Государственная политика в отношении человеческого потенциала как фактор успешного технологического развития Южной Кореи
Статья посвящена истории технологического развития Южной Кореи. Особое внимание уделяется государственной политике в отношении развития человеческого потенциала, образования, создания инновационной инфраструктуры. Выделены сильные и слабые стороны научно-технологического развития страны: с одной стороны, высокий уровень развития прикладной науки, ее тесная связь с бизнесом, с другой - слабость фундаментальных исследований и отсутствие конкуренции среди государственных лабораторий, что угрожает перспективам развития инновационной экономики.
State policy regarding human capital as a factor of successful technological development of South Korea 1950-2010.pdf Являясь четвертой экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона (после Японии, КНР, Индии)по объему ВВП, Южная Корея имеет весьма амбициоз-ные планы - стать десятой экономической державой вмире [1. С. 24]. Корея вступила на путь догоняющегоразвития в начале 1960-х гг. и к началу XXI в. добиласьзаметных результатов в создании экономики знаний.Одна из главных черт экономического развития Респуб-лики, позволивших сделать ей такой колоссальный ры-вок в своем развитии - это наличие хорошо образован-ного, мотивированного, а также низкооплачиваемого, посравнению с развитыми странами, класса инженеров иисследователей [2]. Правительство Республики всегдаделало большой упор на развитие человеческого потен-циала, а также на науку и технологии как основу дляэкономического роста [2. С. 183-194].Образование как часть системы подготовки специа-листов является основой технологического развитиястраны, и первые шаги корейского правительства помодернизации были направлены на его развитие. Объ-ем инвестиций в эту сферу вырос с 2,5% от всего бюд-жета страны в 1951 г. до 25% в 1990-х гг. [3. С. 100-103]. Однако правительственные расходы на образова-ние покрывают лишь 1/3 затрат в этом секторе эконо-мики, все остальное ложится на плечи частного бизнесаи родителей [3. С. 100-103]. Эти цифры говорят о вы-соком статусе образования в корейском обществе. В1980-е гг. Республика Корея уже тратила 13% от своеговалового внутреннего продукта на образование, в товремя как большинство развитых стран тратило на этустатью бюджета 5-6% национального валового про-дукта. Так, национальные затраты на образование со-ставляли 5,7% от ВВП Японии в 1984 г. и 6,7% США в1981 г. [4. С. 51].Среднее количество лет обучения в школе в Кореевыросло с 4,98 в 1960 г. до 11,00 в 1990 г. и 12,3 г. в2000 г. [5]. В настоящее время в Республике насчиты-вается 156 университетов, 26 из которых государст-венные и 130 частные. Также насчитывается 669 кол-леджей, большинство из которых является частьюуниверситетов [2]. Частные университеты существуютза счет своих «Эндаумент-фондов», спонсорствакрупных конгломератов-чеболей, а также некоторыхдотаций государства. В Южной Корее 76% студен-тов - это студенты частных вузов. На конец 2010 г. вРеспублике Корея насчитывалось 3,5 млн студентов,из них 32% получают техническое образование [6]. Поэтому показателю в его относительном измерении ковсему количеству молодежи в стране Южная Кореязанимает одно из ведущих мест в мире [7. С. 1-9].Однако такой быстрый рост квалифицированной ра-бочей силы привел к краткосрочной безработице в1950-1960-х гг.Число людей, закончивших различные учебные за-ведения, превысил спрос, безработица среди образо-ванного слоя населения стала проблемой. Строительст-во фабрик, промышленных предприятий на основеиностранных технологий помогло быстро решить про-блему трудоустройства населения. Есть мнение, что вомногом конфуцианские традиции стали благодатнойпочвой для развития экономики знаний [8. С. 26-173].В этой культуре образование, уважение к учителю,дисциплина, уважение к старшим играют основопола-гающую роль. Именно это во многом объясняет боль-шие траты среднестатистической семьи на образованиедетей.С одной стороны, образование способствовало ростуграмотного населения, с другой - индустриализацияпорождала спрос на образование высокого уровня. Наначальной стадии индустриализации стране требовалисьинженеры, которые могли бы разбираться в импортиро-ванных технологиях, осваивать их и выводить на внут-ренний рынок. Большую роль в развитии индустриаль-ной рабочей силы сыграло принятие «Акта о профес-сиональных инженерах 1963 года» [9], в котором гово-рилось о мобилизации и развитии инженерных кадровдля проведения индустриализации страны. Было откры-то несколько обучающих центров для инженерного со-става. Они были созданы и существовали за счет ино-странной помощи. Затем был принят «Закон о началь-ном профессиональном образовании» (1965 г.) [10]. Ос-новной целью данного закона было мотивирование ор-ганизаций на создание информационных и образова-тельных программ для персонала. В 1974 г. правитель-ство инициировало программу, по которой заводы ипромышленные предприятия, имевшие в своем штатеболее 300 рабочих, должны были создавать учебныецентры [11. C. 173-190]. После принятия этого закона набольшинстве корейских средних и крупных предпри-ятий 10% сотрудников прошли курсы повышения ква-лификации. Если такой центр отсутствовал, предприятиеплатило штраф [11. C. 173-190].На данный момент существует три типа программпрофессиональной подготовки и повышения квалифи-кации сотрудников: государственные программы, про-граммы на предприятиях и частные центры подготов-ки. В 1993 г. было 87 государственных программ и,кроме того, 232 программы предприятия [12]. В допол-нение к этим программам, существовало множествочастных, которые были аккредитованы правительст-вом. За период 1967-1995 гг. 2,3 млн человек повысилисвою квалификацию [13].Научно-технические курсы были добавлены вшкольные программы. Около 38% всех старшекласс-ников получали начальную техническую подготовку.Учащиеся таких школ могли пройти практику на дей-ствующих южнокорейских предприятиях. Выпускникиимели хороший шанс на профессиональное трудоуст-ройство, а также льготы при поступлении в универси-тет и продолжение своего образования [8]. Процессиндустриализации в Южной Корее продолжался, и в1970-1980-е гг. на рынке труда были востребованы нетолько хорошие инженеры-исполнители, но и ученые,способные усовершенствовать заимствованные техно-логии и развивать новые. В начальной фазе индустриа-лизации корейской экономики все исследователи иученые с научной степенью (PhD) получили свое обра-зование за рубежом. Корейское правительство осуще-ствило программу по возвращению корейских ученыхи инженеров путем создания Корейского ИнститутаНауки и Технологий, который был создан в 1967 г.[14]. Это был первый научно-исследовательский ин-ститут, созданный в Республике Корея.После Корейской войны получение высшего обра-зования за границей было единственным возможнымвариантом. В 1950-1960 гг. многие члены корейскогоправительства, бизнесмены и ученые получили высшееобразование за рубежом, в основном это было образо-вание в США по программе экономической поддержкив послевоенное время. После возвращения на родинуименно этот слой населения начал играть одну из глав-ных ролей в выборе курса развития страны. Традицияполучать иностранное высшее образование сохраняет-ся и в наши дни [2]. По данным на январь 2003 г. коли-чество корейских инженеров, получивших свою сте-пень в иностранных университетах, достигает 56%, это11 251 человек. Более 65% иностранных степеней по-лучено южнокорейцами в университетах СоединенныхШтатов [15].Около 72% ученых и инженеров работают в раз-личных корейских вузах. Несмотря на то что корейскиевысшие учебные заведения являются основным местомработы профессорского состава, они получают лишь11% от всего финансирования научных разработок(1 560 млрд вон в 2001 г. или более 1,3 млн долл.) [16.C. 30]. Такое финансирование во многом объясняетслабое вовлечение профессорско-препо-давательскогосостава университетов в практическую научно-исследовательскую деятельность. На каждого профес-сора в среднем приходится 34 студента [16]. Системакорейского образования отличается от европейской иамериканской тем, что бакалавриат развит достаточнохорошо, чего нельзя сказать о качестве образования васпирантуре. Из этого следует, что сами университетыслабо заняты в системе научно-исследовательской ра-боты по сравнению с профильными научно-исследовательскими институтами. Корейское прави-тельство пытается вовлечь университетских сотрудни-ков в научную деятельность путем создания различныхгрантов.Очень большую роль в развитии постуниверситет-ского образования, развития научно-исследователь-ских разработок, а также подготовки инженерных кад-ров сыграло создание Корейского института науки итехники [17]. Институт был основан в 1971 г. как Ко-рейский институт науки (KAIS, Korea Advanced Instituteof Sciences), а затем переименован в Корейскийинститут науки и техники (KAIST, Korea Advanced Instituteof Science and Technology). Этот университетпривлек множество талантливых студентов со всейКореи своими магистерскими и аспирантскими про-граммами. Помимо обучения, данные программы при-влекали студентов отменой воинской обязанности,стипендией, а также бесплатным питанием и прожива-нием. За последние 30 лет Корейский институт науки итехники выпустил 25 000 ученых и исследователей вразных областях, включая 4 481 профессора (со степе-нью PhD) [17]. После успешного запуска этого проектамногие университеты провели реформирование учеб-ных программ с целью повышения научно-иссле-довательской активности студентов и преподавателей,а также улучшения качества этих исследований.Все эти преобразования дали свои результаты. Чис-ло выпускников университетов выросло с6 500 человек в 1970 г. до 68 000 в 1985 г. и 229 000 в2000 г. [2]. Количество исследователей выросло в16 раз с 10 300 до 178 937 человек в период с 1975 по2001 г. [18]. Число ученых со степенью доктора науквыросло с 3 400 человек в 1980 г. до 46 704 в 2001 г.[18]. Самое большое количество ученых со степеньюдоктора наук было занято в промышленном секторе:374 доктора технических наук работало в крупных ко-рейских конгломератах в 1986 г., и эти цифры вырослидо 6 932 человек в 2001 г. [18]. Число исследователейна 10 000 населения также возросло с 4,8 до 29 человекв период с 1975 по 1998 г. [2]. Таким образом, ЮжнаяКорея достигла показателей таких стран, как Велико-британия, Франция, Германия.Т а б л и ц а 1Количество исследователей в Южной Корее (1975-2001 г.)*Год Научно-исследовательскиеинституты Университеты Промышленность Всего1975 5 300 2 300 2 700 10 3001980 4 600 (484) 8 700 (2 877) 5 100 (56) 18 400 (3 417)1985 7 200 (1 105) 14 900 (6 640) 19 000 (251) 41 100 (8 005)1990 10 434 (2 933) 21 332 (21 332) 38 737 (1 139) 70 503 (17 662)1995 15 007 (4 659) 44 683 (27 073) 68 625 (3 373) 128 315 (35 105)2001 13 921 (5 881) 53 717 (33 891) 111 237 (6 932) 178 937 (46 704)*По статистическим данным Корейской международной торговой ассоциации (Korea International Trade Association), официальный сайт:В 1970-е гг. наблюдалось усиление роли науки впроизводстве, увеличение объемов разработок соб-ственных технологий. В Южной Корее было созданомножество научно-исследовательских институтов.Так, были созданы Корейский институт машино-строения и металлов, Исследовательский институтэлектроники и телекоммуникаций, Корейский иссле-довательский институт химических технологий, Ко-рейский исследовательский институт стандартизациии науки, Корейский институт исследований в облас-ти энергии, Корейский институт исследований океа-на [19]. Все эти институты работали с частнымипредприятиями, создавая базу для промышленногоразвития.Индустриальное развитие страны продолжилось и в1980-е гг., технологические задачи стали более ком-плексными. В то же время развитые страны стали ви-деть в Южной Корее потенциального конкурента и ужене так охотно делились своими новыми разработками скорейскими коллегами. Корейское правительство по-пыталось провести политику либерализации прямыхиностранных инвестиций и ввоза иностранных техно-логий [2]. Однако эти реформы не дали результатов, иправительство осознало необходимость создания неза-висимой системы исследований и разработок. В 1982 г.правительством была принята программа исследованийи разработок, целью которой было развитие частногосектора исследований. Если в 1981 г. Республика Кореятратила на разработки 0,81% от ВВП (368,8 млрд вон,или 526 млн американских долларов), то в 1996 г. циф-ра возросла до 2,8% от ВВП, что составило 13,5 млрдвон (12,2 млрд американских долларов). За 18 лет ин-вестиции в исследования и разработки возросли в27 раз, ежегодный рост - около 20% [3]. Корея вклады-вала в исследования и разработки намного больше, чемостальные развитые страны. В настоящее время РКнаходится на 6-м месте среди стран, входящих в ОЭСР,по расходам на науку исследования [2].Вырос также сектор частных исследований. Так,если в 1981 г. правительству принадлежало 53,5%всех проводимых исследований, то в 1990 г. эта цифрасоставила 19,4%. Сейчас частному сектору принадле-жит около 75% всех вложений в исследования и раз-работки. Но все эти цифры относятся к прикладнымисследованиям. На фундаментальную науку Кореятратит только 0,0012% от ВВП, в то время как анало-гичные траты в США составляют 0,1%, в Японии -0,12%, во Франции - 0,06%, в Германии - 0,07% [3].Такие большие расходы на исследования в частномсекторе можно объяснить следующими обстоятельст-вами. Первое - это промышленность, ориентированнаяна экспорт. Корейские предприятия были вынужденывкладывать в прикладные исследования, чтобы про-дукция могла быть конкурентоспособна на внешнемрынке. Это можно заметить на примере электронной иавтомобильной промышленности. Второе, что следуетотметить, - это развитие южнокорейских финансово-промышленных групп (ФПГ), или «чеболь», чья про-дукция выпускается в основном для внешнего рынка.Именно чеболи вкладывали большие суммы в при-кладную науку, так как имели на это достаточный ка-питал и могли возместить издержки на неудачные на-учные проекты, что было невозможно для мелкого исреднего бизнеса. В результате, по данным на 2000 г.,20 самых крупных корейских предприятий вкладывали57% во все исследования и разработки, проводимые вРеспублике [20. C. 145-165]. Однако стоит отметить,что немаловажный фактор такого стремительного раз-вития - это высококвалифицированная и образованнаярабочая сила, которая смогла воспринять все нововве-дения. Ученые, которые по качеству своего образова-ния не уступали мировым лидерам, смогли правильновоспользоваться теми финансовыми вложениями, ко-торые делались финансово-промышленными группами.Если подводить итоги научно-технологическогоразвития Южной Кореи, то существуют разные мненияпо поводу ее оценки. Часто критикуются модель разви-тия прикладной науки в крупных корпорациях, отсут-ствие большого количества прикладных исследованийв вузах, а также недостаточное финансирование и под-держка фундаментальной науки. Если не брать во вни-мание данную критику, то можно отметить стреми-тельный рост научно-исследовательского сектора вРеспублике. По данным Корейского управления про-мышленной собственности, количество корейских за-патентованных разработок выросло с 1 808 выданныхпатентов в 1981 г. до 52 900 в 1998 г., ежегодный ростсоставил 14,7% [21].Кроме того, Южная Корея занимает 6-е место в мирепо выдаче международных патентов, уступая толькоЯпонии, Соединенным Штатам, Германии, Великобри-тании и Франции [2]. Также очень часто индикаторомуспешного технологического развития является количе-ство полученных американских патентов. Так, в 1969 г.в Южной Кореи было 5 патентов США, но их число вы-росло до 413 в 1991 г. и 3 258 патентов в 1998 г. Респуб-лика заняла 8-е место по количеству патентов, выданныхСоединенными Штатами [22].О лидерстве Кореи во многих областях науки го-ворит международный индекс цитирования (SCI).Показатели цитирования выросли с 27 пунктов в1973 г. до 171 в 1980 г., до 1 227 в 1998 г. и до 12 232в 2000 г. По индексу цитирования SCI Республикаподнялась с 37-го места в 1988 г. до 16-го места в2000 г., что было эквивалентно 24,2% роста за период1973-1997 гг. [2]. Сейчас Южная Корея является ми-ровым лидером в таких областях наукоемкого произ-водства, как полупроводники, карты памяти, мобиль-ные телефоны, жидкокристаллические панели. Такженаходится на передовых позициях в области машино-строения, кораблестроения, производстве бытовойтехники и телекоммуникаций. Корея экспортируетмногие высокотехнологичные товары на мировойрынок (полупроводники, сотовые телефоны, LCDпанели и автомобили), участвует в международныхконференциях и показывает мировой уровень разви-тия своей прикладной науки.Ученые отмечают и отрицательные черты в науч-но-технологической сфере Южной Кореи, так как еерост и развитие шли под влиянием сильного вмеша-тельства государства, отсутствовала здоровая конку-ренция среди лабораторий, и в дальнейшем южноко-рейским ученым будет сложно развивать свои про-граммы без помощи государства. Стоит отметить от-сутствие мобильности ученых среди различных уча-стников инновационного процесса, между универси-тетами, научно-исследовательскими лабораториями ипроизводством. Отсутствие большой и качественнойбазы фундаментальных исследований также несет всебе опасность для дальнейшего инновационного раз-вития страны. Так как южнокорейская наука быласосредоточена на современных производственныхнуждах, существует большой риск, что лимит знаний,необходимых для дальнейшего научно-техническогороста, будет исчерпан.Из-за того что почти все прикладные исследованияведутся в лабораториях чеболей, существует оченьсильная уязвимость и зависимость от внешнеэкономи-ческих факторов.Так, кризис 1998 г. показал, что в связи с измене-ниями на международном рынке и снижением уровняпродаж многих чеболей снизился и уровень затрат этихпредприятий на науку и исследования. Сейчас эконо-мика Южной Кореи полностью восстановлена, но ни-кто не застрахован от повторения ситуации Азиатскогокризиса 1990-х гг.
Ключевые слова
scientific and technological resources and economic indicators,
technological development,
South Korea,
экономические показатели,
научно-технологические ресурсы,
технологическое развитие,
Южная КореяАвторы
Рязанова Анастасия Николаевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | аспирант кафедры отечественной истории исторического факультета | Anastasiya.N.Ryazanova@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
The Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) (2003), «Meeting R&D Funding Targets: Policy Implications», DSTI/STP (2003)2, Paris: OECD.
Управление промышленной собственности Республики Корея (Korea Industrial Property Office (KIPO)). URL: http://www.kipo.go.kr
Ministry of Science and Technology (MOST) (2000), Report on the Survey of Research and Development in Science and Technology, Seoul: MOST. 2000. P. 145-165.
The Korea Institute of Machinery and Metals (KIMM), The Electronics and Telecommunications Research Institute (ETRI), Korean Research Institute of Chemical Technology (KRICT), The Korea Research Institute of Standards and Science (KRISS), The Korea Institute Energy Research (KIER), The Korea Ocean R&D Institute (KORDI).
Корейская международная торговая ассоциация (Korea International Trade Association). URL: http://www.kita.org.
Корейский Институт науки и техники (Korea Advanced Institute of Science and Technology (KAIST)). URL: http://www.kaist.edu/edu.html
Данные Корейского исследовательского фонда (Korea Research Foundation (KRF)). URL: http://www.krf.or.kr
Kim Young-Gul. Innovation and the Role of Korea's Universities, L. Branscomb and Y-H Choi, (eds), Korea at the Turning Point, Westport: Praeger, 1996. P. 30.
Институт науки и технологической политики (Science and Technology Policy Institute (STEPI)). URL: http://eng.stepi.re.kr/
Korea Institute of Science and Technology (KIST). URL: http://www.kist.re.kr/en/index.jsp
Policy Brief: Lifelong Learning, Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), 1996.
Professional Engineers Act of 1963.
Basic Vocational Act of 1965.
Byung-Nak Song. The Rise of Korean Economy. Hong Kong : Oxford University Press, 1990. P. 173-190.
Byung-Nak Song. The Rise of Korean Economy. Hong Kong : Oxford University Press, 1990. P. 26-173.
Официальный сайт KBS (Korean Broadcasting System) WORLD Radio http://world.kbs.co.kr/ russian
Суслина С.С. Значение научно-технических ресурсов в современном экономическом развитии Южной Кореи, Мировое и национальное хозяйство / изд. МГИМО(У)МИД России. 2011. № 2 (17). C. 1-9.
Kim Myung-Sook. Study of Public Expenditures on Education, Korea Development Review, December 1986. P. 51.
The Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), (2003), Meeting R&D Funding Targets: Policy Implications, DSTI/STP (2003)2, Paris: OECD.
Kim Linsu. Imitation to Innovation. The Dynamic of Korea's Technological Learning. Boston : Harvard Business Scholl Press, 1997. P. 100-103.
Kwang Choi, Chin-Seung. Economic Development and Economic Policy in Korea // KDI School of Public Policy and Management. 2006. P. 183-194.
Денисов В.И. Южнокорейская политика в области науки и техники. Некоторые аспекты научно-технологического сотрудничества // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 4 (13). C. 24.