Социальное обеспечение как понятийная категория права
Исследуется вопрос о понятии, сущности социального обеспечения, его месте в общем механизме правового регулирования. Анализируются термины «социальный» и «обеспечение» как составляющие понятийной категории «социальное обеспечение». Автор обосновывает исключительно юридическую природу социального обеспечения. На основе сделанных выводов формулируется определение социального обеспечения.
Social security as a conceptual category of law.pdf На современном этапе развития российской госу-дарственности достаточно популярными и действи-тельно злободневными стали такие термины, как «со-циальное государство», «социальная политика», «соци-альная сфера», «социальная жизнь», «социальная по-мощь» и «социальная защита», «социальные обязатель-ства», «социальное партнерство» и т.п. Значительнореже, особенно в политической сфере, фигурирует сло-восочетание «социальное обеспечение». В Конститу-ции РФ Россия была объявлена социальным государст-вом, т.е. государством, в котором создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви-тие человека, считается приоритетным направлениемгосударственной политики [1]; широкое распростране-ние созвучной с категорией «социальное обеспечение»терминологии требует ответа на ряд вопросов, в томчисле на вопрос о сущности социального обеспечения,его месте в общем механизме правового регулированиясуществующих в России общественных отношений,используются ли перечисленные выше термины каксвоеобразная ему альтернатива.Необходимость освещения этих вопросов объясня-ется также и тем, что до сих пор в социальной юриди-ческой литературе не выработано единообразного по-нимания социального обеспечения, его существенныхпризнаков.Нетрудно заметить, что объединяющим и смысло-образующим в приведенных выше словосочетанияхявляется термин «социальный», который, как известно,в переводе с латинского «socialis» означает «общест-венный», понимаемый как существование индивида всообществе, образно говоря, человеческая аура, егоокружающая. Это исходное, отправное и, пожалуй,ключевое понимание термина «социальный». Однакоон в сочетании с другими названными выше термина-ми на фоне произошедших изменений в государствен-ном устройстве, экономической и политической сферахприобрел иной смысл, суть которого сводится к созда-нию за счет различных источников, и в первую очередьгосударственных средств, условий для нормального,естественного существования граждан в нашей стране,в том числе и для самообеспечения. Это, к примеру,мероприятия по снижению уровня безработицы и ней-трализации ее негативных последствий в области здра-воохранения, жилищного строительства, сфер образо-вания, науки, культуры и спорта, борьбы с преступно-стью, иными словами, создание всего того, что принятоименовать инфраструктурой. Но и такое пониманиетермина «социальный» также выходит за рамки тради-ционно сложившегося не только в юриспруденции, нои в сознании обычных граждан представления о поня-тии «социальное обеспечение».Мероприятия по формированию и поддержанию вдолжном состоянии инфраструктуры различны по своемусодержанию, поэтому и возникающие общественные от-ношения также неоднородны, что обусловливает разли-чия механизмов их правового опосредования, которые впервую очередь обосабливаются посредством деленияправа на отдельные отрасли. Вполне очевидно, что рав-ным «масштабом мер» юридического воздействия нельзякарать преступников, оказывать помощь лицам, постра-давшим от стихийных бедствий, регулировать дорожноедвижение и внутрисемейные связи, обеспечивать нуж-дающихся социальным жильем, привлекать к ответствен-ности за неисполнение договорных обязательств и т.д.Право, несмотря на единство его содержания, це-лей, функций и задач, - специализированный инстру-мент, осуществляемый для оптимизации взаимоотно-шений людей в различных сферах их деятельности.В силу этой специализации оно неоднородно по своемувнутреннему строению. Поэтому право, будучи соци-альным продуктом и одновременно социальным (об-щественным) регулятором отношений, которые в рас-сматриваемом контексте следует понимать как возни-кающие и существующие в связи с необходимостьюсоздания обстановки, обеспечивающей нормальное(естественное), а также достойное жизнесуществованиекаждого гражданина в нашей стране, воздействует насоответствующие отношения по-разному в зависимо-сти от специфики последних, становясь в результатеуголовным, трудовым, жилищным и т.п.Изложенное позволяет, на наш взгляд, считать, чтонормами отдельно взятой отрасли права невозможнообеспечить весь спектр мероприятий по созданию ин-фраструктуры, поэтому идея (мнение) о существованиив юридическом инструментарии общности юридиче-ских норм, именуемой «социальное право», являетсяошибочной, а соответствующий объект осмыслениянаучного познания - искусственным, надуманным пра-вообразованием.Право в целом и каждый из его структурных эле-ментов, как уже было отмечено, не только регуляторобщественных отношений, но и социальный продукт.Поэтому любая из отраслей права России, будучи ре-зультатом совместной деятельности людей, имеет, таксказать, все основания содержать в своем названииуказание на социальную принадлежность и именовать-ся, к примеру, социально-уголовное, социально-трудо-вое право и т.д. Однако нормотворческая практика,юриспруденция знают лишь одно исключение из такой«сложносочиненной» терминологии, - это право соци-ального обеспечения, в связи с чем прилагательное«социальный», исходя из сущности данного правообра-зования, имеет специфическое смысловое наполнение.На наш взгляд, применительно к праву социальногообеспечения термин «социальный» имеет двухвектор-ную направленность и значение; прежде всего, это ис-точник финансирования соответствующих мероприя-тий и, во-вторых, субъектный состав общественныхотношений, возникающих в связи с их функциониро-ванием.Следует отметить, что в специальной литературевместо слова «общественно-социальный» употребляет-ся термин «государственный», и в первую очередь,когда речь идет о финансовой составляющей соответ-ствующих мероприятий [2. С. 10]. Средства для созда-ния условий естественного существования индивида иего существования в сообществе - это достояние всегообщества, организованного на уровне государства.Общество делегирует свои полномочия по распоря-жению этими средствами государству, которое высту-пает, таким образом, лишь в качестве его представите-ля. По этой причине такая замена вполне допустима, ноона требует дополнительных пояснений, уточнений, икак следствие - недостаточно обоснованное расшире-ние границ этой понятийной категории ведет к искаже-нию истинного понимания термина «социальный» вего сочетании со словом «обеспечение».Термин «социальный» под рассматриваемым угломзрения следует понимать как осуществляемые общест-вом (в лице государственных структур) и за счет обще-ства (государства) мероприятия по созданию опти-мальной либо в определенной степени приемлемой дляестественного существования современного человекаобстановки, которая обеспечивается регулирующимвоздействием всех отраслей российского права.Право социального обеспечения также решает этузадачу присущим ему юридическим инструментариемза счет средств всего общества (бюджет всех уровнейгосударственного образования), но только по отноше-нию к определенной части субъектов последнего - ну-ждающихся граждан и семей.Нуждающимися, как известно, признаются лица,которые по установленным в законодательстве при-чинам не имеют собственных средств к существова-нию (утратили их или не в состоянии приобрести),либо имеющихся у них средств, по мнению государ-ства, недостаточно для нормального жизнесущество-вания. В числе таких субъектов права социальногообеспечения все более обосабливается категория лиц,обеспечение которых осуществляется не только и нестолько за счет консолидированных в государствен-ном бюджете (т.е. всего общества) средств, а в первуюочередь за счет средств, именуемых в законодательст-ве страховыми взносами. Эти средства формируютсяглавным образом путем возложения обязанности наработодателей производить отчисления во внебюд-жетные государственные фонды в определенном про-центе от начисленной наемным работникам заработ-ной платы.Страховые взносы - индивидуально определенные,возмездные платежи - по сути своей являются недопо-лученной частью заработной платы, и по этой причинеих следует рассматривать в качестве своеобразногодолгового обязательства заемщика-государства в лицевнебюджетных фондов. Как следствие страховые взно-сы подлежат персонифицированному учету на индиви-дуальных счетах застрахованных лиц, во-первых, и, во-вторых, возвращаются исключительно застрахованнымлицам при наступлении страховых случаев, а не всеминым категориям нуждающихся граждан (семьям).Рассматривать эти средства как достояние всегообщества (общественными), в качестве социального(государственного) обеспечения, когда речь идет осредствах государственного (муниципального) бюдже-та, оснований нет. Страховые взносы, по нашему мне-нию, являются личной собственностью каждого за-страхованного лица, и по этой причине государство,временно заимствуя их, возвращает в определенномэквиваленте этим лицам при наступлении определен-ных в законодательстве неблагоприятных событий, нособственностью с особым правовым режимом. Преждевсего, в отличие от другого имущества, находящегося всобственности физических лиц, страховые взносы «пе-реходят» во владение, пользование и распоряжениезастрахованных субъектов не с момента перечисленияэтих средств во внебюджетные фонды; этот момент,как правило, отодвигается во времени и связываетсяисключительно с фактом (датой) наступления страхо-вых случаев. Эти средства не находятся в полном рас-поряжении их собственника, так как поступают ему вустановленных суммах и с периодичностью, закреп-ленной действующим законодательством.Формирование страховых средств, по общему пра-вилу, осуществляется помимо воли их будущего собст-венника, что и ограничивает его волю на свободноеими распоряжение. Но присущая праву собственностисвобода пользования и распоряжения, безусловно, име-ет место, так как после получения «на руки» эти сред-ства, как и любое другое собственное имущество, ис-пользуются владельцем по своему усмотрению вне за-висимости от того, в связи с какими обстоятельствамионо было ему передано.Косвенным признанием этого факта является и по-зиция законодателя, согласно которой неполученнаячасть (накопительная) трудовой пенсии в связи сосмертью застрахованного лица подлежит выплате егонаследникам (п. 12 ст. 9 Федерального закона РФ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).Отметим также, что страховые взносы не являютсяни собственностью государства в целом, ни собствен-ностью страховых фондов; они не принадлежат на пра-ве собственности и тем членам общества, которые неотнесены к категории застрахованных лиц.Тем не менее исключать эти средства из сферы,именуемой «социальное обеспечение», также не сле-дует, поскольку они предназначены для защиты значи-тельной части населения нашей страны как средства,минимизирующие или компенсирующие неблагопри-ятные последствия определенных в законе жизненныхситуаций, причем той его части, результатами трудакоторой создаются общественные фонды потребления,в том числе распределяемые на цели социальногообеспечения всех иных членов общества, и потомугосударство (общество) инициирует и проводит вжизнь эту политику, т.е. они приобретают статус «со-циальный».В силу указанной специфики и особой значимостистраховых взносов (платежей) не только как своеоб-разного средства самообеспечения, но одновременно икак важнейшего способа снижения финансовых затратбюджета на цели социального обеспечения (см.: ФЗРФ от 30.11.2009 г. № 307-ФЗ, ФЗ РФ от 28.11.2009 г.№ 292-ФЗ и ФЗ РФ от 28.11.2009 г. № 294-ФЗ «О бюд-жете страховых фондов России на 2010 г. и на плано-вый период 2011-2012 гг.») они формально обособля-ются от иных финансовых поступлений и консолиди-руются в специально создаваемых государством струк-турах - страховых фондах (см.: Положение о Пенси-онном фонде РФ, утв. Постановлением ПравительстваРФ от 27.12.1991 г. № 2122-1; Положение о фонде со-циального страхования, утв. Постановлением Прави-тельства РФ от 12.02.1994 г. № 101; Устав федераль-ного фонда обязательного медицинского страхования,утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня1998 г. № 857).Формальное обособление и особая значимостьстрахования свидетельствуют о специальном статусесоответствующих средств, составляющих финансовуюоснову социального обеспечения, что в свою очередьтребует понятийной характеристики их природы.В специальной литературе и, прежде всего, в учеб-ной такой характеристики не дается, а в понятии «со-циальное обеспечение» лишь подчеркивается, что оноосуществляется за счет средств государственной казныи специальных страховых фондов. Подобная и анало-гичная ей констатация верна, но она не отражает сущ-ности страховых взносов и платежей как общественно-го (социального) явления и одновременно, будучи од-ним из принципиальных элементов отправной, наибо-лее значимой понятийной категории теории права со-циального обеспечения, не вскрывает их юридическойприроды и целевой направленности - это лишь конста-тация факта и не более того.На наш взгляд, наиболее точным отражением ипроявлением социальной сущности страховых взносови платежей является их номинация в качестве обобще-ствленных средств. Данный вывод объясняется сле-дующим. Страховые взносы - сугубо индивидуализи-рованные платежи, поскольку они исчисляются в опре-деленном проценте от начисленной заработной платыкаждого работника; их размер, стало быть, напрямуюсвязан с размером вознаграждения за труд персональноопределенного работника (для индивидуальных пред-принимателей и других лиц, добровольно вступившихв отношения по социальному страхованию, предусмот-рен иной способ персонифицированного учета этихсредств). Однако, несмотря на такую индивидуализа-цию, в дальнейшем происходит их метаморфоза. Этисредства передаются не непосредственно застрахован-ным лицам, а вносятся на счета государственных вне-бюджетных фондов, на которых они обезличиваются,превращаясь в общую массу денежных средств, обра-зующих консолидированные бюджеты последних.Не меняет сути факта обезличивания и то обстоя-тельство, что страховые взносы на пенсионное обеспе-чение учитываются на индивидуальных (персонифици-рованных) счетах каждого из числа застрахованныхлиц, так как на этих счетах денежные средства, в отли-чие от кредитных учреждений, не хранятся; на них от-ражаются лишь факт уплаты суммы страховых взносови даты их внесения.В свою очередь, фонды распределяют указанныеденежные средства при наступлении страховых случа-ев на нужды любого лица из числа застрахованных сучетом, но далеко не пропорционально сумме внесен-ных взносов, а в соответствии с продолжительностьюстрахового стажа, индивидуальных особенностей орга-низма человека, его семейного положения и другихюридически значимых обстоятельств.В результате такого обобществления и последую-щего перераспределения страховые взносы утрачиваютстатус индивидуальной собственности и трансформи-руются в собственность, используя гражданско-пра-вовую терминологию, совместно-долевую, т.е. превра-щаются в собственность любого и каждого застрахо-ванного лица. Считать, поэтому, данные средства дос-тоянием всего общества и подлежащими распределе-нию всем его членам - значит входить в противоречиес основной идеей социального страхования и более чемвекового ее существования в праве России.Таким образом, средства, направляемые на цели со-циального обеспечения из государственного бюджета, -это достояние всего общества (общественные), а стра-ховые взносы - это лишь обобществленные платежи,вносимые для оказания помощи и содержания исклю-чительно застрахованных субъектов, т.е. части социу-ма, образующего народонаселение нашей страны.Не менее, а, пожалуй, даже более важным и в пер-вую очередь для того, кто нуждается в материальнойподдержке государства за счет общественных и (или)обобществленных средств, является выяснение сущно-сти второй составляющей понятийной категории «со-циальное обеспечение». Тот, кто рассчитывает на нор-мальное, естественное жизнесуществование после «вы-хода» на пенсию, кто утратил источник средств к су-ществованию в результате негативных последствий отстихийных бедствий и техногенных, в том числе ра-диационных катастроф, лишился работы и заработка всвязи с финансово-экономическим кризисом, кто недо-получил части оплаты за труд в связи с отчислениемстраховых взносов и т.д., вправе претендовать на адек-ватную, а в ряде ситуаций - на эквивалентную нега-тивным последствиям отдачу от общества в лице госу-дарственных структур. Поэтому термин «обеспечение»в сознании большинства людей ассоциируется с такимпонятием, как содержание за счет общественных илиобобществленных средств. В свою очередь, такое по-нимание практически полностью соответствует этимо-логии этого слова; обеспечить - значит представитьсубъекту все необходимое и достаточное для сущест-вования [3. С. 364].Однако история становления и развития права со-циального обеспечения является достаточно нагляднымсвидетельством того, что общесмысловое (семантиче-ское) понимание термина «обеспечение» и его сугубоюридическая трактовка существенно разнятся. Госу-дарство в своей социально-обеспечительной политикеникогда не ставило цели предоставления нуждающим-ся лицам (за незначительными исключениями) всехнеобходимых и достаточных средств для удовлетворе-ния потребностей даже по той причине, что потребно-сти каждого члена общества сугубо индивидуальны иудовлетворить их посредством права как единого мас-штаба мер объективно невозможно. Невозможно этотакже и потому, что бюджет ни одного государства вмире, в том числе и российский, объективно не в со-стоянии «потянуть», выдержать такую нагрузку.Мероприятия по социальному обеспечению и выде-ляемые на эти цели денежные средства призваны обес-печивать лишь удовлетворение алиментарных потребно-стей нуждающихся граждан (семей), т.е. таких потреб-ностей, без удовлетворения которых ставится под угрозуфакт физиологического существования этой категориилиц. К примеру, по данным Министерства здравоохра-нения и социального развития РФ, средний размер стра-ховых (трудовых) пенсий в нашей стране в 2011 г. со-ставляет лишь 8 412 руб. Разумеется, что таких средствявно недостаточно для удовлетворения всех потребно-стей пенсионеров.Косвенным тому подтверждением являются такжеминимальный размер оплаты труда (в 2011 г. -4 611 руб.), размеры прожиточного минимума по Рос-сии для пенсионеров во 2-м квартале 2011 г. - 5 141 руб.,для трудоспособного населения за этот же квартал -7 023 руб. (в Томске эти показатели еще ниже: соответ-ственно, 4 867 и 6 633 руб.). Поэтому ответ на вопрос отом, какой юридический смысл вкладывается законода-телем, в чем сущность термина «обеспечение», по на-шему мнению, следует искать в основных целях соот-ветствующего правового образования.Ни цели, ни задачи, ни функции права социальногообеспечения формально в действующем законодатель-стве не номинируются, но они достаточно четко прояв-ляются при анализе содержания этого законодательст-ва. И ранее действующее, и современное право соци-ального обеспечения преследовало и преследует в нашевремя две главные цели (к примеру, М.О. Буянова вы-деляет ближайшие, промежуточные, конечные целисоциального обеспечения и его основную цель - вы-равнивание положения граждан особой категории [4.С. 8-9]):а) оказание помощи нуждающимся лицам;б) проведение мероприятий по их содержанию,включая предоставление для этого денежных средств.Соответственно этим двум целям социально-обес-печительные предоставления также делятся на соци-ально-обеспечительную помощь и социально-обеспе-чительное содержание, причем предпочтение законо-дателем отдается помощи, которая занимает в общейсистеме доминирующее положение. Об этом свиде-тельствует более широкий круг лиц, имеющих правона ее получение, большее число оснований, порож-дающих это право, возможности помощи более опера-тивно реагировать на ситуации, порождающие со-стояния нуждаемости, больший видовой ее состав идаже то, что во многих жизненных ситуациях размероказываемой помощи превышает уровень, в частно-сти, денежного содержания, каковым является пенси-онное обеспечение (размер пособий по временнойнетрудоспособности для многих работников и служа-щих составляет 100% их денежного довольствия (за-работка), тогда как ни один из видов пенсионирова-ния такого уровня не достигает). Сказанное дает ос-нование сделать предположение о том, что по своейсути право социального обеспечения РФ являетсяправом социального вспомоществования и по этойпричине нуждается в переименовании.Возможно, что именно по этой причине термин«обеспечение» исчезает не только из политического, нои специально-правового обихода. Итак, термин «обес-печение» означает, по нашему мнению, предоставлениеалиментарной помощи или содержания нуждающемусясубъекту за счет общественных или обобществленныхсредств. К категории помощи относятся такие видыпредоставлений, как разнообразные пособия, компен-сации, льготы, обеспечение предметами первой необ-ходимости, ряд медицинских и социальных услуг, асодержание ограничивается пенсионным обеспечением(при этом следует иметь в виду, что так называемыесоциальные пенсии лишь по форме являются социаль-но-обеспечительным содержанием, а по своей сути онипредставляют собой одну из разновидностей пособий,т.е. относятся к категории социально-обеспечительнойпомощи), стационарными социальными услугами,включая содержание детей, лишенных родительскойопеки, в детских дошкольных учреждениях.И последний признак, который следует с необходи-мостью включать в понятийную характеристику кате-гории «социальное обеспечение», - это указание на ееисключительно юридическую природу. Вне правовойсреды, вне правового пространства социального обес-печения не существует. Социальное обеспечение все-гда нормируется и, так сказать, дозируется, т.е. онопредоставляется исключительно в размерах и объемах,закрепленных действующим законодательством, крометого, законодательно определяются основания права наопределенный его вид, условия, а также порядок (про-цедура) установления факта на правопритязание и реа-лизацию этого права.Субъекты обязанные (государственные структуры)и управомоченные (нуждающиеся) приобретают такойстатус только в том случае, если этот статус будетформально соответствовать названным выше требова-ниям, поэтому выйти за рамки этих требований они невправе: нельзя требовать пенсии по возрасту, если гра-жданин не достиг установленного в законе возраста,создания инфраструктуры для лица с ограниченнымифизиологическими возможностями до момента фор-мального его признания бюро медико-социальной экс-пертизы инвалидом, выплаты пособия на ребенка вразмере, превышающим установленную планку и т.д.Поэтому существующее в специальной литературемнение о том, что в предмет права социального обес-печения должны включаться и добровольно-возмезд-ные отношения [5. С. 511], противоречит сущностиэтого правового феномена.На основании изложенного мы предлагаем сле-дующее, возможно, что еще пока соответствующеесложившимся традициям в сознании людей и правове-дении понятие социального обеспечения в РоссийскойФедерации - это система (совокупность) мер и меро-приятий, осуществляемых государством за счет обще-ственных и (или) обобществленных средств алимен-тарного характера, предназначенных для оказания по-мощи и содержания нуждающихся граждан на основа-ниях, условиях, в размерах и порядке, закрепленныхдействующим законодательством.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 21
Ключевые слова
needs, maintenance, alimentary requirements, aid, social or socialized resources, social security, общественные или обобществленные средства, нуждаемость, алиментарные потребности, содержание, помощь, социальное обеспечениеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Аракчеев Виктор Сергеевич | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения Юридического института | trud@sibmail.com |
Ссылки
Постановление Правительства РФ от 26.02.1997 г. № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996- 2000 годов» // Российская газета. 1997. 12 марта.
Право социального обеспечения : учеб. пособие / под ред. К. Гусова. М. : Проспект, 1999. 340 с.
Ожегов С.К. Словарь русского языка. М. : Русский язык, 1986. 795 с.
Буянова М.О. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения // Право социального обеспечения : учеб. пособие / под ред. К. Гусова. М. : Проспект, 1999. 340 с.
Курс права социального обеспечения / В.М. Лушникова, А.М. Лушников. 2-е изд. доп. М. : Юстицинформ, 2009. 653 с.
