Коммуникативный потенциал культуры: фактор денег | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Коммуникативный потенциал культуры: фактор денег

Рассматривается влияние денег на увеличение коммуникативного потенциала культур. Обосновывается, что логика исчислимости, формируемая со становлением денежного обмена, распространяется из сферы экономики на другие сферы жизнедеятельности людей. Показано, как процессы квантификации нивелируют разницу между основаниями культур, их коммуникативную устойчивость, создавая универсальный код коммуникации. Анализируется процесс глобализации с точки зрения расширения единого коммуникативного пространства.

Communicative potential of culture: the factor of money.pdf Тема коммуникации, ее эффективности и адекват-ности в обществе постмодерна приобретает особуюактуальность. На современном этапе технического раз-вития потоки информации приобретают такой объем,контролировать который становится все сложнее исложнее, возникает ощущение, что коммуникация вос-производит саму себя вне зависимости от своей функ-циональной предназначенности, необходимости длячеловека. По-прежнему острым остается вопрос о роликоммуникативных актов в процессе глобализации иусилении мультикультурности международного сооб-щества.Объяснение двум разнонаправленным тенденциям(становлению глобальной культуры и культурнойфрагментации) и месту в них межкультурной комму-никации можно найти, используя сравнительно новыйтерминологический аппарат. Речь идет о такой методо-логической категории, как коммуникативный потенци-ал культуры, т.е. о ее способности вступать в комму-никации, связи и отношения с другими культурами иразвиваться под их влиянием, сохраняя собственнуюидентичность [1]. Коммуникативный потенциал любойкультуры характеризуется наличием, соотношением и вдиалектическом смысле противоборством двух необ-ходимых качеств - устойчивости (стабильности) и из-менчивости (трансформативности). Коммуникативнаяустойчивость отражает наличие в культуре некоегоядра, выполняющего функцию идентификационнойзащиты (базовые ценности, смыслы, традиции), в диа-логе с другими культурами данный «смысловой центр»остается константным. Коммуникативная изменчи-вость демонстрирует способность культуры к адапта-ции и развитию в постоянно меняющихся условиях.Чем более гибкой, «отзывчивой» и динамичной оказы-вается культура, тем выше ее коммуникативный по-тенциал. Таким образом, коммуникативный потенциалкультуры зависит от степени выраженности обоих на-званных качеств.Представленная модель, по сути, является идеаль-ным типом. В реальности коммуникативная устойчи-вость может способствовать эффективности коммуни-кации, а коммуникативная трансформативность - пре-пятствовать ей. Взаимодействие стабильности и измен-чивости в их влиянии на коммуникативный потенциалкультуры зависит от контекста коммуникации: внут-реннего состояния участников диалога и характеравзаимоотношений между ними. К примеру, действен-ность коммуникативных отношений между государст-вами Европейского Союза во многом обусловливаетсяналичием общих традиций, выраженных в принципахдемократического устройства и ценностью естествен-ных прав человека. Коммуникативная устойчивость(базовые ценности) в данном отношении только усили-вает результативность коммуникативных актов. Другоедело, когда ЕС начинает «со своим уставом» вестидиалог с государствами, представляющими иные циви-лизационные практики. Проявляя минимум коммуни-кативной изменчивости, европейские страны лишь ста-вят цель передать инфт ормацию и навязать свои цен-ности, не пытаясь наладить обратный процесс - ком-муникативную восприимчивость.С другой стороны, современные процессы фрагмен-тации внутри ЕС (кризис в Греции, поток мигрантов изСеверной Африки, образующих свою локальную куль-туру, активизация националистических движений вИспании) свидетельствуют о том, что проявления ком-муникативной трансформативности в рамках единогокоммуникативного пространства могут способствоватьослаблению коммуникативного потенциала культуры,ее неадекватности в рамках существующих социокуль-турных контекстов. В любом случае культура всегдастоит перед альтернативой: либо сохранение сущест-вующих коммуникативных связей, либо появление но-вых (благодаря коммуникативной изменчивости) с уг-розой потери наличествующих.Можно констатировать, что действие коммуника-тивной устойчивости и коммуникативной изменчиво-сти, формирование самого коммуникативного потен-циала культуры напрямую зависят от характера соци-альных процессов, очерчивающих абрис культуры. Этипроцессы делятся на внутренние и внешние по отно-шению к культуре. К внутренним процессам относятсяуровень развития экономики и тенденции ее динамики,степень демократизации общества и его открытость,политическая и экономическая стабильность, возрас-тной состав населения, уровень жизни, уровень образо-вания, уровень религиозно-этнической толерантности,идеологические условия. К внешним - глобализация,рост потребления, развитие технологий и информати-зация, динамизация культурных изменений, стремле-ние к постоянному обновлению и т.д.Особую роль как во внутренних, так и во внешнихфакторах, влияющих на коммуникативный потенциалкультуры, в современном мире приобретают деньги.Значение денег в налаживании эффективной коммуни-кации можно рассматривать по-разному. На первыйвзгляд проблема имеет очевидное решение, посколькукоммуникативный акт порой требует больших финан-совых затрат, особенно когда речь идет о диалоге спривлечением новейших технических средств. Однакоэтот трюизм отражает лишь одну, причем не самуюглавную, сторону воздействия денег на увеличениекоммуникативного потенциала культуры.Другая сторона воздействия - это нивелировкасмыслов, составляющих основу коммуникативной ус-тойчивости культур, их ядра. В данном отношениифактор денег оказывается определяющим в созданииобщего коммуникативного пространства, захватываю-щего все человечество. Взгляд на деньги как средствоуниверсализации культурных качеств и жизненныхстилей характерен для целой плеяды социальных мыс-лителей. К примеру, К. Маркс обращал внимание, чтоденьги формируют единую для капиталистических об-ществ среду отчуждения, в которой человек существу-ет как абстрагированная единица. В капиталистиче-ском производстве деньги выступают для рабочего эк-вивалентом затраченных им сил и умений. Личностныекачества рабочего никак не воплощаются в сделаннойим вещи.Более того, вещи приобретают самостоятельноесуществование, связанное с существованием челове-ка, весьма опосредованно: «…рабочий относится кпродукту своего труда как к чужому предмету…Отчуждение рабочего в его продукте имеет не толь-ко то значение, что его труд становится предметом,приобретает внешнее существование, но еще и тозначение, что его труд существует вне его, независи-мо от него, как нечто чужое для него, и что этот трудстановится противостоящей ему самостоятельнойсилой» [2. С. 88-89].Отчуждение труда приводит к тому, что человеквоспринимается отвлеченно, абстрагированно от своейсущности. Происходит «отчуждение человека от че-ловека» [2. С. 94] и от жизни вообще: «Сама жизнь ока-зывается лишь средством к жизни» [2. С. 93]. Речьздесь идет не только о рабочем, но и обо всех членахобщества: «…все то, что у рабочего выступает какдеятельность отчуждения, у не-рабочего выступаеткак состояние отчуждения… реальное, практическоеотношение рабочего в процессе производства и егоотношение к продукту (как душевное состояние) у про-тивостоящего ему не-рабочего выступает как теоре-тическое отношение» [2. С. 99].На другое свойство денег - абсолютную значи-мость, доминирующую во всех культурах, - указывалГ. Зиммель. Он подчеркивал, что деньги, став всеоб-щим заменителем, обрели положение тотальной ценно-сти. То, что раньше воспринималось как качество ве-щи, в современном мире воспринимается как количест-во денег. Являясь всеобъемлющим средством обмена,они становятся главной целью для большинства людей,что превращает их в символ, регулирующий всю куль-туру. Этот символ «изымает вещи из состояния слит-ности с сугубой субъективностью субъектов, а по-скольку в них тем самым инвестируется их хозяйст-венная функция, это заставляет их взаимно определятьдруг друга» [3. С. 348]. Деньги создают особое «царст-во ценностей, которое в большей или меньшей степенисовершенно оторвалось от своего субъективно-лич-ностного базиса» [3. С. 346].Ю. Хабермас, опираясь на наследие М. Вебера, рас-сматривает деньги как средство всеобщей рационали-зации, распространяющейся в рамках всего человече-ства. В своей теории коммуникативного действия онутверждает, что деньги способствуют разделениюструктур «жизненного мира» по форме, содержанию ирефлексивности. Дифференциация объективной и со-циальной структур референции очищает нормативныеинституты от метафизических взглядов на мир. Затемот них отделяется субъективная структура, что даетиндивиду большую свободу относительно традиции.Одновременно ценностная сфера, критерии истинностии процедуры аргументации отделяются от контекстакультуры. В целом деньги становятся одним из основ-ных средств, при помощи которого собственно соци-альные и культурные формы взаимодействия вытесня-ются инструментальной, технической рационально-стью экономической системы, происходит «колониза-ция» «жизненного мира», подрывается область комму-никации, зависящая от социальной интеграции [4].У Э. Гидденса, в его концепции «модернити», день-ги выступают как один из факторов «радикализации»общественного развития. Автор утверждает, что «мо-дернити», под которой понимается социальная система,возникшая вместе с национальным государством и ор-ганизованным капиталистическим производством (тоесть система, которую у нас называют «индустриаль-ное общество»), не сменяется сегодня какой-то новойстадией, появлением «постмодернити», а скорее пере-живает бурное развитие, некую «радикализацию». Од-ним из источников этой «радикализации» Э. Гидденсназывает глобализацию, устранение прежних границнациональных государств и становление мировой сетипроизводственных и информационных структур. Со-временная глобализация является при этом «разъеди-няющим механизмом», а деньги как универсальныйсимволический знак служат ярким примером действияданного механизма. Термин «разъединяющий меха-низм» используется английским социологом весьмаспецифически, как своеобразный процесс нивелировки,не имеющий начала и конца: это изъятие социальныхотношений из локальных контекстов взаимодействия иих последующее реструктурирование в неопределен-ной протяженности времени и пространства [5].В задачу нашей работы не входит полное перечис-ление всех тех теоретических построений, в рамкахкоторых рассматривалась коммуникативная функцияденег. Важно подчеркнуть следующее: влияние денегна увеличение коммуникативного потенциала культу-ры состоит в создании единого межкультурного ком-муникативного пространства, в котором каждый субъ-ект - участник диалога (или полилога) подчинен общейлогике смыслообразования - логике исчислимости.Квантификация ценностей, традиций, даже идей, раз-мывает разницу между основаниями культур, их ком-муникативную устойчивость, формируя один базис,код коммуникации - число.Здесь бы хотелось несколько отвлечься от общихабстрактных положений и привести конкретные при-меры, отражающие характер указанного процесса.Стоит отметить, что когда мы говорим о квантифика-ции качеств, речь идет не только и не столько о техтоварах, которые становятся предметами рыночныхтрансакций, хотя в экономической сфере унифициро-ванное смыслообразующее поле, выраженное в числе,можно увидеть легче всего, «не вооружая глаз». Этополе - рынок, в котором участвуют все, и функциони-рование которого определяется количественным изме-рителем, а именно количеством денег; т.е. область эко-номических отношений - самый яркий случай. Реаль-ных проявлений квантитативного экономическогомышления можно назвать множество. Известно, к при-меру, что при покупке какой-либо вещи человек изме-ряет возможность ее приобретения сочетанием «цена -качество». Самообман такого критерия очевиден, по-скольку для большинства людей, воспитанных в рам-ках современной культуры, совершенно естественносчитать, что чем выше цена товара, тем лучше его ка-чество. В ситуации, когда две идентичные по своимкачественным, функциональным характеристикам ве-щи будут продаваться по разным ценам (например, вусловиях ценовой дискриминации), рядовой покупа-тель, купив товар по более низкой цене, все равно бу-дет считать, что альтернативный вариант был предпоч-тительнее в контексте его ценности, выраженной встоимости.Глобальная же тенденция такова, что количествен-ные характеристики начинают заменять абсолютно всесуществующие качества, вне зависимости от сферыжизнедеятельности человека, определяя и само его су-ществование. Обратимся к сфере искусства. Обычногообывателя информация о том, что на аукционе Christie'sв 2009 г. рисунок Эдгара Дега «Танцовщицы» был про-дан за 10 722 500 долларов, а картина Клода Моне «Ве-тей в солнечном свете» ушла за 5,46 миллиона долларов,приведет к очевидному выводу: Э. Дега рисовал лучшеК. Моне, по крайней мере в тот момент, когда первыйсоздавал «Танцовщиц», а второй - «Ветея в солнечномсвете». Так ли это на самом деле, - вопрос, которыйдолжен быть обращен к искусствоведам; не претендуяна то, чтобы соответствовать их профессионализму, от-метим, что ответ, скорее всего, будет заключаться в том,что умение рисовать Э. Дега и К. Моне несравнимо, таккак каждый из них внес в изобразительное искусствосвою оригинальную манеру художественного мастерст-ва, а их картины по своей эстетической значимости немогут сопоставляться по критерию «лучше - хуже». Номы их в это отношение ставим! Они становятся лучшеили хуже благодаря факту цены на них, в соответствии спринципом исчислимости.Не менее показательный пример - процесс унифи-кации образования и повсеместное распространениетестовой системы контроля знаний учащихся. Уровеньобразованности человека определяется так же, как ка-чество товара, - количеством набранных баллов. Схо-жесть критериев оценки поражает, когда эти баллыпревращаются не просто в характеристику того, чегодобился учащийся на данном месте обучения, а стано-вятся подобием его «визитной карточки»: он демонст-рирует их везде как демонстрируется цена продаваемо-го товара. Учащийся, соответственно, думает о том, гдебы лучше «продать» свои знания (поступить в вуз, уст-роиться на работу) или где его вообще «купят». Когдаучащийся A набирает за тест 100 баллов, а учащийся Bнабирает 50, у первого появляются все основания пола-гать, что он в два раза сообразительнее своего «сорат-ника», тем самым он выражает степень своей сообрази-тельности числом и, порой, хвастается этим числомперед другими. Само образование все больше и большевтягивается в рыночные отношения, результатом чегостановится оценка качества деятельности школ и вузовпо принципу «если обучение здесь столь дорогое, зна-чит оно престижное и эффективное».Не отстает в этом смысле и научная деятельность.Оценка качества, результативности исследовательскойработы в количественном эквиваленте происходит по-разному. Это количество затраченных средств на ис-следования; суммы, полученные из фондов, поддержи-вающих научную работу в различных ее аспектах; ко-личество публикаций и просто количество опублико-ванных авторских листов, многое другое. Когда рос-сийские вузы перешли на стимулирующую системуоплаты труда, квантификация результатов научной ипедагогической деятельности проявилась особенночетко. Отдавая в бухгалтерию перечень того, что былосделано сверх учебной нагрузки (которая, как известно,тоже выражена в числе - академических часах), про-фессорско-преподавательский состав сдает определен-ные количественные показатели: было издано N учеб-ных пособий, проведено N воспитательных мероприя-тий, опубликовано N научных статей и т.д. Что напи-сано в учебных пособиях, эффективны ли оказалисьвоспитательные мероприятия, какие идеи разрабатыва-лись в научных статьях, - вопросы, оказывающиеся «забортом» в оценке деятельности преподавателей, по-скольку бухгалтерская оценка предполагает ее сведе-ние к денежному эквиваленту.Приведенные примеры, на самом деле, не отражаютвсего масштаба происходящих трансформаций. Гло-бальная культура оказывается большой математиче-ской задачей, все более упрощающейся по мере рас-пространения унифицированного денежного обраще-ния. Уже сейчас можно сказать, что мировые валюты,виртуальные деньги, международные кредитные картыобеспечивают эффективность коммуникаций благодарясвоей всеобщей платежеспособности. В традиционномобществе, как известно, контакт с субъектами другихкультур достигался благодаря порой очень длительно-му поиску того, что представляло ценность для ино-культурной среды и имелось в наличии у агента ком-муникации. В обществе модерна этот поиск потерялсмысл, поскольку деньги стали всеобщей ценностью.Однако оставалось препятствие в виде наличия нацио-нальных валют или особых форм денег, имеющих ста-тус единственно приемлемых в рамках данной культу-ры. В эпоху постмодерна и данное ограничение сня-лось, и богатый человек стал чувствовать себя таковымвезде.Именно это состояние денег - международная лик-видность - является основанием для утверждения оформировании глобального коммуникативного про-странства. Действительно, в традиционном обществеиспользование денег всегда было ограничено социо-культурными контекстами и порой их невозможно бы-ло потратить. Так, А.Я. Гуревич отмечает, что в эпохураннего Средневековья деньги, являясь предметом соб-ственности, практически не выполняли никакой ком-мерческой роли. Норманны и древние германцы, стре-мясь приобретать их любыми способами, не пускалиполученное в товарный оборот, а стремились спрятать.Объясняется это тем, что «в сокровищах, которымиобладал человек, воплощались его личные качества исосредоточивались его счастье и успех» [6. С. 198]. Слишением их человек терял не средство для покупкижизненно важных вещей, а свою удачу.Как пишет Н.Н. Зарубина, архаичные деньги «обес-печивают насыщенную конкретными значениями исмыслами коммуникацию, где все означающие - пере-даваемые от одного участника коммуникации к другомуденьги - имеют определенных референтов в реальнойдействительности. Например, подати или компенсациювреда, штраф (виру), калым и т.д. можно заплатить лишьконкретной группой, конвенционально и традиционнопредназначенных для этого предметов. Такие платежныеденьги однозначно соответствуют социальному значе-нию данного типа отношений. Другие предметы, какуюбы ценность они сами по себе ни представляли, не могутадекватно поддерживать коммуникацию в данной об-ласти - они воспринимаются как недопустимое средствопередачи информации. Аналогично и с другими функ-циями денег. Бессмысленно накапливать богатство вфизической форме тех предметов, которые не являютсяносителями смыслов богатства в данном конкретномобществе: например, в архаичных обществах нередкосредством обмена выступали металлы, в т.ч. ценные, ноподлинное богатство измерялось лишь землей (или по-головьем скота)» [7. С. 4].Историческая трансформация денег в абстрагирован-ный от конкретных смыслов символ способствовала вы-ходу коммуникации за рамки пространственно локализо-ванных отношений и связей. Оформление денег в качест-ве единой символической системы сопровождалось раз-витием рыночной экономики и превращением товарно-денежных отношений в доминирующие, базируясь приэтом на развитии универсальных коммуникаций.Н.Н. Зарубина отмечает, со ссылкой на Ж. Бодрийя-ра, что современные виртуальные деньги идут в своейтрансформации еще дальше (хотя трудно представить,что это возможно). Дело в том, что когда мы что-то оп-ределяем в количественном показателе (ценность худо-жественной картины, качество еды, значимость челове-ка, многое другое), то в этом квантитативном акте все-таки есть какое-то содержание, есть некая субстанцио-нальность, выраженная в числе и нами четко осознавае-мая. Виртуальные деньги не обозначают ничего, кромесамих себя: «В обществе постмодерна деньги в качествесимулякра не отягощены никакими сообщениями, де-нежный знак освобождается от "архаической обязанно-сти" нечто означать. Так деньги становятся сами по себесообщением и обмениваются сами на себя. Финансовыепотоки становятся самодостаточной реальностью, вир-туальной экономикой, за которой не стоят процессы,происходящие в реальных секторах: "Этот процесс - сампо себе и сам для себя. Он не ориентируется больше нина потребности, ни на прибыль. Он представляет собойне ускорение производительности, а структурную ин-фляцию знаков производства, взаимоподмену и убега-ние вперед любых знаков, включая, разумеется, денеж-ные знаки"» [7. С. 6].Такой процесс приводит к весьма неоднозначнымпоследствиям опять же не только в экономике. Числостановится замкнутым на самом себе. К примеру, вобразовательном процессе это выливается в то, чтоучеников и студентов готовят именно к тесту, на кото-ром они должны набрать определенное количествобаллов, а что будет стоять за полученным показателем,становится неважным, он не отражает реальных знанийучащихся. В обществе постмодерна число превращает-ся в код, являющийся той самой всеобъемлющей осно-вой, благодаря которой могут быть сопоставлены всеостальные коммуникативные коды. Однако чем болееуниверсальным является код, тем менее он содержате-лен, и вполне может статься, что ответом на решениеглобальной математической задачи, характеризующейсостояние общечеловеческой культуры, станет ответ«ноль».

Ключевые слова

communicative code, quantification, money, communicative potential of cultures, квантификация, коммуникативный код, деньги, коммуникативный потенциал культуры

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никитин Антон ПавловичХакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан)кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологииpavlen-abakan@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Зарубина Н.Н. Деньги в социальной коммуникации // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 3-12.
Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, 1991.
Зиммель Г. Философия денег (фрагмент) // Теория общества : сб. М., 1999. С. 309-383.
Habermas J. Theorie des kommunikative Handelns. Bd. 2: Zur Kritik der funktionalistischen Vernunft. Frankfurt am Main, 1981.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1974. Т. 42.
Буденкова В.Е. Коммуникативный потенциал культуры как методологическая категория // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 31-34.
 Коммуникативный потенциал культуры: фактор денег | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Коммуникативный потенциал культуры: фактор денег | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия