Корпоративная социальная политика: методология исследования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Корпоративная социальная политика: методология исследования

Описан современный этап общественного развития в России, анализируется необходимость дополнения технологических и экономических составляющих модернизации социокультурными и гуманистическими критериями общественного прогресса. В связи с этим аргументируется неразрывность социальных и экономических критериев эффективности фирмы через эволюцию теорий фирмы и организационных теорий. Анализируется концепция корпоративной социальной ответственности и корпоративной социальной политики как ее элемента. Выделяются дискуссионные вопросы, связанные с определением эффективности корпоративной социальной политики.

Corporate social policy: methods of research.pdf В последнее время в российской научной литерату-ре все чаще поднимается вопрос: какие социальныесилы способны инициировать оздоровление экономи-ки? Но главное, по всей видимости, заключается в дру-гом: проблемы модернизации экономики невозможныбез трансформации сложившейся системы обществен-ных отношений, ставших серьезным препятствием напути позитивных процессов поступательного социаль-но-экономического развития страны. Игнорированиесоциальных факторов рыночного реформирования,увлечение ставшими весьма популярными среди рос-сийских исследователей концепциями общественногоразвития (например, известные концепции индустри-ального и постиндустриального общества, информаци-онной экономики, экономики знаний, открытого обще-ства, новой экономики, экономики нового индустри-ального общества и т.п.), распространение экономиче-ского эгоизма на всех уровнях национальной экономи-ки - все это не способствует формированию новых ме-тодологических подходов для осуществления карди-нальных общественных преобразований. Целый рядисследователей и в России и за рубежом отмечают кри-зис социальных наук в целом, неприемлемость прин-ципа «методологического индивидуализма» при иссле-довании наиболее значимых проблем современности(социальные последствия безработицы, поляризация иуглубление дифференциации доходов, качественноновый уровень эксплуатации труда через присвоениеинтеллектуальной собственности); указывают на необ-ходимость конструирования новых социальных моде-лей и новых способов социального бытия [1-4].Выдающийся американский экономист, Нобелев-ский лауреат Джозеф Стиглиц в одном из своих недав-них выступлений сделал акцент на том, что для оценкиэкономического состояния нужно больше сосредоточи-ваться на уровне жизни каждого человека. По мнениюДж. Стиглица, в последние годы мир с нездоровыминтересом следил за ростом ВВП, т.е. за количествомтоваров и услуг, которое производит экономика. По-глощенность этим единственным индикатором заста-вила проглядеть другие важные факторы, такие каксоциальная цена безработицы и воздействие загрязне-ния окружающей среды на здоровье нации. Банкамбыло разрешено выдавать невероятные суммы денегкак бы для «подслащивания» сегодняшнего дня в залогзавтрашнего, тем самым готовя площадку для самогосерьезного кризиса с 30-х гг. XX в. [5]. На междуна-родном общественном форуме «Диалог цивилизаций»(октябрь 2008 г., Родос, Греция) отмечалось, что эко-номический кризис - лишь верхушка проблем, с кото-рыми столкнулась мировая экономика в условиях гло-бализации. Указывалось, что идеология общества по-требления изжила себя, и, помимо осязаемой матери-альной задачи накормить население планеты, перед«устроителями» нового мирового порядка стоит поис-тине духовная задача: поиск новой системы координатобщественного устройства.Следует также подчеркнуть, что ориентация Россиина ресурсную модернизацию, ориентация лишь наэкономические и технологические модели развития,инвестирование в точечные проекты типа Сколково непредполагают каких-либо серьезных изменений в со-циальной структуре общества и его ценностных со-ставляющих. Социокультурные и гуманистическиекритерии по-прежнему не рассматриваются российскойбизнес-элитой и правительственными кругами как не-отъемлемые составляющие современного этапа эконо-мических и технологических преобразований.Таким образом, опора российской экономики лишьна технологическую модернизацию и высококонку-рентную экономику является тупиковым путем и ведетк разжиганию и обострению социальных конфликтов,острейшей конфронтации, недоверию общества к вла-сти и бизнесу, истощению всех ресурсов. Более того, вРоссии сегодня нарастают нерешенные социальныепроблемы, падает ценность трудовой деятельности итрудовой морали, наблюдается низкая удовлетворен-ность работников своим трудом, отсутствуют ярко вы-раженные интересы государства, бизнеса и работниковв системе трудовых отношений.Для России остается открытым вопрос: какова рольроссийского бизнеса, российских компаний в решениизадач модернизации? Должны ли компании сосредото-чивать большую часть усилий на экономических пока-зателях эффективности? Не являются ли социальныеинвестиции ограничителями в обновлении основногокапитала?Между тем прогрессивная международная практикапоказывает, что устойчивое развитие компании, осно-ванное не только на экономических, но и на социаль-ных факторах, ведет к снижению предпринимательскихрисков, укрепляет конкурентоспособность, повышаетэффективность персонала и лояльность потребителей,улучшает репутацию компании, создает позитивныйвклад компании на экономическое и социальное разви-тие территории своего присутствия. Это означает, чтонациональные приоритеты развития общества и задачиэффективного ведения бизнеса стратегически не про-сто совместимы, но и прямо связаны друг с другом.Приходится констатировать, что российские компаниинаходятся в процессе осознания необходимости разра-ботки, внедрения и развития корпоративной социаль-ной политики.Для аргументации вышеобозначенных положенийобратимся к известным теориям фирмы, которые, нанаш взгляд, позволят аргументировать неразрывнуювзаимосвязь экономических и социальных характери-стик деятельности компании, выявить глубиннуювзаимосвязь экономических и социальных составляю-щих ее функционирования.Итак, безусловно, что социальная составляющая неявляется очевидной и непосредственно данной в дея-тельности бизнеса. Этот вывод подтверждают исследо-ватели теории фирмы и сами руководители предпри-ятий, считающие главным мотивом своей деятельностив условиях рынка максимизацию прибыли. Даже зара-ботная плата как наиболее близкая к социальной про-блематике категория выступает, по их мнению, лишькак один из видов затрат, соотношение которых дикту-ется объективными экономическими обстоятельствамии только в конечном счете выражается в определенныхсоциальных результатах.В таком случае есть основание утверждать, что доопределенного момента социальная составляющаяфункционирования фирмы и ее социальные функции вобществе являются внешним, «навязанным» государ-ством (его социальной политикой) началом. Конечно,государство преследует цели пресечения злоупотреб-лений, допускаемых бизнесом, в экономической (укры-вательство от налогов, выпуск недоброкачественнойпродукции) и социальной сферах (например, наруше-ние трудовых прав работников). Следует также при-знать, что лишь когда исчерпаны чисто экономическиерезервы роста прибыли, предприятия начинают осваи-вать социальный фактор своего развития и переводятего в разряд внутренней необходимости. Таким обра-зом, рассмотрение идеи корпоративной социальнойполитики невозможно без привлечения теории фирмы,критериев эффективности ее функционирования.Социальные аспекты теории фирмы связаны с эво-люционным этапом развития западных экономик и по-степенным пониманием того, что предприятие (фирма)является своеобразным социальным «организмом»,имеющим свои характерные черты и особенности, от-ражающие закономерности развития общества в целом.Нужно было пройти достаточно долгий путь экономи-ческого развития, чтобы осознать следующее обстоя-тельство: не прибыль и ее максимизация являютсяединственным мотивом деятельности предприятия.Последние прямо или косвенно решают и социальныевопросы, связанные с воспроизводством человека, ус-ловий его жизнедеятельности и развития. Здесь важнопроследить те тенденции, которые прошли западныетеории фирмы в процессе длительного эволюционногоразвития.Так, и классическая, и марксистская политическаяэкономия связывали функционирование капитала сприбылью как единственной целевой установкой. Ре-зультативность (эффективность), соответственно, ха-рактеризовалась через норму прибыли. Однако уже вэтот период происходит осознание того, что предпри-ятия имеют неразрывную связь с жизнедеятельностьюлюдей. Все, что они производят (товары и услуги),предназначено для потребления обществом. А. Смитуказывал, что капиталист, преследуя узкокорыстныеинтересы, «невидимой рукой» направляет их к цели,которая совсем и не входила в его намерения.Неоклассический, или маржиналистский, подходдемонстрирует уже элементы объективизации соци-альной составляющей критерия эффективности на ос-нове анализа взаимодействия факторов производства иих предельной полезности, исходя из реального со-стояния рынка. Спрос на труд в этой интерпретациивыступает как один из факторов предпринимательскойдеятельности, а цена на услуги труда - один из видовзатрат, что и задает объективные рамки социальнойэффективности на микроуровне. Труд как производст-венный ресурс имеет свои особенности, и главная осо-бенность состоит в том, что он неотделим от человека.Решая вопрос о том, какое количество работников на-нимать, фирма должна определить «цену спроса» науслуги труда, т.е. заработную плату, которая, согласномаржиналистам, зависит от его предельной полезности.В организационном аспекте (теория организации)параллель неоклассическому направлению можно про-вести с механистическим подходом к пониманию орга-низации как объекта управления. Механистическийподход в теории менеджмента рассматривает организа-цию как систему взаимодействия и комбинацию произ-водственных факторов, таких как: 1) сырье и материа-лы; 2) средства труда и 3) рабочая сила. Классическаяструктура в такой организации предполагает четкоеразграничение собственности и управления, противо-поставление наемных работников собственникам именеджменту компаний. Решение основных социаль-ных проблем в таком случае связано с формированиемприемлемых условий труда, заработной платой и сти-мулированием, смягчением конфликтов на производст-ве. Именно по этим основным направлениям осуществ-ляются социальные усилия компаний.Развитие данных теоретических подходов имеет ме-сто и в теории «человеческого капитала». Ключевойпостулат ее таков: направление инвестиций в работни-ка - необходимое условие экономического роста фир-мы и реализации ее долгосрочных интересов. Такимобразом, теория «человеческого капитала» наряду сэкономическими факторами роста производства и при-былью на отдельном предприятии стала изучать соци-альные и психологические факторы - возможностьсвободного творчества, реализацию индивидуальныхспособностей работников, продвижение по профессио-нальной лестнице.Критика маржинализма (в целом рассматривающегосоциальную составляющую в деятельности фирмы наоснове положения о том, что критерием эффективностиее деятельности выступает прибыль, максимизациякоторой требует определенных социальных издержек)исходила из акцентирования невозможности точнойоценки предельных затрат. Объектом первоначальнойкритики неоклассиков стал именно принцип предель-ной полезности при объяснении спроса на труд со сто-роны отдельных фирм. Институционализм в этой связиможно рассматривать как форму протеста против абст-рактной экономической теории. Институционализмпридает социальной проблематике в рамках теориифирмы совершенно иной статус. Если маржиналистыисходят из количественно фиксированного соотношенияфакторов производства в различных моделях рыночноорганизованной экономики, то институционалисты вво-дят в анализ все факторы общественно-экономическихотношений, повышая тем самым меру присутствия со-циальной составляющей в теории фирмы.Институциональная теория рассматривает фирмукак совокупность долгосрочных контрактов. По Р. Ко-узу, величина и наличие трансакционных издержекесть основная причина существования фирмы. Соот-ветственно, фирма предназначена для минимизациитрансакционных издержек - издержек совершения де-ловых операций [6]. И институциональная теория, исоответствующие теории организаций рассматривают всвязи с этим необходимость и предпосылки формиро-вания вертикально-интегрированных структур. Собст-венно одной из целей формирования вертикальной ин-теграции, основанной на отношениях собственности,является снижение трансакционных издержек путемустановления контроля над поставщиками и посредни-ками, осуществляющими сбыт.Здесь обозначаются такие проблемы между работ-никами и работодателями, как отдаленность работника,осуществляющего первичные операции, от процесса ирезультата в целом. Отсюда обостряются конфликты,напряженность, снижение мотивации из-за невозмож-ности проконтролировать и влиять на общий результат.Следовательно, основные направления социальногоразвития должны быть сосредоточены на реализациипринципов социального партнерства, развитие коллек-тивных договоров, трудовых соглашений и контрактов,привлечение работников к управлению и участию вприбыли.Когнитивная теория фирмы развивает современнуюинтерпретацию институциональной теории. В работеР. Бокэ и О. Серве экономическая среда функциониро-вания фирмы рассматривается с позиций когнитивнойнеопределенности, и только доверие (социальный ка-питал) способствует снижению трансакционных из-держек [7]. Институт доверия, способствуя минимиза-ции трансакционных издержек, обеспечивает достиже-ние равновесия в долгосрочном периоде, являясь ос-новным фактором стабильности. Наличие доверия ве-дет также к кооперации и сотрудничеству.Креативный подход к пониманию организации какобъекта управления позволяет также провести парал-лель с когнитивной теорией фирмы. Термин «креатив-ная организация» был введен российским ученымВ. Иноземцевым, и с этих позиций организация рас-сматривается как сообщество коллег и партнеров, соз-дающих принципиально новую продукцию/услуги иформирующих новые рынки [8]. Основу такой органи-зации и главный ресурс составляют знания, опыт, ква-лификация сотрудников, интеллектуальный и социаль-ный капитал. Объектом управления в таком случаестановятся не производственные процессы и структу-ры, а сам бизнес и деятельность, причем главным обра-зом творческая интеллектуальная.В связи с вышесказанным основными формами от-ношений между работниками и работодателями в про-цессе трудовой деятельности должны стать те, которыеспособствуют формированию института доверия меж-ду партнерами и работниками, работниками и менедж-ментом, а именно: обучение и повышение квалифика-ции, переподготовка и развитие персонала, социальнаяответственность и социальная политика фирмы. Ус-ложнение современной трудовой деятельности, напол-нение ее творческими элементами и, как следствие,усложнение отношений между работниками и работо-дателями, между работниками предполагают формиро-вание особой социальной среды компании, котораяспособствует удовлетворению разнообразных потреб-ностей человека при условии самореализации и само-актуализации и высокой эффективности труда.В современных условиях дальнейшего развитиятеории фирмы наблюдается попытка синтеза двух тео-рий - неоклассической и институциональной. Синтезэтих двух научных направлений предполагает возмож-ность анализа принципиально новых явлений в поведе-нии фирмы, связанных с такими особенностями разви-тия современной экономики, как появление сетевыхэффектов. Фирма для увеличения в традиционном по-нимании собственной эффективности использует весьспектр своих прав, передавая их новой организации -сети. В менеджменте развиваются сетевые организаци-онные структуры управления и понимание организациикак бизнес-системы с «вымыванием» структурныхподразделений во внешнюю среду и утратой организа-цией традиционных атрибутов. «Основными системо-образующими факторами традиционной организацииявляются цели и структура. Поскольку организация вперспективе перестает быть целевой системой, а струк-тура теряет свою актуальность, новым системообра-зующим фактором выступает прежде всего организа-ционная культура, но не корпоративная, а как элементкультуры гражданского общества. В частности, с точкизрения социокультурного процесса среда перестаетбыть ареной борьбы (в первую очередь конкурентной),становясь пространством для цивилизованного сотруд-ничества» [9. С. 100].Понимание и осознание социальных характеристикфункционирования фирмы, таким образом, развивалосьв рамках эволюции теории фирмы, и, собственно, из-менений в ее поведении в рыночной среде. В свою оче-редь, эти трансформации предполагают и выстраива-ние определенных отношений со всеми субъектами,так или иначе вовлеченными в ее деятельность - ра-ботниками, потребителями, поставщиками, местнымиорганами власти, государством и обществом в целом.Даже использование традиционной терминологии«мейнстрима» (о рациональности выбора и доминиро-вании экономического эгоизма) позволяет констатиро-вать, что «при принятии решения о том, что произво-дить, как производить, для кого производить, социаль-но ответственный предприниматель (корпорация) ру-ководствуется не только критерием рыночной целесо-образности, прибыльности, но и критериями, учиты-вающими интересы сторон. В классической рыночнойсхеме "провалы" рынка компенсирует государство.В новой концепции социально ответственный пред-приниматель (в более зрелой модели - социально от-ветственное бизнес-сообщество) стремится хотя быотчасти восполнить эти "провалы" собственными си-лами» [10. С. 93].Весьма продуктивным для обоснования необходи-мости реализации социальной политики на уровнекомпаний является концепция корпоративной социаль-ной ответственности.Первый основательный труд на предмет социальнойответственности появился в середине 50-х гг. XX в.В своей книге «Социальная ответственность бизнесме-на» Х. Боуэн рассматривал, как концепция социальнойответственности может быть распространена на бизнес,а осознание более широких социальных целей припринятии деловых решений может приносить социаль-ные и экономические выгоды обществу. Хотя, безус-ловно, концептуальные разработки в области социаль-ной ответственности появились гораздо раньше. В ча-стности, первоначальный вклад в развитие данной кон-цепции внесли крупнейшие предприниматели XX в.,прежде всего, Э. Карнеги (производство стали, постро-ил более 200 публичных библиотек), Д. Рокфеллер (ос-новал фонд Рокфеллера), Д. Морган, Г. Форд (создал всвое время самый дешевый автомобиль). В рамках тео-рии корпоративного эгоизма М. Фридмана и Д. Хен-дерсона получила развитие концепция экономическойответственности бизнеса. Значительный вклад в идеисоциальной ответственности внесли также такие уче-ные, как Л. Престон, О. Шелдок, С. Блэк, Б. Караоф,М. Паллацци, Р. Хэйвуд, Т. Шеллинг, Р. Кантильон имногие другие. Основные причины появления этой кон-цепции они видели в смене взглядов на роль и местобизнеса, особенно крупного, в обществе.Большинство исследователей трактуют социальнуюответственность как добровольную помощь бизнесаобществу через реализацию социальных программ, ирассматривают компоненты (направления) социальноответственного поведения. К основным таким компо-нентам относятся:1) ответственность перед обществом, работниками,партнерами и потребителями; производство высокока-чественной продукции;2) открытость и доступность для общества во всехаспектах деятельности, не составляющих коммерче-скую тайну; соблюдение требований законодательства;3) приоритетность решения социальных задач какна уровне фирмы, так и на уровне общества в целом;4) активное использование всех инициатив, направ-ленных на развитие бизнеса и улучшение социальногоклимата.В нашем исследовании под социальной ответствен-ностью бизнеса будем понимать обязательства фирмыприносить пользу обществу через использование при-былей от частного бизнеса, направляемых на решениеключевых социальных проблем.Социальная ответственность чаще всего рассматри-вается в двух аспектах.1. Социальная ответственность на макроуровнепредполагает участие бизнеса в реализации социаль-ных программ на уровне общества. Эти программымогут касаться различных аспектов благотворительно-сти, шефства над учреждениями культуры, социально-го обеспечения, защиты окружающей среды.2. Социальная ответственность на микроуровнепредполагает участие бизнеса (в лице собственников ируководителей) в реализации социальных программ,направленных на работников предприятия.Интерес к проблематике социальной ответственно-сти в мире подчеркивает и тот факт, что в 1999 г. самобизнес-сообщество выступило с инициативой введениямирового фондового индекса Доу-Джонса по устойчи-вому развитию. Этот индекс рассчитывается по боль-шому количеству показателей (около 50) и группирует-ся по трем направлениям деятельности компаний: эко-номическое развитие, экологическое развитие и соци-альное развитие. По рассчитанным показателям с по-мощью специальной «взвешенной шкалы» определя-ются места компаний в «мировом табеле о рангах поустойчивому развитию». Как показывает опыт, компа-нии-лидеры имеют преимущества в государственныхзаказах, привлечении инвестиций.В конце XX в. необходимость институционализа-ции социальной ответственности диктуется процессамиглобализации и влиянием крупнейших компаний насоциальное развитие национальных экономик и регио-нов, в том числе и в планетарном масштабе. Негатив-ные воздействия транснациональных корпораций наразвитие территорий и крупных регионов, предотвра-щение социальных и экономических последствий ихдеятельности возможны только путем согласованиядействий между обществом и транснациональнымикомпаниями посредством формирования социальноответственных моделей поведения последних. В связис этим наряду с понятием «социальная ответствен-ность» в настоящее время широко используется поня-тие «корпоративная социальная ответственность»(КСО). В Европе КСО официально сформировалось какустойчивое понятие лишь в начале XXI в. на Лиссабон-ском европейском саммите в марте 2000 г. Европейскаякомиссия определяет КСО (CSR - corporate social responsibility)как «концепцию интеграции заботы о со-циальном и экономическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими ак-ционерами и внешней средой» [11. С. 42-43].В рамках принятой Европейской комиссией новойстратегии корпоративной социальной ответственностирегламентированы и следующие виды отчетов: «Отче-ты о корпоративной социальной ответственности»,«Отчеты об устойчивом развитии», «Отчеты о соци-альном развитии». Хотя следует отметить, что первыймеждународный стандарт по социальной ответственно-сти был принят в 1997 г. («Социальная ответственность8000» (SA8000:1997)) в результате консенсуса, достиг-нутого Европой и США. В марте 2006 г. опубликовандля обсуждения проект будущего международногостандарта ISO/WD 26000 «Руководство по социальнойответственности», имеющего статус рабочего.В настоящее время в мире сложились американскаяи континентально-европейская модели корпоративнойсоциальной ответственности. Особенностью американ-ской модели КСО является минимальная роль государ-ства в деятельности частного бизнеса. Между темименно США славятся традициями добровольного уча-стия бизнеса в финансировании социальных проектов,которые, начиная с 50-60-х гг. XX в., стали носить це-ленаправленный плановый характер. Широко известныобразовательные программы, поддерживаемые амери-канскими корпорациями (собственно американскоепрофессиональное образование финансируется част-ным сектором как ни в одной стране мира), развитиепенсионных и страховых систем и прочие социальнозначимые программы. Необходимо отметить, что соци-ально ответственное поведение бизнеса перед общест-вом поощряется государством соответствующими на-логовыми льготами и зачетами, которые закреплены назаконодательном уровне. Таким образом, отличитель-ной характеристикой американской модели являетсято, что КСО инициируется самим бизнес-сообществом,выходя за рамки требований законодательства.Особенностью европейской модели КСО являетсяее государственное регулирование. Это проявляется,прежде всего, в закрепленном законодательно институ-те обязательного добровольного страхования и охраныздоровья работников, пенсионного страхования. Боль-шинство острых социальных проблем, в том числе и всфере труда и трудовых отношений, решаются науровне государства через механизмы государственнойсоциальной политики.Учитывая сегодняшнее состояние российской эко-номики, социокультурные традиции и специфику, мыстоим на позиции институционализации российскоймодели корпоративной социальной ответственности и,соответственно, корпоративной социальной политикикак одной из ее составляющих. В частности, это долж-но выразиться в публичности социальной отчетностикак обязательной нормы, ужесточении наказания рабо-тодателей (собственников) в случаях дискриминации инарушений трудовых прав наемных работников. На этиобстоятельства указывают и сложившиеся на сего-дняшний день традиции трудовой морали, корни кото-рых уходят в глубину веков и связаны с влиянием пра-вославной трудовой этики, которая не распространя-лась на базовые секторы жизни, в том числе и трудо-вой. Поэтому экономическая и трудовая культуры все-гда находились не на самом высоком уровне развития.Характеризуя концепцию корпоративной социаль-ной политики, следует отметить, что в российских ис-следованиях нет однозначной трактовки этого понятия.Большинство исследователей данного вопроса связы-вают социальную политику предприятий с направлен-ностью социальных расходов и структурой трудовыхиздержек, касающихся основных компонентов оплатытруда в виде заработной платы и социальных выплат.Например, А. Костин рассматривает социальную поли-тику в рамках социально ответственного бизнеса через«вложения и мероприятия компаний по социальномуразвитию собственного персонала, а также благотвори-тельные проекты местного и федерального значениядля нуждающихся слоев населения, а также в различ-ных областях образования, культуры, спорта» [12.С. 66]. Ф. Бурджалов характеризует социальную поли-тику предприятия через социальную активность, кото-рая отражается «…на переменах в структуре трудовыхиздержек. Последние касаются соотношения основныхкомпонентов оплаты труда в виде собственно заработ-ной платы и социальных выплат» [13. C. 97]. НиколайУсатый определяет социальную политику предприятия«как деятельность работодателей и менеджмента пореализации социальных прав и гарантий наемных ра-ботников, согласованию социальных интересов» [14.С. 37]. Автор также выделяет факторы, влияющие на еереализацию, такие как:1) масштаб бизнеса;2) эффективность функционирования предприятия;3) рыночная конъюнктура;4) состояние рынка труда, в частности, уровеньконкуренции, необходимость в удержании и развитииперсонала;5) экономическая необходимость и выгодность под-держания и развития социальной инфраструктуры;6) условия развития и расширения бизнеса;7) интересы и давление со стороны работниковпредприятия;8) индивидуальные ценности высшего менеджментаи собственников, их мотивация.На наш взгляд, не совсем правомерно сужать соци-альную политику предприятия по отношению к своемуперсоналу только рамками социальных льгот и выплат,так как даже согласно методике разработки коллектив-ных договоров, в частности, закрепляющих на норма-тивном (институциональном) уровне социальные обя-зательства бизнеса по отношению к наемным работни-кам, спектр решаемых в них вопросов гораздо шире -от гарантий занятости до реализации программ разви-тия молодых сотрудников. Можно предложить сле-дующее определение социальной политики.Социальная политика предприятия - это деятель-ность, направленная на управление персоналом в час-ти создания необходимых условий труда человека(трудового коллектива) и управления услугами соци-ального характера. Она включает в себя все услуги,которые предприятие предоставляет своим сотрудни-кам и членам их семей, помимо заработной платы, наоснове закона, коллективных договоров или добро-вольно. Таким образом, по структуре социальная по-литика на предприятии включает в себя следующиеэлементы.1. Законные обязательства предприятия, обеспечи-вающие социальную защиту своих сотрудников.2. Социальные услуги, являющиеся предметом кол-лективных договоров и коллективного регулированиятрудовых отношений.3. Социальные услуги предприятия, предоставляе-мые добровольно, т.е. без обязательств по закону иликоллективному соглашению.Главным отличием третьего структурного элементаот второго является его нерегулируемый характер состороны государства и профсоюзов. В данном случаесамо предприятие добровольно реализует ряд социаль-ных программ в рамках общей корпоративной соци-альной политики.Соотношение между вторым и третьим структур-ными элементами социальной политики зависит от це-лого ряда факторов. Например, Ф. Бурджалов в своемисследовании выделяет два варианта соотношения«…между двумя направлениями социальной деятель-ности предприятия в разных странах. В одном из нихсравнительно большое место занимает статутный эле-мент. Это особенно характерно для европейских стран.В другом решающее значение имеет нестатутный (такавтор называет «добровольный» элемент социальнойполитики) компонент. Это присуще, в частности, Япо-нии и США. Например, в США законодательно обу-словленная часть незарплатных трудовых издержексоставляет 32,4%, тогда как «добровольная» - 67,6%»[13. С. 101]. Мы бы к этому аргументу еще добавили,что в США не получило развитие коллективно-договорное регулирование трудовых отношений, а вЯпонии огромное значение в их регулировании имеютнеформальные институты и общая политика патерна-лизма, реализуемая в крупных компаниях. Для СШАтакже характерно то обстоятельство, что в периодыснижения государственных социальных издержекименно предприятия несли значительный их уровень.Используя термин «корпоративная социальная по-литика», следует отметить, что реализуется она науровне, прежде всего, крупных компаний (корпора-ций). В частности, в России, в отличие от малых исредних предприятий, они группируют внутри себябольшое количество занятых, нередко являясь градо-образующими. От деятельности крупного бизнеса вомногом зависит состояние окружающей среды, качест-во производимой продукции и оказываемых услуг, онизадают тон в системе трудовых отношений, соблюде-нии трудового законодательства, участии работников вуправлении предприятием.Незаинтересованность бизнеса, в частности в ин-ституционализации корпоративной социальной поли-тики, связана, по-нашему мнению, с тремя основнымифакторами. Во-первых, российские компании до сихпор не научились управлять социальными инвести-циями. Если прямыми затратами на персонал компа-нии стараются управлять (затраты на оплату труда,обучение сотрудников), то прочие социальные из-держки (не говоря уже о социальных инвестициях вцелом) воспринимаются как неизбежные и неуправ-ляемые потери.По оценкам специалистов, лишь 5% российскихкомпаний пытаются рассчитывать отдачу от социаль-ных инвестиций. Однако многочисленные исследова-ния, проводимые в США и странах Европейского сою-за (в частности, мониторинги Business for Social Responsibilityв США и London Benchmarking Group вВеликобритании), подтверждают: организации, вне-дрившие продуманную политику социальной ответст-венности, показывают более высокую прибыль посравнению с конкурентами, работающими в том жесегменте рынка.Российская корпоративная социальная практикатакже свидетельствует, что эффективные социальныепрограммы влияют на повышение капитализации орга-низации, рост прибыли, снижение издержек при рас-ширении бизнеса, в том числе и в территориальномаспекте.Во-вторых, чаще всего социальная политика в Рос-сии мыслится стереотипами еще советских времен.Вместо целенаправленных усилий, направленных нарешение задач конкретного предприятия, компаниииспользуют высоко затратные проекты, дублирующиефункции, выполняемые государством. «На фоне стрем-ления крупных компаний действовать в соответствии снациональными проектами в области социальногообеспечения и образования "социалка" грозит превра-титься в бездонную "черную дыру" для современногороссийского бизнеса» [15. С. 8]. И, в-третьих, необхо-димо учитывать и следующее обстоятельство. Высокаядобавленная стоимость создается только работником,его навыками, опытом, квалификацией, поведенчески-ми и коммуникативными компетенциями в самом ши-роком смысле слова, что, в конце концов, заставляетработодателей и менеджмент компаний не тольковкладывать в развитие работников и социальное обес-печение, но и учитывать субъективные оценки, ценно-стные ориентации сотрудников. Однако нужно осозна-вать и следующее. Пока в России не исчерпаны воз-можности получения сверхприбылей за счет использо-вания других факторов производства, ожидать карди-нальных сдвигов в этой области вряд ли стоит.Таким образом, социальная политика нужна, преж-де всего, тем компаниям, которые заинтересованы в:1) снижении непроизводительных затрат и затрат,не добавляющих ценность к продукту/услуге;2) повышении лояльности персонала, выстраиванииотношений между работниками и работодателями напринципах партнерства и доверия;3) выстраивании доверительных отношений с орга-нами государственного управления и различных сооб-ществ для собственного же процветания;4) повышении капитализации компании, преждевсего, за счет роста нематериальных активов.Что необходимо сделать для реализации эффектив-ной социальной политики? Во-первых, провести анализсоответствующих практик компании в этой области,выделить проблемные зоны, определить общее видениеи приоритеты развития. Во-вторых, попытаться разра-ботать различные сценарии социальной политики взависимости от факторов, определяемых стратегиейразвития компании, стратегией развития территории итем объемом средств, которые компания готова инве-стировать в социальное развитие (социальные про-граммы). В-третьих, выявить корреляцию между соци-альными инвестициями и капитализацией компании,построить прогноз влияния социальной политики налояльность персонала, репутацию компании и другиепоказатели эффективности.В свою очередь, эффективность корпоративной со-циальной политики может быть оценена с помощьюинтегрального показателя «индекс социального разви-тия», построение которого основано на трех уровняхоценки корпоративной социальной политики:1) оценка законных обязательств фирмы по соци-альной защите своих сотрудников, включающая в себястатусные элементы;2) оценка реализации социального партнерства иразвития коллективно-договорной системы регулиро-вания трудовых отношений;3) оценка добровольной корпоративной социальнойполитики на основе нефинансового (социального) от-чета, в котором фирма добровольно раскрывает ин-формацию об основных аспектах и результатах дея-тельности компании, связанных с реализацией страте-гии устойчивого развития бизнеса компании.При определении интегрального критерия оценкиэффективности социальной политики и разработкесистемы социальных индикаторов необходимо учиты-вать и то обстоятельство, что эффективность не огра-ничивается соотношением результата и затрат. Следу-ет различать, таким образом, следующие виды эффек-тивности:- во-первых, результативность: эффективна та дея-тельность, которая позволяет достичь желаемых ре-зультатов (отношение полученного результата к по-ставленной цели);- во-вторых, целесообразность: эффективна та дея-тельность, которая позволяет решить социальные про-блемы (отношение целей к реальным социальным про-блемам);- в-третьих, экономичность: эффективнее та дея-тельность, которая позволяет получить результат снаименьшими затратами (отношение результатов кзатратам).По-нашему мнению, функция цели развития корпо-ративной социальной политики должна быть функциейкачества трудовой жизни и достойного труда (Fктж max, где F - функция цели, ктж - качество трудовойжизни).На основе соответствующей системы индикаторов(объективно оцениваемых и субъективных) на уровнекомпании должна быть разработана методика расчетаиндекса социального развития фирмы, который можетбыть представлен с помощью формулы линейногосложения I = (ƒFi) / n, где Fi - достигнутый уровеньi-го показателя, n - количество показателей. Даннаяметодика может быть уточнена, если указанным инди-каторам присвоить весовые коэффициенты (pi). «Веса»несут в себе долю субъективного, могут определятьсяэкспертным путем, что, на наш взгляд, может быть ис-точником о

Ключевые слова

efficiency of corporate social policy, social responsibility of business, corporate social policy, social investment, social programs, social aspect of modernization, эффективность социальной политики, социальные программы предприятий, социальные инвестиции, корпоративная социальная политика, социальные аспекты модернизации, социальная ответственность бизнеса

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нехода Евгения ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаsheyna@sibmail.com
Раковская Вера СергеевнаНациональный исследовательский Томский политехнический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инженерно-экономического факультетаvera.rakovskaya@gmail.com
Минигулова Гузяль СамигуллаевнаБеловский институт (филиал) Кемеровского государственного университетаассистент кафедры финансовMinigulova_GS@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Бурджалов Ф. Социальная сфера предприятия: корпоративный вариант // Труд за рубежом. 2004. № 1. С. 95-112.
Усатый Н. Предприятие как субъект социальной политики // Человек и труд. 2008. № 6. С. 37-38.
Гонтмахер Е. Российская модернизация: институциональные ловушки и цивилизационные ориентиры // Международная экономика и международные отношения. 2010. № 10. С. 3-11.
Прокопов Ф., Феоктистова Е. и др. Базовые показатели результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / под общ. ред. А. Шохина. М. : РСПП, 2008. 68 с.
Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 90-102.
ЕС: поддержка принципов корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2003. № 2. С. 42-45.
Костин А. Корпоративная социальная ответственность: мировой опыт и концепция для России // Стратегии России. 2004. № 2. С. 63-69.
Приходько В., Иванова Т. О смене управленческих парадигм // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 6. С. 96-100.
Балацкий Е. Кризис социальных наук в свете развития рынков // Общество и экономика. 2010. № 5. С. 14-35.
Karjaliainen Т. Institutional Framing of Environmental Issues // I. Massa, V.-P. Tynkynen, eds. The Struggle for Russian Environmental Policy. Helsinki: Kikimora Publications, 2001. P. 34-56.
Сейранян Т. Дж. Стиглиц: нездоровый интерес к динамике ВВП привел к кризису. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/2009/09/23/ 844148 (дата обращения 15.09.2011 г.).
Теория фирмы. СПб. : Экономическая школа, 2006. 534 с.
Сорнина Г.Н. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории. М. : РОССПЭН, 2000. 223 с.
Иноземцев В.Л. Цели и структура корпорации как основа ее конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3. С. 63-68.
Петросян Д., Фаткина Н. Экономический эгоизм и гуманизация экономики // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 123-131.
Яницкий О.Н. Социальные ограничения модернизации России // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 17-27.
 Корпоративная социальная политика: методология исследования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Корпоративная социальная политика: методология исследования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355.

Полнотекстовая версия