О результатах мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 355.

О результатах мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа

Представлены результаты комплексного мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа. Материальное обеспечение спортивно-оздоровительной работы в целом удовлетворительное, однако основные спортивные объекты построены более 15 лет назад, обновления спортивной базы практически не происходит. Определенную тревогу вызывают негосударственные вузы, в которых физкультурно-спортивная база отсутствует или представлена очень слабо, нет квалифицированных кадров, учебный процесс по физическому воспитанию включает только практическую часть, что не соответствует требованиям ГОСов. На этом фоне закономерным выглядит тот факт, что лишь 50% студентов показывают хорошие и отличные результаты физической подготовленности, в последние годы это показатель несколько снизился. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья молодежи важно больше внимания уделять развитию физического воспитания в вузах, совершенствованию материальной базы и методического обеспечения учебного процесса.

Siberian Federal District universities physical education system monitoring results.pdf Физическое воспитание является составной частьюобщеобразовательной системы воспитания молодежи иприобщает молодых людей к культуре через двига-тельную активность во всех формах, играет решающуюроль в формировании индивидуальности молодых лю-дей, что иногда более важно, чем оздоровительное воз-действие физической культуры [1].Основным звеном системы физического воспитанияявляется физическое воспитание в школе и вузе. Объ-ясняется это, во-первых, тем, что физическим воспита-нием в этих заведениях охвачены практически всешкольники и студенты, а во-вторых, тем, что этот воз-раст наиболее благоприятен для развития и совершен-ствования физических возможностей организма.Физическая культура и спорт в учебно-воспитатель-ном процессе вуза выступают как средство социально-го становления будущих специалистов, активного раз-вития их индивидуальных и профессионально значи-мых качеств, воспитания их в духе патриотизма, кол-лективизма и взаимопомощи и как средство достиже-ния физического совершенства.Перед высшей школой ставится задача придатьфизкультурному движению студенчества массовыйхарактер, создать научно-обоснованную систему физи-ческого воспитания. Однако многие авторы отмечают,что в настоящее время организация физического вос-питания в вузах недостаточно эффективна для повы-шения уровня физической подготовленности, здоровья,развития профессионально важных психофизическихкачеств и интересов, мотивации значительного числастудентов к занятиям физическими упражнениями испортом [2].В последние годы возросло количество исследова-ний по проблемам физического воспитания студентов.Однако попытки вписать данные новации в рамкитрадиционно организованного педагогического про-цесса высшей школы не позволяют достигнуть же-лаемого результата по ряду объективных причин. На-блюдаются тенденции снижения состояния здоровьяабитуриентов и студентов. Растет численность сту-дентов, отнесенных по результатам медицинскогоосвидетельствования к специальной медицинскойгруппе. Почти 90% молодежи имеют отклонения всостоянии здоровья, а более 50% - низкий уровеньфизической подготовленности. У большинства сту-дентов не сформирована потребность заботиться освоем здоровье и заниматься физическими упражне-ниями. Значительная часть студентов безразличноотносится к обязательным занятиям по дисциплине«Физическая культура» [3, 4].Решением Научно-методического совета по физиче-ской культуре при Совете ректоров Сибирского феде-рального округа (далее СФО) был утвержден план про-ведения мониторинга выполнения требований ГОС пофизическому воспитанию в вузах СФО. План рассчи-тан на пять лет (2009-2013 гг.) и включает три этапа.1-й этап. Мониторинг преподавания курса физиче-ской культуры на кафедрах физического воспитания ввузах СФО (2008-2009 гг.): количество студентов, кад-ровое обеспечение, материальная база, методическоеобеспечение, общий объем часов, распределение их потеоретической, методической и практической частямкурса, формы организации учебного процесса, формыконтроля.2-й этап. Мониторинг уровней подготовленностистудентов (2010-2011 гг.): физическая подготовлен-ность, теоретические знания, вовлеченность в спортив-но-массовую работу, спортивные достижения и др.3-й этап. Разработка методических рекомендацийпо совершенствованию учебно-тренировочного про-цесса на кафедрах физического воспитания в вузахСФО (2012-2013 гг.).В Совет были представлены результаты проведениямониторинга по семи регионам СФО: Красноярскийкрай, Новосибирская область, Республика Бурятия, Рес-публика Хакасия, Томская, Омская, Кемеровская облас-ти. Были проанализированы результаты мониторинга46 вузов, в том числе 39 государственных (28 - Феде-рального агентства по образованию, 11 - других мини-стерств и ведомств) и 7 негосударственных. В монито-рируемых вузах обучалось 162 000 студентов, в томчисле 8 700 (5,3%) - в негосударственных вузах.Кафедры физического воспитания существуют в44 вузах, в 2 негосударственных вузах (4,3%) соответ-ствующие кафедры не были организованы, препода-ватели физического воспитания работают в структуредругих кафедр. Штатный состав кафедр физическоговоспитания существенно варьирует от 131 до 588 сту-дентов на одного преподавателя (в среднем 276 сту-дентов). При этом в государственных вузах этот пока-затель составил 145 студентов на одного преподавате-ля, в негосударственных - 450. В отдельных вузах вштате был один преподаватель физического воспита-ния, что вряд ли позволяет организовать учебныйпроцесс в соответствии с установленными требова-ниями (табл. 1).Т а б л и ц а 1Мониторинг организационно-методических показателей преподавания физической культуры в вузах СФОМониторируемые показатели Средний уровень по субъекту Федерации(максимум - минимум)Количество студентов на одногопреподавателя физического воспитания276 (131-588)Материальная база: общая площадь спортивных сооружений на одного студента, м2 2,7 (0,74-4,9)Общая площадь крытых спортивных сооружений на одного студента, м2 0,5 (0,02-0,9)Объем часов обязательной факультативной части курса физического воспитания 413 (408-423)Количество учебных и методических пособий по физической культуре 84 (153-3)Количество выполняемых кандидатских диссертаций 11 (2-24)Количество выполняемых докторских диссертаций 1,6 (5-0)Количество кандидатских диссертаций 4,6 (14-0)Количество докторских диссертаций 0,4 (2-0)Общее количество публикаций 39 (85-9)Недостаточно высок уровень квалификации препо-давателей физического воспитания: лишь 2,5% имеютученую степень доктора наук, 15,5% - кандидата наук.В то же время 22% педагогов имеют звание мастераспорта или заслуженного тренера России.Учебно-методическая работа на кафедрах физиче-ского воспитания вузов СФО организована на достаточ-но высоком уровне: за три года подготовлено 423 учеб-но-методических пособия для студентов (в среднем11,13 пособия в вузе). Следует отметить, что негосудар-ственные вузы тоже активно проводят методическуюработу (58 пособий, т.е. 8,5 пособий на вуз) (табл. 1).Активность научной работы сотрудников кафедр фи-зического воспитания вузов СФО также достаточно вы-сока: за последние три года защищено 2 докторских и23 кандидатских диссертации, в настоящее время вы-полняется 8 докторских и 55 кандидатских диссертаций.Материально-техническое оснащение кафедр физи-ческого воспитания весьма разнится. Общая площадьспортивных сооружений составляет в среднем 4,2 м2 настудента, при этом она заметно выше в государственныхвузах - 6,2 м2, а в негосударственных - всего 0,7 м2. По-ловина негосударственных вузов не имеет своей физ-культурно-спортивной базы, занятия проводятся наарендованных площадях. Площадь крытых спортивныхсооружений составляет 0,9 м2 на одного студента, боль-шинство вузов располагает несколькими спортивнымизалами (от 2 до 5), лыжными базами. Более сложныеспортивные объекты - легкоатлетические манежи, бас-сейны и т.д. - имеют лишь отдельные вузы (табл. 1).Нормативный объем часов (408), отводимых на фи-зическое воспитание, выполняется в 100% вузов СФО.Однако распределение часов между разделами - теоре-тическим, методическим и практическим - соблюдает-ся только в государственных вузах (на теоретическийраздел отводится 22-26 ч, на методический - 12-66 часов, на практический - до 360 ч). В негосударст-венных и некоторых ведомственных вузах гуманитар-ного профиля все 408 ч отведены на практическуюподготовку (табл. 1).Во всех вузах внедряются инновационные личност-но-ориентированные формы проведения занятий пофизическому воспитанию с применением спортивно-видовых технологий и с учетом индивидуальных осо-бенностей и мотивационных предпочтений студентов.Организован входной и текущий контроль в форме тес-тирования физической подготовленности, а итоговыйконтроль - в форме зачета или экзамена.На рис. 1 представлено распределение студентов погруппам здоровья: к основной группе отнесено 66%, кподготовительной - 9%, к специальной медицинскойгруппе - 18% и полностью освобождены от практиче-ских занятий по физическому воспитанию (проходяттолько теоретический курс) 7% студентов. Как поло-жительный опыт следует рассматривать внедрение за-нятий лечебной физической культурой для освобож-денных студентов, однако такой формой обучения ох-вачено только 0,7% данного контингента.Сравнительный анализ мониторируемых показателейв разрезе субъектов Федерации, входящих в составСФО, позволил выявить некоторые различия. Так, коли-чество студентов на одного преподавателя существенновыше в Республике Хакасия (588 студентов). Обеспе-ченность спортивными сооружениями самая высокая вНовосибирской области и Красноярском крае, а самаянизкая - в Республике Хакасия. В то же время обеспе-ченность крытыми спортивными сооружениями на од-ного студента самая высокая в Томской области.Нормативные величины объема курса физическоговоспитания соблюдаются во всех регионах. Показате-ли научной и учебно-методической работы сущест-венно выше в Томской, Новосибирской областях иКрасноярском крае, что, очевидно, связано с сущест-вованием в этих регионах крупных научно-образова-тельных центров.На втором этапе мониторинга оценивались уровеньфизической подготовленности и теоретических знанийстудентов по дисциплине «физическая культура».Хороший и отличный уровни физической подго-товленности показало около половины студентов, затри года мониторинга этот показатель несколько сни-зился (табл. 2). При этом на 5% увеличилась доля сту-дентов, имеющих неудовлетворительный уровень фи-зической подготовленности. Свыше 50% студентоввовлекаются во внеучебные формы спортивно-массовой работы (рис. 2).Рис. 1. Распределение студентов по группам здоровьяТ а б л и ц а 2Уровень физической подготовленности студентов в вузах СФО, %Уровень 2008/09 уч. год 2009/10 уч. год 2010/11 уч. годОтличный 25,9 25,6 24,8Хороший 26,8 28,0 27,2Удовлетворительный 24,8 21,0 21,0Неудовлетворительный 22,5 25,4 27,052,156,854,34950515253545556572008/09 2009/10 2010/11Рис. 2. Вовлеченность студентов в спортивно-массовую работу студентов в вузах СФОСитуация с теоретической подготовкой по дисципли-не «физическая культура» выглядит более благополуч-ной (табл. 3): до 70% студентов показывают хорошие иотличные знания, менее 5% имеют неудовлетворитель-ные оценки. Показатели теоретической подготовки за тригода несколько улучшились. Однако с учетом результа-тов первого этапа мониторинга, которые свидетельству-ют, что теоретической подготовке по физической куль-туре уделяется не более 10% учебного времени, эти дан-ные, видимо, не отражают объективной картины.Т а б л и ц а 3Уровень теоретических знаний студентов в вузах СФО, %Уровень 2008/09 уч. год 2009/10 уч. год 2010/11 уч. годОтличный 23,4 22,3 18,6Хороший 47,7 48,8 54,9Удовлетворительный 24,1 24,6 22,7Не удовлетворительный 4,8 4,3 3,8Подводя итог результатам мониторинга, можно от-метить, что ситуацию с организацией физического вос-питания в вузах Сибирского федерального округа можносчитать удовлетворительной. Государственные образо-вательные стандарты соблюдаются во всех вузах, кадро-вое обеспечение (доля преподавателей высшей квали-фикации) позволяет организовать преподавание теоре-тического курса на высоком методическом уровне.Материальное обеспечение спортивно-оздорови-тельной работы в целом удовлетворительное, однакоосновные спортивные объекты построены более 15 летназад, обновления спортивной базы практически непроисходит. Определенную тревогу вызывают негосу-дарственные вузы, в которых физкультурно-спортив-ная база отсутствует или представлена очень слабо, нетквалифицированных кадров, учебный процесс по фи-зическому воспитанию включает только практическуючасть, что не соответствует требованиям ГОСов. Наэтом фоне закономерным выглядит тот факт, что лишь50% студентов показывают хорошие и отличные ре-зультаты физической подготовленности, в последниегоды это показатель несколько снизился. Так же низокуровень вовлечения студентов во внеучебные формыспортивно-массовой работы.Занятия физической культурой - важнейший ком-понент здорового образа жизни. На фоне негативныхтенденций в состоянии здоровья молодежи важнобольше внимания уделять развитию физического вос-питания в вузах, совершенствованию материальнойбазы и методического обеспечения учебного процесса.

Ключевые слова

мониторинг, учебный процесс, кафедра физического воспитания, физкультурно-спортивная база, физическая подготовленность, monitoring, educational process, department of physical education, health and sports facilities, fitness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шилько Виктор ГенриховичНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культурыvshilko@mail.ru
Капилевич Леонид ВладимировичНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культурыkapil@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М., 2004. 453 с.
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2006.
Царик А.В. Справочник работника физической культуры и спорта. М. : Советский спорт, 2005. 540 с.
Физическая культура, спорт и туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов. Ростов н/Д, 2002. 160 с.
 О результатах мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 355.

О результатах мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 355.

Полнотекстовая версия