Рассматривается деятельность Иннокентия Георгиевича Сафьянова (1875-1953) - русского общественного и политического деятеля в Туве в период революции 1917 г. и Гражданской войны, который сыграл важнейшую роль в становлении тувинской государственности. Во многом благодаря его усилиям в 1921 г. Тува сделала выбор в пользу России, а не Монголии. Проанализировано значение личностного фактора в этнополитических процессах, происходивших в 1917-1921 гг. на территории Урянхайского края.
Personal factor in the process of Tuvan statehood formation: the case of I.G. Safianov (1917-1921).pdf Значительными для народов, живущих на террито-рии Тувы, стали такие события XX в., как установлениенад Урянхайским краем протектората Российской импе-рии в 1914 г., образование Тувинской Народной Респуб-лики в 1921 г. и ее вхождение в состав СССР в 1944 г.Установление протектората было первым осознанным идобровольным решением народа Тувы, ставшим отра-жением его выбора не в пользу маньчжурских властей, ав пользу дружественного северного соседа - России.Итогом этого стало создание в 1921 г. собственного су-веренного государства - Тувинской Народной Респуб-лики (ТНР) [1. С. 117]. С создания ТНР начинается ис-тория формирования тувинской государственности. Этоодин из немногих случаев, когда кочевой народ создалсобственную народную республику, основанную на рав-ноправии. Важную роль в истории Тувы сыграли от-дельные личности, среди них - Иннокентий ГеоргиевичСафьянов. Его жизненный путь хронологически совпалс весьма сложным и противоречивым периодом в исто-рии Тувы и России в целом.13 сентября 1875 г. в семье минусинского купца изолотопромышленника Георгия Павловича Сафьяновародился сын Иннокентий, который стал одной из са-мых ярких фигур в истории Тувы и Минусинскогокрая [2. С. 9]. Он был успешен в профессиональнойдеятельности, предпринимательстве, и занимал ак-тивную общественную и гражданскую позицию, при-нимал на себя ответственность за судьбу народа. Пер-вым учителем Иннокентия был политический ссыль-ный Станкевич [2. С. 15]. Поступив к красноярскуюгимназию, Иннокентий Георгиевич проявлял интересне только к учебе, но и к общественной жизни. В 15лет он за распространение запрещенной литературы ииздание школьной газеты, где высмеивалось все, чтоприходилось не по нраву юному гимназисту, был ис-ключен из четвертого класса без права поступления вкакое-либо иное учебное заведение. После этого отецрешил посвятить его в свои промышленные дела и от-правил в Туву.К началу ХХ в. Тува была отсталой в социально-экономическом отношении. На протяжении многихвеков тувинский народ испытывал гнет феодально-колониальной эксплуатации со стороны маньчжуро-китайских колонизаторов, проводивших политику эко-номической, политической и культурной изоляции Ту-вы от внешнего мира [1. С. 136]. Это губительно отра-зилось не только на ее социально-экономическом но ина культурном развитии. В этих условиях определен-ную положительную роль сыграли русско-тувинскиесвязи, установившиеся в XVII в., укреплению и разви-тию которых содействовало переселение русских кре-стьян, начавшееся в 80-х гг. ХIХ в.В этот период, несмотря на препятствия со стороныманьчжуров, между тувинцами и населением русскойпограничной полосы велась оживленная торговля. Это-му способствовало то, что по Пекинскому договору,заключенному между царской Россией и правительст-вом Китая в 1860 г., на приграничных территориях былисняты пошлины [3. С. 79]. Георгий Сафьянов имел по-стоянные торговые связи с тувинцами. Он более 40 летпрожил в Урянхае, сумел заслужить авторитет как срединойонов, так и среди рядовых тувинцев, пользовалсяхорошей репутацией у местных жителей. Г.П. Сафьяно-ва называли «сойотским королем» и «Урянхайским гу-бернатором». Он помогал тувинцам советами и стре-мился вести торговые дела, не причиняя ущерб местнымжителям [4. С. 109]. В Туве у Георгия Павловича былопять факторий: две на Хемчике, две в северо-восточнойчасти края и, пятая, главная торговая фактория, Салдан.Здесь Иннокентий хорошо изучил жизнь и быт тувин-цев. В этом ему помогал дядя - Андрей Павлович Сафь-янов, родной брат Георгия Павловича, который считает-ся в Туве пионером племенного коневодства. В ходеобщения с местным населением у Иннокентия Георгие-вича появилось желание изменить жизнь тувинцев, спо-собствовать освобождению урянхайского народа отманьчжурского гнета, введя народное управление и ста-билизировав социальное положение аратов.В 1902 г. И.Г. Сафьянов близко познакомился свидным революционером Феликсом Яковлевичем Ко-ном, находившимся с 1897 по 1904 г. в Минусинскепод надзором полиции. Полтора года, проведенные сним, окончательно определили политические взглядыИннокентия: он связал свою жизнь с революционнымдвижением. Не случайно в годы первой русской рево-люции дом Сафьяновых был открыт для прибывавшихв ссылку, здесь им помогали устраиваться на работу,оказывали материальную помощь. Члены семьи при-нимали участие в организации побегов [7. С. 69].После смерти отца в 1913 г. Иннокентий Георгие-вич был избран председателем русско-урянхайскогоземства. В этот период решался вопрос о присоедине-нии Урянхайского края к России, чему активно сопро-тивлялась Монголия. Уже тогда у Сафьянова сложи-лось мнение, что Урянхайский край должен быть неза-висимым от кого бы то ни было. Он открыто высказы-вал свои взгляды. В сибирских газетах Сафьянов вы-ступал с обличением колонизаторской политики ца-ризма, описывая тяжкую долю тувинского народа.В 1916 г. царская администрация выслала ИннокентияГеоргиевича из Тувы. В Минусинске за смелые высту-пления в защиту народа он, будучи редактором мест-ной газеты «Минусинский листок», в конце этого жегода был заключен в одиночную камеру.После Февральской революции, с апреля по август1917 г., Сафьянов по заданию организации большеви-ков - член общественной безопасности, комиссар ми-нусинской тюрьмы, минусинский городской голова.Октябрьскую революцию И.Г. Сафьянов встретил вМинусинске, а в ноябре 1917 г. был избран членом Во-енно-революционного исполнительного комитета отбольшевиков. В декабре минусинский лидер вошел вкомиссию по ревизии банков, был избран в финансо-вый отдел и комиссаром по тюремным делам.И.Г. Сафьянова делегировали на общесибирский СъездСоветов в Иркутск [6. С. 77]. В марте 1918 г. он возгла-вил экспедицию в Урянхайский край, которая помоглаустановить советскую власть в Туве. По возвращении вМинусинск летом того же года Сафьянов был аресто-ван белогвардейцами, жестоко избит и направлен вкачестве заложника в красноярскую тюрьму.В конце 1918 г. в Туве развернулась вооруженнаяборьба против власти правительства адмирала Колчака,в которой принимали участие как русские, так и тувин-цы. Повстанческое движение тувинских аратов нача-лось в апреле 1919 г. и охватило преимущественно За-падную Туву. В июле 1919 г. начали действовать пар-тизанские отряды русских крестьян в Подхребтинскомрайоне, где восстание против колчаковцев поднялисторонники большевиков и насильно мобилизованныедружинники. Когда пришла весть о вступлении в Тувупартизанской армии А.Д. Кравченко и П.Е. Щетинки-на, колчаковской администрации не оставалось ничегодругого, как эвакуироваться [7. С. 95].Вскоре после ухода Сибирской партизанской армииположение населения Тувы, особенно русского, серь-езно осложнилось. Целью монголо-китайских оккупа-ционных войск являлось изгнание русских жителей изрегиона. В это же время международная ситуация вЦентральной Азии претерпела серьезные изменения всвязи с осуществлением Китаем плана по ликвидацииавтономии Внешней Монголии.В августе 1920 г., когда в Сибири восстановиласьсоветская власть, Сафьянов возвратился в Туву. Онбыл направлен Енгубкомом ВКП(б) в ранге особо-уполномоченного по делам Урянхайского края и Усин-ского пограничного округа в Туву. Решением прези-диума Енисейского губкома РКП(б) ему предписыва-лось «самое бережное отношение к сойотам (т.е. к ту-винцам) и самое вдумчивое и разумное поведение вотношении монголов и китайских властей» [8. Д. 42.П. 1. Л. 84-85]. И.Г. Сафьянов провел большую работупо разъяснению населению того, как можно устроитьсвою жизнь в самостоятельном и независимом госу-дарстве. Ему было важно, чтобы на съезд приехали нетолько нойоны, но и простые араты, чтобы съезд былвсенародным. Сафьянов прекрасно владел тувинскимязыком и очень доступно объяснял свою мысль о бу-дущем переустройстве жизни, люди ему верили. Инно-кентий Георгиевич общался как с русским, так и с ко-ренным населением Тувы, организовывал сходы, гдеобсуждались проблемы их дальнейших взаимоотноше-ний. В отличие от многих представителей революци-онных чиновников Сибири И. Сафьянов глубоко зналполитическую жизнь в Урянхае, имел авторитет у аб-солютного большинства как тувинского, так и русскогонаселения, знал их надежды и ожидания. Как и у всяко-го политического деятеля, у него были противники,особенно среди зажиточных слоев. Но, главное, он чув-ствовал политический дух времени, действовал в инте-ресах коренных и пришлых жителей Урянхая, старалсяналадить дружественные отношения с представителя-ми Китая и Монголии.16-20 сентября 1920 г. состоялось собрание русско-го населения, проживавшего в Туве. На этом собранииИ.Г. Сафьянов выступил с докладом «Прошлое и на-стоящее вопроса о Туве» и предложил оставить в силеДоговор о взаимном сотрудничестве русского и тувин-ского народов Тувы, заключенный еще в 1918 г. Онтакже предложил участникам собрания переименоватьгород Белоцарск в Кызыл в честь памяти погибших засоветскую власть. Вскоре он уехал в Омск, где сделалдоклад о положении в Туве. 4 января 1921 г. на заседа-нии ЦК РКП(б) был обсужден вопрос о необходимостисодействия в самоопределении тувинского народа.Коминтерновские и сибирские советские руководи-тели, направляя И.Г. Сафьянова в Туву в качестве сво-его представителя, не ожидали, что он станет настоль-ко сильным катализатором этнополитических событийв крае. В телеграмме, направленной в Туву 2 октября1920 г., говорилось: «Сиббюро имело суждение обУрянхайском крае и пришло к следующему заключе-нию: Советская Россия не намерена и не желает ника-ких шагов к обязательному присоединению к себеУрянхайского края. Но Урянхайский край, граничащийс Монголией, может и должен служить проводникомосвободительных идей в Монголии и Китае, в каковомотношении и должно быть использовано его русскоенаселение…». Информация о намерении большевиковуступить Урянхай революционной Внешней Монголиидошла до русского населения края. Красные партизаныбыли готовы выйти с оружием в руках за право жить вТуве не только против белых, но и против Красной ар-мии. Уже летом 1920 г. Енисейский губком РКП(б)начал проводить разоружение партизан [9. С. 214]. Та-ким образом, большевистские власти не планироваливключать Урянхай в состав Советской России.Через год в телеграмме, посланной И.Г. Сафьяно-вым председателю Сибревкома И.Н. Смирнову (г. Но-вониколаевск), был изложен главный итог проделаннойим работы. В ней сообщалось: «17 августа 1921 г.Урянхай. Съезд всех хошунов урянхайского народа объ-явил Урянхай самостоятельным в своем внутреннемуправлении, в международных же сношениях, идущихпод покровительством Советроссии. Выбрано народно-революционное правительство с составе семи лиц…Русским гражданам разрешено остаться на территорииУрянхая, образовав отдельную советскую колонию, тес-но связанную с советской Россией…» [8. Д. 42 П. 2.Л. 121]. Принцип и порядок построения структуры госу-дарственной власти в Туве того времени можно охарак-теризовать как переходные с элементами демократии,высоким общественным статусом института церкви ипервичными отчетливыми признаками будущего парто-кратического устройства (вскоре оформилась Тувинскаянародно-революционная партия) [10. С. 49].13 августа 1921 г. в Суг-Бажы открылся Всетувин-ский Учредительный Хурал представителей девятикожуунов Тувы, на котором присутствовали около300 тувинцев, делегаты Краевого совета русского насе-ления, особоуполномоченный Сибревкома И. Сафьянов,представитель Монгольской Народно-Революционнойпартии Мартинелли, различные советские и монголь-ские функционеры и командир объединенного парти-занского отряда Тувы С.К. Кочетов. Охрану поручилимолодым партизанам. Работу съезда своей речью от-крыл Сафьянов, а далее председательствовал Буян Ба-дыргы-нойон. Повестка дня включала вопросы о поли-тическом положении во всем мире, России, Монголиии Танну-Туве; о самоопределении Танну-Тувы, равно-правии граждан, народном образовании, религии иправах духовенства, экономическом возрождении, пра-восудии, власти в сумоне, хошуне и во всей стране; овыборах правительства Танну-Тувы. На съезде такжеобсуждались вопросы о взаимоотношениях Тувы и Со-ветской России, Танну-Тувы и Монголии, о спорныхрусско-тувинских делах, о торговле, земельный вопрос[1. С. 138]. Данная программа работы форума былапредложена Сафьяновым от имени русских участниковс учетом пожеланий тувинцев.Образование самостоятельного независимого госу-дарства, продекларированное на съезде, было выдаю-щимся событием в жизни и судьбе тувинского народа,впервые за свою многовековую историю создавшегосуверенное государство, которое признала 9 сентября1921 г. Советская Россия. В обращении Народного ко-миссариата РСФСР по иностранным делам от 14 сен-тября 1921 г. говорилось: «...Рабоче-крестьянское пра-вительство, выражающее волю трудящихся масс, тор-жественно объявляет, что отнюдь не рассматриваетУрянхайский край как свою территорию и никакихвидов на него не имеет».И.Г. Сафьянов сыграл важную роль в создании неза-висимого Тувинского государства и принятии первойтувинской Конституции в 1921 г. Он убедил представи-телей кожуунов оставить в Конституции параграф оботмене пыток, против чего они поначалу категорическивозражали. Проект первой Конституции был написан нарусском языке. И протокол Хурала, и сам машинопис-ный текст Конституции заверены Сафьяновым.В Туву на должность представителя Сибревкомабыл направлен представитель Комиссариата иностран-ных дел при урянхайских советских военных частяхФ.Г. Фальский. В ведении Сафьянова оставались пол-номочия представителя Внешторга. Вскоре в Кызылебыла открыта контора Центросоюза. Иннокентий Геор-гиевич стал первым ее управляющим, зная торговоедело не понаслышке, он быстро наладил торговое делов Туве. Тувинцы по-прежнему, если возникали какие-топроблемы, шли не к Фальскому, а к Сафьянову, считая,что Фальский плохо знает их жизнь и обычаи, а потомуничего решить не может. Это, конечно, задевало тще-славие Фальского, и он постарался как можно скорееизбавиться от своего конкурента [5. С. 70].И.Г. Сафьянов в своей критике проводимой в Тувеполитики был, по сути дела, одинок, и его поражение впротивостоянии с Ф.Г. Фальским было предрешено.Осенью 1922 г. в ходе партийной чистки он был ис-ключен из партии. В решении отмечалось, что он изкупцов «и до настоящего времени не изжил свои свое-образные взгляды на революционную работу»; не со-гласен с нэпом, с коллективными решениями Центро-союза, панически оценивает международное и эконо-мическое положение на Дальнем Востоке; допускаетнарушения партийной дисциплины, «пользуется своимслужебным положением», администрирует [11. Ф. 32.Оп. 1. Д. 18. Л. 116]. 25 сентября 1924 г. семья Сафья-новых выехала за пределы Тувы.Иннокентий Сафьянов - единственный русский че-ловек, сыгравший выдающуюся роль в борьбе за неза-висимость Урянхайского края и внесший крупныйвклад в становление молодого государства [12. С. 70].Его многолетняя деятельность в значительной степениспособствовала началу превращения Тувы в независи-мое государственное образование. Он принял активноеучастие в разработке и принятии Конституции. Закла-дывая первоосновы тувинской государственности,И.Г. Сафьянов в значительной мере определил ее даль-нейшее развитие.
Рукописный фонд Тувинского института гуманитарных исследований (РФ ТИГИ).
Дацышен В.Г., Ондар Г.А. Саянский узел: Усинско-Урянхайский край и российско-тувинские отношения в 1911-1920 гг. Кызыл, 2003.
Моллеров Н.М. Купеческий сын Иннокентий Сафьянов - революционер и защитник тувинского народа // Традиции русского купечества Сибири. Кызыл, 2011. С. 46-51.
Центральный Государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ).
Байыр-оол М.С. Особая роль Иннокентия Сафьянова в создании Тувинского государства // Традиции русского купечества Сибири. Кызыл, 2011. С. 67-73.
История Тувы. Новосибирск : Наука, 2007. Т. 2. 430 с.
Дацышен В.Г. Свободный гражданин свободной Сибири // Енисейская провинция. 2004. № 1. С. 77-78.
Манай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы. Кызыл : Тув. кн. изд-во, 1996.
Верещагина Т.Е. Эккендей. Абакан, 2004. 100 с.
Аранчин Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск, 1982. 338 с.
Родевич В. Очерк Урянхайского края (Монгольский бассейн р. Енисея). Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий. СПб., 1910. Вып. XXIV.
Верещагина Т.Е. Сафьянов Иннокентий Георгиевич // Бышкы. 2001. № 3. С. 68-71.