Отцовство в представлениях русских крестьян Алтая (вторая половина ХIХ - первая половина ХХ в.) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Отцовство в представлениях русских крестьян Алтая (вторая половина ХIХ - первая половина ХХ в.)

Реконструируются представления русских крестьян Алтая о значении отцовства в жизни мужчины, о взаимоотношениях отца и ребенка, его роли в воспитании, бытовавшие во второй половине XIX - первой половине XX в. Исследование основано на этнографических материалах, собранных в Алтайском крае и на прилегающей территории Восточно-Казахстанской области. Автор пришел к выводу о влиянии социальных и культурных перемен первых десятилетий существования советской власти на традиционные представления русских Алтая об отцовстве.

Fatherhood in perception of russian peasants in the Altai region (the latter half of the 19th - the first half of the 20.pdf Рождение детей считалось смыслом жизни мужчины,как и женщины: «Дитенка не дал Бог... Наказал за что-то... Ни к чему вся жизнь выходит», - сетовал крестья-нин - герой одного из рассказов алтайского писателяГ.Д. Гребенщикова [1]. Отношение к плодородию какважному явлению отразил комплекс символики в матери-альной культуре русских Алтая. Наибольшее сосредото-чение семантика плодородия получила в орнаментальнойотделке мужского свадебного костюма (рис. 1), дольшевсего она сохранялась у старообрядцев [2. С. 261].Рис. 1. Фрагмент отделки мужской свадебной рубахи (вторая половина ХIХ в.).Из фондов Шемонаихинского историко-краеведческого музеяРеализация фертильной функции влияла на статусмужчины в обществе. Даже женившись, взрослый сынпродолжал оставаться частью отцовской семьи, егохозяйственной единицей. Чаще всего он становилсясамостоятельным домохозяином после рождения де-тей. Сына выделяли из большой отцовской семьи, ста-вили ему дом, давали часть скота и инвентаря [3. Се-ребрянников И.Я., Подлесных Д.А.; 4. Свиридо-ва М.Н.]: «Как много внуков, отделяют старшего» [4.Медведева П.К.]; «Они когда отделяли?! Как дети пой-дут» [4. Волкова М.Г.]. Данная зависимость стала ос-лабевать к концу исследуемого периода с укреплениемфинансовой самостоятельности детей, благодаря рабо-те в коллективном хозяйстве: «Мы жили в колхознойизбе, отделились от своих» [4. Чернышова А.П.].У русских Алтая мужчина чаще всего не присутст-вовал при рождении своего ребенка, считалось, что принем роды проходят тяжело [5. Т. 1. С. 173]: «Никого непускали… Это такие создаются муки, что не родить…стесняешься» [4. Сальникова А.И.]; «Муж уходил…Если две комнаты, он в другую где-нибудь уйдет, а так.Вот у нас одна была, так у нас отец уходил» [6. Иван-никова А.К.]. Для мужчины как представителя «куль-туры» рождение человека являлось процессом «при-родным», следовательно, оппозиционным «культуре».Это было событие загадочное и, в некоторой степени,пугающее. Лишь при сложных родах его могли пригла-сить для ритуала кувады [5. Т. С. 173], чтобы облегчитьстрадания жены, «перенеся» на мужа часть ее страда-ний: «При трудных родах звали мужчину. Она хваталаего за руку, за локоть» [3. Серебрянников И.Я.]. У по-ляков отец благодарил повитуху за помощь при рожде-нии ребенка и преподносил ей подарок: «Платок дарилотец повитухе» [3. Черноокова В.Л.].Отец, в отличие от матери, не обладал врожденнойлюбовью к своему ребенку, он ее приобретал, в томчисле через ритуальную практику: у русских Алтая,приняв новорожденного, повитуха заворачивала в егорубаху отца, чтобы тот больше любил ребенка. Осо-бенно часто это проделывали с девочкой [3. ВоронковаМ.И.; 7. С. 282; 8. С. 55]: «На отцову рубаху принималиребёнка, чтоб любил, в нестиранную, чтоб пахло» [4.Полеваева Н.Д.]; «Отец чтобы больше любил ребенка,дак его рубаху брали… клали в его рубаху» [4. Моси-на Ф.Е.]. А.Ф. Некрылова и В.В. Головин полагают, чтоэто было связано с отсутствием физического контактаотца с младенцем, поэтому отеческая любовь програм-мировалась с помощью рубахи [9. С. 10]. Связи ма-ленького ребенка с отцом действительно были ограни-чены, у старожилов отцу не полагалось даже брать егона руки [8. С. 56]. Американская исследовательницаН. Чадороу полагает, что образ отца был для ребенкаболее внешним, далеким и пугающим, чем образ мате-ри. Однако со временем, взрослея, мальчик и девочкаподсознательно идентифицировали себя с родителемсвоего пола [10. С. 29].В течение жизни у отца с ребенком, как и у матери,устанавливалась духовная связь. У старожилов и пере-селенцев Алтая детям запрещалось выносить гроб ро-дителей и бросать землю в их могилы, чтобы души по-койных их не беспокоили или не «утянули» с собой [3.Берсенева В.И.; 4. Сальникова А.И., Седых О.Е., Мит-рохина А.Т.]: «Отец помрет, чтобы дети гроб не носи-ли» [3. Новикова Н.С.]; «Сыновья не выносили, за гробне брались сыновья» [4. Сальникова А.И.]; «Говорили,что покойник новый будет, поэтому своим нельзя не-сти» [4. Соскова М.Н.].Считается, что мужчины отдавали приоритет сыновь-ям, особенно первенцам, они считались продолжателямирода [4. Белозерских А.Р., Гутова Е.Е., Чеглакова Е.П.; 6.Иванникова А.К., Рыбникова А.С.; 8. С. 54]: «Как обычносына больше ждали… род сохраняется» [4. ПичугинаА.И.]. Этот стереотип подкреплялся законами РоссийскойИмперии, поскольку земельный надел полагался тольколицу мужского пола: «У кого много парнишек народи-лось, у того много и земли, на мужскую голову толькодавали землю, а на женскую - то нет» [6. РыбниковаА.С.]. С распространением коллективного хозяйстваженщина становилась такой же рабочей единицей, как имужчина. Возможно, это повлияло и на отношение к полуребенка: «Ну, раньше этот отец примерно и парнишеклюбил, и девчонок» [6. Иванникова А.К.]; «Ко всем оди-наково относились, детё есть детё» [4. Антропова А.И.].Хотя демографическая диспропорция между полами, воз-никшая в результате Великой Отечественной войны, при-вела к предпочтению мальчиков.Потеря отца для ребенка считалась меньшей бедой,чем потеря матери. Об этом открыто говорили пословицыстарожилов Алтая: «С матерью - половина сироты, с от-цом - весь сирота»; «Легче трижды гореть, нежели дет-ному вдоветь» [11. С. 82, 85]. В то же время обществосчитало детей, выросших без отца, ущербными, особенноесли они были рождены вне брака [4. Смирнова А.М.]:«Отца в армию забрал, так безотцовщиной называли. Текто с отцами выросли, нашего брата, так безотцовщинаскажут еще. Досталось нам» [4. Солохеева А.И.]; «Детст-во-то досталось у меня бедное. Так кого без отца вырасти-то» [6. Гусельникова А.С.].На Алтае отца обычно называли «тятя», «тятенька»,«тятя молодой», дедушку - «тятя старый», казаки ичалдоны - «папаша», тамбовские переселенцы - «па-паня», к родителям часто обращались на «Вы» [3. Ар-хипова А.Г., Подлесных Д.А., Попова И., Сороки-на А.М., Серебрянников И.Я., Чернокова В.Л.; 4. Ан-тропова А.И., Берсенёва Е.П., Ворсина Т.М., ЕлинаП.П., Казакова Ф.Р., Комисарова Н.Ф., Маркина М.Х.,Митрохина А.Т., Пушкарева Е.В., Солохеева А.И.,Соскова М.Н., Тарских М.Т.; 6. Рыбникова А.С.]: «Тя-тя, тогда ведь тятя звали» [4. Воронова А.И.]; «Тогдаведь тятя звали. Это сейчас папами стали звать, а тогдаведь мы все время тятями звали» [4. Русанова Т.В.];«Папа - это хлеб, а тятя - это сибирское, а вот папаня -так вот мы его звали папаня» [6. Лощилина А.С.].Отец, точнее старший мужчина в доме, считался гла-вой семьи [3. Воронина М.В., Подлесных Д.А.; 4. ВолковаМ.Г., Дерягина Е.Ф., Домникова Е.Ф., Прохорова Л.Ф.,Унжакова Е.А., Чернышова А.П., Шабалин А.В., Хахеле-ва А.Е.; 6. Кузовлева О.Е.]: «У них был главный дед, онвсем руководил» [4. Рыжкова М.Г.]; «Тятя - главный всемье у кержаков» [3. Стрельцова А.Г.]; «Тятя главный всемье» [3. Сысоева В.С.]; «Даже если отец старый, онхозяин» [4. Бушина М.Ф.]. Главенство отца воплощалосьв ритуале разделения хлеба или другой пищи между чле-нами семьи во время еды: «Мама еду на стол, тятя хлебнарежет» [4. Еловикова В.С.]; «По чашке ложкой отецстукнет - значит можно мясо есть» [3. Подлесных Д.А.].У старожилов и пермяков он первый начинал трапезу,остальные могли употреблять пищу только с его разре-шения [4. Черданцева Л.Г.; 12]: «Только по разрешениюдедушки кушали» [3. Федорова В.П.].К концу исследуемого периода роль отца как главысемьи снижается, все чаще появлялись семьи, где муж-чина и женщина считались равными обладателями вла-сти [4. Лапина Е.И., Одрова А.Г., Русанова Т.В.]. Увели-чивается число неполных семей, в которых дети воспи-тывались без участия отца. Связано это было с укрепле-нием финансовой самостоятельности женщины, воз-можностью расторжения брака и демографической дис-пропорцией вследствие репрессий и войн [4. ВороноваА.И., Новожилова М.Д., Пурис А.Н., Русанова Т.В.;Увыхмина Е.И., Скуратова Е.Ф., Завершинская П.И.; 6.Рыбникова А.С., Голованова Е.Л., Жаглина А.Д., Лям-кина Е.И., Сологуб Т.Г.]: «Я вот прожила всю жисть - яхозяйкой была. У меня мужик дома помер, ищо, ну, тадочь и вот щас ета - они все мне подчинялись» [6. Го-ленкова Е.А.]; «Вдовухой осталась совсем молодая стремя детями, на финской войне муж у меня погиб ро-дителя моего родного в переворот убили… Одна жен-щина жила… пятеро и все пятеро от разных мужиков»[4. Волкова Т.И.]; «Полно народили… У нас приходилСемен, у него у пятерых были дети… У меня золовка,двоих родила» [4. Антропова А.И.].В воспитательном процессе отцу отводилась роль«морализатора»: «Отец обязательно учил, чтоб не курил,не пил, не матерился» [4. Волкова М.Г.]; «Чтоб уважи-тельный был к людям» [4. Иовбак Г.Т.], «Воли шибко недавал» [4. Смирнова А.М.]. Он учил детей морали, ис-пользуя различные сказки, заговоры [6. Титова М.Ф.]:«Кто этот сон поймет, да помилует, трижды раз в деньпрочтет, да отца, мать почтет, не будет тот раб, на водене сгорит, на воде не утонит, суду судом не обсужден и отвсякой напасти сохранен» [4. Волкова М.Г.]. Посколькумужчины были грамотными чаще, чем женщины, ониобучали своих детей: «Учил нас петь, читать стихи Пуш-кина, Некрасова, Кольцова» [13. Л. 6]; «Дедушка всехсвоих детей учил грамоте и дочерей» [4. Сабодаж З.Е.]. Впервую очередь отец должен был оказывать влияние наповедение сыновей, обучать их «мужской» работе: «Ребя-тишки больше они с отцом» [4. Прохорова Л.Ф.]; «А вот смальчишками, на каком-то там промежутке разговаривалотец: «Ты будущий глава семейства, ты будешь отцом, утебя будут дети… Выбор (жены. - Е.К.) должен быть од-нозначный, не несколько раз тот, другой, третий», с кемон сравнивал не помню, с кошками что ли» [4. Фомен-ская В.Н.]; «Если ф парень - отец приучал к работе, там-кась пахать на поле, сено косить или че» [4. СкуратоваЕ.Ф.]; «Отец приучал своих детей к хозяйству, копна во-зить» [3. Косарева Е.Г., Черятьева А.Г.].Отец и мать несли моральную ответственность пе-ред богом и обществом за поведение своих детей: «Ро-дители отвечают за ребёнка, я за него молюсь» [4.Е.А. Унжакова]. Особенно строго было в общинах ста-роверов, где за проступки ребенка могли родителейнаказать, например запретить посещение собора, ис-ключить из общины [14. С. 33; 4. Пивоварова А.Г., Пу-рис А.Н.]. Старообрядцы полагали, что если они раз-решают ребенку заключить брак с представителем дру-гой веры, то берут на себя грех и должны отмаливатьего у бога [4. Борисова З.Е.].Исследовав тексты сибирских похоронных причи-таний по родителям, мы пришли к выводу, что отецвоспринимался как защитник от внешних сил, егофункции - пригреть, пожалеть, защитить от обидчиков.Причитания по матери отличались большей эмоцио-нальной окраской, вариативностью и объемом. Еефункции по отношению к ребенку были более разно-образны, чем у отца: приласкать, приголубить, научить,на ум наставить, прижалеть, направить, накормить,спотешить, быть опорой, поверенным в личных делах ипереживаниях и т.д. [15. С. 334-350]. По мнениюА.Ф. Некрыловой и В.В. Головина, отец задавал формусемейному бытию, определял роль и функцию семьи вобщекрестьянском миропорядке, а мать следила за ис-полнением этой формы, осуществляла ее поддержку,наполняла эмоциональным содержанием [9. С. 14].В народном сознании отец олицетворял страх и нака-зание. Этот образ ребенок проносил через всю жизнь [4.Волкова М.Г.]: «Отец нас не трогал пальцем и не ругал.Его боялись страшно. Женихи уже были, и то боялись»[6. Репина А.П.]; «Отца боялись, как огня» [4. Белозер-ских А.Р.]; «Тятенька… он хороший был старик, начети-стый, муж его слушался - боялся» [4. Прохорова Л.Ф.].Физические меры воспитания не являлись большой ред-костью, их могли применять и к взрослым детям [4. За-вершинская П.И.]. Особое пристрастие к рукоприкладст-ву имели бергалы и сибиряки, у них слово «учить» упот-реблялось в значении «бить» [16; 17. С. 57]. По свиде-тельству М.В. Швецовой, в большинстве семей бергаловдети получали от родителей гораздо больше побоев, чемласки [18. С. 11]. Строгость отмечают и в семьях кержа-ков: за шалость во время обеда отец мог ударить ребенкаложкой по лбу: «Тятя шибко злой был. Как сядем за столи все… никаких бегать… как зафинтилил мне деревяннойложкой вот сюда» [4. Еловикова В.С.]; «Отец избивалдочь за гуляние» [3. Архипова А.Г.]. Казаки также моглифизически наказывать детей [4. Полеваева Н.Д.; 12]. В тоже время у «поляков» по отношению к детям не былопринято применять насилие [17. С. 57, 64]: «Тятя никогдане бил детей, добрый был, никогда не наказывал» [3. Сы-соева В.С.].Встречаются свидетельства как в архивных, так и по-левых источниках о физическом наказании детей и всемьях российских переселенцев [3. Федорова В.П.; 4.Иванова В.П., Пушкарева Е.М.]: «Сын показал, что самотец бил его и его жену несколько раз» [19. Л. 19 Б];«Мать нет, а отец когда подерет, че-нибудь напакастим…ремнем» [4. Скуратова Е.Ф.]; «Отец, сына бил, а тот напотры лазил, уже когда женат был и сын был уже» [4.Зуева П.И.]. По мнению Т.Б. Щепанской, в русской тра-диции отец (муж) был исполнителем, персонификациейстраха, который мать целенаправленно формировала ииспользовала в целях управления [20. С. 211-243]. С этимможно согласиться, поскольку дети контактировали впервую очередь с матерью, а потом с отцом, она произво-дила наказание за основную массу проступков, оставляяза собой возможность обратиться к отцу ребенка, еслисама не справлялась или проступок был очень серьезным.Существовал приоритет родительского слова и по-ступка по отношению к ребенку, каким бы взрослым онне был [3. Козлова В.А.; 6. Репина А.П.]: «Раньше дети несопротивлялись. Родители что скажут, то и делали» [6.Кулакова П.Т., Слащева В.Т.]; «А отец командовал. Тогдародителей-то слушались. Тогда боялись, проклянет. Всеподчинялись, и снохи, и дочери» [6. Тузовских М.Е.]. Пословам Г.Д. Гребенщикова, у старообрядцев Алтая ослу-шаться старшего считалось большим грехом наравне снарушением поста [16]. Это подтверждают и этнографи-ческие, и архивные источники: «Положено родителейслушаться» [4. Чеглакова Е.П.]; «Великий грех не слу-шаться родителей» [3. Стрельцова А.Г.]. Давая показанияпо уголовному делу об уклонении в раскол, старообрядкаЕфросинья Шахова объясняла, что не венчалась с мужемв церкви, поскольку родители были против, а благослови-ли ее на сводный брак: «Из воли родителей своих я выйтине могла и не стала, почему до сих пор живу с ИваномШаховым как жена с мужем» [22. Л. 10 Б - 11].У русских Алтая во второй половине XIX - первойтрети XX в. в большей степени отцу принадлежал при-оритет выбора невесты или жениха для своего ребенка.Особой строгостью в этом вопросе отличались старо-жилы, за исключением поляков и бухтарминцев [3. Ар-хипова А.Г.; 4. Быковская З.И., Гричишкина Е.М., Ка-

Ключевые слова

Russians in the Altai Region, childhood, upbringing traditions, fatherhood, русские Алтая, традиции воспитания, детство, отцовство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Коляскина Елена АлександровнаАлтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина (г. Барнаул)кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и праваistorik8881@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Законы о женщинах / сост. Я.А. Канторович. СПб., 1899.
Зобнин Ф.К. Свадебные обряды и обычаи среди казачьего населения Усть-Каменогорского уезда (этнографический очерк) // Шарабарина Т.Г. Русские свадебные традиции на Рудном Алтае (конец ХIХ - середина ХХ в.). Усть-Каменогорск, 2004. С. 199-219.
Гуляев С.И. Этнографические очерки Южной Сибири // Библиотека для чтения. СПб., 1848. Т. 90, ч. 1. С. 1-58.
ГАТО. Ф. 27. Оп. 1. Д. 66. Формальное следствие Земского заседателя третьего участка Бийского округа по делу об уклонении в раскол крестьян деревни Зевакиной, Усть-Каменогорской волости Евстафия и Федора Шаховых и о своде ими детей своих на блудные сожительства. 1889 г.
Щепанская Т.Б. Дискурсы власти: термины родства // Алгебра родства. СПб., 1999. Вып. 4. С. 211-243.
Старухин Н.А. Из истории старообрядчества и старообрядческих согласий Залесоского района // Залесовское Причумышье: очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 77-90.
Швецова М. Из поездки в Ридерский край // ЗЗСОРГО. Омск, 1898. Кн. 25-26. С. 1-27.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 382. Оп. 1. Д. 3. Предварительное следствие мирового судьи первого участка Змеиногорского уезда Томского окружного суда по делу обвинение Кузьмы Федоровича Давыдова по ст. 1534 Уложения о наказании. 1902 г.
Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа // ЗЗСОИРГО. Омск, 1899. Кн. 26. С. 1-92.
Гребенщиков Г.Д. Река Уба и убинские люди (литературно-этнографический очерк) // Русский писатель Георгий Дмитриевич Гребенщиков. [Б.м.], 2007-2008. URL: http://grebensch.narod.ru (дата обращения: 25.06.2008).
Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 2002.
Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Кто такие бухтарминские старообрядцы // Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. С. 1-48.
Гребенщиков Г.Д. Егоркина жизнь // Русский писатель Георгий Дмитриевич Гребенщиков. [Б.м.], 2007-2008. URL: http://grebensch.narod.ru (дата обращения: 25.06.2008).
Шемонаихинский историко-краеведческий музей. Из неописанных фондов. Воспоминания Н.Н. Назаровой-Агафоновой, 1975 г.
Герасимов Б. В долине реки Бухтармы: краткий историко-географический очерк // ЗСПЗСОРГО. 1911. Вып. 5.
Чадороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола // Антология гендерных исследований. Минск, 2000. С. 29-77.
Некрылова А.Ф., Головин В.В. Роль отца в традиционной народной педагогике // Мир детства и традиционная культура. М., 1994. С. 7-26.
Сафьянова А.В. Положение и роль женщины в семейном и общественном быту в русской деревне Алтайского края (вторая половина ХIХ - ХХ вв.) : дис. … канд. ист. наук. М., 1973.
Курсакова А.В. Обычаи и обряды, связанные с рождением детей в крестьянской семье (по материалам экспедиции в Солонешенский район) // Солонешенский район: очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 281-287.
Архив лаборатории исторического краеведения Алтайской государственной педагогической академии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1.: 1996. Третьяковский район, с. Екатериновка, Голованова Е.Л.; 1997. Усть-Пристанский район, Жаглина А.Д.; 1998. Залесовский район, с. Залесово, Репина А.П.; 1999. Заринский район, с. Жуланиха, Голенкова Е.А., с. Среднекрасилово, Гусельникова А.С.; 2000. Мамонтовский район, с. Вяткино, Сологуб Т.Г., с. Мамонтово, Лощилина А.С., с. Островное, Кулакова П.Т., Слащева В.Т.; 2001. Кытмановский район, с. СеменоКрасилово, Тузовских М.Е.; с. Порошено, Титова М.Ф.; 2002. Зональный район. с. Соколово, Рыбникова А.С.; 2003. Бийский район. с. Малоенисейское, Кузовлева, с. Новиково, Иванникова А.К.; 2004. Чарышский район, с. Чарышское, Лямкина Е.И.
Курсакова А.В. Родильно-крестильная обрядность Бийского района // Бийский район: история и современность : в 2 т. Барнаул, 2005. Т. 1. С. 171-185.
Полевые материалы автора. 2001. Кытмановский район, с. Ново-Никольское, Шабалин А.В., с. Мишиха, Гричишкина Е.М., Комисарова Н.Ф., с. Сунгай, Бушина М.Ф., Зуева П.И., Гутова Е.Е.; 2003. Бийский район, с. Верх-Катунское, Пивоварова А.Г., Чеглакова Е.П., с. Марушка, Иовбак Г.Т.; 2004. Чарышский район, с. Маралиха, Белозерских А.Р., Берсенёва Е.П., Ф.Р. Медведева П.К., Унжакова Е.А., с. Маральи Рожки, Домникова Е.Ф., Тарских М.Т., с. Тулата, Полеваева Н.Д., с. Чарышское, Казакова Ф.Р.; 2005. Солтонский район, с. Излап, Еловикова В.С., с. Макарьевка, Антропова А.И., Воронова А.И., Новожилова М.Д., Прохорова Л.Ф., Русанова Т.В., Смирнова А.М., Солохеева А.И., Увыхмина Е.И., с. Сузоп, Пурис А.Н., с. Урунск, Волкова Т.И., Дерягина Е.Ф., Скуратова Е.Ф.; Шелаболихинский район, с. Иня, Тукоева, Чернодарова Л.Ф., с. Ново-Обинцево, Пушкарева Е.М., с. Старо-Обинцево, Волкова М.Г., Елина П.П., Пушкарева Е.В., с. Шелаболиха, Быковская З.И., Митрохина А.Т.; 2006. Восточно-Казахстанская область, с. Выдриха, Борисова З.Е., г. Шемонаиха, Иванова В.П., Капорина М.А., Пичугина А.И., Сабодаж З.Е., Фоменская В.Н.; Тогульский район, с. Ново-Иушино, Ворсина Т.М., Лапина Е.И., Мосина Ф.Е., Рыжкова М.Г., Седых О.Е., Холодкова М.Ф., Чернышова А.П., с. Старый Тогул, Маркина М.Х., Одрова А.Г., Свиридова М.Н, Трепова А.Ф., Хахелева А.Е., с. Тогул, Сальникова А.И., Соскова М.Н.; 2011. г. Бийск, Завершинская П.И., Черданцева Л.Г.
Материалы этнографической экспедиции Алтайской государственной академии образования. 1999. Красногорский район, с. Карагайка, Косарева Е.Г., Черятьева А.Г., Шестакова Е., с. Карагуж, Воронина М.В.; 2000. Петропавловский район, с. Камышинка, Берсенева В.И.; Солонешенский район, с. Соловьиха, Козлова В.А.; 2002, Алтайский район, с. Алтайское, Воронкова М.И., Сорокина А.М; с. Куяча, Серебрянников И.Я.; Целинный район, с. Целинное, Подлесных Д.А.; 2011. Солонешенский район, с. Сибирячиха, Попова И., Чернокова В.Л., с. Топольное, Архипова А.Г., Сысоева В.С., Федорова В.П., с. Туманово, Архипова А.Г., Новикова Н.С., Стрельцова А.Г.
Мотузная В.И. Свадебный обряд староверов Солонешенского района // Солонешенский район: очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 255-280.
Гребенщиков Г.Д. Якуня-Ваня // Русский писатель Георгий Дмитриевич Гребенщиков. [Б.м.], 2007-2008. URL: http://grebensch.narod.ru (дата обращения: 25.06.2008).
 Отцовство в представлениях русских крестьян Алтая (вторая половина ХIХ - первая половина ХХ в.) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Отцовство в представлениях русских крестьян Алтая (вторая половина ХIХ - первая половина ХХ в.) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия