«Житие Иродиона Илоезерского» (проблемы соотношения локального агиографического текста и локальной истории) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

«Житие Иродиона Илоезерского» (проблемы соотношения локального агиографического текста и локальной истории)

Определяются особенности локального агиографического текста XVII в. - Жития Иродиона Илоезерского, рассмотренного в контексте региональной истории Белозерского края. Анализ текста с привлечением материалов по подготовке канонизации святого и о повседневной жизни Белозерья показывает, как агиографический текст, абстрагируясь от реальных событий, проявлял их духовную (вневременную) сущность.

The life of Herodion Iloezersky (on the relationship between local hagiographic texts and local history).pdf «Житие преподобного Иродиона Илоезерского»(далее - ЖИ) - одно из тех произведений агиографиче-ского жанра, которые до недавнего времени не попада-ли в поле зрения исследователей и обращение к кото-рым является давно назревшей необходимостью. Впрограммной работе О.В. Творогова, посвященной соз-данию каталога списков русских житий, указывается,что ЖИ «не изучено и было издано лишь по единст-венному списку» [1. C. 34].ЖИ принадлежит к числу относительно поздних(XVII в.) житий, созданных там, где проходила жизньсвятого и где находился естественный центр его почи-тания. Таким образом, ЖИ является памятником ре-гиональной агиографии, в котором отразились харак-терные особенности подобного рода текстов. Во-первых, это типичный пример создания культа мест-ночтимого святого Белозерского края - одного из важ-нейших регионов для понимания древнерусской свято-сти. Во-вторых, в ЖИ мы находим отражение историиповседневности насельников северного края России вXVII в. Кроме того, обнаружение документальных ма-териалов по подготовке канонизации преподобногоИродиона, разнообразие редакций житийного текста,достаточно многочисленные документальные свиде-тельства о жизни Озацкой волости, где подвизался свя-той, позволяют поставить вопрос о художественномсвоеобразии агиографического текста, об определениитех правил, по которым событийный ряд, отраженныйв тексте юридического документа, оказывается преоб-разован в текст житийного произведения [2]. Такимобразом, ЖИ дает многообразный материал для изуче-ния русской агиографии вообще и в XVII в. в частно-сти, для определения значимости локального агиогра-фического текста при создании локальной истории Бе-лозерского края.О необходимости изучать региональные агиографи-ческие традиции в связи с близкой к Белозерью воло-годской агиографией писала С.А. Семячко: «Регио-нальная агиографическая традиция предполагает изу-чение житий, в которых изображается духовный под-виг святого» в определенном месте, по которому он иполучает освященное затем церковной традицией на-именование [3. С. 122].Иродион подвизался на расположенном в Белозер-ском уезде Илоезере, что отражено в заголовках ЖИ(например, «Сказание и повесть краткая о житии и чу-десах преподобного и богоносного отца нашего Иро-диона чудотворца, Божьей благодатью просиявшего вБелозерских пределах, в местности, именуемой Меж-дуозерье, что на озере Ило»). С.А. Семячко в связи спроблемой состава вологодских агиографических па-мятников ставит вопрос и о белозерских святых. Веро-ятно, в будущем можно будет говорить о собственнобелозерской агиографической традиции, но в настоя-щее время лишь самые известные из святых Белозер-ского края удостоились серьезного внимания исследо-вателей [4, 5]. Еще ждут изучения «соседи» преподоб-ного Иродиона Зосима Ворбазомский, Сергий Шухтов-ский, Даниил Шужгорский и др.Отражение в тексте жития локальной истории, по-вседневной жизни окрестных жителей сегодня стано-вится одной из главных проблем при изучении агио-графических текстов. К последней четверти XIX в. во-прос о том, в какой степени жития русских святых мо-гут быть использованы в качестве исторических источ-ников, был, казалось бы, закрыт с появлением знамени-того труда В.О. Ключевского, который заключил, что«трудно найти другой род литературных произведений,в котором форма в бульшей степени господствовала бынад содержанием» [6. С. 358]. Тексты житий святыхстали использоваться в лучшем случае для дополни-тельного подтверждения фактов, известных по инымисточникам. Условность и каноническая структура жи-тий воспринимались как непреодолимое препятствиедля понимания того, какое реальное событие стоит засловами агиографического текста. В советскую эпохупамятники агиографии чаще всего использовались дляиллюстрации классовой борьбы, церковной колониза-ции земель или церковного землевладения и т.п. [7].При этом для таких исследователей, как Ф.И. Бус-лаев, было очевидно, что жития «составляют самыйлюбопытный наставительный, а вместе и в высшейстепени занимательный отдел в нашей древней словес-ности», поскольку в них, «с одной стороны, предлага-ются важнейшие данные для истории православия вРоссии, с другой - любопытнейшие подробности дляистории частной жизни, как духовной, так и светской,для истории нравов, обычаев, образа мыслей и т.п. Встатьях о чудесах угодников иногда в ярких очеркахвыступает частная жизнь наших предков с их привыч-ками, задушевными мыслями, с их бедами и страда-ниями» [8. Стб. 736].Иными словами, агиографические тексты, которыепредставляются малоинформативными с точки зрения«большой» истории, оказываются чрезвычайно важ-ными, как только ученый обращается к истории ло-кальной и истории повседневной жизни людей. Заме-тим, однако, что исследователю, как правило, предсто-ит большая работа для извлечения из текста агиогра-фического произведения сведений по истории повсе-дневной жизни обитателей Древней Руси, посколькуинтенционально в любом житии события земной жизнизасвидетельствованы на языке жизни «небесной» ивневременной. Как правило, качество «перевода» агио-графического текста на язык повседневности, т.е. объ-ем актуальной информации, извлекаемой из жития,оказывается обусловлен тем, насколько обратившийсяк житию ученый осведомлен об историко-культурнойситуации, в которой возникает и существует текст1.Осознавая необходимость глубокого изучения именноэтого широкого контекста, тот же Ф.И. Буслаев сфор-мулировал задачу исследователя так: «Историк русскойкультуры прежде должен совершить многотрудное пу-тешествие по России и потом уже приняться за ученыеисследования» [9. С. 132].В последние несколько лет нами был рассмотрен иопубликован довольно обширный комплекс текстов,связанных с существовавшей в Белозерском уезде втретьей четверти XVII столетия Междуозерской Бого-родице-Рождественской пустынью и ее номинальнымоснователем преподобным Иродионом Илоезерским,жившим за век с лишним до того [10. С. 129-132; 11.С. 85-104; 12. С. 271-278; 13. С. 39-92].Итак, вполне безыскусное ЖИ было составленооколо середины XVII в. в преддверии церковного след-ствия о чудесах преподобного, по результатам которо-го преподобный был причислен к лику святых, а пус-тынь получила земельный надел [14]. Из жития мы уз-наем, что иеромонах (возможно, иеросхимонах) Кор-нилиева Комельского монастыря Иродион покинулобитель после смерти преподобного Корнилия Комель-ского2 и поселился в Белозерском уезде. По прошест-вии некоторого времени, получив во сне откровение,он приобрел у некоего Анисима землю в Междуозер-ской (Озацкой) волости Надпорожского стана околоозера Ило, которое в настоящее время называется Ра-дионским3, где выстроил церковь во имя РождестваБогородицы, в теплой трапезной которой обитал в по-сте и молитвенном подвиге.Далее ЖИ повествует о том, что окрестные жителистали стекаться к месту обитания святого, нарушая егоуединение: «По сем начаша у церкви мертвых погреба-ти и младенцев крещати, и брачитися. И яды мяса, ипитие пиянственное приношаху и пияху ту. И молвавелия бысть пиянства ради, и между собою, всякияскверныя и срамныя речи изношаху» [15. Л. 7]. Чтобыне соблазняться зрелищем и не слышать непристойногошума, преподобный по молитве теряет зрение и слух иуходит жить из церкви в келью, где благочестиво окан-чивает свои дни. Пространные версии ЖИ содержатописание двадцати одного чуда преподобного, про-изошедшего от его мощей.События жизни преподобного выглядят вполнетривиальными, если не знать их юридическую и эко-номическую подоплеку.В XVI в. Белозерский уезд, кроме земель, которымиуже владели монастыри, прежде всего крупные, Кирил-лов Белозерский и Ферапонтов, был практически весьчерносошным [16. С. 73, 75]. Строго юридически землясчиталась собственностью Московского государства,реально же с ней совершались разнообразные сделки,включая продажу, дарение, включение в состав насле-дуемого имущества и т.п. [17. Т. 1. С. 53]. Это означает,что прежним владельцем земли был крестьянин4, кото-рый действительно продал, но не землю, а лишь правораспоряжаться ею пришлому монаху. Позднейшее су-ществование на этом месте мирского прихода говорит отом, что после смерти преподобного земля как вымо-рочное имущество и церковь на ней, очевидно, сталисобственностью «мира», который, как всегда бывало втаких случаях, принимал на себя «тягло» скончавшегосявладельца земельного надела [18. С. 77].В этой перспективе иначе выглядит сообщение ЖИо поведении местных жителей возле выстроенной пре-подобным церкви. Очевидно, что по прошествии неко-торого времени члены общины, на земле которой былавыстроена церковь, стали претендовать на ее использо-вание в качестве актуального культового центра. В Се-верной Руси место, где располагалась церковь, как пра-вило, становилось еще и местом общественных собра-ний, которые нередко могли совпадать с традиционноустраиваемыми в «трапезе» общинными застольями -«братчинами», «складочными пирами», «питием мо-лебных пив» и хорошо известным и в настоящее времяпоминовением усопших в праздничные или «родитель-ские» дни [19. С. 105; 20. С. 268-269; 21. С. 68]. Надополагать, что особой воздержанности на этих общест-венных мероприятиях ожидать было бы неправомерно,что и засвидетельствовано в Житии преподобного.В качестве вероятной причины того, что церковь бо-лее не воспринималась как собственность преподобного,могла стать его неспособность нести тягло, что, в своюочередь, нетрудно объяснить физическими немощамипреподобного, например его слепотой и глухотой. Соот-ветственно, и келья, куда переселяется преподобный,оставив уже не принадлежащий ему храм, была, скореевсего, одной из тех «сельских богаделен, в которыхпроживали нищие старцы и старицы» [21. С. 68] и кото-рые засвидетельствованы документально около церквина озере Ило (как и в огромном количестве иных прихо-дов) в XVII и даже в XVIII вв.5Иногда понять, что скрывается за словами ЖИ,позволяет сохранившийся текст «Обыска о чудесахпреподобного Иродиона» [24]6. Весной 1653 г. архи-мандрит Кирилло-Белозерского монастыря Митро-фан7 провел следствие, по результатам которого былсоставлен этот документ, фиксирующий свидетель-ства окрестных жителей о тех событиях, которыебыли так или иначе связаны с преподобным Иродио-ном. Тщательная и юридически значимая запись по-казаний была главной задачей церковного следствия.В дальнейшем «Обыск» послужил основой для со-ставления пространной редакции ЖИ [11]. Это по-зволяет увидеть некоторые закономерности превра-щения юридического документа в агиографическийтекст.Так, например, «некая жена Ирина», чей муж Афа-насий Зубов был послан «на воеводство в Сибирские вдалные страны» [15. Л. 16, 16 об.], в тексте «Обыска»была «боярыней», Ириной Прохоровой дочерью, вдо-вой Афанасия Иванова сына Зубова, который посланбыл «по государеву указу прошлого 137-го году в Си-бирь на воевотство в Кузнецы» [11. С. 90]. Как видим,ЖИ по возможности избегает конкретики.Другой пример: в ЖИ повествуется об исцелениинекоего Стефана, одержимого «черной болезнью»8:«…И во един от дний сродницы его и сердоболи, свя-завше ему руце, влекоша ко гробу преподобнаго Иро-диона чудотворца. Он же, терзаяся, не хотяше ити…»[15. Л. 13 об.].Свидетельство, лежащее в основе рассказа об этомчуде преподобного, фиксирует слова священника Меж-дуозерской церкви Василия Герасимова, чьи дети, внукии более отдаленные потомки были настоятелями храмакак минимум до третьей четверти XVIII в.: «А при моем,де, поповстве, во 130-м году, а в котором месеце и чис-ле, того, де, я не упомню, помещика Захарья Васильевасына Неелова9 крестьянин Стефан Иванов одержим былчерным недугом. И привели его на вожьжах люди бояр-ские, Моисей с товарыщи…» [11. С. 89].Отсутствие указания на время события в ЖИ - есте-ственная и ожидаемая дань жанру: Царствие Небесноене имеет измерения времени. А вот превращение слуг,тянущих «на вожжах» страдающего судорожнымиприпадками Стефана, в родственников пациента долж-но быть объяснено: вместо приказа конкретного поме-щика появляется ссылка на сочувствие («сердоболи»)больному. На поверхности лежит желание смягчитькартину, но весьма вероятно, что указание на родствопредполагает осмысление общего духовного родствастраждущего Стефана и «боярских людей». Отсутствиеже упоминания имен, похоже, объясняется тем, что«Моисей с товарыщи» выступают в качестве простогоорудия Божьей воли.Еще два из описанных в ЖИ чудес очень похожиодно на другое. В одном из них повествуется: «Человекнекий, именем Иоанн… поведа нам сице вещь предив-ну: яко приближися День Господень Светлаго Христо-ва Воскресения, и абие он Иоанн празднова с радо-стию. И в день Светлаго понедельника внезапу язык унего отъяся, и не може глаголати, ни вопрошати ко-го…» [ 15. Л. 24, 24 об.].«Обыск» позволяет восстановить отсутствующуюпричинно-следственную связь: «Поместья Ивана Тро-фимова сына Корозева деревни Потанина крестьянинИван Алексеев сказал пред архимаритом Митрофаном:Во 158-м году в понеделник на Светлой недели отнялсяу меня язык за мое согрешение. И не говорил я 6 дней.И приехав в Фомину неделю к преподобному Иродио-ну чюдотворцу, и пел молебен. И того же дни стал го-ворити и доныне здрав бысть молитвами преподобнагоИродиона чюдотворца» [11. С. 92-93]. Следует толькознать, что «согрешением» стандартно называлосьчрезмерное употребление спиртного.Еще одно чудо преподобного Иродиона Илоезер-ского замечательно тем, что угадать, какое событиестоит за словами жития, почти невозможно: «Некийчеловек, именем Антоний… имея велию веру ко свя-тому. И во един от дней он Антоний потребы ради не-кия изыде на поле. Попущением же Божиим восхитиего абие дух нечистый. И яко руками носим бе по ле-сом и по блатом день и нощь. И егда преста несение, онот того поглумления лукаваго едва в живых оста и ле-жаше повержен на земли безпамятен» [15. Л. 8 об., 9].«Обыск», как и в прочих случаях, снабжает рассказподробностями: «Помещика Григория Михайлова сынаНеелова крестьянин Аньтон Пахомиев сказал: Во160-м году, в месяце октябре, после Покрова Пречис-тыя Богородицы, а в кое число, того я не помню, вы-гнал я скот на поле. И прииде на мя буря, и скот в товремя повалялся, и ухватил мя за руку, аки человек, даи понес по лесу. А человек мне видялся с лесом наро-вень. И носил, де, меня по лесу сутки целые, и покинулменя на лесу…» [11. С. 91].То, что нам может показаться обманом зрения героя,не различающего бурю и нечто антропоморфное огром-ного роста, для рассказчика середины XVII столетияестественно и не противоречит достоверности увиден-ного. То, с чем столкнулся Антон, имеет свое имя. Матьгероя комментирует событие так: «…како сын мой…был в заблуждение лешим сносим…» [11. С. 91].Вероятно, с научной точки зения, описанное событиеследовало бы интерпретировать как редкое в тех широ-тах природное явление - смерч. Но наша картина мирасущественно отличается от картины мира белозерскихжителей прошедшей эпохи. И мы, если попробуем срав-нить ЖИ и лежащий в его основе документ, глядя навоздушный столп глазами предков, увидим все то жежелание составителя ЖИ избежать лишних подробно-стей, в том числе и в определении разновидности нечис-той силы, напавшей на крестьянского мальчика.Итак, очевидно, что в ЖИ, как и во многих другихпроизведениях агиографического жанра, при «перево-де» рассказа о событии с языка повседневности на языкиного Царства устранялись подробности, имена второ-степенных персонажей, даты, конкретные обстоятель-ства произошедшего.Важно при этом, что в начальный период своегобытования многие житийные тексты были или моглибыть обращены к тем людям, которые сами являлисьучастниками или очевидцами описываемых событий.Ряд фактов, проанализированных нами в других ра-ботах (в особенности сохранившихся списков ЖИ, опи-си церковного имущества Междуозерской пустыни,отписки священников о почитании святого и т.п.), по-зволяет с высокой степенью уверенности говорить отом, что ЖИ было составлено в последней четвертиXVII в. в том самом месте, где подвизался преподоб-ный, где находились под спудом его мощи и где былестественный центр его почитания10, где жили ставшиеперсонажами ЖИ люди и где продолжали жить ихближайшие потомки [6. С. 43]. Слушатели знали, чтослучилось с Матроной, кто и по чьему приказу тащилСтефана ко гробу преподобного, и т.д. Другими слова-ми, ЖИ являлось рассказом о жизни обычных людей наязыке иного Царства, при этом жители окрестных де-ревень с легкостью могли узнавать себя в идеальныхобразах. Эта обращенность к кругу лиц, итак знавших особытии, обусловливает то, что житийный текст, пре-ображая, нисколько не искажает действительность.Более важным оказывается то, что в рассказах о чу-десах в ЖИ между человеком и Богом единственныммедиатором оказывается преподобный Иродион.Итак, видимая причинно-следственная связь междусобытиями в одном ряду, с точки зрения составителяагиографического памятника и, несомненно, с точкизрения слушателей ЖИ, оказывается мнимой. Это осо-бенно ярко видно в приведенном сюжете о переселениипреподобного Иродиона из церкви в келью, когда при-чина и следствие меняются местами.Таким образом, мы видим, что агиографическийтекст подчинен, прежде всего, одной цели: он долженпроявить подлинную (духовную) сущность описывае-мого события, а для этого совершенно лишними оказы-ваются частности и подробности, в том числе и при-чинно-следственные связи, способные только засло-нить вневременной смысл.Важным оказывается то, что в тексте жития цен-тральный персонаж каждого рассказа выступает повозможности «соло», как личность, взаимодействую-щая с высшей силой напрямую или при посредствеодного лишь святого, но никогда при участии другихлюдей, которые также попадают в разряд обстоя-тельств, не имеющих к событию прямого отношения.Чрезвычайно важно также то, что такой способ ху-дожественного осмысления реальности не был уни-кальным. Мы можем говорить об особом способе кон-цептуализации действительности, который был естест-венным не только для составителя ЖИ, но и для слу-шателей или читателей этого памятника позднедревне-русской агиографии и который сохранялся, насколькоможно судить, довольно длительное время.ПРИМЕЧАНИЯ1Один из самых выдающихся лингвистов современности профессор И.А. Мельчук в выступлениях неоднократно повторяет афористическуюмаксиму: «Перевод осуществляется не через знание языка, а через знание действительности».2Преподобный Корнилий Комельский скончался в 1537 г.3Радионское озеро - самое южное из озер так называемой Лозско-Азатской озерной системы - расположено примерно в 30 километрах к югуот города Белозерска Вологодской области.4Это предположение подтверждает и документ, называющий «Анисимка» крестьянином [14. Л. 9 об.].5Ср.: «Да на погосте, на церковной же земле, три кельи. А в них: в келье старец Феодосей; в келье просвирня вдова Капитолинка Алешкинажена Иванова; в келье старица Екатерина. А питаютца они от церкви Божии» [22]; «В келье просвирня Марья Григорьева, штидесят лет, пита-ется мирским подаянием. Милостынею у нее же в келье нищей Анцыфор, штидесят пяти лет. В келье ж нищая вдова Ирина Перфильева дочь,пятидесят, у нее вдова Елена Симеонова дочь, штидесят лет. В келье ж нищей Андрей Иванов сорока лет, хром» [23].6Текст опубликован нами [11. С. 88-93].7Митрофан был «определен» в настоятели знаменитой обители 17 мая 1652 г. и занимал это место до 30 декабря 1657 г., когда был уволен.С 4 марта 1659 г. по 26 декабря 1660 г. он был игуменом Кириллова Новоезерского монастыря [25. Стб. 56, 78-79]. В издании, суммирующемсведения о древнерусской литературе [26. С. 352-354], Митрофан ошибочно называется автором ЖИ.8Черная болезнь или черная скорбь - общее название для всех заболеваний, сопровождающихся судорожными припадками.9«Смолянин» Захарий Неелов упоминался среди жителей города Бела-озера в писцовых книгах 1131/1623 года: «А что в прежних писцовыхкнигах 131 года писцов Афонасья Гурьева да подьячего Тимофея Карпова... были написаны... двор смолянина Захарья Неелова...» [16. С. 12].10Почитателей преподобного едва ли могло быть слишком много. Так, в двенадцати селениях, относившихся к Богородице-РождественскомуМеждуозерскому приходу, в третьей четверти XIX в. насчитывалось всего 45 дворов [27. С. 191].

Ключевые слова

local text, typology of hagiographical stories, regional hagiographic tradition, lives of Russian saints, 17th century, Ancient Russia, локальная история, локальный текст, региональная агиографическая традиция Белозерья, типология житийных сюжетов, жития русских святых

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лифшиц Александр ЛьвовичНациональный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (г. Москва)старший научный сотрудник лаборатории лингвосемиотических исследованийal.paleo@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Богословский Н. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии // Новгородский сборник. Новгород, 1865. Вып. 1.
Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3, ч. 2.
РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 103.
Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877.
РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 12759 - Переписная книга волостей Надпорожского стана Белозерского уезда 1710 г.
Папков А.А. Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов // Русский вестник. 1898. Ноябрь - декабрь.
РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 12757 - Список с Переписных книг Белозерского уезда 1679 г.
Папков А.А. Древнерусский приход // Богословский вестник. 1897. № 2 (Февраль).
Неволин К.А. О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке // Записки императорского Русского географического общества. СПб., 1858. Кн. 8.
Богословский М.М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII в. Т. 1. М., 1909; Т. 2. М., 1912.
Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на Севере России в XV-XVII вв. СПб., 1913 (Летопись занятий Археографической комиссии за 1913 год. Вып. 26. СПб., 1914).
РНБ. Погод. 726 - Житие Иродиона Илоезерского. 1746 г.
Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л., 1951.
РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ед. хр. 126 - Отказная книга на Илозерский остров Богородице-Рождественской Родионовой пустыни. 28 февраля 1654 г.
Лифшиц А.Л. Преподобный Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пустынь // Вестник церковной истории. 2009. № 3-4. С. 39-92.
Лифшиц А.Л. Кириак Ястребенский - неизвестный книжник второй четверти XVIII в. // Хризограф. М., 2005. Сб. 2. С. 271-278.
Лифшиц А.Л. Житие преподобного Иродиона Илоезерского: Заметки о возникновении пространной редакции и ее бытовании в XVIII веке // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 2. С. 85-104.
Лифшиц А.Л. Преподобный Иродион Илоезерский: забытый святой, неизученное житие // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 4. С. 129-132.
Буслаев Ф.И. Разбор сочинения Н.И. Костомарова под заглавием «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» // Отчет о тридцать первом присуждении Демидовских наград. СПб., 1862.
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.
Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в ХIV-XVI веках (по «житиям святых»). М., 1966.
Буслаев Ф.И. Историческая хрестоматия церковнославянского и русского языков. М., 1861.
Карбасова Т.Б. История почитания преподобного Кирилла Новоезерского // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб. : Дмитрий Буланин, 2005. С. 504-526.
Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М. : Памятники исторической мысли, 2003. 252 с.
Семячко С.А. Проблемы изучения региональных агиографических традиций (на примере вологодской агиографии) // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005.
Ромодановская Е.К. Преобразование агиографического жанра в литературе переходного периода (вымысел и документальность) // Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1993. Ч. 1. С. 41-44.
Творогов О.В. О своде древнерусских житий // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005.
 «Житие Иродиона Илоезерского» (проблемы соотношения локального агиографического текста и локальной истории) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

«Житие Иродиона Илоезерского» (проблемы соотношения локального агиографического текста и локальной истории) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия