Организация немецко-фашистскими властями работы учреждений народного образования на территории оккупированной Смоленской области в 1941-1943 гг.
Дается анализ деятельности немецко-фашистских оккупационных властей в области образования местного населения на территории оккупированных районов Смоленской области. Рассматривается деятельность открытых оккупантами учебных заведений в г. Смоленске и области, их материальное обеспечение, идеологическая подготовка учителей и дисциплинарные порядки, установленные захватчиками в отношении советских детей. Эта сторона жизни советских людей на оккупированной территории практически не изучалась ранее.
The work of educational establishments organized be the fascist occupation authorities upon the occupied territory of Sm.pdf В первые два года военной кампании против СССРнемецко-фашистские войска захватили достаточнобольшую и густонаселенную территорию европейскойчасти нашей страны. Оккупанты, прилагая усилия корганизации экономической эксплуатации захваченныхрайонов, не обошли вниманием и проблему занятостинаселения, в том числе и подрастающего поколения. Сэтой целью оккупантами была разработана системаобразования детей на занятой территории.Открытие учебных заведений на оккупированнойтерритории осуществлялось с целью отвлечения отосвободительной борьбы советских детей и подрост-ков, внушения им новой идеологии и системы ценно-стей, подготовки квалифицированных кадров для рабо-ты в сельском секторе производства и промышленно-сти. Открывшиеся на территории Смоленской областиучебные заведения должны были удовлетворить эко-номические потребности оккупантов. Захватчики нестремились дать полного образования детям, что пре-дусматривала советская школа, а преследовали сугубоутилитарные цели. Так, к примеру, представитель не-мецкого военного командования в поселке Сычевкапрямо заявил местным учителям: «Мы должны подго-товить квалифицированных сельскохозяйственных ра-бочих, и только» [1. Л. 21]. Этими словами выражаласьсуть деятельности образовательных учреждений наоккупированной территории.Для претворения планов работы школ в жизнь не-мецкими властями в каждом из оккупированных рай-онов области были созданы отделы просвещения. Дляработы в них захватчики подыскивали союзников сре-ди местного населения, имевших специальное педаго-гическое образование. Так, в г. Смоленске такой отделвозглавил профессор Ефимов. Созданные отделы про-свещения начали подготовительную работу к откры-тию учебных заведений. Прежде всего ими была про-ведена регистрация детей школьного возраста и учите-лей, составлены учебные планы и программы, которыев сравнении с советскими были значительно упроще-ны. Некоторые предметы вообще не предполагалосьизучать, другие - значительно сокращались. Большоевнимание уделялось трудовым дисциплинам и приле-жанию. К началу учебного 1942/43 г., приуроченному киюлю, в Смоленском районе было зарегистрировано12 724 ребенка школьного возраста и 340 учителей.Подготавливались к открытию 40 начальных школ и12 народных (семилеток). Во все школы немецкимикомендатурами были назначены заведующие и инспек-тора. Обучение в школах объявлялось бесплатным [2.17 сент.]. По данным отдела просвещения, на конец1942 г. в Смоленском округе работали 248 начальных и82 народные школы. Всего 330 школ с 1 636 учителямии 39 167 учащимися. Кроме того, в округе были откры-ты 3 учительские семинарии (Соболево, Смоленск,Красный), 4 сельскохозяйственные школы (Возновка иСож в Смоленском районе, Кардымово, Монастырщи-на) и 3 ремесленные школы (две в Смоленске и одна вМонастырщине) [2. 26 нояб.].Для более ясного представления о работе школ в пе-риод оккупации остановимся подробнее на деятельностисамой первой школы-семилетки, открывшейся в Смо-ленске 15 июля 1942 г. в помещении бывшей школы на3-й Краснинской улице. Инспектором данной школыбыл М.А. Зарудин, смоленский преподаватель с 29-лет-ним стажем педагогической работы. В школе на моментоткрытия учились 250 человек и работали 12 пре-подавателей. Занятия проводились в две смены. Классыс 1-го по 4-й включительно занимались в первую смену,с 8 часов утра до 12 часов дня, а классы с 5-го по 7-й -во вторую смену, с 13 до 18 часов. Ощущался недоста-ток школьной мебели, поэтому не все дети прилегавше-го к школе № 1 района, желавшие учиться, были приня-ты в нее. В течение учебного года проводился дополни-тельный прием учащихся, осуществлявшийся по мереремонта и изготовления школой классной мебели.Журналист оккупационной газеты «Новый путь»,побывавший в школе в день ее открытия, описывая еечитателям в своей статье, отмечал удивившую его чис-тоту коридоров и тишину, царившую в школе во времяуроков. Делая оптимистическое резюме, журналистприводит в статье фрагмент урока: «Дети заучивалистихотворение. Сначала учительница читала две стихо-творные строчки, потом их хором повторял весь класс.Сорок детских голосов, дружно, немного нараспев,говорили вслед за своей учительницей: "Под соснойбольшой, пушистой из ветвей построен дом". Лицадетей серьезны и напряжены от внимания. Каждыйстарался запомнить стихотворение как можно лучше.Поражала прекрасная дисциплина урока. Никакой воз-ни, никаких разговоров - ничего, что было самымобычным явлением в советской школе.У каждого ученика на парте лежала тетрадь, акку-ратно обернутая в газетную бумагу. Около тетрадистояли пузырьки с чернилами» [2. 19 июля].Хваля дисциплину и старания учеников в изучениипредлагаемого им материала, журналист «Нового пу-ти» ни слова не пишет о том, какими мерами все этодостигалось. Из других источников известно что для«активизации учебного процесса» в школах широкоприменялись телесные наказания за мало-мальскисерьезный проступок, дети всячески запугивались иизбивались наиболее ретивыми учителями. После вой-ны было установлено, что за время существования ок-купационных школ «3/4 всех учащихся получали раз-личные (телесные) наказания» [3. Л. 16].Несмотря на войну, трудные условия жизни, тяга кзнаниям у советских детей была велика. Заявлений оприеме в школу подавалось больше, но все было не-возможно удовлетворить. Учащиеся школ принималиактивное участие в сборе сохранившихся от пожаровучебных пособий и школьной мебели. Родители детейпомогали ремонтировать классы. В 1-й народной шко-ле к концу первой четверти насчитывалось 26 классов.Учителями и учениками было собрано все, что моглопригодиться на занятиях. Учениками была перенесенав школу и приведена в порядок коллекция музея при-роды и коллекция Пржевальского, хранившаяся в сы-ром помещении соборного двора. Кроме того, из раз-рушенных советских школ в школу № 1 были переме-щены коллекция местных и перелетных птиц в количе-стве 250 экземпляров, коллекция млекопитающих(бобр, выхухоль, выдра, барсук, два бурых медведя ит.д.), коллекция паразитических червей, амфибий и др.Также юннатами было собрано большое количествоботанических и зоологических таблиц, уцелевший гер-барий, коллекция минералов, микроскоп. На базе этихматериалов и был организован кружок юннатов и жи-вой уголок, в котором находились аквариумы, ежи,мыши и крысы. В планах кружка юннатов предполага-лось проведение ряда научных экскурсий.Этой школе в пропагандистских целях оказывалипомощь и оккупанты. Так, одной из немецких частей враспоряжение школы было предоставлено 150 спирто-вых препаратов животных и растений, которые былиприведены в порядок членами кружка юннатов. Другойнемецкой частью был сохранен и передан школе скелетчеловека. Но эта помощь была незначительна. Учени-ками собирался классный мел и стекло для окон, про-водились экскурсии для сбора наглядного материала.Для кабинета химии было собрано некоторое количе-ство реактивов и химических приборов для наглядныхпроведений уроков. В этой школе были открыты каби-нет физики и мастерская при нем с целью ремонта иизготовления физических приборов для школ всегоСмоленского округа. Для этой мастерской школа при-обрела токарный и сверлильный станки, тиски и ком-плект слесарных инструментов. Существовали связишколы и с культурными центрами города. Так, в го-родском театре для учеников школы № 1 читались пе-реведенные с немецкого языка сказки «Красная шапоч-ка», «Ганс и Маргарита», «Золушка» [2. 5 нояб.]. Смо-ленская школа № 1 являлась образцовым учебным за-ведением, на ее примере оккупационные власти стре-мились показать свою заботу о советских гражданах.Открытие оккупантами школ проходило, как прави-ло, торжественно. Инспектора школ, происходившие вбольшинстве своем из антисоветских элементов, стара-лись показать свою преданность оккупантам, благо-дарность советских детей немецким властям за то, чтоони заботятся о них. Так, оккупационная газета «Но-вый путь», освещая открытие сельской школы в дерев-не Нивище, восторженно сообщала читателям следую-щее: «Ровными рядами стоят новые скамейки, которыезаполнены сияющей, веселой, нарядно одетой детво-рой. Собрались ребята со всех прилегающих к школедеревень на свой праздник - первый день открытиязанятий в школе. Тут же стоит группа недавно при-бывших в школу учителей. Рядом стоит учительскийстол, уставленный цветами. К нему подходит инспек-тор школы. Все приветствуют его вставанием. Лицоинспектора не покидает радостная улыбка сознаниятого, что несмотря на все трудности, ему удалось при-готовить школу к занятиям. Он приветствует учащих-ся, желая им успехов в учебе. В ответ из среды уча-щихся выходит девочка с большим букетом полевыхцветов, которые передает инспектору. Она от лица всехучащихся дает обещание любить знания и труд, ува-жать старших и помогать им в работе. Заканчивает этумаленькую речь ученицы хор, исполнением немецкойпесенки под аккомпанемент молодой учительницыпения… После этого хор учениц исполнил ряд русскихнародных песен. Раздается звонок, извещающий о на-чале 1-го часа занятий, и веселая шумная толпа ребя-тишек под руководством учителей пошла в классы назанятия» [7. 13 сент.].Для подготовки учителей к работе в новых услови-ях, разъяснения им фашистской идеологии оккупаци-онными властями была создана группа лекторов, вы-езжавшая в районы области для проведения учитель-ских семинаров с местными учителями. В задачу лек-торов входило введение учителей в круг новых поли-тических и педагогических проблем, вытекавших изпроизошедших мировых перемен, переориентация учи-телей от «большевизма и советчины» к немецкой идео-логии. Темы семинаров были разнообразны: «НоваяЕвропа под руководством Германии», «Сущность на-ционал-социализма», «Опровержение марксизма»,«Проблема расы», «Еврейский вопрос», «Новая Европаи путь России к включению в нее». Педагогическиесеминары проводились в основном на тему «Общиевопросы школьного дела». Лекторами также излага-лись вопросы строения и дух германской школы. Осо-бенно подробно лекторы рассматривали два вопроса:1) совместное обучение; 2) меры физического воздей-ствия на учеников.Мнения советского учительства в отношении физи-ческого воздействия на учеников расходились с немец-кими методами и были разными. «В Красном, аудито-рия большинством голосов высказалась против телес-ного наказания, а в Монастырщине почти единогласновысказались за него. Лекторами было сообщено учите-лям демагогическое обещание германского командова-ния наделить каждую школу участком земли в 10-15га, который должен был служить не только для целейпреподавания естествознания и элементов сельскогохозяйства, но и материальной опорой работников шко-лы. Это сообщение, в большинстве районов встреча-лось аплодисментами» [8. 17 сент.].Захватчики не скупились на подобные обещания,стараясь привлечь население на свою сторону. Исполь-зуя известную политику «кнута и пряника», оккупанты,с одной стороны, запугивали население репрессиями,расстрелами, с другой - стремились отвлечь населениеот различных форм сопротивления, в том числе и воо-руженной борьбы, раздавая различные обещания, иногдаделая показательные «рыцарские» жесты отдельнымобщественным организациям и своим прислужникам.Кроме выездных семинаров с 15 по 23 июля 1942 г. ра-ботали курсы для учителей города и Смоленского рай-она. На них приехало 232 учителя. Слушатели курсовразделились на две группы: 1) посещавшие предметы,общие для всех; 2) посещавшие специальные предметыпо роду преподаваемых дисциплин.В первой группе все учителя проходили переподго-товку. Изучаемыми предметами были: «Вопросы педа-гогики и задачи современной школы», «Задачи физиче-ского и художественного воспитания в школе», «Об-щие вопросы школьного дела», «Организация школь-ной работы в современных условиях». Кроме этих об-щепедагогических предметов были включены в учеб-ный план курсов два вопроса общеполитического ха-рактера, имевшие особое значение для оккупантов:«Новая Европа под руководством Германии» и «Новыйпорядок землепользования в освобожденных облас-тях». Специальными предметами являлись методикапреподавания отдельных предметов, а также критиче-ский разбор и просмотр советских учебников, которыеиспользовались для преподавания в школе до тех пор,пока германскими властями не были составлены и из-даны новые учебники. Первые же учебники для1-4-х классов по русскому языку и арифметике былиизданы в Риге в 1943 г. [91. Л. 22]. Из советских учеб-ников, допущенных к использованию, были тщательноудалены статьи о жизни и деятельности Ленина, Ста-лина, героев и ученых СССР. Общая установка, даннаяоккупантами учителям, гласила: «Изъять из программи учебников все, что большевизирует школьника, чтоформирует в нем чувство советского патриотизма» [10.Л. 70]. В связи с нехваткой учителей, которые были быподготовлены по стандарту и идеологии фашистскойГермании для занятых территорий, оккупационныевласти открыли учительские семинарии.Остановимся более подробно на работе самой боль-шой из них - Смоленской учительской семинарии, на-чавшей свою деятельность 3 ноября 1942 г. По даннымна декабрь 1942 г., в ней проходили обучение206 человек. Преподавательский состав насчитывал10 человек, в их числе 3 профессора и 2 бывших препо-давателя высших учебных заведений [11. 20 дек.]. Се-минарией осуществлялась подготовка учителей для5-7-х классов народной школы по специальностям: рус-ский язык и литература, математика и физика, естество-знание и география, немецкий язык. Кроме общеобразо-вательных предметов в семинарии преподавались педа-гогика и психология, методика русского языка, а такжекурс садоводства, огородничества и пчеловодства. Изиностранных языков обязательно изучался немецкий. Всеминарию принимались по экзамену лица с образова-нием не ниже 1-го курса высшего учебного заведения.Слушателей обеспечивали хлебными карточками (250 гхлеба в сутки) и пропуском на получение за наличныйрасчет обедов в городской столовой. Обучение в семи-нарии было бесплатным. Окончившим семинарию вы-давались соответствующие свидетельства.Для повышения образовательного уровня учителей ирасширения их кругозора оккупационными властями смая 1943 г. издавался педагогический журнал «Школа ивоспитание» под редакцией профессора Д. Сошальского.Этот журнал вводил читателей в курс проблем пережи-ваемого момента, знакомил с новшествами в образова-нии и воспитании подрастающего поколения. Вместе стем журнал предоставлял свои страницы читателям дляобсуждения вопросов, возникавших в связи со строи-тельством нового школьного дела. Журнал планирова-лось выпускать раз в два месяца. В его содержание вхо-дили следующие отделы: 1) «Наука - культура - про-свещение»; 2) «Проблемы преподавания и воспитания»;3) «Жизнь школы»; 4) «Письма читателей», 5) «Инфор-мация». Для образования детей в рамках фашистскойидеологии и привития им новых жизненных стереоти-пов, а также воспитания в них чувства благодарности иуважения к захватчикам за избавление русских людей от«большевистского гнета» оккупационными властями вобластном центре издавался специализированный дет-ский журнал «Школьник». На обложке журнала изобра-жался портрет Гитлера с надписью: «А. Гитлер - фюрер(вождь) германского народа, освободитель от "больше-вистского ига"» [12]. На его страницах печатались ста-тьи, посвященные биографии Гитлера, германскимпраздничным традициям, материалы о мрачных совет-ских временах и «благодетелях» в лице немецко-фашистских захватчиков. За время оккупации вышлонесколько номеров этого журнала.Таким образом, захватчики рассчитывали основа-тельно закрепиться на территории СССР. Соответствен-но, открытые ими учебные заведения были призваныобеспечить экономику III Рейха квалифицированнойрабочей силой, уровень образования которой мог быпозволить лишь усердно трудиться на благо захватчикови ни в коем случае не иметь широкого кругозора, а темболее самостоятельных политических взглядов. В целомоккупантами осуществлялась политика онемечиваниясоветских граждан и превращения СССР в колонию фа-шистской Германии, и одним из направлений этой поли-тики должна была являться образовательная система,воспитывающая послушных подданных.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 18
Ключевые слова
courses, Nazi ideology, teacher, education, school, occupation authorities, Smolensk region, нацистская идеология, курсы, учитель, школа, образование, оккупационные власти, Смоленская областьАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Якутин Александр Владимирович | Смоленский филиал Московского университета МВД России | преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин | avatson@rambler.ru |
Ссылки
Школьник. 1942. № 4.
Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 2355. Оп. 3. Д. 20.
ЦДНИСО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1299.
Центр документов новейшей истории Смоленской области (ЦДНИСО). Ф. 6. Оп. 1. Д. 1281.
Новый путь. 1942.
