Специфика краж на железнодорожном транспорте (на примере Кузбасского УВДТ) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Специфика краж на железнодорожном транспорте (на примере Кузбасского УВДТ)

В статье анализируется криминологическая характеристика краж на железнодорожном транспорте. В этом контексте проведен общий анализ состояния преступности на железнодорожном транспорте, а затем рассмотрена специфика краж, совершаемых на железнодорожном транспорте на примере Кузбасского УВДТ, показаны основные виды совершаемых преступлений, их причины и динамика развития.

Specificity of thefts in rail transport (by example of Kuzbass UVDT).pdf В последние годы преступность в стране стала из-меняться, что не могло не отразиться и на преступно-сти на железнодорожном транспорте. Изменения пре-ступности в стране носили как количественный, так икачественный характер. Анализ криминологическойлитературы, статистических данных о преступностипрежде всего показывает, что в последнее десятилетиепреступность в стране неуклонно росла. Количествотолько зарегистрированных преступлений увеличилосьс 2 625 081 в 1996 г. до 3 554 738 в 2010 г. [1, 2].Появились преступления, ранее не характерные дляРоссии: терроризм, захват заложников, похищение че-ловека, преступления, связанные с незаконным оборо-том наркотических средств и психотропных веществ, атакже связанные с незаконным оборотом огнестрель-ного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. На-званные тенденции характерны и для преступности нажелезнодорожном транспорте, являющейся частьюобщей российской преступности.Официальные статистические данные показывают,что преступность на железнодорожном транспортетакже неуклонно растет (табл. 1).Т а б л и ц а 1Количество преступлений на железнодорожном транспортепо РоссииГоды 2006 2007 2008 2009 2010Кол-во пре-ступлений65 498 66 594 69 087 74 571 80 850Динамика, % +1,0 +1,7 +3,7 +7,9 +8,4С 2006 по 2010 г. преступность на железнодорож-ном транспорте в целом по России возросла более чемна 20%. При этом следует помнить о достаточно высо-ком уровне латентности преступлений, совершаемыхна железнодорожном транспорте. На наш взгляд, высо-кий уровень преступности здесь обусловлен рядомфакторов, связанных со спецификой самого железно-дорожного транспорта. Во-первых, жертвами многихпреступлений в данном случае являются, прежде всего,пассажиры, которые, не желая опаздывать на поезд,делать остановку и сходить с поезда, часто сами не об-ращаются в правоохранительные органы по поводусовершенных в отношении них преступлений. Во-вторых, работники железнодорожного транспорта,прежде всего его служб грузового хозяйства, имеютмного «рычагов давления» на грузоотправителей и гру-зополучателей (могут задерживать погрузку, отправку,выгрузку груза), в чем последние не заинтересованы ипредпочитают получать груз с недостачей, поврежде-нием, происшедшими, в том числе, в результате пре-ступлений. По оценкам сотрудников органов внутрен-них дел на транспорте, ими регистрируется не более30% преступлений, совершаемых на железной дороге.Эти данные подтверждаются результатами и другихисследований [3. C. 143].Ситуация по Западно-Сибирскому отделению же-лезной дороги не сильно отличается от всероссийской(табл. 2). Так, с 2008 г. преступность на железнодорож-ном транспорте возросла на 15%.Т а б л и ц а 2Количество преступлений на железнодорожном транспортепо Западно-Сибирскому отделению железной дорогиГоды 2005 2006 2007 2008 2009 2010Кол-во пре-ступлений3 132 3 126 3 128 3 086 3 385 3 552Динамика, % -0,5 -0,2 +0,06 -1,3 +9,69 +4,93Необходимо отметить, что состояние преступностизависит от региона, и поэтому на протяжении всей За-падно-Сибирской железной дороги оно не являетсяоднородным, так как у каждого субъекта РоссийскойФедерации своя криминогенная специфика. Так, на-пример, в Алтайском крае чаще совершаются хищенияверхнего строения пути и хищения из подвижного со-става. Связано это с тем, что на Алтайском отделениидороги перегоны имеют большую протяженность издесь много мелких населенных пунктов, где люди ос-тались без работы и «промышляют» на железной доро-ге воровством.На омском направлении чаще совершаются хище-ния денежных средств мошенническим путем в пасса-жирских поездах. Так повелось с послевоенных вре-мен. Определенный отпечаток наложили заезжие пре-ступные группировки. Шулеры и мошенники ехали иззападных регионов до Омска, в пути обманывали про-стаков. В Омске у них был перевалочный пункт. Онипересаживались на другие поезда и возвращались до-мой. На сегодняшний день в этом регионе периодиче-ски регистрируются случаи различных видов мошен-ничества, которыми занимаются не только заезжие га-стролеры, но и их местные ученики.В Новосибирской области нет каких-то специфиче-ских преступлений.Многие регионы Западно-Сибирской железной до-роги - это приграничные зоны, что также накладываетопределенный отпечаток на состояние преступности,так как близость границ с Казахстаном и Китаем ска-зывается на криминогенной ситуации. Так, работни-кам ЗСУВДТ приходится постоянно задерживать нар-кокурьеров, которые всевозможными способами пы-таются провезти в регион свой товар. Причем количе-ство изъятых наркотиков с каждым годом растет.В 2008 г. на этих участках дороги было изъято около37 кг наркотиков, среди них 29 кг марихуаны и 6,5 кггероина.Кражи, как известно, являются самыми распростра-ненными преступлениями против собственности. Так, вобщей структуре российской преступности их доляпревышает 50%, причем эта тенденция - одна из самыхустойчивых, о чем свидетельствует ее сохранение напротяжении десятилетий. Более узкую, но вместе с темчрезвычайно актуальную проблему представляют со-бой кражи личного имущества, совершаемые на объек-тах железнодорожного транспорта. Большая распро-страненность данных преступлений, их заметный ростнегативно влияют на уровень криминологическойбезопасности пассажиров, обостряют боязнь населенияза свое имущество [4. C. 6].Следует признать, что система мер предупрежденияи раскрытия подобного вида краж является недоста-точно эффективной. Учитывая, что Россия относится кстранам с развитой системой объектов железнодорож-ного транспорта, можно сказать, что преступность,распространенная здесь, существенно влияет на деста-билизацию обстановки в стране в целом.Кражи у граждан являются одними из самых рас-пространенных и латентных преступлений, совершае-мых на объектах железнодорожного транспорта в сфе-ре пассажирских перевозок на Кузбасском УВДТ. Дан-ные криминологические особенности объясняютсяспецифическими условиями функционирования желез-ной дороги. Постоянное движение составов поездов,большая протяженность участков железной дороги иих обслуживание разными территориальными органа-ми внутренних дел, нахождение пассажиров в новыхусловиях поездки, к которым требуется адаптация, де-лают объекты железнодорожного транспорта «привле-кательными» для преступников.В 2009 г. сократилось количество преступных пося-гательств на изделия из цветных металлов со 176 до84 преступлений. Наибольшее число их зарегистриро-вано на участке обслуживания Новокузнецкого - 31 (в2008 г. - 67) и Беловского ЛОВД - 18 (41) . Поставленона учет в Тайгинском ЛОВД - 16 (17), Кемеровском -12 (27) и Томском - 7 (23).В структуре зарегистрированных преступленийданной категории - 49 (в 2008 г. - 112) составляюткражи средств сигнализации, связи и энергоснабжения.В 2009 г. зарегистрирована 341 кража черного ме-талла, что на 25,4% выше, чем в 2008 г. (272). Из нихБеловским ЛОВД - 123 преступления (в 2008 г. - 120),Новокузнецким - 99 (96), Кемеровским - 54 (16), Тай-гинским - 49 (34), Томским - 16 (6).Раскрыто 277 преступлений (в 2008 г. - 196), не-раскрытыми остались 70 (в 2008 г. - 75). Самое боль-шое количество нераскрытых преступлений в Белов-ском ЛОВД - 32 (в 2008 г. - 44).Увеличилось количество преступлений (кража чер-ных металлов), совершенных неработающими, - 213(в 2008 г. - 158), работниками железнодорожноготранспорта - 48 (19), ранее совершавшими преступ-ление, - 131 (94).Основными причинами увеличения вала зарегист-рированных преступлений данной категории являют-ся: удаленность мест совершения преступлений отстанций, постов и маршрутов патрулирования, вслед-ствие чего происходит несвоевременное реагирова-ние; халатное отношение со стороны работниковпредприятий транспорта по сохранности ж/д ком-плектующих - данный вид преступлений совершаетсяв местах, где производятся ремонтные работы по за-мене верхнего строения пути и средств сигнализациии связи. Охрана вверенного имущества своевременноне осуществляется.В сфере грузовых перевозок произошло снижениекраж на 9% - с 312 до 284, в том числе 67 компетенцийКМ (2008 г. - 65). Наибольшее количество краж постав-лено на учет Беловским ЛОВД - 129 (в 2008 г. - 113),Кемеровским - 72 (77) и Новокузнецким ЛОВД - 55 (82).Тайгинским подразделением - 23 (25) и Томским - 5 (15).Количество преступлений, связанных с разоборудо-ванием грузового подвижного состава (магистральныечасти воздухораспределителей, крышки букс и др.),сократилось на 2,7% (с 75 до 73). Отмечается увеличе-ние в зоне ответственности: Кемеровского ЛОВД - с 33до 34 фактов, Новокузнецкого - с 11 до 13, Беловского -с 8 до 20 и Тайгинского ЛОВД - на 40,1% (с 1 до 13);снижение в Томском - на 90% (с 10 до 1). Нераскры-тыми остались 10 преступлений.Предметом преступных посягательств в основномявляются детали тормозной системы вагонов (авторе-жимы, главные и магистральные части воздухораспре-делителей), которые используются как металлоломлибо сдаются как изделия нелегальным приемщикам.Причиненный предприятиям железной дороги ущербот преступных посягательств в сфере грузовых перево-зок снизился с 7705,433 до 1554,756 тыс. руб. Процентвозмещения составил 78% (97,8% - в 2008 г.).В сфере пассажирских перевозок зарегистрировано80 преступлений (в 2008 г. - 57). Произошел рост заре-гистрированных краж с 33 до 43 фактов (Тайга - 29,Новокузнецк - 9, Томск - 3, Кемерово и Белово по 1),из них 42 кражи (31) совершены в пассажирских поез-дах дальнего и местного сообщений.В основе подавляющего большинства краж лично-го имущества на железнодорожном транспорте лежитситуация неосмотрительности граждан. Ее содержа-ние определяется временем совершения преступлений(49% краж совершается в период с 0 до 7 ч), дняминедели (уровень хищений повышается в пятницу ивыходные дни) и даже временем года (41% преступ-лений совершается в летние месяцы). Предметамихищений чаще других становятся легкодоступные длякражи вещи: средства связи, деньги, продукты пита-ния. Наиболее привлекательными для совершенияпреступлений местами являются вокзалы, а в поездахи электропоездах - тамбуры, купе поезда дальнегоследования.Более половины краж (55%) совершаются в пасса-жирских поездах дальнего следования, 26,2% - в ско-рых поездах, 29,2% - в пассажирских поездах местногосообщения, 14,6% - в электропоездах. В 38,6% кражпреступники посягают на имущество пассажиров в ку-пейных вагонах, в 37% - в плацкартных, в 3,6% - вобщих. Чаще других предметами краж у пассажировстановятся: средства связи (36%), деньги (27%), про-дукты питания (11%), оргтехника (8%), чемоданы, сум-ки или другая ручная кладь (6%), драгоценности (5%),документы (3%).