака-нян (Alina Mnatsakanian), Кристиан Гонзенбах(Christian Gonzen-bach), Клаудиа Толуссо (ClaudiaTolusso), Оливер Волф (Oliver Wolf), Николь Оттиже(Nicole Ottiger), Пабло Вентура (Pablo Ventura), Силь-виа Хостеттлер (Sylvia Hostettler), Ивонн Вебер(Yvonne Weber). В 2009 г. в рамках программы началиосуществляться международные обмены. Первый об-менный проект, сфокусировавший свое внимание напроблемах биологии и окружающей среды, был реали-зован в рамках программы «Швейцарско-китайскиеисследования» (Swiss Chinese Explorations), осуществ-ляемой при поддержке швейцарского фонда Pro Helvetia.В нем приняли участие два швейцарских - Алек-сандр Жоли (Alexandre Joly) и Алайн Вейлат (AlineVeillat) - и два китайских художника - Энью (Aniu) иЛяо Венфенг (Liao Wenfeng). Разработанные ими про-екты были представлены на выставке «Два пути»(ShanShui), прошедшей в рамках фестиваля Culturescapesна двух площадках - в Шанхае и в Берне (соответствен-но в сентябре и в ноябре - декабре 2010 г.).В Германии в 2006 г. была основана некоммерче-ская организация Art Laboratory Berlin e.V, фокуси-рующая свое внимание на пограничных с визуальнымиформами искусства областями, такими как музыка,текст или закон. Особое внимание участники группыуделяют взаимодействию искусства и науки, т.е. тойпограничной области, которая практически совпадает собластью научного искусства. Помимо выставок Бер-линская лаборатория искусства проводит творческиевстречи, лекции, мастер-классы. Руководство лабора-торией осуществляют художник и фотограф Кристианде Лютц (Christian de Lutz) и историк искусства и кура-тор Реджина Рэпп (Regine Rapp). Активное участие вработе организации принимают художник, дизайнер,культуролог и куратор Хеико Фроинд (Heiko Pfreundt),историк и теоретик искусства Кристина Корзен (Кри-стина Korzen).В Австралии при поддержке Австралийского советапо искусствам (Australia Council for the Arts) была соз-дана Австралийская сеть искусства и технологий (AustralianNetwork for Art & Technology - ANAT). Интере-сы организации не ограничены научным искусством иохватывают более широкую трансдисциплинарнуюобласть, в пределах которой осуществляется тесноевзаимодействие искусства, науки, бизнеса, государстваи общества в целом. Задача обеспечить эффективноеэкстрадисциплинарное сотрудничество художников иученых, которое может привести к формированиюпринципиально новой, «неожиданной» дисциплины,является для ANAT одной из ключевых.Еще одной австралийской организаций, деятель-ность которой направлена на раскрытие потенциалавзаимной интеграции науки и искусства, является ху-дожественно-научная исследовательская лаборатория(The Art & Science Collaborative Research Laboratory)SymbioticA. Она была создана в 2000 г. при Школе ана-томии и биологии человека (The School of Anatomy andHuman Biology) Университета Западной Австралии(University of Western Australia) по инициативе биологаМиранды Граундс (Miranda Grounds), специалиста в об-ласти эволюционной нейрологии Стюарта Банта (StuartBunt) и художника Орона Кэттса (Oron Catts), основав-шего в 1996 г. вместе с Ионатом Цурром (Ionat Zurr)группу «Культура и искусство тканей» (The Tissue Culture& Art Project - TC&A). Структурное подразделениеШколы специализируется на биологических направле-ниях научного искусства (Biological Arts).Лаборатория является инициатором проведения вы-ставок научного искусства (одна из выставок, «Висце-ральное: Эксперимент живого искусства» (Visceral: TheLiving Art Experiment), состоялась в дублинской Науч-ной галерее в январе - феврале 2011 г.), а также науч-но-практических конференций, лекций и семинаров,связанных с искусствоведческим и философско-эстети-ческим осмыслением этой активно развивающейсямеждисциплинарной области. Лаборатория служитбазой для программ «Эстетические связи искусства инауки» (Aesthetic Crossovers of Art and Science) и «Ис-кусство и манипулирование живым» (Art and LifeManipulation), а также платформой для двухгодичнойакадемической программы «Магистр биологическихискусств» (Master of Biological Arts). В стенах лаборато-рии проводятся также художественно-научные исследо-вания в рамках подготовки докторских (PhD) диссерта-ций по эстетике, теории и истории научного искусства.На исследованиях в области био- (bio-) и генетиче-ского искусства (genetic-art) также сосредоточено вни-мание Центра искусств и геномики (The Arts & GenomicsCentre - TAGS), созданного в Лейденском универ-ситете (University of Leiden) в Нидерландах. Одними изосновных стратегических задач Центра являются выяв-ление потенциала визуальных форм искусства для вы-работки критической оценки и распространения ре-зультатов исследований современной геномики, при-влечение внимания общества к актуальным и потенци-альным проблемам, связанным с развитием генетиче-ских технологий. Центр также являлся участником про-граммы «Новые репрезентационные пространства»(New Representational Spaces), реализованной в 2004-2008 гг. под руководством Роберта Цвижненберга(Robert Zwijnenberg) в сотрудничестве с Университе-том Маастрихта (Universiteit Maastricht), Нидерланд-ской исследовательской школой науки, технологий исовременной культуры (Netherlands Graduate ResearchSchool of Science, Technology and Modern Culture -WTMC), Амстердамским университетом (Universiteitvan Amsterdam) и Институтом истории и культурыХейзинга (Huizinga Institute for History and Culture). Врамках программы был осуществлен научно-исследо-вательский проект «Означение и эксперимент в искус-стве и геномике» (Мириам ван Риджсинген), а такжеподготовлены докторские диссертации на темы «Ис-кусство взаимодействия искусства и геномики» (Дани-елл Хофманс) и «Распространение знания как функцияискусства» (Дженни Булбуйе).В России первая инициатива по созданию организа-ции, направленной на формирование пространства, впределах которого художники и ученые могут активновзаимодействовать, открывая для себя интересные иполезные темы в творчестве друг друга, в пределахкоторого художники становятся соисследователямиученых, а ученые допускают меру «творческого произ-вола» в сфере научных исследований, была реализова-на Дарьей Пархоменко в 2008 г. Базой созданного ивозглавляемого Пархоменко экспериментального ху-дожественно-научного центра Laboratoria Art&ScienceSpace стал Научно-исследовательский физико-хими-ческий институт им. Л.Я. Карпова (Д. Пархоменко такжеявляется заведующей лабораторией Инновационныхнаучно-художественных исследований НИФХИ). Завремя существования «Лаборатории» на ее пространст-ве были осуществлены многочисленные выставки на-учного искусства, творческие встречи, круглые столы идискуссии, в которых приняли участие отечественныеи зарубежные ученые, художники и художественныегруппы.Существенный вклад в становление научного ис-кусства в Российской Федерации вносит художник итеоретик искусства, куратор Калининградского филиа-ла ГЦСИ Дмитрий Булатов. Он является редактором исоставителем первых изданных на русском языке книг,содержащих глубокий философский и искусствоведче-ский анализ проблемного поля научного искусства [7,8], а также куратором первой в России выставки науч-ного искусства «Наука как предчувствие» (Science asSuspense), прошедшей в марте 2009 г. в Москве в рам-ках организованного фондом некоммерческих про-грамм Дмитрия Зимина «Династия» Международногонаучно-популярного фестиваля ScienceArtFest. Булатовтакже был куратором выставки «Жизнь. Версия нау-ки», состоявшейся в марте - апреле 2011 г. в рамкахВторого организованного фондом «Династия» между-народного фестиваля (на этой выставке Дмитрий Була-тов представил свой выполненный в сотрудничестве сАлексеем Чебыкиным проект «То, что живет во мне»).Таким образом, активно развивающаяся в настоя-щее время трансдисциплинарная область научного ис-кусства, в пределах которой осуществляется конвер-генция науки и искусства, являющаяся существеннымфактором их модернизации, с начала 2000-х гг. практи-чески повсеместно институализируется в форматахспециализированных выставочных пространств, худо-жественно-исследовательских лабораторий и научно-образовательных центров. Несмотря на то что в 2009 г.в Послании Федеральному Собранию Российской Фе-дерации Президент Российской Федерации Д.А. Мед-ведев указывал на необходимость «уделить большоевнимание поддержке новаторских, экспериментальныхнаправлений в искусстве» [9], процесс развития и ин-ституализации научного искусства в нашей стране су-щественно отстает от общемировых тенденций. В ус-ловиях решения стратегической задачи построенияинновационной экономики отсутствие институтов на-учного искусства является фактором, сдерживающимсоциально-экономическое развитие России в целом.Для устранения указанных недостатков необходиморазработать программу развития в Российской Федера-ции научного искусства, предусматривающую созда-ние специализированных институтов в формате науч-но-художественных центров, факультетов, кафедр, ла-бораторий и выставочных площадок.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 16
Ключевые слова
genetic art, bio-art, science art, био-арт, генетическое искусство, научное искусствоАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Гагарин Владимир Евгеньевич | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник кафедры геокриологии геологического факультета | comdir@rambler.ru |
Ерохин Семен Владимирович | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | доктор философских наук, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник кафедры физической химии химического факультета | SErohin@ru.ru |
Штепа Виктор Иванович | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | доктор филологических наук, заместитель декана химического факультета | Victor@Shtepa.su |
Ссылки
BIOMEDIALE. Современное общество и геномная культура / сост. и ред. Д. Булатов. Калининград : КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. 500 с.
Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. URL : http://президент.рф/transcripts/5979 (дата обращения: 01.09.2011 г.).
Rosen E. The Culture of Collaboration. Red Ape Publishing, 2009. 320 p.
Ерохин С.В. Цифровое компьютерное искусство. СПб. : Алетейя, 2011. 188 с.
Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии / сост. и общ. ред. Д. Булатова. Калининград : КФ ГЦСИ, 2009. Ч. 1.
К вопросу о генетически модифицированном живописании (Круглый стол) // Логос. 2006. № 4 (55). С. 58-79.
Уилсон С. Искусство и наука как культурные действия // Логос. 2006. № 4 (55). С. 112-126.
Smith C.S. From Art to Science: Seventy-Two Objects Illustrating the Nature of Discovery. Cambridge : MIT Press, 1980. 104 р.
Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино : Век 2, 2004. 288 с.