Изучение времени совершения преступления пока-зало, что около половины краж у пассажиров соверша-ется поздно вечером, ночью или рано утром. Это объ-ясняется более высоким уровнем социального контроляв дневные часы и его снижением в ночные, когда пас-сажиры спят или находятся в вагонах-ресторанах, ос-тавляя свой багаж без присмотра. В 73 из 150 изучен-ных уголовных дел кражи чужого имущества были со-вершены во временной промежуток с 0 до 7 ч, в 37 -между 18 и 24 ч, в 24 - в период с 7 до 12 ч. Пик кражприходится на лето, что напрямую зависит от повыше-ния пассажиропотока и введения дополнительных пас-сажирских поездов. Наибольшее количество краж со-вершается в июне (11,3%), июле (4,6%), августе(15,1%), сентябре (10,7%), наименьшее - в ноябре(4,1%) и январе (4,5%). Учет временных факторов по-зволит повысить эффективность профилактическихмероприятий, даст возможность вовремя перераспре-делить силы и средства в борьбе с кражами личногоимущества на железнодорожном транспорте.Важную роль в криминологической характеристикекраж личного имущества пассажиров играет знаниеспособов совершения преступлений. Исследованиепоказало, что данные преступления совершаются, какправило, без применения вспомогательных техниче-ских средств. Однако виды краж весьма специфичны иразнообразны. Наиболее распространенными являютсякражи вещей, оставленных без присмотра, карманныекражи, обирание пьяных.Необходимо также отметить, что деятельность ор-ганов внутренних дел на железнодорожном транспор-те осложнена рядом значимых обстоятельств, в числекоторых: отсутствие четко обозначенной территорииобслуживания; распространение сферы их деятельно-сти лишь на пассажирские и грузовые поезда, станции(вокзалы), земли железнодорожного транспорта; от-сутствие принципа двойного подчинения, установ-ленного для территориальных органов внутреннихдел; осуществление борьбы с преступностью в рамкахтолько одной, однако самой крупной отрасли эконо-мики - железнодорожного транспорта. Все это отри-цательно сказывается на эффективности предупреж-дения краж и должно учитываться в криминологиче-ском планировании. В соответствии с этим содержа-ние профилактических мероприятий должно включатьв себя: а) организацию профилактической работы слицами, от которых можно ожидать совершения кражимущества у граждан на железнодорожном транспор-те; б) организацию профилактической работы с граж-данами, которые пользуются услугами железнодо-рожного транспорта; в) устранение обстоятельств,обусловливающих совершение краж чужого имущест-ва у граждан при нахождении на объектах железнодо-рожного транспорта.Таким образом, причины и условия краж на желез-нодорожном транспорте необходимо исследовать сточки зрения детерминации корыстных преступленийвообще, краж в целом и на транспорте в частности.В последнем случае проявляется специфика «привле-кательности» железнодорожного транспорта в планесовершения изучаемых преступлений.

Ключевые слова

crime wave, rail transport, thefts, динамика преступности, железнодорожный транспорт, кражи

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Деревянко Константин ИвановичНациональный исследовательский Томский государственный университетмайор юстиции, следователь СО Томского ЛО МВД России на транспорте, аспирант кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии Юридического институтаderevyanko077@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Новикова Л.В. Предупреждение краж личного имущества на железнодорожном транспорте. По материалам Московской железной дороги : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2009. 21 с.
Кутяев В.М. Криминологическая характеристика скрытой преступности на железнодорожном транспорте (по материалам Волго-Вятского УВД на транспорте) : дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003. 319 с.
Состояние преступности и правонарушений в Российской Федерации (1994-1998 гг.) : стат. сб. М., 1999. 218 с.
Состояние преступности в России за 2010 год : стат. сб. М., 2011. 141 с.
 Специфика краж на железнодорожном транспорте (на примере Кузбасского УВДТ) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Специфика краж на железнодорожном транспорте (на примере Кузбасского УВДТ) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Полнотекстовая версия